Задание для мальчика 4 года. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Занятие: «Лепим фрукты и овощи»


Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:
— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;
— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;
— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;
— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;
— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;
— понимать, где один предмет, а где много;
— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;
— нанизывать бусины, пуговицы;
— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;
— пересказывать содержание сказки;
— различать погодные явления, времена года, суток;
— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;
— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;
— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться, помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно. Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки. Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.

Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры. Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют. Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость. Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.
Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и . К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят , завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?

Трехлетний маленький взрослый

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

Особенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики. Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей - найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Дети в 4 года

Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:

  1. Называть геометрические фигуры и сравнивать их с окружающими предметами.
  2. Давать название объектам и определять их в группы (мебель, животные, транспорт и другие).
  3. Знать особенности некоторых профессий.
  4. Уметь ориентироваться в пространстве (различать "право", "лево", "впереди" и так далее).
  5. Уметь сравнивать объекты по параметрам величин.
  6. Уметь раскрашивать рисунки, не заходя за линии.
  7. Определить исчезнувший из ряда предмет.
  8. Развитие речи детей 4 лет уже позволяет пересказывать содержания сказок.
  9. Определять времена года, суток, а также различать погодные явления.
  10. Уметь составлять описание предмета из нескольких предложений.

Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.

Развивающие занятия дома

Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики. Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.

Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком

Техники лепки и рисования усложняются. Чадо можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом. Помимо пластилина используется глина, из которой создаются композиции на разные темы. Для аппликации малыш может уже сам вырезать нужные фигуры.

Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями - сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.

Программа развития ребенка 3-4 лет

Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

  1. Упражнения по развитию
  2. Навыки чтения.
  3. Знакомство с окружающим миром.
  4. Занятия творчеством (рисование, лепка, аппликации).
  5. Математические действия.
  6. Музыкальное развитие.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Звуковая культура

В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

Изучение окружающего мира

Упражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года. Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить. Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами. Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.

Обучение математике

В возрасте трех лет ребенок успешно осваивает и разные формы. К 4 годам занятия усложняются, чадо способно группировать предметы по разным внешним признакам (по цвету, величине). Ребенок усваивает понятия "меньше", "больше", "равно" на подручных средствах. Хорошо считает до трех. Математическое развитие ребенка в 4 года проявляется в способности совершать элементарные действия счета. Основным пространственным направлениям легко обучить в игре, например, пряча игрушку и давая определенные подсказки («Иди вперед, повернись налево…»). К четырем годам ребенок может определить, что начинается раньше, что позже. Например, сначала идет утро, после него день, дальше вечер и ночь.

Развитие речи

Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов

К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов. Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок. С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.

Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.

Методики развития детей

Существуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:

  1. Программа Никитиных. Основным правилом работы по данной методике является, во-первых, свобода в занятиях. Детям разрешается неограниченно играть с понравившимся предметом или игрой, сочетая разные виды деятельности. Во-вторых, в квартире должна быть спортивная обстановка, особое внимание уделяется закаливанию. В-третьих, родители должны участвовать в детских играх, а главное, в жизни ребенка. Нельзя давить на малышей, а следует ориентироваться на их желание и самочувствие. Педагоги акцентировали внимание на «опережающие» условия развития.
  2. Методика Марии Монтессори. Главный постулат педагога - пробудить у ребенка интерес к действиям с предметом, а не заставлять. Основа программы заложена в индивидуальном подходе к чаду. При планировании занятий ориентируются на то, что малышу нравится, а что нет. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
  3. Методика Гленна Домана. Важную роль педагог уделяет физическому совершенствованию ребенка, без которого, по его мнению, «не будет развитого интеллекта». Речевое развитие детей 3-4 лет начинается с показа набора карточек, на которых целиком написаны слова. Ребенку в течение небольшого времени показывают набор карт, называя написанное. Навыки счета малыш приобретает тоже с помощью карточек, на которых изображено разное количество точек. В этом случае необходимо называть число точек, быстро меняя карты. Таким же способом ребенка знакомят со знаниями в области искусства, истории, музыки и так далее.

Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное - быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

Конспекты комплексных развивающих занятий для детей 4-5 лет. Комплекс.

5 блоков конспектов по подготовке к школе для детей от 4 до 5 лет.

