Рекомендации родителям детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста. Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему


Роль родителей, их воспитание детей - самый важный механизм в становлении любой личности. Именно семья является маленькой моделью общества, где предстоит жить в дальнейшем. В семье формируются первые взгляды на жизнь, развитие, определяется выбор профессии, форма отношений и Невозможно переоценить роль родительского воспитания. Молодые мамы и папы не всегда понимают своего ребенка, могут объяснить его поведение и действия. Рассмотрим основные рекомендации родителям, которые помогут в воспитании молодого поколения.

Ответственность родителей за воспитание детей

Ни одна деятельность в жизни не может сравниться по сложности с воспитанием ребенка. Оно не знает отпусков, выходных, не смотрит на ваше настроение или самочувствие. Процесс воспитания требует огромного понимания и терпения. Отлично, если в полной семье. В этом случае он получает необходимый опыт не только проживания в социуме, но и учится общению между полами. К тому же ребенку легче переживать конфликтные ситуации с одним из родителей, зная, что он сможет найти поддержку у второго. В традиционном воспитании обычно за проступки наказывает папа, он проявляет строгость. Мама всегда пожалеет и утешит.

Рекомендации родителям по воспитанию включают в себя такой пункт, что воздействие на ребенка мамы и папы различаются. Отец формирует у дочери или сына стойкость характера, учит достигать целей и отстаивать свое мнение. На своем примере он демонстрирует, как нужно преодолевать различные жизненные препятствия и защищать себя в окружающем мире. Мать учит адаптации в жизненных условиях. Именно мама прививает основы гигиены, самообслуживания, учит правилам общения и самостоятельности.

При воспитании ребенка стоит учитывать и астрологию. Уже доказано, что год рождения влияет на Например, рекомендации родителям детей года Тигра говорят о том, что необходимо учитывать, что Тигр - истинный идеалист. Он полон воодушевления, одарен, проявляет интерес ко всему новому, пытлив и любознателен. Родителям не нужно будет разгадывать причины его обид, он все выложит сам. Ребенок-Бык очень ярок, нужно всячески его поощрять и поддерживать, чтобы его таланты раскрывались. А вот Лошадь никого не слушает, очень непростой знак. Но в то же время дети этого знака очень умны и быстро усваивают материал. Воспитывая малышей, прислушивайтесь к рекомендациям астрологов, это облегчит процесс.

Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое - это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять. Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:

  • Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
  • Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого либо распорядка.
  • В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз "гиподинамия" неизбежен.
  • Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена - это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.

Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.

Родители очень часто сталкиваются с проблемами в отношениях со своими взрослеющими детьми, не стоит этого бояться. В таких случаях стоит прислушиваться к тому, какие рекомендации родителям дают опытные педагоги и психологи. Приведем некоторые из них:

Наиважнейший возраст в развитии ребенка - это дошкольный период. Малыш в это время учится больше, чем за всю остальную жизнь. Знания, приобретенные в этот период - основа всей дальнейшей жизни. Чтобы подготовить ребенка к школе, полезны будут следующие рекомендации родителям дошкольников.

Обучать малыша лучше всего в игровой форме. В этом возрасте необходимо развивать логику, речевые навыки, мышление. Использовать для этого можно развивающие игры: лепку, пазлы, раскраски, музыку, рисование. В будущем все эти навыки пригодятся ребенку. Конечно же, в детском саду ребенок научится многому. Но знайте, что образование и воспитание - процесс двусторонний, в нем родители и воспитатели действуют сообща. Не стоит сваливать воспитательную функцию на плечи педагогов, больше сами занимайтесь с детьми.

Методы обучения и познания чего-то нового должны иметь игровую форму. Проводите обучение так, словно играете с малышом. Не говорите ему фраз «должен», «надо». Пусть к обучению он привыкает с позиции «интересно». Прививайте тягу к обучению, найдите такую форму игры, чтобы малыш сам постоянно стремился в нее поиграть.

