Как сшить калмыцкое платье женское. Современное платье в национальном духе: когда калмыцкий костюм становится стильным и модным (фоторепортаж)


Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

06.02.2011 23:19

В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную кисть (), означавшую солнце и исходящие от него лучи.

Отсюда и пошло название - улан залата хальмгуд. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть у ног, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи. После этого очищали ее огнем и произносили различные йорялы (благопожелания):
Өмсн махла
өлзәтә болж
ууняс үлү сәәхн
олн хувц өмсж
Ут наста болтха!

Описание шапок находим в «Путешествии по разным провинциям российской империи в 1768 - 1769 гг.». Торгуты носили зимой и летом небольшие круглые шапки с опушкой, а зюнгары - войлочные шляпы, макушки которых украшала красная кисточка. Головной убор хошеутовских калмыков с околышем из черных мерлушек назывался хазык махла (киргизская шапка) или тоорцыг махла. Нижняя его часть была совершенно круглая, а верх - четырехугольный. Верхушка обычно изготавливалась из какого-нибудь яркого, но не желтого сукна, и обшивалась позументом или цветным шнуром. По центру размещалась красная кисть.

Женские головные уборы были двух видов - для замужних и для пожилых. При этом они подразделялись на повседневные и праздничные. Обычно женщины носили невысокую продолговатую (наподобие пилотки) шапочку, которая называлась . Несколько вариантов этого головного убора можно увидеть в экспозициях Национального музея РК. «Камчатки» шились из черного бархата и украшались орнаментом и мягким бисером. Сверху пришивался пышный гребешок, изготовленный из красных шелковых ниток. Молодые женщины носили также шапки круглой формы из бархата. Эти головные уборы назывались «джатаг».

«Джатаг» украшен золотым шитьем и вышит рельефной гладью. Самый же обычный головной убор, который носили калмыцкие женщины, - тамша - круглая плисовая шапочка с оторочкой: околыш черный, верхушка желтая с пунцовой кистью.

Праздничные шапки шились из дорогого меха, соболя, выдры, бобра. Жены калмыцких нойонов и зайсангов (князей) носили роскошно убранные шапки: бюслячи, с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, верх обтянут китайской парчой, гребешок - из ярко-красных шелковых ниток.

«Женский пол весьма бережет свои волосы», - написано в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса» составителя Т. Небольсина. Раньше, когда девушка-калмычка выходила замуж, косу ее разделяли на две части, заплетая каждую отдельно, затем надевали на них бархатные чехлы - шиверлык, а на концах вешали подвески - токуги (для отпугивания шулмусов - чертей). Шиверлык надевали для того, чтобы во время работы (доения коров, приготовления еды и т.д.) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу. Чехлы-шиверлыки встречаются в национальных костюмах монголов 19 века, например, у урянхаек, баиток, дербеток, меркиток. У Г. Потанина и Бичурина, П. Козлова встречается упоминание о старинном монгольском обычае - ношении двух кос в чехлах, так называемого үснә-hадр.

Более изящными были женские головные уборы - халмаг, которые носили по праздникам, надевали на свадьбы. Они отличались красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов. На левой стороне вышивался орнамент копыта жеребенка, а на правой - узоры из цветов и листьев. Сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток. Пожилые женщины носили бюслячи и хаджилгу. У хаджилги края были крупные, вверху - четырехугольники, высокая передняя часть. Верх шапки обтягивали черным сукном.

Мужчины же носили круглые шапки из каракулевой смушки, по краю верха пришивалась полоска из меха. Юноши - черные каракулевые шапки «хуурсха махла». Пастухи ходили зимой в шапках-ушанках.

Для калмыцких священнослужителей (конец 19в.) шились особые шапки. Летняя - тоорцык - круглая, с желтым верхом, изготавливалась из красного материала без вышивок. Такие головные уборы обычно носили пожилые священнослужители.

Бадма-махла - шапка для торжественных случаев, например, встречи с важными особами, по форме напоминает епископскую митру.

Эллина Укурчинова, научный сотрудник .


Какая главная часть человеческого организма? Безусловно, голова. А что человек носит на голове? Конечно, шапку! Значит, шапка — главная часть костюма. Вот такой нехитрой логикой руководствовались калмыки, когда придавали головному убору исключительные по сравнению с другими элементами костюма свойства.

И действительно, к головному убору калмыки относятся с большим почтением. С ним связано много поверий и примет. Скажем, ни в коем случае нельзя надевать чужую шапку, как и отдавать свою, — рискуете унаследовать плохую карму, отдав взамен свою (калмыки — традиционные буддисты). Шапку нельзя класть где попало — это все равно что забыть собственную голову. Шапку нельзя подкидывать — по той же самой причине. Нельзя носить несколько шапок на голове, а также складывать головные уборы горкой. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, то женишься или выйдешь замуж несколько раз.

Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял свой головной убор. Это очень плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу — буддистскому священнику.

Конечно, исключительная важность головных уборов в Калмыкии послужила причиной большого их многообразия. В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов — мужских и женских, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видовобязательный элемент внешнего облика калмыка. При этом очень важное значение придавалось цветам головных уборов, что было связано с буддийскими традициями.

