Спорные вопросы о дредах. Что такое дреды: фото, описание. Как делают дреды


Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси является "божественным" , а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку . Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей.

Девизом Расты было " отпусти мой народ ". Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle, управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.

В связи с эти насилием Растафари получило известность (отрицательную) во всем мире. Более позитивный образ сложился уже позднее благодаря популярности пропагандирующей Расту танцевальной музыки рэггей. Классический период изоляции подошел к концу. Обладая "просветленным умом", они по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичность" и "корни". Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом. Тем более что эти рассуждения очень характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.

Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соеднненнем Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы . Тем не менее, совершенно ясно, почему пролетевшая в 70-х гг. по всему миру мода на расту, затронула не столько внутренние, политико-религиозное содержание, сколько внешнюю форму атрибутику, слэнг и, конечно, в первую очередь музыка рэггей. В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смогла выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру Растафари " явлением поп-культуры.

Боб Марли и его солнечная музыка

С взлетом рэггей растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии. Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли . Боб Марли (Роберт Неста Марли ) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом.

С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в какомто смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS , куда помимо него вошли Питер Тош, Банни Ливингстоун, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун ), а в 1966 году распались.

Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году W очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". 1972 г - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из W Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS. К середнне 7О-к г г Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party,1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сферхинтеллектуальной элиты.

То, что мужские дреды являются модной и неприхотливой прической – известно всем. Но большинство мужчин предпочитают делать их на длинных локонах.

Необычно идёт парнишка
футболист парень


А между тем, короткие жгутики на голове выглядят задорно и позволяют не утяжелять прическу лишним материалом.

Немного истории

Дредлоки – не прическа, а естественное состояние волос, не избалованных уходом. В древние времена, когда человечество было лишено ножниц, шампуней и расчесок, локоны отрастали, спутывались, образуя колтуны. Современные колтуны отличаются от предшественников:

  • их создают искусственным путем;
  • человек, носящий их, не забывает регулярно мыть голову;
  • современные жгуты разнообразны.

Углубляться в историю возникновения прически мы не будем. Отметим, что о ней знали не только африканские народы, но жители Индии, Азиии, Пакистана, и даже дервиши и спартанские воины.


Популярность короткие дреды приобрели среди мужчин в 50-х годах прошлого столетия с движением Растафари на Ямайке. Прическа была символичной и сакральной. Теперь это веяние моды, позволяющее личности выделится из толпы и показать неординарность.

Виды дредов

Многих мужчин интересует, как отрастить дреды. Для этого не нужно быть обладателем длинной шевелюры. Достаточно иметь длину прядей от 20 см. Но даже мужчины с короткими стрижками могут делать дреды любой длины из канекалона – искусственного материала.

Главные виды колтунов:

  1. Натуральные или опасные – сплетенные из собственных волос. Заплетать можно разными способами: скручиванием, крючком, натиранием шерстью и начесыванием. Чтобы сделать их, потребуется длина волос от 20 см.
  2. Искусственные или безопасные – заготовки из канекалона, которые крепятся к натуральным волосам. Искусственные колтуны – вариант для мужчин, не желающих ждать, пока своя шевелюра отрастет, а также тех, кто не готов рисковать волосами. Преимущество – палитра цветов, возможность их комбинации, регулируемая длина, количество и толщина. Уход за безопасными колтунами неприхотлив, не более чем за африканскими косичками. Носить их можно несколько месяцев и после использовать повторно.

Также посмотрите на .

Посмотрите фото, как эффектно выглядят мужчины с дредами на короткие волосы.

Распространенными среди мужчин являются:

  1. Де дреды. Могут совмещать несколько цветов, быть однотонными и чередоваться по спирали. Мужские жгуты выглядят оригинально. Большинство парней подбирают цвет под натуральный оттенок шевелюры, но креативные люди могут украсить прическу сочными красками, фантазийными узорами.
  2. Джа дреды – тонкие жгуты из искусственного материала. Помогают разнообразить мужскую прическу, так как один элемент может совмещать несколько цветов. Этот вид распространен среди молодежи. Минимальная длина прядей – 5-6 см.

Короткая стрижка у мужчины – не повод отказаться от дредов. Они сочетаются с выбритыми висками. Главное условие, чтобы в месте крепления длина прядей была достаточной для фиксации элементов.



Когда решение по смене имиджа принято, осталось узнать, как сделать дреды. Лучше мужчине обратиться к профессионалу. Процедура займет много времени – нужно запастись терпением.


Дредлоки, сделанные профессионалам, имеют преимущества:

  • выглядят стильно, опрятно и креативно;
  • позволяют уделять уходу мало времени;
  • делают шевелюру объемной;
  • волосы преображаются – посмотрите фото дредов;
  • позволяют образу обновиться, заиграть разными оттенками и цветами – можно делать белые, синие, красные, зеленые дреды.

Если для вас посещение салона – не выход, сформируйте колтуны в домашних условиях. Учтите: вам понадобятся терпение, сноровка и пара рук в помощь.

Необходимые инструменты:

  • воск;
  • расческа-гребень;
  • вязальный крючок;
  • резинки.



Техника выполнения

  1. Разделите шевелюру на одинаковые сегменты. Размер выбирайте сами, в зависимости от толщины колтунов. Популярны пряди шириной 1-2 см.
  2. Наденьте на пряди резиночки. Расчешите гребнем хвостики назад.
  3. Возьмите прядь, скатайте до сбитого состояния, начесывайте расческой. Начесывать придется долго, пододвигая сбившуюся массу к корням.
  4. Начесанный колтун закрепите резинкой, заправьте выбившиеся пряди вязальным крючком, чтобы он стал плотнее.
  5. Нанесите специальный фиксирующий воск.

А вот еще одна техника – без воска. Для ее выполнения вам понадобится любая шерстяная вещь.

Инструкция:

  1. Возьмите шерстяной свитер или шарф.
  2. Начните натирать вещью волосы круговыми движениями.
  3. Волосы начнут сбиваться через 15 минут.
  4. Попробуйте разделить сбившиеся пряди на дреды.
  5. Уже разделенные на колтуны пряди трите шерстяной вещью (около 15 минут).
  6. Повторяйте процесс, пока волосы не собьются.
  7. Оставшиеся свободные пряди вплетите крючком в соседние жгуты.

Причесок с мужскими короткими дредами можно сделать немного из-за небольшой длины жгутов. Самые простые варианты:

  • собрать колтуны выше лба и ушей;
  • зафиксировать в узле, обвязав широкой лентой.

Вопреки мнению многих людей, не является достижением современной индустрии красоты. Эта прическа уходит корнями в глубокое прошлое и встречается в самых различных уголках мира у многих народов. В отсутствии у древних цивилизаций расчесок и моющих средств, а также вследствие влияния языческих представлений о том, что волосы нельзя подстригать, шевелюра предков находилась в свободном, неухоженном состоянии. В результате отрастающие волосы спутывались между собой, образуя прочные колтуны.

Археологи находят дредлоки на мумиях египетских захоронений, в древнеегипетских скульптурах и барельефах, в настенных изображениях ацтеков, кельтов и других поселений.

Культура растафари

Сам термин «дредлокс» появился на острове Ямайка в 50-е годы ХХ века. В то время данная прическа являлась характерной для представителей культуры растафари. Цивилизованное общество испытало шок от внешнего вида представителей рассматриваемого движения. Свалявшиеся запутанные пряди волос выглядели пугающе и отталкивающе. Обладателям же дредов, напротив, это понравилось, и они популяризовали название прически.

Представители культуры растафари отнюдь не считали дреды жуткой неопрятной прической. Им виделось, что она напоминает гриву царя зверей, а, следовательно, придает носившему ее члену общины силу, отвагу и мужество.

Дреды в современном мире

На сегодняшний день дредлоки необязательно указывают на принадлежность к культуре растафари или какой-нибудь иной. Зачастую эту прическу выбирает молодежь, относящая себя к субкультуре, поклоняющейся такому музыкальному направлению, как регги. Поклонники таких музыкальных течений, как нью-металл, панк-рок, андеграунд-техно, в некоторых случаях тоже украшают свои головы дредлоками.

Сделать такую прическу можно в салоне, а можно и дома. В для получения дредов достаточно абсолютно не расчесывать волосы на протяжении 6-18 месяцев. В парикмахерских салонах волосы тщательно начесывают металлической расческой. Начесы делают на небольших участках головы, предварительно собрав волосы в пучки. При помощи тонкой спицы, поправляют выбившиеся пряди и заправляют их в готовые дреды.

После заплетения дредлоков волосы нельзя мыть на протяжении 1 месяца. Затем голову моют, но не чаще 1 раза в неделю. Эта прическа - огромный стресс как для волос, так и для кожи головы. Избавиться от нее можно только, если полностью отрезать заплетенные волосы.

Информация о дредах в нашем обществе полна противоречий и домыслов, распространяющихся по принципу глухого телефона. Как часто мне приходилось слышать откровенный бред и полную чушь, источником которой представлялось "мне друзья сказали". "Кто говорит - тот не знает", гласит китайская мудрость, но если тот, кто знает, будет молчать, то осведомленность людей оставит желать лучшего. В данной статье я намерен осветить некоторые моменты через призму непосредственного опыта ношения дред.

0. Если у тебя есть сомнения, стоит ли делать себе дреды

В основном на предложение сделать дреды часто приводят такой сдерживающий фактор, как мнение окружающих. Не вдаваясь в детали, но с парой примеров я бы хотел указать сразу самую суть, психологический аспект. Что скажут родители, друзья, вдруг не возьмут на работу, не пустят на учебу... по сути это банальный страх проявить себя, выразить свою индивидуальность, стать "не таким как все", страх быть собой, таким человеком, какой ты есть, каким ты хочешь быть.

Изменяя свою форму, свой внешний вид, мы сталкиваемся с ситуацией, когда наше окружение изменяет свое отношение к нашей персоне, используя оценочное суждение на базе стереотипов и сложившихся в обществе традиций, диктующих нам, что является приемлемым и неприемлемым, хорошим, плохим. Сохранив свою суть, личность, душу, индивидуальность - как будет угодно - мы вынуждены адаптироваться под изменение отношения к нам. В случае успешной адаптации в среде замороченных людей мы всем свои видом (внешней формой), поведением, словами, настроением и вообще самим фактом существования заявляем - Я ЕСТЬ такой, какой есть, накось-те и выкусь-те; Я - свободный человек, который выглядит (проявляет свою форму) так, как пожелает, как посчитает, как ему самому нравится. Я хочу носить дреды и я буду их носить, для меня НЕ ВАЖНО мнение других людей на этот счет, если мне это самому нравится, потому что ПО СУТИ я продолжаю БЫТЬ СОБОЙ, со мной - мой жизненный опыт, навыки и все, что составляет мою личность, то именно это - ВАЖНО.

Какого бы предвзятого негативного мнения не держались окружающие нас люди, всегда справделива народная мудрость - ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ. Если какие-то люди не могут принять тебя таким, какой ты есть, а предпочитают слепо следовать ложным стереотипам и шаблонам, то это для свободного человека в первую очередь возможность проявить себя как можно ближе к внтуренней сути, показать себя без привязки к форме, во-вторых, это прекрасная возможность проверить, с кем действительно стоит общаться.

Насчет насекомых - дредастые подвержены этой напасти ровно настолько же, сколько обычные люди, то есть риск подхватить где-то вшей никак от прически не зависит, это явление вирусное, обусловленное образом жизни. Если человек спит где попало и как попало, то дреды тут не при чем, это просто вопрос гигиены.