Уделите внимание речи

Не останавливайтесь спокойно в развитии, если ребенок внятно заговорил. Обращайте внимание на его речь, сравнивайте с взрослым человеком. Рекомендации детям и родителям от логопедов указывают на то, что словарный запас у ребенка должен всегда пополняться. Он должен учиться правильно формировать свои мысли. Играйте с ребенком в такие игры, которые требуют включать воображение, знакомят с новыми словами, используйте развивающие речь ребенка методы. Не останавливайтесь, как только ребенок познал базовые слова, внедряйте новые понятия, пополняйте словарный запас. Не думайте, что в школе он всему научится сам. Вспомните, сколько людей не могут выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас. Не оставляйте решение этой задачи для школы.

  • В раннем возрасте обследуйте формирование речевого аппарата у ребенка. Бывают случаи, что у детей нужно Логопед обследует артикуляционный аппарат и даст рекомендации.
  • Не стоит забывать выполнять артикуляционную гимнастику.
  • С ребенком нужно разговаривать только правильно. Не стоит употреблять в своей речи «детские слова». Ребенок, слыша от вас различные неправильные выражения, наоборот, чаще их повторяет.
  • Дети, слыша лепет от взрослых, имеют речевые проблемы, а также трудности с мышлением. Чем лучше, четче речь, тем правильнее в будущем будет письмо.

Рекомендации родителей по воспитанию чувства ответственности

С самого раннего возраста необходимо прививать детям чувство ответственности. Для этого предоставляйте ребенку право голоса, в особо важных делах давайте право выбора. В вопросах, которые он способен решить сам, выбор остается за ним. Но там, где речь идет о его благополучии, он имеет право только на голос, выбор здесь за взрослыми. Мы решаем за него, но в то же время показываем, что это неизбежно.

Рекомендации родителей детей дошкольного возраста указывают на необходимость того, чтобы уже с ранних лет давать возможность ребенку отвечать за свои действия. Внушайте ему, что, пойдя в школу, он сам будет выполнять домашние задания, ответственность за это будет лежать на нем. Когда малыш начнет посещать школу, не упрекайте его выполнением домашних заданий. Не следите за выполнением, а потом уже проверяйте готовые задания. Если с первых дней вы будете сидеть с ним за уроками, этот груз ляжет вам на плечи навсегда. Дети часто используют это как оружие против родителей, могут шантажировать, эксплуатировать родителей при выполнении заданий.

Вы избежите многих бед, если не будете интересоваться мельчайшими подробностями, а четко дадите понять, что эта ответственность полностью на ребенке. Никто не спорит, что помогать и подсказывать необходимо, но учится ребенок пусть сам! Пусть он с ранних лет отвечает за свои действия и их последствия. Но не забывайте хвалить за достигнутые результаты. Это помогает малышу утверждаться в собственной значимости.

Ответственность в семье

Поощряйте инициативу. Ребенок хочет мыть с вами посуду? Ставьте рядом табурет и мойте вместе! Есть желание убраться в доме? Вручайте ему пылесос. Естественно, что процесс затянется, но пусть ребенок чувствует себя взрослым, гордится своими достижениями. Пусть он почувствует ответственность за порядок в доме.

Важно, чтобы поручения были выполнимы, иначе в результате будут только слезы. Лучше многих слов - личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Рекомендации родителей по теме ответственности затрагивают и отношения со старшими. Не кричать, потому что мама спит, не шуметь, потому что у бабушки голова болит. Важно, чтобы ребенок понимал, что не только о нем должны заботиться, он также должен отдавать свою любовь близким и окружающим.

Каждому поступку давайте соответствующее объяснение. «Ты раскидал, ты и убирай», «Сломал? Очень жаль, но больше мы не сможем купить такую игрушку».

Объясните малышу, что к своим обещаниям нужно подходить очень ответственно. Не забывайте это подтверждать собственными примерами.

