«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Созревание личности трехлетки. Что могут сделать родители во время кризиса


Современный педагог детского сада стремится к тому, чтобы стать для мам и пап помощником, а не ментором, поучающим свысока, как им следует поступать в том или ином случае. Социальный статус родителей настолько разнообразен, что давать общие советы — неблагодарное занятие. Кто-то досконально изучает педагогическую литературу, активно участвует в интернет-форумах, обращается за консультацией к психологу. А есть категория родителей, из-за своей занятости не успевающих даже замечать изменения, происходящие со своими детьми.

Оптимальные формы проведения консультаций в детском саду

  • Сообщение для подгруппы родителей , интересующихся одной темой. Тема может возникнуть спонтанно, а может быть продиктована возрастными особенностями детей определенной группы. Аудитория подбирается заранее, дату консультации и тематику предстоящей беседы размещают в свободном доступе.
  • Индивидуальная консультация по запросу . Проводится педагогом группы, старшим воспитателем, психологом. Заявка на такую форму общения поступает от родителей, не желающих выносить проблемы своего ребенка на всеобщее обсуждение.
  • Папка-передвижка . Консультация размещается в виде кратких сведений о проблеме, подается в структурированном виде, находится в свободном доступе.
  • Презентация . Может быть частью родительского собрания, семинара, заседания дискуссионного клуба.

Родители ценят внимание к их интересам и возможность получения актуальной информации из первых рук. Педагог во время консультации обязан соблюдать профессиональную этику, избегая негативных прогнозов и эпитетов. Индивидуальная консультация психолога и педагога должна проводиться в обстановке, гарантирующей приватность и сохранение тайны. С этой целью запись о консультировании проводится психологом с помощью шифра, без указания личных данных ребенка и его родителей.

Консультация на тему: «Кризис 3 лет»: круг обсуждаемых проблем

Этот нелегкий период в жизни ребенка и его родителей возникает на рубеже между ранним возрастом и дошкольным детством. Хотя он и называется «кризисом трех лет», но может возникнуть и в 2, и в 4 года. Длится этот период в течение нескольких месяцев. У некоторых детей он проявляется очень интенсивно, у других проходит практически не замеченным, в мягко.

Суть проблемы

В этом возрасте происходит перестройка отношений ребенка со значимыми для него взрослыми. Он уже вырос «из коротких штанишек», нуждается в самостоятельности и независимости, а родители упорно не хотят этого замечать. Личность переходит на новую ступень, меняется осознание ребенком своих новых возможностей.

Ребенок активно пробует, где находится граница между «можно» и «нельзя», и пытается ее расширить. Не все родители готовы принять изменения, внезапно произошедшие с их еще вчера покладистым и послушным малышом. Особенно тяжело приходится мамам и бабушкам, желающим подольше продлить период младенчества. Гиперопека , нежелание видеть, что ребенок вырос, стремление подольше оставить его в статусе «крошки-малышки» приводит к тяжелому противостоянию.

Признаки кризиса трех лет у ребенка

Детские психологи характеризуют этот период семью главными симптомами, в той или иной степени присутствующими у детей:

  • Стремление к доминированию . Все прихоти и желания должны непременно исполняться.
  • Бунтарское поведение . Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, он добивается самостоятельности и независимости протестом. Этот протест направлен против прежнего отношения к нему, против того поведения, которое ожидают от него родители, против ограничительных рамок.
  • Обесценивание того, что раньше было очень важно . Любимые игрушки и занятия, идеальные отношения с мамой, без которой еще недавно нельзя было ступить и шагу, — все это становится не важно, ко всему он относится небрежно.
  • Строптивость . Проявляется по отношению к нормам поведения, принятым в семье.
  • Своеволие . «Я сам!» — девиз кризиса трех лет. Переоценка своих возможностей не охлаждает стремление малыша удовлетворить свою любознательность и жажду познания. Эта активность необходима для саморазвития и самосовершенствования детей.
  • Негативизм . Ребенок выбирает мишень для противостояния (маму или бабушку, одного из воспитателей своей группы) и избирательно действует «назло» везде, где только можно.
  • Упрямство . Он решил, и не отступит от своего решения ни при каких обстоятельствах — вот основная линия поведения ребенка по отношению к взрослым. В глубине души маленькие упрямцы точно знают, с кем это пройдет, а с кем бесполезно настаивать на своем.

Все эти проявления встречаются в разном соотношении во время кризисного периода. Правильно выстроенная тактика поведения родителей поможет смягчить переход из раннего дошкольного детства.

Как родителям вести себя с ребенком?

Для налаживания новых отношений родителям ничего сверхсложного делать не придется. Первое, что нужно сделать — это предоставить детям больше самостоятельности. Пусть они пробуют помогать по хозяйству, участвовать по мере сил во «взрослых» делах. Соблюдение техники безопасности, незаметная помощь мамы или папы помогут сделать все хорошо, пусть и с некоторыми недочетами. Зато «Я сам!».

Не стоит противостоять в мелочах не особо значимым капризам и желаниям, провоцировать конфликты. Зато в глобальных и важных вещах родители должны быть принципиальны и не поступаться ни на шаг. Подходить к открытому окну, бежать через дорогу без родителей, ударить маму или бабушку, проявить жестокость к домашним животным, падать на пол с истерикой в магазине, выпрашивая покупку игрушки — список табу каждый составляет сам.

Доктор Комаровский предлагает действенный способ противостояния истерикам. Он считает, что главное — это не поддаваться на детские провокации. Стоит только приласкать и пожалеть истошно кричащего ребенка, можно считать, что он нашел действенный способ манипулирования взрослыми. Нужно выйти из комнаты или отвернуться от истерически плачущего малыша, и вернуться к нему лишь тогда, когда он успокоится. Снова заплакал — снова выйти. Так придет понимание, что криком от родителей ничего не добиться.

Важно всем членам семьи придерживаться одной линии поведения и не выяснять при детях, кто правильнее их воспитывает. Сравнивайте ребенка только с ним самим, но не с другими детьми. Не навешивайте обидные ярлыки. Можно проигрывать различные конфликтные ситуации с помощью игрушек, персонажей кукольного театра. Взгляд со стороны на себя иногда гораздо действеннее, чем несколько назидательных нравоучений.

Взвешенный подход, доброжелательное отношение к ребенку, понимание того, что ему приходится нелегко, доступная мера самостоятельности, — все эти факторы помогут преодолеть кризисный период.

Консультация «Кризис 3 лет»

Кризис трех лет у ребенка – это резкие изменения в его поведении, которые объясняются психологическими и физиологическими причинами. Дело в том, что развитие детей происходит скачкообразно, и порой переход между обязательными стадиями этого процесса является очень резким. Психика малыша оказывается не подготовленной к этим изменениям, ребенок не понимает, что с ним происходит, и поэтому его реакция на новые ощущения порой оказывается непредсказуемой и пугающей родителей.

Детский кризис трех лет психология объясняет тем, что ребенок в это время впервые начинает осознавать себя самостоятельной личностью. До этого момента он ассоциировал себя как часть матери, теперь же вместо привычной тесной эмоциональной связи с родителями малыш сталкивается с новыми для него ощущениями: он начинает чувствовать свои собственные желания и потребности, которые ему не до конца понятны. И многие из этих новых особенностей входят в конфликт с его старыми привычками, и как результат – ребенок теряется, не знает, как себя вести, и в результате идет на поводу у сиюминутных эмоций.

Говоря простым языком, кризис 3 лет можно описать следующей ситуацией: до этого момента малыш говорил о себе в третьем лице («Коля пойдет», «Коля покормит куклу», «Коля хочет пи-пи»), а теперь начинает понимать, что можно и нужно использовать для описания своих желаний и действий первое лицо («Я пойду», «Я покормлю», «Я хочу»).

Симптомы кризиса трех лет

Симптомы кризиса трех лет вполне типичны, и похожим образом проявляются у всех детей. К основным симптомам относятся:

  • постоянные отрицательные ответы на просьбы взрослых («Не пойду туда», «Не хочу это есть», «Не буду играть», «Не скажу») и соответствующее поведение (мама просит подойти – малыш наоборот убегает, папа просит сложить игрушки – он их разбрасывает и т.д.)
  • раздражение и злость, когда что-то не получается или что-то не нравится
  • проявления агрессивности по отношению к родителям и всем окружающим людям, в том числе ровесникам (малыш кусается , царапается, дерется, обзывается)
  • частое состояние подавленности у малыша, слезы и капризы
  • появление у ребенка различных страхов (темноты, одиночества, животных, в редких случаях даже смерти)

Кризис трех лет – это абсолютно нормальное явление, которое не является психическим отклонением и требует вмешательства психолога лишь в очень редких случаях.

Кризис 3 лет у ребенка. Советы родителям

Кризис 3 лет у детей требует в первую очередь адекватного поведения со стороны родителей. Главное – внимание к малышу, отсутствие обиды, злости и агрессии по отношению к нему и искреннее стремление помочь ему в этот непростой период. Обычно кризис трех лет у ребенка длится несколько месяцев, поэтому мамам с папами стоит запастись терпением.

Самое главное – в любой ситуации соблюдать спокойствие. Видя особо яркие проявления кризиса трех лет у своего чада (истерики, вопли, слезы), родителям не стоит реагировать на них похожим образом. Если ребенок кричит – не нужно кричать на него в ответ, если упрямится – не надо пытаться любой ценой сломить это упрямство. Лучше подходить к решению проблемы со спокойствием и невозмутимостью («Не хочешь – не надо!», «Хочешь плакать – плачь»). Многие дети, не получая от мамы с папой той реакции, на которую рассчитывали, очень быстро успокаиваются.

Для успешного преодоления возрастного кризиса трех лет психология советует в ситуациях, когда ребенок всячески проявляет свой негативизм («Не хочу», «Не буду», «Не стану»), действовать методом от противного. Например, мама просит малыша собрать игрушки, а он отвечает категоричным отказом, да еще и продолжает их разбрасывать. Матери в такой ситуации следует сказать ребенку: «Не собирай игрушки!», и скорее всего он, стремясь сделать назло, тут же быстренько их уберет.

