Чему учили в школах древней греции. Система образования и воспитания в государствах древней греции


Древняя Греция - страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств - полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса - Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено закономерностями развития рабовладельческого общества, с одной стороны, и особенностями развития данной страны - с другой.

Воспитание детей в Спарте

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н.э.

Население Спарты резко делилось на спартиатов - господствующий класс (завоеватели), периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму: все взрослое мужско? население спартиатов составляло войско, которое держало"рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались. Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц- рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы - люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Воспитание и школа в Афинах

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта. На ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13- 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику - принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции .

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора - для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования — эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности. Первая образовательная ступень — обучение письму, чтению, счету; вторая ступень — грамматическая школа. Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний. К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени — риторская школа. Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика). С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.

Обучение музыки в древнегреческой школе

В Древней Греции складывается ряд факторов, обусловливающих развитие педагогики и образования, а также философии рационализма, которая постепенно обретает статус особого типа познания. Во-первых, это специфические природные условия, под воздействием которых быстрыми темпами развивается коммерция и ремесленное производство, что в свою очередь требует определенных навыков, знаний и, конечно, уровня образования. Это предопределило развитие древнегреческой системы обучения и школ, где педагоги представляли собой особый социальный класс, необходимый для подготовки профессиональных ремесленников и торговцев. Сословия торговцев и ремесленников представляли в Древней Греции серьезную экономическую и политическую силу, которая развивалась и завоевывала авторитет в обществе. Значительное влияние на древнегреческое образование оказала и демократическая основа социальной организации, которая реализовалась в институте полиса, создав условия творческой свободы и индивидуальной инициативы. Третьим фактором, повлиявшим на становление образовательной системы в Греции стало развитие философии рационализма, которая в целом была инициирована причинами религиозного характера. Религиозная культура древних греков была более или менее «либеральной»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг (в смысле воплощенного в тексте божественного откровения); не имели строго фиксированной религиозной и обрядовой догматики, а древнегреческие жрецы не играли существенной роли в жизни полиса.


Легендарный древнегреческий поэт Гомер

Говоря о влиянии духовной культуры на становление древнегреческой образовательной модели, нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграли в этом процессе поэмы Гомера, ставшие своеобразной Библией греков. Безусловно, фигура певца-сказителя Гомера скорее легендарная (многие исследователи считают его таким же собирательным персонажем, как и Шекспира). Однако, древние греки были убеждены в существовании этого боговдохновленного поэта, единолично создавшего масштабные эпические полотна, заменявшие сакральные тексты. Наподобие Вед, предназначенных для жрецов-брахманов, или религиозно-философских текстов Упанишад, поэмы Гомера ставили своей главной целью передачу священного знания от учителя к ученику. Сказания древнегреческого аэда можно также сопоставить с индуистскими эпическими поэмами «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых сочетаются рассказы о мифических и легендарных событиях с приключенческими сюжетами, любовными историями и назидательными поучениями.

К концу V в. до н. э. в Афинах все горожане могли читать и писать

Основатель знаменитой философской Академии, Платон в своем фундаментальном трактате «Государство» рассматривает гомеровский эпос как «жизненное руководство»: «…поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины V в. до н. э. воспитание молодежи строится на основе образа идеального героя, выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т. е. умением играть на музыкальных инструментах. По Гомеру учились, воспитывались, в его текстах находили эталоны поведенческих «добродетелей», обнаруживая в то же время и скрытые аллегорические, практически священные смыслы. Так Гомер приобрел статус «божественного учителя», транслирующего через рассказы о легендарных событиях четко выверенную концепцию мироздания.


В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан. Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию — совокупность добродетелей.

Афиняне использовали агонистику — состязательность между личностями

Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян. Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.


Древнегреческий философ Платон

Система воспитания детей в древней Спарте — тема для многочисленных досужих рассуждений и споров. Выражение «спартанское воспитание» зачастую ассоциируется с жесткими и порой даже агрессивными мерами воздействия на поведение ребенка и носит весьма негативный оттенок. Гражданин древней Спарты был, в первую очередь, воином, а потому воинская дисциплина и все ее составляющие охватывали жизнь спартанца целиком, от раннего детства до глубокой старости, так что человек беспрекословно вынужден был подчиняться суровым государственным интересам. Воспитание мальчиков и девочек в Спарте отличалось друг от друга. По словами древнего историка Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Вероятнее всего, это преувеличение: не соответствовавших критериям здоровья малышей скорее всего отдавали на воспитание свободным сельчанам, периэкам. Крепкие мальчики, достигнув шестилетнего возраста, переводились из родительского дома в общественные спартанские воспитательные учреждения, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды, соответствующие военным формированиям спартанцев, место в которых юные ученики займут в будущем. Образование в этих учреждениях было весьма строгое, ставившее своей целью подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, знакомство с искусством владения оружием, военные и стратегические маневры.


Эдгар Дега. Юные спартанцы

Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование. По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.

Положение женщины в Спарте было почётнее, чем в остальной Греции

Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков. Однако, отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность. В целом, положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».

В этот период появляются олимпийские игры.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.