Всегда давайте альтернативу, выбор в той или иной ситуации. Предлагайте то или другое: кашу или творог со сметаной на завтрак, брючки или джинсы на улицу… Истина проста: чувство ответственности формируется на примерах, и за принятые решения ребенок должен отвечать сам. В результате многолетней практики вырастет ответственный человек, который в жизни сможет отвечать за свои действия.

Адаптация к школе

Переломным моментом в жизни каждого малыша является поступление в школу. Школьный процесс кардинально меняет жизненный уклад: нужно напряженно и систематически трудиться, подчиняться всяким нормам, соблюдать режим дня, выполнять поручения учителя. Каждый первоклассник, наряду с чувством восторга по поводу своего взросления, испытывает еще и растерянность, тревогу и напряжение. В это время происходит адаптация. Рекомендации родителям, полученные от опытных педагогов и психологов, помогут малышу не потеряться во взрослом школьном мире и быстрее привыкнуть к обстановке. Адаптация - длительный процесс, и если для кого-то он длится месяц, некоторые привыкают к перемене образа жизни в течение всего первого класса. Трудности в этот период испытывают не только дети, но и родители, учителя. Действовать нужно сообща, чтобы облегчить этот процесс.

Взрослые должны поддерживать ребенка в желании общаться с одноклассниками, изучать что-то новое, создавать комфортные условия для занятий. Родители многое могут сделать, чтобы малыш любил ходить в школу. Прежде всего это относится к требованиям. Забудьте об авторитарных методах, постарайтесь в этот период быть для малыша другом. Не спрашивайте с порога, какую отметку он получил. Для начала поинтересуйтесь, что нового и интересного он сегодня узнал, с кем подружился, чем занимались на уроках. Если дети не могут сразу давать толковых ответов, не нужно расстраиваться и ругать их. Не показывайте своего раздражения. Малыш психологически перестраивается с детского сада на школу. Основные рекомендации родителям осенью: следите за здоровьем малыша, больше с ним гуляйте, ведь день резко начинает идти на убыль, и нехватка солнца также влияет на мозговую деятельность. Никогда не заставляйте садиться за уроки, пока ребенок полностью не отдохнет от школы. Минимум должно пройти 3-4 часа после занятий.

Страху здесь нет места

  • Малыш не должен бояться ошибок. Этот панический страх может отбить напрочь охоту к учебе.
  • Давайте возможность ошибаться и помогайте в исправлении ошибок. Внушайте, что все ошибаются, но упорным трудом достигают результата.
  • Чувство страха подавляет инициативу во всем: не только учиться, но и просто радоваться жизни. Напоминайте ребенку всем известные пословицы «На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
  • Никогда не сравнивайте с другими. Хвалите за личные достижения. Пусть ребенок будет самим собой. И любите его такого, какой он есть. Так он будет уверен в вашей поддержке в любой жизненной ситуации.
  • родителям указывают на то, что никогда не нужно сравнивать мальчиков и девочек. Это два совершенно разных мира, которые чувствуют, воспринимают информацию по-разному. Обычно девочки старше по биологическому возрасту своих ровесников-мальчишек.
  • Запомните, что ваш ребенок - это не ваша копия. Он не будет учиться так же, как вы когда-то. Примите это как должное. Не ругайте и не называйте обидными словами за неспособность что-то выполнить.
  • Проявляйте больше внимания ребенку. Радуйтесь с ним даже самым маленьким успехам, не отчитывайте за неудачи. Будьте во всем другом. И тогда даже сокровенное малыш будет доверять именно вам, а не друзьям во дворе.

