Совершенная любовь, которую мы ищем – и несовершенная любовь, с которой мы живем. Совершенная любовь


ФОТО Getty Images

Наука пытается объяснить возникновение любви химическими реакциями в мозге. На сайте американского антрополога Хелен Фишер (helenfisher.com) можно познакомиться с результатами исследований романтической любви с позиций биохимии, физиологии, нейробиологии и эволюционной теории. Так, известно, что влюбленность снижает уровень серотонина, что приводит к ощущению «любовного томления», и повышает уровень кортизола (гормона стресса), отчего мы постоянно ощущаем беспокойство и возбуждение.

Но откуда в нас берется уверенность, что чувство, которое мы испытываем, и есть любовь? Это пока ученым неизвестно.

Три кита

«Любовь играет такую огромную роль в нашей жизни, что не изучать ее – это все равно что не замечать очевидного», – подчеркивает психологиз Йельского университета (США)Роберт Стернберг (Robert Sternberg).

Сам он вплотную занялся изучением любовных отношений и на основе своих исследований создал триангулярную (трехкомпонентную) теорию любви. Теория Роберта Стернберга описывает то, каким образом мы любим и как нас любят другие. Психолог выделяет три основных компонента любви: близость, страсть и привязанность.

Близость означает взаимопонимание, страсть порождена физическим влечением, а привязанность возникает из желания сделать отношения долгосрочными.

Если вы оцените свою любовь с точки зрения этих критериев, то сумеете понять, что мешает вашим отношениям развиваться. Чтобы достичь совершенной любви, важно не только чувствовать, но и действовать. Вы можете утверждать, что испытываете страсть, но в чем она проявляется? «У меня есть друг, чья жена больна. Он беспрерывно говорит о том, как сильно ее любит, но почти никогда не бывает с ней вместе, – рассказывает Роберт Стернберг. – Вы должны доказывать свою любовь, а не просто говорить о ней.

Узнавайте друг друга

«Мы часто не понимаем, как в действительности любим, – полагает Роберт Стернберг. Он просил пары рассказать о себе – и в большинстве случаев обнаруживал расхождение между рассказом и реальностью. «Многие настаивали, например, что стремятся к близости, но в своих отношениях демонстрировали совершенно другие приоритеты. Чтобы улучшить отношения, нужно сначала в них разобраться».

Часто у партнеров бывают несочетаемые типы любви, а они об этом даже не подозревают. Причина в том, что, встречаясь впервые, мы обычно обращаем внимание на то, что нас сближает, а не на различия. Позже у пары возникают проблемы, которые крайне трудно разрешить, несмотря на сильные стороны взаимоотношений.

«Когда я была моложе, то искала бурных отношений, – говорит 38-летняя Анастасия. – Но все изменилось, когда я встретила будущего мужа. Мы много говорили о наших планах, о том, чего оба ожидали от жизни и друг от друга. Любовь стала для меня реальностью, а не романтическими фантазиями».

Если мы можем любить и головой, и сердцем, у нас больше шансов на то, что отношения будут продолжаться. Когда мы ясно осознаем, из каких слагаемых состоит наша любовь, это дает нам возможность понять, что связывает нас с другим человеком, и сделать эту связь более прочной и глубокой.

Делайте, а не говорите

Партнерам стоит регулярно обсуждать свои отношения, чтобы быстро выявлять проблемы. Скажем, раз в месяц обговаривать важные вопросы. Это дает партнерам возможность сблизиться, сделать отношения более жизнеспособными. «У пар, которые проводят такие встречи регулярно, почти нет проблем, так как они быстро разрешают все сложности. Они научились любить головой и сердцем».

Когда 42-летний Олег и 37-летняя Карина встретились, их отношения были наполнены страстью. Они испытывали сильное физическое влечение друг к другу и поэтому считали себя родственными душами. То, что они по-разному видят продолжение отношений, стало для них неожиданностью. Они уехали в отпуск на острова, где Олег сделал Карине предложение. Она восприняла его как высшее проявление любви – это было то, о чем она мечтала. Но для Олега это был всего лишь романтический жест. «Он не считал брак проявлением настоящей привязанности, – теперь Карина хорошо знает об этом. – Когда мы вернулись домой, вопрос о брачной церемонии так и не зашел. Олег просто действовал под влиянием момента».

