Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста Что такое художественный труд


Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации: 17.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду

значение

трудовому

воспитанию

придавал

Ушинский

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьёзного труда…».

Основная задача

ручному

труду

удовольствием

мастерить,

работать

подручным

материалом,

фантазировать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

мастером,

художником,

формирует

стремление

мастерить

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

наиболее

успешного

развития

детского

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые

разнообразные

материалы,

интересные

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

обучения в

зависимости

поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,

описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной

деятельности и деятельности товарищей.

отводится наглядности

педагога,

пример), то

реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе

наглядность

используется

направить

усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития

образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать

вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

контролем

взрослого,

наблюдающего

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

процессе

постановки

мотивации

исполнительской

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

образцов,

выполненных

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

установку

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или

какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

сопровождается

материала.

исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение

создания.

побудить

высказыванию

предложений

последовательности

выполнения

отметить

особенности

работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Выставка работ.

9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в

разных возрастных группах:

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала

уверенность

собственных

получить

удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми

пространственных

отношений

предметами

некоторых

физических

закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные

практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:

прямоугольный

совмещая

приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из

природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает

использовать

закрепления

пластилин;

применять

поделках

катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:

сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети

обучаются

созданию

объемных

квадратный

несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается

обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,

материалов

(катушки,

проволока

коробки),

соединяя

Формируются

самостоятельно

игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского

сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для

занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная

школе

группа .

разделить

воспитателя на несколько видов:

картоном

продолжать

обучение

складывать

прямоугольной

квадратной,

направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

создавать

игрушки-забавы;

создание

предметов

подбирать

изготовлении

сувениров,

костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;

создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

завязывать

пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;

аппликацию,

используя

разнообразной

наносить

вырезать

соответствии

задуманным

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из

косточек

передавать

выразительность

создавать

общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного

возраста:

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно-развивающая среда;

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

Наличие образцов изделий и поделок;

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах;

Создание музея детских поделок, альбомов, книг;

Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности

с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду

необходимо провести определенную предварительную работу:

Создание выставок;

Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

Экспериментирование;

Просматривание диафильмов;

Чтение литературы;

Рассматривание картин;

Экскурсии;

Коллажи;

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и

художественным трудом в ДОУ:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,

кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена

овощей и цветов)

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,

трубочки, фантики и т. д.)

Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно - развивающая среда

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

процессе

совместной педагогической деятельности с детьми

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и

мини-библиотеки детских рукописных книг;

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с

провоцировать

родителей

оценивание

результатов

художественного

творчества детей.

практика

современного

нетрадиционного

детского

художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной

и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития

Требования к организации ручного труда в детском саду

конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических

(сгибание

перевязывание,

плетение,

склеивание)

которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые

соединения

композиционное

воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить

конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой

детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые

воспитателем

педагогические

помогают

осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

выполнении

предусмотреть

воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а

самостоятельности

организации,

планировании

осуществлении

трудового процесса.

Трудовое

воспитание

формирует

дошкольников

нравственные

доброжелательность,

сочувствие,

моральные

личности:

бережливость,

трудолюбие,

правдивость,

сознательность.

трудовом

воспитании

моральная

дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,

материалам,

заботливое

отношение

художественной

литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с

сезонными

изменениями

Ознакомление

взрослых

осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или

рассказов

организация

совместной

деятельности

взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл

такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого

ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от

проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,

успешное выполнение заданий педагога.

характер

деятельности

инициативу,

активность,

творчество

влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу

положительных

взаимоотношений

особенно

выполнение

коллективных

дошкольников

формируются

взаимопомощи,

способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой

деятельности.

Накапливается

положительный

коллективной

трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне

занятий, во время самостоятельной деятельности.

обучения

художественному

являются

изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких

Например,

занятиях

приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает

сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на

поддержания

общественного

реализацию

занятия – сформировать навыки изготовления поделки.