  • Если вдруг приходится отчитывать ребенка за какой-то проступок, никогда не употребляйте таких выражений, как «Ты вообще», «Вечно ты», «Всегда ты». Скажите ему, что он всегда хорош, но вот именно сегодня он сделал что-то не то и не так.
  • Никогда не расставайтесь в ссоре, не помирившись после конфликта. Сначала помиритесь, а потом уже отправляйтесь по своим делам.
  • Прививайте у ребенка любовь к дому. Пусть он всегда с радостью возвращается домой. Не забывайте говорить, прийдя откуда-нибудь: «Как же у нас хорошо, тепло и уютно».
  • Для обогащения духовного чаще читайте вместе с детьми книги вслух, даже с подростками. Хорошая книга сблизит вас еще больше.
  • В спорах с детьми иногда уступайте им. Ребенок должен знать, что иногда и он бывает прав. Так в будущем он научится уступать и другим людям, принимать поражения и ошибки.
  • Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Уверенность рождается в тех случаях, когда тебе часто говорят «Я в тебя верю», «У тебя получится» «Потрясающе! Ты этого достиг». Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.
  • Самые главные жизненные качества, которые родители просто обязаны привить ребенку, это находчивость, ответственность, уважение.

Сильную, выносливую личность помогут воспитать все упомянутые рекомендации родителям. Школе малыш будет отдавать много сил, и поддержка, помощь родителей будут ему просто необходимы. Напоследок приведем еще несколько основных советов по воспитанию:

  • Когда общаетесь с ребенком, не подрывайте тех авторитетов, в которые он верит. Это его выбор.
  • Будьте всегда последовательны в своих решениях. Не стоит запрещать делать то, что ранее разрешалось.
  • Не требуйте того, чего малыш не может выполнить. Если в каком-то школьном предмете возникают затруднения, помогите разобраться, а при малейших достижениях не забудьте похвалить.
  • Чаще используйте телесный ласковый контакт, обнимайте, целуйте своего ребенка.
  • Будьте во всем ему примером.
  • Как можно меньше делайте замечаний.
  • Не унижайте ребенка наказаниями, используйте это только в крайних случаях.

Домашний логопед

для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов.

Как помочь ребенку с нарушением внимания.

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
  2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
  3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.
  4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
  5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
  6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».
  7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
  9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
  11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
  12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходимо обратиться к специалисту - психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

(По материалам журнала «Дефектология» №1.2000 год. Стр. 61 А.Г. Московкина, МПГУ)

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И

ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.

ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. "Перекрестные движения".

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.

2. "Ленивые восьмерки".

Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

3. "Энергизатор".

Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслабленны. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.

4. "Шапка для размышления".

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

5. "Точки мозга".

Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку - 8 на потолке.

6. "Симметричные рисунки".

Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

7. "Активизация руки".

Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).

8. "Качание головой".

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

9. "Сова".

Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.

1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).

2. И, П. - - то же.

Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).

3. Для развития сосредоточенности.

Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука - в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).

4. Для развития концентрации, успокоения нервной системы.

Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

Для развития памяти.

5. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).

6. Согнуть пальцы обеих рук в "кошачий коготь" или крючок.

7. Поочередно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

8. Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.

9. Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.

10. Упражнение с орехами (2 ореха).

Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.

11. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко "покалывать" ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П. . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
  2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
  3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
  4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
  5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).

1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.

2. Запись слова с проговаривакием.

3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.

4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.

5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).

6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).

7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.

8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)

9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.

10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА

  1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
  2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
  3. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
  4. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
  5. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
  6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
  7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
  8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
  9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

14 основных правил красивой речи

  1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

1. В письменных работах пропускает буквы.

1. Низкий уровень развития фонематического слуха.

3. Несформированность приемов самоконтроля.

2. Неразвитость орфографической зоркости.

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

3. Низкий уровень объема и распределения внимания.

5. Слабое развитие фонематического слуха.

3. Невнимателен и рассеян.

1. Низкий уровень развития произвольности.

2. Низкий уровень объема внимания.

4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

4. Испытывает затруднения при пересказе.

1. Несформированность умения планировать свои действия.

2. Слабое развитие логического запоминания.

3. Низкий уровень речевого развития.

4. Низкий уровень развития образного мышления.

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

6. Заниженная самооценка.

5. Неусидчив.

1. Низкий уровень развития произвольности.

2. Индивидуально – типологические особенности личности.

3. Низкий уровень развития волевой сферы.

6. Трудно понимает объяснение с первого раза.

