Терапия цветом. Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками


Опубликовано 24 июня 2013 - 20:34 пользователем admin

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т.п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета .

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т.п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, ее интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.

С точки зрения физиологии и медицины особое биологическое значение имеют отдельные цвета солнечного спектра. По данным Е. Рабкина, все цвета делятся на две группы - пассивные и активные. В первую группу входят монохромные цвета - белый, серый, черный. Активных цветов значительно больше, они отличаются тоном, насыщенностью, оттенками, которые обусловлены длиной световых волн (красный цвет имеет длинную волну, голубой - среднюю, синий и фиолетовый - короткую).

Приведем сведения о влиянии отдельных цветов на психофизиологическое состояние человека.

Красный цвет

С физиологической точки зрения красный цвет влияет прежде всего на сердце, кровообращение (устраняет застойные явления), стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ, поэтому он способен согревать тело и оживлять чувства человека.

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Полезен он и при гипотонии и инфекционных заболеваниях. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Розовый цвет

Розовый цвет успокаивает нервную систему, улучшает настроение, способствует расслаблению мышц и глубокому сну. Этот цвет помогает выздороветь даже при тяжелых заболеваниях.

Желтый цвет

Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и всей нервной системой. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли

(Активизирует центры головного мозга, контролирующие процессы мышления и речи), повышает чувство оптимизма и уверенности в собственных силах. Полезен он и для зрения.

В отличие от красного, желтый цвет не возбуждает, а стимулирует.

Оранжевый цвет

Поскольку оранжевый цвет возникает при смешивании красного и желтого, он обладает свойствами обоих этих цветов, помогает повышать активность. В физиологическом плане оранжевый цвет способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Зеленый цвет

При ощущении апатии и безразличия ко всему, отсутствие душевного равновесия и повышенной раздражительности, при желании быть открытым и спокойным помогает зеленый цвет. Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным. В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет проявляет свойства теплых и холодных цветов, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления.

Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Голубой цвет

Голубой помогает снизить температуру, имеет обеззараживающие свойства, способен остановить распространение инфекции. Благоприятно действует на повышение иммунитета, снижает артериальное давление.

Фиолетовый цвет

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Фиолетовый - это смесь синего и красного, так воплощает связь движения и покоя. В цветотерапии применяют его успокоенность и одновременно способность очищать и укреплять.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый - символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Приемы цветотерапии .

Приемов цветотерапии очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, питье воды из бутылок, изготовленных из стекла разных цветов, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.

Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут.

Валентина Криничанская
Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия

Здоровьесберегающие технологии

Оздоровительные технологии терапевтического направления.

Сегодня проблемы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность, поскольку все заметнее становится тенденция к ухудшению его состояния.

Объем познавательной информации, получаемой малыши в дошкольном детстве, постоянно растет. Соответственно растет и умственную нагрузку. А это нередко приводит к переутомлению, что негативно сказывается на состоянии здоровья детей . Одна из главных задач дошкольного учреждения - такая организация образовательного процесса, при которой не только сохраняется высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и укрепляться их здоровье .

Базовая программа уделяет особое внимание внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий , позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах, обеспечивающих физическое, социально-эмоциональное, духовное, интеллектуальное благополучие малышей.

В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера . Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей.

Практика показала эффективность оздоровительных технологий терапевтическкого направления, а именно : арт-терапии, песочной терапии, игровой и сказка-терапии, смехотерапии, музыкальной терапия, цветотерапии и т . д. Терапия означает "лечение". Но в условиях детского сада внедрения таких технологий предусматривает профилактику различных заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния дошкольников.

Рассмотрим некоторые оздоровительные технологии .

Цветотерапия . Человека всю жизнь окружают цвета . Часто они влияют на наше настроение. Самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам . Еще в утробе матери младенец положительно воспринимает красно-розовое окружение, в котором пребывает. А созерцание цветов радуги способствует впитыванию энергии Солнца, гармонизации чувств и мыслей.

Предложите детям выбрать цветовую карту , которая им нравится больше всего, а потом определите, соответствуют их чувства выбранному цвету .

Ориентировочные эмоциональные значения цветов :

желтый - радость;

красный - счастье;

синий - обида, сосредоточенность;

зеленый - спокойствие;

голубой - мечтательность;

серый - грусть;

оранжевый - подъем, радостное удивление;

коричневый - усталость.

Дети от 1 года независимо от национальности и места жительства предпочитают одинаковым цветам - красному , желтому, оранжевому. Менее популярны у них синий, зеленый, фиолетовый. Отношение к цвету проявляется в рисунках малышей. Исследования В. Мухи ной показали, что дети чаще избираются ют цвета с характеристикой "яркий ", "светлый", "чистый". До мрачных, холодных, темных оттенков дошкольники прибегают тогда, когда взрослые предлагает ют им нарисовать нечто неприятное. "Черное - грязное - некрасивое", - говорят они. Поэтому, как видим, при выборе цветов , дети больше опираются не на предметные ассоциации, а на чувства. Яркие цвета радуют , привлекают дошкольников. Они не раздражают, а наоборот, успокаивают их, дают возможность чувствовать себя комфортно. Издавна известно, что цвет может даже лечить . На этом явлении основывается такое оздоровительное направление , как цветотерапия .

Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм .

Зеленый цвет : помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.

Красный цвет : будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным : длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.

Желтый : цвет радости и оптимизма . Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет , то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.

Оранжевый цвет : полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.

Голубой цвет : снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.

Синий цвет : эффективен в борьбе со стрессом. Говорят : если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.

Фиолетовый и сиреневый : по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства . Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевный дискомфорт.

Те, какие цвета мы выбираем , а каких избегаем, с которыми ассоциируем определенные чувства, эмоции, характеризуют нас самих. Цвет имеет волновую энергетическую природу, а значит, мы его ощущаем зачастую даже неосознанно. Нередко слепые люди, чувство которых более заостренные, способны различать цвета на ощупь . На наш мозг ежедневно влияют энергии различных цветов . От цвета стен комнаты , например, может зависеть настроение, аппетит, сосредоточенность, воодушевление, желание или нежелание находиться в этом помещении. То же можно сказать и о цветовую гамму нашей одежды и одежды людей, которые нас окружают.

В "Учении о цвете " И. Гете писал : "Цвет - это продукты света, что вызывает эмоции". Когда мы говорим "почернел от горя", "покраснел от гнева", "позеленел от злости", "посерел от страха", то не воспринимаем эти вы слова буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способностью выразить их цветом .

Нервная система здорового ребенка требует положительного энергетического воздействия, ярких цветов и светлых их оттенков вокруг себя.

Ученые также установили взаимосвязь между цветом и группой крови . Людям с I группой наиболее подходят красные и оранжевые оттенки. Для нормализации жизненных процессов тех, у кого II группа крови, рекомендуются голубой и зеленый тона, которые особо хорошо влияют на тело и умственные способности. Люди с III группой имеют более широкий выбор : красный, оранжевый цвета стимулируют процессы их жизнедеятельности, повышают умственную активность; голубой и зеленый - успокаивают нервную систему, а фиолетовый способствует поднятию настроения. Людям с IV группой крови (что похожие по своим энергетическим характеристикам со II группой) нужно как можно чаще созерцать голубое и зеленое.

В практической работе с дошкольниками условно можно выделить три уровня использования цветотерапии :

1) организационные возможности цвета (система освещения и цветовое оформление интерьеров помещений детского сада);

2) педагогические возможности цвета (обучение, развитие, воспитание) ;

3) реабилитационные возможности цвета (оздоровление , лечение, психологический колорит) .

1. Упражнения на релаксацию ("Зеленый лес", "Звездное дыхание" и т. д.)

2. Графические упражнения " Цветные минутки с целью успокоения детей. В течение 4-5 минут дети делают цветными карандашами , фломастерами произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, круги, снежинки, цветы и т . д. Такие упражнения успокаивают ребенка, дают ей возможность отдохнуть, получить положительные эмоции.

Екатерина Меньщикова
Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками»

Деловая игра “Применение цветотерапии в работе с дошкольниками”

Цель: расширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с дошкольниками.

Формирование команд

Участники вытягивают из шкатулки карточки с изображением радуги и цветика-семицветика, в результате чего образуется две команды.

1. ИГРА “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ”

Инструкция

Психолог: “Я предлагаю вам игру “Верю - не верю”. У нас сформировалось две команды, в каждой вы должны выбрать капитана. Я буду задавать вопросы, которые касаются применения цветотерапии в работе с дошкольниками, а вы в течении 20 секунд обсуждаете вопрос, на который отвечает капитан или участник, которому он доверяет ответить, а именно: верю или не верю, правда или ложь. Команда, которая первая правильно ответила - получает лепесток Цветика-семицветика. Выиграет та команда, у которой будет собрано больше лепестков цветка. ”

1. Способен ли цвет вызвать физиологическую реакцию в организме?

Да. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, необходимо их знать, прежде, чем применять. Например, красный цвет противопоказан при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении. Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени.

2. Правда ли, что если дети выбирают белый цвет, то это говорит о том, что они любознательны?

Нет. Белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. Обычно дети выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Этот факт говорит о том, они любознательны и динамичны.

3. Способно ли злоупотребление красным вызвать раздражение и осложнения заболеваний?

Да. Красным цвет необходимо использовать аккуратно. Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболеваний. Он противопоказан людям с повышенное давление, он может усугубить их состояние. Но, если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, быстро устаете, вы можете украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.

4. Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?

Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности, он помогает не только быстрее усваивать информацию, но и позволяет активизировать все возможности человека. Это цвет энергичных людей. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.

5. Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?

Да. Зеленый цвет – ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение. Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава – что может быть лучшей цветотерапией для человека? Используйте комнатные растения в детских помещениях, что бы гармонизировать эмоциональное состояния дошкольников на занятиях.

6. Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?

Да. Много людей страдают бессонницей, они не знают о том, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в детской спальне и сине-голубой узорчатый ковер или этого же цвета шторы – это позволит успокоиться и уснуть. Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.

7. Способен ли синий цвет вызвать депрессию?

Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для применения в интерьере для маленьких детей. Хотя он несет в себе энергию гуманизма, доброты и любви. Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет - он защитит вас. Однако не следует применять его большое количество в интерьере, так как это на вас может навеять хандру и депрессию.

8. Правда ли, что понятие “хромотерапия” и “цветотерапия” – слова синонимы и в их основе лежат одни и те же приемы?

Нет. Цветотерапия – метод лечения цветом, а хромотерапия - метод использования цветного освещения. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях, что позволяет, не влияя на интерьер помещения задать необходимую атмосферу.

9. Способен ли голубой цвет успокоить возбужденного ребенка?

Да. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Либо предложить рассмотреть интерьер, окружающее пространство сквозь «Покрывало Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани голубого цвета, обернуться в него. Это дает ощутимый терапевтический эффект, успокаивает, настраивает на позитивный лад.

10. Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?

Да. “Теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Подведение итогов игры “Верю - не верю”

Команды подсчитывают количество выигранных деталей и определяют победителя.

2. Игра “СОБЕРИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”

Участники команд поочерёдно представляют лепесток Цветика-семицветика, на обороте которого написаны свойство того или иного цвета. В результате чего они вспомнят как влияет каждый цвет на эмоциональное состояние человека и познакомятся с особенностями воздействия каждого цвета на физическое состояние.

3. Упражнение “Темперамент и цветотерапия”

Психолог: “Регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукций картин известных художников, предлагаемых ниже для каждого темперамента нормализует самочувствие. Успокоит, если человек перевозбужден, а также тонизирует при подавленном состоянии.

Так, например, “теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, черные, серые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Я предлагаю Вам сейчас посмотреть на репродукции и отследить чувства, которые они у вас вызывают. ”

4. Упражнение “Ученые”

Психолог: “Цветотерапия используется не только для эмоционального развития детей. Разнообразный красочный дидактический материал, которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов способствует формированию творческих способностей и познавательной активности.

Предлагаю Вам выбрать колбу с цветом, который больше всего понравился, представить, что Вы ученые и Вам необходимо рассказать:

1) из каких предметов получили этот цвет;

2) какого он вкуса;

3) какого запаха.

Изобразите тот предмет, которому принадлежит этот цвет. ”

5. Релаксационное упражнение “Необычная радуга”

Психолог: “Метод цветотерапии – визуализация помогает развить воображение детей. Предлагаю Вам расслабиться, закрыть глаза и…

Представить перед своими глазами необычную радугу.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает Вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит Вам радость, он согревает Вас, как солнышко. Он напоминает нам пушистого маленького цыпленка, и мы улыбаемся. Если Вам грустно и одиноко, то он поднимает нам настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если мы чувствуем себе не уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Каждый в своем темпе открывает глаза. ”

Обратная связь

Что Вы чувствовали и ощущали, когда представляли, что смотрели на голубой, желтый, зеленый?

Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Минни-лекция

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Она способствует реализации таких задач:

Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;

Развивать слуховое и зрительное внимание;

Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Цветик – семицветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

Список литературы

1. Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. – СПб. : Изд-во «Вектор», 2009. – 160с. – (Практики для начинающих).

2. Гёте И. В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета. - М. : Рефл-бук, 1996, С. 281-349

3. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. Тайны здоровья ребенка. - СПб. : Изд-во "Образование", 1994. - 230 с.

4. Готовский Ю. В., Вышеславцев А. П., Косарева Л. Б., Перов Ю. Ф., Шрайбман М. М. Цветовая светотерапия. - М. : ИМЕДИС, 2001, 432 с.

5. Ерофеев В., Нестандартные методы оздоровления. - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.

6. Нищева Н. В., Разноцветные сказки. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

7. Лилли Саймон и Сью., Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия/ пер. с анг. – СПб. : «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 96 с.

8. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: "Высшая школа", 1984, 286 с.

9. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. - СПб. : Питер, 2007.-96

Татьяна Белоусова
Хромотерапия - как средство преодоления речевых и психологических трудностей детей с ОВЗ

Еще в глубокой древности ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах. Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека. Наши далёкие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Хромотерапия – это немедикаментозный метод лечения. Цвета, как известно, делят на теплые и холодные. Теплые цвета способны возбуждать и стимулировать. Это желтый, красный и оранжевый. Расслабляют и успокаивают холодные - фиолетовый, синий и голубой. Промежуточным является зеленый, который воздействует медленно и мягко. Хромотерапию можно считать одним из разновидностей природного лечения, одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту: освещение, медитация, визуализация, принятие цветных ванн и цветного душа, выбор цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы, камни и т. д. Учёные выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют огромное значение в коррекционной работе.

Хромотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе метод хромотерапии, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.

На занятиях создаются особые условия коррекционно-развивающей работы: визуализация цвета, цветомедитация, релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена видов деятельности, свободное расположение детей во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации.

Для детей создается возможность насладиться цветом. В это время идет активное обогащение словаря, расширение представлений детей о предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных, положительных эмоций, что способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает, вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией.

На занятиях по цвету, дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, спустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Положение тела и вид деятельности ребенка постоянно меняется, поэтому ничто не вызывает утомления.

Педагоги и дети одеваются в одежду того цвета, о котором пойдет речь. У ребят создается более полное представление о цвете, знания не расходятся с жизнью.

В работе активно применяются релаксационные методики. Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность ощутить, прочувствовать, осознать. На данном этапе важно, чтобы ребенок умел расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Используется расслабление по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией внимания на дыхании, на мышечном тонусе.

Структура интегрированного коррекционного занятия по хромотерапии может быть следующей:

1. Организационный момент. Появление сказочного героя.

Это может быть Красная Шапочка, оранжевый зонт, зеленый крокодил паучок на желтой паутинке и т. д. На данном этапе занятия организуется проблемная ситуация, дети либо отгадывают ребус, загадку, либо решают шараду. Это предвосхищает появление главного героя. Тем самым стимулируется интерес, повышается мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность, развиваются операции мышления.

2. Погружение в цвет.

Дети рассматривают мир через цветную ткань, стекло, цветную пленку и т. д. Для полноты ощущений возможно полностью накрыть детей цветной тканью. Идет активная вербализация своих ощущений. Дети отвечают на вопрос: каким кажется мир в этом цвете? Что вы ощущаете? Какое настроение испытываете?

3. Манипуляции с предметами.

Дети самостоятельно обследуют предметы, используя различные способы: сравнивают, группируют, классифицируют. Все действия оречевляются, игры «Расскажи для чего предмет?», «Что этот предмет умеет делать?», «Сосчитай до 5», «Опиши предмет» или наоборот – «Узнай предмет по описанию» и т. д. также идет активное развитие мыслительных операций – загадки о предметах, игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Дополни ряд».

4. Цветовая визуализация или цветомедитация.

Это презентация с рядом объектов определенного цвета. Проходит с комментированием или под музыку. Задачи решает разные – в зависимости от цвета - или успокаивает и расслабляет или активизирует, оптимизирует, повышает тонус. На данном этапе развивается зрительная память, речь. Игры «Вспомни, назови», «Мой, моя, моё», «Назови ласково» и т. д.

5. Сказкотерапия.

Процесс слушания сказок - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Такие упражнения как «Превращение в предмет» или «Одушевление предмета» имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей.

6. Физминутка.