Конспекты занятий по подготовке к школе для детей 4-5 лет:

Сентябрь-Январь + Февраль-Июнь

Конспекты расписаны настолько подробно, что провести его может педагог детского клуба, имеющий любое базовое образование, а не только педагогическое.
Конспекты включают задания на формирование тех знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть современному 4-летнему ребёнку: формирование навыка чтения (знакомство с буквами и звуками, чтение слов и простых предложений), письмо печатными буквами, формирование математических способностей (счёт в пределах 10, решение элементарных задач, простейшая геометрия и т.д.), подготовка руки к письму, развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение), формирование знаний об окружающем мире, рисование, аппликации, лепка и пр.
К каждому конспекту прилагается рабочий лист, который насыщен разнообразными заданиями на двух страницах. В отличие от продаваемых на образовательном рынке тематических тетрадей (отдельно по чтению, отдельно по математике, отдельно по развитию познавательных способностей и т.д.), рабочий лист включает в себя задания и по чтению, и по математике, и по развитию психических процессов (внимание, память и т.д.), а также подготовку руки к письму. Вам не придётся на клуб закупать несколько рабочих тетрадей, чтобы решить все поставленные задачи по подготовке детей к школе.
Базой для проведения занятий являются только те пособия и материалы, которые есть практически в каждом детском клубе: кисточки и краски, пластилин, картон и бумага, мягкие игрушки и куклы, муляжи овощей и фруктов, кубики, пирамидки, матрёшки и т.д. В наших разработках вы не найдёте пособий, которые сложно или невозможно купить.
Педагогу не придётся придумывать из головы фразы, которые увлекут детей выполнением заданий – все подобные «завлекалочки» написаны в конспекте.
Занятия построены по линии усложнения и каждое последующее занятие закрепляет ранее изученный материал, а также продвигает детей в освоении нового материала.
Наши занятия гарантируют обучение и развитие детей. Результаты будут видны родителям в самое короткое время!

В структуру комплексного развивающего занятия для детей 4-5 лет обязательно входит:

Математический блок
Обучение чтению
Работа над слоговой структурой слова
Звуко-буквенный анализ слова
Развитие фонематического слуха
Подготовка руки к письму
Формирование знаний об окружающем мире
Развитие мелкой моторики руки
Развитие речи
Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение и мышление)
Подвижные игры
Массажные паузы с текстом и расписанным оборудованием
Пальчиковая гимнастика
Лепка, рисование и аппликации.

Все родители стремятся, чтобы их четырёхлетний малыш правильно развивался, был эрудированным и обладал достаточным багажом знаний для своего возраста. Что же должен знать и уметь ребенок 4 лет? В этой статье я представлю вашему вниманию информацию для тестирования вашего малыша и ряд учебных материалов для его развития. Уверена, что моя статья понравится и будет полезна не только для родителей, но и для воспитателей и методистов детского сада.

Тесты для детей 4 лет

Тесты предназначены для определения потенциальных возможностей малыша в различных областях знаний, а именно определить в чем карапуз показывает успехи, а в чем с ним нужно позаниматься, уделяя этому больше внимания и времени.

Для начала нужно обратить внимание на развитие речи четырехлетнего малыша.

К 4-м годам ребенок должен:

  • иметь багаж слов в количестве 1000 штук и применять их во время построения разговорных фраз. Речь должна быть членораздельной, чтобы ее могли понять не только родные, но и посторонние люди.
  • знать чем отличается человек от животного и называть основные отличительные особенности. Например: у человека – волосы, а у животного – шерсть.
  • применять существительные слова не только в единственном, но и во множественном числе. Вот, к примеру: я – мальчик, пойду с мальчиками гулять.
  • уметь описывать предметы, рассказывая и о внешнем их виде, и о свойствах. К примеру: лимон – желтый, съедобный, кислый.
  • применять в разговорной речи предлоги: на, перед, за, в, под …
  • знать: кем работают папа и мама, что они делают на работе. Знать о других видах профессий.
  • вести беседу, отвечая на вопросы, рассуждая, строя предложения из 5-8 слов. К примеру, малышка должна уметь рассказать папе, пришедшему с работы о том, что она делала в течение дня.
  • пересказывать сказку, рассказ или другую услышанную им информацию. Читать наизусть потешки, детские стихи.
  • рассказать основную информацию о себе, а именно назвать свое имя, фамилию и отчество, возраст, место жительства.

Пособия по развитию речи

Если вы чувствуйте, что речь малыша не достаточно развита, то занимайтесь с ребенком, используя пособия для занятий:

  • азбуку в картинках
  • материалы под названием «Учимся читать», «Цветные буквы»
  • игру под названием «Собери слово по картинке» или «Играем и учимся читать», «Лото с буквами»
  • чистоговорку.
  • пазлы с изображением букв алфавита.

Математические знания

В области математики карапуз 4 лет должен показывать следующие знания и умения:

  • ориентироваться в расположении предметов, т.е. правильно отвечать с какой стороны (справой, слевой, сверху, снизу…) расположен тот или иной предмет.
  • правильно назвать пять основных геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник.
  • знать счет до десяти и уметь посчитать предметы в количестве до 10 штук. Некоторые дети 4 лет с удовольствием учатся писать десять основных цифр.
  • уметь расставить цифры в последовательности от одного до пяти и от пяти до одного.
  • визуально или подсчетом определять: где больше предметов, а где меньше, а так же уметь уравнивать их количество путем перекладывания предметов.
  • учиться писать палочки, обводить клеточку в тетради.

Задания для детей 4 лет изложены в специальных пособиях:

  • в виде карточек под названием: «Учим ребенка считать», «Цифры от 0 до 10», «Геометрические формы», «Найди лишнюю цифру», «Цифры-раскраски»
  • в форме игры под названием: «Изучаем геометрические формы», «Математика с игральными костями», «Ориентируемся в пространстве: до и после»
  • в раскрасках «Раскрась рисунок и соедини цифры», «Цифры-раскраски»
  • в прописях «Цифры», «Пропись по математике», «Учимся писать цифры от 1-9», «Учусь считать»
  • в виде пазлов под названием «Тройные геометрические фигуры», «Тройные цифры и счет».

Задания на логическое мышление

Очень важно развивать у ребенка 4 лет логическое мышление, память и внимание.

Чтобы узнать об успехах малыша в этой области знаний, рекомендую протестировать малыша, дав ему следующие задания:

  • сравнить картинки, определить: чем они отличаются между собой и в чем схожи.
  • сложить подобную образцу постройку из конструктора
  • сложить разрезанную картину из 2-4 ее частей
  • не отвлекаться, выполняя задание (по крайней мере, в течение 5 минут)
  • самостоятельно построить игрушечную пирамиду или сложить пирамидку, к примеру, из одноразовых стаканчиков
  • правильно вставить в отверстия недостающие фрагменты картины
  • уметь словестно обобщать предметы, а именно: стол, шкаф, кровать – это мебель; мама, папа – это родители. Исключать лишний предмет в перечисленном вами перечне или находить ему пару.
  • отвечать на элементарные вопросы обихода. К примеру: «Почему мы зимой тепло одеваемся?», «Зачем человеку дом?»…
  • правильно подбирать анонимы простых слов: пустое — полное (ведро), высокое — низкое (дерево), горячее – холодное (какао)…
  • сразу запомнить несколько пар слов, которые вы ему прочитали и в точности пересказать их.
  • уметь увидеть на картинке неправильно нарисованное изображение. Показать на него и объяснить: почему он так думает. Это могут быть картинки для детей 4 лет с изображением зверей или людей, где один из них будет нарисован вверх ногами.

Если малыш 4 лет успешно справился со всеми заданиями, то у него на должном уровне развита память, мышление и внимание. Если же карапуз не выполняет того или иного задания, то Вам необходимо уделить больше времени и внимания для обучения своего чада. Возможно, для этого понадобится обучающая программа для детей 4 лет или специальные пособия для занятий.

Это могут быть:

  • карточки под названием «Найди лишний предмет», «Найди пару», «находить тень у изображения», «Уроки развития логического мышление», «Определяем где большой и где маленький»
  • пазлы
  • головоломки Красноухова
  • раскраски для развития логики
  • обучающие программы под названием: «Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти».
  • игры «Кто есть Кто?» или «Что есть что?», «Подбери заплатку», «Поймай рыбку», «Найди пару», «Память и внимание», «Развиваем память и Внимание»

Что должен знать четырехлетний малыш об окружающем мире?

Прежде всего:

  • знать какие бывают овощи, фрукты, ягоды и их свойства, где растут и т.д.
  • знать основных насекомых: кузнечика, божью коровку, бабочку и рассказать: как они передвигаются
  • знать основных домашних животных, чем они питаются, как называются их детеныши.
  • ориентироваться во временах года, узнавать их по картинкам.

Для того чтобы помочь ребенку получить достаточно знаний о вещах и животных, которые его окружают, создано много пособий в виде:

  • карточек или раскраски с изображением: животных, человека, птиц, мебели, овощей, фруктов, ягод, одежды, профессий, деревьев и листьев, осени, весны, лета, зимы, транспорта, насекомых…
  • развивающие игры.

Что должен уметь четырехлетний ребенок?

Вот основной список его возможностей в таком возрасте:

  • умеет одеваться, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, застегивать молнию на курточке или кофте.
  • умеет самостоятельно кушать, используя столовые приборы: ложку и вилку.
  • может карандашом или ручкой провести линию на листе бумаги
  • умеет нанизывать бусинки или пуговицы на нить
  • заштриховывает или закрашивает фигуры, практически не выходя за контур изображения.
  • знает где левая рука, а где правая.

Чтобы научить малыша всему вышеперечисленному не нужно применять специальные обучающие пособия, ведь Вы – родители, сможете лучше рассказать малышу об этих элементарных вещах.

Изучение иностранных языков

И, наконец, если Вы решили, что ваш карапуз должен с раннего возраста знать английский, то можете воспользоваться следующими обучающими материалами:

  • английский с Биг Маззи
  • пазлы с английскими буквами
  • карточки с английским алфавитом.

Вот, пожалуй, и вся программа развития ребенка 4 лет.