II. Целевая установка и определение темы. Итак, есть только два пути воспитания честности


Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Ответственность за своего ребёнка полностью лежит на плечах родителей. Иногда получается так, что ребёнок ставит родителей в неприятную ситуацию. Для того чтобы это происходило как можно реже, нужно проводить воспитательные беседы.

Как обстоят дела с честностью? Насколько малыш честен с родителями? Ответ прост: настолько, на сколько у родителей получилось построить с малышом доверительные отношения. Ведь ребёнок начинает лгать изначально дома родителям, по той причине, что он им не может доверять. Он понимает, что его никто не захочет выслушать, понять, если надо - простить, его просто накажут.

До того, как начать разговор с ребёнком о честности, следует вспомнить о своих реакциях на поступки ребёнка. Если реакция всегда агрессивная, с криками, то разговоры о честности с ребёнком сначала будут безрезультатны. Детская ложь сама не рассосётся, это в большинстве случаев прогрессирует и принимает патологические свойства. Хотя никто не хотел бы вырастить постоянно врущего человека.

Не повышайте голос на ребёнка, даже если он неправ, необходимо завоевать его доверие и авторитет. Когда у родителей есть доверительные отношения с детьми - это очень важно. Нужно полностью искоренить страх ребёнка, связанный с его проступками. Их можно обсудить, вместе с малышом сделать выводы и попытаться исправить последствия. Разговор должен быть основан, учитывая опыт старшего человека, но нельзя игнорировать мнение самого ребёнка.

Если малыш пришёл к родителям и признался в проступке, нужно понимать, что это смелый шаг. Нужно отнестись к этому признанию, как к признаку доверительных отношений. Это заслуга воспитания каждого отдельно взятого родителя. Нужно научиться спокойно реагировать, хвалить за признание и вместе решить, как можно повлиять на ситуацию и решить её.

Нужно объяснить малышу:

    Если человек честен, ему доверяют и его уважают.

    Ложь всегда раскрывается и часто в самый «неподходящий» момент.

    Лгущего человека не уважают и ему не доверяют.

    Ложь неприятна даже в мелочах.

    Лгуна презирают всегда и везде, в любом коллективе, с ними стараются не общаться и не иметь общих дел.

    Маленькая ложь влечёт за собой большую и за этим следует неминуемое разоблачение.

    Всякая тайна, обязательно станет известной, и чаще это происходит в самый неподходящий момент.

Маленькая памятка для родителей.

Нельзя лгать ребёнку и тем более при нем - он должен получать от родителей поучительные уроки. Родитель должен стать наставником и тогда воспитательные разговоры не будут вызывать у него противоречивых чувств.

Нужно задать малышу вопрос: а хотел ли бы он, чтобы ему лгали, или поступали в отношении него нечестно? Ведь никто не хочет быть обманутым. А для того чтобы с ним были честны, он должен вести себя точно также.

Каждый родитель несет ответственность за своего ребенка.Не все можно предусмотреть заранее, но вести воспитательные беседы на разные темы с ребенком следует обязательно, тем самым, предупреждая неприятности и обучая ребёнка.

"Береги честь смолоду" – гласит народная пословица

Эта пословица для ребенка, прежде всего, о его честности. Насколько ребенок честен с вами? Ровно на столько, на сколько Вы смогли выстроить с ним доверительные отношения. Да, ребенок начинает врать в первую очередь дома своим родителям, потому, что им не доверяет или боится сказать правду. Знает, что его никто не постарается понять, простить, принять таким, каким он есть - его просто накажут.

Прежде чем говорить с ребенком о честности, следует подумать о своей реакции на проступки ребенка. Если ваша реакция всегда шумно-активная, агрессивная, в осуждающем ключе, то вести беседы о честности с ребенком и не следует заводить. Детское вранье само не рассосется, оно имеет обыкновение прогрессировать и принимать патологические свойства. А вырастить вечно врущего человека никто никогда не желает.

Не кричите на ребенка, даже если он тысячу раз не прав, завоевывайте его доверие и авторитет.