Олег и Карина попытались разобраться в своих расхождениях с помощью семейного терапевта. «Это совсем не то, что вам хочется делать, когда вы помолвлены, – говорит Карина. – Но в день нашей свадьбы мы знали, что хорошо обдумали каждое свое слово. Наши отношения все еще полны страсти. И теперь я знаю, что это надолго».

Какие у вас отношения?

Роберт Стернберг выделяет восемь типов отношений в паре.

  1. отсутствие любви.
  2. Симпатия: любовь, основанная на близости и взаимопонимании без страсти и обязательств.
  3. Страстная влюбленность: любовь с первого взгляда, которая может исчезнуть, если ее не подкрепляет близость или привязанность. Чаще ее испытывают мужчины.
  4. Пустая любовь: когда близость и страсть умирают, любовь становится пустой. И наоборот, брак, заключенный по расчету, может начаться с пустой любви, но со временем принять другую форму.
  5. Романтическая любовь: эмоциональная и физическая связь, сочетание близости и страсти. Такое чувство характерно для медового месяца. Вам кажется, что партнер само совершенство, но до настоящего чувства привязанности и ответственности предстоит долгий путь.
  6. Дружеская любовь: ее обычно испытывают в браке, когда страсть прошла, но осталась близость, привязанность, взаимные обязательства. Это та любовь, которую мы испытываем к членам своей семьи.
  7. Роковая любовь: в ее основе лежит бессмысленная страсть и намерение быть вместе. Мы можем видеть ее примеры в жизни знаменитостей, чьи бурные романы приводят к скоропалительным, но непрочным бракам.
  8. Совершенная любовь: высшая форма любви, которая встречается нечасто. Для того чтобы ее достичь и сохранить, требуются большие усилия.

В 1986 году американский психолог Роберт Стернберг предложил свою трехкомпонентную теорию любви. На его взгляд, любовь имеет три составляющие: интимность (в некоторых переводах - близость, но мне кажется слово «интимность» более точным), страсть, обязательства. В идеале - для продолжительных полноценных отношений в супружестве необходимо сочетание всех трех компонентов. Это совершенная любовь. По сути, все люди именно к ней и стремятся, но не тут-то было. Нельзя сказать, что такого сочетания в жизни не случается.

Во-первых, довольно часто в начале отношений мы можем наблюдать именно такое сочетание - люди, движимые страстью, взаимным сексуальным притяжением, чувствуют эмоциональную близость, взаимный обмен и поддержку, и готовы взять на себя обязательства друг перед другом. Хочется верить, что именно в таком состоянии люди и принимают решение соединить свои жизни в семью. Но дальше все происходит по-разному. Или до того все происходит по-другому. Некоторым парам удается сохранить это соотношение всю жизнь. Но - увы! - их не слишком много.

Страсть - это мотивационная составляющая любви. Она включает в себя сексуальное притяжение, сексуальное влечение и сексуальное поведение. В каком-то смысле страсть подобна наркотику; оказывая стимулирующее воздействие и являясь источником наслаждения, она способна вызывать неутолимый любовный голод. Но нужно понимать, что страсть может быть шире сексуальности. Это некоторая одержимость, и может включать упоение властью и другие сильные эмоции. Как правило, страсть связана с потребностью в близости, в эмоциональной привязанности, и порождает стремление к интимности. Но не всегда. Бывают ситуации, когда страсть не сопровождается близостью, и наоборот - близость может существовать без страсти. К сожалению, современные тенденции общественного сознания, признающие и - часто пропагандирующие «секс без обязательств», сексуальные контакты как кратковременные связи обесценивают необходимость близости в сексуальных отношениях.


