Конспект занятия «Добро в твоём сердце. Уроки доброты


Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» подвели итоги конкурса методических разработок «Уроки добра».

Конкурс проводился для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, а также для педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.

Экспертное жюри конкурса определило победителей в номинациях:

  • «Дошкольное образование»
  • «Начальная школа»
  • «Основная и средняя школа»

От всей души поздравляем победителей, желаем творческого и профессионального роста, новых открытий, славных и добрых побед! Напоминаем, что разработки, признанные экспертным жюри лучшими, вошли в сборник конкурсных работ , который можно скачать.

Что такое «Урок добра»?

Чему он может научить детей и взрослых, о чем ребята задумаются на таком занятии? Что смогут и захотят рассказать после урока родителям и друзьям? Что такое благотворительность, как и кому можно помогать, даже если ты сам еще не зарабатываешь деньги и у тебя так мало свободного времени? Мы хотим, чтобы ответы на эти и другие вопросы школьники по всей стране получили из первых рук - от своих учителей и классных руководителей. Если вы уже не раз говорили со школьниками о благотворительности - поделитесь своим опытом и наработками с другими. Если же впереди вас ждет ваш первый «урок добра» - напишите о нем.



Уроки добра: практический опыт

Обратимся к практическому опыты присланных разработок и обсудим, как подобрать тему и формат занятия с учетом возраста детей, какие методы вовлечения подойдут для разных ситуаций.

Как делать добро?

Как донести суть и смысл понятия «благотворительность» до детей? В каком ключе проводить уроки и занятия на эту тему? Почему благотворительность начинается с чувства сопричастности, а не жалости? О современных подходах к благотворительности и конкурсе для педагогов расскажут , директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского, и , заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания.

Уроки добра. Как провести занятие?


Константин Хабенский, основатель Благотворительного Фонда помощи детям с опухолями мозга:

«Прямо сейчас у нас с вами есть шанс повлиять на то, каким будет наше будущее. Ведь в наших силах сделать так, чтобы сегодняшние школьники выросли людьми, для которых благотворительность - это такая же часть повседневной жизни, как поход в магазин или поездка за город. Мы не пытаемся донести до них размытое «помогать - это хорошо», мы пытаемся объяснить им: помощь может быть самой разной. Для одних это редкий эмоциональный порыв, для других - выстроенная система, для третьих - возможность проявить себя, для четвертых - способ успокоиться. Важно, чтобы каждый услышал о существующих вариантах и просто выбрал удобный для себя путь. И чем раньше это произойдет, тем лучше».

Олег Новиков, президент корпорации «Российский учебник»* и издательской группы «Эксмо-АСТ»:

«"Уроки добра" - не просто акция про благотворительность, это возможность рассказать нашим детям о том, что добро в отношении других людей – это не подвиг и не предмет гордости, а естественный процесс. Где как не в школе наши дети впервые сталкиваются c понятиями «добро» и «милосердие»? Поэтому задача взрослых - рассказать и показать своим примером, что же такое быть добрым и милосердным к тем, кто в этом нуждается».

Состав жюри:


Директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского

Заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания

Артём Соловейчик
Вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник»

Конспект занятия «Что такое доброта» для детей подготовительной группы

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь.
ЗАДАЧИ:
- Формировать дружеские взаимоотношения;
- раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
- развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности;
- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
На дом дано задание выполнить рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»


ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы.
Воспитатель: А что такое доброта?
Ответы.


Воспитатель: многие писатели, ученые много писали замечательных строк о доброте. Послушайте некоторые из них.


Воспитатель: Я вам хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно послушайте и выполните задание по стихотворению.
Физпауза:
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну – ка дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь.


Воспитатель: Как хорошо, вы все улыбались. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Для начала проведем такой урок в нашей группе.
Ребенок: В группе в зимний день с утра,
Проходил урок добра.
Все старательно учились,
И сегодня меж собой,
Не конфетами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всей группой заключили.
И решили – с этих пор,
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем группой успевать,
Все друг другу помогать.
На уроке доброты,
Было столько теплоты,
Что от этой теплоты,
Распустились все цветы!
(Н. Анишина)
Воспитатель: Что же такое добрые дела?
Ответы.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? По очереди дети называют дела и каждый ребенок загибает пальчик(считает свои выполненные дела)


Воспитатель: А что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день?
Ответы: с добрых слов и добрых дел.
Воспитатель: А какие добрые и вежливые слова вы знаете?
Ответы.