Доверительные отношения с ребенком – это труд взрослого родителя. Прежде всего, следует искоренить страх ребенка перед родителями за свои проступки. Проступки следует обсуждать, вместе делать выводы и исправлять последствия. Беседа с ребенком ведется, исходя из опыта и объема знаний ребёнка, учитывая его мнение.

Взрослые знают, что ошибаются все, и знают, как ошибки можно исправить. Ребенок должен получить урок исправления ошибки, сделать поучительный вывод из ситуации. Когда ребенок сможет доверять родителям, с ним возможны беседы о чести, достоинстве и неправде. Обратите внимание на то, что ребенок иногда просто фантазирует и поговорите об этом тоже.

Есть такая мудрая пословица – «Повинную голову меч не сечет», она, конечно, предназначена для родителей. Пришел ребенок к вам, признался – будьте добры, примите его смелый шаг, как благородный поступок. Отнеситесь к такому признанию как к признаку доверительных отношений со своим ребенком. Как к заслуге вашего воспитания. Спокойно прореагируйте, похвалите за признание и решайте вместе, как исправить ситуацию. Обсудите варианты дальнейших действий, как можно было бы избежать подобных неудобных ситуаций.

Объясните своему любимому ребенку:

Честному человеку жить легче, у него нет страха разоблачения.

Честному человеку всегда доверяют и его уважают.

Честный человек – это порядочный человек.

Ложь всегда обнаруживается и чаще в самые неприятные моменты.

Ложь – причина неуважения и недоверия к человеку.

Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.

Тема: «Беседа о честности и правдивости».

Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формировать правильное представление об этих качествах. Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.

Воспитывать чувство ответственности, сопереживания, сочувствия, доброту.

Учить связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение, давать свои суждения, развивать речевую активность, грамотность речи, развивать монологическую речь.

Активизация словаря: ложь, неправда, трусость, чуткость, честность, биография, колхоз.

Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.

Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя, мольберт, небольшая выставка книг Н. Носова.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, садитесь поближе. Сегодня у нас занятие на серьёзную тему. Думаю, что для каждого человека она важна.

Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?

Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.

Говорить правду даже в пустяках. Ложь вырвется и станет стыдно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно.

Давайте, ребята, вспомним литературные произведения, которые прочитали.

Дети: Рассказ «Косточка».

Воспитатель: Напомните, какой поступок совершил Ваня.

Воспитатель: За свой поступок Ване стало стыдно до слёз. Да он ещё и струсил, узнав, что от косточки можно умереть. Назовите ещё рассказ.

Дети: Рассказ «Лгун».

Воспитатель: Какой конец этого рассказа?

Воспитатель: Вот видите, что из-за лжи может случиться. Ложь – это зло. Какой рассказ написала Осеева?

Дети: Рассказ «Что легче?»

Воспитатель: Поговорим о героях этого рассказа.

Воспитатель: Какой мальчик поступил правильно? Был ли он за это наказан?

Воспитатель: Верно. Второй мальчик так и сказал: «А я правду скажу, правду всегда легче сказать потому, что она, правда, и придумывать ничего не надо».

Давай сейчас отдохнём с хороводом «Ворон».

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым произведением. Может кто – то его и слышал, но он поучителен, поэтому будьте внимательны, мы будем беседовать о поступках мальчикаов. А сейчас послушайте биографию детского писателя.

Показ портрета писателя.

Воспитатель: Николай Николаевич Носов родился на Украине в семье киноактёра. Когда вырос, Николай Николаевич сначала работал режиссёром, ставил мультфильмы, а затем стал писать для детей. Ему нравились мальчишки и девчонки, и ему хотелось писать не только яркие и весёлые истории, но и чтобы дети научились видеть хорошее и исправлять плохое: уважать друг друга, дружить, исправляли бы свои ошибки, делали правильные поступки…

Сегодня один из его рассказов на книжной полке.

Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.

Вопросы по содержанию:

1. Как называется произведение?

3. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).

4. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).

5. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).

6. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).

7. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).

8. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).

9. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).

10. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).

11. Что сказал сторож о съеденном огурце? (Дедушка понял, что мальчик осознал свой поступок, что съеденный огурец будет считаться подаренным).

12. Какой был дедушка? (Мудрый).

Чтение отрывка (…остановился, закричал: «Дедушка, а как будет считаться украл я съеденный огурец….. на душе у Котьки было радостно…).

Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.

А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы всегда говорите правду? Вспомните случаи нечестности в вашей жизни. Можно сейчас вот как раз признаться в этом.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о честности и правдивости, мудрые народные слова.

Дети: Правда светлее солнца.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

С правдой весь свет обойдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Воспитатель: Верно. Понравилось вам, ребята, вот так при всех сознаться в своих нечестных поступках, как будто сбросить тяжёлый груз с души…

Воспитатель: И это дорого стоит! Каждый из вас должен стремиться быть честным, ведь это достойное качества человека. Желаю вам не хитрить и объяснять свои неверные поступки.

Поистине, честность на сегодняшний день в мире - самый дефицитный товар. Нет такой страны на земле, где бизнесмены бы не воровали, где политики бы не обманывали, а простые граждане всегда соблюдали бы букву закона. И как ни пытаются бороться с коррупцией и обманом, через кампании и даже расстрелы, ничто не помогает.

Мир погряз во лжи и обмане. И когда разгорается очередной коррупционный скандал; когда опять начинается война по «распространению демократии»; когда детей отбирают из семей «ради их же блага»; когда «не подмажешь - не поедешь»; когда кто-то живёт в доме за миллион «зелёных», а ветераны ютятся в том, что трудно назвать домом; когда «современные и креативные» требуют «честные выборы», угрожая «свалить из этой страны»... тогда возникает естественный вопрос о честности: откуда она появляется и куда уходит, можно ли «прописать» её постоянно или она долго не задерживается на одном месте, как её воспитать и возможно ли это вообще?

Российские либералы, к примеру, считают, что все европейцы очень честны в обычной жизни - «там даже полиция взяток не берёт!»

Обожествление североатлантической цивилизации дошло у российских либералов до такой степени, что даже коррупционные и иные скандалы высшего руководства экономически развитых стран и поток самокритики граждан этих стран в СМИ ничего не меняют во взглядах российских «хомячков». «В Европе и Америке люди честные, там голоса избирателей не крадут!» - тупо повторяют свою мантру либероиды. Поэтому, мол, и надо брать пример честности с запада.

Что ж, давайте проясним, откуда взялась честность на западе, что это за честность, какова её природа и возможно ли и нам в России такую же честность развить.

Обсуждая проблему честности в мире, мы отмечаем её периодическое отсутствие у политиков и бизнесменов, у врачей и юристов, у полицейских и учёных, у автомобилистов и прохожих... Получается, что отсутствие честности иногда характерно для всех слоёв населения, для всех профессий, для всех народов. Все мы бываем честными, но иногда совершаем нечестные поступки. Кто-то совершает больше честных поступков, кто-то - меньше, в зависимости от обстоятельств и личных убеждений.

Коррупция есть во всех странах мира. Есть она и в полиции всех стран, только для каждой страны существует свой процент коррумпированных полицейских. А вот подсчёт этих процентов зависит, в том числе, и от честности счетоводов. И здесь вступает в силу политика, которую на любимом российскими либералами западе не напрасно называют «грязным делом», которая все цифры может менять, как ей заблагорассудится. Какая тут может быть после этого честность?

Разум так уж устроен, что человек не может всегда говорить правду. Разум всегда «взвешивает» информацию, дозируя количество правды и лжи. На то и дан разум человеку, чтобы понимать, когда можно говорить правду, а когда - не стоит.

Как же и когда разум приобретает эти способности манипулирования правдой? Ведь не рождается же человек с такими способностями! Полицейские, бизнесмены, политики не родились обманщиками и лгунами. Наши дети до определённого возраста абсолютно честны и лишь постепенно научаются не всегда говорить правду, когда их спрашивают о чём-либо.

Дети не лгут - до определённого возраста они ещё не умеют врать. Детский мозг ещё физически недостаточно развит для полноценного функционирования разума. Пока разум только просыпается, дети не лгут. Но как только мозговая биологическая ткань в голове человека созревает для полноценного функционирования разума, первое, что делает проснувшийся разум, - начинает дозировать исходящую от него информацию, начинает играть информацией. Проснувшийся разум начинает использовать информацию в своих целях, соизмеряя в ответах правду и ложь.

Если в первом классе практически все дети слушаются учителя и честно отвечают на поставленный учителем вопрос, работая без списывания и без подсказок. То через десять лет обучения в российской школе уже практически невозможно найти ученика, кто никогда не списывал бы и не пользовался бы подсказками.

Как получается такое? И почему это происходит?

Наверное, происходит естественный процесс, когда просыпающийся разум ребёнка, познавая мир, начинает играть информацией, изучая реакцию людей . Именно в это время ребёнок открывает для себя и приобщается к определённому набору ценностей, которые и определяют его дальнейшее поведение. И если в это время позволить просыпающемуся разуму принять ложь за истину, тогда из ребёнка вырастет обманщик.

Честность воспитывается с детства. Понятие честности закладывается в человека в семье, с детского сада, со школы. Основные навыки манипулирования информацией человек (разум) получает в процессе обучения, общаясь с родителями, сверстниками, со взрослыми. Именно обучение в школе проявляет, закрепляет, закладывает или разрушает в человеке нормы нравственности, честности.

Какое явление в процессе обучения в школе яснее всего говорит о честности в детском мышлении? Конечно, списывание, подсказки.

Списывание - это всегда ложь и обман. Обман себя, так как ученик остаётся неучем, получая за удачное списывание «переходящую» отметку. Обман учителя, так как учитель оценивает не настоящие знания и ставит оценку незаслуженно, ненароком поощряя обманщика обманывать дальше. Обман других детей, так как «списыватель» незаслуженно получает место среди «успевающих», развращая других возможностью получения хорошей оценки с помощью лжи и обмана. В конце концов, списывание - это обман общества, страны и государства, так как с помощью «липовых» оценок человек строит свою жизнь, карьеру, будучи невеждой. Сколько таких неучей и лгунов мы наблюдаем в повседневной жизни!

В школьном списывании яснее всего раскрываются представления детей о честности. Ученик понимает, списывая, что поступает плохо, но делает это, пытаясь мелкой ложью избавиться от необходимости совершать волевые усилия над собой для достижения определённого результата. И став взрослыми, такие дети переносят во взрослый мир извращённое понимание того, как надо учиться и жить.

Списывание и подсказки - отрицательные явления. Это признают все учебные системы мира. Действительно, списывание явно говорит о нечестности человека - с помощью лжи такой человек получает лучшие баллы, позволяющие ему занимать более высокие места в обществе. Можно сказать вполне определённо, что нечестность, приобретаемая через списывание в школе, порождает нечестность во взрослой жизни , когда человек с помощью лжи строит свою благополучную жизнь за счёт других. И тогда честность оказывается в проигрыше, что становится развращающим уроком для окружающих.

К каким же ценностным системам приобщаются дети в разных странах? Каким образом в разных странах пытаются искоренить списывание и подсказки? Каким образом воспитывается честность у молодых граждан?

В России списывание и подсказки официально осуждают и пытаются бороться с ними. Правда, почти безрезультатно - как могут успешно бороться с подсказками и списыванием люди, которые сами когда-то прошли эту же школу?

Школьниками российскими подсказки и списывание часто героизируются: «нет выше доблести, чем списать под носом учителя!» Иногда дети подсказывают из принципа «сам пропадай, а товарища выручай». Взаимовыручка, чувство локтя, чувство коллектива, чувство товарищества, дружба - всё служит российским детям для оправдания лжи списывания и подсказок. Ребята понимают, что «списывать и подсказывать нехорошо», но есть более высокие нормы, которые необходимо соблюдать в первую очередь. Российское списывание и подсказки происходят из менталитета российского, основанного на коллективизме и соборности. Здесь ложь и обман осуждаемы, но не отвергаемы, так как помогают сохранить дружбу, коллектив, общество.

Бытовая мелкая нечестность соседствует в российском обществе с честностью, которая всегда есть в людях - «помогая товарищу (подсказывая) и списывая, сам остаюсь честным и справедливым «по жизни». Такие люди считаются ценными друзьями и сотрудниками. Иногда такая честность позволяет даже сделать хорошую карьеру, так как честные люди, на которых можно положиться, всегда нужны бесчестным руководителям.

Ложь списывания и подсказки в школе представляются слишком ничтожными поступками по сравнению с дружескими отношениями с одноклассниками, по сравнению с всеобщей справедливостью, с честностью по отношению к стране и государству. В результате всё общество смотрит сквозь пальцы на эти нарушения, хотя и осуждает их формально. Со временем, по мере взросления человека, маленькая ложь списывания и подсказки становится большой ложью коррупции и других правонарушений. Но при этом всё равно остаётся ощущение дружеского единства российского общества: мы все добровольные подсказчики и «списывалки» - мелкие лгунишки - составляем его. Но при этом кто-то из нас полагает, что «надо бороться с коррупцией», кто-то борется «за честные выборы», а кто-то стал крупным лгуном, присваивая себе, так или иначе, богатства окружающих и называя это «честным бизнесом».

Нынешние борцы за честность российской избирательной системы, сами «списыватели» и подсказчики, лгут, прикрывая свои «потаённые мыслишки» хлёсткими фразами. Откуда честность будет на выборах, когда школьник не видит ничего зазорного в собственном списывании и списывании соседа за партой, подсказывает сам и пользуется подсказками друзей, отвечая на вопросы учителя? До тех пор, пока это будет продолжаться, борьба за честные выборы сама будет нечестной.

Не изменив «списывающую» ментальность наших детей, мы никогда не получим честного гражданина, мы никогда не получим честное общество. Начинать борьбу «за честные выборы» надо не с установки камер слежения на избирательных участках, а со школы. А точнее, с идеологических представлений, которые необходимо внедрить в детскую ментальность, с идеологии, которая не позволяет списывать и подсказывать . Вопрос в том, где взять такую идеологию?

По многим свидетельствам, списывание и подсказки в школах Америки и Европы распространены много реже, чем в России.

Говорят, там с детства учат детей не подсказывать и не списывать под страхом суровых наказаний. Западная система обучения направлена на выявление и поощрение самых способных и развитых детей с помощью честных экзаменов. Поэтому в школах поощряется доносительство и слежка детей друг за другом с целью недопущения списывания и подсказок.

«Каждый сам за себя» - вот принцип западного обучения. С самого раннего детства человек приучается к честной конкуренции, а честная конкуренция не может совмещаться с нечестными действиями - подсказками и списыванием. И тогда каждый ученик оказывается сам заинтересованным в том, чтобы быть честным, иначе ЕГО рейтинг понизится из-за того, что он попался на списывании; и ученик сам следит за окружающими учениками, чтобы они тоже были честными, иначе ЕГО рейтинг опять же понизится из-за нечестности других.

Такая система взаимного и само контроля направлена не на воспитание честности самой по себе, а на действительно честное ранжирование детей по способностям для участия во взрослой конкуренции ради карьеры. В результате общество получает «честных» молодых людей, привыкших всего добиваться самостоятельно своим трудом, но для которых честность - это не цель «жить по правде», а только средство в конкурентной борьбе друг с другом . Такие граждане честно участвуют в жизни своего общества и государства, оставаясь нечестными по отношению к тем, кто живёт за пределами их уютного честного мирка.

За счёт чего происходит воспитание честности у детей? Какие идейные принципы заложены в различные системы воспитания?

В сознание европейцев с детства внедряется принцип индивидуализма, когда «ты мне друг, но истина дороже». Западный, капиталистический, буржуазный индивидуализм основан на либеральной идеологии, отрицающей веру в Бога (формальная католическая вера и сверхформальный протестантизм не в счёт). На западе человек служит не Богу, а богатству, деньгам, Мамоне. Этим всё определяется.

Либеральная честность, культивируемая на западе, используется ради личного обогащения человека за счёт других, ближних и дальних. Формальная открытая честность для «внутреннего потребления» там действительно существует и именно она «пудрит мозги» российским либералам. Но открытая всему миру честность в западном обществе отнюдь не означает честность людей друг к другу в обыденной жизни - развратников и воров хватает и на «честном» западе.

И уж тем более глупо говорить о честности западной политической и финансово-экономической элиты - представители этих элит выступают по отношению к обычным людям с убеждением, что «имеют право» в силу своего положения на обман и ложь. Как часто политические и экономические деятели на западе приносят мнение общества в жертву своим амбициям и предпочтениям, начиная с отмены смертной казни для душегубов и кончая бомбардировками мирных жителей в «операциях по принуждению к миру». Честность на уровне обычной повседневной жизни, и бесчестность на высшем уровне принятия политических и экономических решений - это характеризует западный мир. И даром, что на западе «честные выборы», что все на западе голосуют честно, что честно осуществляется подсчёт голосов, если результаты голосования принципиально ничего не меняют в бесчестном обществе.

Честность в либеральном мире утилитарна, применяется только к своим, и служит лишь для избранного круга «цивилизованных» граждан. Честность в западных демократиях покупается, так как всё продаётся и покупается при капитализме. Можно с помощью денег сделать какие-то сферы относительно честными, но невозможно либеральное общество сделать честным по отношению ко всем людям планеты, так как именно за счёт грабежа и создаются богатства западного мира.

Западное богатство, позволяющее отстёгивать деньги на внутреннюю показную честность - честность внутри своих стран, основано на грабеже всех народов земли, основано на несправедливом мироустройстве, устроенном европейцами на планете. Вся «честность» западного общества базируется на тотальной нечестности его по отношению ко всем людям планеты .

Да, европейская честность позволяет проводить честные выборы, но губит природу, общество и человека. Нужна ли такая честность России?

«В России воруют» - это высказывание в большей или меньшей степени совершенно справедливо во все времена. Но при этом не надо забывать, что бесчестность в России всегда соседствует с понятием справедливости, внесённом в российскую ментальность православным христианством. Можно быть нечестными в каких-то бытовых случаях, оставаясь честными по отношению «к человечеству в целом».

Человек-вор в православном мире становится иногда героем, потому что «не щадит живота своего» ради страны, ради народа. На западе такое невозможно представить, так как там человек-вор живёт исключительно ради собственного удовольствия, ради денег, необходимых для личной комфортной жизни. И жизнь свою отдавать за что-либо западный человек не намерен, так как «живём лишь раз» - человек живёт ради удовольствий и благополучия собственного тела. В России же человек живёт ради правды и справедливости, и ворует тоже для своей комфортной жизни, но больше дорожит душой, а не телом, как на западе.

Вот почему на западе легче и удобнее жить - там честность на бытовом уровне позволяет создать комфортный и чистый мирок, люди живут здесь и сейчас, живут для себя, своего тела, для своего удовольствия. И вымирают в этом уюте из-за низкой рождаемости, потому что, именно, живут для себя, своего расслабленного блаженства, а не ради чего-то «внесвоеготелесного», не ради детей, например.

И вот почему, кстати, русская армия всегда была непобедима в столкновениях с Европой. Европейцы, такие же, как и русские, отчаянные рубаки, больше берегут своё тело, нежели душу, высшей ценностью считая земную благополучную жизнь человека, освобождённого от веры в Бога. Русские же, в соответствие с православной верой, всегда полагали высшей ценностью душу, а не тело - своё тело, свою земную жизнь можно отдать за честь и справедливость, за достоинство и свободу, за Бога и отечество.

Русская жизнь в веках всегда была не дороже правды, чести и справедливости, тогда как ничего дороже личной жизни для европейца нет. Вот почему, несмотря на прекрасный военный опыт и умение европейцев, несмотря на гигантские военные потери России в живой силе и технике, русские обычно побивали европейцев - тем нечего противопоставить самоотверженности и героизму русского солдата. Европейские опыт и знания всегда проигрывали русской православной вере в бессмертную душу.

И вот почему европейцы так ненавидят православие, справедливо считая его источником русской силы. Вот почему на протяжении многих веков либералы всех стран, включая и российских либералов, целенаправленно бьют по православию, по вере в Бога, так как путь к ликвидации России проходит только через ликвидацию национальной православной веры русских . И, похоже, в XXII веке они с этой задачей справятся.

Честность европейской цивилизации - это не российская честность.

Европейская честность - это либеральная честность, атеистическая и индивидуалистская. Честность, которая позволяет европейцам благополучно существовать за счёт угнетения остального мира, существующая за счёт привилегий, которые европейцы создали для себя, ограбив другие народы. Эта честность европейцев друг к другу куплена за счёт бесчестности европейцев по отношению к другим народам планеты. Европейская честность - это нечестность к природе земли, страдающей от бездумного капиталистического прогресса, это нечестность по отношению к людям планеты, страдающим в бедности от несправедливого мироустройства, это нечестность к самим коренным европейцам, вымирающим из-за низкой рождаемости.

Честность либерального атеиста основана исключительно на «земных способах» воспитания - это издревле известная всем система «кнута и пряника». Стукачество и доносительство в европейских школах как раз и призваны воспитать такую «честность». Но эта честность не распространяется дальше европейской общины, где действуют «кнут и пряник». Для остальных людей планеты - не европейцев - остаётся только кнут.

Цель европейской системы образования - воспитать законопослушного «честного» человека, который мог бы включиться в конкурентную борьбу «каждый сам за себя», в борьбу за европейские ценности. Эти либеральные ценности поощряют стукачество и доносительство в школе, индивидуализм и безбожие в европейском обществе, относительную честность в Евро-Америке и абсолютную бесчестность к природе земли и к народам планеты (включая самих коренных европейцев).

В школах запада честность среди детей культивируется для точного ранжирования детей. Она носит прикладной характер. Дети могут быть нечестными по жизни, но никогда не будут списывать, так как это чревато понижением их рейтинга, следовательно, торможением в карьере. Честность на западе ущербная, частичная, прикладная - честность для рейтинга, для карьеры, честность на продажу .

Российская честность - это нечто среднее между атеистическим «Кодексом строителя коммунизма» и православной христианской нравственностью.

В советской школе, в коммунистической системе ценностей, исключавшей религию и Бога, честность провозглашалась ценностью самой по себе , безотносительно к чему-либо. Просто надо всегда было быть честным в жизни. А почему собственно? Для чего нужна честность, если с помощью обмана, с помощью списывания и подсказок можно достичь тех же результатов, и даже больших, не утруждая себя трудом учёбы? Этот вопрос, в конце концов, и погубил великий Советский Союз.

Коммунистическая (атеистическая) идеология, не может ответить на «простой» вопрос: почему надо жить честно. Как не может ответить на этот же вопрос либеральная (атеистическая) идеология, основанная в эпоху Возрождения как отказ от веры в Бога. Потому что атеизм не в силах обосновать необходимость честности, также как не может обосновать вообще что-либо, поскольку отказ от Бога - это отказ от критерия истины . А потеряв истину, человек попадает в ситуацию полной относительности, когда «всё можно», когда «человек должен быть толерантным ко всему», когда любые извращения имеют равное право на существование с целомудрием.

«Человеку разумному» невозможно всегда и всюду оставаться абсолютно честным. Следовательно, человек вынужден использовать какой-то критерий, определяющий, что есть истина, с помощью которого можно дозировать правду и ложь в общении с разными людьми. Но такой критерий, чётко разделяющий истину и ложь, возможен только с верой в Бога . И если такой критерий отсутствует, как в атеистических странах либеральной диктатуры, то его место занимают различные «условные критерии», какие каждый человек для себя может выдумать сколько угодно.

Современный либеральный атеистический мир демонстрирует полное торжество относительности, когда невозможно определить, где правда, а где ложь, так как нет истины, потому что нет Бога. Вот почему россиянам порой трудно понять мотивы политики стран североатлантической либеральной цивилизации - для нас правда и ложь ещё не успели стать одинаково достойными понятиями. У русских ещё не вычистилась из ментальности божественная нравственность, привитая тысячелетием православия, определяющая правду, честность и справедливость.

И очень часто североатлантическая политика ставит россиян в тупик: как же так - при таком, на словах, человеколюбии, при такой красоте и чистоте Евро-Америки, европейские дела оказываются беспощадно кровавыми. Как совмещаются проповеди о гуманизме с насилием по навязыванию демократии в «отсталые» страны? Это лицемерие и есть результат воспитания европейцев в системе атеистических либеральных ценностей. В этом и заключается европейская честность.

Так чего же мы хотим? Честных выпускников школ - атеистов и индивидуалистов, как на западе, честных выборов и бесчестного правления? Или «списывателей» и подсказчиков, мелких воришек, разоряющих Россию, и одновременно «борцов за справедливость»? Как совместить европейскую честность с российской? Как, например, оправдать стукачество и доносительство детей друг на друга? Возможно ли без стукачества и доносительства избавиться от списывания и подсказок?

Россия идёт сейчас по стопам либерализма и россияне, также как когда-то европейцы, постепенно теряют веру в Бога, отучаются от божественной нравственности, теряют понимание правды и лжи. Однако, россияне ещё продолжают, по православной традиции, считать стукачество и доносительство нечестным и недопустимыми, что несовместимо с капиталистической рейтинговой системой оценки учащихся.

В России пока, из-за православного мировосприятия, въевшегося в гены российской ментальности, люди ещё не приучились совсем жить ради денег (хотя во многом этот путь уже пройден). Но по мере отказа от православной веры, от веры в Бога вообще, по мере либерализации России, российское общество будет постепенно становиться внешне по-европейски чище и честнее. И конечным итогом избавления России от нечестности по либеральным рецептам будут стукачество и доносительство учеников друг на друга, «как в Европе», честные выборы... и полное вымирание русских из-за низкой рождаемости, и далее - распад и уничтожение России.

Итак, есть только два пути воспитания честности.

Либо, продолжая либеральное развитие, постепенно перенимать европейские безбожные ценности и методы, воспитывая «честность для конкуренции».

Если мы хотим жить честно, утверждают русские либералы, «как на западе», тогда нам следует полностью перенять западные ценности, следующие из либеральной идеологии. Надо воспитывать детей в атеистической вере поклонения деньгам и богатству. Надо поощрять в детях индивидуализм, доносительство и стукачество. И тогда мы войдём в «царствие небесное европейской свободы и благополучия», и тогда у нас будут честные выборы. И тогда глупо сейчас протестовать против ювенальной юстиции, педофилии и скотоложества. Следует немедленно снять все ограничения на любые извращения, чтобы стать по-европейски демократической и свободной страной.

Либо надо действительно возвращаться к Богу, к православной христианской вере в полном объёме, воспитывая в молодом поколении подлинную честность.

Подлинная честность может быть только у действительно верующего в Бога человека , так как именно «Господь создал всех людей равными», а значит, ко всем людям надо обращаться с правдой. Честность действительно православного человека не допускает лжи между людьми, что автоматически исключает списывание и подсказки, несправедливость и притеснения. «Жить не по лжи» - это жить с Богом в сердце. Такой человек не допустит обмана ни на выборах, ни в бизнесе, ни в политике (и тогда политика, освободившись от атеизма, перестанет, наконец, быть «грязным делом»).

Да, путь действительного избавления от нечестности, от списывания и подсказок существует и лишь один единственный: надо дать детям веру в Бога, приобщить их к нравственности Христа . И тогда Бог в душе человека не позволит ему лгать, списывать и подсказывать. Тогда не ради единоличного обогащения, не ради выигрыша в конкурентной борьбе будет процветать в школах честность, а ради спасения души, ради высшей правды и справедливости. Это и будет подлинная честность, вызванная не опасением людского наказания, не боязнью конкуренции, а свободным выбором верующего в Бога человека. И только на основе такой честности возможно воскресение России для благополучной жизни на земле, как, впрочем, и всего мира.

Без возвращения Бога в систему образования народа, в России никогда не будут «честные выборы», а скоро не будет и самой России.