Развиваться дошкольный возраст важный и. Характеристика дошкольного возраста ребенка. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты развития в дошкольном возрасте


Возрастные особенности детей дошкольного возраста связаны с активным физическим и психическим развитием ребенка. Начиная с 3-х лет у ребенка постепенно ослабевает связь с матерью и отцом. Он стремится активно познавать внешний мир, интересуется законами и правилами существования в нем. С началом процесса социализации связаны особенности развития детей дошкольного возраста.

Игра является главным инструментом познания мира для малыша. Она помогает развитию социального взаимодействия и творческих способностей детей. Психологи выделяют три типа детских игр, которые последовательно сменяют друг друга и соответствуют трем этапам дошкольного возраста.

Игра как инструмент познания мира

Для периода 3-4-х лет (ранний дошкольный возраст) характерна режиссерская игра: малыш использует игрушки и различные предметы для имитации действий взрослых или повторного переживания личного опыта (приготовление обеда для куклы, резка хлеба, покупка вещей, поездка на машине и др.). Такие игры не имеют сложного сюжета, ребенок концентрируется на выполнении одного определенного действия, как бы заново переживает его. В период от 3-х до 4-х лет доминирует предметное мышление.

Приблизительно в 5 лет маленький человек начинает создавать образно-ролевые игры, в которых воображает себя в роли какого-нибудь объекта действительности: статуи, дерева, домашней кошки, увиденного по телевизору певца или актера. В этой игре малыша интересует не само действие, а качества и свойства объекта, его внутренняя сторона. Появление в жизни дошкольника образно-ролевой игры говорит о развитии у него воображения и абстрактного мышления.

В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) появляются сюжетно-ролевые игры, в которых дети придумывают сюжет и правила, а также распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх важны не сами действия как таковые, а отношения между участниками и сам процесс игры: поход в театр, визит к врачу, поездка на море и пр.

Дошкольный период делится на три этапа и связан с постепенным приобщением ребенка к существованию в обществе. Игра является важнейшим инструментом познания социальных отношений. Игры в жизни ребенка постепенно приобретают более сложные формы, сюжеты и правила, со временем они становятся отображением социальных отношений взрослых. Одновременно с этим увеличивается и время игры, которое у старших дошкольников может достигать нескольких дней. Особенности воспитания детей дошкольного возраста также связаны с игрой как формой имитации социальных отношений. От того, насколько родители и педагоги сумели, благодаря игровой среде, развить понимание законов жизни в обществе, зависит успешная подготовка к школьной и последующей взрослой жизни.

Характеристика психики детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется появлением внимания к форме, размерам и целям использования окружающих его предметов. На этом этапе дети могут рисовать простые геометрические фигуры, закрашивать их и вырезать ножницами. Возможно создание простых коллажей и несложных гербариев.

Родителям и воспитателям следует учитывать, что возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста не позволяют выдерживать длительные физические или умственные нагрузки. В норме малыш 3-4-х лет может провести за работой 15-20 минут.

Не стоит давать несколько заданий одновременно, потому что он способен удерживать в памяти только одно основное условие. После выполнения первого задания можно дать следующее, например: нарисовать кружок, закрасить его, нарисовать квадрат, вырезать кружок, вырезать квадрат, наклеить обе фигуры на лист бумаги. Последовательное выполнение действий поможет ребенку обдумать связь между ними и увидеть конечный результат.

В 3-4 года человек еще не способен четко видеть взаимосвязь между причиной и следствием, его игровые действия нацелены на имитацию процесса и не обязательно приводят к конкретному результату: малыш может приготовить обед для куклы, но забыть ее покормить, может положить в игрушечный фургон кубики для строительства пирамидки, а затем переносить их в нужное место руками. Эти особенности детской психики необходимо учитывать родителям и не требовать от ребенка того, что он пока еще не может делать.

Взрослые играют важную роль в процессе развития детей раннего и дошкольного возраста, потому что в этот период дети еще не умеют играть совместно, каждый ребенок полностью поглощен процессом игры и не обращает внимания на действия других детей.

Особенности воспитания дошкольников предполагают их постепенное приобщение к социальной жизни. Родители и воспитатели должны стараться развивать в малыше ассоциативное мышление, подключая его в процесс совместной игры.

При работе в группе детей необходимо постепенно приучать к выполнению ролевых игр, давать каждому одно несложное задание, а затем объединять результаты этих заданий в нечто целое. Например, можно попросить одного ребенка нарисовать желтый круг, другого — вырезать облако, третьего — вырезать домик, а затем объединить эти фигурки в один коллаж.

Психическое развитие детей 5-6-ти лет

В 5 лет, иногда — немного раньше, начинает складываться образ личности, появляются первичные представления о его месте в окружающем мире. Мы уже знаем, что средний дошкольный возраст характеризуется становлением образно-ролевых игр, когда малыш не просто имитирует какое-то увиденное им ранее действие, но и представляет себя в роли какого-то объекта действительности.

