Проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Проект «Удивительный мир камня. Проект на тему «Такие простые удивительные камни


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4» Г. ОБЛУЧЬЕ

Тематический проект

«Эти удивительные камни»

Разработала:

Кочекова Ирина Васильевна

Проект «Удивительный мир камней»

    Тип проекта: познавательный.

    Признак проекта: экологический.

    По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

    По количеству участников: групповой.

    По продолжительности: краткосрочный

    Предмет изучения – предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи:

Образовательные :

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.

Развивающие :

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная :

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Речевые : расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Здоровье сберегающее обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(экскурсия в музей школы №3,с/р игры, дидактические. игры).

«Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».

Виды деятельности : Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

    Словесные: вопросы, художественное слово.

    Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.

    Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.

Продуктивная деятельность:

    Экспериментирование «Какие бывают камешки»

    Аппликация «Гора»

    Лепка из солёного теста «Горы».

    Рисование «Горный пейзаж»

Оборудование :

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Эти удивительные камни».

Актуальность проекта:

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада.

План действий:

    Постановка цели;

    Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

    Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

    Определение направлений познавательной практической деятельности;

    Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Совместная работа педагога с детьми.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни» Е. Чуйко.

Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

Тема «Камни и их свойства»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Тема «Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков »

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

«Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема «Кто живёт в горах»

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Тема «Свойства полезных ископаемых»

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.

2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и.п. 3-4 -то же повторить вправо.

4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и.п. То же повторить под правой ногой.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.

8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.

9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

Декоративное рисование «Дом, милый дом»

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Просмотр мультфильмов

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд"

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни»

Провели викторину «Что мы знаем о камнях»

Выставка «Изделия из камня»

Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Ход НОД «Эти удивительные камни»

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?

Давайте посмотрим, какие камни в посылке.

Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом

– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял

На доске следы оставил (Мел)

– Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

– Давайте посмотрим какой он по твердости. Таня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.

– Что с ним случилось?

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)

Что можно сказать о меле? (Ответы детей: мягкий, тонет в воде)

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

А вот ещё загадка о камне:

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

Расскажите какой уголь?

(Ответы детей: чёрный, блестящий)

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).

(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)

– Для чего нужны камни? (ответы детей)

– Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

– Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

– Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,

– Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. (Деление на команды, выборы командира)

– Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием. (выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда). Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.

1. Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. 2. Найдите и покажите самый большой и маленький.

3. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.

4. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).

5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?

7. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?

8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?

Игра «Каменный оркестр»

Воспитатель: -У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

Презентация «В мире камня».

Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Продуктивная деятельность

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.

Где вы сегодня побывали (в лаборатории, что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»

Используемая методическая литература в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

    «Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.

    «Ознакомление дошкольников с литературой» 3 – 7 лет «О.С. Ушакова. Соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.

    Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? соответствует ФГОС. Л.Н. Калмыкова. Издательство «Учитель» 2014г.

    «Основы безопасности жизнедеятельности детей. Р.Б. Стеркина. 1998 год.

    «Ознакомление детей с социальной действительностью Н.С. Голицина. Москва. Мозаика - Синтез 2005г.

    Пособие по экологическому образованию дошкольников. "Наш дом - природа". Рыжова Н.А. Москва. 1998г.

    «Юный эколог" С.Н. Николаева. Москва. Мозаика - Синтез 2002г.

    "Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова.

    Москва. Мозаика - Синтез 2005г.

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.

    Е.А. Мартынова Издательство Учитель Волгоград 2014г.

    Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С.В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.

    «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.

    О.М. Масленникова. Издательство Учитель 2015 год.

    «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников. Н.Н. Леонова. Издательство «Детство – ПРЕСС» 2014 год. ФГОС.

    Социально – эмоциональное развитие. В контексте ФГОС ДО. Т.Д. Пашкевич, Издательство «Учитель» 2014г.

    Прогулки в детском саду И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. В контексте ФГОС ДО. ТЦ Сфер


ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.






РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.


ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море


МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.






Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.


ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.

Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: октябрь-май.

Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Благодаря проекту ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Количество участников: воспитатели группы Глухова Е.Б., Полукова Т.В., учитель- логопед Пышкина Т.Г, дети 5-7 лет, родители.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

  • Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Работа с родителями. Открытые занятия, участие в реализации проекта, подбор материалов и информации для оформления уголка. Посещение выставок камней.

Ожидаемые результаты. Оформление уголка. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Продукт проекта: Коллекция камней.

Этапы Содержание работы Сроки
1.

Подготовительный

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме

Подбор художественной литературы

Коллекционирование

ноябрь
2.

Основной

Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Путешествие в мир камней» ноябрь
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины)

Показ презентации по теме «Камни в украшениях».

декабрь
Чтение художественной литературы

П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н.Рыжов «О чем шептались камни»

январь
Стихи, пословицы, поговорки о камнях февраль
Экспериментальная деятельность: рассматривание через лупу,какие разные камни, «Плавает или тонет», «Какой камень больше выпьет», определение температуры декабрь- апрель
Выставка совместных работ родителей и детей «Каменные шедевры». Составление панно и коллажа из камней. январь-
Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки». март
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Бусы из камней». Пазлы «Что из чего сделаны». февраль
Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком».

Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях»

март-
Художественная деятельность «Роспись камней» апрель
3.

Заключительный

Оформление уголка в группе. Презентация. Представление совместных детско-родительских проектов май

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».