Широкие и узкие предметы. Конспект занятия по математике Тема занятия: «Широкий- узкий


Как правило, дети уже в 4 года легко усваивают такие понятия, как «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий». Это происходит в повседневной жизни и в игре. Задания в картинках по математике для детей 4-х лет очень помогают освоить этот материал.

Сначала ребенок должен усвоить понятия «маленький — большой» относительно предметов. Как только малыш легко определяет величину предметов, начинайте использовать определения «высокий — низкий», узкий широкий, «длинный-короткий».

Дети сами со временем понимают, что не всегда можно сказать о чем-то только «большой» или «маленький». Если малыш путается в понятиях, то не надо смеяться над ним. Игнорировать неправильное применения математических понятий — тоже плохое решение. Постарайтесь больше уделить внимания развивающим играм. Усвоение понятий — это вопрос развития речи и расширения словарного запаса. Читайте малышу сказки, беседуйте на прогулках о том, что видите, используя больше определений.

На улице акцентируйте внимание на окружающие предметы — это узкая дорожка, по ней вдвоем не пройти. А это широкая дорога, по ней даже машина проедет. «Смотри, какой высокий дом построили! А этот до маленький». «Ой, какая большая лужа!». «Это широкие ступеньки, а это узкие».

Помогут задания в картинках по математике для детей и загадки. Например, Какое дерево самое высокое на картинке? Какая птичка выше сидит? Чей шарфик самый широкий — твой или мой?

Почему важно развивать у ребенка использование понятий «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий»? У ребенка не только расширяется словарный запас, но и активизруется мыслительная деятельность. Особенно, если нужно зрительно определить, что самое большое, узкое или широкое. В этом случае малышу придется задействовать внимание, анализ и речь.

Почему стоит давать детям задания в картинках? Такие математические раскраски помогут ребятам закрепить новые для него понятия в увлекательной форме в виде раскрасок. К тому же, они наглядно помогают видеть и сравнивать свойства предметов.

Играя с мягкими игрушками, обращайте внимание ребенка на их размер, сравнивайте игрушки между собой: "Посмотри, это мишка. У него большая голова, большие лапы, а хвост - короткий. А это мышка. У нее маленькие лапки, маленькие ушки, маленькая головка, а хвост - длинный."

Большой - маленький.

В каждой паре предметов покажи сначала большой, а затем маленький предмет.

Раскрась большой листик зеленым карандашом, листик поменьше - красным, а самый маленький - желтым.


Высокий - низкий.

Покажи сначала высокий дом, а затем - низкий.

Какая елочка наряднее, высокая или низкая?


Длинный - короткий.

У какого змея длинная нитка, а у какого - короткая? Покажи.

У какой девочки самая короткая юбочка, а у какой - самая длинная? Покажи.


Узкий - широкий.

Какой шарф широкой, а какой - узкий? Покажи.


Раскрась узкую дорожку желтым карандашом, а широкую - зеленым.


Приучайте ребенка определять положение предмета в пространстве. Играя с малышом, спрашивайте, где находится тот или иной предмет. Задавайте вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенок использовал в речи такие слова как "за", "перед", "рядом", "между". Научите малыша определять лево и право. Спрашивайте, где у него правая ручка, а где - левая, где у мамы правая рука, а где - левая.

Верх - низ.

Какие самолеты летят вверх, а какие - вниз? Покажи.


Какие птички на картине вверху, а какие - внизу? Покажи.


Лево - право.

Какая игрушка находится справа от елки, а какая - слева? Покажи.


В какую сторону направляется Витя, а в какую Маша?


Купая малыша в ванной, предложите ему несложную и полезную игру. Дайте ребенку два прозрачных пластиковых стаканчика и предложите переливать воду из одного стакана в другой, сравнивая количество воды в них. Попросите в один стакан набрать много воды, а в другой - мало, спросите, где водички больше, а где меньше, какой стаканчик тяжелее, иа какой легче. Вылейте из одного стакана воду и обратите внимание малыша на то, что стакан опустел: в нем нет ничего. Таким
образом вы можете играть с малышом на кухне, используя для игры миски и любую крупу.

Много - мало.

У кого из детей много игрушек, а у кого - мало? Покажи.


В каком аквариуме рыбок больше, а в каком - меньше? Покажи.


Много - мало - ни одного.

В какой вазе один цветок, в какой - много, а в какой - ни одного? Покажи.

Когда малыш хорошо усвоит описанные выше понятия, начинайте учить его считать по порядку: сначала до пяти, а потом до десяти. Считать можно все, что угодно. Собственные пальчики, игрушки, книжки на полках, чашки и тарелки на столе, ступеньки на лестнице, детишек на детской площадке (сколько мальчиков и сколько девочек), количество шагов в своей комнате и многое другое.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать формированию элементарных математических представлений и навыков счета у малыша.

Счет.