2. Слабая концентрация внимания.

5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

7. Постоянная грязь в тетради.

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.

3. Недостаточный объем внимания.

4. Низкий уровень развития произвольности.

8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

1. Несформированность приемов учебной деятельности.

9. Постоянно забывает дома учебные предметы.

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

10. Плохо списывает с доски.

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Низкий уровень переключения внимания.

4. Недостаточный объем внимания.

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

11. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

1. Низкая скорость протекания психических процессов.

2. Несформированность приемов учебной деятельности.

12. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого.

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

13. Постоянно переспрашивает учителя.

1. Низкий уровень объема внимания.

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания.

3. Низкий уровень развития переключения внимания.

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

6. Несформированность умения принять учебную задачу.

14. Плохо ориентируется в тетради.

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.

2. Низкий уровень развития произвольности.

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

15. Поднимает руку, а при ответе молчит.

2. Заниженная самооценка.

3. Низкий уровень развития произвольности.

16. Опаздывает на уроки.

1. Несформированность приемов самоконтроля.

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

3. Низкий уровень развития произвольности.

4. Возможные трудности в семье.

5. Причины вторичной выгоды.

17. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

3. Индивидуально – типологические особенности личности.

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

5. Низкий уровень развития произвольности.

6. Несформированность приемов учебной деятельности.

18. Испытывает страх перед опросом учителя.

1. Заниженная самооценка.

2. Возможные трудности в семье.

3. Внутреннее стрессовое состояние.

4. Индивидуально – типологические особенности личности.

19. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует.

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

2. Преобладающая мотивация учения – игровая.

3. Низкий уровень развития произвольности.

4. Несформированность приемов учебной деятельности.

20. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время.

1. Отсутствует учебная мотивация.

2. Несформированность отношения к себе как к школьнику.

3. Заниженная сомооценка.

4. Внутреннее стрессовое состояние.

5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.

21. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями.

1. Возможные трудности в семье.

2. Перенесение функции матери на учителя.

3. Особенности развития «Я – концепции».

22. Долгое время не может найти свою парту.

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве.

2. Низкий уровень развития образного мышления.

3. Низкий уровень развития восприятия.

4. Низкий уровень сформированности произвольности.

5. Низкий уровень развития самоконтроля.

6. Низкий уровень развития долговременной памяти.

7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий).

В наши дни рекомендации для родителей дошкольников поступают из самых различных источников, однако только некоторые советы могут помочь. Большинство родителей серьезно воспринимают мнения, рекомендации друзей и родственников, совершенно не факт что при этом они не авторитетны в таких вопросах. Основная сложность заключается даже не в том, что человек берет некорректную, слабо действенную информацию. Даже если родители получили необходимые эффективные сведения, они не используют их в жизни на регулярной основе.

Специалисты в вопросах психологии решили исследовать более подробно существующие проблемы родителей, детей, дабы в результате презентовать исключительно эффективные и полезные рекомендации, что были не раз протестированы семьями. Главная задача каждого родителя – скрупулезно применять освоенные познания в своей жизни, которые поданы в этом материале.

Перечень существующих проблем

Изначально, дабы рекомендации для родителей малышей дошкольного возраста начали работать, стоит решить для себя, какие сложности возникли конкретно у вас. Все потому, что бессмысленно бороться с такими проблемами, которых нет. Все мы разные, а потому у каждого свои трудности в жизни, и все же существует определенный базис, некое сходство, что объединяет различные проблемы, а также содействует их максимально быстрому разрешению.

Дабы это понять, отгородите себя от лишнего шума, лишних дел, по крайней мере на пару часов. Приведите свои мысли в спокойное состояние, сосредоточьтесь только на таких сложностях, которые сейчас существуют в вашей жизни. В обязательном порядке выпишите все проблемы на листик, дабы о ней помнить. В течении одного месяца таким образом выписывайте все проблемы, которые только придут на ум, а также которые ранее забывали выписать. Естественно, обыкновенный перечень проблем, не способен глобально помочь вам с ними попрощаться, и все же, такой метод многократно упрощает эту задачу,а также поможет разрешить любые вопросы проще и скорее. Важно запомнить, проблемы – это нормально, это одна из частей нашей жизни, по этой причине приучите себя их не только фиксировать, а их мгновенно разрешать, сразу же после возникновения.

Слова благодарности

Естественно, рекомендации для родителей весьма полезны, и все же, то, что хочет слышать любой из них от своего чада – это благодарственные слова. В реальности это не обыкновенные речи, поскольку у них таится сильнейший энергетический заряд, они помогают человеку выполнить намного больше, в итоге получив невероятный положительный энергетический заряд. Запомните, благодарность родителям необходимо для начала воспитать в малыше. Сделать это могут сами родители. И это не должно проявляться в форме обыкновенных угроз, либо в максимально строгом воспитании малыша, с той единственной целью, дабы он в любой ситуации говорил благодарственные речи.

С этой целью родители своим примером должны демонстрировать как это работает, дабы ребенок понимал, его папа и мама в каждой ситуации говорят людям спасибо за помощь, поддержку и прочее. Малыша можно воспитать в разы быстрее, если ему постоянно демонстрировать все наставления и поучения в жизни, наводить максимально конкретные примеры. Только так с полной уверенностью допустимо получить то, что ваш малыш при любых обстоятельствах станет благодарить и родителей, и всех окружающих за проявленное внимание, любовь, заботу и помощь.

Воспитание чада

В целом, родительские рекомендации базируются конкретно на воспитании чада, и все же в действительности тут нет ничего архисложного. Большинство родителей имеют такой стереотип – дабы воспитать малыша счастливым, мудрым и сильным, необходимо очень много внимания и времени ему уделять, в реальности дела обстоят иначе. От того, чем больше внимания уделяется чаду, более медленно он развивается. Многим ученым удалось доказать тот факт, что малыш учиться более скоро тогда, если он допустил определенную ошибку, после чего самостоятельно ее нашел и исправил. И все же, родители, как правило, изначально отчитают его за допущенный промах, при этом даже не рассказав в чем же суть проблемы, после чего самостоятельно данный промах поправляют. Ваше чадо, даже не осознав, что произошло, станет допускать аналогичную оплошность многократно, пока родители наконец то не поймут и не предоставят ребенку возможность получить свои познания, опыт от допущенных ошибок.

Не возникает сомнений, что родители, являются весьма опытными и разумными людьми, однако для чего это постоянно демонстрировать своему чаду, поскольку все мы начинали свой жизненный путь с таких моментов. Вот почему не стоит тратить время на лишние вопросы, оптимальнее всего взять и предоставить свой шанс малышу на саморазвитие. Естественно, стоит уделять внимание ребенку, и все же не излишне, таким образом вы сами скоро увидите, насколько ваш малыш ускорится в развитии.

Правильный образ жизни

Кроме того, рекомендации для родителей дошкольников, касаются и правильного образа жизни. Любой желает, дабы его малыши были умными, счастливыми, крепкими и здоровыми, и все же при этом родители продолжают вести нездоровый и неправильный стиль жизни, обучая свое чаду здоровью. Малыш не воспринимает ваши слова, он берет во внимание ваши поступки, копируя вашу модель поведения, поскольку он тоже желает быть взрослым. И если малыш видит — родители ругаются, курят, пьют, он осознает для себя следующее – дабы скорее повзрослеть, необходимо вести себя аналогичным образом. Такой вывод сделали разные психологи, ученые, при этом родители по прежнему сталкиваются с одинаковой ошибкой. Прямо сейчас начинайте самостоятельно вести правильную, здоровую жизнь, вот тогда-то ваши детки осознают, что необходимо расти здоровыми, быть активными, заниматься спортом, дабы быть полноценными, счастливыми, такими же взрослыми, как и папа с мамой. Совместно с ребенком запишитесь в любую спортивную секцию, это принесет пользу и вам, и вашему малышу. Поскольку у здоровых и сильных родителей, детки тоже будут самыми успешными, счастливыми и сильными.

