Ребенок неусидчивый что делать. Неусидчивый ребенок. Советы психолога. В нашем классе


Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого может быть несколько факторов. Во-первых, такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Во-вторых, причиной могут являться расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Возможен вариант медикаментозного лечения. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Кроме этого, ребенку будут полезны занятия специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции сладкого.

Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Будьте терпимее к ребенку, даже если на выполнение определенной задачи у него уходит уйму времени, а в следующий раз постарайтесь проделать тоже самое вместе, но затратив на это как можно меньше времени. Это позволит понять ребенку, как можно сэкономить время и оставить его, допустим, для игр.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей и не воспринимаются

Журнал «Будь здоров» № 6, 2005 г.

Случается, дети такие непоседы, что не могут ни минуты спокойно поиграть или посмотреть картинки. Родители очень непоседливых, неусидчивых детей часто беспокоятся, не повлияет ли это плохо на их развитие? Как бороться с неусидчивостью ребенка в 1,5 — 2 года?

Когда ребенок в конце первого года жизни овладевает умением ходить самостоятельно, он большую часть своего досуга проводит в движении. Если вовремя не приучать оебенка к умению заниматься игрушками, к рассматриванию книжек, наблюдению за окружающим, то из всех видов деятельности будет преобладать ходьба. Со временем она может стать помехой для спокойной, сосредоточенной деятельности и даже для развития речи. Как поступить, чтобы этого не произошло?

В раннем возрасте поведение ребенка, в частности его умение обращаться с игрушками, целиком зависит от того, чему научил его взрослый. Специалисты советуют:

  • обучать ребенка игровым действиям, доступным его возрасту. Например, научите его складывать небольшую, из 3-4 колец, пирамидку, заниматься с матрешкой-вкладышем, накладывать друг на друга кубики и складывать их в коробку, укладывать спать мишку, купать куклу и т. п. При этом ассортимент игрушек должен быть таким, чтобы действия с ними не были слишком сложны для ребенка. Новые игрушки давайте только после того, как действия с предыдущими уже в какой-то степени освоены.
  • Само движение ходьбы можно упорядочить. Ставьте перед неусидчивым, непоседливым малышом определенные задания: принести мишку, прокатить его в машине и т. п.
  • Во время кормления, одевания, укладывания, умывания следите, чтобы у непоседы не было излишней двигательной активности, вырабатывайте у него спокойный, «деловой» тип поведения. Вы достигнете этого своим спокойным, ровным тоном, созданием удобного места для еды, умывания, сна, а также тем, что будете давать малышу посильные для его возраста поручения.
  • Приучайте непоседливого ребенка к умению есть самостоятельно (сначала густую пищу), пить из чашки, при одевании или раздевании подавать различные части одежды, протягивать ручку, нагнуть головку, перед сном или сборами на прогулку собрать игрушки. Вместе с ним посмотрите картинки в книге, заводную игрушку.
  • Не перевозбуждайте ребенка, не активизируйте его деятельность перед сном. Но и не впадайте в другую крайность: не устраивайте «тихих», ничем не заполненных минут, так как такие преднамеренно тихие и пустые минуты вместо успокоения могут вызвать обратный эффект - возбуждение, стремление к активной деятельности.

Дети активно познают мир и, вполне возможно, что ваш ребенок не неспоседа, а просто любопытный, интересующийся окружающим миром малыш. И это плюс в его развитии.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Все дети имеют свой индивидуальный характер, и все они развиваются по-своему. Даже психологический портрет близнецов позволяет заметить существенную разницу между двумя детьми. Некоторые малыши все больше только радуют родителей своим поведением, в то время как другие нередко разочаровывают.

Одна из основных черт, которая может раздражать родителей и окружающих, а также создавать определенные проблемы при воспитании и обучении ребенка – это неусидчивость. Неусидчивые малыши могут быть грубыми и несдержанными, рассеянными, или просто чересчур энергичными. Все это создает определенные проблемы: ребенок уже в раннем возрасте отличается тем, что не может долго сидеть над с трудом поддающейся ему головоломкой, и после двух-трех неудач с агрессией отбрасывает ее, и отказывается продолжить свои упражнения. В дальнейшем такого ребенка трудно обучать чтению, письму, математике – тут приходится буквально вспоминать пословицу "Азбуку учат – на всю избу кричат". Конечно же, такое поведение ребенка нельзя назвать нормальным, но прежде чем наказывать или обучать насильно чрезмерно активного или рассеянного малыша, нужно разобраться в причинах его поведения.

В некоторых случаях неусидчивость ребенка связана с проблемами с его здоровьем, и это нужно уяснить. Так, неусидчивыми могут быть малыши с психическими расстройствами. Это может быть временным, так сказать, возрастным – в связи с развитием лобной доли головного мозга. В таком случае явление вскоре пройдет само по себе. А может быть, у ребенка заболевание расстройства внимания, и тогда его нужно непременно отвести к специалистам и полечить. Причиной рассеянности могут быть также и многие другие нарушения, и только специалист сможет определить их. Родители своими силами могут проверить только зрение и слух ребенка, поскольку нарушения, связанные с органами чувств, также могут стать причиной неусидчивости.

Важно учитывать, что неусидчивое поведение ребенка нередко сопрягается с вызывающим комплексом. В поведении таких детей, кроме неусидчивости, можно отметить и следующие отклонения: если ребенка что-то раздражает, он начинает вести себя агрессивно, может накричать, оскорбить, ударить даже маму. Поведение таких детей нуждается в срочной корректировке, в противном случае у вас будут постоянные проблемы с милицией, жалобы от сверстников и их родителей. В жизни такой ребенок едва ли станет успешным.

Порой с неусидчивостью сопрягаются и иные проблемы в поведении и психике ребенка. Порой малыши при этом страдают от неуверенности и подавленности, или других проблем. Все это нужно выявлять и корректировать. Если проблема выражена остро – обращайтесь к специалистам. Если же нет, и вы чувствуете, что сможете справиться с поведением ребенка и своими силами – вперед. У вас это действительно может неплохо получиться, ведь именно родители знают своего ребенка лучше всего, и зачастую интуитивно знают, как можно ему помочь.

Если ваш малыш не может проявить упорство и справиться с заданиями средней или высокой сложности, которые не даются ему с первого раза, присоединитесь к нему. Вы можете пообещать ему награду за выполнение той работы, которой он занят, чтобы у него был дополнительный стимул. Если ребенок продолжает капризничать – предложите отвлечься на что-то более интересное, и доделать задание потом. Но не сулите таких наград, которые он сможет получить сразу по окончанию задания – это вызовет еще более сильное негодование из-за того, что задание не получается. Скажите, что если он справится за сегодня (за ближайшие дни), в выходные вы пойдете в зоопарк или цирк.

И помните, что ребенок по природе своей не может сконцентрироваться на достаточно длительный срок. Так, постарайтесь давать ребенку в возрасте 4-6 лет задачки, над которыми ему придется работать минут 15-20, не более. Не требуйте от ребенка невозможного, а если ему надлежит выполнять более длительные работы, предложите делать перерыв каждые 10-20 минут. Тогда работа будет даваться ребенку проще, и вероятно, он будет меньше переживать и жаловаться. Также не ругайте малыша, если у него что-то не получается – лучше хвалите за то, что он выполнил хотя бы несколько этапов. Доброжелательная обстановка при выполнении сложных задач поистине творит чудеса – понимая, что в него верят, ребенок будет выполнять работу увереннее, будет меньше переживать из-за возможной неудачи, ведь поймет, что его не будут ругать за это.

Во многих детях усидчивость следует воспитывать. И эта задача бывает под силу только понимающим родителям. Если вы будете выражать свое огорчение по поводу неудач ребенка – он будет напрягаться и переживать, что не справится, а это не приведет ни к чему хорошему.

Но бывает и так, что ребенок уже привык вызывающе вести себя в случаях, когда ему что-то не удается. Тогда работа предстоит более сложная – вам нужно не только научить ребенка быть усидчивым, но и прекратить его нежелательное поведение. Для этого есть довольно простой рецепт: игнорируйте истерики. У малыша не получилось собрать конструктор? Он швырнул его в стену, начал реветь и бить ножками? – Просто не обращайте внимания. А когда он успокоится, предложите собрать конструктор еще раз, укажите, что несколько элементов он все же собрал, и потому он – молодец. Или – передохнуть, поиграть или посмотреть мультфильм, а потом начать работы снова. Очень эффективно действует и такое предложение: скажите малышу, чтобы он собрал конструктор наполовину, а потом пообещайте ему свою помощь. То же самое касается чтения или письма: скажите, чтобы ребенок прочитал одну-две страницы интересной сказки, и пообещайте, что тогда вы прочитаете ему историю до конца. Обязательно хвалите ребенка за проделанную работу, не акцентируйтесь на ошибках, и изо дня в день доверяйте ребенку все большую часть работы, а сами делайте все меньше. Так вы сможете научить ребенка усидчивости без слез и истерик – если не станете отклоняться от принятого курса, и вновь ругать его за неудачи.

НЕУСИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК

Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?

Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения ребенка. Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении. Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.

Более серьезная ситуация: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.

Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с милицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.

Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.

Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.

Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствующих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.

Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста – педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.

При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.

Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.

Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Из материалов статей психологического центра "АДАЛИН"


Читательница сайта Юля , тоже няня, прислала мне письмо:

Здравствуйте! Спасибо Вам за сайт! Обсуждение работы няни действительно актуальная в наше время проблема, как для родителей, так и для нянь. Может быть моя проблема есть и у других нянь? Я воспитатель, в детском саду отработала 12 лет, успешно: не было проблем ни с администрацией, ни с родителями, ни с детьми (в плане дисциплины). Устроившись няней, столкнулась с такой проблемой: мальчик не хочет заниматься. Играть, гулять - всё с удовольствием, т.е. эмоциональный контакт у нас замечательный. Но как только предлагаю выполнить домашние задания (мы ходим в развивающие центры) - сразу "Не хочу! Не буду!" Кое-как выполняем задания, причем большая часть времени уходит на мои уговоры сесть спокойно, убрать ноги со стола, убрать игрушки на другой стол и т.д. Педагоги в центрах тоже говорят о его неусидчивости, невнимательности. Что же делать? Родители предлагают мне быть с ним построже, говорят, что он умный, просто очень активный ребенок. Мальчику 5 лет. Работаю с ним уже 3 года. Спасибо, что прочитали и, может быть, ответите.

Очень сложно (может быть, даже неправильно) давать какие-то дистанционные советы, не видя ребенка, не зная конкретной ситуации, в которой он находится. Попробую ответить просто из самых общих соображений.

Усидчивость у ребенка до 6 лет развивается с течением жизни только в игровой, совместной со взрослыми деятельности. Игры и задания должны обязательно соответствовать уровню развития ребенка. Если ему неинтересно - быть может, причина в том, что ему сложно или, наоборот, слишком просты задания? Или - если он очень любит играть, гулять, - так может быть, для него занятия не игра, а обязаловка? И неусидчивость - своеобразная форма протеста? Или, может быть, ему не нравится урочная система в развивающем центре? Выясните этот вопрос и если дело похоже на правду, то предложите родителям найти другой центр с другим подходом к занятиям.

Как развить у ребенка усидчивость, что главное в этом деле? Важно любое задание доводить до конца (выполнить оговоренное, убрать за собой, вымыть руки и т.д.). Это обязательное условие. И делать это желательно тоже в игровой форме. Не приказывая, а как бы продолжая игру. Это могут быть не игры, а другие занятия. Главное, чтобы они пробуждали интерес и захватывали внимание ребенка. Например, украшение воздушными шарами детской комнаты. Если ему сложно сделать что-либо самому, делайте это вместе, устройте соревнование, кто быстрее уберет игрушки, карандаши. Привить неусидчивому ребенку интерес к таким играм и занятиям, разумеется, непросто - можно столкнуться с его вечными "не хочу - не буду". Но здесь надо проявлять терпение, изобретательность и, можно даже сказать, искусство воспитателя.

Выработать у ребенка усидчивость будет сложнее, если вокруг него слишком много доступных игр, которые рассеивают внимание. Уберите лишние игрушки и время от времени меняйте их. Старайтесь с одной игрушкой придумывать разные варианты игры, пусть он сосредоточится на ней. И не забывайте про поощрения! Хочет мультик – пожалуйста, когда выполнил задание. Сделал – отдыхай!

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Старайтесь во время вспышки гнева у ребенка удалиться куда-нибудь. Если ребенок следует за вами, значит он хочет продемонстрировать вам свой негатив. Не нужно его в этом поощрять. Если дать возможность ребенку самому успокоиться и далее в доброжелательной обстановке продолжить общение, то он поймет, что демонстративными выпадами ничего не добьется и перестанет это делать.

Научить ребенка усидчивости будет проще, если избегать критических замечаний. Далеко не всякий взрослый, откровенно говоря, способен адекватно воспринимать критику, а у ребенка и вовсе могут опуститься руки. Чаще хвалите ребенка за его успехи, даже самые мелкие. Но и не перехваливайте - иначе он решит, что уже всего достиг и дальше трудиться нет смысла. Похвала должна быть заслуженной и разумно соответствовать уровню достигнутого успеха.

Трудные задачи разбивайте на несколько заданий. Давайте ребенку инструкции короткие и простые. Неусидчивым детям трудно запомнить задание, если оно содержит слишком много информации.

Можно попробовать заняться упражнениями по релаксации. Таким детям показаны упражнения по глубокому дыханию и занятия йогой.

Но могут быть и другие причины детской неусидчивости: хроническое воспаление среднего уха, заболевание щитовидной железы, расстройство зрения, тревога, страх, депрессия. Возможен и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностировать это может только специалист. Не пренебрегайте врачебной консультацией. Раннее медикаментозное лечение поможет ребенку быстрее справиться со своей проблемой.

С уважением, Елена .