Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы рф. Пути совершенствования пенсионной системы


1

Настоящая статья посвящена исследованию государственной системы управления, обеспечивающей базовые социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система Российской Федерации является одной из составляющих системы социальной защиты. Необходимость реформирования социальной сферы приобрела особое значение в период модернизации экономических процессов в России. В связи с этим основной целью научной статьи является выявление и изучение основных проблем Пенсионного фонда РФ, такие как дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и причины его возникновения, мораторий на использование накопительной части пенсии, повышение пенсионного возраста. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования пенсионного обеспечения в России. Методами научного исследования выступают приемы теоретического и эмпирического познания функционирования пенсионной системы России. В заключение обозначены рекомендации для успешного развития пенсионного обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ

индексация пенсий

негосударственный пенсионный фонд

дефицит бюджета

пенсионный возраст

1. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 5. – С. 13–14.

2. Будущее пенсионного рынка: НПФ стали стратегическими инвесторами. Официальный сайт рейтингового агентства «ЭкспертРа» [электронный путеводитель]. Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения: 18.01.2017).

4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru.

5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru (дата обращения: 12.05.2015).

6. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [электронный путеводитель]. Режим доступа: http://www.pfrf .ru (дата обращения: 01.02.2017). С 1 февраля страховые пенсии и социальные выплаты россиян увеличиваются на 5,4 %. http://www.pfrf.ru/press_center.

7. Ситдикова А.Р. Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в Российской федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 210–212.

8. Соловьев А.К. Проблемы эффективности пенсионной системы России в условиях реформы // Мир новой экономики. – 2014. – № 4. – С. 39–50.

9. Тётушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 29. – С. 23–37.

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения .

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

Неполная индексация пенсий;

Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

Продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

Упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

Повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. - 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля .

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей .

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая - в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая - в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014-2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц - клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8-4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде .

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию - женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности . Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин - до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере - 75 % - с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3-1,5 трлн руб. . Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб., но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла . На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений : каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Библиографическая ссылка

Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1. – С. 224-228;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41466 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Настоящим, значительным этапом реформирования пенсионной системы Российской Федерации является разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597 и Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Она определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года. Основная цель Стратегии – гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.

В ходе обсуждения Стратегии неоднократно вносились поправки и изменения в ее первоначальный проект. На этапе их внесения в Правительство РФ (20.09.2012 г.) были обозначены задачи краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектив.

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Цель трехуровневой системы – поднятие коэффициента замещения. По мнению экспертов, удачная реализация такой системы позволит добиться повышения коэффициента замещения до 70 % и выше.

Обращает внимание отсутствие в Стратегии часто дискутируемого вопроса о величине трудового стажа при выходе на пенсию. Увеличение стажа, который сейчас имеет тенденцию на снижение, равносильно увеличению пенсионного возраста для той части населения, которая поздно начинает свою трудовую деятельность. Поэтому поднятие стажа как одного из рычагов сбалансирования пенсионной системы можно отнести к непопулярным мерам. Вопрос о том, каким должен быть стаж, как и пенсионный возраст, остается пока открытым. Вполне возможно, что первым пересмотру может подвергнуться минимальный стаж для получения пенсии, равный сейчас пяти годам.

Как известно, с 2015 года в России вступает в действие новая пенсионная реформа, и вполне естественно, что у всех наших пенсионеров возникает вопрос о том, а как будет производится начисление и расчет пенсии в 2015 году. Ответ на этот вопрос, мы сможем получить, основываясь на составляющие и данные из которых состоит новая формула для расчета пенсии с 2015 года. Накопительная пенсия формируется и начисляется по старому принципу (она по-прежнему остается актуальной только для граждан 1967 года рождения и моложе), а страховая пенсия как раз и рассчитывается по новой формуле – на основе пенсионных баллов, накопленных гражданином за время трудовой деятельности.

Выглядит новая формула так (формула 1.1):

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК , (1.1)

Где СП –страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ фиксированная часть страховой пенсии;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

КПВ премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии.