Развивайте силу воли и характера малыша

Вряд ли рекомендации родителям когда либо закончатся, поскольку каждый имеет свое мнение на эту тему, и все же существуют определенные базовые истины, они объединяют большинство спорных вопросов, возникающих у родителей. Как правило, это касается характера ребенка, поскольку именно он определяет все дальнейшее воспитание и развитие индивидуума. Вы должны понимать единственный момент, независимо от того какой характер имеет ваше чадо, вы должны его уважать, не пытаясь при этом как-нибудь его поменять, потому что это нереально, вы только потратите время впустую. Допустимо направлять, улучшать, развивать характер, именно это многие воспринимают как смена характера.

Советы родителям дошкольников


Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником.

Готов ли он к школе?

Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника?

Что важнее: знания или психологическая готовность?

Вопросов – море!

Все дети дошкольники разные:

Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога.

Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых.

Третьи, не посещая детский сад, занимаются в различных центрах раннего развития, кружках и секциях.

К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!
Психологический аспект

Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, посидеть 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема, не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут.

Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе.

Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования, он не отвлекался и сидел на одном месте.

Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.
Важные умения

Эти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. В таком возрасте, дети должны владеть информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.

Перед школой родителям необходимо позаботиться о развитии памяти вашего ребенка. Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей. Дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел.

Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и т.д.)

Родителям дошкольников следует уделить особое внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними: овощ среди фруктов, или живое существо среди предметов.

Если подвести итоги, то полезная информация для родителей дошкольников заключается в следующем:
- тренируйте память, внимание ребенка;
- уделяйте внимание развитию логики, моторики, восприятия и усидчивости;
- используйте общие развивающие упражнения;
- проводите занятия в игровой форме.

Помните, главное правило для родителей дошкольников состоит в том, чтобы:
- привить ребенку интерес к получению новых знаний,
- научить его не бояться плохих оценок,
- находить общий язык с одноклассниками.
Ведь для Вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым!

Воробьева Татьяна Николаевна
Рекомендации родителям старших дошкольников

Уважаемые родители, в деятельности ребенок учится принимать решения и ориентироваться в тех или иных ситуация. Чтобы ваш ребенок был самостоятелен, инициативен, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, исполнять задание без вашей помощи;

Старайтесь меньше опекать ребенка;

Чаще советуйтесь с ним, обсуждайте возникающие вопросы, противоречия, проблемы, лично касающихся дошкольника и общих проблем в семье;

Позвольте ему наблюдать за деятельностью взрослых (ему можно дать посильные и не сложные задания);

Ребенок может быть непосредственно включен в совместную деятельность со взрослым;

Деятельность взрослого в отношении ребенка может заключаться в трансляции отдельных фактов и образцов культуры;

Помогите ребенку самостоятельно освоить этапы в том или ином виде деятельности, постепенно доверив выполнение всей технологии процесса;

Используйте предметную среду в совместной деятельности, которая окружает каждодневный быт семьи (помыть посуду, прибраться дома, разложить вещи после прогулки, собрать обувь);

Хвалите ребенка даже за самые мелкие удачи, успехи;

Разбирайте неудачи, выясняйте вместе причины, но не осуждайте и давайте резких оценок;

Предлагайте ребенку различные способы выполнения задания, обсуждайте варианты использования.

Уважаемые родители, мотивация зависит от вашего участия! Мотивационная готовность к школе играет одну из самых важных ролей в формировании личности будущего школьника. Как родители могут помочь детям? Чтобы ваш ребенок самостоятельно принимал решения, проявлял интерес к новому, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Каждый день необходимо спрашивать: «Как дела? Что было нового, что интересного?». Сделайте подобные разговоры привычкой, и ребенок почувствует заинтересованность родителей в его делах.

2. Предложите помощь в выполнении какого-либо поручения или задания. Например, обсудите ход работ, выводы, что может не получится.

3. Учитесь в деятельности вместе с детьми. Бывайте в интересных местах, читайте, выбирайте и покупайте вместе книги, запишитесь в городскую или районную библиотеку. Обсуждайте с детьми прочитанное: что запомнилось в произведении? Что понравилось, а что нет, чтобы изменил, додумал?

4. Старайтесь правильно оценивать знания, навыки и достижения вашего ребенка. Никогда не сравнивайте его с другими дошкольниками или детьми родственников, знакомых (из-за этого самооценка дошкольника снижается и он перестает верить в себя и свои силы).

5. Допускайте предположение, что на ошибках дети приобретают новый опыт, стараясь в дальнейшем их избежать.

6. Старайтесь для ребенка быть примером такого человека, который постоянно читает, учится и стремится себя реализовать.

7. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребенку, делая акцент на том, что дала школа, как она вам помогла, какие трудные ситуации были, как вы вышли из них?

Уважаемые родители, необходимо помнить, что коммуникация позволяет ребенку найти не только близких по интересам людей, но и предлагает дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Умение осуществлять коммуникацию становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в коммуникации ребенок учиться полноценному общению на равных, что возможно и в детско-родительских отношениях.

1. На собственном примере показывайте, как нужно вступать в коммуникацию с другими людьми.

2. Расскажите ребенку, кто такой друг, кто такой знакомый. Почему дружат?

3. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться в ситуации коммуникации.

4. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь.

5. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность, женственность.

6. Чаще ходите в гости, где есть маленькие дети. Глядя на ваше общение с другими детьми, ребенок будет брать с вас пример.

7. Отмечайте дни рождения, приглашайте на праздник знакомых сверстников из детского сада, соседских детей.

8. Не стремитесь всегда быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, позвольте ему проявлять самостоятельность в поступках и действиях.

9. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Дайте возможность ему самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев малыши сами определяют, кто хороший друг, а кто плохой. А резкие ответы родителей: "Я запрещаю тебе с ним дружить! "- не принесут ожидаемого результата.

9. Не критикуйте друзей своего малыша.

10. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей.

Уважаемые родители, формирование гармоничной личности зависит от Вас! Чтобы ваш ребенок стал личностью, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Будьте внимательнее к детям;

Позвольте ребенку больше возможностей удовлетворять потребности;

Интересуйтесь его проблемами, вникайте в сложности и помогайте развивать умения и таланты;

Каждая проблема ребенка серьезна, относитесь с пониманием к ней;

Каждому дошкольнику необходимо чувство собственной значимости. Прислушивайтесь к его мнению, чтобы он почувствовал собственную значимость;

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь;

Оценивайте поступки ребенка, а не его личность;

Принимайте ребенка таким, какой он есть. Помните, что это ваш ребенок, он нуждается в вашей любви, заботе и поддержке;

Сдерживайте собственнические инстинкты и относитесь к нему как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом чем вы;

Старайтесь не ограждать ребенка от трудностей жизни;

Стремитесь к благополучию в семье, чтобы он чувствовал себя комфортно, был уверен в родителях;

Уважайте его право на собственное мнение;

Всегда находите время, чтобы поговорить с ним.

Публикации по теме:

Обогащение атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности. Методические рекомендации Пояснительная записка. Прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи.

Рекомендации родителям «Детские конфликты и их решения» С самого раннего возраста ребенок хочет общаться с другими детьми. Но часто возникают споры, а то и потасовки. Родителям нужно научиться.

Рекомендации родителям дошкольников «Как научить ребенка учиться» КАК научить ребенка учиться: Любовь к учебе, желание и умение учиться – взаимодополняющие друг друга понятия. Это три составляющих успешной.

Рекомендации родителям: Как научить ребёнка самостоятельности? Как научить ребёнка самостоятельности? Наверное, каждый родитель, у которого есть маленький ребёнок, задаётся этим вопросом. Как же помочь.