Физминутки также обязательно связаны с цветом. Кроме задач развития общей моторики развивает еще и познавательную сферу и ВПФ: «Пройдем по зеленой тропинке», «Танец оранжевого зонтика» и т. д.

7. Опыт или эксперимент.

Перед детьми ставится проблемная ситуация, они строят гипотезы, отвечают на вопрос «Почему?», учатся выстраивать логические цепочки- рассуждения, учатся устанавливать причинно- следственные отношения. Главное здесь- создать условия, необходимые для того, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

8. Творческая самореализация.

На данном этапе используются самые разнообразные методы: рисование, изготовление поделок из различных материалов, лепка и т. д. Дети мастерят своими руками или синюю птицу из киндер-яйца или рисуют зеленкой ель или из желтого пластикового стаканчика мастерят солнышко. Такая работа ведет к освобождению от запретов и жестких правил, развивает фантазию. Для ребенка важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, отношение к тому или иному событию, понимать, что он испытывает. Что полезно для одного, может ока-заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему - довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому - научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций.

9. Рефлексия.

На данном этапе подводим итог занятия, делаем вывод о характере цвета и его влиянии на человека, учимся самоанализу – дети отвечают на вопросы: что нового узнали? что получилось лучше всего? что показалось трудным? интересным? и т. д.

10. Сюрприз - поощрение.

Сюрпризы всегда неожиданны для детей и создают положительную эмоциональную атмосферу. Это и сладкие сюрпризы, и небольшие подарки.

Заранее подбирается по цвету еда-угощение, которая служит и поощрением и развивает тактильные, обонятельные рецепторы. Это может быть зеленый виноград, оранжевый сок, желтое драже или лимон, красные конфеты и т. д.

Коррекционная направленность занятий бесспорна. Занятия решают широкий спектр задач, одна из которых – это развитие речи. Речевые средства реализации здесь огромны. А именно:

Использование цвета для автоматизации звукопроизношения.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам.

Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.

Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.

Составление предложений по демонстрации действий.

Подбор родственных слов.

Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

Составление описательных рассказов.

Придумывание и рассказывание «цветных сказок».

Разучивание «цветных стихов».

Таким образом, использование хромотерапии, как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы коррекционных мероприятий в работе с детьми с ОВЗ. Данный метод не имеет противопоказаний. Он оказывает благотворное влияние на общее душевное состояние ребенка, способствует его развитию.

Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Все живое стремится к цвету…» Аристотель

"Цвет есть жизнь" - утверждал английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон

ЦВЕТОТЕРАПИЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

История цветотерапии Цветотерапия родилась в древности.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Цветотерпия – лечение цветом Цветотерапия основана на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Жизнерадостный Любознательный Замкнут Одинок

Цель: вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости Задачи: Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать; Развивать слуховое и зрительное внимание; Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение; Совершенствовать коммуникативные навыки; Развивать фантазию и творческое воображение.

Цветотерапия Дидактические методики «Разноцветные странички» (Орлов В.В., Галецкая Л.В.) Методика исследования эмоционального состояния (Э. Т. Дорофеева) «Домики» (О.А. Орехова) Тест Люшера Цветовое тестирование по Г.Э. Бреславу «Эмоциональная цветопись» (А.Н.Лутошкин)

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ ». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

Работа с ним ведется ежедневно. Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги(можно использовать различный материал). В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Цветотерапия.

«Все живое стремится к цвету…» Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он - неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Изучением влияния цвета на психоэмоциональное состояние ребенка занимается цветотерапия.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт. По сохранившимся свидетельствам, еще царица Нефертити использовала разноцветные косметические масла, считая, что красные и зеленые оттенки благотворно скажутся на ее красоте.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Более подробная характеристика каждого цвета дана в консультации. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки;
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать – значит чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь… Поэтому в играх по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает… Осознавая, что чувствуют губы, язык, нёбо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

В работе можно использовать различные дидактические методики, игры и пособия. На экране представлены несколько методик. С помощью методики «Разноцветные странички» можно определить эмоциональное отношение ребенка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду. Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия и игры вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Зажги радугу», «Цветик – самоцветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

А сейчас предлагаем вашему вниманию один из приемов цветотерапии «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

И в конце своего доклада я хочу предложить собрать копилку игр, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния детей, а также провести консультацию для родителей о влиянии цвета на состояние ребенка.

Предварительный просмотр:

Влияние цвета на физическое и психическое состояние человека.

С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружаещего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Знаете ли вы, что цвета по-разному влияют на наше эмоциональное и физическое состояние. С их помощью можно влиять на детей одевая их в одежду подходящего цвета, либо купив игрушку или оформив интерьер детской.

Рассмотрим каждый цвет в отдельности:

Красный - символ страсти . Обладает стимулирующим эффектом, способствует приливу энергии, более деятельному отношению к жизни, активизирует работу большинства органов и систем организма, повышает активность и жизнедеятельность человека, избавляет от сомнений и страхов, вселяет решимость и оптимизм. Но в его использовании надо быть аккуратным чрезмерное использование может привести к утомлению, раздражительности и упадку сил. Если ваш ребенок робок и нерешителен, либо недавно переболел, возможно надо добавить красного в его гардероб.

Желтый- цвет солнца , повышает работоспособность, улучшает настроение, успокаивает и снимает напряжение и излечивает неврозы.

Оранжевый- огненный цвет , несет энергию бодрости и оптимизма, но не перевозбуждает, как красный, активизирует интеллектуальные и физические способности, но при интенсивном воздействии на человека способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, снимает головные боли и усталость.
Голубой- по своему воздействию близок к желтому, повышая физические и интеллектуальные способности, хорошо успокаивает нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Ваш ребенок быстро возбуждается и долго не может успокоиться, тогда голубой ему подойдет.

Синий- может излишне успокаивать, снижать работоспособность, вызывать сонливость, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, снимает мышечное напряжение.
Фиолетовый- несет гармонию отношений, способствует сосредоточению, размышлениям. Положительно влияет на сердце, легкие, лечит кашель. Ваш ребенок часто кашляет- добавьте фиолетовые элементы в интерьер детской.
Зеленый- цвет весны, расслабляет и успокаивает, дает терпение, улучшает слух, снижает давление, лечит головную боль, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие.

Коричневый- символ стабильности и приземленности, однако не обладает особыми целительными свойствами.
Белый -цвет чистоты и света, управляет функциями эндокринной и зрительной систем, лечит центральную нервную систему рекомендуют использовать с другими цветами
Серый – цвет скрытности, способствует самопогружению, в цветотерапии применяется редко, в основном для лечения возбуждения.
Черный- символизирует мрачное отношение к жизни, беспокойство, неуверенность, склонность к депрессии, поэтому если у вас плохое настроение, вы беспокоитесь, нервничаете, это цвет не для вас. Для ребенка этот цвет не очень подходит, носить его надо только в сочетании с другими цветами.

При подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты следует учитывать воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка. При этом следует учитывать, что один и тот же цвет, но используемый в разных локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно. А игровая зона может «активизировать» ребенка. Для этого лучше использовать на фоне спокойных основных тонов в качестве контрастных цветовых пятен яркие игрушки, картины, вставки на обоях.

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Цвет

Локализация

Вверху

Боковые поверхности

Внизу

Красный

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

Розовый

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

Желтый

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

Зеленый

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

Голубой

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

Синий

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

ЦВЕТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА – очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того цвета могут оказывать терапевтический эффект.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТА.

Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но. фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.

Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать и оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года - полутора.

Замечено, что к годику малыш чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными. Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета и ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать игрушки разного цвета, но желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета. К шестилетнему возрасту малыши, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

КАКОЙ ОН ЦВЕТ?

Бывают цвета активные и пассивные. Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет., действуют возбуждающе – они дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.

Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.

Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые. В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.

А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние. По - этому важно при выборе игрушек для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те которые успокоят ребенка, совсем отказываться от ярких игрушек не нужно, но свести к минимуму необходимость есть.

Даже в выборе одежды нужно быть осторожными, не выбирайте слишком яркие наряды, так как они будут негативно воздействовать не только на вашего ребенка, но и на тех детей кто будет рядом с ним. Лучше всего использовать однотонные и спокойные цвета, только тогда можно с уверенность сказать, что у ребенка не возникнет резкое чувство паники или тревоги.

Кислотные цвета, такие как пронзительно салатный, розовый детям категорически противопоказаны, так как они сбивают зрительное восприятие ребенка и раздражают глаза.

НАСТРОЕНИЕ ПО ЦВЕТУ.

Что бы определить настроение ребенка по цвету, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми, который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения ребенка. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те, которые малыш неохотно выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие.

если малыш любит темный цвет! Это может говорить о наличии у малыша страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Иногда рисование черной краской может быть первым сигналом ухудшения зрения ребенка – он выбирает наиболее контрастный цвет.

У трехлеток черный цвет может означать протест – малыш может нарисовать рисунок, а потом замалевать черным от огорчения, что не смог выразить на бумаге то, что хотелось. Вообще-то чаще всего рисование в темных тонах отражает определенную проблему у детей старше 4-х лет. У более маленьких выбор черной или темной краски может и не иметь скрытого смысла. Если ничего в поведении малыша вас не настораживает – он спокоен, хорошо засыпает, не проявляет повышенной нервозности и плаксивости – то можно не спешить с выяснением причин выбора этих цветов.

ДЕВОЧКЕ – РОЗОВЫЙ, МАЛЬЧИКУ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.

На цветовые предпочтения девочек и мальчиков оказывают влияние общественные стереотипы. Начиная с роддома малышку сопровождает розовый, а будущих мужчин – голубой цвет. Если обратить внимание на полки в игрушечных магазинах, то мы увидим, что в игрушках для девочек – в нарядах кукол Барби, кукольной мебели, наборах детской косметики – в большинстве случаев преобладает розовый цвет; в игрушках для мальчиков (роботы, машины, оружие) – темные краски. В одежде данная цветовая гамма тоже достаточно выражена. Подтверждением существующего цветового стереотипа является фраза и детей и родителей: «Розовый – девчачий цвет! »

ЦВЕТА РАССКАЖУТ О ХАРАКТЕРЕ РЕБЕНКА

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.


Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом.

Как установили ученные, вода имеет память и еще массу других чудесных свойств. Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых свободно помещается стакан с водой.

Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточно поставить на 5-10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода "восприняла" и передала Вам ее энергетику. "Цветную" нужно пить неспеша, мелкими глотками.

Если Вы с кем-то крупно поссорили, возбуждены, раздражены, выпейте несколько глотков из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как немного успокоитесь, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом вы избавитесь от остатков напряжения.

Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его. Помните об этом, накрывая на стол перед приходом родственников, визит которых может закончится хлопаньем дверью, - поставьте на стол воду на голубой салфетке.

Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: Вы мучаете себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.

При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиактивности, от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" вода способна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.

Если Ваш ребенок отправляется в школу на контрольную работу, предложите ему немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.

Ну, а если Вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о Вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают Ваш аппетит.

Если Вы переутомились - выпейте глоток воды из "красного стакана". Вы сразу ощутите прилив энергии. Если Вы в годах и кажетесь себе безнадежно старым и слабым, красный цвет поможет Вам "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.

Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти Вам из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной.

Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит Вашего малыша.

Как видите, приемы цветотерапии просты и при этом очень эффективны. Проверьте сами, и Вы убедитесь в этом. Подставки для заряженной воды Вы можете сделать сами, главное, чтобы материалы были натуральными, а цвета чистыми, приятными глазу.

Выбирая в качестве лечебного средства работу с цветом, следует помнить, что цветотерапия является вспомогательным психокоррекционным методом. Она не устраняет проблемы на глубинном уровне, а позволяет увидеть проблему и улучшить свое состояние. Выбирая этот метод человек должен объективно оценивать свое состояние. В качестве психогигиенического средства здоровым людям цветотерапию можно использовать без ограничений. Нужно только помнить о разумных дозах «облучения», чтобы не получилось обратного эффекта из-за истощения организма от переизбытка цветов теплой половины цветового спектра.

Если здоровье серьезно нарушено или жизненная ситуация вышла из-под контроля, лучше не заниматься «самолечением», а найти специалиста, который не только подберет вам индивидуальную программу работы, но и определит последовательность предъявления цветов и характер цветотерапии. Ведь, не смотря на кажущуюся простоту метода, он обладает достаточно мощным воздействием и способен сильно изменить как психологическое, так и физическое самочувствие человека.

Как определить, какой цвет нужен именно вам? Довольно просто: повесьте на окно полоски разного цвета и посмотрите через каждую несколько минут. Выберите самый приятный для вас цвет. Дайте своему ребенку посмотреть и выбрать свой цвет. Очень полезно пить воду, заряженную светом. Налейте ее в прозрачный кувшин и поставьте на окно на яркий солнечный свет или на балкон и затем выпейте маленькими глотками - вы поднимете свой тонус. Хорошо отстаивать воду в графине или стакане из красного и синего стекла, смотря по необходимости.