Найди 5 отличий межу рисунками.

Раздели предметы на две группы и посчитай сколько из них овощей, и сколько фруктов.

Помоги ребятам сосчитать, сколько яблок упало на землю, а сколько осталось висеть на дереве. Где яблок больше?

Сосчитай, сколько на картинке бабочек, сколько стрекоз и сколько пчелок? Запиши результаты в таблице. Каких насекомых поровну?

Сосчитай, сколько на картинке берез, сколько сосен и сколько всего деревьев? Запиши результаты в таблице.

Сколько на картинке ромашек и сколько тюльпанов? Какой цветок нужно нарисовать в рамке, чтоб их стало поровну?

Художественное оформление Т.Кошелева

воспитатель: Шишкина С. А.
МДОУ Д/С №4 "Лебедушка"
общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой

Цель:

  1. Формировать пространственные представления: шире, уже.
  2. Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры один и два с количеством.
  3. Формировать умение находить признаки сходства и различие предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Демонстрационный материал: Четыре веревки, карточки с изображением грибов, ягод, овощей; две полоски одинаковой длины, разного цвета и ширины; набор полосок одинаковой длины, разной ширины (двух видов) по 6-7 штук каждой; карточки с цифрами.

Ход занятия:

I часть

Игра «Прогулка по лесу»

А) На полу обозначены речка и ручеек. (прыгалками) . Предложить детям пойти на прогулку. Подошли к ручейку.

Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить, перепрыгнем через ручеек.

(Дети легко перепрыгивают через веревочки, изображающие ручеек)

На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей. Дети должны перечислить, что не растет в лесу (например, капуста, морковь) . В ходе обсуждения дети выполняют и проговаривают названия грибов (белый, подосиновик, подберезовик, мухомор) и ягод (земляника, черника) .

А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий) .

Б) Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.

Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета) .

Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)

Почему широкое? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».

II часть.

Физминутка.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

III часть.

Работа с раздаточным материалом. Игра «Домик зайца».

У детей на столах домик с прорезью и две двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже.

Приплыли к домику зайца. Он прыгал около домика и вдруг видит волка. Серый трусишка бросается в дом, хочет спрятаться. Помогите ему закрыть дверь. (Дети подбирают нужную дверь) .

Молодцы! Помогли зайчишке! Какая дверь подошла? Узкая или широкая? Широкая.

А что случилось бы, если бы взяли дверь, которая уже?

IV часть.

Физминутка.

Игра «Один - два»

Показать детям в разном порядке карточки.

Если показывается карточка с цифрой 1 или 2, то надо хлопнуть в ладошки столько раз, сколько записано на карточке. А если показываются точки, то надо столько же раз присесть.

V часть.

Поиск закономерности.

Сказка – игра «Полотенца для лягушат».

На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так: широкое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.

Выкладываю начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.

У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.

VII часть.

Итог занятия.

Организация: МБ ДОУ № 41

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Возрастная группа детей: 3-4 года.

Цель занятия: формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения.

Образовательные задачи:

  1. Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мышление, память, речь, воображение.
  2. Отрабатывать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения.Определять результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже.
  3. Воспитывать групповые и коллективные навыки общения.
  4. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения

Оборудование: красная широкая и зеленая узкая полоски (одинаковой длины). Предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.

Ход занятия:

I часть «Мотивционно-побудительная»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся. А теперь давайте улыбнемся друг другу.

II часть «Основная»

1. Покажи зеленую (красную) полоску.

2. Воспитатель: (закрепляет красную широкую полоску на доске).

Какого цвета эта полоска? (красная)

Эта полоска – широкая. (заучивание слова «широкий»).

3. Воспитатель: (закрепляет зеленую узкую полоску на доске под красной).

Какого цвета эта полоска? (зеленого)

Эта полоска – узкая. (заучивание слова - узкая).

Одинакового ли цвета эти полоски? (нет)

Одинакового ли размера эти полоски? (нет)

4. Воспитатель: (накладывает зеленую полоску на красную).

Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет)

5. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка узкая желтая полоска и широкая синяя.

Покажите широкую полоску.

Какого цвета широкая полоска? (синего)

Покажите узкую полоску.

Какого цвета узкая полоска? (желтого)

Одинаковые ли по ширине эти полоски?

6. Игра «Широкий- узкий»

Задание: назвать, что может быть широким (узким). По предметным картинкам: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.

7. Физминутка.

На полу две дорожки- узкая и широкая. По команде педагога «Гуси!!!»- дети должны пробежать по широкой дорожке. По команде «Цыпленок!!!»- дети должны пробежать по узкой дорожке.

8. Работа в тетради.

В тетради приклеены гусь и цыпленок. Задание: нарисуйте для цыпленка узкую тропинку, а для гуся широкую дорожку.

III часть «Рефлексивная»: педагог обобщает материал, изученный на занятии.