А что их потом состригать? Любые дреды возможно расплести, если есть желание. Это требует много времени и терпения, но это не многим сложнее, чем их заплести. Я вообще не понимаю, зачем делать дреды и думать. что будет "потом", надо жить здесь и сейчас, а не завтрашним днем. Так что кратко - РАСПЛЕСТИ ДРЕДЫ ВОЗМОЖНО, хотя да, проще состричь, многие так и делают. Но делают дреды, чтобы носить их, не так ли?

1. Форма и суть. Как сделать дреды.

Дреды - одна из форм, которую человек может придать своим волосам, форма при этом нетипичная, так сказать: "прическа - прощай, расческа". Волосы приобретают форму дред при прохождении трех этапов создания: разметка, спутывание (и/или начес), проработка посредством крючка.

Итоговая форма готовых дред может весьма разительно отличаться в каждом отдельном случае. Вид зависит от ряда основных факторов: количество и, как следствие, толщина дред; плотность и тщательность проработки крючком; рисунок и тип разметки; форма кончиков дред. Часто дреды принимают свою естественную форму только через несколько дней после создания, когда они так скажем улягутся, потрепятся, "приживутся" на голове.

Разметка.

Волосы разделяются на отдельные пряди и для удобства временно скрепляются у корней с помощью специальных резинок, при этом образуются проборы и определенный рисунок, схема расположения дред. Количество дред зависит от нескольких факторов, основной - густота волос, обычно оптимальное количество дред колеблется в диапазоне от 40 до 60 штук. Чем больше площадь основания у дред, тем более толстыми и массивными они получатся, соответственно и общее количество обратнопропорционально.

При разметке важно учитывать следующие моменты - слишком "правильная" и логичная сетка может смотреться неестественно, но линии разметки видны, как правило, только некотороее время сразу после заплетения или подплетения, при условии, что натяжение у корней делается туго.

От разметки зависит то, как можно будет носить уже готовые дреды, часто их собирают в хвост и скрепляют резинкой, это можно учесть. При некотрых видах разметок свободное состояние дред может напоминать вид пальмы. Я считаю, что на этом этапе важен индивидуальный подход и стараюсь сделать разметку оптимальной во всех отношениях, уделяю данному процессу достаточно много внимания и времени.

Плетение.

Собранные пряди спутываются вручную и выполняется начес с помощью расчески - так подготавливается основа для будущих дред, получается своеобразная "колбаска" из волос, которую дополнительно прокатывают между ладоней для уплотнения, и только потом происходит работа крючком. Я разделяю всю прядь на две части, развожу их в стороны, затем накладываю одну часть на другую и повторяю процесс.

Мастеров дредоплетения с различным уровнем опыта существует великое множество и каждый работает так, как ему удобно. Я лично держу волосы в левой руке между подушечками пальцев, а крючком совершаю вращательно-поступательные движения, прокручивая и сам дред. Принцип простой - крючок протыкает прядь волос и захватывает несколько отдельных волосинок "на обратном пути". Не вытаскивая крючок из дреда, я меняю направление движения крючка за счет поворота дреда в левой руке, происходит еще один захват и такое движение повторяется очень много раз, дред становится все более плотным. От тщательности проработки зависит, насколько дред получится тонким и изящным.

О количестве дред

Большое количество дред выглядит более впечатляюще, сразу ясно, что работа по их созданию более трудоемка и требует особого мастерства, что может подчеркнуть некий особый статус. С точки зрения культуры ношения дред это может звучать как бред, поскольку "правильно" делать дреды - это освобождаться от статусов и стереотипов, подчеркивая свою индивидуальность такой, как она есть, в общем дело личное, субъективное, сколько людей - столько и мнений. С практической стороны можно заметить,что чем больше количество дред, тем больше времени потребуется на уход за ними (и, конечно, на создание). Если подплетение происходит за оплату, то соответственно это и дорроже.

