Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи. Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа


Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»),

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, истории, басни, стихи.

Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Нет.)

Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)

Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.

С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (С волком.)

Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.

А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)

- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти —

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е-е!

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Из-за чего возник спор у баранов?

Кто из баранов победил?

Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)

Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?

Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?

Как поступали вы?

Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?

Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:

1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»

2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.

3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.

4. Предложить играть вместе всеми игрушками.

Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).

А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).

Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.

Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)

- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.

Два петуха издалека

Увидели зерно.

К нему рванулись петухи,

А зернышко - одно.

Одна крупинка на двоих,

Раздорам нет конца.

Лишь честный бой рассудит их -

Решили два бойца.

Краснеют гордо гребешки,

Стоят два петуха,

Два клюва - только прикажи,

Посыплется труха.

Пока не остывает пыл,

Кидайся напрямик!

Но петухов остановил

Какой-то шум и крик.

Глазам своим два петуха

Поверить не могли:

Мальчишки, словно петухи,

Катаются в пыли.

Никак мириться не хотят

Два вздорных драчуна.

И пуговицы в пыль летят,

И бровь рассечена.

А ссора - из-за чепухи:

Словечко лишь одно...

Подобной драки петухи

Не видели давно.

И петушиный пыл потух

Перед двумя детьми,

И петуху сказал петух:

«Зерно твое, возьми!»

Ведь драка из-за пустяков

Со стороны смешна,

Совсем как битва петухов

Из-за того зерна!

Из-за чего произошел спор у петухов?

Что остановило петушиный бой?

Из-за чего произошел спор у мальчиков?

Почему петухи решили остановить битву?

Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна...)

В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была,

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

Вам понравились девочки?

Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)

Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).

А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).

Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?

Вы хотели бы так дружить?

Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие по сказочному островку»

Выполнила: воспитатель старшей группы МАОУ «Прогимназия Кристаллик» Таран А.А.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель :

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

Развивать мелкую моторику рук и движений.

Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Задачи:

Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.

Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.

Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.

Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

Демонстрационный материал : иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Методические приёмы:

Наглядная : иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками, интерактивная доска, волшебный сундучок, пазлы со сказками.

Словесная : беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете, ребята, кто придумывает сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
-Какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, поучительные, остроумные.
Воспитатель: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети : Жили - были, в некотором царстве.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое сказка?
Дети : необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель : Как заканчиваются сказки?
Дети : добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
- Ой, ребята, у нас в островке появился волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (
пытается открыть ) не открывается, что же делать? (Смотрите, на нем письмо – что же там написано?)

- Я герой из сказки, принес вам подсказки

Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!

Вот вам задания – пройдите испытания! ( достает конверты с заданиями ).

Воспитатель:

И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки:
1.« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…..». Репка .
2.« Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. - Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился.
«Теремок»
3.Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась».
Маша и медведь»

4. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь, дело – то было зимою. (лисичка – сестричка и серый волк).

Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Что же нам сундучок приготовил еще? (открывает конверт с заданием)

Воспитатель : Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)
2) Красная - (шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)
4) Царевна- (лягушка)

Молодцы ребята, хорошо и с этим заданием справились.
А теперь отдохнуть пора. В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.

    Мышка быстренько бежала (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
    Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)
    Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)

    2. Вот мы её посадили (наклоны)
    И водой её полили (имитация полива)
    Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
    А теперь её потянем (имитация движения).
    И из репки кашу сварим (имитация еды).
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).

3. Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)

Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание (у доски).

Воспитатель:

Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: (Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске )
« Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, Петух и леса», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».

Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки).

Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? (Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? (Мышка).
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок?
(заяц)
- У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке. («Колобок»)

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Красна девица, грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы! (пальчиковая гимнастика «от так!»)

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как берёшь? Вот так!

Как даёшь? Вот так!

Как грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Показать большой палец.

Пошагать двумя пальцами одной

руки по ладони другой.

Тремя пальцами.

Раскрытой ладонью.

Указательным пальцем.

Все пальцы сложить «лодочкой» и

положить на них голову.

Кулачок под щёку.

Надуть щёки и ударить по ним

ладошками.

Ой ребята, смотрите, Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника. (воспитатель показывает спутанные разрезанные иллюстрации (пазлы) к сказкам), давайте мы их правильно соберем!

Пазлы вы должны собрать

И сказку назвать!

Дети собирают картинки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит). В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом. (Теремок)

Воспитатель:

Ребята, а давайте каждый построит теремок, чтобы все добрые, сказочные герои приходили к нам в гости. (достает палочки Кюизинера).

Воспитатель: Ребята вы так старались, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания, и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок посмотрим что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок большая книга сказок.

За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем кто трудился, тем кто старался - вот этот подарок вручу, эта книга сказок для вас ребята.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!

Наталья Клюненкова
«Угадай по описанию»

Цель игры : Формировать умение у детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет .

Игровые правила :Рассказывать о предмете надо так,чтобы дети не сразу догадались о нем,поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.

Игровые действия :Передача ленточки. Отгадывание,о чем рассказал участник игры.

Материал :ленточка,игрушки.

Литература : А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Ход игры-занятия :

1. Организационный момент :

Ребята,уберите игрушки и подойдите,пожалуйста, ко мне.

Встаньте,пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа,приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!

К нам пришли гости,давайте поздороваемся!

Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы .

Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и быввают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму,цвет,величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов,которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.

Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.

Я сейчас вам расскажу про предмет,а вы должны отгадать.

Прямоугольный,гладкий,имеет четыре ножки,за ним сидят,кушают,рисуют,лепят. Что это?

Блестящий,с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?

Они квадратные,разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?

Сейчас мы с вами поиграем. .Теперь сели на стульчики.

2. Основная часть.

Ребята,пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе,а мы по описанию отгадаем , какой предмет говорит.

Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры :когда будете рассказывать о предмете,не смотрите на него,чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах,которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему,он встает и дает описание предмета ,а затем передает ленточку тому,кто будет отгадывать.

Ребята,я вам даю время,чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.

Первым описывать буду я . Послушайте меня внимательно.

Он разноцветный,круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле,а в группе нельзя им играть ,так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку,кто будет отгадывать.)

Р :-Мяч.

Р :-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное,откусишь его-вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)

Р : -Это яблоко.

Р :Блестящий,с носикоми ручкой,в нем кипяченая вода.

Р :- Чайник.

Р :-В ней много листочков,на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки.

Р : -Это игрушка,она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост,узенькая мордочка,хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р :-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки,за ним сидят, кушают,рисуют,лепят. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.) и. т. д.

Физминутка.

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Игра «Назови и опиши предмет»

А теперь,ребята,поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет,который лежит на полочке,

Тот,кому передадут ленточку,будет описывать предмет . Поиграем?

(3-4 ребенка опишут предметы.)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребята,посмотрите что у меня в руках (Чудесный мешочек)

У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову,тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет . Тот,кто отгадает получит ленточку.

(3-4 ребенка)

Рефлексия :

Ребята,чем занимались на занятии ?

Во что мы играли?

Ребята,Вам понравилась игра?

Чье описание предмета вам больше понравилось?

Молодцы,дети!На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено .

Публикации по теме:

«Дидактическое пособие по развитию речи. «Узнай по описанию или составь рассказ». В группе для развития речи ребят было создано вот такое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по описанию комнатных растений Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» «Составление рассказа по описанию комнатных растений». Программное содержание: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5–6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

В.В. Гербова
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Планы занятий

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез, 2008), "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания ("Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке", – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь "для себя", речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: "Вершки – корешки", "Кто лишний и почему?" ("Что лишнее?"), "Определи на ощупь" (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), "Что не так?" (картинки-путаницы), "Что изменилось?" и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: "Кто скажет иначе?", "Кто заметит больше?" (качеств, деталей), "Кто расскажет подробнее?", "А как наоборот?" (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: "Вот это да!" ("Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…" Педагог предлагает детям продолжить рассказ); "Кто как кричит" ("И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают" и т. п.); "Чего на свете не бывает?" ("Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек" и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх ("Что получится, то и получится", "Кто это был?"), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка . С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

Вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

Образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п. ) ;