Запорожская Сечь. Как становились казаками-запорожцами. Сценарий посвящения в казаки


Казачья младенческая инициация (посвящение)

Редко сегодня можно увидеть посвящение маленьких детей в казаки. Этот старинный обряд имеет глубокий смысл и играет важную роль в воспитании настоящего мужчины. 30 июля в КИТК "Казачий Дон" мы стали свидетелями появления нового казачка.

Рождение мальчика в семье казака всегда считалось большой радостью. На нового продолжателя рода возлагаются большие надежды - его готовят стать воином, тружеником. Вот почему малыша нужно воспитывать по казачьим обычаям уже с пеленок.

Согласно существующей традиции, отец Михаил дождался появления у своего сына первого зуба и совершил обряд посвящения. На донских просторах у конюшни собрались родственники и друзья семьи.

Крестный отец в первый раз посадил будущего казачка верхом на оседланного коня и подрезал светлые волосы, нестриженые с рождения. В седле мальчик держался спокойно и уверенно, ни капельки не испугавшись красивой белой кобылицы. Пришло время дать ребенку главные казачьи символы. Надев на казачка шашку и фуражку, крестный вернул казака матери со словами «Вот тебе казак!».

Очень важен не сам ритуал, а его сакральное значение. Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к общине вольных сынов Тихого Дона. Более того, в семье растет мальчик и его нужно воспитывать мужчиной. Мужчина - голова, защитник, воин!




Песня о России (фонограмма)

Добрый день. Мы рады приветствовать уважаемых гостей, педагогов и учащихся на нашем празднике!

Мы рады приветствовать учеников и учениц, которые решили быть юными казаками!

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

Сколько бед в дорогах повстречали!

Те, кто шел на Юг, Урал, в Сибирь…

Казаки Россию создавали

И создали даль её и ширь.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Вед: встречаем будущих молодых казаков (выходят под музыку)

Музыка « Эх, казаки идут»

Ведущий:

Торжественное мероприятие,посвященное принятию в молодые казаки объявляется открытым.

Звучит ГИМН

Выходит Михайлов А и Клецин В стихотворение: «Я ВЕРЮ в ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАКА».

Я верю в возрождение казака!

Увы, забытый ныне властью образ.

В семнадцатом зачёркнут, был антихриста рукой,

Лишь жив доселе в памяти народной.

Он ратник был, какого не сыскать,

Лихой джигит, плясун не уязвимый.

С противником в сто крат превосходящих сил

Из боя выходил казак – непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,

Ремесленник в делах неутомимый,

Он покорил Сибирь, он строил города,

И Вере Православной был защитником всегда.

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,

Как вышел из забвенья Российский триколор,

Начало положив, эпохе возрождения.

Рапорт Пилипенко главному атаману (УКС для посвящения готова)

Атаман: Здорово ночевали братья казаки?

Слава Богу!

Слово предоставляется директору школы Кабину Д.С .(Зачитывается приказ по школе о создании УКС.)

Слово предоставляется

На наш праздник приехали _______________________________________

Городским гостям (вручение удостоверений)

При вручении казаки говорят:» Служу Отечеству»

Главе администрации Большереченского района Майстепанову В.И.

Атаману атаману казачьего общества Пилипенко А.А.

Слово предоставляется священнослужителю ____________________

Вы, нынешние казаки – это завтра России. Какую бы профессию вы не выбрали в будущем, где бы вы ни жили, надеемся, что станете настоящими гражданами своей страны.

Наступает торжественная минута.

Внимание, звучит клятва «Юных казаков»!

Атаман читает клятву:

«КЛЯТВА»

Мы торжественно обещаем:

Строго выполнять кодекс чести

И правила казака

Быть преданными заповедям казачества

Душу отдать Богу

Жизнь отечеству

Сердце людям

Чести никому.

Песня « Эх, казаченьки»

Мы будем жить по заповедям:

1.Честь и доброе имя казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. Помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи.

4. По тебе судят обо всём казачестве.

5. Держи слово. Слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись верой предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь здоров, трудолюбив.

10. Береги семью свою, служи ей примером.

А главная заповедь для нас как и для всех казаков России

«Люби Россию, ибо она твоя Мать

и ничто в мире не заменит тебе ЕЁ»

Славное прошлое казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью говорить: « Слава тебе,Господи, что мы казаки» Можем мы сказать, что казачьи традиции сейчас живы, а дух казачий не иссяк? Мы скажем: Да! Традиции живут и дух казачий в нас!

Ведущий:

В служении – основа жизни,

На благо всей Отчизне,

А значит благо будет и тебе.

Работать иль учиться,

Цель – людям пригодиться,

И состояться в собственной судьбе.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

На этом торжественное мероприятие объявляется закрытым.


Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком - уже был казаком.

В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.

Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни - и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном - т.е. родной землей, родным домом, родной семьей. В Области Войска Донского сложился настоящий культ коня, связанный не только с традициями древнерусских дружинников, но и с укладом жизни степных кочевников, у которых казаки переняли множество способов обращения с лошадью, которые и сами нередко становились казаками.
Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф, или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал Дон, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него - часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!…
Финалом подростковой инициации можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора. Так, в книге «Донцы» читаем: «По временам все ребячье население Черкасска выступало за город, где, разделившись на две партии, строили камышовые городки. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знаменами и хлопушками, верхом на палочках, противники сходились, высылали стрельцов или наездников-забияк и, нападая, сражались с таким азартом, что не жалели носов; рубились лубочными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамена, хватали пленных. Победители под музыку из дудок и гребней, с трещотками или тазами, возвращались торжественно в город; сзади заливаясь слезами, понурив от стыда головы, шли пленные».

Юношеские инициации предназначалась для 17-19 летних парней, именуемых малолетками, что соответствует по значению современному слову «допризывник». Два главных события определяют характер этой инициации: обучение в летних военных лагерях и публичное состязание молодых казаков. Обстановка летнего лагеря казаков-малолеток живо представлена в следующем описании: «когда была введена перепись «малолетков», то все достигшие 19-летнего возраста собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полном вооружении. На ровном месте, возле речки, разбивался большой лагерь, где в продолжении месяца обучались малолетки воинскому делу под руководством стариков, в присутствии атамана. Одних учили на всем скаку стрелять; другие мчались во весь дух, стоя на седле и отмахиваясь саблей, третьи ухищрялись поднять с разостланной бурки монету или же плетку. Там выезжают поединщики; здесь толпа конных скачет к крутому берегу, вдруг исчезает и снова появляется, но уже на другом берегу». Атмосферу публичного состязания передает автор «Картин былого Тихого Дона»: «со многих станиц в одно место собираются казаки-малолетки на смотр. Что смотреть? - когда их никто ничему не учил. И вот начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всем скаку, рубка и фланкировка. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятия и боролись на коне». Итоги состязания подводил атаман: «Самым метким стрелкам, самым лихим наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные седла, оружие».
Малолетки во многих станицах принимали участие в кулачных боях в качестве зачинщиков на их начальной стадии. Последующий ход сражения они наблюдали со стороны. Однако это тоже являлось своеобразной школой, т.к. кулачки развивали смелость, отвагу идти в пешем строю на грудь неприятеля и быструю в казаке смекалку разбираться, кого выручить, кого смять в свалке.

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

Ведущий 1.

Далеко далече, между синих речек,

Где на красных зорьках звенели камыши,

От петли татарской да от ласки царской

Хутора попрятались во степной глуши.

Ведущий 2.

Эй, хутора –

Казачья колыбель!

Отпела та пора,

Как апрельская капель.

Ведущий 1.

Эй, куренья!

Не видно и следа

Но ржанием коня

Нас будят давние года!

Ведущий 2.

Эй, трынь-трава,

Казачья в поле жизнь.

Казачья голова!

России – матушке служи!

Ведущий 1.

Эй, ковыли,

Степные сторожа,

Вы знаете одни,

Где буйны головы лежат.

Звучит казачья песня «Не для тебя»

Ведущий 1.

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата» учащихся 2 и 5 классов.

Ведущий 2.

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий 1.

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Терек - реки?
Кто до смерти служит России?

Это славные казаки!

Праздник «Посвящения в казачата» считать открытым

Звучит гимн России

Ведущий 2.

Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?

Ведущий 1.

Казак - полномерная воля,

2 - безоглядная доля,

1 - нерушимая крепь,

2 - не тупящийся меч,

1 - правды маяк,

2 - веры оплот,

1 - мужества грань,

2 - благородства дань.

Ведущий 2.

Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Ведущий 1.

Расти, Ставрополье, мой казачий край!

Бессчётно песен горестных и звонких!

Казачий хор не уставай, играй!

(исполняется песня в исполнении вокальной группы «Лети, перышко»)

Ведущий 2.

Познала наша земля много горестей. Не прошла её стороной ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. Но главное, что бы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда душу вкладывали.

Ведущий 1.

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ведущий 2.

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ведущий 1.

Хранили казаки Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ведущий 2.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

Ведущий 1.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе)

(Исполняется песня – акапелло «КОНЬ»)

Ведущий 2.

Но молодые казачата должны не только песни знать, но и традиции казаков. Об этом мы сейчас немного поговорим:

Ведущий 1.

Кто-нибудь знает, как называется общее собрание казаков? (круг)

Ведущий 2.

А чем сход отличается от круга? (тем, что на сходе присутствуют и казаки, и женщины)

Ведущий 1.

А что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

Ведущий 2.

Вы знаете, кто присутствовал при первом купании только что родившейся девочки? (отец: он ел горькую, солёную, горелую кашу, чтобы жизнь дочери была сладкой)

Ведущий 1.

Но самой главной традицией и обычаем казаков остаётся гостеприимство. Не даром казаки говорили: «Хлеб-соль и разбойника смирят!»

Ведущий 2.

О том, чему надо учиться у наших предков казаков, каким нужно быть, чтобы и дальше прославлять казачество мы вам и расскажем.

Ведущий 1.

Мы расскажем Вам о том,

Как в казачестве живём

К делу наше отношенье,

Долг наш – Родине служенье.

Ведущий 2.

Степные рыцари, мы бдим

Родного края приграничье

Всегда на страже от потуг

Народов заграничных.

Ведущий 1.

Живою изгородью мы,

Селились здесь от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

Ведущий 2.

Но долг защитников мы чтим,

С клинком прощенья нет

И иноверцев победим,

В бою возьмём победу!

Ведущий 1.

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

(Исполняется песня «На горе стоял казак….»)(Хор)

Ведущий 2.

Перед молодыми казаками стоит задача – вырасти смелыми, ловкими, сильными и мужественными. Казачата должны уважать обычаи и традиции своих дедов и отцов, знать историю казачества. А вы, ребята, готовы такими стать?

Ведущий 1.

Тогда вы должны знать кодекс чести казачат

(Юные казачата рассказывают кодекс чести казачат)

Кодекс чести казачат (2-й класс)

Учиться знанию, учиться совести, учиться памяти.

Верить в Россию, любить Россию, помогать России.

Быть свободным гражданином свободной страны.

Стремиться действовать, добиваться успеха, но только за счёт собственного ума и труда.

Не ждать от других ничего, самому делать всё.

Быть весёлыми и никогда не падать духом.

Ведущий 2.

Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родное село! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.

Ведущий 1.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили некоторые казачьи традиции, песни, пословицы. Мы с вами живём в казачьем крае и обязательно должны интересоваться историей своего края, знать историю славного казачества.

Ведущий 2.

Сегодня часто можно слышать о возрождении казачьих традиций, конечно же это хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.

Ведущий 1.

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество

Это честь, а не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества:

Ведущий 2.

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

(исполняется песня «Степь»)

Ведущий 1.

Ребята, вы нам доказали, что вы настоящие казаки. Но чтобы всегда ими оставаться, нужно знать и соблюдать 5 законов.

Законы казачьего класса(5-й класс)

1. В казачий класс попасть не просто

Это право заслужи.

Что ты смел, умел и вежлив

Сразу делом докажи.

2. Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

3. В казачий класс пускай к нам идет

Только тот, кто в дружбу верит.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём.

4. Вместе весело шагать,

Песня помогает.

Делать нечего у нас

Тем, кто этого не знает.

5. Чтобы был у нас порядок

Надо поработать.

Ты о слабых, младших, старых

Проявляй заботу.

Ведущий 2.

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Ведущий 1.

А вы, Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы приготовиться.

Ведущий 2.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Ведущий 1.

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 1.

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

«Слава России!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Ведущий 1.

Надеемся, что вы, ребята, будете расти именно такими: радостью и гордостью России.

Ведущий 2.

А сейчас, слово нашим казачатам - пятиклассникам

Пятиклассники: Мы казачьи заветы

Не забудем никогда!

И пускай, как скорость света,

Мимо нас летят года.

И куда б мы не попали,

Завела судьба бы нас,

Никогда не оплошает

Наш казачий 5 класс!

(Исполняется песня «Наш край – это Россия!»)

Ведущий 1.

На этом наше торжественное мероприятие «Посвящение в казачата» завершилось. Желаем нашим новоиспечённым казачатам вырасти настоящими казаками!