Семейное воспитание детей. \ \ Роль семейного воспитания в формировании личности


Семейная жизнь, понимаемая в ее полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни.

В. Жуковский (1783-1852), русский поэт

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Характеристики семьи. Принципы семейного воспитания. Задачи и функции семьи. Типы семейного воспитания. Конфликты в семейной жизни

Среди факторов воспитания огромное значение имеет семья. Ее особая роль в системе воспитательных институтов обусловлена тем, что она среди них первой берется за это трудное дело и продолжает его в течение всей жизни человека.

Что же такое семья?

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует много различных подходов к изучению семьи, а также ее определений, встречающихся в научной литературе. В настоящее время можно выделить три самых общих подхода к изучению семьи - можно рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений.

Семья - это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровнородственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

  • - по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
  • - по составу (семья неполная, простая, сложная);
  • - но семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из типов семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т.д.

Какая из названных семей лучше подходит для решения задач воспитания? В любой из них имеются свои достоинства и недостатки.

Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между отцами и детьми. Однако здесь быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании.

Сложная семья , объединяющая несколько поколений, обеспечивает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. Вместе с тем в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения, создает драматические ситуации, от которых страдают прежде всего дети.

Особое положение занимают неполные семьи . Причины данного социального явления различны, но чаще всего - это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. К неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, воспитывающимся в них, как к потенциально неблагополучным. В ряде случаев такая семья перестает быть неблагополучной именно в результате развода, поскольку из нее удаляются источники постоянного негативного воздействия на детей, связанные с алкоголизмом, наркоманией или психической неуравновешенностью одного из родителей.

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются из-за снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженное™. Однако появляются и компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, становятся ему более близкими эмоционально, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные запросы. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, помогает преодолевать трудности.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • - создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • - обеспечить социально-экономическую и психологическую его защиту;
  • - передать ему опыт создания и сохранения семьи;
  • - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям;
  • - воспитать в них чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называются функциями. Многие исследователи единодушны в том, что последние отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например, производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

  • - хозяйственно-экономическая;
  • - репродуктивная;
  • - воспитательно-образовательная;
  • - рекреативная - организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

резкое социологическое расслоение семей по уровню материального благополучия;

  • - ухудшение материального положения большей части семей, что выразилось в резком сокращении рождаемости, а что самое тревожное - отказ от детей;
  • - неразработанность законодательной базы по защите интересов матери и ребенка и их практическая беззащитность.

Тяжелое положение семьи в современной России усугубляется отрицательным воздействием «общих бед», характерных для всей цивилизации:

  • - рост доли малодетных и бездетных семей;
  • - нестабильность семьи в результате разводов;
  • - растет число неполных семей;
  • - все чаще молодые люди отказываются от создания семьи, живут в так называемом «гражданском браке».

Тем не менее и сегодня, несмотря на ряд кризисных явлений, семья продолжает выполнять свои функции. Весьма высокой остается и ее воспитательная роль.

Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей - в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание - это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья - это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например, такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т.д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного воспитания охватывает физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное направления. По мере сил родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, в первую очередь доброжелательности, доброты, внимания и милосердия к старшим, младшим и слабым, честности, открытости, трудолюбия.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Приведем наиболее общие из них:

  • - гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • - вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи;
  • - открытость и доверительность отношений с детьми;
  • - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • - оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме того, существует ряд частных, но значимых для семейного воспитания правил: не применять физических наказаний, не читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX- начала XX в. П. Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» он предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

Семейному воспитанию присущи свои методы : личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости - это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Семейные отношения - это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях - и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей.

Рассмотрим два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

При авторитарном стиле взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются любовью и уважением, вниманием и заботой друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность , бесконтрольность встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен самому себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

При гиперопеке жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Постепенно в связи с тем, что другим «все дозволено», у него нарастает обида. У подростков она нередко выливается в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. В результате, повзрослев, такой человек не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки» протекает в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Н. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность детей сурово наказывают, и они растут в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности состоит в следующем: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном счете ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу. Почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением. Педагоги-ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В законодательствах многих стран есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. Некоторые родители склонны думать, что авторитет дается от природы. Это не так, но он может быть организован в каждой семье, важно, чтобы он строился па требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, которые строят авторитет на ложных основаниях:

  • - авторитет подавления - родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, воспитывает в них жестокость, вызывает детскую ложь и человеческую трусость;
  • - авторитет расстояния - родители убеждены, что ребенка следует держать на расстоянии, поменьше с ним разговаривать, выступая перед ним в качестве начальства (у них своя жизнь, свои интересы, о которых дети не должны знать). Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы;
  • - авторитет чванства строится на представлении родителей о собственной значимости, что они и демонстрируют на каждом шагу, в том числе и своим детям. Бесконечное бахвальство своими достоинствами и высокомерное отношение к другим людям формируют у ребенка аналогичный стиль поведения;
  • - авторитет педантизма - родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, и настаивают на своем, даже если неправы. В результате жизнь ребенка проходит мимо них;
  • - авторитет резонерства - родители буквально «заедают» ребенка бесконечными поучениями, будучи уверены в их педагогической мудрости. Атмосфера в такой семье безрадостная, эмоциональная жизнь детей протекает сама собой, без участия взрослых;
  • - авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. В случае непослушания у ребенка спрашивают: «Значит ты нс любишь маму (папу)?» Ребенок же с малых лет начинает извлекать из этого выгоду и постепенно приучается к интригам;
  • - авторитет доброты - родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний;
  • - авторитет дружбы - дружба между родителями и детьми служит великим воспитательным средством, если не достигает пределов, с которых начинается обратный процесс. В этом случае дети начинают потешаться над родителями, упрекать в том, что они все делают не так, как надо;
  • - авторитет подкупа - послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для себя свете, чтобы получить плату за хорошие поступки. Все негативное он утаивает, становясь неискренним и расчетливым.

В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом естественными повседневными контактами. С точки зрения педагогики контакт означает эмоциональные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате чего возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, проявляемые в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Вместе с тем в семьях нередко возникают конфликты - ситуации неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, при которых родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт.

Конфликты могут иметь разную природу:

  • - ситуация, когда правы родители;
  • - ситуация, когда правы дети;
  • - ситуация обоюдной неправоты.

Ситуации , когда правы родители , связаны обычно с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливое огорчение родителей вызывают односторонние временные увлечения ребенка во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - аморальные поступки. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, родители стараются объяснить возможные последствия подобного поведения, но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

Сын-старшеклассник приносит видеокассеты с западными фильмами и смотрит их по ночам. Фильмы эти с жестокостями, откровенным сексом. Как убедить его не заниматься этим?

После школы, до службы в армии сын решил жениться. У сына и его невесты нет никаких самостоятельных материальных средств. Зачем им сейчас создавать семью?

Дочь увлекается модными дорогими вещами и не хочет понять, что у нас нет средств на их приобретение. Как быть?

Важно, чтобы родители всегда стремились разобраться в мотивах поведении детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены в том, что правы именно они, а родители не хотят или нс способны понять их. При всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения, которые чреваты конфликтами: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, различие характеров, отрицательные эмоции.

Ситуация , когда правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Причинами конфликтов могут быть личные недостатки родителей. Особенно болезненно реагируют дети на их тягу к сомнительным развлечениям, водке. Острые ситуации возникают из-за педагогической бестактности родителей, отсутствия общей культуры, их эмоциональной глухоты: дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, непонятных взрослым. Данные конфликты чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, вносящей разлад в отношения ребенка и родителей.

Ситуация обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают сути происходящего, не меняют своей тактики, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут уместна: это «холодная война», состоящая из повседневных нервозных стычек.

Из письма в редакцию газеты: «Уважаемая редакция! Хочу спросить у вас совета. Мне шестнадцать лет. У родителей я одна. Но они нс могут одеть меня, а ведь в наше время хочется выглядеть не хуже других. Из-за денег в семье постоянно раздоры. Родители заботятся только о себе. Если отцу нужна рубашка, он обязательно ее купит. Мать делает то же самое. А мне еще ни разу не купили вещь без того, чтобы не попрекнуть. Посоветуйте, как воздействовать на родителей, чтобы они не были такими жадными. Я тоже человек, и они должны понимать, что у меня тоже есть потребности».

Из примера видно, что обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга, устали от длительных и бесполезных дебатов и взаимных упреков.

Достаточно редко, но возникают и такие ситуации, когда в семье царят полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии:

  • 1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к одной из самых трудных сфер человеческой деятельности. Большинство родителей приступают к этому архисложному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, детском саду, школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». И если родители не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, в конце жизни их может ожидать одинокая старость.
  • 2. Жестокие , варварские методы воспитания , в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и избегать их.

В одной из центральных газет были опубликованы результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах России (семь тысяч ответов). Оказалось, что 60% родителей используют физические наказания: в 86% случаев - порку; в 9% - стояние в углу на коленях, на горохе, кирпичах; в 5% - удары по лицу и голове.

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт , который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

При построении психологического контакта с детьми психологи рекомендуют родителям следующее:

  • - принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть непохожим на других, помнить об его индивидуальности;
  • - по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;
  • - дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;
  • - признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи;
  • - не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;
  • - остерегаться проявлений «родительского эгоизма» - желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя;
  • - проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • - стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;
  • - чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • - расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • - на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

Особое значение имеют взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Значимым моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Меняется ритм жизни, окружающая среда. Именно в этот период решается задача, быть или не быть творческой личности. Поэтому вопрос о взаимосвязи семьи и школы - один из самых важных в жизни общества.

В процессе общения не только педагоги могут указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам - на аналогичные проблемы в работе школы. При этом необходимо, чтобы взаимная критика была обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе. Только в таком случае цель школы и цель семьи - воспитать человека и гражданина, полезного обществу, - может быть достигнута.

В том числе и в семье, требуют постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания строятся на основе цели воспитания. Принципы воспитания представляют собой практические рекомендации, которыми следует руководствоваться в процессе воспитания. Это помогает грамотно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

В обществе происходят активные преобразования, в соответствии с этим пересматриваются и принципы воспитания, они наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации уходит из воспитания. Принцип монологизма замещается принципом диалогизма.

К важным принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип научности;
  • принцип гуманизма;
  • принцип планомерности, последовательности и непрерывности;
  • принцип комплексности и систематичности;
  • принцип согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране. На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности. Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.

Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.

Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе. Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему. Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей. Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Суть этого принципа гуманизма заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками.

Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Не всегда ребенок соответствует идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но он и не должен им соответствовать, его ценность в самобытности и уникальности. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг. Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:

  • избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • не навязывать примеры поведения и деятельности;
  • не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • учить ребенка быть самим собой;
  • учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитания помогает ребенку двигаться к собственному совершенствованию, снижает количество внешних и внутренних конфликтов, укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка, имеющего внешние особенности или физические недостатки. Под воздействием нетактичного поведения окружающих у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности. Чтобы этого не случилось родителям необходимо научиться самим спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить ребенка воспринимать это спокойно. Это сложный путь. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на неадекватное поведение окружающих людей, убеждать его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый и именно эти качества будут формировать отношение людей к нему. Любая «изюминка» в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет безболезненно переносить свои недостатки.

Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь. В.А. Сухомлинский призывал взрослых ощутить в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно реализовывать воспитательный процесс через средства, методы и приемы, которые отвечают возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребенка. Воспитание - процесс длительный, результаты которого можно наблюдать только спустя время.

Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее. Ему легче осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, способствуют развитию у него операциональной и организационной стороны деятельности. При последовательном воспитании растет субъектность ребенка, формируется ответственность за свое поведение и поступки. Важно в семейном воспитании избегать формирования у ребенка «двойной» морали. Нельзя требовать от ребенка того, что для других членов семьи считается необязательным.

Нельзя применять педагогические методы к ребенку единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность.

Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно усилить развивающее влияние одних факторов и снизить разрушающее влияние негативных факторов воспитания. Приоритет в решении этого вопроса принадлежит семье, именно она имеет возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика делит воспитание на отдельные виды. Но невозможно воспитывать личность частями. В реальном педагогическом процессе осуществляется разностороннее развитие. Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

В том числе и в семье, требуют постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания строятся на основе цели воспитания. Принципы воспитания представляют собой практические рекомендации, которыми следует руководствоваться в процессе воспитания. Это помогает грамотно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

В обществе происходят активные преобразования, в соответствии с этим пересматриваются и принципы воспитания, они наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации уходит из воспитания. Принцип монологизма замещается принципом диалогизма.

К важным принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип научности;
  • принцип гуманизма;
  • принцип планомерности, последовательности и непрерывности;
  • принцип комплексности и систематичности;
  • принцип согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране. На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности. Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.

Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.

Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе. Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему. Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей. Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Суть этого принципа гуманизма заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками.

Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Не всегда ребенок соответствует идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но он и не должен им соответствовать, его ценность в самобытности и уникальности. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг. Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:

  • избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • не навязывать примеры поведения и деятельности;
  • не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • учить ребенка быть самим собой;
  • учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитания помогает ребенку двигаться к собственному совершенствованию, снижает количество внешних и внутренних конфликтов, укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка, имеющего внешние особенности или физические недостатки. Под воздействием нетактичного поведения окружающих у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности. Чтобы этого не случилось родителям необходимо научиться самим спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить ребенка воспринимать это спокойно. Это сложный путь. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на неадекватное поведение окружающих людей, убеждать его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый и именно эти качества будут формировать отношение людей к нему. Любая «изюминка» в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет безболезненно переносить свои недостатки.

Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь. В.А. Сухомлинский призывал взрослых ощутить в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно реализовывать воспитательный процесс через средства, методы и приемы, которые отвечают возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребенка. Воспитание - процесс длительный, результаты которого можно наблюдать только спустя время.

Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее. Ему легче осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, способствуют развитию у него операциональной и организационной стороны деятельности. При последовательном воспитании растет субъектность ребенка, формируется ответственность за свое поведение и поступки. Важно в семейном воспитании избегать формирования у ребенка «двойной» морали. Нельзя требовать от ребенка того, что для других членов семьи считается необязательным.

Нельзя применять педагогические методы к ребенку единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность.

Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно усилить развивающее влияние одних факторов и снизить разрушающее влияние негативных факторов воспитания. Приоритет в решении этого вопроса принадлежит семье, именно она имеет возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика делит воспитание на отдельные виды. Но невозможно воспитывать личность частями. В реальном педагогическом процессе осуществляется разностороннее развитие. Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Роль и значение семейного воспитания в воспитании подрастающего поколения

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека -- неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья -- залог стабильности и процветания любого общества.

Семья -- наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

Семья -- это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Основные задачи и принципы семейного воспитания.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

Стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: - гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

Открытость и доверительность отношений с детьми;

Оптимистичность взаимоотношений в семье;

Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент--специфика самого процесса семейного воспитания.

2. Основные проблемы семьи в российском обществе и их влияние на воспитание молодежи

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов -- укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

В чем же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис? Проявления кризиса наблюдаются в самых различных ее сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха.

Правы исследователи, которые пишут, что "неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества". Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия".С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Основными причинами разводов как свидетельствуют исследования являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.

Конечно, сокращение числа браков, рост количества одиноких людей объясняются не только ростом престижа одиночно - холостяцкой независимости, но и (возможно в первую очередь) резким падением жизненного уровня населения и другими обстоятельствами.

Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние годы рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состоит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость.

Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся снижением жизненного уровня населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для большинства населения усугубил ситуацию и со смертностью детей. Происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными.

Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. Если темпы этого увеличения сохранятся, то через 3-4 года удельный вес внебрачных рождений достигнет показателя, характеризующего рождения в рамках заключенных браков. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель.

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализации детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей в следствии жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни. Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

3. Пути укрепления семьи и повышения ее влияния на воспитание детей и юношества

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций
потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие:

Исследование вопросов положения семьи в современном обществе, её функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом;

Обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей;

Добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется.

Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время -- одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки -- задача современной семьи.

Сейчас стремительно набирает темпы научно-техническая революция. По своим последствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков лет произойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет не оказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в производство, но и в быт изменит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру. Коренные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем быстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым легче жить. Молодежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора профессии, спутника жизни, но это требует от нее большей ответственности, самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных условиях и не всегда применим в новых. Необходимо понимать, что из прошлого нуждается в бережном сохранении, а что необходимо преодолеть.

Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем острее конфликт. Какие же особенности нынешней ситуации обостряют проблему «отцов и детей»? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит голову. Многое из того, что раньше было нельзя, -- теперь можно. Социально незрелые подростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжело привыкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззрением. Непросто подростку ответить на вопрос «делать жизнь с кого».

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома, но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельное воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин бесчувствия детей.

В прошлом семья трудилась как единая произведетвенная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления, отдыха, развлечений.

Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью супругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят не экономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем выше и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер.

Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач -- неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра.

Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет или их значительно меньше.

Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче профессионального опыта.

Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не только не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Это требует большой гибкости, пластичности, подвижности. На первый план выходит не повиновение, а воспитание самостоятельности, инициативы. Не случайно ставится вопрос о школьном и студенческом самоуправлении. Важнейшими качествами личности становятся чувство достоинства и формирование социальной ответственности.

Подобные документы

    Социальное пространство воспитательного процесса. Понятие семьи и семейного воспитания. Функции и основные группы факторов, обусловливающие жизнедеятельность семьи. Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка. Правовые основы воспитания.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Воспитание как важнейшая функция семьи. Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания. Специфика воспитания в различных типах семьи: в малообеспеченных семьях, в семьях со средним достатком, в обеспеченных семьях.

    реферат , добавлен 12.01.2008

    Социальные проблемы современной семьи. Семейное воспитание ребенка и его значение. Сущность дефектов семейного воспитания. Дефекты семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения несовершеннолетних. Проблема взаимоотношений с родителями.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека. Принципы семейного воспитания, влияние родителей на становление полоролевого поведения. Типология современных отцов и матерей, отличительные особенности их методов воспитания детей.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Семья как фактор формирования личности в современном обществе. Социальные функции семьи и ее влияние на подростающее поколение. Роль и задачи семейного воспитания в развитии ребенка. Современная семья-ее проблемы и возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2007

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Сущность и основные принципы семейного воспитания. Нравственное воспитание ребенка, управление его умственным развитием в семье. Распространенные ошибки семейного воспитания, роль родительского авторитета. Игра как одно из важнейших условий воспитания.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается , прежде всего, семьей . Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Составные компоненты семейного воспитания:
  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов .

Основные методы семейного воспитания:
  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .