Тема: «Первые шаги в мир хороших манер


Конспект занятия для детей средней группы «Первые шаги в мир хороших манер».

Цель: о богащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах;
  • «волшебная палочка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами? Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Ребёнок.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(вносится кукла – «неряха»)

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Кукла: я проспала.

Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Кукла: я торопилась и думала, что и так сойдет.

Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение.
Дети, поможем кукле?

Дети : Да.

(Для этого по очереди, подходите к кукле и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

Потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

Потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

Зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

Имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

Проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

Грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

Хлопают в ладоши.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые

дети".

Кукла уходит.

Воспитатель: Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, мы подарим друг другу «ласковое слово» .

"Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу скажу. Дети в кругу,передают друг другу «волшебную палочку» , говоря при этом добрые, ласковые слова.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.

1. Забирать игрушки у друзей.

2. Помогать взрослым.

3. Кричи, громко разговаривай.

4. Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

5. Здороваться при встрече.

6. Садиться за стол грязным, неумытым.

7. Следить за своим внешним видом

Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай

Самоанализ: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы обо всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети".


Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально. Зачем маленькому капризуле нужен этикет? Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество - это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета. В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском саду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Этикет - общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. Так не изжил ли он себя? Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоря о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.

Выходной - Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

    ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;

    Запрещается ходить по газонам;

    Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;

    Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;

    В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;

    Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;

    Стоит помнить о правилах дорожного движения;

    Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;

    Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;

    Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Гостевой - На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  1. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
  2. Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
  3. Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
  4. В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
  5. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  6. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  7. В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
  8. Не стоит надолго задерживаться в гостях;
  9. Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
  10. К себе гостей стоит приглашать заранее;
  11. В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
  12. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

Пассажирский - В поездку, хоть каждый день

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах. Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
  2. Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
  3. Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
  4. Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  5. Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
  6. Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
  7. В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
  8. В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
  9. В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
  10. Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
  11. В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
  12. На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Речевой - Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

Семейный - Уважение идет из семьи

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  1. С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо;
  2. Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с нимиЗаходя в комнату к родителям, следует стучаться;
  3. Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них;
  4. Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье;

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером. Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.

Столовый - Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Телефонный - Ало? Здравствуйте!

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  1. Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;
  2. Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;
  3. В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;
  4. Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;
  5. Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;
  6. При неправильно набранном номере следует извиниться;
  7. Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;
  8. Запрещается баловаться с помощью телефона;
  9. Все сообщения должны быть грамотно написаны.

Учебный - Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  1. Уважать учителя;
  2. В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
  3. В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
  4. Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
  5. Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
  6. Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
  7. Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
  8. В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
  9. Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
  10. Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
  11. Во время урока запрещается есть;
  12. Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
  13. На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения. Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере. С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений. Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле.

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример. Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности. Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях.

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  1. Не утомительной для детей, а значит не продолжительной;
  2. Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны;
  3. Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе;
  4. Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО : Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих. Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь - самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса). Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры - это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету.

Вы наверное не раз слышали, что дети - пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость. Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное - это учтивая речь

С 13 по 17 августа в образовательном учреждении проходит тематическая неделя "Что такое хорошо и что такое плохо?" , посвященная закреплению правил поведения и развитию воспитанности в детях .


Манеры
человека - это зеркало , в котором
отражается его портрет .

И. Гете

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения . Театр игрушек , песня , спетая на прогулке , собранный по цветочку букет - побуждения к обмену впечатлениями , которые заставляют тянуться к сверстникам . Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма . Важно привить ребенку элементарную культуру общения , помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками : умение без крика и ссоры договариваться , вежливо обращаться с просьбой ; если необходимо , то уступать и ждать ; делиться игрушками , спокойно разговаривать , не нарушая игру шумным вторжением . Поэтому мероприятия тематической недели "Что такое хорошо и что такое плохо?", безусловно , очень важны в обучении детей элементарным правилам поведения !


В ходе мероприятий сегодня в группах педагоги провели с воспитанниками беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Кто и зачем придумал правила поведения», «Как вы помогаете взрослым», «Мои хорошие поступки».



В группе 8 под руководством одного из самых талантливых педагогов МБДОУ Анны Юрьевны Шатура дети рассматривали с южетные картинки по правилам поведения , которые помогли воспитанникам понять азы этикета , а затем небольшие этюды "Скажи доброе слово другу!", "Назови ласково!" и другие - применить знания на практике. Кроме этого, подвижные игры "Вежливые слова" и "Кто больше всех назовет добрых слов" активировали словарный запас детей этикетными словами.

Для Вас, родители!

Почитайте детям!

Сказка

Жил - был Медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как - то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем - то спорили…

Медведь: Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться!

Лиса: Я с Волком мириться не буду! Я сказала ему: «Здравствуй », а он мне не ответил! А еще дразнится, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу.

Волк: Я вчера с ней здоровался. А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен? Ты, Лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь: «Эй, ты Волчище - серый хвостище! Дразнишься, наверное? »

Медведь: Непорядок! Разве ты, Волк, не знаешь, что означает слово «здравствуй»? Здравствуй - это значит будь здоров, не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, Лиса, будь повежливей, не дразнись.

Волк: Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!

Лиса: Здравствуй, Волчок - серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.

Волк: А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.

Медведь: Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте.