Признаки глистных инвазий у детей. Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются


Как определить на что аллергия у ребенка? Исходить нужно из самых доступных методов диагностики в домашних условиях - исключение потенциальных бытовых и пищевых аллергенов. Если это кропотливое исследование не приносит положительных результатов, назначаются кожные аллергопробы и лабораторное исследование крови.

Наиболее информативный тест при аллергии - аллергопробы, или кожный тест «in vivo». Это исследование помогает установить, какой антиген является причиной аллергической реакции. Также в обязательном порядке назначается анализ крови на иммуноглобулин IgE. Его уровень показывает реакцию иммунной системы на аллерген. Выявление аллергического антигена помогает аллергологу и иммунологу назначить адекватное симптоматическое лечение, безопасную иммунотерапию, а родителям эта информация дает возможность полностью исключить или хотя бы устранить аллергены в быту и питании ребенка.

Аллергопробы и условия их проведения

Аллергопробы позволяют быстро определить чувствительность организма к провокационным аллергенам, которые наносятся на кожу или слизистые. По ответной реакции устанавливается степень сенсибилизации. Тест проводит иммунолог-аллерголог.

Что нужно знать перед проведением теста

  • Каковы показания к аллергопробам? Назначаются при атопическом дерматите, пищевой, контактной аллергии, бронхиальной астме, хроническом аллергическом рините и конъюнктивите. Также частый кашель, хрипы, приступы удушья, случаи выраженной реакции на укусы насекомых и медицинские препараты являются поводом для обследования.
  • Каковы противопоказания к аллергопробам? Тесты не проводятся в период обострений, поскольку еще больше могут спровоцировать аллергическую реакцию. Обследование нужно проходить только через 2 недели после обострения аллергии. Также аллергопробы запрещены в таких случаях: острый период любого хронического заболевания, вирусная, бактериальная, грибковая инфекция, онкология, аутоиммунные, психические болезни, нарушения эндокринной системы, судорожный синдром, острая реакция на аллерген.
  • Как подготовиться к анализу? Минимум за 7 дней нельзя принимать антигистаминные средства, за 14 дней - гормональные препараты (местные и системные), стабилизаторы мембран тучных клеток, которые искажают результаты тестов. Перед процедурой ребенок должен поесть, аллергопробы не проводятся натощак. Также важно, чтобы накануне не было физических нагрузок, сильных эмоциональных переживаний.
  • Где сделать пробы? Провокационные пробы на аллергию детям проводят в специализированных аллергологических центрах. Всегда есть риск острой, моментальной реакции на аллерген, поэтому должны быть условия для оказания неотложной помощи в таких ситуациях. После проведения пробы ребенок должен находиться некоторое время под присмотром врачей, также могут быть назначены антигистаминные препараты. Исследование крови на определение иммуноглобулина IgE можно провести в любой коммерческой лаборатории, для этого необходимо сдать кровь из вены и получить результат на следующий день.

Возрастные ограничения

С какого возраста делают пробы на аллергию детям? Рекомендуют проводить провокационные аллергопробы у детей после 3 лет (в некоторых источниках указан другой возраст - после 5 лет). Такая поздняя диагностика обоснована тем, что у детей незрелая ферментная система. Кожные аллергопробы будут неточными и малоинформативными, кроме того, небезопасными в младенческом возрасте. Часто бывает, что через полгода проводятся повторные тесты, и никакой аллергии не обнаруживается. Несмотря на такие рекомендации, при сильной аллергической реакции невыясненной природы малышам до 3 лет могут назначать это обследование. Есть разные отзывы об этой процедуре в столь юном возрасте. Одни мамы считают, что тест помог быстро выявить аллерген (особенно при пищевой аллергии) и эффективно вылечить малыша. Другие мамы, наоборот, считают, что нужно придерживаться гипоаллергенной диеты, исключать потенциальные аллергены и ждать, когда созреет ферментная система. Такие же разные точки зрения встречаются у врачей-аллергологов.

Аллергопробы считаются самым информативным тестом и основным методом диагностики в аллергологии, но они часто дают ложные положительные и отрицательные результаты. Это объясняется нарушением подготовки к анализу и техникой его проведения, неправильным хранением аллергенов. Если у ребенка обнаружена повышенная чувствительность к какому-либо аллергену, это еще не говорит об окончательном диагнозе.

Как проводится кожное тестирование

Процедура малотравматична и безболезненна, ребенок лишь почувствует легкий укол или царапание. Манипуляция должна быть бескровной.

  • Чаще всего пробы проводят на внутренней стороне предплечья, иногда - на спине.
  • Предварительно врач обрабатывает кожу антисептическим средством.
  • Затем по одной капле на кожу наносятся (на расстоянии 2,5 см) три вещества: контрольный раствор для теста, гистаминовый раствор, аллерген для диагностики.
  • После этого при помощи ланцета делается укол на глубину 1 мм (прик-тестирование).
  • Повреждение эпидермиса также могут проводить скарификатором, когда царапается кожа в месте нанесенной капли.
  • Через 20 минут врач проверяет реакцию кожи.
  • Положительный контроль дает гистаминовый раствор, отрицательный - контрольный раствор.

Как еще можно определить аллергию у ребенка? Существуют другие виды провокационных тестов:

  • назальный : контрольный раствор жидкости и аллергена капают в нос, с его помощью диагностируется аллергический ринит;
  • конъюнктивный : контрольный раствор жидкости и аллергена капают в глаза, с его помощью диагностируется аллергический конъюнктивит;
  • ингаляционный : ингаляции проводятся с контрольным раствором и аллергеном, применяют при подозрении на бронхиальную астму в стационарных условиях;
  • сублингвальный : разведенное лекарство или пищу кладут под язык, с его помощью диагностируется аллергия на медпрепараты и пищу, в стационаре ребенок находится не менее суток.

Какие аллергены входят в список исследования

Для диагностических исследований аллергии применяются только проверенные, «лечебные» аллергены, которые прошли регистрацию в системе здравоохранения и разрешены к применению. В этот список входят:

  • различные пищевые аллергены;
  • шерсть животных;
  • яд насекомых;
  • домашняя пыль;
  • пылевые клещи;
  • книжная пыль;
  • шерсть и эпидермис животных;
  • перья, пух птиц;
  • пыльца луговых, злаковых, сорных трав;
  • пыльца цветущих деревьев;
  • бактерии и грибы.

Чаще всего тестирование проводится с 15-20 самыми распространенными аллергенами.

Что можно увидеть в результатах теста

Прочитать анализы должен врач-аллерголог. Если мама увидит в бланке обозначение «+++„, это еще не значит, что все так катастрофично. Нередко при проведении проб выявляется скрытая чувствительность (латентная сенсабилизация) к аллергену, когда нет клинических симптомов, но результат положительный.

Таблица - Характеристика кожных аллергопроб

Реакция Обозначение Проявления
Отрицательная - Нет никаких проявлений
Сомнительная -/+ Покраснение кожи без волдырей
Слабоположительная + При натягивании кожи виден волдырь
Положительная ++ Заметный волдырь (5 мм) с покраснением вокруг
Резко положительная +++ Большой волдырь (10 мм), выраженное покраснение
Очень резко положительная ++++ Очень большой волдырь (больше 10 мм), сильное покраснение кожи

Лабораторное исследование крови

Лабораторные анализы на аллергию у детей - самый безопасный вид диагностики без возрастных ограничений и противопоказаний. Его назначают при всех видах аллергии. Преимущество этой диагностики в том, что не надо подвергать ребенка риску и контактировать с аллергеном. При проведении этого анализа определяют наличие в плазме крови антител (иммуноглобулины IgE), которые реагируют на появление аллергенов. По уровню концентрации иммуноглобулина можно судить о тяжести аллергической реакции. При помощи лабораторного анализа можно исследовать реакцию на 200 видов аллергенов.

Таблица - Нормы общего иммуноглобулина IgE

О чем важно знать?

  • Анализ на иммуноглобулины IgE проводится натощак.
  • Нужно избегать физических нагрузок, эмоциональных всплесков.
  • За день до анализа у ребенка должна быть щадящая диета: исключить острое, кислое, жирное, сладкое, потенциальные аллергены.

Как выявить причину аллергии у грудничка

Как понять, на что аллергия у ребенка до года, если при этом нельзя сделать кожные аллергопробы? Потребуется терпение и время, чтобы обнаружить причину аллергии у младенца. Врачи рекомендуют тактику исключения потенциальных аллергенов. Прежде всего, это касается питания младенца.

  • При грудном вскармливании. Кормящая мама должна пересмотреть свою диету. Исключаются все продукты, содержащие аллергены. В первую очередь: красные, оранжевые фрукты и овощи, цитрусовые, шоколад, мед. При ГВ также не желательно употреблять цельное молоко, если есть подозрение на непереносимость лактозы. Подробнее о латказной недостаточности у грудничка читайте в другой нашей статье.
  • При искусственном вскармливании. У ребенка может быть аллергия на содержание лактозы в искусственной смеси. Рекомендован переход на безлактозные и низколактозные смеси. Нужно знать, что частая смена питания также может привести к аллергической реакции.
  • Во время прикорма. После 6 месяцев постепенно вводится прикорм. Рекомендуют начинать с гипоаллергенных овощей и безглютеновых каш (кукуруза, рис, гречка). У малыша может быть аллергия на глютен, поэтому исключаются продукты из пшеницы, овса, ржи, ячменя.
  • Объем пищи . Нельзя перекармливать малыша. Ферментная система грудничка еще незрелая и может не справиться с большим объемом грудного молока, смеси, прикорма.

Если при всех стараниях родителей, выявить аллерген у грудничка не получается, врач-аллерголог назначает лабораторное исследование крови. Подробнее об аллергии у грудничков читайте в другой нашей статье.

Выявление аллергенов без лабораторных исследований

Как помочь ребенку и выявить аллергены в домашних условиях?