Фиксированная выплата (далее ФВ) к страховой пенсии установлена статьей 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. и на 1 января 2015 года составляет 3 935 рублей. Это гарантированный минимум государства для каждого российского гражданина пенсионного возраста. Два раза в год ФВ индексируется: 1 февраля с учетом роста потребительских цен и 1 апреля – за счет доходов Пенсионного Фонда за предыдущий период. Первоапрельская компенсация в законодательстве прописана как возможная, а возможность определяет российское правительство.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) является новшеством в практике расчета пенсий. Он и стал ключевой составляющей в формуле обеспеченной старости. Можно даже сказать – основой основ для гражданина, который хочет самостоятельно обеспечивать себя после выхода на пенсию и жить при этом достойно. Чем выше будет ИПК пенсионера, тем больше шансов достичь этой цели.

ИПК определяется в момент оформления пенсии по старости и состоит из суммы годовых пенсионных коэффициентов (далее ГПК) или пенсионных баллов, начисляемых гражданину ежегодно в процессе официальной трудовой деятельности с «белой» зарплатой. То есть за те годы, когда работодатели перечисляли на будущего пенсионера страховые взносы.

Новое пенсионное законодательство определило также иные периоды, за которые гражданам будут начисляться пенсионные баллы, и предусмотрело коэффициенты повышения ИПК и ФВ – за более позднее оформление реализации пенсионного права (КПВ).

Стоимость одного пенсионного балла (СПК) на 1 января 2015 года составляет 64,1 руб. Она будет ежегодно увеличиваться:

  • 1 февраля в соответствии с уровнем инфляции за прошедший год.
  • 1 апреля по формуле, в которой участвуют такие значения, как размеры поступлений в бюджет ПФР в виде страховых взносов и федеральных трансфертов.

Граждан, которые достигают пенсионного возраста в 2015 году или несколькими годами позже, волнует: что же будет с их пенсионными правами, которые до сих пор измерялись в рублях, а не в баллах. Этот же вопрос волнует людей, которые уже получают пенсию по старости – ведь дальнейшая ее индексация будет происходить на основании пенсионных балов, которых у них как бы нет.

Новое пенсионное законодательство предусмотрело формулу, по которой пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 года, также будут переведены в баллы (формула 1.2):

ПК = СЧ ÷ СПК (1.2)

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года без учета базовой и накопительной частей.

Полученная сумма баллов либо составит индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина, если он уже является получателем страховой пенсии или выходит на пенсию, к примеру, в январе 2015 года, либо будет плюсоваться вместе с последующими годовыми пенсионными коэффициентами для вывода ИПК.

Рассмотрим пример расчета пенсии по достижению пенсионного возраста.

Гражданка Иванова достигает пенсионного возраста в 2017 году. В 2015 году ее пенсионные права были конвертированы и составили 70 пенсионных баллов. За 2015-2017 годы Иванова заработает еще 5 баллов.

Гражданка Иванова дважды по 1 году была в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. За первого ребенка она получила 1,8 пенсионного балла, за второго – 3,6.

Путем сложения всех пенсионных баллов получаем ИПК гражданки Ивановой к моменту наступления права на оформление страховой пенсии – 80,4 балла.

Предположим, что минимальный размер фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии в 2017 году будет равняться 5000 рублям, а стоимость пенсионного балла (СПК) – 100 рублям. Оснований для применения премиальных коэффициентов у гражданки Ивановой нет, поэтому формула расчета ее пенсии выглядит так (формула 1.3):

СПС = ФВ + ИПК × СПК (1.3)

Считаем страховую пенсию по старости гражданки Ивановой:

5 000 руб. + 80,4 × 100 руб. = 13 040 руб.

По моему мнению, новая формула расчета пенсии имеет свои преимущества и недостатки.

Главное отличие, оно же и преимущество: пенсионный капитал граждан за каждый год будет фиксироваться в баллах - индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии.

Учет пенсионных прав в баллах, а не «в живых» рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Очевидно, что 1 рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от 1 рубля, к примеру, в 2037 году. Стоимость балла будет определяться государством и будет ежегодно расти.

Другое преимущество, по новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более десяти лет. Это другое преимущество. Например, если гражданин обратится за назначение страховой пенсии через при года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия- на 24%.

Есть и еще одно преимущество: в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж и оцениваются в большем объеме такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Что касается недостатков, то следует обратить внимание на проблему, касающуюся пенсионного обеспечения граждан, трудящихся на низкооплачиваемой работе (с зарплатой ниже средней по стране). Если сейчас базовая часть пенсии, как и страховая, индексируется в зависимости от доходов пенсионной системы в расчете на одного пенсионера, что позволяет индексировать ее выше инфляции, то вводимая фиксированная выплата к страховой части пенсии будет индексироваться по уровню инфляции. Индексация сверх этого уровня оставлена на усмотрение Правительства РФ и обусловлена наличием свободных средств. В конечном итоге это приведет к тому, что для значительной части населения размер трудовой пенсии совпадет с размером социальной пенсии, а уплата страховых взносов утратит свое значение.

Резюмируя хочу отметить, что в предлагаемом виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В таких условиях теряется смысл стимулирования работников к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер прибавки к пенсии. Более того, будущий пенсионер может даже проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения им пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

Так же изменения затронут и правовое регулирование накопительной составляющей пенсии – предполагается, что в рамках пенсионной реформы она станет отдельной разновидностью пенсионных выплат (накопительная пенсия) и будет регулироваться специальным законом.

Законопроект о накопительной пенсии содержит очень простую формулу расчета накопительной пенсии (формула 1.4):

НП = ПН / Т (1.4)

Где НП – размер накопительной пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (если гражданин продолжает трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста, ожидаемый период выплаты пропорционально сокращается). До 1 января 2016 года этот период составляет 19 лет (228 месяцев), а затем будет ежегодно устанавливаться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни россиян.

Таким образом, теоретически источниками дохода пенсионера является государственная и негосударственная пенсия. На практике же у нашего населения сложилось негативное отношение к рисковым финансовым институтам. Дело в том, что, во-первых, на Западе финансовые институты являются надежными, прозрачными, существуют гарантии сохранности средств. В России же все наоборот. Но это в компетенции государства, потому необходимы жесткая законодательная регламентация и контроль за деятельностью инвестиционных институтов, государство же должно стать абсолютным гарантом.

Во-вторых, высокий уровень оплаты труда на Западе позволяет «не скрепя сердце» оторвать часть сейчас ради будущего. В России же уровень оплаты труда настолько низкий и не индексируется адекватно инфляции уже давно, поэтому и в добровольных пенсионных накоплениях подавляющее большинство участвовать не в состоянии. Поэтому и здесь довольно велика должна быть роль работодателя, который:

1) является непосредственным страхователем параллельно с работником;

2) занимается учетом и перечислением взносов.

Для привлечения предприятий в эту схему им необходимо предоставлять ряд других налоговых льгот. А пока имеем то, что для подавляющего большинства пожилых граждан в реальности основным источником дохода является государственная пенсия, которая и определяет качество жизни пенсионера.

Финансовый ресурс социального страхования в странах позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты. В России потенциал пенсионного страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР составляет всего 6% ВВП. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень и качество жизни российского пенсионера оставляют желать лучшего.

Для ориентира можно привести четырехуровневую систему пенсионного страхования, действующую в Германии:

1) обязательное пенсионное страхование – при стаже работы около 40 лет дает пенсию в 900-1000 евро (это уже 60% от средней заработной платы по стране);

2) помимо этого многие работники получают пенсии по старости от предприятий – это еще 300-400 евро;

3) добровольные частные пенсионные накопления – имеются у подавляющего большинства граждан;

4) социальная пенсия – выплачивается нуждающимся на основе государственной проверки.