В этот период дошкольного возраста взрослые должны принимать активное участие в процессе развития ребенка. К 5-летнему возрасту психика дошкольника достигает того момента, когда становится способным распределять в порядке возрастания или убывания до 10-ти различных предметов, последовательно выполнять несколько условий, работать в группе с другими детьми. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста связаны с необходимостью научить неконфликтному взаимодействию с другими детьми, развить способность работать сообща и уважать игровые роли, которые выполняют другие.

В 5-летнем возрасте активно развивается речь, проявляется особый интерес к рисованию. Дошкольник начинает различать предметы не только по цветам и форме, но и по оттенкам цвета, начинает самостоятельно выбирать сюжеты для рисунка. По характеру детских рисунков среднего и старшего дошкольного периодов психологи могут определить ключевые доминанты психики и эмоциональное состояние.

Развитие детей дошкольного возраста всегда связано с игрой формой познания. Образно- и сюжетно-ролевые игры, выполняемые при участии взрослых, учат детей соблюдать правила, ответственно относиться к поставленному заданию, следить за действиями других участников, проявлять активность. При этом взрослые могут выступать как в роли руководителей, так и в роли старших участников игры. В последнем случае взрослые оказываются включенными в игровой процесс, дети становятся более открытыми и дают взрослым возможность незаметно корректировать процесс игры и направлять действия ее участников.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста тесно связаны с овладением языком. В этот период они не только познают новые слова, но часто и сами их придумывают. Способность детей конструировать новые слова описана в книге К. Чуковского «От двух до пяти».

Черты психики детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.

В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.

Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.

При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.

Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.

Некоторые черты физиологического развития дошкольников

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста связаны с их психическим развитием.

Ребенок 3-х лет еще плохо контролирует свои эмоции и не может их подавлять. Даже незначительный физический дискомфорт, как легкий голод или неудобная одежда, способен отвлечь малыша от выполнения какого-то задания или даже от процесса игры.

Мышление и память детей раннего и младшего дошкольного возраста непроизвольны. Дети в этот период еще не способны анализировать поступающую к ним информацию, однако они активно за ней наблюдают и воспроизводят увиденное. На физиологическом уровне наблюдается увеличение активности.

Формирование костной системы и мышц ребёнка еще не завершено, потому родителям необходимо следить, чтобы малыш не горбился и физически не переутомлялся. Для улучшения моторики рук в этот период рекомендовано заниматься лепкой.

Младшие дошкольники сконцентрированы на своем внутреннем мире, потому сверстников и посторонних взрослых они воспринимают скорее как очередные объекты внешнего мира. Психологи говорят, что дети раннего дошкольного возраста «играют не вместе, а рядом». Однако к 2-3-м годам у детей появляется первичное представление о половой принадлежности.

Дошкольный возраст 4-5-ти лет характеризуется появлением ситуативно-делового поведения, ребенок проявляет активный интерес к сверстникам и другим взрослым. Эмоциональная сфера становится более контролируемой, но непроизвольность памяти и мышления сохраняются. Время работоспособности достигает 25-30 минут.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста связаны с завершением периода активного физического становления организма. К 6-летнему возрасту значительно улучшается слух и зрение, молочные зубы заменяются постоянными, завершается формирование скелета и мышц. Развивается произвольное внимание и память.

Заключение

У ребенка дошкольного возраста складываются базовые представления о мире, которые влияют на всю его последующую жизнь.

Чрезмерные физические нагрузки, психические, психологические травмы могут негативно отразиться на нормальном развитии дошкольника. Педагогам и родителям необходимо участвовать в развитии творческих способностей детей, постоянно наблюдать за изменениями в мировосприятии и его эмоциональной сферой.

В этот период малыш начинает осознавать себя частью большого мира, процесс сопровождается переходными периодами в психике, повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Отрыв от родителей и погружение в социальную жизнь у некоторых детей вызывает стрессовые ситуации.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста могут быть связаны с такими факторами, как:

  • гиперактивность;
  • повышенная тревожность;
  • агрессивность;
  • аутизм;

Каждый из этих факторов может стать причиной развития патологии и послужить барьером для нормальной социализации ребенка. Ответственность за здоровое дошкольное развитие детей лежит на родителях и педагогах, которым нельзя забывать о том, что целью воспитания является не навязывание определенных моделей поведения, а помощь в становлении всесторонне развитой личности.

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период проис­ходит функциональное совершенствование головного моз­га, нервной системы, основных органов и систем орга­низма.

Особенностям развития детей дошкольного возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Л.С. Выготский, Г.А. Урунтаева, Л. А. Венгер, Н. К.Крупская, Е. Е. Кравцова, Г. С. Абрамова и др.

Знание возрастных особенностей развития ребенка по­может родителям и воспитателям правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников: сле­дить за их физическим психическим и творческим развитием, подби­рать доступные для ребенка методы воспитания, подготавливать необходимый материал для занятий.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

"Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова .

Дошкольный возраст имеет огромное значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст(от 3 до4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Социальная ситуация развития дошкольника. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения - личностная (см. там же), характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша - один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.

Ребята в дошкольном возрасте мыслят сугубо конкретно, мыслят живыми образами. Окраске придают особое значение. Если рассказать дошкольнику сказку про девочку в розовом платье, и если вы скажете в следующий раз что девочка в голубом, то вызовете негодование юного слушателя.

Развитие познавательной сферы дошкольника. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития .

В исследовании Е.Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения - способность видеть целое раньше частей - обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста.

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту оно становится независимым от внешней его деятельности.

В дошкольном возрасте, отмечает К.И. Чуковский, ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа. «Что такое Бардадым?» - спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страшный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, доверия, взаимопонимания.

Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления, воли, настойчивости, организованности, и дисциплинированности.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Так, один школьник, порядочный трусишка, говорил о себе: «Я пошел в джунгли охотиться, вижу - тигр. Я его - раз - поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый?» Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду - хорошо, обманывать - плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется. Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам. Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях. В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый. В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда. В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной и умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Дошкольник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»). В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена

Дошкольное детство - это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играет важную роль. Часто она бывает единственной средой, формирующей его личность считает О.Л.Зверева.

Отношение к детям является важнейшим материалом благополучия цивилизованного общества, а главные основы воспитания закладываются уже в раннем возрасте и составляют 90% всего воспитательного процесса.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Ответ: « конечно же необходимо знать особенности дошкольного возраста».

Особенности художественно - творческой деятельности дошкольников 3-5 лет.

Дети эмоционально откликаются на художественные произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует формирование мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, импровизировать несложные ритмы марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками: насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по окончании работы, используют цвет для украшения рисунка. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.

В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.

Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

Особенности художественно-творческой деятельности дошкольников 5-7 лет.

Характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Дошкольники понимают художественный образ, представленный в произведении, поясняют использование средств выразительности, проявляют интерес к посещению театров.

В изобразительной деятельности дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла . Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы рисования , использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.

Многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности.

"Констатирующее обследование детей 6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять "выразительное" в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне "зажаты" .

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки.

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой.

К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность : от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы - показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. -СПб., 1999.

3. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. - М., 1996.

5. Ильин ЕЛ.. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е ИЗД., стереотип. - М., 2000.

8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб.пособие. - М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву¬зов. - М., 2000.

11,ЭльконинД,Б. Детская психология. - М., 1994.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов - благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у , много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку - позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи - это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос . Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Развитие движений

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка - поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят . Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит - поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») - характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

Основная характеристика ребенка дошкольного возраста: Малыш - говорун

Кто из родителей не знает возраста, именуемого возрастом «почемучек»? Создается такое впечатление, что ребенок постоянно задает вопросы, слушает ответы, и опять задает те же или другие вопросы. Некоторые из нетерпеливых родителей восклицают: «Как хорошо было, пока ты не говорил и лежал в колыбельке, агукая!». Но скорее всего, родителям трудно, не потому, что ребенок подрос. Это как раз естественно! Им трудно от того, что они не знают, что делать со своим маленьким почемучкой. Вот об этом и поговорим.

В дошкольном, возрасте, который длится от трех лет до шести, происходят главные события в жизни ребенка. Во-первых, это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими ребенка в другую возрастную группу.

В обобщенном виде симптомы кризиса дошкольного возраста (кризиса 3 лет) выглядят следующим образом:

Отказ подчиняться требованиям взрослого. Но это не связано с его непослушанием. Это просто отрицательная реакция, направленная на конкретного человека;

Осознание ребенком своей личности. Не владея другими механизмами ее выделения, он начинает упрямиться, настаивать на своем решении;

Частое выражение протеста против действия взрос-лых;

Обесценивание позиции взрослого;

Стремление к самостоятельности, настаивание на своем.

Из характеристик мы видим, что кризис трех лет, прежде всего, имеет социальные корни, выраженные в попытке изменить уровень взаимоотношений ребенка и взрослых.

Стремление ребенка к самостоятельности к «вхождению» во взрослую жизнь ознаменовывается тем, что в этом возрасте взрослые становятся для ребен-ка образцами действий. Именно от них и зависит как ребенок, да и его окружение перенесут этот кризис. С ним не надо бороться, надо лишь учитывать специфические механизмы, действующие на становление ребенка в дошкольном возрасте.

Его потребности в отличие от младенческого возраста круто меняются. Главными у ребенка дошкольника становятся потребности в активном движении, активном общении и активном впечатлении.

✐ Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

✐ Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами,

«додумывая» их роль в игре. Вместо сабли — палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого играющего.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия — сделать по правилам.

✏ Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как пра-вило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

✐ Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавли-вать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выпол-няет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, ребенку трех и шести лет предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний ребенок сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».

✐ Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще большую роль играет узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

✐ Еще в раннем детстве у ребенка начинает формиро-ваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

✐ В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

✏ Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и « образца ». К концу этого периода уже могут проявить зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

✐ Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уже, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.