формирует

создания

поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть

обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные

части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это

необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

последовательность

рассматривания

образцов,

придерживаться

выработанного

особенно

подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и

тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите

сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель

раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных

знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или

образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после

занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги

задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

деятельности

осуществляется

успешности

решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует

научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно

поставленной

Постепенно

усложняя

активизируя

детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной

деятельности.

Применяя

полученные

осознают их значение в практической деятельности.

позаботиться

необходимые

материалы

засушенные

растения,

веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в

большом количестве.

воспитателя

методических

декоративно-прикладного

искусства

художественно-творческой

деятельностью

многовариантность

исполнения творческих заданий;

«Эмоциональная

методика»

духовно-эстетического

способствующая

развитию

увлеченности

познавательного

интереса;

Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;

использование

различных

историко-

социологических сведений о местных художественных промыслах;

Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с

различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном

отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а

также в развитии художественного вкуса;

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные

индивидуальные

консультации,

анкетирование,

родительские встречи, семинары - практикумы.

Литература

Художественный

Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Уже в дошкольном детстве ребенок способен понять и впитать те человеческие мысли, чувства, ценности, идеалы и то отношение к жизни, которые выражены в народном искусстве и в художественном труде. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, нестяжательство, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.

Художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность,имеющая давнююисторию и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание и т.д. И множество традиционных художественных изделий (пряники и бублики, корзинки и коврики, миски и горшочки, сережки и брошки) было изобретено в древнейшие времена и воплощено в народном декоративно-прикладном искусстве.

Художественный труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Художественный труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняютжизнь детей эмоционально значимымисобытиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность,в которой ребенок осваиваетинструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто,фольга, листья и мн. др.) и преобразует ихкультурными способами в целях получения конкретного результата.

Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения народной культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем и в какую культуру будет интегрирован волею судьбы.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.

Во-первых,художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.

Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.

В-третьих, смысловоеполе культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).

В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчествоэто та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре. Обратимся к мудрости народной педагогики, представим один день в кругу дружной семьи.

Игра детей вплетается в дела взрослых, а хлопот домашних за день не перечесть. И вот мастерятся маленькие изукрашенные грабельки – и цветочки на них, и завитушечки: «Чем бы дитя ни тешилось…». А одна ли потеха здесь? В дела семьи дети входили играючи, а, глядь, – и в няньках, и в помощниках за большого: птицу накормит, теленка напоит, грибов лукошко наберет, рассаду польет, обед в поле принесет. Ай, да детка! Ай, да умница! Вот тебе – берестяное лукошко с кружевным резным окладом, вот – чудо-веретенце, «само пляшет, расписные узоры кажет», вот – «валик с петухами-курами, разными фигурами…». То ли шутка, то ли дело, а к жизни готовит, приучает, с радостью дает в маленькие руки большие дела взрослых. Вот и родилась поговорка: «Пятеро по лавкам сидят, пятеро за делом глядят…». Да и те, которые сидят, ведь тоже чем-то заняты! Попробуй удержать без дела пятерых! Сидят – значит, или играют, или работают. Бренчит балалайка, а детишки в лад отцу пристукивают; плетет корзину отец, а дети прутики готовят, очищают, собирают, просят: «Дай попробовать, я так сумею», ждет малышня лапоточки – доплетут последнему – и пошел хоровод…

Для ребенка – это начало пути «след в след» за старшими, мудрыми и опытными: за матерью и отцом, за бабушкой и дедом, за братьями и сестрами, – как призыв достойно продолжить народное умение, сохранить семейные ценности и культурные традиции своей Родины. Не о целостном ли и разностороннем воспитании думали наши далекие предки, когда создавали для детей этот удивительный мир семейных дел и забот, домашних игрушек и забав, календарных праздников и передавали его как бесценный дар по наследству.

В процессе проектирования содержания художественного труда в детском саду важно помнить о том, что художественное творчество по своей внутренней сущности является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Поэтому особо следует выделить универсальное действие смыслообразования, суть которого заключается в установлении детьми глубинной связи между целью художественного труда (замысел, идеальный план – что и как будем делать), побуждающим мотивом (для чего или для кого это нужно; что и как изменится, благодаря этому) и практическим результатом (конкретным предметом, который создается в процессе художественного труда).

Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов, выражения своих мыслей, идей, замыслов и свободно переносит их в разные ситуации, наделяя культурными и личностными смыслами.

Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок научается завязывать узелки и бантики в деятельности самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви и тесемки на куртке и шапке). Затем это умение переносится в другие ситуации: ребенок завязывает узелки и бантики, надувая воздушный шар, помогая маме оформить шторы или красиво упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления праздничных открыток, изготовления гирлянд, новогодних игрушек и т.д. В процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет «бесконечник», воплощающий идею взаимосвязи и развития.

– опыт применения так называемых «готовых знаний» для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях;

– опыт применения заранее установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности;

– опыт творческой деятельности;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Первые три вида опыта связаны с содержанием, организацией, регуляцией или формой той или иной предметной деятельности. Личностный опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – это переживание смысла, включенности данного предмета, деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и т.д.) в реальную жизнь, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого.

Структуру художественного труда, а также основные психологические условия и механизмы процесса освоения общечеловеческого опыта наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе современного образования обеспечивается формированием универсальных действий и способностей, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемых ключевыми целями общего образования, выделены четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Основные задачи занятий художественным трудом в детском саду

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

Литература

1. Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

2. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

3. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012.

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, модели­рование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализаци­ей на уровне подлинного творчества.

Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь

МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»

Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.

Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нрав­ственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение - предметная среда - есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда лю­дей складываются традиционные ремесла, художественные промы­слы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому сле­дует приобщать детей сызмальства.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо­кую заинтересованность, успехи и - что еще немаловажно - ма­лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия­ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком­понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо­жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возмож­ности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ре­бят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержа­тельным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной пе­дагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и по­лезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разно­образным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной пе­дагогике классифицировалась следующим образом:

а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;

б) резьба по дереву, камню, кости, коже;

в) чеканка по металлу;

г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творче­ский процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествую­щих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном ис­кусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художествен­ный труд рассматривается в педагогической теории как необходи­мый элемент нравственного, умственного, эстетического воспита­ния детей.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полез­ные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле­ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора­ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка­ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де­талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте­нии; оформление живого уголка);

работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве­ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче­ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред­метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве­ниров из синтетических тканей).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ­ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно­стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус­ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка пе­дагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.

В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.


  1. Волшебные превращения веревочки

Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.

Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.

Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.

Аппликация из пластилина

Пластилин - чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разнообразный по цвету, он очень интересно смот­рится в работах. Дети любят заниматься лепкой пла­стилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств - скульптура, графи­ка и др. Занятия пластилином способствуют развитию мел­кой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, луч­ше говорит и думает.

Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надав­ливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малы­шу это понравится, и он с удовольствием будет возвра­щаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.

И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.

Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пласти­лин - для вишенки; зеленый - для листиков; корич­невый - для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

Намечаем центр, где будет расположена веточка.

Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричнево­го цвета - это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух више­нок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.

Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.

Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скру­чиваем из них 2 овала - это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим ли­стики к веточке.

Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.

А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин - для слони­ка; черный - для глазок; белый - для зрачков. Кар­тон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

На картоне отмечаем положение головы и туловища.

Изображение слоника может состоять из кружоч­ков и овалов. Вы придумайте свои варианты.

Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длин­ный жгутик и их него формируем овал, туловище за­канчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки де­лаем из белого пластилина.


  1. Оригами

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мыш­ления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовле­ния, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе констру­ирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение при­емов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует куль­туру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бума­ги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе во­лшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всесто­роннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.

Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.

Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

Елена Шкаровская (Юшина)
Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.

Художественный труд-как средство развития

творческого потенциала дошкольников .

Работаю я по этой теме пятый год.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами

Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе

развивать мелкую моторику рук , глазомер

Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

Советы мудрого

и креативного педагога

Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного "я”)

Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Материалы для творчества

Предварительная работа

Развивающая среда

Работа с родителями

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.