Варианты головных уборов. Виды шапок – обзор самых модных и стильных моделей этого сезона


Екатерина Малярова

Существует огромное множество видов головных уборов: шапки, кепки, береты, шляпы и т.д. Головные уборы востребованы в любое время года, в любом климате, в самых разных случаях.

Раньше головные уборы служили в качестве символических элементов одежды (вспомните короны, тиары, диадемы), которые подчёркивали ранг носителя и принадлежность к определённой группе (например, священнослужители).

Обусловлено это тем, что головной убор зрительно вытягивает рост человека (а, значит, и возвышает его над другими людьми), а также находится на уровне взгляда смотрящего. Получается, головной убор – это то, что в первую очередь обращает на себя внимание. На Руси бояре часто носили высокие шапки-колпаки, а женщины – кокошники. Чем выше ранг, тем более высоким оказывался головной убор. Отсюда пошло выражение «По Сеньке и шапка».

В наше время головной убор – это аксессуар, который выполняет функцию защиты головы от погодных условий, а также подчёркивает индивидуальный стиль личности. Иногда достаточно лишь одного оригинального головного убора, и ваш образ заиграет яркими красками, привлекая внимание окружающих. Основное правило при подборе головного убора – выбрать такой, в котором вы будете выглядеть органично.

Шапка

Среди множества головных уборов лидером остаётся шапка. Шапки бывают самыми разнообразными: трикотажными, кашемировыми, шерстяными, крупной и мелкой вязки и т.д. Сейчас особой популярностью пользуются два фасона – это шапка с помпоном и шапка-бини.

Вязаная шапка с помпоном – непременный атрибут стильного зимнего гардероба. Выглядит задорно, стильно, молодёжно.




Ещё одна модная шапка – бини. Это вязаная шапка без завязок, узоров и помпонов, чуть вытянутой формы. Её название произошло от английского слова «beanie». Изначально бини носили представители рабочего класса – механики, столяры, сварщики. Сейчас бини – это стильный аксессуар любой модницы.





Отдельно следует сказать о меховых шапках. Мех – это не только тёплый материал, но и роскошный, служащий показателем статусности. Шапка из меха бывают разнообразными по форме и фасону, но особой популярностью пользуются шапки-ушанки, малахаи и шапки басби.

Шапки-ушанки носили, в основном, мужчины в недалёком советском прошлом. Сейчас же без этой комфортной и тёплой шапки тяжело представить себе суровые морозные дни. Шапку-ушанку носят и женщины, и мужчины, независимо от возраста и социального статуса. Демократичный внешний вид данной шапки предполагает её ношение с любой верхней одеждой, вплоть до пуховика.

Шапка-малахай – это меховая шапка с хвостиком. Малахай раньше носили северные народы. Постепенно малахай перекочевал в азиатскую культуру, а оттуда уже перешёл в европейскую моду. Хорошо смотрится в сочетании с дублёнкой.

Басби – это меховая шапка, которая раньше была часть гусарской военной формы. Изначально басби была очень высокой, но постепенно её размер стал средним, в данное время она может напоминать меховую полоску вокруг головы. Такая шапка смотрится очень элегантно, она прекрасно дополнит образ с дорогим пальто классического кроя или с шубой.



Если вы ещё не пополнили свой гардероб красивой шляпой – это большое упущение. Шляпа не только выполняет функцию защиты головы от дождя и ветра, она делает общий образ более интересным, оригинальным. Самые востребованные формы шляп – шляпа с широкими полями, и шляпа-федора. Эти фасоны уже долгое время не выходят из моды.

Шляпа с широкими полями навевает загадочность и таинственность. В сочетании с большими солнцезащитными очками получается ретро образ, словно из 70-х гг. В осенне-зимний период такая шляпа удачно комбинируется с приталенным пальто.

Шляпа-федора с короткими полями, безусловно, имеет больше вариантов использования, чем широкополая шляпа. Её можно носить и с жакетом, и с курткой.





Ещё одна категория шляп, о которой следует говорить отдельно, это летние соломенные шляпы. Такие шляпы, как правило, носятся на отдыхе. Они подразумевают свободный, расслабленный стиль. Летняя соломенная шляпа станет незаменимым помощником на пляже, защитив вашу голову от палящего солнца.





Для тех, кто ещё не определился с головным убором – кепка отличный вариант. Этот головной убор создан для экспериментов.

Кепи, или разговорное название этого головного убора – кепка, существует в различных фасонах и стилях: фуражка, коппола, бейсболка.

Фуражка изначально появилась во Франции и носилась военными и гимназистами в XIX веке. Изготавливается фуражка из плотного материала, позволяющего хорошо держать форму.

Коппола – это именно тот головной бор, который у нас называют просто кепка. Коппола была популярна у сицилийских таксистов, можно сказать, это была часть их униформы. Сейчас копполу носят во всём мире, как женщины, так и мужчины.

Бейсболка – спортивная кепка. Так как сейчас спортивная тематика на гребне волны, и вещи из спортивного гардероба перекочевали в повседневный, то и бейсболка носится не только с джинсами и спортивными штанами, но и с юбкой и туфлями на высоких каблуках. Не бойтесь смелых сочетаний – в наше время это только приветствуется.





Шарф/снуд

Сейчас очень модно надевать на голову шарф, или снуд – гибрид шарфа и шапки. Такой головной убор универсален, так как подходит к любой одежде: от куртки-пуховика до шубы. Длинным шарфом можно обмотать и голову, и шею. Он защитит от ветра и согреет в морозный день. Главная задача – выбрать подходящие цвет, фактуру, материал, размер. Тонкий шарф можно завязать на голове в виде тюрбана, получив экзотический оригинальный образ.





Берет

Говоря о берете, сразу возникает ассоциация с француженкой. На самом деле, во Франции женщины уже давно не носят береты, но это не мешает данному головному убору оставаться символом утончённости и элегантности.

Берет менее официален и требователен, чем шляпка. Его можно надеть с любой верхней одеждой. Вязаный берет будет хорошо смотреться с куртками, дублёнками, пуховиками, шерстяной – с пальто и шубами. Правильно носить берет, натянув чуть назад или набок, но, ни в коем случае на лоб.







А более подробно разбором ваших головных уборов: что идет, что не идет, с чем носить, на что заменить, что докупить, - мы займемся на имидж-практике «Головные уборы под контролем стилиста».

Хотите больше узнать о головных уборах? Оставьте email в форме ниже и я вам пришлю несколько обучающих материалов

Головной убор – знак отличия и статуса. Конечно, в некоторых головных уборах еще и комфортно голове в холод или в жару.

Но, даже выполняя свою функциональную роль, головные уборы, особенно мужские, всегда оповещали окружающих о социальной, национальной принадлежности своего владельца, а заодно и о размере его кошелька .

Этот, самый, пожалуй, распространенный, головной убор был опознан археологами уже на древнеегипетских изображениях. Мужчина в соломенном пилеусе фигурирует на стенах фивской гробницы.

Пилеус был реинкарнирован в облике древнегреческого петасоса. Бог Гермес любил щеголять в шляпе — петатосе на голове и в крылатых сандалиях на ногах.

Как англичане прошляпили бейсболку

Со временем головной убор, служивший защитой от солнечного удара, приобрел спортивное направление. Впервые случилось это на королевских скачках в Англии.

Дресс код обязывал явившихся на конные состязания иметь шляпу на голове. Обычай, со временем, перекочевал в Америку, в Кентукки Дерби, а затем на бейсбольное поле.

Именно американцы придумали снабжать головы своих бейсболистов одинаковыми головными уборами с большими козырьками, призванными расширить поле обзора в солнечный день.

Так родились бейсболки, которые, перешагнув границы стадиона, покрыли сплошным бейсбольным массивом головы рядовых американцев. И не только американцев.

Сколько нужно шляп джентльмену?

Шляпа – универсальный головной убор мужчины.

Она обладает способностями:

  • защищать от солнца,
  • от непогоды,
  • от любопытных взглядов;
  • придавать образу законченный вид;
  • подчеркивать социальный статус владельца.

А потому не стоит удивляться, что видов мужских шляп существует много. Обозначим «пятерку» лидеров.

Демократичный трилби

Самая распространенная и демократичная модель мужской шляпы. С нешироким полем (краем), слегка завернутым кверху, и центральной вмятиной на тулье, эта модель — своя в ряду классических шляп.

И в компании неформальных головных уборов она чувствует себя весьма вольготно. Особенно после того, как ее стали делать не только из шерсти кролика.

Твидовый вариант трилби любит твидовый костюм и скачки. Трилби из соломы, смеси шерсти и разноцветного нейлона обожает шоу-бизнес и модные молодежные тусовки.

Но! Эта модель мужской шляпы не идет крупным, корпулентным мужчинам. На них она смотрится не солидно, «игрушечно».

Солнечная панама

Вторая по популярности модель мужской шляпы и первая среди летних моделей.

Родом из Эквадора. Из местного растения плели соломенные панамы, которые быстро оценили европейцы. Настоящие панамы, как утверждают их поклонники, легкие, прочные, гигроскопичные — способные удержать до 4 литров воды, не проронив ни капли на своего владельца.

Светлые брюки, мягкие мокасины, солнцезащитные очки и… панама! Образ отдыхающего на морском побережье готов!

Хотя поля панамы и достаточно широки, чтобы прятать глаза от солнца, они не должны быть чрезмерными и обвисать.

Мужественная федора

Типично мужская модель шляпы. Не зря ее облюбовал Индиана Джонс! Он носил федору с тремя ярко выраженными вмятинами на тулье (короне): две – спереди, по бокам и одной — по центру короны.

Поля у федоры мягкие, могут быть, как приспущенными, так и приподнятыми. Это зависит от намерений джентльмена – хочет ли он скрыть свой интерес к даме или, напротив, его продемонстрировать. Кстати, вмятины на шляпе – для тех же целей – для трех пальцев, чтобы удобнее было приподнимать шляпу, раскланиваясь при встрече со знакомыми особами.

Федора «ходит под руку» с прямыми брюками, рубашками и легкими куртками.

Деловой хомбург

Этот, нарядный и «прилизанный», вариант федоры родом из Германии. Рассказывают, что принц Уэльский, отдыхая на немецком курорте, приметил модель фетровых шляп местных мужчин. У нее были узкие, загнутые кверху поля и обширная вмятина в центре тульи.

Элегантная и необычная, модель хомбург быстро прижилась в Англии, как формальный вариант мужской шляпы. Хомбург отлично смотрится с классическим костюмом и органично вписывается в деловой стиль.

Универсальный порк-пай

Шляпа порк-пай – «свиной пирог» — получила такое название за сходство с английским кулинарным изделием. Универсальность модели заключается в том, что ее носят, как летом (порк-пай из соломы), так и осенью-весной (порк-пай из фетра).

Именно благодаря универсальности, а также неформальному своему виду, эта модель – знаковая в британском стиле.

Шляпа порк-пай отлично сочетается с узким, приталеным пиджаком и брюками чинос, с топсайдерами и мокасинами.

Чем отличается кепи от кепки

И кепи, и кепка – разновидность шляп, их близкие родственники, живущие за городом.

Самый классический вариант кепки — имеет округлую форму и жесткий передний край. Бывают твидовые, шерстяные и хлопковые варианты этого вида кепи. Шелковая подкладка намекает, что это кепи – не «из простых» и имеет отношение к благородному роду шляп.

Сегодня английское кепи носят в повседневной жизни – стиль кэжуал – со всем, чем угодно: с шортами, джинсами, пальто, куртками, рубашками, джемперами.

Кепка восьмиуголка

Она же – «шляпа газетчиков», она же – «Гэтсби», она же – «кепка почтальона».

Родственница английской кепи — только о восьми углах и с кнопкой-пуговицей на макушке.

Она любит джинсовый стиль, шарфы и узкие брюки.

Бейсболка

Спортивная родственница шляп. Имеет мягкую тулью по голове и жесткий большой козырек. Придуманный специально для спортсменов, этот головной убор уже давно облюбовали все возраста, рода и классы.

Кроме общенародной любви, этот вид головного убора имеет еще одну особенность: он совсем не видоизменился со временем.

Кепка

Её создали военные, раззавидовавшиеся на спортивную бейсболку. Козырек у кепки меньше и верх – плоский. Есть еще отличие – в лобной части тульи кепки нет пластикового уплотнителя как в бейсболке.

Её еще называют «фуражной шляпой». Это армейский вариант восьмиугольной кепки с укороченным козырьком и бэндом над мягкой восьмиугольной тульей. Козырек фуражки жесткий и делается из кожи или пластика.

Придуманная для армии, фуражка прекрасно нашла себя и на «гражданке», облюбовала стиль кэжуал и подружилась с байкерами.

У фуражки есть родной брат – картуз. Он никогда не служил в армии. Его предпочитают те, кто хотят чего-то более необычного, чем простая кепка. У картуза также, как у фуражки, — мягкая тулья и узкий ремешок-бэнд на ранте.

Бандану тебе на голову!

Шейный платок ковбоев перекочевал на голову довольно быстро. Спасаясь от солнечного удара, его придумали повязать на голову и закрепить сзади узлом.

На заметку: для модников и любителей выделиться есть еще один вариант использования банданы. Ее повязывают на шляпу трилби, вокруг тульи, придавая вполне классической модели задорный вид.

Как носить арафатку: 3 способа

Этот клетчатый палестинский платок вошел в моду сравнительно недавно. Взлетевший на пик популярности вместе с Джеком Воробьем, этот головной убор Ближнего Востока, быстро научились носить и в Европе.

Способ №1 – берберский

Арафатка завязывается на голове тюрбаном. Платок, сложенный по диагонали в виде большого треугольника, набрасывается на голову.

Правый конец скручивается и за шеей отводится влево, затем вверх и выше лба оборачивается вокруг головы. Кончик прячется на затылке.

Также поступают и с левым концом арафатки.

Способ №2 – «маска»

Этот способ хорош, когда нужно защитить лицо от пыли, песка, солнца. Платок изначально складывается также, как в первом способе.

  1. Полученный треугольник кладется на голову, как обычно кладется платок.
  2. Левый конец скручивается в не тугой жгут и под подбородком уводится вправо.
  3. Правый конец, в расправленном виде, оборачивает лицо и уходит к левому уху.
  4. Там он встречается с левым концом и завязывается с ним в узел.

Маска готова.

Способ №3 – с кольцом

Платок складывается по диагонали, кладется на голову. Оба конца (правый и левый) отводят назад, на затылок.

Сверху фиксируют конструкцию специальным кольцом – рендели. Один из концов возвращается вперед.

Правила зимнего головного убора

Главное требование к зимнему головному убору – чтобы было тепло. Причем, тепло должно быть и голове, и ушам, и лбу, и щекам, и шее. Это — не прихоть, когда речь идет о настоящем морозе, с приличным минусом на градуснике.

Ничего теплее шапки-ушанки человечество еще не придумало.

Лучшие шапки-ушанки имеют:

  • меховую изнанку,
  • откладывающиеся уши с завязками,
  • меховой козырек.

Если же зима еще не вступила в свои права и температура только стремится к нулевой отметке, вполне можно обойтись фетровой шляпой (хомбург, федора) или шерстяной кепкой (восьмиуголка), или утепленной зимней бейсболкой.

Если стиль не формальный, то уместны будут вязаные шапки с отворотом или без него. Есть еще варианты с бахромой и помпонами, но они больше подходят для спортивных вылазок за город и прочего веселого времяпрепровождения.

Главное, чтобы было удобно и комфортно. Впрочем, мужская мода, в плане разнообразия головных уборов, недостатка не испытывает и служит не только мерой защиты светлых мужских умов от каверз погоды, но и их украшением, стильным аксессуаром.

Добрый день, сегодняшняя наша тема – это ВЯЗАНИЕ ШАПОК… Я покажу вам самые красивые модели женских шапочек для зимы 2016-2017 года и расскажу, как именно они связаны…В этой статье я раскрою вам общий принцип вязки женских шапок и беретов (как крючком, так и на спицах). Вы сможете уже по одной фотографии понимать, как именно связана эта шапка … и НАУЧИТЕСЬ без схем и описаний самим разбираться, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы в итоге связать именно такую зимнюю шапку как на фото.

Сегодня мы будем вязать …

  • шапки-колпаки на спицах (удлиненные и по головке)
  • шапки-береты на спицах и крючком (пышные и не очень)
  • женские шапки-чалмы (я покажу один простой способ на спицах)
  • вязаные шляпки с полями и с козырьками (я расскажу подробно как сделать поля)
  • зимние шапки с изящными мягкими отворотами
  • и вяленые шерстяные шапочки с дизайном как у английской леди.

Итак, давайте начнем вязать наши осенние и зимние шапочки.

Начнем с самых простых… и будем двигаться по мере усложнения задачи.

Женские шапки ПРОСТОЙ ВЯЗКИ спицами…

(крой КОЛПАК)

Самая быстрая в вязании шапка – это когда вы просто выбрали один несложный узор (резинка, английская резинка, вязка-рис)… И гоните почти всю (а то и всю) часть полотна в одном узоре. Начиная с макушки – в каждом ряду начинаем убавлять петли, и когда на спицах останется 15-20 петель – мы протягиваем через них нитку – и просто стягиваем их в один пучок-точку на затылке . По такому принципу связана шапочка на фото ниже — (25 рядов вязка узора «рис»… и 15 рядов изнаночными петлями с убавлением).

И в такой же вязке с узором «рис» – хорошо бы связать уютный шарф-снуди (хомут).

В таком ПРОГОННОМ УЗОРЕ (однотипном) можно связать как плотную зимнюю шапку (по голове в облипку)… Так и рыхлую просторную модель трикотажной шапочки. Украсить женскую шапку можно одним или двумя помпонами из меха.

Можно связать спицами ШАПКУ-КОЛПАК — как на фото ниже . Лучше всего она смотрится когда имеет довольно широкую (в 16-20 рядов) резинку . С узкой резинкой такая шапочка мало кому подходит… так как визуально обрезает череп. А широкая резинка наоборот визуально вытягивает овал лица… раскрывает лоб и придает объем.

Чтобы связать любую модель шапки точная схема вязания в принципе и не нужна… Так как все шапки в мире вяжутся по общему принципу. Вот ниже я даю общую схему вязки шапок-колпаков … А еще чуть ниже дам схему вязки всех беретов.

ОБЩАЯ СХЕМА ВЯЗАНИЯ

для любых шапочек-колпаков.

Такие шапки-колпаки можно вязать по простому БЕЗ УЗОРА … или по РЕЛЬЕФНОМУ или АЖУРНОМУ узору. Выбрать любой узор спицами на каком-нибудь сайте… и вперед.

Шаг 1 – НАЧАЛО ВЯЗАНИЯ

Сначал а вяжем резинку (в 12-15 рядов) и далее (не прибавляя петель на спицах ) вяжем уже узорное полотно шапки. Получаем модель похожую на фото фиолетовой шапочки выше.

Или после провязывания резинки мы можем добавить петель на спицах … и наше полотно начнет расширятся… и мы получим модель пышной по объему шапки (как на розовой модели с фото выше ).

Важное правило прибавления петель.

При добавление петель при вязке шапки с узором важно только одно – общее количество петель на спицах должно ДЕЛИТЬСЯ НА РАПОРТ узора (на количество петель которые повторяются в рисунке-узора)…

Например, рапорт (повтор) нашего узора равен 8 петлям… значит и общее количество петель на спицах должно делиться на 8… Например должно быть 160… или 168… или 176 петель…(краевые-кромочные петли не идут в счет).

Шаг 2 – ОСНОВНАЯ ВЯЗКА.

Далее когда петли прибавлены начинаем вязать узор… повторяя рапорты…
Узорное полотно гоним на рядов 40, если хотите обычный размер шапки…(тут еще зависит от толщины ниток) Примеривая на голову… в процессе вязки вы сами поймете, когда хватит уже гнать по прямой и пора сужать полотно на макушке. (Можно прогнать такого узорного полотна подольше, чтобы колпак был выше… или закончить раньше, чтобы шапка обтекала головку, а не торчала или свисала – все на ваш вкус)

Шаг 3 – ЗАВЕРШЕНИЕ ВЯЗКИ ШАПКИ .

Потом когда наша шапка приближается к затылку (или к задуманной вами длине)… мы начинаем закрывать петли по 4 (или по 6… или по 8) в каждом ряду – чем больше вы закрываете петель в ряду, тем быстрее закончится ваша вязка. Так как вязка считается завершена, когда на спицах останется 16-20 петель

Важное правило УБАВЛЕНИЯ петель.

Мы знаем что петель на спицах становится меньше, если две петли провязываеть вместе (как одну )… Но чтобы убавление петель было РАВНОМЕРНЫМ – нужно делать это убавление на в абы-каких местах… а в определенных секторах шапки…(чтобы эти убавлятельные места были на одинаковом расстоянии друг от друга). То есть всю окружность шапки – делим на сектора (как ножом делим круглый торт на равные куски)… секторов обычно четное число может быть 6… или 8 или 10…

Если у вас шапка с узором (в котором повторяется какой-то рисунок-рапорт) – то сам рисунок и может быть сектором… Тогда убавление мы делаем в определенном (на ваш выбор) месте узора – и так в каждом повторе узора провязываем вместе две петли как одну.

Вот как выглядит в процессе это секторное убавление петель при вязки любой шапки или берета… (не важно на двух спицах вы ее вяжете или на круговых).

Например — у нас на спицах 160 петель – и мы дошли до макушки нашей шапки и нам нужно делать убавление. Мы решаем делать убавление равномерно в 10 местах каждого ряда… Значит надо поделить нашу шапку на 10 секторов.

Тогда мы делим 160 на 10 получаем цифру 16… (то есть шапку мысленно делим на сектора – по 16 петель в каждом секторе). И значит дальше мы…

В первом нашем убавлятельном ряду будем в конце каждой 16-цатке петель провязывать две петли вместе (то есть кажду по счету 15-ю и 16-ю подцепливаем вместе и провязываем как одну)…

Во втором убавлятельном ряду петель в секторе осталось на одну меньше (и мы уже будем подцепливать вместе каждую 14-ю + 15-ю петли в ряду)….

В третьем убавлятельном ряду – в каждом секторе еще меньше стало петель (и мы будем провязывать вместе каждую 13-ю и 14-ю петлю).

Все – теперь можно завершать вязку.

Эти оставшиеся петли мы собираем на нитку …стягиваем нитку собирая все петли в пучок и завязываем на узелок (концы узелка запрятываем внутрь). Закрываем задний шов нашей шапки … и готово.

НЕВЫСОКАЯ шапка грубой вязки…

Если вы вяжете шапку-колпак на толстых спицах и толстыми нитками… то лучше ее сделать МАЛЕНЬКОЙ – ПО ГОЛОВКЕ… и носить чуть-чуть откинув ее назад (то есть не надвигая на лоб).

Принцип вязки такой маленькой НЕВЫСОКОЙ шапки – точно такой же, как и у высокой шапки-колпака… Просто здесь ЛОБНАЯ ЧАСТЬ вязаного полотна будет не такой длинной… то есть пораньше переходим на МАКУШЕЧНУЮ ЧАСТЬ с ее петельно-убавлятельными рядами.

Шапки вязаные на спицах — С УШКАМИ.

ШАПКА С УШКАМИ №1 (темно-серая на фото ниже) Можно ушки отдельно ВЫВЯЗАТЬ и потом их пришить к нужному месту уже готовой вязаной шапки.

ШАПКА С УШКАМИ №2 (светло-серая на фото выше) — вяжем шапку в виде трубы – не убавляя петель на макушке, а потом просто закрываем петли и сшиваем перед и зад шапки вместе по прямой. Т о есть верх трубы сплющили (и сшили этот сплюснутый край)

А потом уголки этого прямого шва мы превращаем в ушки. Для этого мы нитками делаем шов ПО ДИАГОНАЛИ срезая этот уголок. Шов делаем ниткой, протыкаем насквозь оба слоя (переда и зада) и не иголкой, а обычным вязальным крючком продеваем нить туда-сюда. Таким образом наш уголок будет не натягиваться на голову как вся шапка, а торчать как отдельное ушко. И с другого угла нашей сплюснутой и сшитой трубы шапки оформляем такое же ушко, тем же способом.

Или такие ушки можно задумать на вязаной шапке с косами – с пышным рельефным узором. Это легко связать своими руками.

Вязаные ШАПКИ спицами — С КОСАМИ.

Очень красиво на женских шапках смотрится КРУПНАЯ РЕЛЬЕФНАЯ ВЯЗКА «КОСЫ»

Причем косы можно располагать вертикально (как на пепельно-розовой шапке с фото ниже).

Либо можно сделать продольное вязание шапки — не от лба к макушке, а по боковой линии (вдоль обхвата головы) — и тогда наши косы будут располагаться горизонтально слева на право — как на серой шапке с фото ниже.

ВЯЗАНЫЕ ШАПКИ –

С ОТВОРОТАМИ и ПОЛЯМИ.

Модные шапочки с полями – напоминают изящные шляпки — такие женственные, идеальны под изящное пальто с кокетливыми перчатками… Под распущенные вьющиеся волосы

Иногда поля вывязываются ОТДЕЛЬНО и потом пришиваются к краю уже готовой шапки…

Иногда чтобы таким полям придать нужную жесткость – вырезаются специальные заготовку полей из фетра… и вставляются внутрь сложенных вдвое полей (как закладка в книжечку). Именно так сделано на вязаной шапке с фото ниже.


Вот попробуйте сделать такие же (как на фото выше) поля на вашей шапочке — это просто сделать своими руками…

Шаг 1 (подготовительный)

Сначала вяжете шапку… Потом из фетра вырезаете фигуру напоминующую бублик (блин с дыркой) … внутренний край дырки бублика по размеру должен совпадать с окружностью вашей головы и края шапки.

Шаг 2 (вязательный )

Потом на спицах будем вязать ПРЯМОЕ (прямоугольное полотно узором резинка ).

Для этого набираем такое количество петель… чтобы будущее полотно было равно длине НАРУЖНОЙ окружности бублика из фетра (можно померить сантиметром или школьной формулой)…

Длина полотна должна быть в два раза шире толщины бублика – чтобы обернуть им бублик снизу и сверху (так как вязаные поля у шапки идут и сверху и снизу)… То есть вяжем полотно и время от времени примеряем его к ширине вырезанного бублика — оборачиваем бочину бублика с нижней и верхнее стороны и смотрим сколько еще рядов не хватает… довязываем до нужной длины.

Шаг 3 (сшивательный )
Когда полотно связано (то есть достигло достаточной ширины для заворачивания и зашивания в него «бублика-заготовки») – мы на нашем полотне закрываем петли… снимаем его со спицы.

Оборачиваем вязаным полотном наш бублик из фетра… так чтобы сгиб полотна был по НАРУЖНОМУ краю бублика… а соединительный шов сдвоенного полотна шел по внутреннему краю бублика полей был… (то есть сразу обернули и сшиваем половинки нашего полотна по внутреннему краю бублика)

И потом по краю этого же шва пришиваем наши готовые поля к готовой шапке. И все. Можно теперь связать красивый пышный цветок крючком и прибабахать его сбоку на вашей шляпке.

Другой способ сделать поля на вязаной шапочке.

А в модной модели светло-бежевой шапочки (с фото ниже) — поля образуются сами собой при загибе ПОПОЛАМ вязаной классической резинки (одна лицевая, одна изнаночная). это просто сделать своими руками.

То есть вяжем резинку для шапки в два раза дольше чем должны быть поля… а потом загибаем ее пополам. Загиб слегка растягиваем руками вширь, чтобы он козырьком оттопырился.

Иногда в такой оттопыренный загиб резинки вставляется леска – это делается для того, чтобы края полей не заминались от носки, а всегда оставались ровными и упругими.

Иногда внутрь загиба вкладывается корсетная лента – для жесткости (та лента, которой брюки внизу подшивают)— и швейными нитками (тон в тон) аккуратно и незаметно пришивается сквозными стежками сквозь край полей.

А вот шляпа с ШИРОКИМИ отворотами-полями .

Здесь отворот вяжется в форме колокольчика… который имеет две стороны (внутреннюю – светлую, и наружную темную). Сейчас мы ее сделаем своими руками.

Такую шапочку надо вязать начиная с затылка … то есть сверху вниз (так как удобно будет регулировать размах полей… и в случае чего, удобно будет их распускать и снова вязать….

Простая схема вязки этой ШЛЯПЫ С ШИРОКИМИ ДВУХЦВЕТНЫМИ ПОЛЯМИ…

  1. Вязку этой черной шляпы с белыми полями — начинаем сверху… просто вяжем прямое полотно (или прямую трубу, если на круговых спицах)… Полотно этой трубы должно быть такой длинны чтобы закрывало голову от макушки до лба.
  2. Переходим на белые нитки — и резко расширяем полотно от края лба (прибавляя петли в каждом ряду). Образуется форма похожая на колокольчик (доходим до самого края полей – примеряя перед зеркалом, чтобы решить хватил ли нам такой ширины полей). Это мы связали белую сторону полей (ту, которая видна на фото).
  3. Меняем нитки на черные и вяжем уже СУЖЕНИЕ в обратную сторону (убавляя столько же петель в каждом ряду, сколько мы до этого прибавляли). … это будет обратная сторона отворота полей (темная) которая не видна, спрятана-отвернута на фотографии.
  4. Получается конструкция в виде… сначала узкой черной трубы…. потом расширяющейся белой части… и потом сужающейся черной части.
  5. В самом широком месте полотна (там где белое переходит в снова черное) делаем загиб полотна пополам (это мы сложили поля шапки пополам… И это сложение сшиваем-скрепляем нитками – фиксируем этот сдвоенный бутерброд полей.
  6. И дальше остается только сшить верхний макушечный шов шапки – сложить конвертиком как видно на фото и закрепить нитками… и (если мы вязали не на круговых спицах) делаем задний шов шапки.

Примечание – если вы вяжете такую шляпу из толстых плотных ниток, то поля можно не делать СДВОЕННЫМИ — они и без этого получатся плотными и стоячими торчком.

(Если вдруг непонятно объяснила – пишите в комментарии, подробнее объясню и даже нарисую… и может даже просчитаю количество рядов и петель в ряду).

Вязаная шапка с полями – крючком.

А вот РАЗНОЦВЕТНАЯ шапочка, которая связана КРЮЧКОМ. Поля крючком вязать вообще просто. Тут и мудрить не надо — знай гони по кругу столбики, резко прибавляя их количество на полях.

И потом в самом крае полей (на последних рядах) слегка нужно уменьшить количество столбиков, чтобы шапочка сама просилась в аккуратный загиб кверху.

ВЯЗАНЫЕ ШАПКИ –

С МЯГКИМИ ОТВОРОТАМИ.

Поля вязаной шапочки могут быть мягкие и просто ОТВОРАЧИВАТЬСЯ К ШАПКЕ … тогда мы имеем изящный отворот на трикотажной шапочке.

Вот на фото ниже мы видим пример того, как сделан ОДНОСТОРОННИЙ БОКОВОЙ отворот.
Как именно он сделан, я думаю, всем понятно.

Сначала вяжется верхняя макушка шапки … А потом вяжем саму отворотную часть как отдельное длинное полотно на спицах (похожее на шарфик). Узор один — и с лицевой и с изнаночной стороны мы все время вяжем одни лицевые петли … получаем ребристый узор (именно благодаря этой ребристости узора наши поля хорошо держат свою форму).

Петли для пуговиц делать не обязательно – просто нашиваем края полотна друг на дружку внахлест… и пришиваем пуговки для декоративности.

А вот фронтальный отворот . Шапка вяжется на двух спицах (без резинки) чтобы полотно само завернулось красивым руликом кверху. Узор похоже на РИСОВЫЙ…

А вот отворот, который равномерен по всей окружности шапочки. Его украшает аккуратный цветок.

Шапка с отворотами – из мягкой ангорки.

А вот еще одна модная шапочка – в ней мы видим не стандартную круговую вязку – а направление вязаного полотна идет поперек – это дало возможность придумать вот такие красивые поля-отвороты.

Здесь направление вязание ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ (и судя по всему в форме трапеции) … которое потом сшивается в шапочку (если вдруг что-то лишнее связалось) всегда можно подкорректировать ножницами (по грубому) и закрыть нитками срез.

Для уверенности можем сначала сделать пробный макет шапки из куска старой простыни (чтобы угадать ее форму)… потом связать полотно по форме макета… и сложить такую шапочку.

А еще лучше.. . связать такую шапочку НА РАЗМЕР БОЛЬШЕ… а потому УМЕНЬШИТЬ-СВАЛЯТЬ ее (как валенок) в горячей воде (40 градусов) в стиральной машине… Вязка сразу сильно уплотнится — шапка станет плотнее и на размер меньше.

ПОДРОБНЕЕ О ПРАВИЛАХ ВАЛЯНИЯ я расскажу прямо сейчас на примере двух следующих шапок.

ШАПОЧКИ ВЯЗАНЫЕ С ОТВОРОТАМИ – вяляные.

Смотрите какие модные вяленые шляпки можно связать на спицах… и свалять в стиральной машине.

Они сначала вяжутся большего размера, чем надо. Потом стираются в горячей воде и шерсть сжимается уменьшается на 30% и шапка становится плотненькая и теплая как из мягкой войлочной ткани.

Заранее скажу, что обе шапки серая и розовая вяжутся по одинаковой инструкции — это одна и та же модель, просто ручная драпировка полей (с помощью шляпных булавок) у них немного разная.

Подробное описания сваленых шапок с фото выше.

(серая и красная шапка).

Характеристики материала и изделия.

200 г пряжи Wash+Filz-it! Fine

(100% шерст, 50 г\100 метров № 00120

круговые спицы №5, чулочные спицы №5
Пряжка + булавка, брошь, пуговицы (для отделки шляпных полей).

Размер изделия до валяния: обхват головы 70 см, высота 26,5 см.

Размер изделия после валяния: обхват головы 54, высота 20 см.

Перед началом работ — вам стоит связать образец из купленной пряжи — яркой нитью отметить на нем квадрат 10 на 10 см. Потом этот образец свалять в стиральной машине и проверить как он уменьшается.

По заявленной пряже — плотность вязки до и после валяния должна совпасть с нижеуказанной:

Плотность вязки до валяния : 10 х 10 см = 16 петель и 22 ряда

Плотность вязки после валяния : 10 х 10 см = 20 петель 29 рядов

И если ваши данные иные (а такое может быть из-за другой пряжи, слишком плотной вязки или наоборот вашей привычки вязать рыхло и размашисто), то вам нужно набрать количество петель на спицы немного иное. В соответствие с тем, насколько ваш опытный образец отличается от представленного выше.

Чтобы не всматриваться в мелкий шрифт и зашифрованные сокращения, я решила расписать по шагам и по рядам весь процесс вязки и сборки шапки.

ШАГ 1 – вяжем основную часть полей шляпы.

Начинаем вязание с полей – то есть на круговые спицы набираем 124 петли и вяжем лицевой гладью круговые ряды. 20 рядов по кругу. И мы получаем прямую часть полей (серая закраска на выкройке полей). И нам останется только связать ту часть полей, которая будет вытянутой треугольной формы на выкройке со схемы ниже.


ШАГ 2 – начинаем изменять форму полей

(узкую с одной стороны и широкую с другой стороны).

На высоте 9 см (= после 20 круговых рядов) вяжем короткие ряды – каждый второй ряд будем уменьшать на 10 петель. Это нужно, чтобы наши поля получились разными по уровню – с одной стороны наше поле получится шире (там будет больше рядов), а с другой стороны наше поле шляпы будет узким (в том месте, где мы уменьшали каждый второй ряд на 10 петель). Сейчас узнаете, как это делается, и поймете, как это будет выглядеть.

Я решила расписать каждый ряд , который вы вяжете – чтобы вы могли не заморачивая мозг связать строго повторяя действия описанные ниже.

Итак, на высоте 9 см (после 20 круговых рядов) вяжем короткие ряды следующим образом.

У нас на спицах лицевая сторона 124 петли. Мы начинаем вязать 21-й круговой ряд но вяжем этот ряд не до конца, а до последних 10 петель ряда (то есть провязываем не все 124 петли которые имеются на спицах, а только 114 лицевых петель), после чего останавливаемся и нам нужно повернуть работу задом наперед (чтобы на нас уже смотрела изнаночная сторона вязания) и мы могли вязать в обратную сторону круга.

И в эту обратную сторону мы делаем 1 накид на правую спицу и вяжем 22-й ряд эти же уменьшенные по количеству 114 петель, но уже изнаночной гладью . Довязали это количество до конца и разворачиваем наше вязание опять на лицевую сторону, чтобы вязать следующий 23-й ряд. Вот как это выглядит не рисунке (надеюсь, понятно нарисовала).

На этой лицевой стороне и вяжем 23-й лицевой ряд – но тоже не все 114 петли провязываем – а снова поворачиваем вязание не дойдя 10 петель до конца. То есть в 23 ряду мы должны провязать 104 лицевые петли . И развернуться на изнаночную сторону – чтобы на ней вязать 24-й ряд – 104 изнаночные петли (перед каждым изнаночным рядом не забываем делать 1 накид на правую спицу) . И разворачиваемся опять на лицевую сторону.

25-й ряд мы тоже не довязываем 10 петель до конца – а останавливаемся на провязанных 94 лицевых петлях – и разворачиваемся на изнаночную сторону. Где вяжем уже 26 ряд – изнаночные 94 петли. И поворачиваемся опять на лицевую сторону.

Этот 27-й ряд мы тоже не довязываем до 10 изнаночных петель – то есть провязываем только 84 лицевые петли. Поворачиваем вязание на изнанку и вяжем 28-й изнаночный ряд – 84 петли. И снова разворачиваемся на лицевую сторону.

Этот 29-й ряд мы еще уменьшаем на 10 петель – то есть провязываем только 74 лицевые петли , и разворачиваем вязание на обратную изнаночную сторону, и вяжем 30 ряд – 74 изнаночные петли. Возвращаемся на лицевую.

Этот 31 ряд – мы снова уменьшаем на 10 петель – то есть провязываем только 64 лицевые петли . Поворачиваем на изнанку — вяжем 32 ряд – 64 изнаночные петли . Возвращаемся на лицевую сторону.

Этот 33 ряд 54 лицевые петли 34-й ряд – 54 изнаночные петли. Разворачиваем на лицевую сторону.

Этот 35 ряд – мы снова уменьшаем провязку на 10 петель –провязываем только 44 лицевые петли . Поворачиваем на изнанку и вяжем 36-й ряд – 44 изнаночные петли. Возвращаемся на лицевую сторону.

Этот 37 ряд – мы снова уменьшаем провязку на 10 петель –провязываем только 34 лицевые петли . Поворачиваем на изнанку и вяжем 38-й ряд – 34 изнаночные петли. Поворачиваем на лицевую сторону.

Этот 39 ряд – мы последний раз уменьшаем провязку на 10 петель –провязываем только 24 лицевые петли . Поворачиваем на изнанку и вяжем 40-й ряд – 24 изнаночные петли. И после этого мы в последний раз разворачиваем вязание лицевой стороной к себе. Это был последний короткий ряд. Мы вернулись на лицевую сторону.

И можем теперь продолжать наше обычное круговое вязание — вместе со всеми 124 петлями в ряду .

ШАГ 3 – вяжем основной купол шапки.

Итак, у нас на спицах 124 петли, уже связанные поля свисают со спиц (с одной стороны круга поля шире 40 рядов в высоту , с другой более узкие 21 ряд в высоту .). Теперь будем вязать саму шапку – ту часть, которая натягивается на голову.

Первое что нам нужно сделать это уплотнить переход от полей к куполу шляпки. Для этого мы каждую петлю провязываем в вместе с с накидом.

Вот один из способов закрытия петель — при помощи крючка.

Итак, мы закрыли 12 петель — и значит на спицах у нас осталось 112 петель. Из них мы и будем вязать купол шапки.

Эти петли мы переводим с круговых спиц на 4 чулочные спицы — по 28 петель на каждую из четырех спиц. И вяжем по кругу 30 лицевых рядов вверх. (Наше вязанипе поднимается еще на 13,5 см (без учета полей).

Теперь остановились и отметили на нашем вязании каждую 14 петлю (можно продеть красные ленточки между каждой 14-й петлей). Эти пометки (их получится 8 штук) будут нам нужны чтобы правильно убавлять шапку (сужать купол).

Отметили и в следующем круговом ряду каждую 14-ую петлю провязываем вместе с предыдущей (то есть 13 и 14 провязываем вместе). В итоге у нас осталось на спицах 104 петли.

Далее вяжем так.
В каждом 4 ряду — повторяем убавление (петлю отмеченную ленточкой провязываем вместе с предыдущей петлей). Делаем так 3 раза . (То есть 3 ряда просто, 4 убавляем — 3 ряда просто, 4 убавляем и еще 3 ряда просто 4 убавляем — три таких захода). В итоге у нас осталось на спицах 80 петель.

Теперь сильнее убавляем.

В каждом 2 ряду делаем такое же убавление (в тех же местах, отмеченных красной лентой). Повторяем 6 раз. То есть 12 рядов мы чередуем одни просто + один убавлятельный. В итоге у нас осталось на спицах 32 петли.

И теперь подходим к концу вязки.

Три ряда подряд делаем убавление — в каждом ряду. В тех же отмеченных ленточкой местах. И на спицах у нас остается 8 петель.

Завершаем вязание: обрезаем нить, протягиваем хвостик нити через эти 8 последних петель. и туго затягиваем. Закрепляем конец нити в теле шапки (при помощи вязального крючка).

ШАГ 4 – валяем шапку

в стиральной машине

+ формируем ее окончательный вид.

А вот подробное описание того, как такие шапки вязанные из шерсти можно СВАЛЯТЬ В СТИРАЛЬНОЙ МАШИНКЕ…

  1. Помещаем шапку в мешочек для стирки.
  2. В стиральную машинку засыпаем порошок для стирки цветного белья . Кондиционер и средство для стирки шерстяных изделий добавлять НЕ НАДО.
  3. Выбираем режим — деликатная стирка (она с большим поступлением воды — нам такая и надо). Режим для стирки шерсти НЕ НАДО.
  4. Устанавливаем температуру 40 градусов.
  5. Лучше всего вместе с шапкой в машинку засунуть что-то грубое (вроде джисов или полотенца) — чтобы создавать дополнительное трение.
  6. Запускаем стирку — в результате которой изделие уменьшится на 1\3 (то есть на 30%) После этого вынимаем ее – отжимаем и влажную НАТЯГИВАЕМ-РАСТЯГИВАЕМ под размер своей головы… (чтобы она запомнила эту форму)…
  7. а потом надеваем на БОЛВАНКУ где она будет сохнуть. Оно конечно понятно, что нет у вас в хозяйстве шляпных болванок – но вы можете найти ей заменитель — например подходящий по размеру детский мячик или банку трехлитровую поставить (для увеличения размеров банки ее можно обмотать несколькими слоями газеты, закрепить скотчем и надеть для чистоты пакет) – надеваем шапку и оставляем так до полного высыхания.
  8. После того как вы натянули шляпу на болванку вы должны разровнять ее поля — натянуть поля так, чтобы с одной стороны они были 9 см, а с другой 15 см .
  9. И ПОКА ШАПКА НЕ ВЫСОХЛА делаем ее укладку. .

Тут вам в помощь фотография. Подходим к зеркалу и пытаемся уложить поля так как показано на фото. В инструкции написано так:

Укладка для серой шапки : Выровнять поля (на 9 см и на 15 см). Подвернуть поля наверх (оба и короткую и длинную сторону. Взять край короткого, завернутого наверх поля и отвернуть его половинку вниз. Заколоть это место шляпной булавкой (пряжка + палочка).

У каждого народа есть свой головной убор. Предлагаю Вам узнать много интересного о головных уборах, некоторые из которых мы носим сами:

Чустская тюбетейка

Узбекистан

Хлопок

Самая популярная лёгкая мужская тюбетейка была изобретена в Ферганской долине: складная шапочка, помещается в карман. Классическая - чёрного или тёмно-синего цвета с белым узором в виде стилизованных стручков перца, которые защищают здоровье мужчины, и узорных арочек, выражающих пожелание иметь 16 детей.

Чульо

Перу

Шерсть


Вязаная шерстяная шапка, закрывающая уши, - традиционная защита андских индейцев от холодов высокогорья. Она изготавливается из альпака. Сегодня это классический сувенир из Южной Америки и даже предмет экспорта. Можно отыскать шапки, выполненные в традициях инков, - с геометрическим узором и стилизованными изображениями животных, либо любой другой расцветки, на взрослых и детей с самыми различными вкусами.

Соломенная шляпа

Вьетнам

Солома, пальмовые волокна, шёлк


Настоящий символ Азии - их можно увидеть на крестьянине и на городской моднице. Такая шляпа незаменима в тропиках: она защищает и от дождя, и от солнца, и от посторонних взглядов, будучи при этом очень лёгкой. На голове соломенный конус держится за счёт шёлковых лент.

Панама

Латинская Америка

Хлопок, картон


Классические панамы делаются из соломы, не мнутся и помещаются в карман. Происходит из Эквадора, а название и популярность эта велика в деле спасения от солнечных ударов штука получила благодаря Тедди Рузвельту, инспектировавшему в ней Панамский канал. С тех пор в Латинской Америке появилось несколько вариантов панам.

Папаха

Кавказ

Мех


Высокие шапки в форме усечённого конуса обычно шьют из густой и длинной овчины, но возможен и каракуль и даже медвежий мех. Это идеальный головной убор в горах: отлично греет, защищает голову от ударов, ну и «материал» всегда бегает поблизости. Для кавказцев папаха - символ чести, сбить её с головы - страшное оскорбление. Зато шапкой, набитой опилками, охотно играют в конный баскетбол, закидывая шапку в кольцо.

Тюбетейка

Средняя Азия

Сатин, бархат, шёлк, парча

Название произошло от тюркского «ТЮБЕ» - «ВЕРХ». С 19 века это самый распространённый головной убор в Средней Азии. Бывают тюбетейки мужские и женские, для детей, стариков и замужних женщин, самаркандские, бухарские, хорезмские и т.д. Популярная у туристов разновидность - бухарская золотошвейная шапочка, между прочим, главный атрибут наряда невесты.

Каппер

Россия, Финляндия, Швеция, Скандинавия

Шерстяное сукно, мех, бисер и другие украшения


Мужской головной убор саамов - народа, живущего на севере Скандинавского полуострова и северо-западе России. Капперы шьют из синего, чёрного или красного сукна на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть цилиндрическая, украшается цветным сукном, бисером, жемчугом. Иногда к каперу пришивают наушники с тесёмками, которые завязываются под подбородком.

Тирольская шляпа

Швейцария, Германия, Австрия

Фетр


Классический цвет - зелёный, но вариаций множество. Ещё в традиционный комплект входит шнур с петлёй, обмотанный вокруг тульи, и перо или специальная метёлочка в качестве украшения.

Чембер

Туркмения

Шёлк, другой тканый материал

Головное покрывало красного цвета с вышивкой - оберегом - один из вариантов головного убора молодых замужних женщин. Со временем Чембер эволюционировал, превратившись из полотна в шапочку: заплетённые косы прячутся в мешочек на затылке. Сейчас в Туркмении можно встретить оба варианта, но с классическим вариантом, т.е. полотном справиться сложнее.

Чалма или тюрбан

Аравийский полуостров, Северная Африка, Азия

Хлопок, шёлк

По сути, это длинное полотнище несшитой ткани, наматываемое вокруг головного убора, типа тюбетейки. Изначально наиболее распространённым был чёрный цвет. Существуют тысячи способов завязывания чалмы, важны количество складок, расположение узла и свободного конца. Размер, цвет, способ завязывания чалмы говорят о статусе и происхождении владельца. Особое положение занимает чалма зелёного цвета - её могут носить прямые потомки Пророка или же те, ктосовершил хадж в Мекку.

Монтера

Испания

Бархат, велюр

До 19 века головной убор тореро имел вид обычной треуголки, но с тех пор и по сей день это монтера: круглая шапочка с рожками. Классический вариант - чёрный, из собранной в мелкие складочки ткани, напоминающей курчавые волосы. Той персоне, которой тореро посвятил победу над быком, он бросает свою монтеру.

Сомбреро

Мексика

Солома, фетр


Испанское слово «шляпа», sombrero, дословно «дающая тень». Мексиканский вариант даёт её с избытком - диаметр полей может достигать одного метра. Самые нарядные сомбреро - фетровые, с огромными полями, декоративными украшениями, помпончиками и т.д. - это головной убор мексиканского музыканта, марьячи. Крестьянские шляпы плетут из соломы.

Малгай

Монголия

Шёлк, вельвет


У разных монгольских племён шапка малгай имеет различный облик. Наиболее характерный облик - конусообразный, с шариком на макушке. Шарик символизирует солнце, а идущая от неё прострочка или прикреплённая к нему кисть символизируют его лучи, согревающие всех монголов на свете.

Перья

Парагвай

Перо, тесьма

Парадный головной убор индейцев мака, проживающих в Парагвае. Перья выбираются ярких цветов - по легенде, достаются индейцам от райских птиц. Туристам, которые не удержались от покупки такого сувенира, обычно рекомендуют не выряжаться в перья раньше, чем они доберутся до Европы, чтобы никого не обидеть.

Берет

Шотландия

Шерсть

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.