В «переводе на наш язык» немецкая пенсия составляет в среднем около 52 000 руб. Это при условии цен зачастую ниже, чем в России. Понятно, что при сегодняшнем дефиците средств в ПФР вследствие перехода к распределительно-накопительной системе и появлении в результате этого «двойного бремени» вряд ли Россия достигнет такого показателя за ближайшие год-два. Поэтому представляется, что назрела необходимость следующих мероприятий:

1) увеличение прожиточного минимума пенсионера до адекватного, путем включения в потребительскую корзину реального, а не условного набора благ, как материальных, так и духовных;

2) поскольку пенсия – производная зарплаты, необходима регулярная индексация МРОТ граждан в соответствии с темпом инфляции, ростом уровня цен;

3) снятие ограничения базы начисления взносов, что решит проблему дефицита средств, поскольку тогда польется дополнительный поток отчислений от доходов элиты – ведущих топ-менеджеров, правления фирм и т.п.;

4) более эффективное управление накопительной частью пенсий;

5) отмена неэффективных «новаций» в системе учёта и отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России; формирование простых и постоянных форм отчетных бухгалтерских документов.

Причем все меры надо осуществлять целенаправленно, с постоянным контролем, по единой программе.

На данный момент существующая система страховых взносов в ПФР продиктована современными реалиями (от этого никуда не деться) и в перспективе ориентирована на увеличение коэффициента замещения до 40%, но пока она имеет множество недоработок, в результате чего малоэффективна и не обеспечивает пожилого человека достаточной пенсией. Поэтому нельзя рассчитывать только на государство. Каждому из нас о будущих средствах к существованию надо заботиться самому и с молодости, грамотно используя все представленные механизмы: взаимодействуя с работодателем, активно отслеживая рост пенсионного капитала. Только так сегодня в России можно обеспечить себе достойную старость высокого качества.


Похожая информация.


В сложившихся условиях жизненно важно создать прочную пенсионную систему, так как дальнейшее увеличение средней по стране заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом.

Можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации дополнительных мер по стабилизации финансового положения ПФР и совершенствованию пенсионной системы:

  • - обеспечить более жесткую привязку размера пенсионных выплат к величине доходов ПФР;
  • - провести четкое разграничение обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет;
  • - увеличить сбор страховых взносов в результате внедрения условно-накопительных и именных накопительных счетов.

Реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества практически невозможно.

Социальная позиция предполагает:

  • - сохранение за гражданами пенсионных прав, заработанных за предыдущие периоды, и использование более справедливых правил определения пенсии;
  • - установление приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов.

С экономической позиции потребуется:

  • - привлечение в фонд средств предприятий и отраслей для пенсионного обеспечения работающих в этих отраслях граждан;
  • - использование в интересах пенсионеров инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

Проведение пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем:

  • 1. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.
  • 2. Нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.
  • 3. Требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.
  • 4. Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.
  • 5. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

Необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае правомерно предложение Президента страны В.В. Путина о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и части средств Фонда национального благосостояния (Стабилизационного фонда). По сути, президент предлагает сформировать пенсионный капитал граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина (на его персональный накопительный счет в ПФР) государство добавляет еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоко ликвидные ценные бумаги. В дальнейшем свободные денежные Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы. В комплексе эти меры призваны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем.

Также существуют следующие предложения профсоюзных организаций по проблемам пенсионного законодательства Предложения профсоюзных организаций, Применение и совершенствование пенсионного законодательства:

Необходимо внести в действующие пенсионные законы дополнения, связанные с реализацией прав застрахованных лиц наемного труда на своевременное оформление и выплату в полном объеме трудовых пенсий, независимо от уплаты страхователями страховых взносов в ПФР и финансового положения страховщика, а также предусмотреть финансовую и административную ответственность между всеми субъектами пенсионной системы;

Целесообразно восстановить показатель «минимальная пенсия» и установить ее в ближайшей перспективе на уровне минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. При этом установление прожиточного уровня должно являться прерогативой законодателей, а не органов исполнительной власти;

Необходимо изменить порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, предусмотреть такой компенсационный механизм, который может гарантировать недопущение падения реальной покупательной способности пенсии;

Необходимо законодательно пересмотреть и уточнить порядок и сроки пересчета пенсий для работающих пенсионеров.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

Пенсионная система современной России

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В современном виде она введена с 1 января 2015 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. В 2015 году государственные пенсии получали 43 млн граждан России. Значительная часть пенсионеров получает ниже прожиточного минимума пенсионера .