Кончики дред

Форма кончиков может быть разной. Популярно делать округлые окончания, заправляя волосы внутрь дреда. Также можно сделать равномерное утончение к окончанию, то есть заостренные кончики, этот вариант мне кажется наиболее эстетичным. Часто кончики дред оставляют незаправленными, что позволяет проявить дополнительную фантазию при создании прически из дред. У незаправленных кончиков, или "кисточек" есть пара преимуществ: с ними общая форма дред смотрится более "гибко", их можно завивать пальцами (разрабатывая тонкую моторику рук, но об этом подробнее в разделе статьи об уходе за дредами). Также кончики можно обесцветить или подкрасить.

2. Как правильно ухаживать за дредами

Зри в корень - гласит народная мудрость. Это справедливо и по отношению к дредам: если обратить внимание на то, откуда и как дреды растут, то, как и у всего на свете, у них есть _основание_, представляющее из себя участок кожи головы, в котором находятся волосяные луковицы, производящие на белый свет волосы. Я не биолог и не могу смело заявить, что сами волосы по сути уже условно "мертвая" ткань, как и ногти, например, но с полной уверенностью могу сказать, что у корня дред гораздо больше жизни и здоровья волос, поэтому именно на состояние кожи в первую очередь следует обратить внимание. Если сама кожа на голове здорова, то и волосы в ней держатся крепко, быстро растут и являются крепкими. Уход за дредами следует начать с ухода с кожей головы и понимания, как она работает.

Пока мы живы, в нас постоянно происходит обмен питательных веществ, которые разносятся по всему организму посредством крови. Чем лучше происходит обмен веществ, тем здоровее тело и любая его часть. Для обеспечения хорошего обмена веществ на голове важно:

-- Следить за нормальным и дополнительным притоком крови к коже

Для этого лучше всего регулярно выполнять массаж кожи под дредами посредством воздействия на кожу плотным (подбитым, подплетенным) основанием дреда, что делается элементарно просто и решает еще одну задачу - спутывает вновь отросшие волосы, помогает сохранить разметку. Один из популярных методов: пальцы подушечками устанавливаются на кожу с двух сторон от основания дреда (можно и зажать дред подушечками, как берут карандаш), зажимают его и совершают круговые движения в одну, а затем в другую сторону. Также можно покручивать дред до терпимого натяжения по своей оси, чтобы стимулировать жизненную активность тех волосяных луковиц, в которых создается избыточное натяжение. Я делаю следующее: беру поочередно каждый дред подобно карандашу и делаю такие движения, как будто рисую вокруг дреда круг, обводя его то по часовой стрелке, то против часовой, затем продавливаю то волосяное мессиво, которое образуется из неподплетенных волос подушечками пальцев.

-- Следить за чистотой кожи, притоком воздуха и питательных веществ от внешней среды

Сюда относится один из самых распространенных вопросов про дреды - как их мыть. Опять же, сколько людей, столько мнений, и я не хочу доказывать всем свою правоту, но я могу оставить рекомендацию. Безусловно лучшее средство, которое можно использовать для ухода за самими дредами и кожей головы - это ДЕГТЯРНОЕ МЫЛО. Некоторые дегтярные шампуни также могут дать полезный эффект, но, по моим личным ощущениям, весьма уступающий эффекту от дегтярного мыла. Обычные шампуни использовать нежелательно, от них дреды могут распушиться.

Пребывание в морской воде сказочно преобразует дреды, недавно мне довелось опробовать это на себе и у меня просто нет слов - эффект чудесный. Но путь на море для многих - удовольствие не частое, поэтому единственный доступный способ - купить МОРСКУЮ СОЛЬ и растворить ее в ванной, что даст оздоравливающий эффект не только дредам, но и всему телу.

Не стоит пренебрегать и народными средствами. Честно, я не пробовал, но люди рекомендуют и в этом есть смысл - в любой аптеке есть сборы трав, купите цветки РОМАШКИ и сделайте ОТВАР. Этот недорого и просто, они фасуются в пакетиках и это должно оказать на кожу очень благотворное влияние.

Насчет того как часто стоить мыть голову с дредами - тут все просто - чешется, так почеши, а если не помогает - пора мыть)))

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа