Застольный этикет. Этикет правила поведения за столом для детей


Сегодня поговорим о застольном этикете — своде правил поведения до, во время и после еды.

Изучив эти правила, почувствуешь себя уверенно в любой обстановке: дома, в кафе, у друзей.

Поэтому важно уяснить их и выполнять!

Общие правила перед приемом пищи
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.

Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему. Некрасиво, когда все ждут только тебя. Поэтому на званые обеды, дни рождения старайся приходить вовремя или чуть-чуть раньше, но ни в коем случае не опаздывай!

Дома за столом у каждого есть определенное место: садись на свое, не занимай чужое. В гостях усаживайся туда, куда укажет хозяин праздника или взрослые. В кафе — выбирай любое свободное место, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

Правила поведения за столом

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.
Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.
Нельзя вертеться, кормить домашних животных. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.
Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.
Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!
Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол. Попроси человека, находящегося к нему ближе, положить тебе порцию в твою тарелку.
Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.
Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок!

Правила пользования столовыми приборами

Научись правильно использовать ложку, вилку, нож. Как они появились и когда их стали использовать люди, можешь почитать в нашем , страница 41.
Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.
Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.
При использовании двух приборов — ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, — левой.
Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.
Запомни: ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.
Во время перерывов в процессе потребления еды и по окончании застолья столовые приборы ложи на тарелку.
Правила пользования салфетками.
Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды). Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.
Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо.
Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки. Использованные бумажные салфетки — на край тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки), каши едят ложкой.Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.
Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.
Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам, яичнице.
Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.
Мясо птицы и дичи с костей изначально срезают ножом и вилкой. Оставшееся на косточке мясо можешь взять рукой за кончик кости.
Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Дома кусочек хлеба кладется слева на обычную бумажную салфетку. В кафе — на специальную пирожковую тарелку. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.
Положив сахар в чай специальными щипцами или чайной ложкой, размешивай его бесшумно. После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.
Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили. Такое поведение вызывает неодобрение окружающих, однако родители больше обеспокоены отказом малыша от еды, чем его неправильным поведением. Чаще всего они оправдывают отсутствие манер у ребенка тем, что он еще слишком мал. Вот подрастет, тогда и научится этикету. Между тем, правила поведения за столом доступны даже самым маленьким ребятишкам. Родители могут легко обучить им своего ребенка, и тогда не придется краснеть за него, где бы они не оказались: в гостях, кафе, дома. Главное, надо помнить, что навыки формируются и закрепляются в поведении только при их постоянном повторении. Поэтому этикет должен присутствовать в жизни ребенка постоянно.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 - 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади ("Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи").
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой ("Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок").
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое - вилкой ("Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу").
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку ("За едою не тянись, а к соседу обратись").
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные. Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом.

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

"Накормим куклу"

Популярные сюжетные игры по типу "Накормим игрушку" нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: "Давай устроим нашим куклам праздничный обед", "Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей". По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка - слева от тарелки, нож - справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят "гости", ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

"Путешествие"

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и "поезд" отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить "Эйфелевую башню" из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

"Магазин посуды"

Взрослый вместе с ребенком обустраивает "магазин", в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: "Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей", "Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда".

Дидактические игры

Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

"Назови правильно овощ"

Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ - (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат - (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу - ложкой, котлету - ножом и вилкой, салат - вилкой.

"Медведи обедают" (по мотивам сказки "Три медведя")

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка - игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

"Скатерть - самобранка"

Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот "стол", где требуется изображенный предмет: для обеда - глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника - стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

"Четвертый лишний"

Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех - посуды и одного - другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

"Что чем едят"

Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте - подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором - взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

Стихи и загадки про этикет

Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой "1000 уроков этикета", А. Усачева "15 правил этикета", Г. Шалаевой " ". Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

Для малышей

Перед едой
Руки вымоем... (водой).

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом... (едим).

Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)

Руки вымой, не ленись
Лишь потом за стол (садись).

На колени, детка,
Положи (салфетку).

Для второго, помни тоже,
Вилку надо взять и (ножик).

Суп, конечно же прольешь,
Если из тарелки пьешь.
Наклони ее немножко,
Доедай свой супчик (ложкой).

Для старших дошколят

Стихи Юрия Чичева

Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
Этикет добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть -
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся -
Это не качели.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает этикета
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.

  1. Не ограничивайтесь только назидательными словами о пользе этикета. Приучайте малыша проявлять свои хорошие манеры и знания постоянно, в повседневной жизни. Например, можно привлечь кроху к сервировке стола для обеда (поставить хлебницу, тарелки, разложить ложки). Вспомните, как малыш правильно вел себя в гостях, . Обсуждайте примеры из жизни детей, как положительные, так и отрицательные. Можно запечатлеть на камеру красиво сервированный стол, правильно сидящего за столом ребенка, чтобы потом вместе рассмотреть фотографии или видео и обсудить их.
  2. Чаще используйте просмотр детских фильмов, мультиков со сценами этикета. Спросите, у кого из героев хорошие манеры, а кто показал себя невоспитанным. Можно посмеяться над неуклюжестью персонажей, зарисовать и исправить на рисунке ошибки.

  3. Не надо забывать, что пример для родителей будет самым лучшим уроком для малышей. Ведь в детстве чадо всегда подражает своим любимым маме и папе. Поэтому манеры родителей отразятся в поведении малышей.
  4. Воспитанность, в обществе, хорошие манеры, знание этикета обязательно помогут дошколятам стать успешными в дальнейшей жизни.

Цели и задачи классного часа:

Познакомить детей с правилами поведения за столом;

Научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Описание классного часа

Уроки воспитания

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Выходят несколько ребят.

1-й ученик:

Учит крошку-людоеда

Папа людоед:

2-й ученик:

Если хочешь съесть соседа —

Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость —

Улыбайся шире!

3-й ученик:

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик:

Есть в прихожей — ни за что!

Людоед здоровый

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик:

И красиво не забудь

Разложить приборы,

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи

Или королева —

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик:

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Повторяю, крошка:

Что в тарелке ни лежит —

Яд или отрава —

1-й ученик:

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть —

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное, но я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь? (Вариант ответа ребят: о вежливости и культуре поведения за столом.) Всякому с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы: «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Обсуждение ситуации «Как правильно сидеть»

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Ситуация-практикум «Накрываем на стол»

Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.

Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки...

Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.

Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:

1. Всем подняться.

2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.

3. Девочки правильно кладут руки за столом.

4. Мальчики берут листок бумаги («тарелку») и с левой стороны кладут ее перед девочкой.

5. Теперь мальчики берут ручку («нож») и карандаш («вилку») и правильно кладут их по бокам «тарелки».

6. Девочки берут в руки «нож» и «вилку» и показывают, будто они едят кусочек мяса.

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», (автор Мухаммади Куддус), и расскажут их вместе со мной наши ребята.

Учитель:

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик:

Как проснулся — так вставай:

Лени воли не давай!

2-й ученик:

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3-й ученик:

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4-й ученик:

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик:

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

6-й ученик:

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

7-й ученик:

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

8-й ученик:

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9-й ученик:

Знай: хорошие отметки —

Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик:

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Подведение итогов . После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.

Все родители выходят со своими чадами «в свет», будь то детское кафе, поход в гости или другие развлечение, все они сопровождаются приемом пищи. Детям уже с самого раннего возраста следует знать, как правильно вести себя во время приема пищи. Причем правила и нормы поведения следует прививать ребенку, не только когда вы посещаете или принимаете гостей, а и в повседневной жизни…

Этикет за столом для детей ничем особенно не отличается от этикета для взрослых. Вопрос состоит в том, как правильно объяснить малышу понятие этикета и научить его всем аспектам и нюансам поведения за столом.

На самом деле все очень просто: объяснить ребенку правила этикета за столом, можно начав с личного примера. Причем учить этикету ребенка можно в форме игры, в которой отсутствуют строгие правила и требования.

Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю, о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие выдуманные герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение очень понравится вашему малышу, поверьте.

Для того чтобы ребенок освоил обучение правильного использования столовых приборов, родителям следует почаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в самые кратчайшие сроки запомнит назначение каждого прибора и научится правильно орудовать ножом и вилкой. Кроме того, эти познания останутся в памяти на всю жизнь и став взрослым, у него не возникнет чувство неуверенности за столом.

Также, очень важно объяснить ребенку, что этикет за столом включает такие правила:

Правило первое
Сидеть за столом надо прямо. А не так, как иной раз сидят некоторые ребята. Они облокачиваются на стол, качаются на стульях, балуются со скатертью. И вот что от этого бывает: стул падает, скатерть стянута со стола, на пол летит посуда, из тарелок льётся суп.

Правило второе
Никогда не бери в рот нож. Легко можно порезать язык и губы. не ешь с ножа. Ножом только режут!

Правило третье.
Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда пополоскать рот водой.

Правило четвёртое.
Котлеты, тефтели, рыбу, варёные овощи никогда ножом не режут. едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, при этом вилку обязательно держать в правой руке.

Правило пятое.
Если надо порезать какое-нибудь кушанье, тогда вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.

Правило шестое.
Когда ты закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

Правило седьмое.
Твёрдо помни: своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок.
Для общего блюда нужны специальные вилка, ложка или нож.

Правило восьмое.
Когда ешь, не чавкай, не шлёпай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы слышали все сидящие за столом.

Есть надо спокойно, не торопясь пережёвывая пищу, беззвучно глотая суп. А если супа осталось немного, не наклоняй тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на колени.

Отметим, что не стоит слишком строго судить ребенка, если он пока не совсем освоил этикет за столом. Проявите терпение, ласку и внимание и все обязательно получиться!

Но существуют и некоторые ошибки, которые совершают родители при обучении ребенка этикету.

Чтобы накормить ребенка, его нужно развлекать.

Кормление малыша под музыку, чтение и т.п.- грубое нарушение культуры здорового питания. Это мешает приступить к работе рефлекторной фазе работы ЖКТ, т.к. ребенок отвлекается и не смотрит на еду, не чувствует аромат, не получает наслаждение от вкуса и просто отвлекается от процесса приема пищи.

Лучше проявить фантазию, и из простого блюда сделать забавные фигурки, готовить из ярких продуктов - это привлечет внимание крохи и даст полностью насладится приемом пищи.

Разговоры не мешают за столом.

Недаром, существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Это золотое правило этикета, благодаря которому ребенок учится хорошо пережевывать. Чем спокойней и медленнее ребенок жует, тем пища лучше переварится.

А вот такие слова, как «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», наоборот приветствуются.

Копушу нужно поторапливать.

Не нужно торопится во время приема пищи - приучите к этому малыша. При спешке ребенок не успевает хорошенько прожевать и глотает, что некрасиво, не эстетично и даже, опасно. Большие куски пищи травмируют ЖКТ, плохо усваиваются и перевариваются.

Ложку годовалому ребенку давать рано.

Наоборот, чем раньше ребенок освоит владение столовыми приборами, тем быстрее освоит культуру поведения за столом и умение есть ложкой.

Это не только приучает ребенка к этикету, но и развивает мелкую моторику. Главное, дать ребенку понять, что прием пищи ложкой- удобнее, приятнее, быстрее, нежели руками.

Не использовать вилку до трех лет.

Как только ребенок хорошо освоил ложку, можно предлагать вилку. Для начала купите ребенку детскую вилочку, она удобнее для малыша и без острых зубцов. Поясните, как пользоваться вилкой и покажите наглядно(твердая пища- зубцами вниз, мягкая- зубцами вверх, поддевая еду).

Если ребенок плюется, то наказать!

Не реагируйте излишне эмоционально. Объясните, что плеваться не хорошо, а за столом тем более. Не стоит наказывать, лучше уговорить или отвлечь. Но если и это не помогает, нужно искать причину. Возможно не вкусно.

Нужно красиво сервировать обеденный стол.

Пока ребенку не исполнится 2 года, ему это не нужно и не стоит этого делать. Столовые приборы и скатерти ребенок может воспринять как игрушку, и ценить их начинают намного позже.

А вот такие предметы, как салфетки, клеенчатая салфетка или слюнявчик обязательно должны быть на столе, для того, чтобы вытереть ротик и ручки, не закапаться, не испачкать стол. Учите ребенка самостоятельно следить за чистотой рук и лица.


Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.


Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение - 1,5 - 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 - 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

от 1,5 до 5

В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета; Это обязательное мытье рук перед едой . Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически; Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом , а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи; Постелите малышу на колени полотняную салфетку . Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор; Не позволяйте ребенку играть с пищей , крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза; Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком; К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом , пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10


Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

В 5 - 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.


Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле . Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет; Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом . Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их; Малыш сдерживает отрыжку и кашель . Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой; Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание . Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет; Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка; Садиться за стол можно только после взрослых , а вставать, - после того, как все поели . Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти; Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо» .

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди - изучение особых столовых приборов , не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда . Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира .

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения . Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки , в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма. Собственный пример - лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.


Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, - это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

Возможно будет интересно: 12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы - Почему детей категорически нельзя заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят? Проблемы с весом у детей: из-за чего это случается и кто виноват? Что делать, если ребенок плохо ест и можно ли считать это серьезным поводом для беспокойства? - читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?


Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения. Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение. Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя? Чавканье и беседа с набитым ртом. Сплетни, перебивание и грубый тон разговора. Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости. Облизывание ножа и других острых столовых приборов. Ставить локти на обеденный стол. Раскачивание на стуле. Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим. Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот - веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле. Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей. Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы

Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду. За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату. Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия. Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо. Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Как правильно вести себя за столом

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Публичное выступление. Как не волноваться

Что такое этикет для школьников?

Как вести себя в ссоре?

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Правила вежливого общения для детей