Интимность (близость)- это эмоциональная составляющая любви. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом близкими связями. Эта близость имеет несколько различных проявлений. Любящим хочется сделать жизнь тех, кого они любят, лучше и легче. Любящие искренне симпатизируют любимым, испытывают удовольствие, когда общаются с ними. Они искренне готовы поддержать любимых в трудную минуту и рассчитывают получить то же самое в отношении себя. У них общие интересы, увлечения, занятия. Они делятся друг с другом своими мыслями, чувствами и вещами. Иногда между ними возникает ощущение взаимопонимания без слов. Фактически, как считает Стернберг, именно общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любовь. Но интимность может возникать между людьми и без всякой страсти, как братско-сестринские отношения. Извечный гендерный вопрос - может ли существовать дружба между мужчиной и женщиной имеет конкретный практический ответ - вполне может, если есть близость, но нет страсти и сексуального влечения. Потребность в принятии, тепле и взаимопонимании в некоторых случаях может оказаться сильнее сексуальной потребности. Кстати, довольно часто случается, что брак, где давно улеглась страсть и сошло на нет сексуальное влечение оказывается достаточно устойчив, если сохранена интимность.

Обязательства (в некоторых переводах - привязанность, но более точным будет именно «обязательства») - это когнитивный компонент любви. Это решение человека о том, что он любит кого-то (кратковременный аспект) или решение сохранять отношения (долговременный аспект). Помните, как при венчании - беру тебя в горе и радости, в богатстве и в бедности, в болезни и здравии. Это что-то про это. Довольно часто случается, что в браке уже и секса нет, и взаимных интересов - но взятые обязательства о воспитании детей, совместная собственность, материальные обязательства удерживают людей вместе.

Итак, три компонента, и их сочетания могут быть разные.

Восемь разновидностей любви по Стернбергу, обусловленные различными комбинациями трех компонентов - страсти, интимности и обязательств

Легко догадаться, что в первом случае отношений никаких не будет, а восьмой встречается не очень часто. Стернберг считал, что если присутствуют два компонента, то отношениям есть, на чем держаться, хотя доля дискомфорта будет присутствовать. Ну а если только один компонент - то, увы, риск для пары очень большой.Тремя компонентами любви, согласно треугольной теории, являются близость, страсть, и обязательства.

Отсутствие любви представляет собой отсутствие всех трех компонентов любви. Отсутствие любви характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие.

1) Симпатия/Дружба: Человек чувствует близость, связанность и теплоту по отношению к другому, без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств.

2) Влюбленность: увлеченная любовь появляется при пробуждении страсти в отсутствии близости и обязательств. Романтические отношения часто начинаются как безрассудная любовь и превращаются в романтическую любовь с появлением близости со временем. Без появления близости или обязательств, влюбленность может исчезнуть внезапно.

3) Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости или страсти. Более сильная любовь может вырождаться в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения супругов могут начинаться как пустая любовь и развиться в другую форму, демонстрируя «как пустая любовь не обязательно является конечной стадией длительных отношений…[но] скорее началом чем концом.

4) Романтическая любовь происходит из сочетания близости и страсти в любви.Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но также связаны эмоционально — однако не имеют поддерживающих обязательств.

5) Дружеская любовь это близкий, не страстный тип любви, сильнее чем дружба благодаря элементу долгосрочных обязательств.Этот тип любви наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет, но где глубокая привязанность и обязательства остаются.

6) Роковая любовь может быть представлена головокружительным ухаживанием и браком — ее глупость в том что обязательства строятся на базе страсти без стабилизирующего влияния близости.

7) Совершенная любовь это полная форма любви, представляется как идеальные отношения к которым люди стремятся. Из семи вариаций любви, совершенная любовь в теории является той любовью, ассоциируемой с понятием «идеальной пары». Согласно Стенбергу, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более пятнадцати лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они решают свои малочисленные затруднения с легкостью, и каждый наслаждается в отношениях с партнером.Хотя, Стенберг предупреждает что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее чем её достижение. Он подчеркивает важность переноса компонентов любви. Хотя, совершенная любовь не может быть вечной. Если страсть теряется со временем, она может перейти в дружескую любовь.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18).

Если идет речь о совершенной любви, значит, она бывает и несовершенной. Оказывается, любовь имеет много измерений, о чем мы уже говорили, рассматривая молитву, записанную в Еф.3:14-19.