Самая распространенная мужская шапка — хурхсна махла, сделанная из меха, очень теплая и практичная. Пожилые калмыки носили шапку хаджгла, околыш которой делали из черной ткани. Нижняя часть ее была круглой, а верхняя — четырехугольной. Околыш оторачивался мехом выдры (бельцен), а верхушка (ора) делалась из яркого сукна. В центр хаджгла пришивались кисточки из красных шелковых нитей. Кстати, именно поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», то есть «калмыки с красной кисточкой». Иногда вместо кисточки пришивали красную пуговицу, бусинку или кусочек коралла.

Зимой мужчины носили чиктя махла, которая очень похожа на русскую ушанку. А калмычки чаще всего носили тегриг махла — маленькую круглую шапочку. Основу тегриг махла составляла кошма, обмазанная с двух сторон жидким тестом из муки пополам с водой. Околыш и верх такой шапочки покрывались черным бархатом или, что реже, каракулем, а на верхушку пришивали ярко-пунцовую пуговицу, имеющую культовое значение.

Часто женщины-калмычки носили и так тамша — шапочку, сделанную из плиса, имевшую закругленный верх. Околыш украшали клиньями из темно-малинового бархата, покрывали вышивкой золотыми и серебряными нитями. Невозможно перечислить все виды традиционных калмыцких головных уборов. Одно ясно: шапка в Калмыкии — всему голова.

МКДОУ ЦРР-Д \С № 31 «АЛТН БУЛГ»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ИСТОРИЯ КАЛМЫЦКОГО КОСТЮМА»

(ИЗО деятельность, ознакомление с окружающим)

(Для детей старших групп)

Подготовила:

Воспитатель ИЗО Манджиева В.А.

Январь 2013г.

Тема: «История калмыцкого костюма»

Цель : Приобщать дошкольников к истории национальной культуры.

Задачи : Познакомить с историей калмыцкого национального костюма, с особенностями его внешнего вида, особенностями калмыцкого орнамента, вышивки;

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; Закрепить с детьми названия калмыцкой одежды;

Способствовать развитию калмыцкой речи;

Воспитывать интерес и уважение к калмыцкому народу, его самобытности. Воспитывать желание изображать калмыцкий орнамент на листе бумаги в виде платья.

Материалы к занятию : Презентация «История калмыцкого народа» с изображением калмыцких национальных костюмов. Куклы в национальных костюмах. Аудиозаписи калмыцких народных песен, гуашь, кисти 2-х видов, силуэт калмыцкого платья

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами(ансамбль «Тюльпан», эпос «Джангр»), чтение калмыцких народных сказок.

Словесная работа: бишмүд, халмаг, цегдг, тоокуг, тоорцг.

Методические приемы : словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал- презентация), практический метод.(рисование калмыцкого платья, шапочки)

Группа : дети национальной группы № 1 (старшая) в национальных костюмах

Место проведения : Музыкальный зал.

ТСО : видеопроектор, экран.

Ответственные : воспитатель по ИЗО деятельности Манджиева В.А.

Ход занятия

Зал празднично украшен, оформлена выставка кукол в калмыцких костюмах(изготовленные родителями).

Воспитатель(Манджиева В.А.):

Мендвт. Дети обратите внимание на выставку калм. костюма.(дети проходят-смотрят, любуются).

А сейчас я приглашаю детей старшей группы «Харада» (Эльзята, Марина, Милана, Даяна, Максим, Деля, Леша) в «творческую мастерскую». Они выполнят работы по оформлению калмыцких платьев.

(Дети садятся за приготовленные столы с оборудованием по рисованию).

Поприветствуем детей национальной группы № 1 «Харада». Все дети в национальных костюмах, которые сшили родители, костюмы все разные, разных цветов, разнообразные вышивки на манишках. Попросим детей продемонстрировать свои костюмы (дети под калм. музыку проходят по залу)

Воспитатель: (обращает внимание на колорит каждого костюма, орнамента, вышивки) .Как называется та часть костюм, которая на груди?

Дети: манишка

Показ презентации «История калмыцкого костюма»

Воспитатель: Посмотрим на экран, какой использовался орнамент для украшения манишки. (Слайды)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на пояс мужского костюма. Они изготавливались из серебра (цаган мөнгн) (Слайды)

Воспитатель обращает внимание на головной убор калмыков:

Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша . Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой(Слайды)

Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

Воспитатель: А сейчас Тамара Бамбаевна немного расскажет об истории калмыцкого костюма.

Тамара Бамбаевна:

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов.

Хальмг келнә багш:

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг», конец которого украшался украшением «токуг».

У женский костюм (замужней) женщины характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг», сшитых из белой или другой светлой ткани.

Воспитатель:

Для демонстрации девичьего костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в калм. девичьем платье с девочкой).

Воспитатель:

Это платье в котором ходили девочки и девушки. Девичий бешмет- биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором.

Гости рассказали стих-е на калм.яз.

Би Элстд бәәнәв

Балһсндан йир дуртав.

Үүрмүдләһән хамдан энд

Уласн мет өснәв…

Шугран Вера

Воспитатель:

Для демонстрации мужского костюма приглашаем наших гостей (в зал входят воспитатель в мужском костюме с мальчиком).

Воспитатель:

Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета, для хранения личной печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц). Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги.

Под калм музыку гости исполняют танец «Шарка -барка»

Воспитатель Изо Манджиева В.А. обращает внимание на «творческую мастерскую».

Вместе с детьми демонстрируют свои работы.- украшенные калмыцким орнаментом вырезанные силуэты платьев и шапочек.

В конце занятия все дети с гостями исполняют калмыцкий танец.

Приложение

История калмыцкого костюма.

Национальный костюм калмыков претерпел значительные изменения. Предки калмыков –ойраты мало отличались одеждой от остальных монгольских народов. Мужчины носили широкий халат, запахивающийся наглухо, подпоясанный длинным широким матерчатым поясом со свободно свисающими кистями. К поясу подвешивался как знак власти мешочек типа кисета., для хранения печати. На голове круглая шапка, заканчивающаяся наверху помпоном из красных шелковых нитей. Обувь войлочная.

Женский повседневный халат ничем не отличался от мужского, он был только немного длиннее и имел небольшие разрезы сбоку, тот же головной убор, та же обувь, волосы заплетались в две косы и свободно лежали на груди, спрятанные в матерчатый чехол, который назывался «шиврлг, конец которого украшался украшением «токуг».А теперь мужчины стали носить бишмүд - бешмет, сшитый в талию, воротник маленький, стоячий, на груди вырез- углом, под него одевали манишку, вышитую золотыми и серебряными нитями. На талию надевался пояс серебряный, с прикрепленными к нему ножнами. В одежде предпочитались темные оттенки любых цветов, кроме желтого и красного(цвета духовных лиц. Широкие штаны заправлялись в кожаные сапоги. Головной убор-улан залата махла с красным верхом типа кубанки из каракуля(хурсх махла).Женский(замужней) женщины костюм характерной чертой являлся цегдык, в виде длинной безрукавки. Нижняя часть цекдыка- юбка имеет 2 разреза- сзади и спереди, застегивался только на поясе. По бокам с обеих сторон у пояса делаются петли для носовых платков, которые обязательно дополняют костюм замужней женщины. Цекдык одевался поверх кофты с длинными рукавами «берзе» или нижнего платья «терлиг, сшитых из белой или другой светлой ткани. Костюм дополняли шиврлги-на конце, которых подвешивались наконечники- токуг. Женские головные уборы- халмаг, төгрг махла, тамша. Халмаг состоит из 3 частей: верхнего донышка, правого узкого налобного ободка и левого широкого налобного ободка, богато украшенного вышивкой. Девичий бешмет-биизе. Под длинныйY-образный вырез на груди надевалась манишка, украшенная золотым и серебряным узором. Под платьем поверх нательного белья девушки обязательно носили сшитый из материи камзол- жилет, выполняющий роль корсета. Волосы заплетали в одну косу и собирали в один пучок. Головной убор девушки- камчатк, джатак, тоорцыг. Камчатк- маленькая шапочка, в виде пилотки, надевали набекрень. Тоорцг –низкая шапка,украшенная золотым и серебряным узором. В украшение праздничных калмыцких костюмов широко использовалась художественная вышивка, в основе которой лежал национальный орнамент, состоящий из геометрических рисунков и натуральных растительных мотивов.

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками .
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет , которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами , иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.
В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.
Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига - приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье - бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом.
Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.

Прически и головные уборы калмыков

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов. Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка - специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой - сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Чехольчики на концах завершались токугами - подвесками из серебра, по форме напоминавшими стрелы. Чтобы при выполнении домашних работ волосы, убранные в шиврелыки и утяжеленные токугами, не мешали, конструкцию продевали в специальные нагрудные клапаны, пришитые к платью.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви. Шили ее из сафьяна (выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета) - черного для мужчин и красного для женщин. Сапоги обязательно имели каблук. В носке это было неудобно, а наездников каблук выручал, помогая лучше цепляться за стремена. В холодное время сапоги надевали на валяные кошемные чулки.

Калмыцкий женский праздничный костюм

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать.
Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.
Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

калмыцкий женский праздничный костюм на фарфоровой кукле

Цвета наряда всегда были очень яркими - алыми, бордовыми, зелеными или синими.
Цегдег присутствовал в женской праздничной одежде вплоть до 30-х годов XX столетия. Он был без рукавов, с длинными полами. По краям подола и горловины шла вышивка гарусными нитями и позумент.
Узор с изображением копыт жеребенка - символа мужской силы - вышивали на одежде молодых женщин всегда с левой стороны, поскольку, по народному верованию, мужская сила, передаваемая девушке после замужества от супруга, находилась с левой стороны. Этот орнамент играл функцию оберега от злого глаза, а также означал чистоту и верность женщины своему мужу. Кроме того, калмыки верили, что, нося «копытца» на своей одежде, их жены могут родить им наследников.

Источник - журнал "Куклы в народных костюмах"