  • Пищевой дневник. Если есть подозрение на пищевую аллергию, рекомендуют записывать реакцию ребенка или ее отсутствие на разные продукты, а также их количество. Подробнее о пищевой аллергии у ребенка читайте в другой нашей статье.
  • Контактные аллергены. Важно задаться вопросами: какая вода течет из крана, какой воздух в помещении, каким порошком стирается детская одежда, каким моющим средством моется посуда, из чего сделаны игрушки, есть ли в доме старая мягкая мебель, ковры, открытые книжные полки и т.д.
  • Животные в доме. Чаще всего у детей бывает аллергия на шерсть кошек, собак, перья и пух птиц. Также возможна реакция на шерсть грызунов (морские свинки, хомяки, кролики). Для установления этой причины нужно перевезти на какое-то время животных к знакомым, сделать влажную уборку в доме, тщательно пропылесосить все поверхности.
  • Другое место проживания. Часто бывает, когда ребенок переезжает в другое место (например, гостит у бабушки), симптомы аллергии исчезают или становятся менее выраженными. Это подсказка для родителей: возможно, причина в бытовой пыли, клещах, плесени, которая есть дома.
  • Сезонное проявление аллергии . Если у ребенка обнаруживается аллергический ринит или конъюнктивит весной или летом, вероятно, причина - в пыльце растений. Устранить этот провоцирующий фактор невозможно (разве что переехать в другую климатическую зону), но облегчить состояние ребенка можно.

Далеко не всегда удается обнаружить аллерген в домашних условиях. Иногда, казалось бы, при исключении всех потенциальных аллергенов симптомы остаются продолжительное время, заболевание переходит в хроническую форму.

Как выявить аллерген у ребенка, если ни один из домашних способов не приводит к положительному результату? Основной диагностический метод в аллергологии - аллергопробы, которые помогают обнаружить повышенную чувствительность организма к различным аллергенам. Расшифровку анализов должен проводить врач-аллерголог, учитывая связь между аллергеном и симптомами, беря во внимание результаты анализа на иммуноглобулин IgE.

Распечатать

В нынешнее время дальтонизм не является редкостью. Суть его заключается в неспособности человеком распознавать (выделять среди других) определенный цвет. Среди дальтоников есть и те, кто не может различать несколько цветов, а в тяжелых случаях у больного может и вовсе отсутствовать цветоощущение.

Цвета, которые дальтоник не распознает, для него выглядят серыми. Не все мамы и папы знают, как вовремя распознать дальтонизм у детей 3-х лет, в 2 года, каковы причины возникновения данного заболевания и какие меры необходимо принимать родителям, если их ребенку такой диагноз уже поставлен.


Этиология

Чаще всего дальтонизм у ребенка появляется из-за хромосомной мутации – еще во время внутриутробного развития. Однако известны случаи, когда заболевание возникало в результате какой-либо офтальмологической или неврологической патологии.

В зависимости от факторов, способствующих развитию данного вида зрительного дефекта, можно определить, поддается ли он лечению терапевтическими или хирургическими методами. Наследственный дальтонизм необратим. Известно, что дальтонизму подвержены преимущественно мальчики.

Механизм нарушения цветового восприятия (полного или частичного) зрительным аппаратом заключается в нарушении функциональной активности цветочувствительных клеток (колбочек). Они локализованы в центральной части сетчатки.


Различают несколько видов колбочек, каждый из которых содержит особый пигмент белковой природы, от наличия которого зависит восприятие определенного цвета:

  1. Первый тип пигмента воспринимает красный спектр.
  2. Второй тип пигмента воспринимает зеленый спектр.
  3. Третий тип пигмента воспринимает синий спектр.

У здорового ребенка все цветочувствительные клетки имеют три типа пигмента, поэтому зрительный аппарат таких детей способен правильно воспринимать информацию обо всех цветах.

Клиническая картина

Механизм развития заболевания и степень зрительных нарушений, связанных с цветоощущением, всегда очень индивидуальны. Чаще регистрируются случаи с частичным нарушением цветовосприятия, когда болезнь протекает в легкой или средней форме. Случаи с тяжелым течением и полным отсутствием цветовосприятия происходят довольно редко.

Наиболее частая форма проявления дальтонизма у детей – нарушение восприятия цветов красной и зеленой гамм. Реже встречаются случаи с нарушением восприимчивости к сине-зеленым оттенкам.

Тяжелым формам дальтонизма обычно сопутствуют следующие офтальмологические патологии:

  • низкий уровень остроты зрения;
  • нистагм (непроизвольные периодические движения глазных яблок в определенном направлении – горизонтальном или вертикальном).


Диагностика

Дети с нарушением цветоощущения начинают четко называть цвета окружающих их предметов гораздо позже своих сверстников. Родители пытаются научить ребенка различать цвета, много раз повторяя название каждого из них, а ребенок некоторые оттенки воспринимает в искаженном виде, но не может это самостоятельно определить. Нередки случаи, когда дальтонизм диагностируют человеку уже во взрослом возрасте, во время профилактической проверки зрения.

При внимательном наблюдении за крохой ответственный родитель все же имеет возможность проверить, есть ли у него какие-либо нарушения цветовосприятия. Для этого можно использовать несколько несложных тестов для определения:

  • Положите перед малышом пару равных по размеру и форме конфет. Одну из них оберните в пеструю обертку, другую – в невзрачную, лучше серую. Дети падки на все цветное и яркое, поэтому здоровый ребенок наверняка предпочтет конфету в броской упаковке.

Малыш, страдающий дальтонизмом, возьмет наугад, и вы почти наверняка это заметите, что должно стать поводом для незамедлительного обращения к специалисту.


  • Попросите ребенка нарисовать пейзаж с натуры, используя цветные карандаши или фломастеры. Если цвета на детском рисунке резко не соответствуют реальным, то есть повод забеспокоиться. Впрочем, случается, что такая «техника исполнения» связана с богатым воображением малыша и не является признаком зрительных нарушений.

Для диагностики дальтонизма у ребенка офтальмолог может использовать специальные цветные схемы с картинками и таблицы Рабкина. Они позволят не только выявить заболевание, но и определить тип нарушения цветовосприимчивости.


Методы лечения

К сожалению, на данный момент врожденный дальтонизм у детей, обусловленный генетической особенностью, не поддается полному излечению или профилактике. Некоторые виды приобретенного дальтонизма можно устранить, воздействуя на их первопричину.

Если нарушение цветоощущения связано с катарактой или другой органической патологией зрительного аппарата, то избавиться от дальтонизма можно с помощью адекватной терапии или хирургической коррекции первичного заболевания. Систематический прием некоторых групп лекарственных препаратов может спровоцировать возникновение подобных зрительных расстройств. В таких случаях лечащим врачом проводится коррекция плана медикаментозного лечения.


Существуют способы коррекции нарушения цветовосприятия у детей. К ним относятся:

  • Ношение специальных очков или контактных линз для дальтоников. Они способны повысить степень распознавания определенных цветов, однако могут искажать форму и размер некоторых объектов.
  • Ношение очков или контактных линз, блокирующих яркий свет. Такие очки являются не только способом коррекции нарушения цветовосприятия, но и качественным терапевтическим средством. С их помощью ребенок, страдающий дальтонизмом, может намного лучше ориентироваться среди разноцветных объектов.
  • Ношение специальных очков со щитками на периферии. Показано детям с полным отсутствием нормального цветовосприятия.

Благодаря приглушенному свету происходит дополнительная стимуляция цветочувствительных клеток.


Некоторые факты

Если ориентироваться на статистику, можно отметить, что 10% всех жителей планеты Земля в той или иной степени страдают дальтонизмом. Многочисленные исследования специалистов в этой области подтверждают то, что вероятность возникновения данного заболевания зависит от многих факторов. Среди них генетическая предрасположенность, половая принадлежность, возрастная категория, место жительства. Существует гипотеза, что данное зрительное нарушение было физиологической нормой для древнего человека.

Доказано, что наследственный дальтонизм возникает вследствие нарушения строения Х-хромосомы. Приобретенная форма заболевания может развиться в результате черепно-мозговой травмы, неврологических или офтальмологических органических нарушений, инсульта, некоторых инфекционных болезней с тяжелым клиническим течением.


В мировой клинической практике известны случаи, когда дальтонизм был признаком дегенеративных процессов в зрительном аппарате, связанных со старением организма. Яркий пример этому – знаменитый художник Илья Репин. Будучи уже довольно пожилым человеком, он задумал переделать свое знаменитое полотно «Иван Грозный и сын его Иван». Однако в процессе работы его друзья и коллеги стали замечать, что опытный живописец исказил цветовую палитру всей композиции, что ясно говорило о нарушении у него цветовосприятия.

Глистам характерно длительное пребывание в организме ребенка, многочисленные повторные заражения, поэтому болезнь развивается медленно, принимает хроническое течение с длительным удовлетворительным состоянием ребенка. У детей встречается более 15 видов глистов, но наиболее распространенными являются энтеробиоз и аскаридоз (в 80 % случаев), трихоцефалез (65 %), токсокароз (60 %), описторхоз, дифиллоботриоз, гименолепидоз. В последние годы благодаря внедрению в нашу медицину современного метода обследования токсокароз стал выявляться значительно чаще и точнее.

Попадание зрелых яиц глистов воспринимается организмом ребенка как болезненное состояние. Развитие заболевания можно разделить на два периода: острый – это первые 3 недели после заражения, и хронический – может длиться годами.

Острый период

Симптомы острого периода схожи при поражениях разными глистами, но отличаются интенсивностью проявления: при энтеробиозе клиника практически отсутствует, в то время как при попадании в организм токсокар, аскарид дети чувствуют себя крайне плохо.

Симптомы:

  • Аллергические реакции – ведущий симптом.
  • Тошнота и боли в области пупка – встречается очень часто.
  • Повышение температуры тела.
  • Кожный зуд.
  • Отеки как небольшие, так и обширные.
  • Увеличение лимфатических узлов.
  • Боли в мышцах.
  • Боли в суставах.

На фоне перечисленных симптомов нередко развиваются легочные заболевания (небольшой кашель, астматические состояния, пневмония или плеврит), боли в животе, .

Хронический период

Слабость, повышенная утомляемость, плохой сон ребенка могут быть симптомами хронической глистной инвазии.

Симптомы хронической фазы могут значительно различаться при заражении разными видами глистов, зависят от количества возбудителя, в каком внутреннем органе он находится. Симптомы хронического периода более стертые, незаметные.

Основные признаки:

  • Слабость.
  • Утомляемость.
  • Раздражительность.
  • Ослабление организма.
  • Плохой беспокойный сон.
  • Нарушения пищеварения (тошнота, рвота, нарушения стула).
  • Дети хуже растут, .
  • Внешний вид усталый, кожа анемично бледная, синяки под глазами.
  • Иммунитет снижен, наблюдаются частые простуды.
  • На выделения и продукты обмена глистов у ребенка развиваются аллергические реакции, что проявляется , аллергическим насморком, воспалением реснитчатого края века (ячмень), иногда астматическим бронхитом.

Глисты могут находиться в организме ребенка незаметно, и родители, не подозревая о зараженности своего ребенка, находят зрелых особей в горшке.

Обратите внимание на симптомы, характерные для самых часто встречаемых глистов

  1. Характерным признаком остриц (энтеробиоза) является анальный зуд в вечернее время с 23:00 до 1:00, который дети переносят очень болезненно. Часто встречается острая боль в животе. Также у девочек часто наблюдаются воспалительные процессы половых органов, мочевыводящих путей, анемия, кожные аллергические реакции, вегетососудистая дистония (усталость, сниженное АД, головокружения, головные боли, разбитость), заболевания пищеварительной системы. Чаще острицы встречаются у детей, страдающих .
  2. При аскаридозе более характерно нарушение сна, тошнота, боли в околопупочной зоне, головокружения, пневмония. Аскариды обладают самыми сильными аллергенными способностями, поэтому иногда аскаридные аллергические реакции могут представлять угрозу для жизни ребенка.
  3. Заподозрить токсокароз можно при повторных случаях крапивницы.
  4. При трихоцефалезе характерным симптомом является геморрагический колит.

Анализы

Зачастую определить наличие заболевания только по симптомам сложно, поэтому основным методом диагностики является лабораторный анализ.

  • Энтеробиоз (острицы) выявляется с помощью исследования материала, полученного липкой лентой, шпателем из заднего прохода.
  • Токсокароз – при специальном исследовании крови из вены.
  • Аскаридоз, трихоцефалез и прочие обнаруживаются при сдаче анализа кала. Часто анализы кала могут быть ложно отрицательными из-за особенностей разных периодов жизни глистов, поэтому целесообразно повторять их до 5 раз или сделать специальный анализ на антитела из венозной крови.
  • В общем анализе крови можно обнаружить повышенное количество лейкоцитов и эозинофилов.

Основные показания для обследования ребенка на глисты

  • Боль в животе;
  • Частое подташнивание, рвота;
  • Болезни пищеварительных органов;
  • Утомляемость, раздражительность, беспокойный тревожный сон, скрипение зубами во сне;
  • Аллергические реакции;
  • Зуд в заднем проходе (энтеробиоз);
  • Воспаление наружных половых органов, мочевыводящих путей (энтеробиоз);
  • Задержка в росте и весе.

Пути заражения

Пути заражения глистами разные, но чаще всего их яйца попадают в кишечник ребенка из грязных рук, реже при заглатывании пыли.

Энтеробиозом заражаются внутри помещений через , детские игрушки, при привычке грызть ногти, и грязную нижнюю одежду.

Яйца аскарид чаще попадают с немытыми , чаще с клубникой, зеленью, при привычке поесть песка в песочнице и т. д.

Токсокарозом дети заражаются в песочницах, от собак.

Трематоды попадают в организм при употреблении в пищу недостаточно термически обработанного зараженного мяса (дичь), . Именно поэтому не рекомендуется детям употреблять вяленое мясо, вяленую, сушеную и копченую рыбу.

Трихоцефалезом – при употреблении грязных сырых овощей, воды из открытых водоемов.

Описторхозом – при употреблении в пищу рыбы, плохо обработанной термически или не обработанной вовсе.

Где чаще встречаются различные виды глистов

  • Энтеробиоз и аскаридоз являются заболеваниями сельской местности, небольших городов, поселков городского типа. Чаще встречаются в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Западном, Приволжском округах.
  • Трихоцефалез – Дагестан, Чечня.
  • Токсокароз регистрируется везде, где налажены современные методы диагностики.
  • Описторхоз – в регионах, находящихся в бассейнах рек Обь, Волга, Кана.
  • Дифиллоботриоз – на Дальнем Востоке, в Карелии, вблизи бассейнов рек Обь, Лена, Енисей, Волга, Нева, Печера.

Чтобы избежать заражения глистами и тяжелых последствий этого заболевания, необходимо приучать детей к гигиене – после улицы, игры с животными, пред едой, не употреблять в пищу немытые овощи, фрукты и ягоды, . Участковые педиатры рекомендуют в конце лета сдавать анализы на самые распространенные виды глистов, один-два раза в год проводить профилактику антигельминтными препаратами, средствами народной медицины.