Совершенная любовь изгоняет страх и не только страх. Любая проблема, которая еще не решена в вашей жизни указывает на недостаток познания Божьей любви. Когда вы наполнитесь Любовью, уйдут страхи, болезни, разочарования…

Впрочем, они уходят не без сопротивления. Очень важна наша активная позиция. Я верю, что Господь уже все мне даровал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф.1:3). В послании к Ефесянам великий апостол многократно повторяет важнейшую истину – Господь уже все нам даровал! Последнее слово Господа на Кресте было «СОВЕРШИЛОСЬ». Значит, все что зависело от Бога, Он уже совершил.

Мне не надо просить у Господа сделать для меня что-то особенное. Мне надо суметь верой принять то, что уже по истине мое во Христе. Именно поэтому апостол учит нас не просить Бога об исцелении, финансовом благословении или о чем-то еще, но молиться о премудрости и откровении, чтобы знать и верить, какое богатство и какая сила нам уже даны в возрожденном духе (см. Еф. 1:17-23).

Я не согласен с болезнями, которые иногда атакуют мое тело или с депрессиями, которые пытаются войти в мой разум, потому что Господь уже даровал мне силу для исцеления и радость. Когда я запрещаю болезням, начинается борьба веры, которая побеждает если я не сдаю свои позиции. Так исполняется обещание Иисуса: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин.8:32).

Истина в том, что мне уже все дано, поэтому если я ее не просто знаю, а активно сопротивляюсь всему тому, что ей противоречит (болезням, страхам, депрессиям и пр.) тогда и только тогда истина делает меня свободным!

Как именно бороться? Мне всегда помогает молитва на иных языках. Я верю, что в такой молитве мой дух напрямую обращается к Богу и моя душа получает связь с духом, в котором уже есть все ответы. Молитва на языках назидает веру (Иуд. 20), а вера необходима, чтобы принимать благодать. Также через молитву на языках приходят откровения о препятствиях, которые надо устранить, чтобы ответ из духовного мира появился в материальном.

Мотивацию для борьбы дает именно любовь Небесного Отца и вера в обещания Слова Божьего. Например, меня вдохновляет такое обетование: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак.4:5-7). Если даже дьявол должен бежать, то тем более какие-то болезни, немощи и проблемы!

В третьей главе того же послания к Ефесянам находится молитва об исполнении любовью – одна из немногих молитв, записанных в Новом Завете: «Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле, чтобы дал Он вам по богатству славы Своей быть могущественно укрепленными Духом Его во внутреннем человеке так, чтобы вселился Христос в сердца ваши чрез веру, и вы были укоренены и утверждены в любви, чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что — широта, и долгота, и высота и глубина (любви Христа — АБ), и познать превышающую познание любовь Христа, чтобы вы были исполнены всей полнотою Божией» (Еф.3:14-19 КАС).

Фокусом этой молитвы является Божья любовь. Нам нужно содействие Святого Духа, что укореняться и утверждаться в любви. Вместе со всеми возрожденными людьми мы можем постигать разные измерения Любви. То, что познали мы – лишь поверхность, а можно и нужно углубляться в нее бесконечно.

Заметим, что только вместе мы можем иметь успех. Только со всеми святыми во Христе мы можем открывать новые измерения Любви. Мы нужны друг другу такие, как мы есть в том числе и с нашими несовершенствами. Слава Богу за Его Церковь!

Как можно познать превышающую познание любовь? Очевидно, что апостол имеет ввиду опытный, а не ментальный уровень познания. На личном опыте мы можем узнавать то, что никогда не постичь нашему ограниченному сознанию.

Когда мы погружаемся в Любовь, приходит исполнение всей полнотой Бога. Фактически на любую нужду мы можем найти ответ в Божьей любви. Можно сказать так: если какая-то нужда остается в нашей жизни – это значит, что мы еще не познали какого-то измерения Божьей любви. Когда мы его познаем, придет вся полнота!


«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Раньше я неправильно понимала этот стих. Я думала, в этом стихе говорится, что если я смогу проявлять к людям совершенную любовь, в моей жизни не будет места страху. Я усердно пыталась любить других, но у меня ничего не получалось. Я даже чуть-чуть не могла любить их, не говоря о том, чтобы любить совершенно!

В моей жизни было очень много страха - страха, который проявлялся в неуверенности в себе и различных сомнениях. Боящийся человек волнуется и переживает о многом: о прошлом, о будущем, о деньгах, о мнении других людей и т.д. Эти мысли постоянно преследуют человека, мучая и лишая сил. В 1 Иоанна 4:18 так и написано: «В страхе есть мучение».

Существует множество нечистых духов, которых сатана использует для того, чтобы лишать людей счастья, и я думаю, что страх – самый главный из них. Страх является корнем большинства проблем, которые лишают нас радости. Например, если мы неуютно чувствуем себя с какими-то людьми, то обычно это вызвано страхом, что эти люди о нас думают. Если мы стараемся сохранять контроль над ситуацией и ради этого вступаем в соперничество, то, скорее всего, это вызвано тем, что мы опасаемся стать уязвимыми, если не будем контролировать всё происходящее с нами.

Кто управляет?

Многие стремятся управлять людьми, обстоятельствами и даже Богом. Но это невозможно. Из-за страха я на протяжении многих лет стремилась контролировать всё и всех. Я боялась оказаться уязвимой, потому что в прошлом меня очень много обижали. Я ещё не знала, что совершенная любовь изгоняет страх. Я старалась управлять всем происходящим: быть великим дирижёром оркестра своей жизни. Дух Святой желает управлять и руководить нами. Если мы позволим Ему, Он поведёт нас к великим благословениям. Мы должны позволить Святому Духу управлять нашей жизнью, и мы должны понять, что ни в коем случае нельзя пытаться управлять другими людьми. Сатана манипулирует людьми, чтобы добиться своего, но для Божьих детей манипуляции – неприемлемый метод.

Мы должны уповать на Бога, в молитве просить о том, чего желаем, и верить, что Он даст нам самое лучшее в подходящее время. Этому трудно научиться из-за того, что опыт отношений с людьми приучил нас никому не доверять. Мы должны понять, что Бог не такой как люди. Люди несовершенны, и даже те, кто старается никому не причинять боль, иногда становятся причиной чьих-то страданий. Как несовершенные люди могут любить нас совершенной любовью? Если бы они действительно могли любить нас совершенной любовью, у нас бы не было страха. Мы бы больше не боялись, что люди могут причинить нам боль и страдания.

Душевные страдания, вызванные отвержением, предательством, критикой и тому подобным, реальны, они приносят серьёзные проблемы, и мы всеми силами стараемся их избежать. Мне кажется, что всех людей можно разделить на две категории: это те, кто от страха закрывается в себе и живёт одинокой жизнью, избегая близких отношений; и те, кто поступает так, как когда-то поступала я. Такие люди хотят иметь с людьми здоровые, добрые отношения, но не могут их наладить из-за своих страхов.

Такие люди стремятся контролировать, манипулировать и часто злятся. В общем, в их жизни мало радости, но они даже не догадываются, почему у них ничего не получается. В своих поступках они больше руководствуются опытом прошлых страданий, чем истиной Божьего Слова.

Лекарство для неуверенных в себе

Неуверенность в себе распространяется в современном обществе подобно эпидемии. Есть очень много неуверенных в себе людей, которые пытаются развивать взаимоотношения с другими людьми, которые также страдают от неуверенности в себе. Такие взаимоотношения называют дисфункциональными, т.е. они не работают нормально, не приносят пользы, и, следовательно, бессмысленны.

Большинство детей воспитывались в дисфункциональных семьях. Эти дети выросли, но продолжают дисфункционировать, и каждое новое поколение лишь прибавляет проблем, таким образом дисфункциональность общества продолжает возрастать. Но есть тот, кто может решить и эту проблему. Его имя – Иисус Христос.

Когда Иисус сказал: «Я есмь путь» (см. Иоанна 14:6), Он не имел в виду только то, что Он – путь к Отцу и на небеса. Я считаю, Он имел в виду, что Он – путь из любых запутанных и сложных ситуаций.

