Ручные швы таблица. Какие виды строчек есть на современных швейных машинках. Виды спаев и цель их применения


Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Виды швов и их применение

Швом называют скрепление в определенном положении двух или нескольких слоев ткани ручной или машинной строчкой.

Существует много различных видов швов, и каждый из них имеет свое назначение. Одним швом сметывают детали изделия, другим - их накрепко соединяют, третьим - подшивают низ изделия и т. д.

Все швы по способу их исполнения делятся на две группы - ручные и машинные. Некоторые работы производятся только вручную, например сметка, прокладывание копировальных стежков - силков и т. д., другие можно производить как при помощи машины, так и вручную.

Рассмотрим виды и применение ручных швов.

Прокладочный шов (рис. 11). Выполняется обычными стежками. Игла вкалывается справа налево, нитка натягивается равномерно. Расстояние между стежками и длина их равны 2-3 миллиметра

Рис. 11. Прокладочный шов.

Прокладочный шов применяется для обозначения середины изделия и линий, исправленных булавками при примерке, а также для выполнения сборок.

Копировальные стежки - силки

Копировальные стежки - силки применяются для переноса линий на одинаковые, парные детали после раскроя изделия или для переноса с правой стороны на левую измененных при примерке симметричных линий.

Силки являются разновидностью прокладочных стежков. Игла вкалывается справа налево. Длина стежков и расстояние между ними не должны превышать 0,5 сантиметра. Однако стежки не затягивают, а оставляют в виде петли длиной 1-1,5 сантиметра (рис. 12а).

Рис. 12а. Копировальные стежки (силки).

Силки прокладывают двойной ниткой, имеющей длину не более 90 сантиметров. Нитки, используемые для этой цели, должны быть мягкими, немерсеризованными.

Рис. 12б. Копировальные стежки (силки).

После наложения силков детали раздвигают, нитки между деталями натягивают и разрезают (рис. 126). Таким образом получают одинаковый контур выкройки на правой и левой стороне изделия.

Сметочный шов (рис. 13). Применяется во всех случаях временного скрепления деталей между собой для подготовки изделия к примерке или утюжке.

Рис. 13. Сметочный шов.

Стежки выполняют справа налево с интервалами, сочетая короткие стежки с длинными. Длина сметочного шва зависит от его назначения и плотности ткани.

Обметочный шов (рис. 14). Употребляется для постоянного скрепления и заделки обрезного края, чтобы предотвратить осыпание ткани. Стежки делают небольшими. Иглу вкалывают справа налево через край.

Рис. 14. Обметочный шов.

Потайной шов. Применяется для закрепления подогнутых краев ткани низа блузки, юбки, платья, жакета, рукава и т. д.

При выполнении потайного шва иглу вкалывают справа налево, захватывая не более одной нити верхней ткани, а затем захватывая край верхнего сгиба подшивки. Нить натягивают не сильно (рис. 15а).

Рис. 15а. Потайной шов.

Потайной шов выполняют шелковой нитью одного цвета с основной тканью. На толстых тканях подгиб можно вырезать мысиками и подшить потайным швом (рис. 15б).

Рис. 15б. Потайной шов.

Петельный шов

Петельный шов. Применяется главным образом для обметывания петель и швов сыпучих тканей.

Петли изготовляют следующим образом.

Вокруг рамки (прорези) прокладывают толстую нитку, а затем обшивают петельным швом. Для этого нить кладут петлеобразно вокруг иглы или захватывают нитяную петлю иглой после выхода ее из ткани. Стежки должны быть мелкими, и располагать их следует густо.

В начале и в конце петли делают закрепки, прокладывая 2-3 продольные нитки, а затем обвивая их долевыми витками вплотную таким образом, чтобы получалось 10-20 витков в 1 сантиметре (рис. 16а).

Я еще помню то время, когда мне на утренник нужно было платье снежинки, а в магазине его купить составляло проблему. Вот и приходилось моей маме брать и шить это платье своими руками. У нас дома была швейная машинка , но она была не суперкрутой и часто ломалась, а чинить ее было сложно…

И некоторые вещи, в том числе и это платье снежинки, мама пошила мне при помощи одних ручных швов. Наряд был отменным и если бы не то, что платье было тематическим и надеть мне его пришлось всего раз, оно по своему качеству пошива могло бы прослужить очень долгое время. Не чета сегодняшним китайским вещам, сшитым гнилыми нитками и кое-как на скорую руку на швейной машинке.

Раньше вещи ручной работы не ценились так, как сейчас. Будучи месяц назад в Италии, видела отменные женские и мужские костюмы просто невероятного качества. Цена у них тоже была на очень высоком уровне. Когда спросила, что в них такого особенного, модельер сказал, что они пошиты без применения швейной машинки. Полностью ручные швы!

Ручные швы

Конечно, быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. А тому, кто хочет научиться шить, просто необходимо освоить основные ручные стежки и швы . Вот я, например, открыла для себя более пяти мне незнакомых.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 12 видов ручного шва, которые, непременно помогут тебе в быту.

  1. Вот пример французского шва. Такой шов применяют при обработке припусков швов на изделиях из тонких и прозрачных тканей.

  2. А это вид с изнанки пальто, которое пошито полностью вручную. Принадлежит данное изделие рукам шведки. Очень терпеливой, на мой взгляд.

    Она вообще решила шить себе гардероб вручную. И утверждает, что швы не тянутся и распарываются, конечно.

  3. Небольшой наглядный мастер-класс по созданию ручных швов. Как тебе такая работка?

  4. Больше всего меня покорил именно этот вид шва. Он называется «елизаветинский». Более двух столетий назад именно таким швом и шились многие вещи.

    После пошива этот верхний шов растягивали, чтобы он был плоским. А стежки делали частыми: не более 2 мм друг от друга.

    В давние времена, чтобы шов был гладким и крепким, нитки натирали воском. Я думаю, это просто отменная идея и для наших дней, если необходим крепкий шов.

  5. А вот еще один хороший мастер-класс, тебе в копилочку.

  6. Такие шовчики пригодятся тебе для подгибки и обметки края будущего изделия.

  7. А вот еще один хороший пример соединительных швов.

  8. Если тебе нужно стачать плечевые или боковые срезы, вот тебе удобная схема швов для стачивания .

    Для тех, кто не знал или подзабыл, напомню, что стачивание - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  9. Еще один пример стачивания.

  10. Видов ручных швов очень много. Особенно пригодятся они тем, у кого еще нет швейной машинки. Или высококлассным портным, которые всё шьют вручную.

  11. Хороший пример ручной подгибки.

  12. Швы вподгибку применяют очень часто. Потому что ими можно обработать и низ изделия, и низ рукавов, и внутренние края подбортов, обтачек, пройм, а также обработать края отделочных деталей на изделиях, отшитых из легких тканей. Например, воланы, рюши, оборки.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.



Ручные швы и машинные работы. Виды и применение

Ручные швы и машинные работы, которые особенно незаменимы на начальном этапе изготовления изделия

Швы выполняются одной или несколькими строчками, и, помимо основной функции, используются также для отделки изделия.
Швы должны быть ровными, с одинаковым расстоянием между стежками, как на лицевой стороне, так и на изнаночной, с равномерно затянутыми нитками.

Виды ручных швов.

1. Наиболее распространенным швом на начальном этапе изготовления изделия является сметочный .
Его применяют для временного соединения деталей (наметка), создания сборок.
В зависимости от того, с какой тканью вы имеете дело, и для чего используете данный шов, длинна стежков составляет 0,2-5 см.

2. Прокладочный шов - разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Ручные швы. 1 - Сметочный, 2 - прокладочный, 3 - копировальный, 4 - круглый, 5а - переводной шов (лицевая сторона), 5б - переводной шов (изнанка), 6 - стачной, 7 - шов "за иголку".

3. Силки или копировальный шов .
Используется для точного переноса контурных линий, контрольных знаков с одной симметричной стороны изделия на другую. Очень удобен, дает отличную возможность абсолютно точно сметывать, совмещать между собой изделия для дальнейшей работы.
Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям, мягкими нитками (лучше хлопчато-бумажными) прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3-1 см.
От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1-1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.
После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и натянувшиеся нитки разрезают по середине.

4. Переводной шов - разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка.
Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали.
Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.

5. Для обработки края деталей (оборок, воланов и т.д.) используют круглый шов .
Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3-0,5 см, набирают 2-3 нити ткани около подогнутого среза и 2-3 нити на сгибе.
Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30-45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

6. Стачной шов - напоминает машинную строчку.
Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости.
Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.

7. Шов “за иголку” (разметочный) .
Выполняют также, как и стачной, но между стежками оставляют расстояние. Укол иголкой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Ручные швы. 1а - косой обметочный (в заутюжку), 1б - косой обметочный (в разутюжку), 2 - крестообразный обметочный, 3 - петельный обметочный, 4 - простой (открытый) подшивочный, 5 - потайной подшивочный, 6 - подготовка низа изделия к подшиванию, 7 - фигурный подшивочный.

8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.

Существует несколько видов обметочного шва:
- Косой, делается через край. Снизу вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см - 2-3 стежка.
- Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают.
- Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия.
Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.

Есть несколько видов подшивочных швов:
- Простой (открытый) . На сгибе иглой захватывают 2-3 нити основной детали, прокалывают под сгиб и выводят иглу с другой стороны (проталкивают).

- Потайной . Припуск на подгиб отгибается на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгибе изделия, под сгиб подшиваемого края вводят иглу, а при выходе набирают не менее 2-3 нитей основного изделия.
Строчка идет справа налево, нитка туго не затягивается. На 1 см ткани 2-3 стежка вполне достаточно.

- Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов.
При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.

10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной - отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).

Отделочные швы. а - петельный, б - тамбурный, в - елочка, г - крестик, д - козлик-крестик, е - мережка, ж - "монашка".

Хочу пояснить один шов - “монашка ”, все остальные более просты в исполнении и приведены на рисунке.

“Монашкой” закрепляют складки, карманы, строчки, разрезы. Наметкой наносят контур равностороннего треугольника. Первый стежок делают из одного угла у основания треугольника в его вершину, второй - из вершины в третий угол, следующий - из третьего угла в первый рядом с исходной точной шва и так далее.
Стараются, чтобы нить везде была натянута одинаково. Постепенно заполняется весь треугольник.
Для прочности с изнанки пришивают кусочек прокладочной ткани.

При изготовлении швейных изделий приходится встречаться с разнообразными видами ручных и машинных работ.

При ручных работах выполняют следующие операции.

Сметать - временно соединить срезы двух деталей вместе простыми сметочными стежками для примерки или подготовки к машинной строчке. При сметке косых срезов с прямыми косой срез следует держать наверху и следить, чтобы он не вытягивался, а при сметывании долевого среза с поперечным наверху должен быть последний.

Обметать - обработать края открытых швов изделия для предохранения их от осыпания.

Наметать - прикрепить декоративную деталь к изделию (карманы, складки и др.).

Вметать - соединить одну деталь с другой по скругленным линиям (например, рукава, воротник и др.)

Приметать - соединить детали, приготовленные к машинной строчке (приметать юбку к лифу, воланы и т.д.).

Подшить - закрепить потайными стежками подогнутые края к изделию (низ платья, края рукавов и пр.).

Пришить - прикрепить несколькими стежками пуговицы, тесьму, крючки, кнопки и др.

Проложить силки - стежки, образующие небольшие петли (в 0,5 - 0,7 см) с лицевой стороны изделия, которые применяются для перевода меловых линий с одноименной детали на другую (например, вытачку с правой полочки на левую, контрольные знаки и т.д.). Детали при этом складываются лицевыми сторонами внутрь.

Посадка - свободное расположение одной детали по отношению к другой при их соединении вместе, посадка оката рукава при вметывании его в пройму, посадка плечевого среза спинки при соединении его со срезами полочки и так далее.

К терминам работ, выполняемых машиной, относятся следующие:

Стачать - соединить срезы ткани простым швом. При стачивании косой детали с прямой косую деталь следует держать снизу; если стачивается долевая деталь с поперечной, то поперечную нужно держать снизу.

Притачать - соединить мелкую деталь с крупной, например, притачать клинья, манжеты, карманы.

Обтачать - обработать край детали простым швом (обтачка клапанов подкладкой, обтачка бортов подбортами).

Втачать - соединить рукава с проймой, воротник с горловиной и т.д.

Настрочить - нанести отделочную строчку по краю наметанной детали на лицевую сторону, например, настрочить кокетку на лиф, карман на юбку или блузку.

Подрубить - подогнуть край среза и застрочить, например, низ сорочки, блузу и пр.

Расстрочить - разутюжить шов и нанести две отделочные строчки около шва с лицевой стороны на желаемую ширину, как складки, вытачки и др.

Утюжильные работы

Сутюжить - устранить посадку на изделии, уменьшить размеры детали или отдельные участки ее.

Заутюжить - расположить шов или рельефы на одну сторону и приутюжить.

Приутюжить - уплотнить утюгом складки, швы и т.д.

Отутюжить - устранить помятости, придать красивый вид изделию.

Оттянуть утюгом - удлинить участки срезов детали, например отлет воротника или какую-нибудь деталь, увеличить отлетной край баски, бейки, воланов.

Инструменты, необходимые для шитья

При шитье в домашних условиях необходимо иметь следующие приспособления: иглы, резец, ножницы, наперсток, измерительную ленту, булавки. Иглы должны соответствовать толщине ткани, а следовательно, и номеру ниток. Резец применяют при перенесении контура выкройки на ткань, а также линии с одной стороны на другую. Ножницы для раскроя ткани обычно применяют среднего размера. Наперсток подбирают по размеру среднего пальца. Измерительной лентой пользуются для снятия мерок (измерений фигуры), а также при раскрое ткани. Булавки необходимы для выполнения примерки изделия на фигуре человека, иногда булавками прикалывают детали выкройки и ткани.

Ручные швы

Детали изделия скрепляют при помощи швов. При изготовлении одежды наиболее распространен

с м е т о ч н ы й ш о в

(рис. 1,а). Он применяется в основном для временного соединения деталей (наметка) и для образования сборок. Длина сметочного стежка колеблется от 0,7 до 2,5 см. Сметочные стежки выполняют хлопчатобумажными нитками N 60-80 при обработке шерстяных, шелковых, тонких синтетических тканей и нитками N 30-40 при обработке фланели, вельвета, джинсовой ткани и др.

Прокладочный шов

(б) - разновидность сметочного. Он служит для пометок во время примерки, для обозначения середины детали и других линий. Выполняют на одном слое ткани. Длина стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Копировальный шов

(силки) используется для точного переноса контурных линий и контурных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (в). Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками прокладывают сметочные стежки на расстоянии один от другого 0,3-1 см; нить при этом не затягивают с тем, чтобы она образовала петли величиной 1-1,5 см в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигают и натянувшиеся нити разрезают.

Рис. 1. Простые ручные швы:

а - сметочный, б - прокладочный, в - копировальный

Переводной шов

(рис. 2) применяют при сметывании деталей с фигурными срезами и при подгонке рисунка. Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывая или скрепляя булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани нижней детали у сгиба верхней, набирают на нее 2-3 нити на сгибе верхней детали. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см. Детали сметывают вторично с изнаночной стороны по стежкам и затем прострачивают.

Рис. 2. Переводной шов

а - вид с лицевой стороны, б - вид с изнанки

Ручной стачной шов

(рис. 3, а) напоминает машинную строчку. Его применяют для соединения деталей взамен машинной строчки в тех случаях, когда строчка должна обладать большей растяжимостью (например, при соединении средних срезов брюк.

При выполнении стежка иглу вводят в ткань сверху вниз так же, как и при выполнении сметочного стежка, но при образовании второго стежка ее снова вводят в первый прокол и выводят дальше, чем при образовании первого стежка. Расстояние между входом и выходом 0,1-0,7 см. Такую цепочку стежков выполняют нитками N 30 и 40.

Шов «за иголку»

(разметочный) выполняют так же, как и стачной, но с расстоянием между стежками (б). Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.


Рис. 3. Соединительные швы:

а - стачной, б - шов «за иголку»

Обметочный шо в

предохраняет срезы деталей от осыпания. Бывает несколько видов.

Косой шов (рис. 4) делают через край. Иглу вводят снизу вверх, выполняя строчку справа налево. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Подобно косому шву выполняют и крестообразный, только в двух направлениях (рис. 5). Нить при этом не отрывают и изделие не поворачивают.

Для подшивки края детали изделия применяют

подшивочные швы .

Срез необходимо предварительно подготовить (рис. 6, а). Сначала подгибают весь припуск на подгиб и приметывают на расстоянии 0,5 - 1 см от сгиба сметочным швом. Затем срез подгибают на 0,5 - 1 см и приметывают на расстоянии 0,2 - 0,3 см от второго сгиба. Подогнутый срез приутюживают.

Пошивочные швы бывают нескольких видов.

Простой или открытый (б). Вышедшей из сгиба иглой захватывают 2 - 3 нити основной детали, делают укол под сгиб, и иглу проталкивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

В потайном шве (в) весь приметанный припуск на подгиб отгибают на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 - 0,3 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгиб, иглу вводят под сгиб подшиваемого края, и при выходе на нее набирают 2 - 3 нити основной детали. Строчку прокладывают справа налево. Нить туго не затягивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Фигурный (крестообразный) шов (г) применяют при подшивании низа изделия из плотных несыпучих тканей и как отделочный. Выполняют слева направо снизу вверх. Срез открыт, ткань подгибают только на припуск. Делают первый укол в основную ткань около среза, набирают на иглу 2 - 3 нити так, чтобы не приколоть на лицевую сторону, второй укол - за припуск на подгибе. Длина стежка - 0,4 - 0,7 см, плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.