Спортивный праздник «Сабантуй. Творческие игры и конкурсы для летнего отдыха детей



^ АТТРАКЦИОНЫ САБАНТУЯ

Организуя тематические смены для детей, празд­ники в них, не стоит увлекаться лишь заокеанской экзотикой, например разными «школами индейцев» и др. Такое увлечение, во-первых, дань ушедшему про­шлому, во-вторых, гораздо легче найти информацию о традициях, бытоустройстве, фольклоре и играх наро­дов, испокон веков населяющих Россию.

Праздники, восславляющие мать-природу, добрые отношения людей друг к другу, крестьянский труд, справляют и татары, и марийцы, и чуваши, и булгаре, и удмурты, и мордва, и казачество многих областей России. Хочется привлечь внимание к одному из наи­более ярких и веселых праздников. Это Сабантуй - любимый праздник татарского народа.

Он пришел из глубокой древности. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн-Фадлан с изумлением и восхищени­ем описал этот булгарский праздник в трудах. Слово «сабан» имеет два значения – и весенний сев. «Туй» - праздник. Соответственно сабантуй – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей. К этому дню расцветает природа, прихорашиваются деревни, города и люди. Сияют чисто вымытые окна домов, румянятся испеченные пироги. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

Все собираются к месту Сабантуя на большой зеленый луг. Праздник начинается символическим ритуалом: в деревянный плуг запрягают лошадь и прокладывается первая борозда. Далее идет чествова­ние умельцев, после чего организуются игрища с со­стязаниями, песнями и плясками, организуются ат­тракционы: догони и поцелуй невесту, сними петуха, ходьба по наклонному шесту, разбивание горшка, бой мешками, армреслинг, перетягивание каната или пал­ки, кислое молоко, бег с коромыслом, в мешках, бег с яйцами, татарская борьба и др. Победителям вручают­ся призы и сувениры.
^ Предлагаем вариант сценария Сабантуя

К участникам праздника выходит ведущий, одетый в татарский национальный костюм.

Ведущий.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь

На поляне- силачи!

Вот высокий шест стоит.

Всех людей к себе манит!

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронести

Или ложечку с яйцом

Пронести бегом.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Догони и поцелуй невесту

У многих тюркских народов жених должен был до­казать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать на скаку свою возлюбленную. Для ребят можно вместо коней использовать велосипеды или «скакуна-помощ­ника».

Как стрела метнулся с места,

Дымом стелется трава... -

Догоняй, жених, невесту! –

Ну, давай, джигит, давай!

«Сними петуха»

В центре луга возвышается высокий шест, на кото­ром сидит петух. Только самым ловким удается добраться до заветной верхушки и заполучить главный приз - живого петуха. Победитель в лазании определяется по лучшему времени. В лагере живого петуха можно заменить игрушечным.

«Подъем по наклонному шесту»

В землю под углом вкопан шест. При всяком дви­жении он раскачивается и как норовистый конь сбра­сывает с себя неудачников

«Разбивание горшка»

Это одна из излюбленных национальных забав. Уча­стник становится вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной полтора-два метра. По сигналу он должен сделать десять шагов вперед и затем по­вернуться кругом и двигаться обратно к горшку. Раз­бивший горшок получает приз. Если помните, такой приз получил президент Б.Н. Ельцин.

«Бой мешками»

Это состязание для тех, кто повыносливей. На сколь­зкое бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках которых увесистые мешки, наполнен­ные сеном. Необходимо уворачиваться от удара со­перника, и при этом стараться сбить его. Кто сумеет дольше удержаться на бревне? Проигравший выбыва­ет из игры.

«Перетягивание каната, палки»

Чаще это командное соревнование. Но состязаться можно и командой, и одиночно, закрепив канат на по­ясе или на шее. Можно перетягивать и палку.

«Кислое молоко»

Ставятся два стула, на каждом - тазик или блюдо, до краев наполненные кислым молоком или мукой. На дно тазика опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать ее зубами. Кто первым достанет монету, тот считается победителем. Монетку удалось достать президенту В.В. Путину, участвовавшему в Сабантуе.

«Бег с коромыслом»

С полными ведрами воды надо быстрее всех достигнуть финиша, меньше всех пролив воды. Участники, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бег проводится на определенную дистанцию. Победитель определяется по лучшему времени.

«Бег с яйцами»

Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.

«Татарская борьба»

В этом виде спортивных единоборств перед борца­ми стоит задача положить соперника на лопатки. Соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки полотенцами (кушаками).

«Срежь приз»

К двум шестам привязывается веревка, на которой закрепляются призы. Желающим поучаствовать плат­ком завязываются глаза и выдаются ножницы. Они должны срезать приз.

^ После аттракционов начинается гуляние с песнями, танцами, угощениями, сладостями!

Ведущий.

Сколько праздников помнит великая Волга!

Сколько радостных песен звучало над ней!

Каждый камень Казани запомнит надолго

Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Слова песни звучат, скачут кони, как прежде,

И батырам своим рукоплещет народ.

Сабантуй! Это праздник труда и, надежды.

Только в сердце открытом веселье живет!
Возможные этапы Сабантуя


  1. Бег в мешках по пересеченной местности

  2. Бой петухов (прыгая на одной ноге, надо вывести из равновесия соперника)

  3. Борьба (одна рука привязана к ноге)

  4. Боулинг

  5. Быстрый змей (пронести ракетку с шариком, ракетка во рту)

  6. Воротики (забей гол вожатому, который стоит в воротах)

  7. Дартс (использовать обычную игру дартс)

  8. Достань монетку (в чашке с кефиром или молоком)(вариант – с мукой)

  9. Кольцеброс (попасть колечками в цель)

  10. Нанайский бокс (участникам завязывают глаза, дают в руки свернутые спальники)

  11. Напои меня (сидят на одной ноге, правой рукой держат правую ногу, левой рукой держат стакан с водой, соком. Надо напоить быстрее своего соседа)

  12. Нарисуй нос (подойти с завязанными глазами к портрету и нарисовать (можно приклеить) нос (возможна любая часть тела)

  13. Перенеси воду на коромысле (палка, ведерки из-под майонеза, ведро, вода)

  14. Поднятие гири (вариант – поднимание и опускание скамейки всей командой)

  15. Пройти рукоход

  16. Прокатай бревно (один из участников встает на бревно ногами, двое держат его под руки (страхуют, чтобы не упал), надо прокатиться по дистанции)

  17. Силачи (перетягивание каната)

  18. Скакалка двойная (скакалки вращаются в разные стороны, вовнутрь)(необходимо попрыгать всей командой)

  19. Скамейки (прыжки через скамейки, скамейки стоят с разными интервалами)

  20. Снайпер (на поясе привязан карандаш. Попасть необходимо в бутылочку)

  21. Стрельба по шарикам

  22. Срежь приз (как в Новый год: глаза завязаны, в руках - ножницы)

  23. Укради невесту (на руках два саксаула проносят невесту)

  24. Эстафета (стулья, одежда с одеванием, мяч по кочкам, мяч в ведро, по дорожке, с прискоком)

^ МОЛОДЕЖНОЕ ТОП-ШОУ

«СТАРТИНЭЙДЖЕР»

(сценарий)

В зале темно. Открывается занавес. Включается очень ритмичная музыка, зажигаются бегущие огни, выходит суперубойный ведущий.

Суперведущий. Привет, девчонки, а также паца­ны! Сегодня мы представим программу на улет! Итак, мы начинаем» поехали вперед. Катушки закрути­лись, давайте танцевать! Вы будете смеяться, вы бу­дете кружиться... кружиться, кружиться и влюблять­ся, а я вас буду сегодня развлекать. Наш «Стартинэйджер» - это просто чума! На «Стартинэйджере» кружится голова! Забытый антиквар и клевые новинки! Крутые видеоклипы, а также все пластинки! Все это вам поможет немного поразмяться, просто поторчать или на ком-то оторваться! А если ты не знаешь, как надо танцевать, попробуй все движенья за мною повторять. Уверен, все получится, ждет тебя успех, ты удивишь друзей и будешь лучше всех! Все это очень просто никаких проблем: сегодня «Стартинэйджер», и он нам нужен врем!

«Паспорт команды»

Тинэйджеры должны интересно, оригинально и ос­троумно представить свою танцевальную команду.

«Танец тинэйджеров»

Это домашняя заготовка. Команды исполняют под­готовленный танец. Оценивается сюжет, своеобразие и синхронность движений.

«Построить буквы»

Играет музыка, и участники команд танцуют. Ве­дущий называет какую-либо букву (цифру) и останав­ливает музыку, а игроки каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (циф­ру). Например: Ц, Н, X, М или 4, 1, 0. Кто лучше других справится с заданием, объявляется победите­лем и награждается призом.

