Военно-патриотическое воспитание в школе. К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе


Статья «Патриотическое воспитание в школе»

«Что значит быть патриотом сегодня?» Как воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину? Ученик должен уметь ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки, осознанно любить и гордится своей страной, сопереживать за деяния и достижения своей родины, своего народа. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили – это важно. Уважать и соблюдать свои традиции и обычаи. Быть патриотом - трудится и социально быть активным, строить свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Патриот своей родины сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Это - настоящий патриотизм. Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, поиски лучшей жизни за рубежом и т.д. Сейчас много говорят о воспитании казахстанского патриотизма, о том, в чем смысл этого понятия, каковы его главные принципы. Но само понятие патриотизма имеет очень глубокое, трудно оценимое значение. Чувство родины - это святое чувство. Наше поколение, выросшее и воспитанное на советском патриотизме, переживает эпохальные преобразования, которые коснулись буквально всех республик бывшего СССР. Появились новые государства со своей государственной программой. Не исключение и наша молодая республика - наш Казахстан. У Президента РК Н. А. Назарбаева есть прекрасные слова: «Изменились мы сами, наше мышление и мировоззрение. Мы без особых подсказок поняли, что только собственный труд станет источником благосостояния, а государство должно создать для этого должные условия». Сегодня Казахстанцы сами хозяева своей судьбы. Не случайно об этом говорит Глава государства в своей книге "Казахстанский путь". Не секрет, что многие успехи современного Казахстана мы связываем с именем нашего Президента, его политической волей, мудрой прозорливостью, высокой патриотичностью и огромным желанием сделать Казахстан экономически сильным, демократическим государством, способным войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

Заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве.

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?»

Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);

Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;

Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»)

Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этим понятиям. Нынешнее поколение детей очень независимо. Нам, взрослым, надо осознать это и, не заискивая перед ними, постараться завоевать их доверие. Тут нужна работа ума и сердца…

Настойчиво и последовательно формировать у молодежи готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям

Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины.

Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое трактуется как «чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что, так или иначе, мешало и мешает своим и чужим»

Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.

Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.

Когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях, – возникает негативное отношение к требованиям нравственности. В процессе развития нравственного переживания в результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.

Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.

Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.

Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.

Политическое просвещение – один из путей воспитания патриотических суждений, оценок, чувств, а также средство воспитания действенного отношения к окружающей жизни, стремления активно участвовать в политической жизни страны. Политическое просвещение осуществляется в разных формах: политические информации, беседы, работа с периодической печатью, лекции, доклады, конференции на политические темы, экскурсии, турпоходы, обсуждение книг, спектаклей и т.д.

Политическая беседа чаще всего проводится в связи с юбилеями, знаменательными событиями. Воспитательная ценность беседы в том, что в ней проявляются активность и самостоятельность мышления учащихся, оценка ими событий.

Знания, необходимые для беседы, ученики получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.

Для результативности реализации Программы духовно – нравственного воспитания в системе образования нужно:

Возродить деятельность детских патриотических организаций;

Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);

Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);

Широко отмечать «Дни воинской славы Казахстана», воспитывать гордость за наш великий Казахстан;

Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;

Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;

Использовать на уроках и классных часах наши патриотические фильмы;

Воспитывать уважение к Вооруженным силам РК, поднимать престиж военного труда.

Современное общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств. Эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Выстроенная линия музыкального образования отвечает запросам Государственного образовательного стандарта образования:

осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;

формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Полученные на уроках музыки знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–6-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах. Перед учениками раскрываются страницы истории становления казахского народа, его музыкального творчества, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни казахских и современных композиторов их творчества. Кроме того, ребята слушают легенды, эпосы и предания о славных сынах и героях Отечества, узнают о истории создания того или иного казахского музыкального инструмента, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, возникновении и развитии жизни народа в прошлом.

Особое внимание уделяется изучению казахской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаем основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Опыт многих учителей музыки показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Школа активно принимает участие в конкурсах проектов, научно-практических конференциях, олимпиадах по музыке. Патриотическое воспитание продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в школе проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «День Независимости Республики Казахстан», «День Президента», «День языков», конкурс патриотической песни, спортивно-познавательные игры «Зарница», «Казакша курес», «Тоғыз кумалак», фестиваль дружбы народов “Казахстан – наш общий дом”, «День защитника Отечества», конкурсы строя и песни, стихов о Родине казахских поэтов, конкурсы ораторов, дебаты и многие другие. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. У нас создан хоровой коллектив учителей. Музыкальный репертуар хора широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учителей: хор участвует в различных концертных программах, занимают призовые места в районных и городских конкурсах и фестивалях.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. К сожалению, не все направления этой условной схемы на практике всегда вносят действенный вклад в воспитание патриотов. Нам есть над чем работать в этом направлении.

Что же может помочь в патриотическом воспитании:

Память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем истинных патриотов; системность и целостность работы.

В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания маленьких и юных россиян. Одна из её инициатив - введение уроков патриотизма в школах. Концепция пока ещё находится в стадии разработки, но некоторые ориентиры уже оглашены. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России.

О целях

Пожалуй, мы вынесем на первое место вопрос целесообразности патриотического воспитания вообще. В смысле "зачем воспитывать патриотизм". Сколько автор ни читал в последние годы программ, концепций и проектов молодёжной политики - как ни странно, чёткого ответа на этот, казалось бы, определяющий вопрос там не нашёл. В основном он тонет в пространных рассуждениях о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и охране окружающей среды.

Государство ещё не начало заниматься воспитанием, а от как бы патриотических чиновничьих штампов уже хочется убежать подальше. Чёткого ответа на простой вопрос: а для каких целей мы намерены вводить систему патриотического воспитания молодёжи, - пока нет. Почему-то ответ кажется таким очевидным, что его обсуждать не принято. Считается, что это нужно делать, потому что "патриотизм - это хорошо, это правильно, этому нужно учить с детства".

Но постойте, выстраивать целую государственную политику в сфере образования и культуры на таких расплывчатых формулировках представляется верхом формализма и заведомой гарантией того, что она не сработает.

Зачем нужна была советская система воспитания, всем понятно. Сначала - для того, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окружённой врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем - чтобы провести грандиозную индустриализацию, затем - чтобы выстоять в великой войне, потом - чтобы оправиться от неё и предотвратить войну новую, наверное, ещё более ужасную. И всё это время - затем, чтобы воспитать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране бы ничего не угрожало.

Как легко видеть, даже в советские времена перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. Включая главные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали "неоднозначными" и формальными, тогда и прекратил своё существование сам воспитатель.

Чтобы наполнить документы конкретикой, нужно всего-то определиться с двумя простыми вещами:

Где мы находимся сейчас;

И куда мы намерены прибыть.

То есть если мы сейчас находимся в преддверии большой войны, а в будущем намерены в ней стать победителями - то исходя из этого и нужно выстраивать систему патриотического воспитания. Так, чтобы пацаны мечтали стать лётчиками, а не юристами. А девчонки играли в полевых медсестёр, а не смотрели целыми днями тупые реалити-шоу про то, как подставить подругу и увести её парня.

Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то давайте делать упор на популяризации рабочих профессий со всеми необходимыми мероприятиями. Хотим совершить научный рывок - тоже понятно, кого и как воспитывать. И так далее.

О предмете

Однако пока ответы на два вышеприведённых вопроса не найдены, получается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность. Впрочем, сами авторы об этом и говорят:

"…Одна из задач программы - грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм - очень "нежная" субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств".

Это не фраза, не мысль и не "задача программы" - это обмылок, свидетельствующий о том, что её авторы так ничего и не поняли и, буквально, весь ценнейший (потому что свежий) опыт последнего года пролетел мимо них со свистом, не задев.

Патриотизм не может быть "нежносерединным", таким может быть только пофигизм. Патриотизм же - это энергия, и рождается она в действии. Пятнадцать лет общество находилось в состоянии сомнамбулы, а слово "патриотизм" считалось пошлым. Когда же в состав России вдруг вернулся Крым, то патриотизм без всяких усилий чиновников-воспитателей стал восходящим общественным трендом. И стимулируют эту энергию сейчас не наши чиновники, а западные, организующие наезды на нашу страну и поддерживающие на медленном огне у нас под боком нашу же Украину.

Я ещё раз подчеркну: патриотизм - это не слова, не набор ценностей, не партийная установка - это именно энергия. И если воспринимать её так, то многое становится понятным. Становится, например, понятным, что власть, столкнувшаяся с её пробуждением, но не знающая, куда направить, будет стремиться зажать её в тиски "центризма" и медленно там задушить, "чтоб чего не вышло".

Подкреплю свежим примером. Недавно в наш город вернулся ополченец, сражавшийся в рядах войска ДНР. Хороший парень с реальным боевым опытом и "некабинетным" знанием войны. Кто-то выступил с инициативой провести его по школам, чтобы тот рассказал старшеклассникам о своём опыте, показал фотографии, видео. Чиновники сначала проголосовали двумя руками "за", но потом, подумав, запретили от греха подальше. А вдруг с них потом спросят за разжигание? А вдруг ещё чего? Нет, лучше как обычно пригласим 90-летнего ветерана ВОВ, и он расскажет, как пил воду из Эльбы. Что будет, когда ветераны всё-таки кончатся? Их заменят, вероятно, формальные экскурсии по мемориалам.

О средствах

Если у кого-то сложилось впечатление, что мы против патриотического воспитания, то это впечатление ошибочное. Мы горячо за и призываем к этому ещё со времён, когда государство пыталось воспитывать не "патриотов", а "креативных инноваторов". Потому так и задевает нас эта тема: нам кажется, что её всерьёз решили похоронить в бумагах и безмозглом формализме.

В частности, мы неоднократно призывали отказаться в воспитании молодёжи от устаревших методов и средств, указывали на то, что с молодёжью нужно говорить на современном языке, в том числе социальных сетей, онлайн-игр и т.д. Теперь наконец-то об этом же заговорили и авторы программы из Общественной палаты:

"К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись ещё в Советском Союзе. К примеру, они чётко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в "старых" педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю.

Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.".

Всё это отлично - правда, от предложений "сходить на экскурсию в РАН, киностудию и встретиться с чемпионами" отдаёт всё тем же нафталином, который ругают авторы. Разве советских школьников не водили на экскурсии? Разве в советское время не призывали с трибун "признать, что подходы устарели и требуются новые", а также "смелее использовать достижения научной мысли"?

Нафталин как он есть. И они этого даже не понимают. Они не понимают, что сейчас в социальных сетях самодеятельные группы патриотической направленности, насчитывающие миллионы участников, за день без всякой помощи государства практически делают в сто раз больше, чем все чиновники за вечность. И что стоит только тем влезть в эту среду со всей свойственной этому государственному классу решительностью и неповоротливостью, как она на глазах рухнет.

Экспериментировать подобным образом активно пытались во времена моей школы. Сначала введением уроков "духовной культуры". Они не прижились, но взрастили в детях отвращение к одному только упоминанию и "духовности" и "культуры". Ещё более смелым экспериментом стали уроки "полового воспитания", когда под дикий восторг восьмиклассников им показали в кинотеатре какой-то якобы "разоблачающий извращения и алкоголизм" андеграудный порнофильм, от которого учителя готовы были залезть под кресла, а школьники - немедленно опробовать все извращения и алкоголь.

Ну, и ещё помню, как взамен "устаревших уроков НВП" у нас пытались внедрить уроки ОБЖ. Но почему-то раз за разом присылали преподавать их молодых выпускников педагогических вузов нетрадиционной сексуальной ориентации (такие в педагогических вузах просто пытались избежать призыва). Эксперимент тоже провалился - после того, как очередного учителя с тонким голосом поколотили в школьном туалете старшеклассники.

Я это всё к тому, что в то время чиновники ведь тоже были уверены, что говорят новое слово в воспитательской работе и применяют сверхсовременные методы и средства.

Однако мы не имеем ничего против современных средств воспитания, но нужно понимать, что они в отсутствии цели ничего не гарантируют, а часто только вредят делу.

Как не может быть

Приготовьтесь услышать банальность, которую вы слышали миллион раз: если власть не патриотична, то никаких "патриотов" (в нужном ей смысле - то есть лоялистов) она никогда не воспитает. Ей просто не поверят. Даже ежедневные "походы в РАН" не принесут никакого положительного результата на фоне редких сообщений об изъятом миллиарде у очередного губернатора, который ещё вчера насаждал у себя в области идейный патриотизм и пел по утрам гимн России, пересчитывая хрустящие купюры.

Не будет нормального патриотического воспитания и без понятных обществу целей. Патриотизм "на всякий случай" и "про запас" не состоится. Он должен быть вовлечён в какую-то созидательную деятельность, противостоять чему-то или отвечать на какой-то вызов. Всё остальное - пофигизм в шкуре патриотизма.

И наконец, система воспитания не может быть оторвана от всех иных аспектов государственной политики. В первую очередь информационной. Так как пока в школах ученику рассказывают о традиционных ценностях, а вечером по телевизору он смотрит по федеральным каналам про ценности нетрадиционные, то он будет склоняться к последним (хотя его и приучат повторять бездумные мантры про первые). Просто потому, что порок, если его не ограничивать, всегда выглядит ярче, а деградировать проще, чем бороться и расти над собой.

…Нет, в том, что Общественная палата готовит свою программу, а Минобрнауки готовится её рассмотреть, нет ничего дурного. Просто нам нужно внимательно следить за всеми этими движениями. Управлять общественной энергией - настоящее искусство. А пока представляется, что "управляющие" даже не осознают, чем решили распоряжаться.

P.S. Виктора Мараховского

К сказанному коллегой хотелось бы добавить несколько слов. Из "посещения Академии наук и встречи с реальными героями", пусть даже и 90-летними ветеранами, по факту всё равно будет вырастать традиционное советское представление о патриотизме. Оно всё равно существует - как бы в андеграунде - только неартикулированное, официально "обрываемое на полуслове". Именно поэтому властные элиты, которые пытаются сшить кентавра из советского идеала человека-созидателя и защитника и постсоветского "толерантного квалифицированного потребителя", - обречены на провал.

Действенный, практический патриотизм - это действительно энергия, и она никуда не денется. И миллионы граждан, бескорыстно помогающих друг другу и Донбассу, тому пример.

Но у такой любви к Родине не будет и не может быть никакой лояльности. Напротив - у неё чем дальше, тем больше будет накапливаться вопросов к нынешнему положению страны и её будущему. А значит - к текущей элите.

Евгений Супер

Подпишись на NOVO24

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты. Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется. Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Патриотическое воспитание — составная часть общего образовательного процесса в школе . Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у учащихся чувства патриотизма, верности своей Родине, гражданского долга и готовности к выполнению обязанностей по отношению к своему народу и стране.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи , стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание – не каприз государства . Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

🔴 Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность . Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» В. Г. Белинский.

I. Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде? А кто из мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности, "русскому национальному характеру" понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма. В. Розанов писал: «...болит душа за Россию... болит за её нигилизм. Если "да" (т.е. нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной" – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть... Вот где зажата душа. Но как "нигилизм" пройдет, когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится первостепенной задачей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика госдарства.»

Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле ….. родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов, которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

– создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– гражданственность;

– общенациональное в государственном масштабе;

– приоритет общественно-государственных интересов над личными;

– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором создания современного общества.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

III. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность,
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не от­дельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем музея:

  1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.
  2. Охраняют памятники истории родного города, школы.
  3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся.

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.

Члены Музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, заполняют учетные карточки на каждого ветерана, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: “Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества”; “Их именами названы улицы города”; и др.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Особо стоит отметить направление “Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии, акция «Письмо в прошлое» и безусловно классные часы и тематические экскурсионные дни. Все это в той или иной форме форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы и операция “Память” (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и концерт 9 Мая. Это и участие в конкурсе сочинений “Растим патриотов России”, это и презентация “Их именами названы улицы и школы нашего города”, конкурс макетов и рисунков ко Дню Победы о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. Кроме гуманитарных кружков и спортивных секций, ребята допризывного возраста посещают различные, как школьные, так и городские кружки технической направленности, военно-спортивные и военно-патриотические клубы и объединения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Презентации к уроку:

  1. Промышленности СССР (

ДОЛГ нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица. По своему общечеловеческому содержанию понятие долг включает в себя выполнение ряда исторически установленных «простейших правил человеческого общежития». Каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга. Если в моральном требовании выражается отношение общества к отдельным его членам, то долг – это отношение личности к обществу. Требования общества к поведению личности, требования людей друг к другу в совместной жизни в обществе наполняют долг. конкретным содержанием, превращают его в долг гражданина, труженика, семьянина, долг дружбы, товарищества, долг человека перед самим собой.

Задача родителей – воспитать не только гражданина, общественника, но и хорошего семьянина, правильно понимающего дочерний, сыновний долг, родительский долг по отношению к своим будущим детям.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ – это совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения.

Родителям при воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние представления о мужестве не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие, – все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность – это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они – результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

П АТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Роди не, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний. Сегодня границы патриотизма неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. В наши дни подлинный патриот тот, кто борется за мир и сохранение жизни на Земле, вносит практический вклад в решение общечеловеческих проблем.

И все же первая иглавная среди задач патриотического воспитания – это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма: с ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга, во имя идейных завоеваний нашего народа. Столь важные "качества невозможно сформировать только на уроках в школе. Они прививаются и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом, воспоминания дед ветерана, семейные реликвии... Именно эти источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это? Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях – знакомство с доблестью. Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места – осознание величия подвига. В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.

Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия всех взрослых членов семьи. Ведь прочнее и легче всего ребенок усваивает взгляды, суждения и привычки от самых близких ему людей. И не надо опасаться, что высокие понятия превышают возможности детской мысли. Следует говорить с детьми о Родине, ее неповторимой красоте, о преданности, служении ей, защите. Говорить без резонерства, голых поучений, упреков в незнании. Дети полнее всего приемлют слово, обращенное к ним в минуты душевной «распахнутости» взрослого. Надо находить и использовать эти минуты. Тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

ЧЕСТЬ 1) как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе; 2) внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему; 3) понятие морали и категория этики, признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: «по достоинству и честь» – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

Как воспитать патриота?

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.

Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе, своём государстве, чувстве долга и ответственности за происходящее.

Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Важными составляющими патриотизма являются единство знаний, отношения, поведения.

Рассматривая патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном возрасте «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, её красотой, природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Поэтому очень важно, гуляя во дворе, по улицам родного города, рассказывать о событиях, памятных для конкретной семьи, жителей района, города и т.д., чтобы данное конкретное место ассоциировалось в памяти ребенка с впечатлениями, полученными от описываемого события.

Не секрет, что яркие позитивные воспоминания детства связаны именно с эмоциональными переживаниями: удивлением, восторгом, восхищением, радостью. Научить видеть достопримечательности родных мест, замечать красоту природы родного края в разные сезоны, отмечать характерные особенности улиц, зданий – это повседневная работа нас, педагогов и родителей, не забывающих выражать свое отношение к увиденному, как некий образец, эталон гражданских чувств.

Если взрослые любят свою Родину, преданы ей, умеют показывать ребенку привлекательные стороны, можно быть уверенным, что они смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Как привить национальные ценности?

Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее гнетом. Современные родители воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания. Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия, традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи, наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а несмышленый джигит словно скотина» также связана с понятием национального воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди, которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. Как говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день», как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет. На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких, пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его действия раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью нашей нации.

Практические советы родителям

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

· Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

· Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

· Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.