Пригласите Иисуса в свою жизнь, и Он оздоровит её, восстановит и обновит ваши отношения с людьми. Иисус искупает и примиряет. Через Иисуса Христа наш Небесный Отец желает восстановить всё, что разрушено в нашей жизни.

Когда мы каемся, Он избавляет нас от вины за прошлое и полностью возмещает нам боль прошлых страданий. Да, Иисус – единственный путь.

Почему Иисус помогает нам в этом? Потому что Он есть любовь. Он любит нас. Он – дар Божьей любви к нам. Иисус является проявлением совершенной любви. Только совершенная любовь может изгнать страх. Мы должны стремиться обрести откровение о Его любви к нам.

Лишь немногие люди имеют глубокое откровение о Божьей любви. Бог побуждает меня сейчас сказать вам о том, что Он очень сильно любит вас. Эти слова могут показаться очень простыми, но нет ничего сильнее, во что вы могли бы поверить. Когда у нас нет сомнений в Его совершенной любви, страх теряет власть над нами.

Научитесь пребывать в Божьей любви

Слово «пребывать» означает жить, а не «гостить». Я не хожу в гости к себе домой, я живу дома. Мы должны научиться жить в Божьей любви. В 1-м послании Иоанна 4:16 говорится, что мы должны познать и осознать любовь, которой любит нас Бог. Знание о Его любви к нам не должно быть просто пониманием библейского факта, а реальностью, в которой мы пребываем каждодневно.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоанна 4:16).

Я так отчаянно стремилась обрести откровение о Божьей любви, что несколько лет назад начала записывать всё, что Бог сделал в моей жизни и что я считала проявлением Его любви. Я записывала всё до мелочей, и это помогло мне лучше осознавать Его любовь. Мне нужно было пребывать в Его любви, потому что я нуждалась в исцелении во многих сферах моей жизни. Я была не уверена в себе, боязлива, и я поняла: Божья любовь – это лучшее лекарство для неуверенных в себе людей.

Я записывала, когда люди делали мне подарки. Я записывала, когда я чувствовала расположение к себе. Я записывала, когда Бог отвечал на мои молитвы. Многое из того, что я записала, может показаться кому-то незначительным, но это помогло мне стать таким человеком, которым, как говорил Иисус, должен стать каждый из нас – доверчивым, любящим и смиренным.

Я верю, что Бог показывает нам Свою любовь каждый день различными способами, но потому что мы не научились осознавать Его любовь, мы не замечаем Его дел. И хотя Его любовь никогда не оставляет нас, мы не ощущаем её реальность. И из-за этого она не приносит нам столько пользы, сколько могла бы.

Молитва Павла о церкви, которая записана в Послании к Ефесянам, указывает на важность глубокого откровения о Божьей любви к нам. Павел мог бы молиться о чём угодно. Он мог бы молиться, чтобы у них было больше силы, больше чудес, больше власти над дьяволом, но Павел молился, чтобы церковь была глубже укоренена в Божьей любви.

Павел знал, что с этого начинается и на этом основывается всё остальное. Сила, чудеса, победа и власть основаны на нашей уверенности в Божьей любви к нам.

«(Да даст Бог вам) верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:17–19).

Этот отрывок Писания совершенно чётко говорит о том, что нам нужно пережить Его любовь – иметь не только интеллектуальное знание, но глубокое откровение. Мы должны быть укоренены в Его любви.

Страх перед бедностью

Существует великое множество страхов, но один из самых мучительных страхов, который поражает многих людей, – это страх перед бедностью. Люди боятся, что их нужды не будут восполнены, что Бог не придёт на помощь вовремя.

В Послании к Евреям 13:5–6 мы находим великое утешение для таких ситуаций. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Может быть, сейчас вы оказались в ситуации, с которой никогда раньше не сталкивались. Может быть, на вас лежат обязанности, с которыми вам никогда раньше не приходилось справляться. Может быть, у вас есть потребности, на которые не хватает ваших ресурсов, и дух страха атакует вас мыслью, что вам из этого не выбраться. Вы можете чувствовать себя одинокими в этой ситуации, вам может казаться, что никому до вас нет дела, но помните – Бог печётся о вас!

Бог говорит, что мы должны быть довольными своими настоящими обстоятельствами, но это не значит, что мы не должны желать перемен. Мы должны быть довольными тем, что Иисус помнит о нас, Он слышит наши молитвы и никогда не подведёт нас. Мы должны научиться наслаждаться своей жизнью с Господом.

Бог всегда движется вперёд. Он никогда не стоит на месте. Даже когда кажется, что ничего не происходит в нашей жизни, Бог продолжает действовать за кулисами и работает над тем, что проявится в подходящий момент. Бог есть жизнь, а жизнь всегда наполнена движением. Мы должны развиваться, а иначе наша жизнь начинает напоминать «болото».

Возлюбленные, у Бога есть план для вашей жизни, и Он проявит Себя вовремя. Не бойтесь, Бог с вами и Он никогда не оставит и не покинет вас. Он не оставит вас без поддержки! Если вы будете нуждаться в финансовой поддержке, Он даст вам её. Если вы будете нуждаться в физической поддержке, Он будет подкреплять вас до тех пор, пока вы не почувствуете прилив сил. Если вам понадобится эмоциональная поддержка, Он утешит вас так, как может утешить только Святой Дух. Он будет питать и подкреплять вас во всех сферах вашей жизни. Бог за вас, Он не против вас. Сатана против вас, а Бог – за вас. И Бог сильнее сатаны!

Пусть ничто не отделит вас от Божьей любви

В Послании к Римлянам 8:35–39 говорится о трудностях и о том, как важно всегда пребывать в Божьей любви. За долгие годы христианской жизни я обнаружила, что Божья любовь поддерживает меня во времена сильных испытаний и стресса. В трудные времена сатана изо всех старается убедить вас, что Бог не любит вас, ведь если бы Он действительно любил вас, то этих трудностей не было бы, или Он бы сразу же избавил нас от них.

Когда меня одолевает страх, я вслух провозглашаю истину о Божьей любви ко мне. Советую вам несколько раз в день говорить: «Бог любит меня!» Не позволяйте дьяволу ослабить вашу уверенность в этой истине.

Во время атак дьявола мы должны облачаться в духовное всеоружие (Ефесянам 6). Один из элементов этого вооружения – пояс истины. В Расширенном переводе Библии говорится, что мы должны затянуть пояс истины во время нападения. Это значит, что во время испытаний мы должны крепче держаться за истины Божьего Слова.

Я хочу завершить эту статью словами из Послания к Римлянам 8:35–39, молюсь, чтобы они утешили вас прямо сейчас. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вы одержите победу, если не допустите, чтобы что-то отделило вас от Божьей любви.

Мы живем в двадцать первом веке, веке компьютерных технологий и стремительно развивающегося прогресса, но, к сожалению, утратившем многие духовные ценности и понятия, в том числе понятие об истинной любви.

Библия открывает нам любовь Божью к падшему человеку, любовь совершенную и безусловную: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел » (Ин.3:16). В греческом языке, на котором был написан Новый Завет, есть три слова со значением любовь. Во-первых, слово «эрос» обозначает страстную любовь (Греко-русский словарь А.Д.Вейсмана), эта любовь проявляется у мужчины к женщине. Во-вторых, слово «филео» обозначает любить, т. е. относиться по-дружески, испытывать привязанность, питать чувства (Греческий лексикон Стронга). Слово «филео» характеризует любовь к своим близким и родным, а также привязанность и наклонность человека, например, слово «философия» значит любовь к мудрости.

Для описания любви Божьей авторы Нового Завета использовали третье слово — «агапе», которое включает в себя понятие жертвенной, неизменной, совершенной любви. Независимо от поступков любимого любящий Бог никогда не позволит себе пожелать человеку ничего иного, кроме высочайшего блага.

В любви Божьей мы видим сердечное желание Господа спасти погибающего человека, который пренебрегает Словом Божьим и враждует с Богом своими делами. Эта любовь побудила Бога сделать то, что не смог бы сделать ни один отец — пожертвовать Сыном ради спасения заблудших грешников. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:10). «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5-6).

Иисус Христос — это воплощение любви Божьей. Вся Его жизнь была бескорыстным служением человечеству. Мотивом всех его действий и поступков было желание блага погибающим людям. Он исцелял больных, кормил голодных, часто общался со сборщиками податей и грешниками, приходил к ним в дома и ел с ними. Поэтому о Нем говорили: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19). Эту несправедливую оценку Иисус получил от тех, кто считал, что общение с грешниками оскверняет праведника. Но Иисус заботился о спасении людей, а не о собственном авторитете и признании со стороны духовных лидеров Израиля. На такую критику Он отвечал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17). Он говорил, что для Господа каждая потерянная душа подобна пропавшей овце, которую пастух идет искать, оставляя девяносто девять овец в пустыне (Лк.15:1-7).

Свой земной путь Христос закончил мученической смертью на Голгофском Кресте. Он добровольно отдал Свою жизнь для нашего искупления:

«…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17-18). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою…» (1Ин.3:16).

Любовь Божия стала для нас великим откровением, вызывающим у нас восхищение, она «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).

Священное Писание призывает нас, познавших эту любовь: «Достигайте любви» (1Кор.14:1), той любви, о которой написано:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).

Мы по своей человеческой природе не способны к такой любви, но живущий в нашем сердце Христос может любить. Бог желает, чтобы в нас изобразился Иисус Христос, изобразилась Его любовь: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29). Поэтому нам нужно искать в Нем этой совершенной любви («агапе»), которая побуждала бы нас заботиться о людях и служить им, как это делал Иисус.

Однажды Господу задали вопрос: «Кто мой ближний, которого я должен любить?»

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:30-37). Многие из нас могут увидеть в этой притче себя, лежащего на обочине, избитого и израненного грехом, увидеть Иисуса, Который сжалился над нами и не прошел мимо. Он исцелил наше разбитое сердце и подарил спасение и новую жизнь. В этой притче мы слышим призыв Иисуса: «иди, и ты поступай так же» . Но, к сожалению, многие христиане бывают похожи на священника и левита: у них слишком много своих проблем, чтобы замечать нужды других людей. Они очень заняты собой, и им некогда обратить внимание на человека, лежащего на обочине, который нуждается в их помощи. От него может плохо пахнуть. А вдруг он обманывает и ворует? И христиане предпочитают с ним не связываться. Но Иисус так не делал. Он не гнушался даже прокаженными, и когда они обращались к Нему, очищал их от проказы. Я думаю, что в глазах Божьих мы выглядели не намного лучше, чем этот человек, лежащий на обочине, однако Бог не лишил нас милости. Почему же мы бываем так равнодушны и жестокосердны?

Мы часто молимся о пробуждении, ищем того, чтобы Бог исполнял нас Духом Святым и Его силой, но забываем, что Господь дает пробуждение и наполняет Духом Своим не для того, чтобы мы хорошо себя почувствовали, но чтобы служили людям. Иисус сказал о Духе Святом так: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19). И еще: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями…» (Деян.1:8).

Апостол Петр, видевший вместе с Иоанном и Иаковом преображение Господне, выразил свое желание остаться на горе и видеть славу Божью: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк.9:33). Петру нравилось быть в присутствии славы Господней, но он не осознавал тогда, что нужно спускаться вниз в долину, где множество потерянных и погибающих душ, которые нуждаются в Иисусе.

Сегодня на нас, как на Церкви лежит ответственность за живущих вокруг нас несчастных людей, познавших в своей жизни разрушительную силу греха, не знающих Господа и Его любви. Бог хочет, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Любовь (агапе) к людям — это не недостижимая цель. Пребывая в присутствии Божьем, поддерживая через веру постоянные отношения с Иисусом, мы сможем научиться любить грешников и станем похожими на Христа. «…Христос в вас, упование славы» (Кол.1:27). «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе...», «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:5,13).

Бог, спасая грешников, в Своем чудном провидении хочет использовать каждого из нас. Давайте скажем Богу: «вот я, пошли меня» (Ис.6:8).

Максим Черных,

пресвитер, г.Кировск, Мурманской обл.