Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " работа над сюжетной картинкой". Открытое занятие в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Составление рассказа по сюжетной картине "Зима"


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние развлечения».

Совершенствовать речевые умения и навыки детей, продолжать работу над формированием связной речи; закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке, используя личный опыт детей, умение придумывать название рассказу, систематизировать знания детей о зимних явлениях, зимних забавах.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, координацию речи и движения.

Коррекционно - образовательные задачи: воспитывать умение выражать понятно свои впечатления, умение выслушивать друг друга, высказывать оценочные суждения.

Оборудование : декорации, презентация по теме, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи, колокольчик, «снежок», «снежинки», коврик для релаксации.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь, когда мы здороваемся - мы желаем здоровья. Давайте пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и произносят на распев слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо - опуская руки вниз.

II .Основная часть.

1. Беседа по теме. Отгадывание загадки:

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

Снова к нам пришла … (зима)

Сегодня мы поговорим о зиме. Деревья зимой стоят белые, укутанные снегом, метель наметает большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но мы всё равно любим зиму.

Вы знаете, ребята, без чего не бывает зимы?

2.Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Дети отвечают на вопрос по очереди с помощью демонстрирующихся слайдов. «Не бывает зимы без… (снега, мороза, санок, горки, снеговика)».

Ребята, какой снег? (белый, пушистый)

Какой мороз? (крепкий, трескучий)

Какая горка? (скользкая, высокая)

Какие санки? (быстрые)

Какой снеговик? (весёлый)

2. Отгадывание загадки.

Учитель -дефектолог. Молодцы! Отгадайте ещё загадку:

«Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и в миг, получился …»

(Снеговик ).

Правильно. А вот и он сам. Снеговик не простой, любопытный, озорной. Встречаем снеговика. (под музыку вбегает снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад сегодня быть с вами.

Давайте поиграем в снежки.

3. Упражнение «Назови действие»

Снеговик говорит незаконченное предложение, а тот, кому он передаёт снежок, договаривает несказанное словечко.

Зимой метель… (метёт ).

Из снеговой тучи снежинки… (летят, кружатся ).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

Мороз щёки и нос… (щиплет ).

Зимой вода в реке.… (замерзает ).

Иней на ветках деревьев… (сверкает ).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

Деревья зимой… (спят ).

Зимой в лесу голодный волк… (рыщет).

Зимой насекомые… (прячутся ).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. (снеговик убегает).

Учитель- дефектолог. Давайте, пройдём на снежную полянку и расскажем, за что мы любим зиму.

Динамическая пауза. Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

  • Что нам нравится зимой?
  • Белые полянки.
  • И на горке снеговой
  • Лыжи или санки (2 р.). Имитируют ходьбу лыжника.
  • Что нам нравится зимой?
  • Чтоб копаться день - деньской Имитируют копание снега лопатой.
  • Крепость делать чтобы (2 р.).
  • Что нам нравится зимой?
  • Потеплей одеться,
  • В шубке тёплой меховой,
  • На морозе греться (2 р.). Прыжки .

4.Составление рассказа по картине «Зимние развлечения».

Обращаю внимание детей на картину и предлагаю составить рассказ.

Учитель-дефектолог. Ребята, какой день нарисован на картине?

Какая погода стоит на улице?

Какое настроение у детей?

Чем занимаются дети?

Послушайте, какой рассказ получился у меня.

Идёт зима. На улице стоит снежная погода. Дети вышли на прогулку, у них хорошее настроение. Света скользит на лыжах. Радостные Катя, Лена и Миша мчатся на санках с высокой горки. Ирина и Серёжа катаются на коньках по скользкому льду. У Маши развязался шнурок и она упала. Около катка Даша и Настя слепили весёлого снеговика. Рядом Оля катает снежный ком. Как весело детям зимой.

Я назвала свой рассказ «Зимние игры детей».

При составлении рассказа старайтесь не повторять друг друга. Старайтесь, чтобы рассказ был интересным и законченным.

2-3 ребёнка рассказывают по картине. Предлагаю детям придумать название рассказа.

Снова пройдем с вами на снежную полянку.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

Посмотри, какое чудо на моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! С белой вьюгой прилетела Лёгкая пушинка. И на варежку мне села Звёздочка - снежинка.

«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги). Посмотрите, сколько снега намело. Мы сегодня веселились и играли и пришло время отдохнуть. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.

Мы на снежной полянке. Идёт снег. Крупные пушистые снежинки кружатся в воздухе и медленно опускаются на деревья и землю. Кругом всё белым бело. Иней на деревьях переливается разноцветными огоньками. Вам хорошо и спокойно.

«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого ты, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и конечно улыбнулись,

С белой зимушкой прощались, в свою группу отправлялись.

III . Итог занятия.

Учитель-дефектолог . Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Чей рассказ вам понравился больше?

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированное

Тип: занятие на тему, предложенную воспитателем.

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»

Возраст детей : подготовительная к школе группа (6 лет).

Способ организации детей : общегрупповое занятие

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворения «Уголок дежурства»; сюжетно-ролевая игра «Мы дежурим»: сюжет «Посадка растения» (участвуют 2 ребенка), ознакомление с названиями комнатных растений: Филодендрон, фиалка, березка, папоротник, бегония, традесканция, хлорофитум; ознакомление с названием предмета для опрыскивания цветов - пуливизатор

Образовательная область: Речевое развитие

Программное содержание : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Образовательные

  • Учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь;
  • упражнять детей в правильном в подборе синонимов.

Развивающие:

Воспитательные:

  • Создавать положительный эмоциональный настрой;
  • воспитывать усидчивость, заботливое отношение к растениям

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: сюжетная картина «Мы дежурим»; комнатные растения (цветы)

Раздаточный: лейка с водой, фартуки (2 шт.), горшок с землей, отросток цветка Крассула, лопаточки для земли, лейка с водой, кувшин с водой для мытья рук, полотенце

Словарная работа: ознакомление детей с названием растения Крассула (Толстянка)

Взаимодействие с другими областями:

1. Речевое развитие: Вводная беседа с детьми по занятию, вопросно-ответная работа; чтение стихотворения: «Уголок дежурства»

2. Физическое развитие: динамическая пауза «Чок, чок, каблучок», гимнастика для глаз «Клен», пальчиковая гимнастика «Эй, братец Федя…»

3.Социально-коммуникативное развитие : Вводная беседа с детьми по работе на занятии, вопросно-ответная работа по стихотворению «Мы дежурные»

трудовая деятельность: Сюжетно/ролевая игра «Дежурство в уголке природы: сюжет «Посадка отростка цветка Крассула».

4. Познавательное развитие: ознакомление детей с названием цветка Крассула, рассматривание иллюстраций этого растения; посадка растения.

5. Художественно-эстетическое развитие : чтение стихотворения «Мы дежурим»

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, использование художественного слова; сюрпризные моменты (посадка растения Крассула; подарки детям от воспитателя в конце занятия (медали).

Ход занятия

I . Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с гостями и начнем наше занятие (дети с воспитателем сидят на стульях на ковре полукругом).

Воспитатель : Ребята сегодня у нас занятие посвящено развитию речи. Кто скажет из вас, что мы делаем на занятиях по развитию речи? (ответы детей )

Воспитатель: Верно! Мы учимся правильно и красиво говорить, развиваем нашу речь.

Но, чтобы пройти на свои места, вам нужно выполнить задание. Предлагаю вам подобрать к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься). К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать). К слову ребята? (детвора, дети) (ответы детей ).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Проходите на свои места. Ой, я же совсем забыла! Ребята, сегодня утром я получила посылку и письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попало под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? (дети: да!). Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша, я хожу в детский сад в подготовительную группу. Я хочу вам рассказать, чем мы с ребятами занимаемся в детском саду и как помогаем воспитателям. В нашей группе очень много…» Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Маша вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что могло быть написано в письме и составить об этом рассказ. (воспитатель размещает картинку на доску)

Но, сначала я предлагаю вам послушать стихотворение, которое расскажет Лера (ребенок выходит к доске и рассказывает стихотворение «Уголок дежурства»

Мы сегодня в сад пришли,
В уголок дежурств зашли.
Посмотрели кто дежурит,
Для себя решили мы:
Кто цветы сейчас польёт,
Кто посуду соберёт,
Кто поможет на занятьях,
Кто игрушки уберёт.
Мы дежурили, устали,
Все игрушки мы убрали,
И посуду мы собрали.
Мы полить цветы успели,
На занятьях помогли,
А потом играть пошли.

