Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы. Дипломная работа психологические проблемы адаптации ребенка в первом классе


Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др). В связи с чем данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.

Ребенку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям. По данным разных исследователей, продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых сложных для младшего школьника.

Изучая историю проблемы школьной дезадаптации, исследователи отмечают, что в отечественной педагогики и психологии она долгое время не поднималась, либо рассматривалась косвенно, в основном в ее биологическом аспекте. Одной из причин игнорирования психологического аспекта данной проблемы называется вероятность возможности «бросить тень на отечественную систему образования, на советскую школу…» (Степанов С., 2000).

Обращение к вопросам школьной дезадаптации именно в ее психологическом аспекте произошло, по разным данным, в конце второй половины прошлого столетия. В отличие от биологического понимания адаптации как приспособления организма к условиям среды существования (от лат. adaptation ─ приспособление), под школьной адаптацией в психологической науке стало пониматься, соответственно, психологическое приспособление к условиям школы. Важно отметить, что одновременно с началом обучения в школе, первоклассник вступает и в новый психологический возраст ― младший школьный возраст, с сопровождающими этот момент сменой ведущего типа деятельности, новой социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями, переживанием кризиса семи лет.

Известно, что процесс адаптации, понимаемый как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта своего развития. Его результатом может стать как адекватный психологический механизм, обеспечивающий в конечном итоге благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к дезадаптированности ребенка. Следует отметить, что, проявляться дезадаптация может не только в таких «традиционных» признаках, как неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и «психогенное формирование личности ребенка, нарушающее его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс» (В.Е. Каган, 1984). То есть как болезненное состояние, возникающее под воздействием психотравмирующих факторов. Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом, особенности взаимоотношений с учителем и др. При этом, по данным исследователей, примерно от пяти до двадцати процентов таких детей нуждаются в психотерапевтической помощи, а «еще больший процент детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевтических формах. Именно на этот контингент и должна быть ориентирована работа возрастных психологов-консультантов» (Бурменская Г.В.,1990). Дополняя данную мысль, С. Степанов говорит о том, что фактически, такая помощь должна исходить от школьных психологов. С нашей точки зрения, это действительно так. В современной школе работу с дезадаптированными детьми может и должен взять на себя именно педагог-психолог. Однако, осуществление этой работы должно происходить в обязательном сотрудничестве с учителем и родителями.

В психологической литературе рассматриваются различные содержательные характеристики процесса адаптации, выделяются его виды и уровни.

В исследованиях А.Л. Венгера выделяются три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.

Так, при высоком уровне адаптации, с точки зрения исследователя, первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно; ребенок решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации ребенок также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Первоклассник с низким уровнем адаптации отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на нездоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников (Венгер А.Л., 2001).

С нашей точки зрения, данная классификация отражает все основные характеристики детей в зависимости от уровня адаптации. Однако, исходя из практического опыта, отметим, что дети с низким уровнем адаптации все же достаточно часто имеют друзей, знают имена и фамилии всех своих одноклассников, а вот уровень развития произвольности (в том числе и произвольности поведения), коммуникативных способностей, действительно, часто не позволяет им занимать в классе «благоприятное статусное положение».

Исходя из рассмотренной классификации, к дезадаптированным детям, с нашей точки зрения, можно отнести детей со средним и низким уровнем развития этого процесса. Важно отметить, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на детей с нарушениями учебной деятельности, вызванными отклонениями в интеллектуальном развитии, олигофренией.

Исследования младших школьников Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой (1985) позволили им выделить три основные сферы трудностей первоклассников, которые, по нашему мнению, также могут соотноситься с рассматриваемыми уровнями школьной адаптации ребенка и характеризуют факторы, приводящие к ее нарушению. Первая группа трудностей обусловлена непониманием детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли, неправильным восприятием ситуации урока. Вторая группа трудностей связывается с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми, со сверстниками. Третья группа трудностей обусловлена специфическим отношением ребенка к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Безусловно, все эти трудности, в зависимости от степени их выраженности, могут приводить к различным проблемам прохождения процесса школьной адаптации ребенка и, соответственно, способствовать различной степени выраженности дезадаптации.

К рассмотренным «школьным факторам», негативно влияющим на процесс адаптации и способствующим дезадаптации ребенка, мы считаем необходимым отнести и авторитарный стиль педагога, что подтверждается результатами многочисленных педагогических и психологических исследований. А также такой существенный фактор, как семья, включающий в себя, в частности, неадекватный стиль семейного воспитания, стиль взаимоотношений с ребенком в семье; неблагоприятный психологический климат в семье, нарушенный характер взаимоотношений в системах «родитель ─ ребенок», «родитель―родитель».

Для изучения рассматриваемой нами проблемы интересен подход О.В. Хухлаевой, которая в рамках изучения психологического здоровья детей в некоторой мере затрагивает проблему адаптации в целом и адаптации ребенка к социальной среде в частности. Говоря о необходимости определения понятия нормы, автор исходит из понимания нормы, основываясь на анализе взаимодействия человека с окружающей средой. Это предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать среду в соответствии со своими потребностями. При этом подчеркивается, что чем старше становится человек, тем в большей степени проявляется необходимость приспособления его самого к условиям среды, а не наоборот. Изучая проблему психологического здоровья детей, О.В. Хухлаева выделяет три его уровня, каждый из которых включает в себя определенный уровень адаптации к социальной среде. Креативный (преобладание устойчивой адаптации к среде, наличие резерва сил для преодоление стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности, наличие созидательной позиции), адаптивный (в целом адаптированы к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность, не имеют запаса прочности психологического здоровья), ассимилятивно-аккомодативный (нарушение баланса между процессами ассимиляции и аккомодации).

На наш взгляд, данная классификация может быть успешно использована при определении уровня психологической адаптации детей к школе. Вслед за автором, мы считаем возможным рассматривать три уровня психологической адаптации детей: дети с устойчивой адаптацией (соответствует креативному уровню по О.В. Хухлаевой), дети, проявляющие отдельные признаки дезадаптации (адаптивному уровню), дети с нарушенной адаптацией (ассимилятивно-аккомодативному или дезадаптивному уровню). Уровни адаптации мы предлагаем выявлять путем применения комплекса различных диагностических методик, среди которых немаловажная роль отводится проективным методикам. Данная классификация уровней является, на наш взгляд, наиболее приемлемой в практической работе психолога с детьми и позволяет вырабатывать и при необходимости корректировать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения детей, вырабатывать рекомендации для учителя и родителей в отношении конкретного ребенка или группы детей.

Подводя краткий итог, отметим, что проблема школьной дезадаптации является содержательно очень широкой и объемной. Несмотря на ее активное исследование в современной психологии она остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности. Изучение процесса школьной адаптации первоклассника, исходя из практической направленности работы педагога-психолога, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также содержательного (качественного) анализа психологических трудностей, испытываемых ребенком в адаптационный период. Исходя из этого может строиться коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности процесса школьной адаптации.
© Все права защищены

Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста.


Описание работы: предлагаю вам теоретический обзор работ известных отечественных и зарубежных психологов в исследовании проблемы социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. В данной статье рассматриваются понятия социально-психологической адаптации и виды адаптации. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и студентам педагогических образовательных учреждений

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.
Социально-психологическую адаптацию они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальную адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре».

Социальная адаптация используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутри психическими, так и средовыми факторами. Определение «эффективной адаптации личности», даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те, социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле социальная адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены Анной Фрейд.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие «социальная уступчивость» для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях.

В отечественной специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: - это «итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде».

Ф.Б. Березин считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу.

По мнению А.А. Налчаджяна, выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Определение этого понятия должно отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение».

Под социально-психологической адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды. Три грани социализации. Л.С. Выготский. Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя. Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через, других, мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других.

А.Г. Асмолов считает, что социализация ребёнка приводит к усвоению различных социальных ролей, формированию социального характера и других социально-типических проявлений личности, обусловленных местом личности в совокупности общественных отношений, её социальной позицией, её образом жизни.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социально-психологической адаптации рассматриваются в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Виды адаптации: различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Таким образом , изучив теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации, большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, условий пребывания в детском саду. Проблема социально-психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.

Список литературы:
1.Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
2.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М.: Просвещение, 1989. – 65 с.
3.Власова, Т.А. Нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования / Т.А. Власова. – М.: СПб., 2003. - 280 с. .
4.Мочалова, О. Адаптация детей к ДОУ/ О. Мачалова // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. с. 54-73.
5.Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджан. – Ереван: Изд.АН Армянской ССР, – 1998. - 263с.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации»

_____________________________________________________________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Психологические проблемы адаптации ребенка в первом классе.

(тема работы)

По образовательной программе профессиональной переподготовке

(уровень)

Теория и методика преподавания в начальных классах

(наименование)

Выполнила: Алексеева Юлия Романовна

2.3. Освоение первоклассниками правил поведения в школе.

Одним из важных направлений в работе по адаптации первоклассников к школьной жизни – обучение их правилам поведения в школе.

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не должен без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций.

Вот что пишет о принципах работы с детьми этого возраста Ш.А. Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках, не шелохнувшись? - Нет!».

Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и облачать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им, как правило, игры.

Вот несколько игр для знакомства детей с правилами поведения на уроке (Приложение 2) :

    Игра «Готов к уроку»;

    Игра «Урок окончен»;

    Игра «Писать закончил»;

    Игра «Работа выполнена».

Так же необходимо проводить внеклассные занятия с детьми по таки темам, как «Культура поведения на переменах», «Культура поведения на экскурсии», «Культура поведения на досуговых мероприятий», «Культура поведения на общешкольных праздниках», «Культура поведения на внутри-классных праздниках».

Освоению правил поведения в школе учащихся способствуют различные формы внеклассной работы, носящей творческий характер, которые побуждают детей к активному общению, закрепляют их представления о культуре общения, о правилах, которым нужно следовать, общаясь со взрослыми и сверстниками.

C целью воспитания таких необходимых для успешного общения качеств, как сопереживание, умения встать на позицию другого, необходимо использовать ролевые игры, содержащие серьезные нравственные проблемы. В основе каждой игры должна содержатся ситуация, которую учащиеся по ходу игры должны решить. Эти игры используются на уроках нравственности, на классных часах, этических беседах. Перед игрой, обязательно, проводится беседа о тех или иных нравственных качествах, правилах поведения, обсуждаются некоторые понятия

Развитию культуры поведения способствуют не только специально ориентированные на это воспитательные дела, но и совместная деятельность учащихся во внеурочное время. В ходе проводимых экскурсий, досуговых мероприятий, праздников – учитель обязан обратить особое внимание на проявление учащимися доброжелательности по отношению друг к другу, на культуру общения. Совместная деятельность, в процессе которой каждый выполняет свою работу и в то же время связан с другими, помогает детям лучше узнать друг друга, у них возникают общие интересы, развивается потребность в общении.

2.4. Осуществление постепенного перехода от игровой к учебной деятельности.

Для успешной адаптации первоклассников, важное, значение имеет постепенный переход от игровой деятельности к учебной, которая требует определенных усилий, произвольности поведения. Поэтому на уроках в первых классах часто используют игры.

Игра важна на уроках в первом классе по нескольким причинам. Многие дети, придя в школу, испытывают трудности. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, справляться с новой ролью ученика. У некоторых детей проявляется недостаточная социальная подготовленность. Приходят дети с различным уровнем подготовки к школе, нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. Игра, которая является для вновь пришедшего первоклассника естественным состоянием, поэтому использование в обучении различных видов дидактических игр имеет ряд преимуществ.

Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении первоклассника.
Для первоклассника дидактическая игра, как на уроке, так и вне его делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое.

Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне, является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь, при этом ошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

На уроках математики актуально использовать развивающие игры , которые помогут создать своеобразный микроклимат для стимулирования активной творческой деятельности, развивать такие качества, как умение находить зависимости и закономерности, классифицировать материал, способность к комбинированию, умение находить и исправлять недостатки, предвидеть результаты своих действий, т.е. способствовать интеллектуальному развитию первоклассников.

При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Главная из них состоит в том, что обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Развивающие игры должны быть разнообразными, зависящими от характера деятельности учащихся. Поэтому на уроках естествознания используются игры следующего характера:

    Игры, требующие от учащихся исполнительной деятельности. С помощью этих игр учащиеся выполняют действия по образцу. Например, составляют картинки, узоры по предложенному образцу. В игру вносится элемент –соревновательный: кто из учеников быстрее справится с заданием? Кто сделает все правильно? Чей ряд быстрее выполнит задание и успешно, с минимальным количеством ошибок (или без ошибок) составит узор?

    Игры, в которых учащиеся выполняют воспроизводящую деятельность. Например, по существенным признакам учащиеся определяют природные объекты и явления, закрепляют знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности.

    Игры, развивающие самоконтроль учащихся. Учащимся предлагается обнаружить ошибки, неточности в работе. Например, предлагается прочитать письмо Незнайки, которое он отправил своему другу, содержащее ряд ошибочных представлений о природе Кузбасса, которые учащиеся должны обнаружить.

    Игры, с помощью которых учащиеся осуществляют преобразующую деятельность: создание коллективных рисунков, разыгрывание сценок естественнонаучной направленности и другие.

На уроках по окружающему миру в первом классе актуально применять дидактические игры: «Эти разные цветы», «По порядку», «12 месяцев», «Откуда письмо?», «Что напутал художник», «Объедини виды транспорта», «Живая – неживая» (Приложение 3) . Подобные игры позволяют ставить перед ребенком игровые задачи, которые требуют выполнения мыслительных действий, постепенно ребенок более свободно ставит и решает учебные задачи. Кроме того игры с использованием дидактического материала подготавливают ребенка к использованию рисунков, чертежей, макетов, которые в последующем пригодятся в учебной деятельности. Командные игры готовят ребенка к групповой работе на уроках.

Таким образом, использование игр станет переходным мостиком к учебной деятельности.

Дидактическая игра является тем методом, который помогает школьникам адаптироваться к школьной жизни, приобрести навыки учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм у детей формируется устойчивый интерес к учению, стимулируется творческое мышление, развиваются коммуникативные качества.

Заключение

Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Психологическая адаптация первоклассников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.

Проблема психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищённой от негативных воздействий среды.

Таким образом, успешность психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта.

В процессе психологической адаптации изменяется внутренний мир ребенка: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими.

На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.

В процессе адаптации у первоклассников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога и педагога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации психолог использует диагностику всех участников образовательного процесса. В заключение важно отметить, что при проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.

Педагог должен оказывать помощь школьнику в овладении учебными навыками, при этом обращая внимание на сложности перестройки ребенка на новый вид деятельности. Особое внимание учителю стоит уделять знакомству ребенка с общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Поэтому в практике работы педагогов, необходимо: использование групповых форм работы на уроке, групповые творческие внеклассные дела, которые развивают дружеские отношения у детей. Использовать специальные игровые упражнения, которые помогут детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Сравнительный анализ литературы и методик позволяет сделать выводы о том, что разработано не мало систем, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, которые являются эффективными.

Теоретическая и практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что материалы могут быть использованы в работе школьных педагогов, как для коррекции дезадаптации, так и для развития адаптационных способностей учащихся первых классов, с учетом их личностных особенностей.

Библиография

    Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2001.

    Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе / И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская // Начальная школа. - 2004.

    Агафонова И.Н. «Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа "Я и мы"». СПб, Экспресс 2003.

    Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.

    Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990.

    Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. - 2006.

    Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет. Педагогический факультет № 5. - М.: Знание, 1985.

    Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 1995.

    Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка - М., 1997.

    Битянова М.Р. Профессия школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: рабочая тетрадь школьника - М.: Генезис, 2008.

    Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

    Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.

    Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.

    Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2003.

    Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999..

    Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб. , 2004.

    Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума Социальное здоровье России, 1995.

    Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, - М.: издательская корпорация «Логос», 1999.

    Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988.

    Изард К.Э. Психология эмоций. М., 2002.

    Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М.: Советская Россия, 1983.

    Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психол. диагностика, профилактика и коррекция: учеб.пособие. - М.: Питер, 2004.

    Ковалева Е.А., Тарасенко Н.Н. Методика изучения адаптации первоклассников// Начальная школа, №7, 1996.

    Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991.

    Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». // Домашнее воспитание, №5,2002.

    Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993.

    Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.

    Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.

    Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе - М.: Знание, 2002.

    Овчарова Н.Е. Психология в начальной школе. М., 2003.

    Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ "Сфера", 2005.

    Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О.А. Орехова. - СПб: Речь, 2002.

    Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.

    Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

    Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин, Минск, 1997.

    Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / - Екатеринбург, 2003.

    Узорова О.В. , Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М. Педагогика, 2003.

    Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.

    Цукерман Г.А.,. Поливанова К.Н Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни Издательство - Генезис.-2003.

    Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

    Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. - СПб: Речь, 1999.

Приложение 1

«Сочинение сказок»:

Цель задания – развитие воображения, речи, умения слышать друг друга.

Организация работы – каждой группе детей даётся:

природный материал – сухие листья и цветы, шишки, желуди, кусочки коры;

основа для композиции – лист картона;

клей, кисти, краски. После создания общей композиции из природного материала, детям даётся задание сочинить сказку о том, что они изобразили вместе. После некоторого времени, данного на подготовку, ребята каждой группы должны рассказывать по очереди сказку, которая у них получилась. Далее текст, сказки, оформляется выбранным членами группы учеником и помещается на выставку творческих работ.

Детьми выполняется также и другие задания совместно-последовательной деятельности.

Например:

    придумывание продолжения рассказа;

    написание писем, пожеланий и поздравлений именинникам-одноклассникам и т.д.

Выполняя такие задания, дети учатся принципиально важным, хотя и простым вещам:

    Принять тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла, и замысел от этого может претерпеть существенные изменения.

    Убедиться, что результат такого совместного творчества привлекателен.

    Получить эмоциональный опыт взаимодействия. Научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них.

    Научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности: соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения.

    Испытать чувство принадлежности к группе.

«Создание совместных композиций»:

Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Этот тип заданий похож на первый. Отличается тем, что при совместно-индивидуальной деятельности композиционное объединение элементов в одно целое выполнял учитель, а при создании совместных композиций такую задачу, в основном, решают сами дети.

«Классный час. Создание стенгазеты» :

Тема занятия:выпуск стенгазеты к открытому классному часу «Мои друзья».

Цель задания – развитие организационных и творческих умений, навыков работы в коллективе.

Выполняя задания этого типа, дети учатся определенным вещам:

    получать опыт непосредственного физического и эмоционального контактов;

    обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

    убеждаться, что в ходе совместной работы можно добиться впечатляющих результатов;

    принимать тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам.

« Творческие краткосрочные проекты о дружбе»:

Внеурочная деятельность.

Опорный предмет: литературное чтение, технология.

Цели: издание газеты или коллажа, раскрывающих тему дружбы, творческая защита продукта совместной деятельности.

Ход проекта: Перед началом работы над проектом учитель предлагает тему.

Учителем в каждой группе распределяются роли: художники-оформители, поисковая деятельность, редакторы, творческое звено. Далее обсуждается план работы. В течение недели идет подготовка к совместной деятельности по созданию газеты о дружбе, дается задание: подобрать материал из разных источников – стихи, пословицы, свои сочинения, фотографии, иллюстрации; сделать заготовки, проконсультироваться у учителя, родителей, библиотекаря. Затем на уроке технологии оформить газету, подготовить защиту. Далее на уроке литературного чтения провести творческую презентацию и совместно с учителем проанализировать проектную деятельность каждой проектной группы.

Приложение 2

Игра «Готов к уроку»:

В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило – учитель говорит: «Перемена» - дети свободны, а потом звенит колокольчиком: «Звонок!» - дети должны встать у своих парт. Игра проводится 2 - 3 раза.

Игра «Урок окончен»:

В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», то же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт (дети тренируются с колокольчиком).

Прозвенит сейчас звонок -

Наш закончился (хором дети) урок!

Учитель: - Урок закончен!

Игра «Писать закончил»:

Одни из вас справились с работой быстрее, другие - медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто - нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой. (Учитель демонстрирует жест).

Дорисуйте, дети, и покажите жест «Писать закончил».

Игра «Работа выполнена»:

Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо задания, они показывают это жестом «Работа выполнена» (учитель показывает жест, сложив руки перед собой на парте).

Приложение 3

«Эти разные цветы».

Задачи: Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Развивать интерес и любовь к природе.

Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.

Оборудование: У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».

После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

«По порядку» .

Задачи: Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: Карточки с надписями дней недели.

Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.

«12 месяцев»

Задачи: Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи: Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование: Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.

Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну (континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

«Что напутал художник» (исправь ошибки).

Задачи: Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.

Оборудование: Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.

Нужно исправить картинки.

«Объедини виды транспорта»

Задачи: Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).

Задание можно дать поделив детей на 4 команды.Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Задачи: Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.

У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям, дается задание: распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а в нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.

Пролетели первые шесть лет жизни вашего ребенка. Каждый год приносил новые знания, незабываемые впечатления родителям, да и самому малышу. Но вот наступил, пожалуй, самый волнующий и ответственный момент – поступление в школу.

К началу первого учебного года для карапуза приобрели все необходимое: школьную форму, ранец, карандаши, ручки, тетради. Но, к сожалению, на этом подготовка для многих родителей закачивается. Мало кто задумывается о таком факторе, как адаптация ребенка к школе. Однако именно от того, насколько благополучно она пройдет, зависят успешность маленького школьника в обучении и построении межличностных отношений в классе.

Почему же некоторые дети легко, за короткий промежуток времени приспосабливаются к новым условиям жизни, а для других этот период проходит болезненно и растягивается на месяцы? В сущности, причина достаточно понятна и очевидна: в жизни первоклассника в один момент происходят кардинальные изменения. Ребенку приходится испытать три вида стресса:

  • Психологический;
  • Социальный;
  • Физиологический.

Несмотря на то, что все дошкольники в той или иной степени подготовлены к новому жизненному этапу, родителям необходимо понимать: адаптация ребенка к школе пройдет безболезненно только при поддержке и помощи всей семьи.

Психологическая адаптация ребенка к школе

В первый школьный год особенно остро встает вопрос: как помочь первокласснику без ущерба для душевного здоровья сменить такую привычную игровую деятельность на ежедневный процесс обучения?

Именно от внутренней готовности малыша принять новые правила жизни зависит, насколько успешно он будет понимать поставленные задачи. Его желание учиться, воспринимать знания формируется в первом классе.

Благополучная психологическая адаптация ребенка к школе складывается из двух основных факторов:

В первую очередь необходимо понимать, что не стоит переносить свою личную позицию к школе на ребенка. Очень часто мамы и папы, тяжело пережившие адаптацию в первом классе, настроены негативно и не пытаются скрыть это от своего малыша. Как следствие, у него формируется такое же отношение: неприятие учителя, коллектива, учебного процесса и отсутствие положительных эмоций после посещения школы.

Существует и обратная сторона медали: слишком радужное позиционирование школы рождает у первоклассника необъективно-позитивное представление о ней. Как правило, в таком случае адаптация ребенка к школе проходит болезненно. Сталкиваясь с первыми проблемами, он испытывает разочарование и теряет интерес к школе, процессу обучения, и, как бы странно это ни звучало, к самому себе. Ведь родители его убедили, что все новые задачи не составят для него трудностей, и он легко справится с любой проблемой. Но столкнувшись с первой же неудачей, маленький школьник начинает винить себя, и если в такой момент не прийти на помощь, это может «сломать» его.

Наиболее правильным будет, подготавливая малыша к поступлению в первый класс, рассказать ему о преимуществах обучения в школе, необходимости в получении новых знаний, умений и навыков. Однако не бойтесь сказать и о сложностях, которые предстоит преодолевать. Нужно время, чтобы привыкнуть к школе, незнакомому коллективу, новым режиму и требованиям. С этим важно справиться, а родители всегда придут на помощь. Таким образом, у будущего первоклассника сформируется правильное представление о школе и осознание предстоящих трудностей.

Касательно родительских надежд и уверенности в том, что первоклассник будет внимательным, послушным и получит только положительные оценки от учителей, то не всегда эти ожидания оправдываются. В период адаптации ребенка к школе взрослых может ожидать разочарование, но малыш не должен этого почувствовать. В младшем школьном возрасте дети очень остро воспринимают отзывы родителей и окружающих на их успехи, способности и возможности. Именно поэтому в первый год обучения в школе не ставят отметок. Слишком велик риск травмировать детскую психику.

Если вы услышали от учителя, что ваш ребенок отстает в учебе, невнимателен и непослушен, не спешите его ругать и упрекать. Попытайтесь понять причину неудач, помогите справиться с ними, не бойтесь проявлений любви, даже если малыш огорчил вас. Поддержка и сопереживание со стороны родителей никогда не будут лишними.

Социальная адаптация ребенка к школе

С началом учебного года первокласснику предстоит примерить на себя новую социальную роль и научиться выстраивать отношения с товарищами. Поэтому от того, как малыш проявит себя, зависит его положение в классе на протяжении всего периода обучения.

Активным, коммуникабельным детям проще влиться в коллектив. Не стоит ограничивать частоту их разговоров по телефону или встреч во дворе с одноклассниками. Все это – часть социальной адаптации ребенка к школе, и не надо препятствовать этому процессу.

Сложнее обстоит дело с застенчивыми детьми. Часто они берут любимую игрушку в школу. Некоторые родители не разрешают этого делать, мотивируя запрет тем, что во время уроков необходимо заниматься, а не развлекаться. Однако игрушка для неадаптированного первоклассника является связующей нитью с привычным миром и помогает почувствовать себя более уверенно в новой обстановке. Позволяйте детям брать с собой любимые вещи, но объясните, что играть можно только на переменах. Это поможет снять не только психологическое, но и физиологическое напряжение.

Физиологическая адаптация ребенка к школе

В среднем дети привыкают к новому режиму от 2 до 6 месяцев. В этот период они могут испытывать потерю аппетита, головную боль, чаще болеть. Дело в том, что статическая нагрузка увеличивается и вместе с тем снижается двигательная активность, а это негативно влияет на все основные процессы в организме маленького школьника.

Самое важное в период физиологической адаптации ребенка к школе – это соблюдение режима дня. Позвольте своему первокласснику отдохнуть после уроков и заняться любимым делом. Гулять желательно 3-4 часа в день. За это время снизится статическое напряжение.

Для того чтобы первоклассник мог полноценно отдохнуть, ему необходимо 11 часов ночного сна. Только тогда он сможет выспаться и быть на следующий день бодрым.

Таким образом, первый год школы – один из наиболее тяжелых и ответственных периодов в жизни малыша. Приспосабливаясь к новым условиям, мобилизуются все внутренние резервы детского организма. И не нужно забывать, что успешная адаптация ребенка к школе во многом зависит от помощи и терпения взрослых, но в первую очередь – родителей.

Текст: Наталья Новгородцева

4.67 4.7 из 5 (3 голосов)

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям . Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными. В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты. Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать. Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче. Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку. Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой. Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено. Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.