Кризис 3 лет у детей связан с первыми попытками проявления самостоятельности , поэтому родителям в этот период стоит проявлять особую гибкость: можно позволить ребенку самому принимать какие-то решения и в некоторых ситуациях не вступать с ним в спор. Здесь главное – не перегнуть палку и не начать потакать ему во всем подряд.

В этот непростой период родителям обязательно нужно уделять своему малышу как можно больше внимания: разговаривать с ним, обсуждать его проблемы, объяснять ему природу его новых ощущений. Когда ребенок почувствует, что мама с папой его понимают, агрессия и раздражение с его стороны постепенно отступят на задний план.


Кризис трех лет . ( консультация для родителей )

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.

Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис , возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

" Кризис трёх лет " - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет "семизвездием симптомов". Рассмотрим эти симптомы более подробно.

1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.

При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Главный мотив - сделать не так, как просят, а наоборот.

Негативизм избирателен : ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.

2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел) .

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.

При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.

Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.

3 симптом - строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4 симптом - своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Остальные три симптома встречаются реже :

5 симптом - Бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно) . Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» . Выливается в частые ссоры с родителями .

6 симптом - Обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное

7 симптом - деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса , подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я» . Ребенок все чаще произносит : «Я-сам» , что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения» , ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса . Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя « бескризисность » , создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений , успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет

*Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.

*Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни.

*Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

*Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у

детей по 5 раз в день. У некоторых- до 19 раз!

*Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться

и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном «

упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования

ребенком своими родителями .

*Еще не понятно, кто упрямее,- родители , весь день твердящие :

«Ты должен, ты обязан, тебе необходимо…» , или ребенок,

упорно протестующий против «обязан» , против «должен» , хотя бы

в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить.

Он не созрел для многих наших требований, он только маленький

росточек.

Как преодолеть капризы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть :

Нарушения режима дня.

Обилие новых впечатлений.

Плохое самочувствие во время болезни.

Переутомление (физическое и психическое) .

Преодолеть капризы можно, если :

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя» .

Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

Что могут сделать родители :

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет» , оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних : «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить : «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.) . «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»

Не считайте ребенка «избалованным» или «испорченным» , помните, что это естественный этап его развития.

Как бы Вы поступили?

Если ребёнок не желает есть суп?

(Будете его упрашивать, Создайте игровую ситуацию и предложите покормить котёнка или куклу)

Мы рекомендуем к примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

Если ребёнок капризничает? мама с малышом в магазине игрушек Ребенок всеми силами пытается "уговорить" маму купить ему понравившуюся игрушку. Мама не планирует эту покупку.

(Будете переживать о том, что подумают окружающие. Вы проявите внимание к ребёнку, возьмите за руку и отведите в сторону, где обстановка спокойнее и постарайтесь переключить внимание : «Смотри, что у меня есть?» )

Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать.

Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает : «Я-сам» , а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить.

Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.

Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.

Любите своего ребенка таким какой он есть!

Знать о том, что такое кризис трех лет , и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание происходящего поможет вам быть терпимее к своему ребенку.

Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.
Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.
В чем его сущность? Что можно считать нормальными проявлениями, проходящими со временем, а что взрослые приписывают этому возрасту "до кучи"?

Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста .

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

Машенька, пойдем гулять?

Не-ет! Не пойдем!

Ну хорошо, тогда дома поиграем!

Не-ет! Не хочу дома!

Пойдем тогда в гости сходим.

Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости, ох, как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе нужна?

Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т.п.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

7. Деспотизм и ревность.

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями (не в состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри - вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди улицы.

Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
  • Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Еще совсем недавно ваш малыш был достаточно послушным, открытым и ласковым, но теперь все наоборот: постоянное упрямство, частые истерики и желание, чтобы все было, как ему или ей хочется.

Как объяснить такие перемены? Все это свидетельствует о кризисе ребенка. И сегодня мы постараемся подробно и достоверно узнать, в чем заключается психология кризиса 3 лет у детей, каким образом он проявляется, и как необходимо родителям себя вести, чтобы вместе с ребенком пережить этот период.

Что такое кризис 3 лет у ребенка

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Основная причина появления кризиса у детей

Примерно в таком возрасте ребенок начинает чувствовать себя взрослым и способным проявлять свою волю, а вот протесты и запреты родителей в его планы не входят, и все, чего ребенок желает – исполнения своих желаний и прихотей. Это и ведет к тому, что своим поведением он пытается показать свою значимость и «взрослость». Поэтому, очень важно, чтобы в этот тяжелый период родители помогли своему ребенку, а не навредили.

Кризис у ребенка – симптомы

Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?

Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:

  • Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
  • Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
  • Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
  • Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
  • Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться. Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
  • Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался. Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.


Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.

Важно еще то, что на продолжительность кризиса влияет отношение родителей к малышу. Если оно будет правильным, вы сможете вместе пройти этот период гораздо быстрее и легче.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер. Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша.

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

  • Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
  • Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке. Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
  • Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить. В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.
  • Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними, тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: , и .

Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.