II . Основная часть

Воспитатель: Молодец Лера, садись на свое место. Дети, вы послушали стихотворение «Уголок дежурств». Скажите, что мы делаем каждый день в детском саду? (ответы детей: дежурим!)

Воспитатель: Верно! А какие виды дежурств бывают? (ответы детей: дежурство по столовой, в уголке природы, в книжном уголке, по занятиям).

Воспитатель: Правильно! А как можно другим словом назвать слово - дежурить? (ответы детей: работать, трудиться).

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине, которую прислала Маша. Рассмотрите картину, которую вы видите на доске и скажите, кто изображен на этой картине? (ответы детей: детей )

Воспитатель: Где находятся дети? (в детском саду)

Воспитатель: В каком месте групповой комнаты находятся дети? (ответы детей: в уголке дежурства)

Воспитатель: Как вы догадались? Какие предметы, изображенные на картине подтверждают это? (ответы детей: цветы, аквариум ).

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что делают дети (ответы: поливают, кормят ).

Воспитатель: Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (ответы детей: трудятся).

Воспитатель : А еще? (ответы детей: дежурят).

Воспитатель : А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей, которые дежурят? (ответы: дежурные).

Воспитатель : Ребята, подумайте и скажите, как мы можем назвать картину? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Что у них есть в уголке природы (ответы детей).

Ребята давайте сравним уголок природы, изображенный на картине с нашим уголком природы. Какие цветы изображены на картине? (ответы детей)

А в нашем уголке? (дети называют цветы)

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку про цветок находящийся в группе

Верх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет (ответы детей: Плющ)

Воспитатель: Какой цветок, нарисованный на картине, есть в нашей группе? (дети: фиалка).

Воспитатель: Ребята, Расскажите о детях. Сначала, давайте дадим имена детям. Давайте назовем девочку, которая на картине ближе к нам (воспитатель показывает указкой на картину) назовем именем, которое начинается на звук «м» (дети: Маша!)

Воспитатель : Хорошо! А какая это девочка, что у нее в руках) А что делает Маша? (ответы детей: Маша собирается опрыскивать цветы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами изучали, а потом повторяли названия комнатных растений. Как называется комнатное растение, которое собирается опрыскивать Маша?

Послушайте загадку и назовите этот цветок:

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку

Не крючком плетеную-

Живую и зеленую

(ответы детей: Традесканция)

(Если дети затрудняются, то воспитатель называет первый звук в названии растения)

Хорошо! Что вы можете сказать о ней? Какая она? (ответы детей: аккуратная, старательная).

Воспитатель: Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом (ответы детей: пуливизатор).

Воспитатель : Правильно! А для чего же он нужен? (ответы детей: опрыскивать цветы)

Воспитатель: Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? (дети называют названия цветов)

Воспитатель: Расскажите об этом мальчике. Назовем его именем, которое начинается на звук «в» (дети: Вася)

Воспитатель: Ладно! Что он делает? (дети: кормит рыб)

Каких рыб вы видите в аквариуме? (дети: золотые рыбки)

Воспитатель : Верно! Что нам подсказывает, что это золотые рыбки? (дети: цвет!)

Воспитатель: Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? (ответы детей).

Воспитатель : А сейчас расскажите об этой девочке. Звать ее будем именем, которое начинается на звук»Н» (дети: Надя) Что делает Надя? (ответы детей)

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как называется это растение? (дети: нет!)

Воспитатель: А сейчас отдохнем! (воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг). Сейчас мы с вами представим, что мы с вами на лугу, где много травы и цветов. Выполняйте движения по тексту

Чок - чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем реверанс)

И опять кружится в танце (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Все! Устали наши ножки! (сесть и наклониться вперед, руки свесить вниз)

(Воспитатель обращает внимание детей на фото с изображением Красуллы и рассказывает об этом растении) Чуть позже мы вернемся к беседе об этом растении.

Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вам нужно придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети?

О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз (дети хором повторяют)

Приемы вызова детей:

В оспитатель: 1) выберем первого рассказчика: рассказывать; 2) тот, чье имя начинается со звука Г (А,…); 3) ребенок в (голубой) футболке; 4) а продолжит рассказ тот, кто придумает слово со звуком «У» (Рассказы детей)

(Оценка рассказов детьми)

Воспитатель: Давайте отдохнем и сделаем разминку для рук и пальцев (воспитатель читает стишок и выполняют движения по тексту).

Солнышко встало (потягивание)

Утро настало (делают из рук солнце)

Эй, братец Федя (показывают большой палец)

Разбуди своих соседей!

Вставай, Большак (показ большого пальца),

Вставай, Указка (показ указательного пальца),

Вставай, Середка (показ среднего пальца)

Вставай, Сиротка (показ среднего пальца),

И ты, Крошка – Митрошка (показ мизинца)

Привет, ладошки!

Воспитатель: Молодцы дети! Справились с заданием. Предлагаю вам собрать картинки цветов, которые лежат на ваших столах. Одна картинка на двоих! Вам нужно быстро и правильно собрать пазл и назвать цветок, который изображен на картинке. Дам вам подсказку: об этих цветах мы сегодня уже говорили и они есть этой комнате и на картине.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель : Давайте отдохнем и сделаем разминку для глаз. Вместе со мной четко и правильно произносите слова стихотворения и глазами смотрим на пальцы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

После дождика и гроз

Липы льют потоки слез.

Кап и кап, кап и кап

До чего же листик слаб.

Он умоется дождем.

Будет крепче с каждым днем.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю вернуться к беседе о растении Красулла. Посмотрите на экран. Вот таким может вырасти это растение, а точнее дерево. Красивое? (дети: Да!) Хотите, чтобы в нашей группе было такое? (дети: Да, хотим).

(Воспитатель предлагает посадить это дерево и вызывает к приготовленному рабочему месту 2х воспитанников)

Воспитатель: Мне нужны два помощника. Пойдет тот, кто скажет, что бывает красным (ответы детей).

Воспитатель : Хорошо. И еще один человек. Пойдет тот, кто придумает слово со слогом РА (ответы детей)

После посадки дерева воспитатель благодарит детей и предлагает им сесть на свои места.

III . Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Про кого мы сегодня рассказывали? (дети: мы рассказывали про дежурство ребят в уголке природы).

Воспитатель: Верно! А что мы еще делали? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, что нового вы узнали на нашем занятии и что вам больше всего понравилось? (Дети по одному отвечают, поднимая руку)

Воспитатель : Желаю вам всегда заботиться о растениях, деревьях и цветах. А сейчас у меня есть для вас сюрприз! Сейчас мне хочется вручит памятные медали следующим ребятам….. (воспитатель называет ребенка и вручает ему медаль) (дети благодарят воспитателя: «Спасибо!»)

Приложение к занятию

Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение рассказыванию по картине.

Задачи:

1.Обучение составлению короткого рассказа по картине с опорой на мнемотаблицы.

2.1 Упражнение в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе к словам снег, мороз.

2.2Согласование прилагательных с существительными в роде.

2.3 Образование признаков и действий к словам мороз, снег, зима.

2.4 Обогащение лексики синонимами и действительными причастиями.

3. Воспитывать умения замечать ошибки в речи товарищей и доброжелательно исправлять их.

Предварительная работа:

Наблюдение примет с детьми в природе.

Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П.Кузнецова.

Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, И.С.Никитина.

Закрепление зимних месяцев.

Материалы и оборудование:

Сюжетная картина «Зима», мнемотаблицы; физминутки «Вьюга», «Снежок» (см. картотеку).

План:

1. Выделение примет зимы в отрывках из стихов о зиме:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, -и вот сама

Идет волшебница-зима!

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А.С.Пушкин)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.(С.Есенин)

2. Д/у «Подбери признаки»:

Зима – белая, серебристая, седая…….

Снег - пушистый, скрипучий, сверкающий…

Мороз - крепкий, сильный, трескучий…..

3. Д/у «Подбери действия»:

Мороз –крепчает, щиплет, морозит, трещит….

Снег – скрипит, тает, падает, кружится…..

4. Д/у «Образуй признак»:

Снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег.

Снег блестит на солнце-

Снег искрится под лучами солнца-

Снег серебрится на солнце-

Снег скрипит под ногами-

Снег хрустит под ногами-

Снег падает на землю-

5. Д/у «Скажи иначе»:

Снегопад-метель, пурга, вьюга, пороша,буран.

Стужа-холод, мороз, холодина.

Мерзнуть-зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, леденеть.

6. Д/у «Подбери слова-родственники»:

Снег - снежок, снежинка, снегопад, снегоход, снежинка, снегопад, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь, снегурочка….

Мороз - морозко, морозушко, морозилка, морозильник, отморозить….

7. Беседа по картине:

Сколько зимних месяцев в году? Назови по порядку.

Какого цвета больше всего на картине?

Хорошо или плохо когда зима снежная?

Для чего это хорошо? А для кого это может быть плохо?

Как можно назвать погоду, когда идет снег?

Почему зимующие птицы перебираются ближе к жилью человека?

Какие зимние развлечения придумали дети?

Из какого снега лепят снеговиков?

Подберите слова к слову лед (какой?)

Почему медведь заснул непробудным сном?

Какую загадку вы знаете про зайца?

Почему белка поменяла рыжую шубкуна серую?

Придумайте свое название картины.

8. Составление рассказов детьми с помощью мнемотаблиц.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели зимовать в теплые страны перелетные птицы. Зимующие - перебрались ближе к жилью человека. Переоделись в теплые шубки белка и заяц. В теплую, уютную берлогу залег зимовать медведь. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

Людмила Таранова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказывание по картине «На севере диком»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему :

«Рассказывание по картине «На севере диком »

Воспитатель : Таранова Л. В.

Цель : учить детей составлять рассказ по картине .

Задачи : 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность , логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему

Воспитатель :

Ребята,у вас есть друзья? (ответы детей)

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково» .

Дети придумывают ласковые эпитеты :

(Красивенький Женечка, добренькая Сонечка, беленькая Леночка, умненькая Наташечка, ласковый Коленька)

Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг» ?

(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)

Воспитатель :

Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.

Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)

Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

Послушайте, пожалуйста, музыку.

Какая музыка прозвучала, Витя?

Спокойная, медленная, печальная или весёлая?

Воспитатель ещё раз предлагает прослушать музыку и напоминает, какое настроение было у композитора, когда он писал музыку,показывает детям репродукцию картины И . Шишкина «На севере диком » .

(печаль, тоска, одиночество, грусть) .

Какие краски выбрал для написания этого пейзажа?

(синие, чёрные, белые, серые,голубые)

Что изображено на переднем плане, Лиза?

Верно, сосна, молодец!

Дети, что вы можете сказать о сосне? Какая она?

(одинокая, печальная, лохматая, грустная,большая, старая)

Молодцы,ещё можно добавить – мудрая, задумчивая и т д.

Что изображено на заднем плане, Лена?

Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?

(хмурое, тёмное, холодное)

- Воспитатель :

Послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком… »

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель :

Художник И. Шишкин нарисовал заснувшую под снегом сосну.

А какая стоит тишина!

Как вы считаете с каким настроением писал художник эту картину ?

Верно, с грустью, печалью, молодцы.

С кем сосна могла общаться, как думает, Коля?

С небом, солнцем, молодцы, и я помогу – с ветром, снегом,луной.

Воспитатель :

Дети, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для этого можно пользоваться опорными схемами.

Что вы видите на картине ? (сосну)

Где растёт сосна (на горе)

Какое небо? (хмурое,печальное и т д.)

О чём думает сосна?

Молодцы, спасибо,все работали хорошо.

Дети составляют рассказ .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Собака со щенятами» и рисование по картине Цель:учить детей описывать знакомую картину,составляя небольшой,связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать помогать детям согласовывать.

Конспект НОД по развитию речи (рассказывание по картине) «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Примерная основная образовательная программа: под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения.

Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по картине,используя наиболее точные слова для обозначения цвета,величины;упражнять.

Конспект занятия «Рассказывание по картине «Семья ежей» (старшая группа) Задачи:Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); учить подбирать однокоренные.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине» Программное содержание: через игровую ситуацию организовать гуманно – личностное общение детей с картиной, способствовать переходу от фразной.

НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание по картине» НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание по картине» Образовательные задачи: совершенствовать умение детей согласовывать.

Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)

Группа: подготовительная группа
Образовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).

Задачи совместной деятельности:

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.

1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»

Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .

3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:

Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:

Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.