Воспитатель: Молодцы, слова вспомнили, но вы их и так говорите все на дню по сто раз. Я вас приглашаю выйти на коврик, встаем все в круг, поиграем в игру «Пословицы о доброте». Я передаю игрушку зайчика, и все по очереди называют пословицы и передают друг другу игрушку.


Воспитатель: А давайте вспомним правила доброты?
Ответы.


Воспитатель: Следующее задание у нас самое сложное, давайте немножко отвлечемся и гимнастикой займемся.
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)
Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)
Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)
Мы живём не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем)
Воспитатель: Ребята, малыши попросили вас слепить из соленого теста им матрешек, чтобы они могли их разукрасить, а затем с ними поиграть. Сейчас вам предлагаю вылепить матрешек из соленого теста(которое я заранее приготовила), а после сна мы с вами отнесем матрешек нашим маленьким друзьям.
Пока вы будете лепить матрешек, я вас попрошу починать стихи о добре и добрых делах. И также можно вечером рассказать эти стихи малышам.
Ребенок: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Ребенок: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребенок: Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Ребенок: - Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.


Воспитатель: Какие замечательные получились матрешки, вы на славу потрудились, угощение заслужили. Давайте оставим наши матрешки, пусть они подсыхают, а мы пойдем на участок и там займемся добрыми делами, и воздухом подышим.


Воспитатель: Обратите внимание, в раздевалки у нас оформлена выставка ваших работ по теме – добро. Все молодцы, выполнили замечательные работы, и каждый внес частичку своей доброты в нашу группу.


Воспитатель: А во второй половине дня я вам предлагаю оформить наше «Дерево добра».

Васильева Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: п. Лучегорск, Пожарский район, Приморский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Урок доброты в детском саду"
Дата публикации: 27.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 пгт. Лучегорск Васильева И.И.
Тема: Урок доброты в подготовительной группе детского сада

«Дари добро».

Цель:
Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями; Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков; Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Задачи:
Обучающие: Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья; сформировать у дошкольников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; рассказать детям о правах людей с инвалидностью. Воспитывающие: Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;воспитывать толерантность.
Предварительная работа:
знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте.
Материалы и оборудование:
Мультипликационный фильм «Цветик-семицветик», лепестки (по 7штук на каждого ребенка), картинка-солнышко.
1.

Организационный момент:
Прозвенел веселый звонок! Начинается урок! На уроке доброты станем добрыми и мы!
У нас много гостей. Поприветствуйте их, пошлите воздушный поцелуй и улыбнитесь!
2.

Беседа по теме:
Мы сегодня поговорим с вами о детях, которые находятся рядом с нами, и которым очень нужна наша любовь и забота, это дети со слабым здоровьем. Многие дети совсем не могут говорить, из-за того, что больны, или разговаривают так плохо, что их совсем не возможно понять, некоторые при разговоре заикаются. У заикающихся детей речь неплавная, они как будто бы спотыкаются на слове или не могут начать говорить. Их нельзя торопить, нужно подождать, пока они произнесут фразу. Дети с любыми нарушениями речи очень стеснительные, ранимые, они одиноки, с ними не всегда дружат ребята, не принимают их в игру. Очень обидно бывает, когда детей, которые плохо говорят, дразнят, показывают на них пальцами, смеются, не хотят с ними дружить. А вместе с другими ребятами им хочется поиграть? Ребята, а что мы с вами можем сделать, для того, чтобы эти дети не скучали, не обижались, не расстраивались. Ответы детей. На нашей планете Земля живет очень большое количество людей, кто-то плохо разговаривает, кто-то плохо видит или слышит, кто-то передвигается только на костылях или в инвалидной коляске, потому что не может ходить. Это и есть люди с ограниченными возможностями здоровья. И дразнить их, смеяться над ними нельзя. А скажите мне, ребята, вы болеть любите? Веселое это занятие? Ребята, а ведь бывают разные неприятные случаи, когда человек получил травму – например, сломал руку или ногу. Может он тогда все делать так же, как здоровый человек? Давайте проверим. 3.
Упражнение. «Непослушные пуговицы»
Дети делятся на пары, берут друг друга за руку, вторая рука остается свободной. Расстегните две пуговицы Застегните две пуговицы А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят расстёгиваться и застёгиваться? (подвести к выводу, что одной рукой это делать неудобно) А теперь не держитесь за руки и попробуйте сделать это еще раз. Вот, видите, ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой, трудно выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый день. Однако, ребята, врачи не всегда могут помочь, например, если травма очень сильная. И есть люди, у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таким людям нужны наша помощь, внимание, забота.
Ребята, сегодня мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик», а затем, обсудим его. 4.
Просмотр части мультфильма.
Посмотрите, у Жени остался последний лепесток. Давайте вспомним, на что Женя потратила шесть лепестков. Ответы детей. Теперь у нее последний лепесток, она может загадать только одно желание. Давайте представим, что нам тоже представилась такая возможность, и мы можем назвать свое желание. На что бы вы потратили свой лепесток, если бы он у вас остался? Дети передают друг другу лепесток и называют свое желание. А теперь давайте посмотрим мультфильм дальше.
5.

