Способы и методы активизации родителей. Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей


В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Руэм

Цель: Расширение и уточнение знаний педагогов о современных формах работы с родителями в ДОУ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» написано

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Но на нравственные качества человека сейчас мало обращают внимания. Главное – чего человек добился, а как он это сделал – лучше не знать… Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Нравственное воспитание детей проблема очень важная и без поддержки родителей, ее решить невозможно.

Родители - именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

Как говорит народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Эта работа очень сложная, но важная.

А получается ли так на самом деле?

  1. На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями и конечно же, хорошо воспитанными.

И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Семья и детский сад в условиях реализации ФГОС ДО – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы эти две стороны услышали и поняли друг друга.

В нашем детском саду много делается для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Детский сад для детей. А сделать так, чтобы детям было хорошо в нем – наша общая с родителями задача.

Конкурс на «Лучший участок» - наглядное подтверждение сотрудничества с родителями. На участках появились интересные постройки, сказочные персонажи,

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю.

И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это:

  • Владение методами изучения семьи
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Иногда, конечно бывает, когда хочется просто сказать, люди, давайте будем добрее.

Формы работы с родителями: Традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы принято относить:

  • консультации
  • беседы (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
  • групповые родительские собрания
  • общие родительские собрания
  • книжки-раскладушки и др.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические выставки
  • семейные встречи (секреты семейного воспитания)
  • деловые игры
  • КВНы, мастер-классы
  • круглый стол
  • конкурс семейных талантов
  • смотры-конкурсы
  • совместные прогулки, экскурсии
  • открытые мероприятия и др.

Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: создание условий для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это

педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Для примера предлагаю решить две педагогические ситуации.

Решение педагогических ситуаций. Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Ситуация 2. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

?Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность.

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

Порою привлечь родителей к какому-то вопросу или делу бывает сложно. Для этого есть некоторые приемы.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Пример:

Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка) .

Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

Итог

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

  1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.
  2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
  3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

«Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагогов»

В общении с родителями важное значение имеет все: поза, жесты, мимика, интонация, умение слушать и главное слышать, правильно задать вопрос, передать сообщение.

Вашему вниманию предлагается упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

Нескольким участникам предлагается прочесть стихотворение «Зайку бросила хозяйка…» разными способами:

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Мягким, успокаивающим голосом

4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
5. Как маленькая девочка.

6. Властно, жестко.

После прочтения слушателям предлагается ответить на вопрос:

- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)

Таким образом, правильно подобранная интонация положительно влияет на восприятие собеседником информации, и даже, по мнению психологов, способствует её запоминанию.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.

Вопросы бывают открытые и закрытые.

Как стоит задавать родителям вопросы? (индивидуальные? Вопросы для всех?) С какого обращения к взрослому человеку лучше начать?) Скажите пожалуйста.. Будьте так любезны ответьте. Извините, вы не могли бы нам помочь? (решить такую ситуацию) вы не подскажите, почему сегодня…

Ещё одну возможность познакомиться с семьей, установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем дают родительские собрания. Организованные в форме зачитывания каких-то непонятных большинству родителей научных докладов, они не представляют для них никакого интереса. Практика показывает, что более эффективными, и наиболее интересными для родителей, в последнее время становятся нетрадиционные родительские собрания. Но чтобы собрание стало полезным и интересным, педагоги могут использовать методы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», «ток-шоу» предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры, аукциона предполагает формирование групп участников, распределение игровых ролей, поиск варианта решения проблемы, предъявление результатов, выявления наиболее продуктивных решений.

Родительские собрания- конференции, мастер-класс являются формой предъявления результатов семейного воспитания, где активными участниками становятся семьи, имеющий положительный опыт.

Собрание в форме семинара-практикума не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике.

Собрания-конкурсы, собрания-КВН предполагают демонстрацию родителями своих успехов и достижений в различных областях посредством выполнения творческих заданий.

Литературная газета . Интересная форма работы, объединяющая семью и детский сад. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Какую бы форму организации работы с родителями вы не выбрали, наша основная цель – сделать ее нескучной, полезной, помогающей установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами и родителями).

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

Слайд шоу. Из жизни детского сада

Спасибо за внимание и всего доброго!

Используемая литература:

  1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  1. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  4. Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

Условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ».
Автор опыта: Чуркина Мария Геннадьевна, социальный педагог МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гнездышко» п. Искателей
Информация об опыте
Условия возникновения и становление опыта.

В МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гнездышко» п. Искателей работаю с 2000 года.

Впервые вопросом, как привлечь большее количество родителей к совместному воспитательно–образовательному процессу и повысить их активность и заинтересованность занялась в 2008 году, работая на группе №5 «Орлёнок» воспитателем. Став социальным педагогом, продолжила изучение интересующей темы.

Детский сад получил статус Центр развития с 2006 года, рассчитан на 240 мест. В учреждении функционирует двенадцать групп, четыре из них для детей раннего возраста. Семьи воспитанников, посещающих детский сад, в целом социально благополучные. Преобладающее большинство детей из полных семей, 11% из многодетных семей, 18% из неполных семей. Родители воспитанников – люди разной профессиональной сферы: служащие, военнослужащие, работники торговли, нефтяной промышленности, рабочие.

Образовательный процесс осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Впервые программа опубликована в 2010 году, но раздел «Взаимодействие детского сада с семьей» был проработан и напечатан лишь во втором издании программы год спустя.

Выбор темы опыта обусловлен тем, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка, необходимо развитие конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей. Каждый из них имеет свои особые функции и не могут заменить друг друга. Родители являются первыми педагогами в жизни ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Об этом сказано в Законе «Об образовании» (Ст.44). Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка. Программа акцентирует внимание на единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Работая социальным педагогом в детском саду, сочла необходимым глубоко изучить формы, методы и приемы организации взаимодействия с семьями воспитанников, чтобы повысить эффективность процесса воспитания и образования, вовлекая родителей воспитанников. Вначале в 2010г. была предложена анкета родителям воспитанников (см. приложение 1), где они поделились своими ожиданиями от детского сада. 82% родителей хотели бы «получить» хорошие результаты подготовленности детей к школе, 56% родителей ожидают помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, 64% ожидают получения помощи специалистов – логопеда и психолога. Отвечая на вопрос анкеты, «В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?», большая часть родителей ответила традиционно – родительские собрания, беседы, консультации, памятки. Посещение на дому отмечали единицы.

Всем известно, что современные родители вынуждены на первое место ставить материальное благополучие семьи и лишь на второе - воспитание ребёнка, чаще возлагая эту роль на детский сад. К сожалению, многие родители легко отвечают на вопросы анкеты, но не хотят посещать родительские собрания, ссылаясь на свою занятость. Чтобы изменить эту ситуацию, мною были изучены и апробированы формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, предложенные различными авторами.

В опыте работы были учтены интересы родителей, их занятость для создания партнерских отношений в вопросах воспитания и развития детей.
Актуальность опыта

В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, но вопросы педагогического просвещения родителей по-прежнему актуальны. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Сегодня необходимо уйти от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.

Планируя работу с родителями прежде всего нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.

Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая – родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу).

Есть и другой тип родителей, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.

Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.

Считаем, что одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка, нам, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных методов к организации и методике взаимодействия с родителями, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.


Новизна опыта заключается в использовании новых форм и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом охватывает период с 2010 по 2013 год и включает три этапа:

Первый этап (сентябрь – ноябрь 2010 года) – прогнозируемый:

составление социального паспорта ДОУ;

изучение потребностей и ожиданий родителей от детского сада;

обнаружение проблем и противоречий;

изучение литературы по данной проблеме;

определение цели и задач опыта.

Второй этап (декабрь 2010 г. – март 2013 г.) – формирующий:

построение и апробация работы с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (обмен мыслями, идеями, чувствами);

разработка конспектов мероприятий с родителями, совместных мероприятий «родители-дети»;

подбор консультативного материала для родителей.

анкетирование;

обработка полученных данных;

соотнесение результатов с поставленной целью.

Теоретическая база опыта

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» 1 .

По мнению профессора МГПУ Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. И чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

По утверждению Т.А.Куликовой, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» 2 . Поэтому важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с , его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Рассматривая взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как двусторонний процесс, В. П. Дуброва, Т. М. Коростелева и другие ученые отмечают возможные позиции родителей и педагогов в этом процессе. Они придерживаются той точки зрения, что участие родителей может проявляться в качестве наблюдателей, активных наблюдателей и партнеров.

На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Большой ценностью для педагогов являются работы по изучению взаимодействия детского сада и семьи кандидата педагогических наук Арнаутовой Е.П., профессора Зверевой О.Л.

А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская рассмотрели наиболее часто практикуемые модели отношений детского сада и семьи, и выделили наиболее характерные черты. Основой для этого послужила степень участия родителей в отборе целевых, содержательных и процессуальных компонентов образовательной программы для их ребенка. Модели были обозначены как «экспертная», «трансплантантная» и «потребностная».

«Экспертная» модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями, осуществляя тотальный контроль над всем, и сами принимают все решения.

«Трансплантантная» модель. Педагоги пользуются этой моделью, когда, с одной стороны, считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, с другой, - признают также полезность участия родителей во взаимодействии, рассматривая их как некое средство, ресурс для достижения ими же поставленных целей.

«Потребностная» модель. Педагоги, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.

Современному педагогу, учитывая интересы родителей, необходимо стремится к сотрудничеству.

Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.

В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями (В. И. Безлюдная, В. С. Богословская, В. П. Дуброва, Л. Г. Емельянова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, А. А. Петрикевич, А. М. Счастная и др.)

Варвара Петровна Дуброва к индивидуальным формам работы с семьей отнесла беседы, консультации, посещения на дому, поручения и др.; к коллективным - собрания, встречи-вечера, круглые столы, тренинги, праздники, развлечения, совместные выставки, дни открытых дверей, родительские конференции. Наглядно-информационные формы представлены организацией рекламы, оформление стендов, выставок и др.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов просвещения (образования), помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.

Технология описания опыта

Цель: повышение активности родителей через использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ

Для достижения цели были поставлены задачи :

Изучить потребности родителей;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:

Корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,

Взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,

Организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.

В работе использовались методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. А также методы, имеющие активизирующий характер: вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, подключение родителей к приведению аналогичных примеров и т.д.

В программе «От рождения до школы» выделены четыре основных формы взаимодействия детского сада с семьей: знакомство с семьей, информирование родителей, образование родителей, совместная деятельность.

Знакомство с семьей

Для успешного решения задач мы ознакомились с воспитательными возможностями семей наших воспитанников, с их представлениями и ожиданиями от детского сада. Было проведено анкетирование родителей на изучение потребностей, типов воспитания детей в семьях воспитанников, составлен социальный паспорт семей, выявлены трудности в вопросах воспитания и развития детей в семье. (См. приложение 1, 2) Были спланированы и проведены первые родительские собрания (встречи-знакомства) под названием «Давайте познакомимся», где проводились игры-знакомства, а затем беседы. Родители, чувствовавшие себя скованно, после игр «Здравствуйте, меня зовут…», «Молекулы», «Передай сигнал». становились более раскрепощенными и открытыми, поэтому беседы протекали интересно, было много обсуждений, каждый делился своими мыслями.

Информирование родителей

Родителям предлагалась стендовая информация. Оформлялись стенды к неделе прав, к праздникам и тематическим вечерам: «Мои права и обязанности», «Я имею право!», «На защите детства», «Мир увлечений», «Моя мама на работе», «Сила волшебного слова», где дети и родители тоже принимали участие. Писали стихи, приносили фотографии, рассказывали о своих правах и т.д.

В уголке для родителей функционирует папка-передвижка, куда помещается информационный материал на темы:

«Обязанности родителей»

«Как научить ребенка играть»

«Что надо знать о правах»

«Общение с ребенком – это радость!»

«Воспитываем с любовью»

Сегодня появилась возможность размещать необходимую информацию для родителей на сайте детского сада.

Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.

Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.

10.Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Ноябрь /2009.

12. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.


Приложение №3. Перспективный план работы с родителями.

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями

на 2013-2014 учебный год



Время

проведения


Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Форма проведения

Группы-участники

сентябрь

«Давайте познакомимся»

Знакомство с родителями.

Игровой тренинг

младшие

«Роль родителей в воспитании ребенка, их обязанности и ответственность»



Родительское собрание

подготовительные

октябрь

«Родительский пример»

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания ребенка в детском саду и в семье

Консультация

средние

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения.

Родительское собрание

Старшие

ноябрь

«Как воспитывать современных детей»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей

Родительское собрание

средние

«На защите детства»

Распространение правовых
знаний среди родителей.

Информационный стенд

все группы

декабрь

«Общение с ребенком – это радость!»

Обогащение педагогических умений родителей новыми приемами в общении с ребенком.

Папка - передвижка

средние

январь

«Семейный

Воспитание уважительного
отношения к семейным
ценностям.

Совместный досуг

подготовительные

февраль

«Кавалеры и дамы детского сада

Создание атмосферы общности интересов детей и родителей.

фотовыставка

все группы

март

«Если добрый ты – это хорошо»



Литературная викторина

средние

апрель

«Мои права»

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей

Творческий конкурс

все группы

май

«Дружная семейка»

Воспитание семейных ценностей

Совместный досуг

старшие

на 2012-2013 учебный год



Время проведения

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Форма проведения

Группы-участники

сентябрь

«Давайте познакомимся»

Знакомство с родителями.

Мотивирование родителей на активное участие в жизни ребенка в детском саду



Игровой тренинг

младшие

«Обязанности родителей»

Повышение уровня ответственности родителей

Папка - передвижка

все группы

октябрь

«Мы имеем право»

Повышение правовой грамотности родителей

Консультация

подготовительные

«Наказывать или нет?»

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Родительское собрание

средние

ноябрь

«В дружной семье – счастье живет»

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей.

Совместный досуг

старшие

«Мои права и обязанности»

Активизация включенности родителей в работу детского сада, воспитание правовой культуры.

Информационный стенд

все группы

декабрь

«Азбука общения с ребенком»

Обогащение педагогических умений родителей в общении с детьми.

Папка - передвижка

все группы

январь

«Семейный альбом»

Воспитание уважительного
отношения к семейным
ценностям.

Совместный досуг

подготовительные

февраль

«Один отец значит больше, чем сто учителей»

Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания.

Родительское собрание

средние

март

«Мама, мамочка, мамуля»

Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям.

фотостенд

все группы

апрель

«Знатоки прав»

Систематизировать знания родителей о правах детей

Интеллектуальная игра

подготовительные

май

«Дружбой дорожить умейте»

Формирование нравственных качеств. Развитие эмоционально-насыщенного общения родителей с детьми

Литературная викторина

старшие

Перспективный план работы с родителями

на 2011-2012 учебный год



Время проведения

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Форма проведения

Группы-участники

сентябрь

Составление социального паспорта ДОУ

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье

Анкетирование,

сбор информации



все группы

«Что надо знать об адаптации»



Папка - передвижка

младшие

октябрь

«Игры - помощники»

Активизация педагогических умений
родителей в интеллектуальном развитии
ребенка в семье.

совместный досуг

средние

«Драчуны. Как исправить ситуацию»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Решение проблем воспитания.



консультация

подготовительные

ноябрь

«Как воспитать самостоятельность»

Обогащение педагогических умений родителей.

консультация

старшие

«Конвенция. На защите детства»



памятки

все группы

декабрь

«Зимние забавы, или как организовать выходные »



стенгазета

все группы

январь

«Зимний калейдоскоп»

Развитие эмоционально-насыщенного общения родителей с детьми

Совместный досуг

подготовительные

февраль

«Наши привычки – привычки наших детей»



Круглый стол

средние

март

«Я маме помогаю!»



фотостенд

все группы

апрель

«Правила здоровья»

Приобщение к здоровому образу жизни.

Интеллектуальная игра

подготовительные

май

«По следам Айболита»

Развитие эмоционально-насыщенного общения родителей с детьми.

Литературная викторина

старшие

Перспективный план работы с родителями

на 2010-2011 учебный год



Время проведения

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Форма проведения

Группы-участники

сентябрь

«Ваши ожидания от детского сада»

Получение и анализ информации

Анкетирование

все группы

«Первый раз в детский сад»

Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей

Папка - передвижка

младшие

октябрь

«Традиции в моей семье живут»

Привлечение родителей к проблеме семейных традиций и их использования в воспитании детей

совместный досуг

средние

«Социализация дошкольников»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность

консультация

подготовительные

ноябрь

«Мир увлечений детей и родителей»

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

фотовыставка

все группы

«Знакомимся с Конвенцией ООН»

Повышение правовой грамотности родителей.

консультация

старшие

декабрь

«Игрушка в жизни ребенка»

Повышение педагогической культуры родителей

Папка - передвижка

все группы

январь

«Ребенок и компьютер»

Распространение знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере

консультация

подготовительные

февраль

«Я горжусь тобой, папа!»»

Воспитание уважительного отношения к семье.

фотостенд

все группы

март

«Мамы всякие нужны, мамы разные важны!»

Воспитание уважительного отношения к маме. Развитие эмоционально-насыщенного общения родителей с детьми.

docs -> 1 Квалификация выпускника – Специалист по связям с общественностью. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности Связи с общественностью при очной форме обучения – 5 лет
docs -> Moscow Islamic Fashion Forum Миссия проекта
docs -> Г. пятигорск аннотация к рабочей программе дисциплины «русский язык и культура речи»
docs -> Образования в Италии очень непроста. Сейчас в стране активно проводится реформа, призванная упростить ее и привести в соответствие с европейскими стандартами
docs -> Основная образовательная программа Основная школа Москва, 2011 Общие положения
docs -> «Повышение мотивации дошкольника в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр»
docs -> Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на новые федеральные

1 из 17

Презентация - Способы и методы активизации родителей

Текст этой презентации

Консультация для педагогов ДОУ “Способы и методы активизации родителей”

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. Еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

Одним из методом активизации работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Игра - связующая нить. Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. Это помогает объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Игры-разминки,игры-знакомства. Установление контактов между участниками. Разрушение привычных стереотипов приветствия. Создание хорошего настроения.

Игры на снятие тревожности, Создание свободной доброжелательной атмосферы.

Игры на определение лидерства. В организационный период группы необходимо выявить лидеров чтобы в дальнейшем облегчить выборы органов родительского самоуправления.

Игры на сплочение. Способствуют сплочению коллектива,развивают доверие.

Рефлексия- завершающий этап родительского собрания. Подводим итог занятия, встречи. Высказываются желающие. Что понравилось, что запомнилось, что будут применять?

Уделять время для совместных дискуссий с семьями. Создавать разные клубы (по интересам). Стараться внимательно слушать. Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей. Важно создать и использовать возможности для доверительного общения. Нужно использовать различные виды деятельности и обмениваться информацией друг с другом.

«Правила построения эффективного общения» Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса. Самые универсальные способы – это: - улыбка, - имя собеседника - комплимент. Упр.” Волшебная шляпа“

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес. Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника. В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок. Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей.

Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание. Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы. Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. Будьте терпеливыми к ним.

Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. Поддерживайте тесные контакты. Высказывайте свою признательность им. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации. Обучайтесь навыкам сотрудничества. Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания. Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!!!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Вера Николаевна Смагина
«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»

Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

За тысячелетнюю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя социальный институт воспитания , обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Первое знакомство с социальной жизнью , ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители , и воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Поэтому необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания и образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество " и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение «на равных» . Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности , которая осуществляется с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители ) возникала личная готовность принимать участие в какой-то деятельности, мероприятии, рассказывать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Он вызывает родителей на доверительное общение, а они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д. Открытость детского сада - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители , члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие или участие в творческих конкурсах, помощь в оснащении педагогического процесса, предметно-развивающей среды, совместная подготовка к праздникам. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, так их любят, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи. В работе с родителями наиболее продуктивна МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - педагог постоянно находится в диалоге с родителями , поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия на принципах взаимоуважения. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями . Модель активного взаимодействия детского сада с семьй основывается на различных формах работы с родителями .

Формы работы с родителями .

Родительские собрания , совместные мероприятия , участие родителей в педагогическом процессе, в организации жизни образовательного учреждения, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей , выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев, участие родителей и детей в творческих конкурсах, выставки детских работ, семинары-практикумы , индивидуальные и групповые беседы и консультации, анкетирование родителей , посещение семей детей , размещение материалов по интересующим вопросам в уголках для родителей , в папках – раскладушках, на информационных стендах и т. д.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива . Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. На собраниях родители получают интересующую их информацию, обмениваются мнениями, узнают много нового о своих детях. Родители , особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей . Их приглашают на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения , воспитания и показать им : как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, играть в подвижные игры, проводить детские праздники дома, развивать речь детей и т . д.

Анкетирование родителей является важным источником информации о компетенции родителей в вопросах воспитания детей и о их представлениях о педагогическом процессе в ДОУ. Анкетирование помогает выстраивать партнрские отношения с родителями и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать . Таким образом, взаимодействие детского сада с семьй можно осуществлять по- разному. Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков : информационно- аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях , изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся : опрос, анкетирование, посещение семей, наблюдение, специальные диагностические методики . Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей , передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т. д.).

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный - это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику и другие методы . Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т . п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных мероприятий. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы познавательного, нравственного и эстетического воспитание детей , их культура поведения, воспитание культурно-гигиенических навыков, взаимодействие детей в игре . Таким образом, использование современных форм и методов в работе с родителями помогает социализации детей в дошкольном учреждении, а в последствии и в школе, благотворно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду , уже заметно отличаются в своем поведении. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых : познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература :

1. «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса» (методические рекомендации ) . - Оренбург : Оренбургский ИПК, 2003.

2. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей.» - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

4. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» 2006г.

Используемые интернет-источники : http://www.moi-detsad.ru http://www.detskiysad.ru