«Буквы на дискотеке»

Вызывается по одному участнику из каждой ко­манды. Под музыку они должны представить себя на­званной ведущим буквой и показать, как она могла бы исполнять дискотечный танец.

«Пойми меня»

Один участник из каждой команды получает от ве­дущего записку с названием песни. Он должен изоб­разить пантомимой содержание песни, а команда от­гадать ее.

«Стилевые перетанцовки»

Жокей ставит записи разных по жанру мелодий. Команды должны быстро отреагировать и показать ори­гинальные танцевальные движения, собранность груп­пы, синхронность исполнения и соответствие жанру.

«Собрать пирамиду»

Каждой команде выдается по 36 стаканчиков из-под йогурта (или одноразовые). Группа должна из них построить пирамиду, поставив в первый ряд 9 стакан­чиков, во второй - 7, в третий - - 6, в четвертый - - 5, затем - - 4 и т.д. Кто быстрее соберет пирамиду?

«Любимые цветы»

Каждой группе тинэйджеров называется цветок, который они должны изобразить в танце. Естествен­но, каждый цветок имеет свою форму, цвет и даже характер. После нескольких минут подготовки вызывается 1-я команда, включается мелодия песни, где упоминается именно их цветок. Команда изображает его. Далее выполняют задание другие команды, опре­деляется победитель.

«На одной ножке к чемодану»

Каждая команда (из равного числа участников) выст­раивается как можно дальше от своих чемоданов, где хранятся разная одежда и предметы гардероба. По зна­ку ведущего первые участники команд устремляются к чемоданам, прыгая на одной ноге. Игроки надевают одеж­ду и другие предметы (парики, шляпы и др.)» затем с чемоданами скачут обратно к линии старта. Там они снимают одежду и складывают ее обратно в чемоданы. После этого относят чемоданы на место и возвращаются к старту. То же самое проделывают следующие игроки. Побеждает команда, которая первой завершит игру.

«Кто кого перепоет»

Это аукцион песен на определенную тему, напри­мер «Армия». Побеждают те тинэйджеры, которые перепоют (по количеству) всех остальных.

«Передай апельсин»

Игроки каждой команды садятся шеренгой вплот­ную друг к другу, сняв обувь и вытянув перед собой ноги. Ведущий кладет по апельсину на лодыжку пер­вым игрокам каждой команды. Участники должны передать апельсин друг другу (с лодыжки на лодыж­ку), не прибегая к помощи рук. Если апельсин надает на пол, то ведущий подбирает его и возвращает перво­му игроку команды. Побеждает команда, опередившая все другие в передаче апельсина от первого игрока до последнего.

«Обуй всю команду»

Участники разуваются. Вся снятая обувь складыва­ется в кучу и смешивается. Участники сидят, как в предыдущем конкурсе. А вот капитану придется бежать к этой куче, находить обувь каждого члена ко­манды, бежать к нему и обувать. И так, до последнего, пока не будет обута вся команда.

«Парад шляп»

Команды получают несколько листов бумаги, нож­ницы, маркеры, клейкую ленту. За определенный пе­риод времени они должны сделать по шляпе и надеть их. Затем проводится «парад шляп». Побеждает та группа тинэйджеров, которая сделает самые оригиналь­ные шляпы.

«Видеокляпы»

Это заключительный, показательный конкурс. Каж­дая команда должна «снять» видеоклип на известную песню. У кого интереснее и оригинальнее? Пример: "Два веселых гуся».

Конкурсы могут быть самыми разнообразными: «Портрет» (коллективное выполнение портрета своей компании); «Замок» (из медных банок); «Худая ком­пания» (забраться в обруч, у какой из команд больше человек войдет - та и победитель); «Крик души» (кто громче крикнет что-то); «Яблоки раздора» (съесть яб­локо без помощи рук); «Веревка» (связать веревку из подручных средств); «В мире животных» (станцевать как животное); «Паровозики» (собрать из зрителей самый большой паровоз); «Танец на руках» (девушка на руках у юношей); «Портрет ногой» (ногой нарисовать интересный портрет) и др.
^ ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ

Подготовка

Каждый отряд получает задание перед началом игры: выбрать название племени, избрать Верховного вождя, присвоить ему имя, придумать каждому индейцу наряд и отличительный знак, который наносится всем членам племени, раскраситься в боевую раскраску, разучить свой танец.

В течение всей игры на территории лагеря функционирует «Черный Вигвам», куда отправляют всех «штрафников».

Ход игры.