Просмотр мультфильма до конца.
Какое настроение было у детей при первой встрече? Почему Витя не пошел сначала играть с Женей? Хотел ли Витя бегать, играть? На что потратила Женя последний лепесток? Зачем она это сделала? (Акцент делается на последнюю часть фильма, где девочка Женя использовала последний волшебный лепесток цветика - семицветика для того, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить и бегать, стал здоров.) Как бы вы поступили на месте девочки Жени - отдали бы последний лепесток для мальчика Вити или нет? Можно назвать Женю доброй девочкой? А что такое доброта? Ответы детей. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". 6.
Игра «Солнышко»
Дети становятся в круг, передают солнышко друг другу по цепочке с добрыми словами – пожеланиями для друг друга.
7.

Итог занятия
. Каждый человек имеет право на уважение, заботу, внимание. Он имеет право быть таким, какой он есть. И окружающие люди должны принимать его таким, какой он есть. Но вместе с тем каждый человек обязан помнить, что
все люди разные и каждый из нас должен вести себя так, чтобы не приносить неудобства окружающим, быть деликатными, не обижать друг друга. И если все люди на Земле будут знать об этом, то, возможно, не будет ссор между ними, войн, слёз и всяких неприятностей, которые вызывают лишь огорчения. Люди с ограниченным здоровьем – это такие же люди, как мы с вами. Только им гораздо труднее общаться с окружающими людьми. Нужно им помогать и не отвергать их.
8.

Задание для совместного выполнения с родителями.
Педагог дарит детям по семь лепестков и предлагает дома составить из них цветок и подписать вместе с родителями пожелания для детей, которые нуждаются в помощи (например, как Витя в мультфильме).

1. Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Взрослый предлогает обсудить их собственное настроение.

2. Упражнение « Расскажи о своём настроении»
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени подходит настроению ребёнка.. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется поплакать).

3. Тренинг эмоций
Детям предлагается показать: шаловливых мышат, сердитых мышат, весёлых мышат. По оканчании тренинга взрослый подводит детей к выводу: – Каким лучше быть: добрым или злым?

4. Игра «Цветик-семицветик».
Для игры понадобятся цветик-семицветик, который можно сделать по-разному – главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав цветок, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребёнок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

5. Упражнение «Придумывание историй»
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему. Ребёнок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три феи.

6. Игра «Кляксы»
Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие цвета, а у злого – темные, грязные. Задача детей – сделать все кляксы добрыми.

7. Психогимнастика
Детям предлагается улыбнуться, как весёлый ребёнок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга.
Позлиться, как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.

8. Тренинг эмоций
Дети становятся в круг.
– Дети, давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У- у-у!», топает ногает, клацает зубами, хмурит брови, руками машет и прыгает.
– Давайте попросим добрового волшебника превратить злую Бабу-Ягу в добрую, ласковую.

9. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги»
Детям предлагается определить настроения Бабы-Яги, изображенное на листках бумаги.
– Какое настроение Бабы-Яги вам больше понравилось?

10. Игра «Отгадай настроение по рисунку»
Дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

11. Упражнение «Выручи из беды»
Взрослый предлагает подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку (из стихотворений А.Барто).
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек.

12. Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»
Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

13. Тренинг эмоций.
Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу.
Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы в перёд, начинают сердиться, толкают плечами друг друга.

14. Игра «Два барана»
– Рано-рано два барана повстречались на мосту.
Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище предёд, упираютс ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – тот проиграл. Можно издавать звуки «Бе-бе-бе…».
–Дети,что вы чувствовали, когда были баранами?
–Хотелось вам быть похожими на них? Почему?

15. Игра «Тень»
Я предлагаю вам поиграть в ингру «Тень», но не для того, чтобы научиться с ней дружить, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.
Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Человек будет выполнять любые действия, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

16. Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь, когда…
– Я сержусь, когда…
– Я радуюсь, когда…
– Я грущу, когда…

17. Тренинг эмоций.
Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Задача детей – передать состояние лягушенка, поранившего ногу, с помощью жестов, мимики, пантомимики.
Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме».

18. Тренинг эмоций.
Ой, ой, живот болит!
Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жулуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Выразительые движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить, туловище согнуть, живот втянуть, руки прижать к животу.

19. Упражнение «Негаданная радость»
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы едем в цирк». Мама приподнила руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.
Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться, смеяться, потирать руки одна о другую, можно хлопать в ладоши, прыгать пританцовывать.

20. Игра «Мышь и мышеловка»
Необходимое число играющих – 5-6. Все образуют круг, плотно прижимаясь друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть ноги, найти другие способы выбраться из круга. При этом взрослый следит, чтобы ноги мышеловки не пинали бы мышку, не делали ей больно.

21. Тренинг эмоций.
Покажите, как старуха Шапокляк: злится; разрушает домик и смеётся при этом;просит прощения за свои поступки; улыбается.

22. Упражнение «Угадай настроение»
Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)
После определения настроения каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнёром.

23. Игра «Падающая башня»
Взрослый предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавиться от злости, обиды и даёт возможность повеселиться.
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на неё, издавая победные крики типа «А-а-а!», «Ура!»,и т.д. Побеждает тотто запрыгнет на башнб, не разрушив её. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения «Молодец!», «Здорово!».

24. Тренинг эмоций.
Детям предлагается фразы типа «Иди сюда», «Не мешай!» произнести: грубо, со злостью, громко; вежливо, спокойно.

25.Игра «Хорошо-плохо»
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо?
Взрослый раздаёт детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – красными, а плохие – черными. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Одношивкина О.А. Воспитатель МДОУ № 22 Усинск

Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте

Материал к занятию: Цветик – семицветик, шкатулка, письмо, картинки с животными, рисунки с хорошими и плохими поступками

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?

Дети: ДА "Цветик – семицветик".

Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка.

Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть?

Дети: снеговик.

Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело.

Открывает конверт и читает его

"Дорогие, ребята!

Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.

1 задание:

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

2 задание:

Игра «Выбери хорошие поступки»

Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.

Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.

3 задание:

Игра «Ласковое слово»

Сыграем в игру "Ласковое слово". Воспитатель называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко"

Птица – птичка

дерево – деревце

сказка – сказочка

рука – ручка

ребенок – ребёночек

ручей – ручеёк

Кольцо – колечко

сердце - сердечко

стол – столик

кошка – кошечка

мама – мамочка

Молодцы, вам понравились ласковые слова.

Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

4 задание:

Игра «Доскажи словечко»

Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)
  • Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)
  • Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

5 задание:

«Расскажите стихи, поговорки, пословицы про волшебные слова»

Дети читают:

«Здравствуйте»

«Здравствуйте!» -

Ты скажешь человеку.

«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым, будем много лет!

«Доброго пути»

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

«Пожалуйста»

Слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно.

Но, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

«Будьте добрым»

Будьте добры-

Это я говорю по секрету.

Будьте добры-

И не ждите за это конфету.

6 задание:

Игра «Цветик-семицветик»

Нужно загадать желание для всех людей

Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми…

7 задание:

Дидактическое упражнение "помоги животным"

Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта"

Заключительная часть

Подведение итога

Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Этот волшебный цветок останется в нашей группе и первой, желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду «Радуга» были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!