"формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края". Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края


Название: Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старший дошкольный возраст

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Синеглазка»
Месторасположение: город Ноябрьск, ЯНАО

Статья
«Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре
родного края»

Краткая аннотация к статье

В статье раскрывается опыт работы с дошкольниками по духовно – нравственному воспитанию детей. Основные цели работы — показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить детей в активное познание малой родины, формировать нравственные качества детей: основы гражданственности, любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию.

Статья рассчитана на педагогов и может быть использована для планирования работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера, всех тех, кто работает с детьми дошкольного возраста.

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимаясь оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка из кожи и меха, приготовления пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремальных сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

Приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством.

Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и этических качеств личности.

Игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Льдинки, ветер и мороз» – бег парами, «Олени и пастухи» – меткость, глазомер, умение метать в движущуюся цель, «Хейро» («Солнце») – бег и ловкость,«Оленьи упряжки» бег, действие по сигналу, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. Эти игры развивают в детях силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

«Знакомство с культурой народов родного края»

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют ее «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант.песни).

В давние-давние времена в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленьей шкуры строили жилье, делали орудия труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет». Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков.

Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями . Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому . Нельзя уничтожать растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой-нибудь дар.



Представители коренных народов крайнего Севера

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум . Чум – ненецкое жилище. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленьей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира Мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо .

Демонстрация макета чума

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят .

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан .



Изображение оленя

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами.

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего-то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую-нибудь клятву и не сдержал ее. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят в жертву духу медведя на специальных местах в тундре.

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылает порчу и болезни на людей.

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман . Он живет в отдельном чуме. С помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех.

Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни-призывы духов, он танцует вокруг огня, бьет в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они выпускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха. В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своим позвякиванием они отгоняют злых духов.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленьей шкуры, украшают изделие орнаментом.

Орнамент – повторяющийся узор на изделии. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Орнаменты народов крайнего Севера





Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получаются великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным-давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и ненца, и ханта, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

– Воспитывать отношение к родному краю важно для формирования морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствуют формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.

– Возрастает активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего мнения.

– Расширяется словарный запас детей.

– Проявляется интерес к истории своего края, жизни людей других национальностей.

Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и формирования социально — нравственных норм направлено на обеспечение нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.


Воспитание социально — нравственных норм у детей дошкольного возраста посредством использования в учебно — воспитательном процессе методов ознакомления с культурой и традициями народов Ямала – процесс сложный и в нём должны быть задействованы и педагоги, и родители, и дети.

Воспитание положительного отношения к родному краю через фольклор коренных народов крайнего севера эффективно влияет на общий уровень приобщения к истории и культуре родного края детей дошкольного возраста.

Список литературы.

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
  2. Хомич Л.В. Ненцы. Санкт-Петербург, 1995.
  3. Иллюстрации и фотографии из личного архива воспитателя МАДОУ «Синеглазка» Артамоновой И.А.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего города, края, государства, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к традиционным ценностям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

На основе поставленных целей был разработана схема реализации целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников предполагает активное участие детей, педагогов, родителей в его реализации. Она нацелена на развитие любознательности и познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Работа с детьми.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников и сложившейся концепции и патриотического воспитания сложился алгоритм работы с детьми.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с посёлком, на территории которого находится дошкольное учреждение.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

Знакомя детей с достопримечательностями посёлка, города, можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому эффективнее использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и другие эффективные формы и методы: экскурсии, игры народов мира.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, необходима работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Работа с родителями.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральный стержень» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. С привлечением родителей организуются выставки семейных альбомов, изготовляются макеты города, карта города, проводятся совместные праздники, экскурсии. Дети совместно с родителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе по этому направлению с семьей нужно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.


Доклад

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»

Подготовила: Батракова С. Ф

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида»

п. Томаровка

2011

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Это вполне закономерно, так как формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:

    Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

    Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям.

Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа- все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

    Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа.

Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве (русские народные сказки, потешки, поговорки и.т. д), которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры и архитектуры.

    Формирование представлений о России, как родной стране, о Москве, как столице России.

    Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России (флаг, герб, гимн)

    Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

Для достижения этих целей у нас в группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором представлены альбомы: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», Мой поселок», а так же подборка открыток «Город Белгород», «Москва-столица нашей Родины». Книги «Наша Родина-Россия», «Я живу в России». Имеется подборка художественной литературы: русские народные сказки, потешки, былины, пословицы и поговорки, а так же символика России и Белгородской области, портрет президента Д. Медведева.

Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков. Помещаются фотостенды: «Наша дружная семья», «Наши папы и дедушки-защитники Отечества», «Моя мама лучшая на свете» и.т.д.

Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, приглашаем в гости ветеранов, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего поселка, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем поселке (поэты, писатели), знакомят с их произведениями.

Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего поселка, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.

С детьми постарше организуем экскурсии знакомя их с достопримечательностями поселка, которые расположены на

близлежащих улицах: школа, почта, администрация поселка, памятник погибшим воинам, Дом культуры, магазины, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, деревня), где он родился, вырос и живет.

Для этого мы организуем экскурсии по поселку и походы на природу: стадион, Глинскую гору, к водоемам (совместно с воспитателем физической культуры), знакомимся с природой родного края.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству поселка и.т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Так же во время экскурсий происходит знакомство с народными промыслами нашего края, народными умельцами, путешествие в прошлое нашего поселка. В этом нам помогают работники школьных музеев, организуя экскурсии с дошкольниками.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и 6 Августа (день освобождения п. Томаровки от немецко-фашистских захватчиков), возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и.т.д.

Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», «День семьи, любви и верности», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет. Большое значение для детей имеют совместные походы, экскурсии по поселку и его окрестностям, посещение концертов, спектаклей, праздников. Участие в народных праздниках, проводимых в ДОУ (рождественские колядки, масленица, день семьи, любви и верности), помощь в изготовлении атрибутов.

Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.

В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Надеемся, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов .

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой родного края.

М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. А для этого необходимо обратиться к истории .

Существуют официальные и неофициальные символы города. К официальным символам относится герб, к неофициальным - эмблемы по которым узнают какой-либо город (площади, памятники, парки и п.д.)

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры. При этом каждый из символов - это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами родного города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка - от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству .

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются создание проектов, рисуночные тесты «Я гуляю по городу», «День города», игра «Экскурсовод».

Так, например, доминирование в рисунках детей теплых тонов, изображение декоративных элементов, размещение ребенком себя в центре рисунка, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы, свидетельствует об эмоционально-положительном отношении к символам города.

В рамках данного вопроса следует рассмотреть методы приобщения детей к культуре и истории. Все многообразие методов и приемов приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города можно разделить на две основные группы: методы формирования сознания (беседа, разъяснение) и методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Из средств можно отметить:

1) родной язык;

2) общественно полезный труд;

3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

4) народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин .

При этом должны соблюдаться условия:

1. непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей. Например, следует не просто смотреть на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, следует стремиться реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь, принимать участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков;

2. использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

3. усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Такие варианты работы распространены в дошкольных образовательных учреждениях.

Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном - колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками - помощь старших детей малышам.

Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного вокзала города можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны».

Работа по составлению «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнена рассказами о традициях в семье ребенка. То же касается и праздников - рассказы, зарисовки, просто фотографии, составление альбомов помогут в приобщении ребенка к культуре и истории.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей воспитателю нужно планировать беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу используют, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей .

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить на уроках персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой, который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.

Как было сказано выше, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий можно дидактические игры. Дидактическая игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

1. накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

2. развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Например, игра «Волшебные узоры Урала» - выложить орнамент - предполагает закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. Игры закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают необходимые предметы.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра К.Д. Ушинский писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача педагогики» .

Подвижные и хороводные игры («Гори - гори ясно, чтобы не погасло») выступают не только средством приобщения детей к народной культуре, но и средством развития двигательной активности.

Перечисленные методы, приемы, средства работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить. Самое главное, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности - главное условие развития личности.

тия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа - филантропин, в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.

Однако в конце XIX - начале XX вв. интерес к этим идеям возник вновь. В 1899 г. Э. Демолен создает первую во Франции новую школу - школу Рош. Он становится одним из инициаторов нового направления в педагогике - новое воспитание, которое объединило в Лигу нового воспитания 35 стран. Школа Рош воспроизводит основной замысел филантропина Базедова, его методику, его цель. Цель новой школы - воспитать личность, способную стать активным деятелем в различных областях общественной жизни, развить волю, инициативу и самостоятельность детей, физически и нравственно закаленных, будущих хранителей и продолжателей национальных традиций своей страны. Однако, школа Демолена, как и школа Базедова, была ориентирована лишь на привилегированное сословие, на воспитание элиты, для которой нравственные и религиозные начала составляют основу жизни как деятельного служения, служения всею силою своей личности, своей точной, глубокой, самостоятельной мыслью.

Труды М. И. Демкова не издавались и не переиздавались в России после 1917 года ввиду их ориентации на религиозно-нравственное и национальное воспитание, хотя отдельные элементы его методики продолжали свое существование.

Говоря о национальном образовании, о приобщении к истории и культуре следует отметить образовательную концепцию С. И. Гессена. Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса. Ключевые понятия его философско-педагогической концепции - цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те цели - данности, допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или абсолютные. Это цели в себе: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - культурные ценности являются по существу неисчерпаемыми заданиями, то есть задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития. С. И. Гессен развивает концепцию культуры как деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть естественный плод образования, направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Итак, одно из ведущих мест в педагогической науке конца XIX - начала XX веков занимало теоретическое осмысление взаимоотношений общечеловеческих и национальных приоритетов образования. В социально-политической и философско-религиозной мысли получили отражение, с одной стороны, тенденции европеизации русской жизни, и с другой - пробуждение национального самосознания народа. Социально-политические и философско-религиозные ориентации представителей общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX веков определяли специфику их подходов к постановке и решению проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественном образовании.

В отечественной педагогике проблемы национального воспитания рассматривались в двух аспектах: государственном и собственно национальном, этнокультурном, что было связано с полиэтничностью страны, а также с необходимостью защищаться от западноевропейского культуртрегерства.

Проанализировав историко-педагогические идеи национального образования, мы видим, что на протяжении лет многих проводились исследования по данной проблеме, были разработаны блистательные методики, которые так и не были полностью освоены и применены на практике.

1.2 Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

В науке имеются различные трактовки и определения культуры. Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края и