Еще о том, как выявить глисты у ребенка, рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:


У младенцев до одного года могут наблюдаться признаки расстройства аутистического спектра (РАС). Эти признаки иногда трудно распознать, и родители могут их перепутать с проблемами слуха. Некоторые младенцы действительно могут страдать от потери слуха или же просто немного отставать в развитии. Если вам кажется, что у вашего ребенка проявляются определенные симптомы аутизма, нужно обратиться по поводу этого беспокойства к педиатру.[ . Врач при осмотре оценит состояние здоровья ребенка, а также отследит его развитие. Подтвердить наличие аутизма официально можно только когда ребенок достигнет 18 месяцев, но общая задержка развития у ребенка должна быть замечена уже к 9 месяцам. Постановка раннего диагноза очень важна для развития ребенка.

Шаги

Как распознать признаки аутизма у детей младшего возраста

    Обратите внимание на выражение лица ребенка. На 7 месяце нормальные дети выражают радость и улыбаются.

    • Впервые ребенок начинает улыбаться еще до 3 месяцев.
    • Если ребенок не следит глазами за предметами к 3 месяцам, это может быть очень ранним индикатором аутизма.
    • Обращайте внимание на другие выражения лица.
    • На 9 месяце дети общаются с другими, показывая определенные выражения лица, которые соответствуют их настроению. Они могут морщится, надувать губы и ухмыляться.
  1. Проанализируйте, когда ваш ребенок начал говорить. У некоторых аутичных детей наблюдается задержка речи, а некоторые так никогда и не научаться говорить. Примерно 15-20% аутичных людей не говорят вообще, хотя это не означает, что они не могут общаться.

    • К одному году нормальные дети могут произносить отдельные слова, такие как "мама" и "папа".
    • К двум годам большинство детей уже могут связывать вместе отдельные слова. Словарный запас нормального 2-х летнего ребенка должен насчитывать более 15 слов.
  2. Следите за реакцией своего ребенка на речь и игры. Аутичный ребенок может не реагировать на свое собственное имя или избегать игр с другими.

    • К 7-и месяцам нормальный ребенок реагирует на простые игры, например "ку-ку".
    • Не аутичный ребенок будет реагировать на свое имя, когда ему исполнится год.
    • К 18-и месяцам обычный ребенок начнет играть в игры "понарошку", например, будто бы он кормит игрушечную куклу. Дети, страдающие аутизмом, как правило, не играют в такие игры, и может показаться со стороны, что они лишены воображения.
    • К двухлетнему возрасту не аутичные дети будут подражать вашим словам и действиям.
    • Обратите внимание, нет ли речевой регрессии. Некоторые младенцы успешно проходят этот этап своего развития, а затем теряют навыки в старшем возрасте.
  3. Внимательно следите за движениями своего ребенка. Дети, как правило, начинают тянуться за предметами к 7-месячному возрасту. Положите игрушку за пределами досягаемости ребенка, чтобы увидеть, потянется ли он за ней.

    • Младенцы в возрасте 7 месяцев будут пытаться привлечь ваше внимание движениями. Дети, страдающие аутизмом, могут быть менее активными.
    • К 6-и месяцам дети должны поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук. Если же ваш ребенок этого не делает, у него, возможно, есть проблемы со слухом или же ранние симптомы аутизма.
    • Многие младенцы к 12-и месяцам начинают махать ручкой на прощание и указывать на объекты, которые им нужны.
    • Если к 12-и месяцам ваш ребенок еще не начал ходить или ползать, то это очень серьезное нарушение развития.
    • К 1-му году большинство детей начнут использовать жесты, например, покачивать головой, чтобы сказать "нет".
    • Если достигнув 2-х летнего возраста, ваш ребенок не может ходить, вы должны обязательно обратитесь к врачам, чтобы выявить аутизм и другие нарушения.
  4. Ищите признаки стереотипии. Стереотипия служит сразу нескольким целям: от самоуспокоения до выражения эмоций. Если ваш маленький ребенок машет своими руками, раскачивается из стороны в сторону или постоянно ходит кругами, - это верный признак аутизма.

    Как выявить признаки аутизма у детей старшего возраста

    1. Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими. Дети, страдающие аутизмом, не могут развивать дружеские отношения со сверстниками. Возможно, они бы и хотели с кем-то подружиться, но не знают как или просто не испытывают к этому никакого интереса.

      • Они иногда стараются изо всех сил, чтобы понять и отозваться на чувства других людей.
      • Аутичные дети, возможно, не захотят присоединиться к коллективной деятельности либо потому что это трудно, либо потому что им это не интересно.
      • Дети, страдающие аутизмом, могут вести себя необычно в плане личного пространства: некоторые могут противиться прикосновениям или не понимать смысл личного пространства.
      • Еще один признак аутизма - это когда ребенок не пытается утешать других, когда они огорчены.
    2. Обратите внимание на невербальную коммуникацию ребенка. Аутичным детям может быть не комфортно, когда с ними устанавливают зрительный контакт.

      • У них может быть унылое выражение лица, или они могут демонстрировать преувеличенные переживания.
      • Дети, страдающие аутизмом, не понимают или не отвечают на другие невербальные сигналы.
      • Аутичные люди не могут использовать жесты или испытывают трудности с пониманием жестов других людей.
      • Аутичные дети часто не указывают на предметы сами или не реагируют, когда указывают другие.
    3. Обратите внимание на вербальную коммуникацию своего ребенка. Дети, речь которых не развита или замедлена, могут страдать аутизмом.

      • Голос аутичных детей, которые говорят, может быть вялым или монотонным.
      • У некоторых аутичных детей наблюдается эхолалия, или повторение слов и фраз, которое помогает общаться и сосредотачиваться.
      • У детей с РАС есть общая особенность, они часто путают местоимения (говорят "ты" вместо "я").
      • Многие аутичные люди не понимают шуток, сарказма или поддразниваний.
      • У некоторых аутичных людей речь может развиться позже или вообще не развиться. Эти люди могут жить счастливой и активной жизнью, пользуясь альтернативными способами коммуникации, например: средствами печати, языком жестов, с помощью обмена карточками/картинками или другими. Вмешательство на ранней стадии может помочь аутичному ребенку научиться пользоваться этими средствами.
    4. Определите, есть ли у вашего ребенка пристрастие к особым интересам. Увлечение одной темой, например компьютерными играми или номерными знаками, может указывать на аутизм. Люди, страдающие аутизмом, увлекаются конкретной предметной областью, изучая ее со страстью, и делятся информацией с кем-либо, кто будет их слушать (с энтузиазмом или без).

      • Аутичные люди часто увлекаются фактами и цифрами, запоминая их по категориям.
    5. Учитывайте, соответствуют ли интересы вашего ребенка его возрасту. Эмоциональное развитие аутичных людей отличается от развития их сверстников со здоровой нервной системой, и это может привести к тому, что им будут нравиться необычные вещи.

      • Не удивляйтесь, если 12-летний будет читать классическую литературу шутки ради и смотреть мультфильмы для малышей. Они могут в некоторых отношениях как "отставать", так и "опережать".
    6. Понаблюдайте за тем, как они играют. Дети, страдающие аутизмом, как правило, играют по-другому, нежели обычные дети. Они больше ориентированы на создание системы, чем на воображаемую игру. Они могут показывать необычные способности с развивающими игрушками.

    7. Обратите внимание, как ваш ребенок реагирует на сенсорные стимулы. У многих аутичных детей есть заболевание органов чувств, состояние, при котором у них может быть повышенная, либо пониженная чувствительность.

      • Дети, у которых заболевание органов чувств, могут становиться подавленными, когда они перевозбуждены.
      • Обратите внимание, если ваш ребенок начинает прятаться из-за какого-то шума (например, пылесоса), хочет рано покинуть мероприятие, ему трудно на чем-то сконцентрироваться при наличии отвлекающих факторов, постоянно активен или расстраивается в громких или людных местах.
      • Некоторые аутичные дети странно реагируют на сильные запахи, яркие цвета, необычные текстуры и специфические шумы.
      • Дети, у которых заболевание органов чувств, часто либо теряют самообладание, либо ведут себя импульсивно, когда они перевозбуждены. Кто-то может замыкаться в себе.

Когда я решила написать статью на тему «Как выявить талант у ребенка дошкольного возраста», мне вспомнился случай, который довелось наблюдать в одной музыкальной школе. Родители малявки-дошкольницы, пару раз в неделю посещавшей развивающие занятия, настойчиво допытывались у педагога: «Скажите, у неё есть способности? Есть смысл тратить силы и дальше?».

С одной стороны, о чем можно говорить в столь нежном возрасте, когда личность и психика только формируются. Да и какой смысл? «Тратить силы» - такова уж, извините, родительская доля. Чем более разностороннее развитие получит ребёнок, тем более гармоничная и мощная личность получится. Зазря не пропадёт ничего из обретённого в детстве. На каждом шагу можно видеть людей, которые состоялись на абсолютно иных поприщах, нежели те, к которым их готовили в детстве. Но при этом они не считают, что время тогда было потрачено зря: инженеру пригождаются навыки, полученные в кружке рисования, бизнесмен считает, что его многому научил авиамоделизм.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины профессионального успеха - всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше. Будущую олимпийскую чемпионку Юлю Липницкую мама привела на каток в пять лет. Если бы она это сделала несколькими годами позже, из девочки не успели бы вырастить чемпионку. При этом, понятное дело, на какую-нибудь музыкальную школу и вообще что-то помимо спорта времени и сил уже не хватало. Это было везение, что мама угадала талант дочери. В противном случае очень много сил и времени было бы потрачено впустую. Так что желательно всё-таки таланты не угадывать, а определять.

Таланта без интереса не бывает

Специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно. «Он нарисовал цветочек» или «она уже знает все цифры» - честно говоря, такое мало о чем говорит, подобный «прорыв» в развитии может быть случайным. А вот наклонности, интересы малютки - это важно. Можно услышать огромное количество историй, как ребёнка в музыкальную школу таскали чуть ли не на аркане, а вырос в итоге гениальный скрипач. Что ж, в жизни бывает многое. Но, как правило, таланты проявляют себя интересами и пристрастиями ребёнка. Более того, есть основания полагать, что талант появляется как раз из интереса - человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Музыкальные наклонности можно увидеть ещё до того, как ребёнок начнет ходить и говорить - он затихает или радуется при звуках музыки, более того, проявляет очень разную реакцию на разные мелодии, любит только некоторые из них. А в дальнейшем его не оторвать от музыкальных игрушек. Схожим образом определяются технические наклонности: дитя «залипает» на конструкторы и пирамидки или на какие-то бытовые технические устройства.

Очень важен, кстати, элемент созидательности. Если ребёнок просто любит слушать музыку, это полдела. Вот если он любит сам подбирать мелодии - это уже кое-что значит.

То же самое с техническими талантами. Обратите внимание, какие устройства по-настоящему интересны ребёнку. Технический гений, как пчёлка на мёд, стремится к сломанным вещам. Он не потребитель, он созидатель, его привлекает именно преодоление трудностей, как альпиниста - заснеженная вершина.

Принцип, я думаю, понятен. Схожим образом можно выявить артистические или художественные задатки. Спортивный ребёнок не то чтобы сильнее сверстников, но у него хорошая координация движений и, главное, неисчерпаемая энергия даже поздно вечером. Словом, обращайте внимание на то, что ребёнок любит делать, с какими игрушками играть, что любит обсуждать и о чем любит говорить.

Прислушивайтесь и к тому, как он говорит: будущий писатель - не обязательно безудержный фантазёр, но он любит рассказывать и пересказывать истории, умеет выстроить сюжет и наполнить его глубиной. В чужих рассказах ему также важны детали: если птичка пролетела, то какого цвета её оперение, какой у неё характер и т.д. Будущий ученый обладает отменной памятью и склонностью к абстрактным умозаключениям. Он ищет глубинные связи вещей. А вот будущий артист склонен до мелочей копировать манеру взрослых говорить (это «передразнивание» может даже возмутить вас), любую тираду превращает в спектакль, крайне эмоционален и стремится быть в центре внимания.

Чтобы выявить талант у ребенка, обратите внимание и на стиль общения, он говорит о многом. Один ребёнок постоянно находится в контакте с взрослыми или другими детьми, другой проявляет склонность к уединённым играм. Общительность и логичность, вообще говоря, антагонисты. Общение затруднено, если ты не понимаешь другого человека, а понять его можно только чувствами, склонность к логике здесь только мешает. Кроме того, успешное решение сложных логических задач требует огромной концентрации, способности отключиться от окружающего мира. Натура же общительного человека всячески противится подобному «отсоединению». Поэтому одни люди успешно коммуницируют, но при этом плоховато разбираются в технике, ненавидят физику и тем более математику. А вот талантливые математики, как правило, балансируют на грани и за гранью аутизма. Так что если ваше чадо безразлично к сверстникам, готовьте его к школе робототехники или математическому кружку.

Не только смотреть, но и видеть

Всё это звучит достаточно банально. В теории. А вот на практике родителям сложнее всего подняться над бытовой суетой. Ведь детские наклонности часто нам мешают. Нас раздражает, что по дороге в садик сын встал как вкопанный возле экскаватора на улице. И тем более - если он сломал дорогой планшет. Очень хочется, чтобы ребёнок был удобным и «стандартным», создавая минимум помех родителям. В своем раздражении мы не замечаем того, что у нас перед глазами, принимая талант за «придурь».

Другое заблуждение - мы видим только то, что хотим увидеть. Мы ведь столько мечтали, каким будет наш ребёнок. Мы четко знаем, каким должен быть ребёнок этого пола, родившийся в нашей семье. Всё, что не подтверждает наши представления и желания, мы подсознательно игнорируем: «Да мало ли что! Это случайность!». Представьте себе, что в какой-нибудь «изысканно-высоколобой» семье довелось родиться спортивному ребёнку. Ходи он хоть колесом - родители и прочая родня не признают, что у них уродился, прости Господи, бегун. Или футболист. И практически любой из нас, увы, проигнорирует технические задатки своей дочери - не положено!

Первый шаг в определении талантов ребёнка - это готовность принять его таким, какой он есть. Впрочем, сегодня родители больше склонны бросаться в другую крайность. Расхожие представления приучили нас к тому, что « каждый ребёнок в чем-то да талантлив». Если честно, уже непонятно, пользы больше от этого принципа или вреда. Родители начали видеть талант в любом проявлении своего чада. А если остатки скепсиса не дают увериться в этом самом таланте, начинается истерика, и «любящие» родители готовы уже зачислить малютку в разряд отсталых.

Им стоит помнить простой научный факт: только в 10-15% случаев природные склонности проявляются в раннем возрасте.

Кстати говоря, привлечение специалистов к выявлению у ребенка таланта мало что дает - на сегодняшний день нет методики, которая позволила бы детскому психологу, пообщавшись с ребёнком, распознать его наклонности и одарённость. Есть попытки делать это, проводя наблюдения и тесты на протяжении длительного времени, но и там особых прорывов пока нет.

Второе - исступленными попытками «пробудить» в ребёнке талант или устранить его «отставание в развитии» можно на всю жизнь искалечить его психику. Ребёнок очень тонко чувствует, когда взрослые любят не его, а некий «идеал», в который он, по их мнению, должен превратиться. Любите ребёнка, давайте ему то, что просит его естество, не отбивайте интерес к окружающему миру принуждением - и у вас вырастит успешный и счастливый ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .