Свадебные традиции обычаи обряды. Известные и малоизвестные. В День свадьбы Приметы


О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Обычно, празднование свадьбы, застолье, или банкет - это заключительный этап церемонии. Свадьбу празднуют после регистрации брака в ЗАГСе и венчания. В современной украинской традиции, свадебная церемония должна проводиться в следующем порядке:

- венчание

- регистрация в ЗАГСе (РАГСе)

- банкет

Такой порядок согласуется и с религиозными традициями, и с современными обычаями и обрядами. Современная свадьба, по сути, представляет собой церемонию, замешанную почти в равной мере как на древних, так и на современных обрядах. И разобраться во всем этом бывает, подчас, непросто. Но любая свадьба требует соблюдения необходимого минимума традиций - иначе это уже будет и не свадьба вовсе! Поэтому Свадебный портал «Жених и невеста» представляет вашему вниманию выдержку самых распространенных обрядов и традиций современной украинской свадьбы

Своды - прощание с холостяцкой жизнью

Своды происходят перед отправлением пары под венец. Своды - это символическое соединение жениха и невесты. Обряд совершается под песни, в избе или же во дворе. Молодых подводили друг к другу дружка или сват, соединяли их руки и связывали их платком. Потом молодых водят по кругу - обязательно три раза. В некоторых обычаях пара «нарезает круги» вокруг стола, кадки для теста - в общем, утвари, символизирующей домашний очаг.

Свадебные обряды с хлебом

Обряды с хлебом имеют важное, чуть ли не магическое, значение. Обмен хлебом символизирует радушие сторон, обмен достатком, благополучием. Молодых чуть ли не везде встречают караваем, сваты обмениваются хлебом, гостям на свадьбе раздают краюшки каравая.

Существует еще один красивый обычай, когда дружка отрезает краюшки от каравая невесты и привезенного с собой хлеба жениха, связывает их красной ленточкой и передает крестной матери. Крестная относит их на стол, где соединенным кусочкам хлеба положено лежать рядом до конца банкета. Иногда хлеб разламывают над головами молодых, и потом обмениваются половинками - часть жениха отдают родителям невесты, и наоборот.

Сейчас эти хлебные обряды, в основу которых положена магия укрепления брачных уз и которые символизировали соединение молодых в одно целое, распространены не столь широко, как раньше. На современной свадьбе можно встретить скорее различные вариации этих обрядов, у которых не столь ярко выражена магия, но явно видно их происхождение.

Так, в Украине распространен обычай «Ломать каравай». Сразу после росписи молодым преподносят каравай (а чаще - просто шишку из каравая), и под восторженные крики гостей жених и невеста ломают хлеб. Чья часть больше - тот и будет главой семьи.

Связываем молодых навеки

Обычаи связывать различные предметы распространены очень широко. Так, на свадебном банкете часто можно встретить перевязанные ленточкой две бутылки шампанского. Связанные предметы гордо красуются в течение всего банкета на столе возле молодых. Встречаются обычаи, где жениху и невесте наливают шапманское из связанных бутылок, которые после свадьбы должны целый год храниться в доме молодой семьи. По другим обычаям, связанные бутылки хранятся целый год, после чего одну из них открывают на первую годовщину свадьбы, а вторую - когда у семьи родится первенец. Связывают еще ложки, вилки, бокалы и т.п. У автора этих строк, например, до сих пор хранится пара связанных еще со свадьбы ложек. Что с ними делать, ума не приложу, но пусть лежат - так вот до свадьбы старшего сына, пожалуй, и долежат!

Осыпание зерном

Отправление из дома и жениха, и невесты, сопровождается похожими обрядами. Из которых самый распространенный и важный - осыпание хмелем и овсом. Это делается с пожеланиями «В добрый путь!», с желанием счастья и удачи. Вообще, молодых осыпают несколько раз во время церемонии, и всегда это связано с отправлением, когда пара куда-то идет. В Украине осыпают не только овсом и хмелем - может быть и пшеница, и рожь - в принципе, любое зерно, символизирующее урожайность и достаток. Часто вместо зерна используют смесь зерна, конфет и монет.

А когда молодые выходят из ЗАГСа после регистрации брака или из церкви после венчания, их принято осыпать рисом. Рисовый дождь знаменует рождение послушных, хороших, здоровых детей.

В старину в некоторых областях Российской Империи существовал обычай, согласно которому перед отправлением к венцу жених и невеста должны были одновременно стать ногой в лукошко с овсом.

На свадьбу - через огонь

Существует обычай перешагнуть через огонь. В некоторых случаях это происходит при выходе из дома, в некоторых - при выходе из церкви или ЗАГСа, перед заходом в банкетный зал. В качестве угля может выступать что угодно: заженная лучина, пучок соломы или же просто комок бумаги. Перешагивание через огонь на свадьбе, по повериям, предохраняет молодых от порчи.

Для защиты от злых духов в старину дружки иногда щелкали кнутом или стреляли из ружья. До наших времен этот обычай, практически, не дожил.

Свадебный каравай

Каравай - обязательный атрибут свадьбы. В древности на Руси пекли «Рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки - это символы жениха и невесты, а палочки - это роща, в которой все деревья растут вместе, а не поодиночке. Тесто - основа каравая и пирогов, всегда считалось символом плодородия, благополучия.

Встреча с родителями и другие обряды

После ЗАГСа или церкви родители встречают молодых у дома или у банкетного зала. Это - первая официальная встреча молодой семьи. Встречают молодоженов хлебом-солью, иногда с музыкой.

Невеста должна идти справа от жениха, он ее ведет под руку. Хлеб и соль, которыми встречают молодых, помещают на длинное полотенце. Первое слово при встрече новой семьи - за мамой. Теща или свекровь приветствует молодых, потом говорят отцы.
Существует обычай, когда при выходе невесты и церкви разбивают яйцо - это должно способствовать легким родам будущей мамы.

А когда молодожены в первый раз переступают порог родного дома, муж обязан взять жену на руки, чтобы уберечь ее от разного рода напастей и передряг, защитить от происков злых сил.

Первый бокал шампанского молодые должны разбить на счастье.

Еще существует поверье, по которому невеста не должна видеть жениха раньше времени в день свадьбы, а жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы.

Согласно распространенному обычаю, молодые должны подъезжать к ЗАГСу или церкви по солнцу - ни в коем случае нельзя двигаться против солнца.

Существует еще множество обрядов и обычаи, многие из которых не вошли в эту статью, но вы их обязательно найдете на страницах свадебного портала !

Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. И с большим опозданием трансформируются под современность — силами первопроходцев и особо независимых людей. Я часто бываю на русских свадьбах как фотограф и по моим наблюдениям есть следующие отличительные особенности у наших свадеб:

1. Большинство молодоженов внутренне сопротивляются привычным, но часто уже не подходящим современному обществу традициям и в принципе не хотят, что бы их свадьба проходила «как у всех», но в результате чаще всего получается именно так.

2. Русских людей с рождения приучали к ответственности и осознанию собственной важности через призму восприятия окружающих. Поэтому мы довольно критично относимся к самим себе. Отсюда вытекает основной стиль съёмки на свадьбах — портретно-постановочно-фотошопный. Репортаж как-то не особо ценится, в то время, как цивилизованный мир давно уже предпочитает репортажные карточки, порой с искаженными от эмоций или широких объективов лицами и фигурами.

3. На русских свадьбах как правило присутствует большое количество спиртных напитков.

Теперь обо всём по-порядку.

Современная русская свадьба

Жених и Невеста в России знакомятся и принимают решение о свадьбе сами. Иногда бывает и так, что родители узнают о свадьбе «детей» уже после регистрации. Чаще всего однако о свадьбе заранее знают все возможные родственники, а так же друзья Вконтакте и тп. Дата регистрации брака (этим странным словом называют начало совместной жизни в России) у русских планируется от полугода до месяца заранее.

За эти полгода невеста (женихи чаще как-то не особенно заморачиваются подготовкой к свадьбе) живёт в постоянно стрессе. Подготовка к свадьбе происходит как во сне так и на яву. Надо успеть составить список гостей, найти кафе или пункт общественного питания для банкета, придумать где погулять с фотографом после регистрации, где взять нормальные туфли, какие рюшечки будут на платье и тд. В этом русские традиции не сильно отличаются от каких-то других. В общем, для некоторых невест предсвадебные полгода — это самый настоящий дурдом.

Свадебное платье невесты традиционно белого цвета. До времен Екатерины Второй наряд невесты в России был красным. Белый наряд невесты, символизирующий сейчас у нас чистоту и непорочность, пришел из Древней Греции — там он был символом радости и процветания. Екатерина вышла замуж в белом платье и тем самым категорически изменила русскую традицию.

Свадебный день как и в любой другой стране начинается с прически, макияжа и одевания. Происходит это у всех по-разному: невеста может делать прическу и макияж в салоне красоты у специально обученного парикмахера и визажиста, а может в собственной комнате подручными инструментами.

Жениху на подготовку требуется меньше времени и сил.

Но на него иногда сваливаются другие испытания (украсить машину, раздобыть свадебный букет и так далее).

А у невесты тем временем продолжается переполох. Ведь это вам не какой-нибудь там букет купить (заранее выбранный невестой), а надо правильно уложить кудри, зашнуровать платье и всякое такое — это дела посерьёзнее.

Родители и подруги тоже участвуют в подготовке: носятся по квартире, проверяя все ли бутылки перенесли в машины, достаточно ли сделано бутербродов для прогулки, всё ли готово к встрече жениха и не приехал ли он уже.

И вот, подъезжает машина, из которой выходит жених с букетом и тут начинается …выкуп. Происходит процедура в подъезде дома невесты.

Выкуп — это пожалуй самая старинная традиция, сохранившаяся в русской свадьбе. Смысл её — фан. Подружкам невесты надо как можно веселее помучить жениха, задать ему кучу дурацких заданий и загадок и при этом получить от него выкуп — это могут быть деньги или какие-нибудь вкусняшки, которые ему не жалко отдать за невесту.

Невеста тем временем заканчивает свои приготовления.

Если она не успевает, то жениху достаётся больше.

В конце концов жениха впускают в дом, где ему ещё надо найти невесту. Потому что и тут его пытаются надуть.

В конце концов невесту он находит, и все выпивают по этому поводу шампанское. Потом происходит момент, корни которого сохранились в современности из старины, когда мать передавала невесте так называемый «талисман». Это могли быть драгоценности или какая-то семейная реликвия. Талисманы эти очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. На современных свадьбах такое иногда тоже происходит.

После этого все едут в ЗАГС — довольно официозное учреждение, из которого жених и невеста выходят уже мужем и женой.

На пороге ЗАГСА к жениху и невесте подтягиваются другие гости — родственники и друзья. Трудно сказать что происходит здесь: встреча друзей.. или прощание с холостяцкой жизнью). И вот, в точно запланированное время всех приглашают внутрь.

В ЗАГСЕ молодожены подписывают какой-то документ (я никогда в него не заглядывала, даже когда подписывала сама), официально соглашаются перед официальными тётеньками (работницами ЗАГСА) с тем, что по собственной воле «вступают в брак», обмениваются кольцами, целуются — и всё это за 5-10 минут, потому что в это время их ждут десятки других молодоженов, желающих поскорее пройти эту часть церемонии. Очередь — это ещё одна русская традиция..

И вот всё свершилось! Теперь все поздравляют молодых и выходят на улицу, чтобы по этому поводу выпить шампанское.

И вот теперь начинается едва ли не самая изнурительная часть свадебного дня (кому как повезёт с фотографом:) — прогулка:)

Правда бывают некоторые отклонения от вышеперечисленных традиций. Самая запоминающаяся для меня свадьба была в Кронштадте. На свадьбе нас было всего трое. Когда ребята вышли из ЗАГСА, мы отправились в кафе, где они достали свои мобильники и позвонили родителям, чтобы сообщить о том, что теперь они муж и жена. До этого момента никто ничего не знал вообще. Это было круто.

Ну и в конце концов уставшие молодожены и фотограф едут в кафе, где их уже ждут родственники и друзья, не участвовавшие в прогулке.

Молодых встречают в кафе и посыпают крупой и монетами, что символизирует богатство и благополучие. Ещё могут сыпать конфеты (чтобы жизнь была сладкой) и всевозможные блёстки (чтобы всё было ярко и романтично).

Потом родители молодых преподносят им каравай. Это тоже старая русская традиция — от каравая новоиспеченные муж и жена одновременно откусывают по куску — у кого кусок больше, тот якобы и будет доминировать в совместной жизни. Это типа такая примета. И потом начинается застолье.

Для начала гости открывают бутылки со спиртным и выпивают по этому поводу. Потом кричат «Горько» и молодые, которые уже безумно устали и проголодались, должны отложить свои ложки-вилки, встать и поцеловаться.

Начиная с приезда в кафе сценарий свадьбы полностью переходит в руки одного человека — тамады. Это тоже древняя традиция, некоторым образом трансформировавшаяся в современность. Раньше на свадьбу обязательно выбирали дружку. Это должен был быть мудрый и в то же время весёлый человек (знахарь, старейшина рода). Дружка присутствовал на свадьбе с самого начала и считался главным режиссёром и контролёром этого события. Он следил за соблюдением всех обрядов и поддерживал веселье среди гостей. В давние времена на свадьбе присутствовали театрализованные элементы — ими тоже руководил дружка. Сейчас всё это трансформировалось, и осталось следующее:

1. Дружка теперь называется «тамадой» и руководить начинает только в тот момент, когда уставшие и голодные гости и молодожены приходят в кафе и садятся за столы.

2. Театрализованные элементы сводятся чаще всего к переодеванию особо активных гостей (чаще всего мужчины переодеваются в женщин, а женщины в мужчин), которые успевают сыграть во время застолья несколько ролей не совсем понятного предназначения.

3. Тамада четко распределяет время поднятия тостов и криков «Горько» — чаще всего это происходит с частотой один раз в 5-10 минут. Между тостами происходит так же строго распределённое тамадой дарение подарков гостями вперемежку с зачитыванием пожеланий, написанных чаще всего в стихотворной форме на специально купленных для этого открытках.

4. Гости и молодожены к моменту начала торжества успевают довольно сильно устать и проголодаться и думают чаще всего в основном о трапезе, от которой их постоянно отвлекают. Поэтому процесс насыщения затягивается и длится почти до конца вечеринки.

5. В по-ведении тамады чаще всего ощущается всё та же особенная русская официальность и чрезмерная «ответственность». Поэтому застолье условно можно разделить на две части: особо любимая гостями «трапеза» и не совсем понятная, но традиционная «официальная часть». Обе части перемешаны всеобщим весельем и в результате получается всё довольно забавно и празднично.

Раньше праздник свадьбы длился три дня. Второй день проходил в доме родителей, а на третий гости приходили в дом к молодым. Когда именно эти дни сократились до одного сказать трудно — частично это произошло во времена СССР (люди были заняты работой), частично во времена послеперестроечного кризиса — когда даже один день праздника обходился слишком дорого молодым и их родителям.

Вступая в брак, все мы хотим отметить это событие так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Сегодня заметно увеличился интерес к традиционному свадебному обряду. В этот торжественный день люди стараются соблюсти все свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе. В дальнейшем обряд связывания стал сопровождаться различными свадебными обрядами. Русский свадебный обряд появился в 18-19 веке, это один из самых главных семейных обрядов, состоящий из огромного числа элементов. Среди них можно отметить обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Свадебные обряды являлись символом перехода девушки из отцовского рода в мужний род, под покровительство духов мужнего рода. Данный переход расценивался как смерть в своем роде и рождение в роду мужа. Например, один из свадебных обрядов вытие (ритуальный плач) сравнивается с причитаниями по покойнику. На девичнике хождение в баню сравнивается с омытием покойного. Когда невесту в церковь ведут под руки, это является символом безжизненности, отсутствия сил, а из церкви молодая жена выходит уже сама. Традиция вносить невесту в дом жениха на руках преследует цель обмануть домового, чтобы он принял девушку как новорожденного, который появился в доме, а не вошел в него.

Русский свадебный обряд в разных регионах России различается. Например, на севере обряд сопровождается только причетами, а на юге – полностью состоит из весёлых песен, причеты там играют более формальную роль. В некоторых региональных традициях присутствуют дохристианские истоки, а также элементы магии. Свадебный обряд представляется в виде строго организованной системы.

Несмотря на некоторые различия, общий порядок свадебного обряда остается неизменным и включает в себя следующие элементы.

Сватовство.
Сватовство является свадебным обрядом, который предполагает предложение жениха руки и сердца своей возлюбленной в присутствии ее родителей. В данном обряде, как правило, участвует сам будущий жених. Однако он может также посылать к родителям будущей невесты сватов. Чаще всего в роли сватов выступают родители жениха, близкие родственники, крёстные родители. Исключение составляют друзья, они могут присутствовать при сватовстве в редких случаях. Перед непосредственно сватовством родители жениха и невесты предварительно договаривались об этом.

Заходя в родительский дом невесты, сват осуществлял определенные обрядовые действия. Например, в Симбирской губернии сват должен был садиться под матицу, а в Вологодской губернии – погреметь печной заслонкой и т.п. Бывало так, что сват мог говорить о цели своего визита на неком обрядовом языке, а родители невесты отвечали ему в той же манере. Объяснялось это необходимостью уберечь свадебный обряд от воздействия нечистой силы. По традиции родители невесты обязаны отказать свату на первый раз, даже в случае их одобрения, сват же в данном случае обязан их уговаривать. После обряда сватовства родители будущей невесты давали ответ. Как правило, желание девушки в расчет не принималось. Ее согласие было лишь формальностью. В редких случаях сватовство проходило вообще без девушки.

На сватовство будущий жених должен надеть костюм, а также принести с собой два букета цветов. Один из них он должен подарить матери девушки (будущей теще), а второй – своей будущей невесте. Жених признается родителям девушки в своей любви к ней и просит у них ее руки. В случае родительского согласия отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

В наше время, как правило, совмещают сватовство с каким-либо семейным праздником, либо выходными. Естественные хлопоты вокруг стола позволяют будущим родственникам познакомиться поближе. В случае, когда родители жениха по каким-либо причинам отсутствовали на сватовстве, будущие молодожены должны посетить их, где сын представит родителям свою возлюбленную, а она дарит цветы будущей свекрови. После сватовства молодые назначают дату помолвки и ее объявления.

Смотрины.
Смотрины также являются обязательной частью свадебного обряда, при которых жених, его родители, сваты оценивают достоинства и недостатки будущей жены. Как правило, смотрины проводились перед рукобитьем, после сватовства. Кроме того, смотрины предполагают еще и осмотр родителями девушки хозяйства жениха, особое место при этом занимало наличие скота, хлеба, посуды и одежды. Если родителей что-то не устраивало, они могли отказать жениху. В противном случае, родителями невесты назначалась дата гласного сватовства - рукобитья.

В ходе обряда рукобитье окончательно договаривались по поводу свадьбы (дата, расходы, количество подарков, кладка (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданное и т.д.). Как правило, рукобитье осуществлялось по прошествии 2-3 дней после сватовства. Во время рукобитья также распределялись свадебные чины. Итогом рукобитья являлось битье друг друга по рукам (при этом надевали холщевые рукавицы) отцами жениха и невесты. Данный обычай символизировал обязательность выполнения достигнутого договора. Обряд рукобитья свидетельствовал о том, что невеста просватана, в этом случае отменить свадьбу мог только исключительный случай (например, побег невесты).

Позднее обряды рукобития и сватовства присоединились к смотринам.

Вытие.
Вытие означал ритуальный плач, который осуществлялся на стороне невесты. Вытие символизировало прощание невесты с родителями и подругами. Голову невесты покрывали подобием фаты так, что на ничего не могла видеть и сопровождали ее. Как девушку отпускали – она падала.

Девичник.
Девичник осуществлялся, как правило, перед свадьбой или в дни от рукобитья до свадьбы. На девичник у невесты собирались ее подруги и под свадебные песни помогали ей шить для жениха и его родственников подарки. Невеста в это время должна была «плакать, выть, голосить». Это означало, прощание с девичьей жизнью, ожидание тяжелого труда после замужества.

Другим важным моментом на девичнике являлось расплетание девичьей косы, которое осуществляли подруги невесты. Оно означало окончание прежней жизни девушки.

Другим не менее важным элементом свадебного обряда являлось ритуальное омовение невесты в бане. Как правило, делалось это накануне свадьбы или утром в день свадьбы. В баню невеста ходила с подружками, при этом пелись специальные песни и причеты, а иногда осуществлялись некоторые обрядовые действия, имеющие магическую силу. Например, в Вологодской области было принято невесте ходить в баню со знахаркой, которая собрала ее пот в специальный пузырек, а на свадьбе подливала его жениху в алкоголь.

В наше время девичник все еще принято отмечать, только делают это дома или в уютных кафе с подружками. Но могут быть и другие варианты проведения девичника, все зависит от фантазии подруг невесты.

Приданое.
Невеста должна была подготовить к свадьбе большое приданное. В этом ей помогали подружки. Период приготовления приданного называли неделей. В приданое в основном входили вещи, сделаны невестой своими руками: постель (перина, подушка, одеяло) и подарки жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Первый день свадьбы.
Первый день свадьбы характеризуется приездом жениха, поездкой к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка.
Дружка (или дружко) всегда был самым главным участником и руководителем свадебного обряда. Чаще всего именно дружка по ритуальному обычаю ругают, а он должен достойно ответить на такие шутки в его сторону. Жених в торжественный день практически не говорит никаких обрядовых слов. В качестве дружка выступает брат или близкий друг жениха. Его отличительной особенностью являлось повязанное через плечо вышитое полотенце. В традициях некоторых регионов могло присутствовать два, а то и три дружка, однако один из них все равно будет главным.

Приезд жениха.
По традициям некоторых регионов утром в день свадьбы дружка посещает дом невесты, чтобы узнать, готова ли невеста к приезду жениха. Невеста к визиту дружка уже должна быть в свадебной одежде и сидеть в красном углу. В свадебный «поезд» входили жених с дружкой, друзьями и родственниками (поезжане). По мере движения свадебного поезда пелись специальные «поезжанские» песни.

Выкуп.
После приезда жениха проходил еще один свадебный обряд – выкуп. Чтобы добраться до невесты, жених должен заплатить выкуп за ворота, дверь и т.п. При проведении данного обряда большое внимание уделяется магическим действиям, например, подметанию дороги, чтобы уберечь молодых от порчи, которая может быть наведена на брошенный под ноги предмет, камень и т.п. В разных традициях дорога, которую должны подметать, разная. Выкуп невесты сохранился и в наши дни. Выкупать невесту разрешается у подружек и у родителей. Бывало так, что жениха обманывали, выводя к нему невесту с закрытым лицом. Вместо настоящей невесты выводили другую девушку или даже пожилую женщину. В такой ситуации жениху приходилось выкупать невесту заново, либо искать ее.

Венчание.
Перед отъездом жениха и невесты в церковь родители невесты благословляли их иконой и хлебом. Перед обрядом венчания невесте расплетали косу, а после него ей заплетали две «бабьих» косы, при этом тщательно закрывая волосы головным убором (повойником). Иногда это осуществляли на свадебном гулянии, а у старообрядцев - между обручением и венчанием, либо перед обручением.

Приезд в дом жениха.
После венчания невесту везут в дом жениха, где его родители благословляют их союз. Во многих традициях по приезду жениха и невесту сажали на шубу, которая являлась оберегом. Хлеб являлся обязательным элементом обряда благословения. Как правило, хлеб находился рядом с иконой. Во многих традициях хлеб должны откусить и жених, и невеста.

Свадебный пир.
Как правило, за едой с шутками и песнями праздновалась свадьба. По традициям родители невесты не должны присутствовать за свадебным столом в первый день, поэтому существовал такой обычай «звать гордых». Это задание поручалось ряженым гостям со стороны мужа и жены. Шумной толпой они приходили в дом родителей невесты и приглашали их за свадебный стол. После таинства венчания заканчиваются причитания невесты, и начинается радостная и весёлая часть обряда. После этого молодожены отправляются за подарками в дом невесты, после чего едут в дом жениха, где уже все готово для свадебного пира. Свадебный пир все время сопровождается величавыми песнями для жениха, невесты, родителей и дружка. Второй день празднуют в доме родителей невесты. Если пир продолжается три дня, то третий день снова празднуют в доме жениха.

«Укладывание» и «бужение» молодых.
«Укладывание молодых» осуществляла сваха, либо постельница готовила брачное ложе, за которое жених должен был дать выкуп. Утром сваха, свекровь или дружка «будили» молодых. Как правило, после «бужения» гостям демонстрировали простынь или рубашку невесты с пятнами крови, что свидетельствовало о ее чести. По другим обычаям «честь» невесты демонстрировал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог. Если невеста оказывалась не девственницей, её родителей высмеивали, могли замазать ворота дегтем и т. д.

Второй день свадьбы.
Самым распространенным обрядом на второй день свадьбы является поиск невесты «поиски ярочки». Суть данного обряда состоит в том, что невеста (ярочка) прячется где-то в доме, а жених (пастух) или его родственники ее ищут.

Роман Акимов

Ведущий
мероприятий

Классические свадьбы. Свадебные традиции, свадебные обычаи, программа свадьбы

Статья 2007 года взорвала в ту пору свадебный Интернет, показав, что даже классические свадьбы могут быть другими. Спустя 10 лет, обновляя сайт, я увидел в аналитике, что в месяц к этой статье до сих пор приходит более 100 обращений и решил сохранить этот материал практически неизменным, но внеся некоторые правки с учётом времени.

Современная классическая свадьба

Многих пугает определение "классическая свадьба". В моей трактовке оно означает - отсутствие тематики, но наличие всех основных свадебных элементов, адекватных традиций, программы ведущего, возможно - приглашённых артистов. Уже в 2007 году я стал интегрировать в классические свадьбы элементы, которые были в те годы характерны только для тематических свадеб.

Если Вы остановились на классической форме проведения Вашей свадьбы, то это не означает, что всё должно быть стандартно и банально. В этой статье я отвечаю на самые распространенные вопросы по классическим свадьбам , рассказываю о свадебных традициях и о том, на какие опорные моменты надо обратить внимание при общении с Вашим ведущим, при разработке свадебного сценария. Все фото и видеоматериалы, которыми иллюстрирована эта статья - со свадеб, которые были организованы нашим свадебным агентством «Лавка Чудес» .

В наши дни современные свадьбы сильно шагнули вперёд. Теперь, чтобы удивить гостей уже не нужно придумывать запредельно оригинальную тематику. Давайте посмотрим ролик с одной из наших свадеб и убедимся в том, что современная классическая свадьба может быть действительно необычной и яркой.

Современная классическая свадьба

Красивая классическая свадьба с выездной церемонией бракосочетания, потрясающим декором, выступлениями артистов и звёзд - Стаса Пьехи, ВИА "Самоцветы" и других. Организатор мероприятия - агентство "Лавка Чудес".

При работе со своими молодожёнами я делаю акцент на три главных опорных момента: свадебные традиции (что Вам нужно и хотелось бы видеть, а что нет), интерактивы и музыкальная концепция свадебного вечера. Разумеется, ещё есть поздравления гостей, которых не надо напрягать и они должны быть строго по желанию.

Начну со свадебных традиций, из которых до наших дней дошло всего шесть (если речь идёт не о национальных свадьбах).

Тут важно определить для себя и сразу же прописать в сценарий – что из этого всего Вам нужно, а от чего не грех отказаться.

Скажу сразу моё личное мнение. Все эти свадебные традиции могут быть на свадьбе, а могут и не быть. Это уже как Вам самим комфортнее. То, что я рассказываю о них - никак не означает, что всё это необходимо воплотить на Вашем празднике.

Встреча молодожёнов Каравай и прочее

Как может проходить встреча молодожёнов? Как сделать встречу оригинальной, а если есть каравай, то что с ним делать?

Сначала несколько слов на тему необычных появлений молодожёнов на классической свадьбе. Есть ошибочное мнение, что приезд молодожёнов должен быть обусловлен тематикой свадьбы. Например, на пиратской свадьбе, или свадьбе в стиле кругосветного путешествия - молодожёны приплывают на яхте, гандоле, или лодке, на Бондиану - прилетают на вертолёте, а на свадьбе «Формула Любви», или «Золушка» должна быть карета. Всё это так. Но что мешает на современной классической свадьбе повторить всё описанное выше? Наши молодожёны неоднократно проделывали всё это. Ещё 10-15 лет тому назад. Такие мелочи делают обычную классическую свадьбу — необычной и оригинальной.

Итак, классическая встреча жениха и невесты. Прежде чем рассказать об этой традиции, я хочу сразу внести свою рекомендацию. На мой взгляд, на встрече молодожёнов вполне логично отказаться от таких «традиционных» атрибутов, как рис, монеты, пшено и конфеты. Нет никакой гарантии, что всё это полетит Вам под ноги, а не в причёску, за шиворот, или в глаза. Самый оптимальный вариант - лепестки роз, или лепестки роз с пневмоконфетти. Иногда на встречах молодожёнов используют мыльные пузыри, но есть шанс того, что на платье невесты могут остаться разводы.

Современная свадьба — это во многом показатель вкуса и эстетики молодожёнов. В этой связи, если говорить об идеальной организации свадьбы, то на встрече молодожёнов лепестки роз не должны подаваться гостям из «АШАНовских» пакетов. Для этого существуют «специально обученные» свадебные аксессуары: корзины, кулёчки для лепестков роз. Такие «мелочи» тоже не бывают лишними. Именно из внимания к деталям и строится идеальная свадьба.

Традиционная встреча молодожёнов проходит, как правило, с хлебом солью. Часто молодожёны не хотят этого, но соблюдают эту традицию из уважения к старшему поколению. Женихи и невесты часто задают вопрос: «А хлеб нужно кусать, или ломать?» . По классике жанра, конечно же, нужно кусать, потому что - кто больше откусил, тот по преданию, - самый главный в семье. Но многие невесты банально не хотят портить свой макияж, поэтому и появилась «традиция» в доброй половине случаев – ломать, а не кусать хлеб. Молодожёны часто спрашивают: «А хлеб макать в соль нужно?» На самом деле – макать не нужно (но всё равно макают и будут макать!). Суть этой свадебной традиции в том, чтобы «насолить друг другу»! Чтобы этот эпизод – насолить друг другу - был самой горькой и последней солью в Вашей жизни. Именно такие слова чаще всего говорят при проведении этой традиции мамы молодожёнов. Но если есть желание макнуться в солонку с куском каравая, то почему бы и нет!?












Встреча молодожёнов на свадьбах

Несколько фотографий разных лет с этапа встречи молодожёнов со всеми элементами того, о чём я писал выше.

Скрыть описание

На этапе встречи молодожёнов присутствуют фужеры с шампанским. Молодожёны пьют из фужеров на брудершафт, после чего бросают через левое плечо «на счастье». Свадебные фужеры это отдельная тема. Дело в том, что часто молодожёны не знают, что свадебные фужеры это своего рода «переходящее знамя», потому как из них пьют потом (на годовщину свадьбы, на рождение ребёнка и на последующие годовщины) те самые две бутылки (шампанского, вина, или коньяка), которые стояли на свадебном столе (если стояли, конечно, потому что эта традиция тоже уходит в историю). В этой связи, не стоит на этапе встречи молодожёнов у ресторана разбить эти самые заветные фужеры. Для битья у ЗАГСа (у большинства ЗАГСов уже давно запретили бить посуду) и ресторана необходимо заранее приобрести фужеры, которые нужно передать в ресторан с родителями, друзьями, или оставить там накануне. В противном случае - рестораны с радостью предоставят Вам свои фужеры, которые будут заботливо вбиты в общий счёт далеко не по оптовым ценам. В наши дни — современные пары активно пренебрегают этой традицией и не бьют бокалы вообще. Остаётся добавить, что свадебные фужеры в идеале оформляются в стилистике общей концепции свадебного декора.

После встречи молодожёнов на современных европейских свадьбах принято делать централизованное поздравление. Суть этого действа в том, чтобы гости освободили руки от цветов, вручили конверты с «открытками» (деньгами), сделали фото с молодожёнами при быстром поздравлении и заняли свои посадочные места, согласно плану рассадки. На этом этапе также немаловажно учесть такие детали, как план рассадки, денежный бокс, возможно даже - рассадочные карточки с именами гостей. У последних есть свой минус - при европейской рассадке (а именно так в наши дни проходит 99,9% свадеб), обязательно кто-нибудь окажется сидящим боком, или даже спиной к молодожёнам. Могут возникнуть недопонимания и обиды: «Почему меня так посадили? Что этим хотели сказать?» (люди же разные бывают). Поэтому, самый оптимальный вариант - указать для гостей в плане рассадки, или в свадебном приглашении номер столика и предоставить гостю самому занять любое понравившееся место.

Продолжая тему свадебных аксессуаров, добавлю, что большой популярностью на современных свадьбах пользуется Книга Пожеланий, в которую гости, начиная с фуршета, пишут свои пожелания молодожёнам. Дизайн свадебной Книги Пожеланий также должен совпадать с общей концепцией оформления, поэтому самый идеальный вариант, чтобы Вам делали свадебный декор под ключ одни и те же люди, отвечая за весь результат работы. Бывает ещё «Дерево пожеланий», куда можно повесить своё пожелание, но оно не совсем «рентабельно», потому что книга всегда останется компактной книгой, а разрозненные записочки на дереве - это уже достаточно крупногабаритный груз. Бывают и свадебные пресс-воллы, которые гости расписывают в течении вечера, и много других интересных фишек.

Разжигание семейного очага

Ещё одна свадебная традиция, которая всё реже и реже встречается на современных свадьбах.

Традиция «разжигание семейного очага» пошла с древней Руси. Молодожёны возвращались домой из церкви и родители топили им печь, передавая тем самым своё тепло, любовь, заботу и опыт. В наши дни традиция модифицировалась и стала иметь более упрощённую форму: родители с тонкими горящими свечами в руках одновременно зажигают толстую свечу, которую молодожёны держат в своих руках. Это может быть как просто свеча, так и свеча, которая находится в фарфоровом домике. Свадебному ведущему важно знать ситуацию в семье, потому что если родители, например, в разводе, то нет никакого смысла воплощать эту традицию, или же сделать этот обряд, но силами мам.


Семейный очаг на свадьбе

Почему-то многие ведущие проводят этот обычай в самом конце свадьбы, считая, что тема горящих свечек трогательна и актуальна именно в конце вечера. На самом деле, семейный очаг, подобно свадебным фужерам, является, как я уже сказал выше – «переходящим знаменем», и зажигается на последующие семейные торжества (например, годовщина свадьбы), являя собой своеобразную нить времени. В этой связи, не совсем правильно и грамотно зажечь его в самом конце застолья, чтобы практически тут же потушить! Семейный очаг должен по полной программе «отработать свою тему» на свадьбе и не сгореть при этом (бывает и такое, когда молодожёны используют «икеевскую таблетку» в фарфоровом домике вместо хорошей массивной свечи). Семейный очаг логично зажечь после того, как родители скажут своё первое слово за столом. Второй очень важный момент, связанный с семейным очагом это то, что многие ведущие доводят этот обычай до абсурда и гротеска. В надежде «выбить слезу» у родителей и гостей, ведущие часто предлагают продолжить этот обряд тем, что абсолютно все гости «прикуривают» от семейного очага свои свечи, зачастую под какую-нибудь «продвинутую» композицию наподобие «Родительский дом, начало начал…» и дружно качаются с горящими свечами в руках. Подобная акция якобы символизирует то, что дом молодожёнов всегда открыт для этих гостей. Я согласен, что огонь всегда красив и фотогеничен, но считаю полным абсурдом превращать свадьбу в погост.

Первый танец молодожёнов

Первый танец молодожёнов многие ведущие почему-то часто стараются обставить толпой гостей со свечками в руках, или выложить банальное сердечко из свечек, в котором молодожены должны станцевать, не запалив при этом платье невесты. Хотя, может быть, в таком экстриме и есть своего рода фишка?! 🙂 Всё это, безусловно, зависит от Вашего вкуса.

Первый танец идеально делать в конце первого часа праздника, чтобы молодожёны и гости смогли спокойно перекусить после ЗАГСа и прогулок, отдохнуть, прийти в себя, а возможно даже - взять тайм-аут и повторить первый танец в перерыве. Вариантов первого танца много: от классики, до миксовых композиций (из 2-3 и более песен), построенных на разрушении стиля. Не обязательно делать свадьбу тематической, чтобы исполнить оригинальный первый танец молодожёнов. Бывает, что первый танец становится настоящим флешмобом - к нему подключаются подруги невесты и друзья жениха. Иногда молодожёны танцуют одну минуту, чтобы фотограф и видео-граф могли сделать репортажные фото, а потом свадебный ведущий приглашает гостей присоединиться к молодожёнам. В последние годы именно этот вариант стал самым популярным на современных свадьбах.













Свадебный танец молодожёнов

Фотографии первых танцев молодожёнов с моих свадеб разных лет.

Скрыть описание

Букет невесты подвязка или бутоньерка

Как можно разыграть букет невесты и подвязку/бутоньерку на свадьбе?

Букет невесты может быть просто брошен в толпу незамужних девушек (классика жанра), может быть просто передан в руки лучшей незамужней подруге (особенно, когда некому ловить, кроме неё), букет может быть разыгран в лотерею, или разыгран во вращающемся кругу девушек. Вариантов много на самом деле. Бывают и ещё более креативные формы. Часто невесты спрашивают на встречах: «А что это за идея с букетом-дублёром и обязательно ли нужно делать букет-дублёр?» На самом деле идея букета-дублёра не нова. Изначально она пошла от того, что невесты часто выбирают очень хрупкие цветы, которые не предназначены для того, чтобы их кидали, ловили, сталкивались лбами… В этом случае невесты стали заказывать второй (более крепкий) свадебный букет, или даже пластиковый эквивалент. Бывает, что букет невесты чересчур креативный и кидать его даже не безопасно (к примеру, в основе букета заложен кокосовый орех!). В таких случаях тоже кидают букет дублёр (хотя кокосовый орех также летал в моей практике и даже кактус летал)!

Жених бросает в толпу неженатых мужчин подвязку невесты, которую либо снимает зубами с её ноги (изжившая себя архаика, которая встречается крайне редко), либо – руками; бывает, что невеста сама отдаёт подвязку в руки своему супругу. Иногда роль подвязки играет бутоньерка жениха (европейский вариант). Бутоньерка - это один цветок, или несколько цветков, которые являются аксессуаром мужского костюма и носятся в петлице. Подвязка невесты и бутоньерка жениха также могут быть разыграны более оригинальными способами. Например, на международной неделе шоуменов, выступая как спикер, я рассказал одну из своих фишек, как бутоньерку можно разыграть при помощи «напёрстков». Предлагаю Вашему вниманию ещё одну находку, которая была реализована мной всего на одной свадьбе.

Свадебный торт

Что происходит с тортом на свадьбах? Свадебный торт, как традиция. Варианты судьбы первых кусков.

Сейчас даже на классической свадьбе часто делают такие торты, которым позавидует любая тематическая свадьба. Торжественный вынос свадебного торта с последующей фотосессией и традиционным разрезанием молодожёнами первого куска рука об руку - бессменный атрибут любой свадьбы. Конечно, бывают исключения, когда весь торт полностью состоит из пирожных (или капкейков), тогда его разрезать уже не нужно. Всё реже и реже молодожёны просят, чтобы первый кусок торта был продан с аукциона. И слава Богу! Это понимание пришло далеко не сразу — лет 10-15 назад приходилось иногда доказывать, что этот вариант самый приличный. Самый правильный вариант– молодожёны отдают куски торта родителям – жених отдаёт родителям невесты, а невеста – родителям жениха. Но в таком случае пропадает идея первого куска. Получаются «первые четыре куска». В редких случаях, молодожёны просят продать с аукциона пятый кусок свадебного торта, потому что первые четыре ушли родителям. Такой кусок я в шутку называю «первый пятый кусок»! Я знаю, что некоторые ведущие умудряются хоть не за дорого, но, тем не менее, продать все куски свадебного торта. На мой взгляд, это уже откровенный перебор! Несмотря на то, что мне удавалось продать первый кусок торта даже за 300.000 рублей, я считаю, что аукционы и денежные конкурсы — всё-таки не формат современных свадеб.













Торты на свадьбах

Примеры некоторых тортов на свадьбах, которые я проводил.

Скрыть описание

Подведение итогов по традициям свадеб

Вот, собственно говоря, все основные свадебные традиции , которые Вам нужно проанализировать и решить – что из этого всего Вам подходит, а от чего лучше отказаться, или трансформировать. Все эти традиции Ваш ведущий должен грамотно изложить на первой встрече и определить вместе с Вами – как это будет происходить, в какой момент, и в какой форме?! Сюда можно добавить только (но это не относится к классическим свадебным традициям) — ответное слово молодожёнов в самом конце вечера.

Современная мода и тенденции добавляют к классике жанра ещё и танец невесты с папой, возможно — танец жениха с мамой, песочную церемонию. Но песочная церемония это вообще гавайская тема, которую почему-то с года 2009 активно используют на современных свадьбах, выдавая за «традицию».

Программа современной классической свадьбы

Что дороже классика, или тематика? Что делать на свадьбе без конкурсов и интерактивов?

Музыка на свадьбе Работа диджея

В моём любом свадебном сценарии есть обязательный пункт «Вводная для диджея», в котором даётся описание музыкальной программы праздника. Как правило, в большинстве случаев все хотят видеть: отсутствие дешёвой отечественной попсы, наличие euro-pop, диско-80-ых, латино. Если молодожёны и их гости музыкальные гурманы, клаберы, или эстеты, то музыкальная программа действительно скрупулезно собирается под их чутким руководством. Справедливости ради замечу, что мой диджей очень часто выполняет полный плей-лист молодожёнов. Бывают и такие случаи, когда молодожёны составляют абсолютно весь список композиций, потому что «им так спокойно». Для нас это в принципе не проблема, хотя диджею бывает сложно состыковать эти композиции по скорости, тональности, биту, не говоря уже о жанрах — он реально сводит музыку вживую, играет на свадьбах на виниле.

Особенностью лично моей работы стало то, что в команде работает виджей - человек, который на протяжении 6 часов работает с огромным экраном, создаёт на нём различные видеоэффекты, титры, трансляции, поддерживает конкурсную программу ведущего, играет видеоклипы. Нескромно, но объективно замечу, что для свадебного рынка Москвы это пока что - космос, высшая математика. Но когда-нибудь к этому постепенно придут и другие ведущие — они поймут насколько больше возможностей от работы с экраном, или плазменными панелями.

P.S (2017 года): Этот прогноз был написан в статью 2007 года в 2009 году!

Интересные фишки на свадьбу

У каждого времени есть свои фишки, что хорошо заходит, становится трендом. Есть вещи, которые зависают во времени и эксплуатируются годами.

Мы всегда стремимся создавать новые тенденции в организации и проведении современных свадеб, придумываем необычные сценарные ходы, видео-фишки, яркую анимацию. Когда-то очень давно мы удивляли наших молодожёнов переозвученными (идеально сделанными) поздравлениями первых лиц государства; в одном свадебном сезоне на наших свадьбах завсегдатаями стали живые пантеры, тигры и львы. В сезоне 2011 года на одной нашей свадьбе в ресторане «Турандот» невеста захотела, чтобы вместо свидетелей рядом с ней и её мужем сидели живые совы! Мы успешно реализовали и такой каприз! Потрясающая фотосессия прошла с долматинцами в нарядах невесты и жениха. Словом, мы никогда не останавливаемся на достигнутом!

Дети на свадьбах

Я сам уже папа и люблю детей, но объективно говоря, для детей надо либо создать все условия на свадьбе, либо не брать их туда вовсе!

Я согласен с тем, что дети это - цветы жизни, но не всегда понимаю родителей, которые берут совсем маленьких детей на свадьбу и тем более - оставляют их там без присмотра. Уж сколько раз на таких брошенных детей наступали, задевали во время танцевальных блоков, не говоря уже о том, что они бегают и дышат в зонах для курения, кричат во время тостов и поздравлений. Это не всегда умиляет гостей и не всегда нравится самим молодожёнам. Вариантов решения проблем всего два. Самый простой - кто привёл ребёнка, тот за него и в ответе (но это не всегда работает), более красивый вариант - когда молодожёны не хотят возлагать на своих гостей дополнительные расходы по найму няни на время проведения свадьбы и приглашают специальных аниматоров, которые следят за детьми, играют с ними в разные игры. Мы постоянно практикуем второй вариант на своих свадьбах.

Лично я, как человек у которого одно из образований — высшее педагогическое, всегда найду общий язык с ребёнком, но свадьба это всё-таки не детский праздник. Нужно уделять главное внимание молодожёнам и гостям вечера, а с детьми лучше заниматься тем, кто постоянно работает по этому направлению.

Эту проблему я очень колоритно и наглядно обозначил в одном из своих выпусков серии «Свадьбы 21 века». Многие говорят, что жёстко, но зато честно!

"Дети на свадьбах" - видео-обзор Романа Акимова

Есть такие на всю голову родители, которые считают, что их ребёнок - это главный информационный повод на свадьбе друзей... Свадебные порталы убеждают, что дети на свадьбах это мило, однако, реальные невесты в большинстве случаев думают иначе... Давайте посмотрим - как дети могут украсить Вашу свадьбу...

Современная свадьба Эпилог

Вот, собственно, все основные составляющие, которые важно не упустить во время подготовки к современной классической свадьбе, а точнее сказать - к банкетной её части: обычаи/традиции, шоу-программа свадебного ведущего и общая музыкальная программа вечера и его наполнение.

Как видите, у современной классической свадьбы великое множество нюансов, которые должны быть под контролем. Для постоянной свадебной логистики, идеальной реализации и контроля всего того, о чём я написал выше необходим профессиональный организатор, свадебный распорядитель. Тем более, что организация свадьбы, это не только организация банкетной части, о которой я писал выше, а значительно шире. Во всём том, что происходит задолго до свадьбы и непосредственно в свадебный день также кроется масса нюансов и всевозможных вариантов того, как красиво и грамотно построить свой свадебный день, а главное - не допустить серьёзных ошибок. Если Вашему мировоззрению близко всё то, о чём я пишу в этой статье и Вы видите своё мероприятие именно в таком формате — обращайтесь, я буду рад помочь Вам в создании Вашей идеальной свадьбы!

Предложу идеальное решение для свадьбы

Обращайтесь, чтобы убедиться, что мой опыт и профессионализм это то, чего так не хватает Вашей свадьбе!