В назначенный час в лагере звучит сигнальный рог для сбора всех племен. Племена собираются на Большой поляне, где будет проходить Совет старейшин племени, и приветствуют друг друга: «Я, Сильный ветер, вождь племени «Ирокезов», приветствую всех собравшихся здесь от имени своего племени и своих людей! Мы стоим на тропе Мира!». Затем Верховный Вождь объявляет, что бледнолицые похитили волшебный амулет, который оберегал все племя от несчастий. Его нужно срочно вернуть. Однако бледнолицые запутали свои следы. После них осталось несколько маршрутных карт, но верной является только одна из них. Каждое семейство получает по маршрутной карте и отправляется в путь. По дороге их встречают храбрые воины (вожатые), которые проверяют знания и умения соплеменников.

^ ЭТАПЫ
«Твердая рука»

Сбить мячом бутылку с песком (участвует все племя, за каждое попадание в бутылку – 1 балл).

«Сильный ягуар»

6 человек от отряда (3 девочки и 3 мальчика): мальчики – отжимаются, девочки – качают пресс. Учитывается общее количество, за каждое выполненное упражнение – 1 балл.

«Зоркий сокол»

На некотором расстоянии подвешен обруч. Задача каждого участника – попасть в обруч мячом. Попадание – 2 балла.

«Пещера хитрой лисы»

Отгадать головоломку. За каждую отгаданную головоломку – 10 баллов.

«Быстрый ветер»

Донести мяч, который лежит в ложке, до отметки и вернуться назад. Ложка держится не рукой, а находится во рту. Максимальная оценка – 50 баллов.

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Дети делятся на команды. Игроки одной команды показывают маленькую сценку без слов, в которой зашифрована какая-то известная пословица, а игроки второй команды пытаются эту пословицу отгадать. Игра проходит на время. Если команда за 5 минут не смогла дать правильный ответ, то право «показать пословицу» переходит к другой команде.

Я знаю больше

Игроки делятся на команды. Ведущий называет какую-то определенную тему. Например, «виды спорта», «цветы», «хлебобулочные изделия», «женские имена» или другую. А команды в течение пяти минут пытаются вспомнить и записать как можно больше слов, относящихся к указанной теме. Побеждает та команда, которая смогла придумать большее количество подходящих слов.

Дрессировщики и хищники

Игроки делятся на две команды - дрессировщиков и хищников. В центре игровой площадки очерчивается круг. «Дрессировщикам» раздают наклейки. «Дрессировщик» должен догнать «хищника» и суметь наклеить на него наклейку, после этого «хищник» считается пойманным и отводится в круг. Команда «дрессировщиков» пытается поймать и привести в круг всех игроков из команды «хищников».

Воздушная указка

Игроки делятся на команды. Каждой команде выдаются воздушные шары и скотч. Участникам игры необходимо надуть как можно большее количество шаров и с помощью скотча соединить их в длинную цепочку-указку. Побеждает та команда, чья воздушная указка окажется длиннее.

Погадаем по руке

В комнате натягивается штора или занавес, в которой есть небольшое отверстие для руки. По одну сторону шторы становятся одна команда, а с обратной стороны - другая. Игроки одной команды просовывают по очереди руку в отверстие, а игроки другой пытаются угадать, кому именно принадлежит рука. Побеждает тот, кто даст больше верных ответов.

Словонос

Приглашается игрок одной из команд - «словонос». Ему озвучивают тему, например «космос», «магазин», «школа», «море» или др. По этой теме он называет слова, которые приходят ему в голову. Эти слова записывают. А затем приглашаются остальные игроки команды, им оглашают тему, и они пытаются угадать записанные слова. Побеждает та команда, которая угадала большее количество слов, названных «словоносом».

Неразрывная связь

Игроки делятся на пары. Один из пары называет слово, а другой придумывает к нему ассоциацию. Например, «слон - хобот», «хлеб - масло», «ключ - замок». Затем всем игрокам завязывают глаза и разводят в разные стороны. После чего они, выкрикивая только одно слово, именно то, которое назвал их партнер, пытаются найти друг друга и взяться за руки.

Индейское имя

Каждый игрок пишет на одном листочке любое прилагательное, а на другом - любое существительное. Все прилагательные опускаются в один ящик, а существительные - в другой. Затем содержимое ящиков перемешивается, и каждый игрок подходит к ящикам и вытаскивает одно существительное и одно прилагательное. Словосочетание из этих слов становится его именем на целый день. Словосочетания могут оказаться очень неожиданными и смешными. Например, «синий глаз», «веселый огурец» и т. д.

Мингазова Эльмира Нурисовна воспитатель МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
  • Развивать у детей чувство музыкального ритма, правильно передать несложные татарские танцевальные движения.
  • Воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Оборудование: народные костюмы, атрибуты (шест с повязанными платками, большой тюбетей, коромысла, ведра, подушки, платки, лошадки, яйца, ложки)

Герой: Батыр с шестом, Шурале.

Звучит татарская мелодия, дети свободно входят в зал, прогуливаются, рассматривают оформление, рассаживаются.

2-е ведущих: одна в русском костюме, другая - в татарском.

1 ведущая: (по татарски) Исэнмесез, дуслар!

2 ведущая: Здравствуйте, друзья!

1 ведущая:

Әйдэгез балалар бэргэлэшеп.

Уйнап, колеп, жырлап

Кунелебезне ачып

Кайтыйк эле

2 ведущая:

На луга, на луга, на луга, детвора!

Пусть от вашего смеха и песни, и гама

Улыбаются усталые добрые мамы.

Да и вам позабыть про печали пора...

Там цветы! По раздолью лугов и полей

Разбежались цветы, убегая в овраги.

Там нарциссы, гвоздики, там алые маки -

Как похожи они на улыбки детей

(М. Джалиль)

1 ведущая: Сегодня дорогие ребята, мы приглашаем вас на весенний праздник «Сабантуй». Это праздник весеннего сева. Съезжаются на этот праздник гости со всех уголков нашей большой родины. Такой праздник закрепляет дружбу между разными народами.

2 ведущая: А начинается праздник накануне вечером. Парни и девушки веселой гурьбой ходят с длинным шестом по деревни, собирают подарки: платки, куски ткани, яйца. И все это для сабантуя. Как жалко что у нас нет подарков.

1 ведущая: Почему же нет! Эй, храбрый джигит, появись, покажись нам скорее (под музыку выходит парень одетый в национальный костюм с шестом, где завязаны разноцветные платочки) включаются птичьи голоса.

2 ведущая: И вот, наконец, утро. И первым проснулся петушок.

Ребенок читает стихотворение М Джалиля «Петушок».

1 ведущая:

Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

Танец с большим тюбетеем

2 ведущая:

А под горою

Не смолкая ни на миг,

День и ночь лопочет что-то

Разговорчивый родник.

То ли песенку поет,

То ли воду пить зовет

То как - будто лед студена

И сладка как будто мед

1 ведущая:

Пришла млада за водой

За водицей ключевой.

Игра: «Принеси воду - не разлей»

2 ведущая: Праздник «Сабантуй» в разгаре. Я слышу кто-то напевает.

Наш кровный, светлый, ласковый мотив.

Щемит он сердце, думы навевает,

До боли близок, вечен и красив.

Песня «Кояшлы ил»

1. Кояшлы ил-безнен

Куге аның гел аяз.

Кыш китерсэ Кыш бабай,

Чэчэк алып килэ яз.

2. Хавасы да, жире дэ,

Салават күпере дэ,

Янгыры да, кары да,

Безгэ якын бары да.

1 ведущая: А сейчас мы послушаем замечательное стихотворение М. Джалиля «Кого Шакир перехитрил»

2 ведущая:

У ребят сегодня радость

Их веселья не унять.

Все готовы нынче в праздник

Свою удаль показать.

1 ведущая: Дети, вам не кажется, кого-то у нас на празднике нет. К нам должен был приехать Батыр. Вот и Батыр приехал. Да не один. Кто же это?

Батыр: Исәнмесез балалар. Я Батыр Сабантуя. Ребята вот иду я по лесу, и выходит ко мне Шурале. И тоже захотел к вам на Сабантуй. Ну я и взял его с собой. Думаю пусть увидет как веселятся дети. А то он только умеет щекотить. Ну что, оставим его?

Дети: Да, да.

Шурале: Спасибо, я никого не обижу, я только с вами поиграю.

Батыр: Я во многих сабантуях побывал и видел там как люди веселятся, состязаются, поют, пляшут.

2 ведущая: И мы умеем веселиться.

Игра «Капкалы» (Шурале вместе с детьми играет)

Әйдә безгә килегез

Капкалардан керегез

Өебезгә үтегез

Кунак булып китегез

Гөрләп бәйрәм итегез.

Батыр: Молодцы. А состязаться, мы будем сегодня?

Внимание, внимание,

Начинаем игры соревнование.

Ну давайте начинать,

Кто желает поиграть.

Шурале: Ребятки давайте я тоже с вами поиграю?

(Шурале и Батыр играют вместе с детьми)

Татарские национальные игры: «Принеси яйцо в ложке», «Бой подушками», «Скачки на конях»

(Победители получают сувениры)

Батыр: Какие вы все ловкие. А умеете ли вы плясать татарскую плясовую?

Дети пляшут татарскую плясовую

1 ведущая: Прекрасны татарские песни, народные танцы, веселые игры, хорошие обычай и добрые традиции татарского народа. Сейчас мы услышим, как звучит чудесный национальный инструмент - курай. Его изготавливают из сухого тростника - курая.

Звучит грамзапись.

2 ведущая:

когда я слушаю курай, то радость льется через край.

Неприхотливыв и невелик курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез, как зашумит весенний лес.

И зажурчит наверняка, в ней мелодичная река.

Держу курай... В родном краю я песни звонкие пою.

1 ведущая:

Теплый дождик прошумел...

И по летнему смело зазвенела листва

На зеленых ветвях,

А топом и землях

Как ковер запестрели и раскрылись цветы

На просторных лугах.

2 ведущая:

В праздник песни звучат не смолкая,

Песни радости и весны.

Пусть же дети печали не зная,

Подрастают в счастливые дни.

Песня про Татарстан.

Батыр и Шурале: Большое вам спасибо. Было очень весело. Мы вам приготовили угощение, угощайтесь.

Ведущие: Вот и закончился наш праздник. До свидания.

Сценарии игровых программ для детского лагеря. Сценарии конкурсных программ для летнего лагеря

Сто к одному или «Итоги»

Участники делятся на две команды. Ведущий игры предварительно знакомит команды с правилами игры.

Задача ведущего - перед игрой опросить сто человек по самым разным вопросам и записать наиболее часто повторяющиеся ответы.

Сама игра проходит так: ведущий задает тот вопрос командам, который он задавал не участвовавшим в игре людям.

Команды должны выбрать ответ на него, капитаны команд дают ответ ведущему.

Та команда, которая угадает наиболее часто повторяющийся ответ, получает очко.

Таким образом участники игры получают представление об общественном мнении.

Правила:

Вопросы, которые ведущий-журналист задает окружающим людям, могут быть самыми разнообразными:

Поиск нужного выхода из какой-нибудь ситуации;

Вопросы определенной направленности, например, на выявление какого-нибудь качества личности, на знание или эрудицию определенной области и т. д.

Команды не должны знать содержание вопросов. После турнира возможно обсуждение ситуации, подведение итогов.

Брейн-ринг

Игра проводится с несколькими командами-знатоками. Сначала в игре участвуют 2 команды. Они отдельно сидят (за столами). Ведущий задает вопрос, кто быстрее подает знак о том, что знает ответ на вопрос, та команда (например, поднятием руки) отвечает на вопрос. В случае правильности ответа этой команде присуждается очко, в случае неправильности очко присуждается соперникам.

Когда одна из команд набирает 5 очков, то противоположная команда заменяется на команду другую. (Все команды заранее придумывают себе названия). Таким образом выявляется самая «умная» и «везучая» команда. Брейн-ринг проводится с неограниченным числом команд, в каждой команде должно быть около 6 человек вместе с капитаном.

Победившей команде вручается приз.

Меморина

1-й тур. «Дорисуй».

Ученики должны что-нибудь дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок. Кто больше рисунков придумает на время?

2-й тур. «Как расположены кружки».

Руководитель чертит на доске в разных местах 5-6 кружков диаметром 12- 15 см. Играющие должны запомнить расположение кружков на доске. Потом играющие с закрытыми глазами подходят к доске и в центре каждого кружка ставят свой знак. Победитель тот, кто точнее расставит свои знаки.

3-й тур. «Нарисуй свинью».

Игроки с закрытыми глазами рисуют на доске свинью. Победитель тот, у кого хрюшка получится самая смешная.

4-й тур. «Узнай свое число».

Вызывают 5 человек и каждому прикалывают на спину табличку с каким-либо числом. Никто не должен знать, какое число ему досталось. Но сумму чисел знают все. Играющий должен определить, какое число у него на спине. Все передвигаются осторожно, стараясь оказаться вперед другого, чтобы скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое число. Побеждает тот, кто первым назовет свое число.

Игры-знакомства

Путешествие

Цель: изучить взаимоотношения в коллективе.

Представь себе, что у тебя есть лодка, и ты отправляешься в путешествие. Но в лодке только 5 мест. Кого из друзей в отряде ты возьмешь с собой?

Киностудия

Цель: определить структуру деловых отношений.

Руководитель предлагает всем ситуацию.

Представьте, что вам нужно снять фильм. Для этого необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. Это - режиссер.

Названные кандидатуры поочередно выбирают себе помощников. При этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными.

После этого дается задание: за 10-15 минут обыграть отрывок любимой сказки, фильма или произведения и придумать название киностудии.

У каждого участника обязательно должна быть роль.

Жюри: отрядные вожатые и воспитатели.

Награждение за:

1. Лучшее исполнение (команде).

2. Лучшие сценарии (команде).

3. Лучший подбор актеров (команде).

4. Лучшему режиссеру.

5. Лучшую мужскую роль.

6. Лучшую женскую роль.

7. Лучший костюм.

8. Самую трудную роль.

9. Самую маленькую роль.

10. Лучшее исполнение (участнику).

11. Лучшее название киностудии (команде).

Игры-кричалки (игры с эстрады)

Игра-шутка «Кто что любит?».

Ведущий. Кто любит мороженое? Дети. Я!

Ведущий. Кто любит яблоки? Дети. Я!

Ведущий. Кто любит груши? Дети. Я!

Ведущий. Кто не моет уши?

Запуск ракеты.

Ведущий. К запуску космического корабля приготовиться!

Дети. Есть приготовиться!

Ведущий. Пристегнуть ремни (хлопок).

Дети. Есть...

Ведущий. Включить контакты!

Дети. Есть...

Ведущий. Завести моторы.

Дети. Есть...

Ведущий. 5, 4, 3, 2, 1, в гуле нарастающем. Пуск.

Дети. Ура, ура, ура!

Ведущий. 1, 2, 3, 4, 5 (хлопки). Вжиг - и разбежались во все стороны.

Дети. Ура, ура, ура!

Ведущий. Куда она улетела?

Дети. Туда-то.

Игра-речевка.

Первым говорит текст ведущий, второй раз - дети: нормально, шепотом, громко или имитирующей интонацией (по просьбе ведущего).

О пери тики томбо.

О муса, муса, муса.

Ле-о-ле-ле.

О пики ляо бебе.

Ле-о-ле-алимбаш-ба-аш.

Цветочные конкурсы и забавы

Легенда о цветах

В одном цветочном царстве... У короля и королевы... были... принцессы... В каждое время года правила одна из принцесс. (Связать с летом и зимой). Но для этого нужно было выиграть конкурс.

Король собрал всех принцесс, разделил их на команды и поставил условие - набрать свиту из лучших воинов-цветов.

На время конкурса каждый получает «имя».

Конкурс 1. «Представление-приветствие» - себя, время года, на которое претендуют, соперников, короля, королеву и жюри.

Конкурс 2. «Разминка» - цветочные вопросы.

Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.

Как звали человека, который очень хотел создать «каменный цветок»? (Данила.)

В каком произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? («Незнайка и его друзья».)

Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький.)

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан и где? (Огненный, «Маугли» Д. Р. Киплинга.)

Ботаники называют этот цветок виолой, а как он называется в русском народе? (Анютины глазки.)

Как называется искусство создания букетов? (Икебана.)

Какой цветок произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай.)

Для какой героини Андерсена цветок был постоянным местом прописки? (Дюймовочка.)

Про какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного Прометея? (Эдельвейс.)

Когда по преданию цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала.)

Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев.)

Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс.)

Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак.)

Какой цветок страдает от любви? (Ромашка.)

Какой цветок называют сонным цветком? (Мак.)

Конкурс 3. «Цветочная считалка».

Сочинить считалочку, в которую заложить названия цветов.

Концовки: - Кто не верит, выйди вон.

Я буду тебя искать.

Конкурс 4. «Царевна-несмеяна».

Участвуют все игроки команды, стоящие в две шеренги

Цель: рассмешить в течение 1 мин.

По спине пишут название цветка (стоят в колонне, одному на ухо говорят название цветка, каждый по букве пишет последующему).

Конкурс 5. «Художники».

Продолжить недописанный рисунок великого художника.

Конкурс 6. «Цветочный календарь».

Кто быстрее составит список цветов на те же буквы, на которые начинаются названия месяцев?

Конкурс 7. «Танец цветов».

Члены команды могут показать коллективный танец, могут групповой, могут индивидуальный, дав ему название.

Конкурс 8. «Цветочные сказки».

Досочинить и рассказать:

«В некотором царстве васильковом государстве жил-был король Василек и королева Фиалка. И было у них три сына...»;

«Однажды погожим весенним утром вышли подружки Ромашки в степь погулять и не знали они, что поселился в той степи злой цветок Одуванчик...».

Конкурс 9. «Икебана».

Команды должны представить девиз составленной цветочной композиции, объяснить, для кого она предназначена.

Конкурс 10. «Цветочные пожелания».

Самым прекрасным цветам королевства - наши цветочные пожелания (мальчики девочкам).

Конкурс незаконченных предложений

Вариант 1.

1) Идет Красная Шапочка по тропинке, а навстречу ей не зверь, не птица...

2) Посмотрела она на Красную Шапочку и увидела только красные, синие, желтые цвета.

3) Понюхала она Красную Шапочку и поняла, что это не цветок, и полетела дальше.

4) Семья ее великая...

5) Она живет в шестиугольных домиках. (Пчела.)

Вариант 2.

1) Сорвала Красная Шапочка цветок...

2) Он был розовый, но может быть и белым.

3) У него резкий приятный аромат.

4) Из него выходит чудесное варенье.

5) И последний он почти родом.

Вариант 3.

1) Сорвала Красная Шапочка ягоду...

2) Ягода похожа на бусы.

3) Очень полезная.

4) Она созревает осенью и лежит до весны.

5) Она очень кислая.

6) Богатство болот. (Клюква.)

Репортаж

Задание: нужно представить себя отчаянным журналистом и сделать следующее:

1) сочинить ситуацию:

Из багажника бронированного мерседеса;

С карниза 10-этажного дома;

С операционного стола.

2) придумать и нарисовать знак:

Для участка дороги и придумать название;

Осторожно - глухие старушки;

Осторожно - жидкий асфальт.

3) картина с отпечатками пальцев. Каждый оставляет свой отпечаток.

4) сочинить обвинительную речь для суда:

Над старухой Шапокляк за выгул крыс в неустановленных местах;

Над лисой Алисой и котом Базилио за втягивание несовершеннолетних в валютные махинации;

Над Емелей за ловлю рыбы запрещенным способом;

Над почтальоном Печкиным за получение подарков в рабочее время;

Над Карлсоном за проживание без прописки и без определенного рода занятий.

Детективные истории

Можно проводить между конкурсами и в небольшие промежутки свободного времени с помощью вопросов, предполагающих ответы: «Да», «Нет».

1) Едет по пустыне караванщик Али и видит шатер, а в 100 м от него машина (грузовая). Подошел к машине, от нее вели к шатру следы одного человека. Он зашел в шатер, шатер был пуст, и только в центре на недоступной высоте висел человек. Он был мертв. Как это произошло?

Ответ: человек повесился сам! Машина была рефрижератор.

2) Музыкант готовился к концерту. За неделю до выступления они получили анонимку, что квартирант будет убит. Посмеялись и забыли. В день концерта ничего не предвещало беды. Музыкант отыграл концерт и вернулся домой. Дома никого не было, прилег отдохнуть. Через некоторое время проснулся и подошел к окну, там увидел...

Мельком взглянул на часы, висящие над диваном, и понял, что квартирант убит, а труп находится в диване. Как он понял?

Ответ: часы на стене стояли и стояли давно. У музыканта хороший слух и он слышал тиканье часов.

3) В одном городе жила женщина. Однажды, возвращаясь с вечеринки, вытащила из почтового ящика письмо и, не открывая его, поняла, что тот, кто написал письмо, мертв.

Это она его убила? Да.

Это был ее конверт? Да.

Ответ: она послала ему письмо и просила ответить срочно. И прислала ему свой конверт с отравленным клеем

4) Однажды мужчина (почтальон) принес посылку. В ней была нога и записка:

Вариант 1. Спасибо за то, что я жив.

Вариант 2. Мы с тобой одной крови.

Что произошло?

Ответ: дети должны выйти на то, что получивший был одноногий, а этих двух людей связывало следующее событие:

Они плыли на корабле, который потерпел крушение. Спаслись эти двое. Оказались на необитаемом острове и, чтобы не умереть с голода, договорились...

5) Человек принес фотографии и попросил разобраться в них. На одной из них человек был явно жив, а на другой - явно мертв. Такое впечатление, что фотографии сделаны одновременно.