В современном мире государство является гарантом стабильности социально-экономического положения граждан, одним из главных критериев стабильности социально-экономического положения граждан является эффективность пенсионной модели.

Пенсионная система в России уже долгие годы претерпевает изменения. Целью реформы является достижение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. На данный момент в стране, в очередной раз, принята новая модель пенсионной системы, главной отличительной чертой которой является предоставление гражданам возможности выбора пенсионной модели для получения пенсии по достижению пенсионного возраста – с полным отчислением взносов в размере 22% в страховую часть пенсии или разделением её на страховую (16%) и накопительную (6%), накопительную часть можно инвестировать в различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и другие инвестиционные организации .

В соответствии с новым пенсионным законодательством, если граждане, которые ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании, желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% индивидуального тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, им следует до 31 декабря 2015 г. подать заявление о выборе Управляющей Компании (УК) либо НПФ. При этом, как и ранее, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Выше сказанное означает, что выбор инвестора для накопительной части пенсии (тарифа 6%), сопряжен с выбором УК или НПФ. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г., пенсионные накопления перестанут формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя, а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Таким образом, государство переведет большинство граждан на модель страховой пенсии без накопительной части, так как большинство граждан не стремятся сделать свой выбор в пользу УК или НПФ .

Очевидно, что современная модель пенсионной системы России несовершенна и имеет определённые недостатки:

1. Простота и прозрачность не свойственна новой пенсионной формуле. С одной стороны, предложенная балльная пенсионная система очень сложна и непрозрачна для понимания населения. С другой стороны, для большинства работников сложен порядок определения максимальной суммы пенсионных коэффициентов с 2015 до 2021 г. Все приоритеты в новой пенсионной формуле смещены на заработные платы в 1,5–2,3 раза выше средней заработной платы в стране. При этом не учитываются интересы регионов и работников с заработными платами ниже средней заработной платы в стране. Индексация базовой части пенсионного накопления гарантируется только в соответствии с уровнем инфляции, а не индексации базовой части базовой части пенсионного накопления в соответствии с ростом прожиточного минимума.

2. Абсолютная сбалансированность пенсионной системы как разность доходов и расходов, равная нулю, не может быть достигнута, так как в начале года нельзя точно спрогнозировать сумму поступлений пенсионных взносов, сумму пенсионных коэффициентов всех пенсионеров в текущем году и, соответственно, определить размер одного пенсионного коэффициента.

3. В новой модели пенсионного накопления необходимо резервировать средства, которые не потрачены на выплаты пенсий работникам, отложившим назначение пенсии в пенсионном возрасте. При значительной численности отложивших назначение пенсии работников по мере их выхода на пенсию будет значительно увеличиваться сумма пенсионных коэффициентов (новых пенсионных прав). Без резервирования средств через несколько лет значительно замедлится рост стоимости пенсионного коэффициента, тогда потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для обеспечения роста стоимости пенсионного коэффициента по инфляции .

Следует, что главным нововведением является введение так называемой балльной системы исчисления пенсии, которая в свою очередь предполагает переход к системе начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов и, следовательно, переход к новой пенсионной формуле. В данном виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В созданных государством обстоятельствах будет утеряна возможность стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер пенсии. Кроме того, существует возможность проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения работником пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

В итоге следует сделать вывод, что пенсионная реформа не привнесла кардинальных изменений в пользу граждан, кроме того, в ходе реформы не была достигнута одна из главных её целей – это стимуляция граждан к продолжению работы после достижения пенсионного возраста. Данная цель не была достигнута в связи с тем, что оценочная система пенсионных накоплений была приведена к бальной форме, но в свою очередь небыли предприняты шаги к индексированию основной накопительной части по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, в данной ситуации гражданин может проиграть в том случае если им будет принято решение продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Следовательно, можно заключить, что данная реформа не принесла качественных изменений в пенсионной системе и не смогла достичь главной цели – укрепление положения пенсионеров.

Важнейшим компонентом социальной политики государства является пенсионная система, ее проблемы затрагивают в конечном итоге интересы не только людей, которые получают пенсию, но и всех членов общества. Среди широкого круга проблем функционирования пенсионной системы России принято выделять два основных блока. Первый из них вызван общемировой тенденцией - старения наций, приводящей к сокращению трудоспособного населения и увеличению числа пенсионеров, приходящихся на 1 занятого.

Второй блок связан непосредственно с обеспечением финансовой устойчивости пенсионного фонда Российской Федерации. Все это предопределяет необходимость модернизации системы в целях повышения социальной защищенности одной из самых уязвимых частей социума - пенсионеров. В 2015-2016 году в пенсионной системе произошли существенные изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования, то есть нынешних, будущих пенсионеров. Нормативно-правовой основой реформирования системы выступает Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385 - ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой , фиксированной выплаты к страховой и социальных пенсий». Данный закон внес изменения в следующие законы: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых х». Проанализируем произошедшие изменения. Прежде всего, данный Закон приостановил до 1 января 2017 года порядок ежегодной индексации пенсий с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера.

В 2016 году могут индексироваться, но не ранее чем будут подведены итоги полугодия 2016 года, при условии, что экономическая ситуация в стране позволит провести данную индексацию. Следующим нововведением явилась новая система перерасчета, предполагающая начисление положенных денег не в рублях, а в баллах. При этом ежегодно планируется устанавливать ставку одного балла. Начисление накопительных баллов будет зависеть от заработной платы; трудового стажа; возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию; нерабочих периодов (граждане, состоящие на обязательной службе в силовых структурах, МВД, в декретных отпусках до 18 месяцев и т.п. будут получать баллы за такие вынужденные «прогулы») и возраста выхода на пенсию. Отказ от использования пенсионных выплат и отсрочка выхода на пенсию приведут к начислению баллов в большем размере. Важные корректировки коснулись и работающих пенсионеров. Необходимость экономии государственного бюджета привела к тому, что страховая работающих пенсионеров не будет индексироваться до тех пор, пока они будут работать. Отправным пунктом для определения занятости пенсионеров станет 30 сентября 2015 года. Если на этот момент получатель не был трудоустроен, то он будет признан лицом, которое имеет право на увеличении на 4%, начиная с февраля 2016 года.

Данная дата выбрана не случайно, она обусловлена тем отчетным периодом для всех работодателей страны, которые должны предоставить данные о занятости своих работников в ПФР. Если пенсионер прекратил деятельность трудовую в период с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года, он может подать в ПФР заявление о прекращении трудовой деятельности. Рассмотрим положительные изменения пенсионной реформы 2016 года для пенсионеров. С 1 января 2016 года увеличена федеральная социальная доплата неработающим пенсионерам до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, установленного в Саратовской области в размере 7232 рубля (в 2015 - 6200 рублей), а по России в 2016 году - 8803 рубля . Доплата устанавливается для неработающих пенсионеров, размер которых вместе с другими ежемесячными выплатами, включая компенсации за жилищнокоммунальные услуги и телефон меньше регионального прожиточного минимума пенсионера. Размер доплаты определяется как разница между прожиточным минимумом и доходом пенсионера. По данным Российской газеты количество малоимущих пенсионеров в России в 2017 году превысит 4 миллиона человек и продолжит расти . Однако модернизация пенсионной системы далека от завершения.

Новости СМИ свидетельствуют об активном обсуждении в правительстве России дальнейших масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году. Проект реформы, который предложен профильными министерствами, отразится на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Среди основных направлений будущих реформ можно выделить следующие: действующие тарифы, добровольные взносы, компенсации из бюджета, правила индексации. Одним из самых острых вопросов пенсионной реформы остается вопрос повышения пенсионного возраста. Указанные выше проблемы старения нации и увеличения пенсионеров в расчете на 1 трудоспособного гражданина позволяют предположить, что повышение неизбежно, открытыми для рассмотрения остаются сроки реформы и ее способ. В качестве подтверждения данного положения выступает подписание 23 мая 2016 года Президентом РФ Путиным В.В. Федерального закона № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", вступающего в силу с 1 января 2017 года.

Данный ФЗ предусматривает постепенное увеличение возраст, по достижении которого назначается страховая по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Еще одним важным нововведением может стать - отмена пенсий для работающих пенсионеров. Такое нововведение необходимо для того, чтобы пенсионеры стремились работать и для пополнения средств в ПФР. При этом стоит учитывать высокие социальные риски и риски потери квалифицированных специалистов.

В качестве еще одной меры, призванной увеличить поступления в ПФР, можно рассматривать рост страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы и 10% от суммы превышения. Следует выделить два варианта повышения тарифов: 1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тарифы от суммы превышения до 8,75%. 2. Сохранить базовый тариф на существующем уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). При этом процесс реформирования системы пенсионного обеспечения, особенно в условиях дефицита бюджета страны, сталкивается со следующими видамирисков: 1. Демографические риски.

Проблема повышения возраста выхода на пенсию остается одной из острейших в условиях бюджетного дефицита. При этом в качестве возможных сценариев стоит рассматривать несколько моделей: - резкое повышение пенсионного возраста; - постепенное увеличение пенсионного возраста до нового порога; - отказ от дифференциации пенсионного возраста по гендерному признаку; - отказ от возрастного критерия. Главным недостатком первого сценария является максимальное приближение пенсионного возраста к средней продолжительности жизни, что фактически отменяет как таковые. Кроме того, такие меры способны привести к подрыву доверия к системе пенсионного обеспечения. Постепенное увеличение пенсионного возраста пропорционально повышению продолжительности жизни снижает демографические риски, но не обеспечивает разрешения проблемы финансовой устойчивости в ближайшей перспективе. Последний же сценарий требует пересмотра всей пенсионной системы и представляется практически не реализуемым при существующем уровне развития финансовых рынков и уровне жизни граждан. Таким образом, постепенное сближение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин представляется наиболее реалистичной к воплощению мерой. 2. Риски оппортунистического поведения плательщиков сборов.

Приведенные целевые ориентиры модернизации пенсионной системы (отмена пенсий и рост страховых отчислений) способны привести к увеличению доли граждан, официально не трудоустроенных, а также росту выплат зарплаты «в конвертах». Все это влечет за собой сокращение плательщиков страховых взносов, как следствие, дефицит пенсионного фонда. Развитие указанных явлений при существующей системе пенсионного обеспечения повлечет за собой увеличение объема страховых взносов, финансируемых за счет бюджета. 3. Социальные риски. Отмена пенсий работающим пенсионерам неминуемо приведет к существенному сокращения доходов и повышению социальной незащищенности. При этом гражданам пенсионного возраста труднее удержаться на старой работе или найти новую, так как большинство работодателей предпочитают более молодых сотрудников. Таким образом, данная мера вступает в противоречие с основной целью функционирования системы - недопущения крайней бедности. 4. Риск увеличения издержек производителей.

С другой стороны, отмена пенсий способна привести и к повышению затрат работодателей, поскольку работающие пенсионеры соглашаются на более низкую заработную плату в сравнении с другими категориями. В случае отмены пенсий существующий уровень доходов перестанет устраивать и приведет к увеличению затрат на оплату труда. Таким образом, существующая система пенсионного обеспечения не отвечает современным демографическим, экономическим реалиям и не гарантирует социальной защищенности граждан. В таких условиях необходимость реформирования системы и поэтапное разрешение накопившихся проблем становятся основным стратегическим ориентиром. При этом следует помнить, что реформирование системы должно гарантировать прозрачность функционирования, защищенность средств и способствовать росту заинтересованности и доверия со стороны граждан. Поскольку в противном случае основные цели по обеспечению финансовой стабильности системы нереализуемы.

Крапивицкая Л.М., Шкрябина А.Е

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись