Основы безопасности для детей средней группы "в мире опасных предметов"


Все мы – воспитатели, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как сохранить жизнь и здоровье наших детей, как защитить их от бед?». Дети попадают в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться.

Задача взрослых научить ребенка осознанно, адекватно действовать в разных ситуациях, овладеть навыками правильного поведения дома, на улице, в транспорте, во дворе. При этом важно научить ребенка быть ответственным за свое поведение, уметь объяснить те или иные поступки, тогда дошкольник сможет понять, что он делал не так. Дети, которые могут объяснить все, что с ними происходит, дает нам взрослым возможность быстрее ему оказать помощь, найти выход из трудного положения.

Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человека РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО) разработали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Цель программы: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана для старшего дошкольного возраста, но мы воспитатели считаем, что эту работу следует начинать с младшего дошкольного возраста, а именно с детьми среднего дошкольного возраста. Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести?

Для работы по сохранению жизни и здоровья детей нами были составлены конспекты занятий для детей среднего дошкольного возраста. Одно их них представлено для вашего внимания.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей элементарные знания об опасности шалости с огнём.
  2. Сформировать представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
  3. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
  4. Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Умение составлять предмет из них по представлению.
  5. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
  6. Учить отвечать на вопросы.
  7. Способствовать формированию творческой активности, находчивости, умению сосредоточиться.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Материал:

  • демонстрационная карточка с примерами: печка, скамейка, кошка – игрушка, заяц – Степашка;
  • конверты с геометрическими фигурами;
  • предметные карточки (круги красного и зелёного цвета);
  • костюм для старушки Маланьи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы хотите очутиться в гостях у старушки Маланьи. Закрывайте глаза и все вместе скажем слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
В сказке окажитесь.

В это время открывается ширма, на скамейке сидит старушка Маланья.

Старушка Маланья: Здравствуйте, ребята. Заходите, гостям я всегда рада. Рассаживайтесь, дорогие гости. Посидим, поговорим.

Раздается: мяу-мяу.

Старушка Маланья: Это кошка – Мурка проснулась. Мурка, вылезай, поздоровайся с гостями (достает игрушку). Я её на улице подобрала: грязную, голодную, а что с ней случилось, она вам сама расскажет.

Мурка: Мяу, мяу – мой домик сгорел, потому что я играла со спичками, и случился пожар.

Старушка Маланья: Ребята, скажите играть со спичками можно? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: От чего ёще случается пожар? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А случился пожар, что надо делать? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Как можно вызвать пожарную команду? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: если будете вызывать пожарных, что надо сообщить? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А какую пользу приносит огонь? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Мурка, запомнила от чего может случиться пожар, и как надо себя при этом вести.

Мурка: Мяу спасибо я все запомнила. Мяу, мяу (жалобно), но у меня нет домика

Старушка Маланья: Не переживай Мурка. Мы попросим детей построить из фигур, которые находятся в конвертах, тебе домики.

У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурами, из которых они складывают домики.

Старушка Маланья с кошкой подходят к детям, хвалят их. Мурка пытается выбрать домик. Но ей все нравятся.

Старушка Маланья: Мурке понравились все домики. Оставьте свои домики для Мурки и её друзей.

Мурка: Мяу, мяу спасибо за помощь.

Старушка Маланья: Славно вы, ребята потрудились. Давайте отдохнём и хоровод заведем.

Хоровод «У старушки Маланьи».

У старушки Маланьи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели
На неё глядели,
Делали вот так …

Старушка Маланья: Послушайте, ребята загадки:

Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь.)

Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток.)

Старушка Маланья: Молодцы, отгадали.

Раздается крик ой-ой-ой.

Старушка Маланья: Что это за шум?

Старушка охает, уходит за печку, выносит зайца – Степашку.

Старушка Маланья: Степашка, что случилось?

Степашка: Ой-ой-ой, прибивал гвоздь и молотком попал по лапке. Ой-ой-ой больно, дом для Мурки хотел построить.

Старушка Маланья: Степашка, я же просила меня подождать, молоток и гвоздь не брать.

Старушка Маланья: Ребята, как можно помочь Степашке? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Скорую помощь мы вызывать не будем, а на лапку подуем. Пока вы дуете, лапку я перевяжу.

Старушка Маланья: Ребята, а какие вы ещё знаете предметы, которыми нельзя пользоваться без взрослых? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Молодцы, только вот Степашка всё сразу не запомнил. У меня есть игра, называется она «Можно и нельзя».

У каждого предметные карточки, круги зеленого и красного цвета. Показать демонстрационную карточку, вместе с детьми выяснить какие предметы можно брать, а какие нельзя. Нельзя брать – красным, можно – зеленым. Во время работы Маланья вместе со Степашкой подходят к детям и спрашивают: Почему рядом с утюгом – красный круг? Почему зеленый круг, рядом с пылесосом? Дети исправляют свои ошибки, ответы детей.

Старушка Маланья: Степашка, ты все запомнил? Ребята, подарите свои карточки Степашке, он будет учить своих друзей.

Мурка: Спасибо дети за домики.

Степашка: Спасибо за игру.

Старушка Маланья: И для вас ребята, у нас подарки (раздает подарки). А теперь вам домой пора. Закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
Снова дома окажитесь.

Елена Панина
Конспект занятия «В мире опасных предметов» (средняя группа)

Конспект НОД по теме : «В мире опасных предметов »

Программное содержание :

Формировать у детей знания основ безопасности в домашней обстановке, об источниках опасности .

Закреплять знания об электроприборах (их назначении, правилах обращения, способных при определённых условиях нанести ущерб здоровью человека. (электротравмы, ожоги, пожар) .

Продолжать совершенствовать диалогическую речь : активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. - Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчинённых предложений . - Прививать детям навыки безопасного поведения дома : знать об источниках опасности , предвидеть опасность , избегать её. Воспитывать послушание. Словарная работа :

Название электроприборов, их назначение, провод, розетка, вилка, ток, ожог, электротравмы, пожар.

Материал :

Костюм Чебурашки, обстановка в комнате Чебурашки : электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, стол, стул, ваза с конфетами, стакан с компотом, три плаката по ОБЖ (серия для информационного оснащения образовательных учреждений) : , «Осторожно – электричество» , «Электроприборы – не игрушки» ; картинки с изображением электроприборов, красный воздушный шарик, макет комнаты.

Предварительная работа :

Беседа «Безопасность в нашей группе » , «Я знаю, что можно, а что нельзя» , отгадывание загадок об электроприборах, чтение произведения С. Маршака «Пожар» , разучивание стихотворения М. Монаковой «Розетки мне не интересны» , пословицы : «Опасение – половина спасения » , «Берегись бед – пока их нет» .

Ход занятия

Часть. Воспитатель - Как вы думаете, с каким героем сказки мы сейчас встретимся? Загадка. Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой Был когда – то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай.

У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены – (ЧЕБУРАШКА) . Звучит музыка. (Перед детьми Чебурашка в комнате у окна, рядом – стол, стул, стоит электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, настольная лампа.)

Воспитатель – А вот и Чебурашка сидит в своём домике. Пойдёмте, посмотрим, что он делает. Гена ушёл на работу в зоопарк, он работает там крокодилом. Чебурашка остался один, он немного посидел у окна, посмотрел на прохожих. Но вдруг ему захотелось попить чай.

Чебурашка – Где-то у Гены есть электрочайник. Сейчас вскипячу водички, заварю чайку, съем конфетку и сразу станет веселее.

Воспитатель – Здравствуй, Чебурашка!

Чебурашка – Ой, Здравствуйте, давайте с вами познакомимся. Я уже хочу знать, кто из ребят меня таскает на руках, катает на коляске, даёт мне лекарство.

Встают все в кружок – здороваются : кто ладошками, кто мизинчиками… (по желанию детей)

Воспитатель – Чебурашка, а что ты собираешься делать?

Чебурашка – Я хочу вскипятить воду в чайнике, чтобы попить чаю.

Воспитатель – Ребята, Чебурашка маленький, а маленьким можно пользоваться электрочайником?

Дети – Электрочайник – это опасный предмет , нагревательный, им детям пользоваться нельзя. (можно обжечься)

Чебурашка - А что же мне, пить?

Дети – Попей компот! (Чебурашка пьёт)

Чебурашка – Посмотрю-ка я теперь телевизор. (берёт вилку) Дети – Что ты, Чебурашка, телевизор тоже электроприбор и включать его самому, без взрослых нельзя. Можно получить электротравму. Чебурашка – А чем же мне заняться , пока Гена не вернётся?

Воспитатель – Пойдём к нам в гости в детский сад, мы как раз сегодня будем говорить с детьми о безопасном поведении дома . Чебурашка – Я очень люблю ходить в гости. Я сейчас быстро, только поглажу рубашку, а то она у меня мятая. Дети – Утюг это тоже нагревательный электроприбор, им можно обжечься. Воспитатель – Вот видишь, Чебурашка, сколько ты ошибок наделал, пойдём скорее с нами.

«Вопрос – ответ» . Решение проблемных ситуаций. 2 часть Подойти к плакатам. Рассматривание ярких рисунков.

1. «Электроприборы – не игрушки» С феном шутки очень плохи! Объясните это крохе. Ну, а если у воды - Тут не избежать беды!

Вопросы : для чего нужен фен? Что хотели дети им сделать? Как им поступить правильно? по – другому?

2.«Осторожно, электричество» Этот маленький монтёр

Непослушен и хитёр.

Не шути, мальчишка, с током – Обойдутся шутки шоком!

Вопросы : Для чего отвёртка? Какая может приключиться беда? (электротравма)

3. «Электроприборы – не игрушки»

Очень важное занятие ,

Выгладить для куклы платье Только от игры такой До беды подать рукой»

Воспитатель – Вот видишь, Чебурашка, а ты, хотел сам погладить рубашку?

ВЫВОД : Несчастные случаи чаще всего происходят из-за необдуманного поступка, либо любопытства. Чебурашка – Ой! Что - то я ничего не запомнил. Воспитатель – Чтобы всё запомнить пойдём, Чебурашка, с нами на полянку – повторялку.

Динамическая пауза.

«Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (ходьба на месте) Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируют) Я присяду, и ты присядешь – раз, два, три (присели) Прыгну я. И прыгнешь ты – раз, два, три. (прыгают) Очень дружно мы живём - Никогда не устаём! (хлопают в ладоши)

3 часть Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель – Чтобы Чебурашке лучше запомнить, давайте поиграем в игру «Раз, два, три, что может быть опасно найди Чебурашка стоит в центре круга, держит в руках карточки с изображением электроприборов и показывает одну из них. Дети передают друг другу красный воздушный шарик. Музыка останавливается, у кого шарик, тот и отвечает, что это за электроприбор и чем он опасен . ВЫВОД : Чебурашка повторяй, и запоминай!

Воспитатель – Ребята, что у всех этих предметов общего ?

Дети - провод и вилка

Воспитатель – Вы знаете, для чего нужна вилка?

Дети – Её надо вставлять в розетку.

Воспитатель – Для чего?

Дети – Чтобы электроприбор заработал. Воспитатель – Чебурашка, послушай стихотворение об электроприборах, которое нам расскажет Катя

Папа мой, большой знаток, Нам сказал : «В розетке – ток, Вам розетку эту я Трогать не советую, Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг».

Воспитатель – Как вы думаете, можно ли детям включать электроприбор в розетку? Дети – Нет! Воспитатель – Почему? Дети – Может ударить током.

4 часть Совместное моделирование ситуаций на макете.

Показать и рассказать, какие ситуации можно избежать - на макете комнаты; макете предметов мебели и электроприборов; фигурках членов семьи. Отражение разных сюжетов из жизни детей, связанные с соблюдением правил безопасности .

Воспитатель – Ребята, Чебурашка, остался дома один и вы когда пойдёте в школу будете остаться дома одни. Как правильно себя вести пока дожидаешься родителей? Что можно делать, а чего делать нельзя.

Проигрывание ситуаций.

ИТОГ : «Все хорошие детишки : И девчонки, и мальчишки Взрослых слушаться желают И в беду не попадают».

Воспитатель – Так что с электроприборами нужно быть осторожными!

Чебурашка – Спасибо вам, ребята за помощь. Я больше никогда сам не буду включать опасные электроприборы , чтобы не случилось беды. Я обязательно передам Гене все ваши советы и расскажу, чему научился.

Дети – До свидания, Чебурашка!

Воспитатель – Приходи к нам ещё!

15.09.17 пятница, 7-14.15

Конспект занятия в средней группе

«Расскажи о любимых предметах»

Познавательное развитие. Ознакомление с миром предметов.

О.В. Дыбина стр. 18

Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, детали, функции, материал.

Задачи:

Образовательная: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, детали, функции, материал; познакомить детей с материалом, из которого, сделаны игрушки.

Развивающая: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам ; в оспитывать уверенность в своих силах, усидчивость.

Материалы к занятию: кукла Маша, иллюстрации с картинками.

Ход занятия:

Воспитатель: « Дети к нам сегодня в гости кто- то пришел, отгадайте загадку. Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружка, Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки.» (Кукла)

Ответы детей. (Кукла)

Воспитатель: «Куколка Маша не простая, она знает все что происходит в нашей группе, у нее есть волшебное стекло. Через которое она все видит. Скажите, а зачем нужны игрушки? И где их берут?»

Ответы детей . (Играть, покупают в магазине).

Воспитатель: « Девочки и мальчики играют в одинаковые игрушки?»

Ответы детей. (Разные).

Воспитатель: «В какие игрушки обычно играют девочки? А мальчики?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Вот мы все какие разные и всем нам нравятся разные игрушки. Вот у Куколки Маши любимая игрушка - это черепашка, она сделана из мягкой ткани и набита ватой. Давайте нашей кукле Маше расскажем и о ваших любимых игрушках в группе.»

Дети встают, приносят свои любимые игрушки и по очереди их описывают.

Воспитатель: «Как много вы рассказали о своих любимых игрушках, молодцы! А теперь давайте с вами проведем физкультминутку.»

Физкультминутка: «Мишка с куклой пляшут полечку» Мишка с куклой бойко топают, (дети стоят в кругу, руки на поясе) Бойко топают, посмотри! (притопы правой ногой) И в ладоши звонко хлопают, (хлопки в ладоши) Звонко хлопают: раз, два, три! Мишке весело, Мишке весело, (руки на поясе) Вертит Мишенька головой. (повороты головы вправо-влево) Кукле весело, тоже весело, (хлопки в ладоши) Ой, как весело, ой, ой, ой! Мишка с куклой бойко топают, (поочередные притопы правой и левой ногой) Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, (хлопки в ладоши) Звонко хлопают: раз, два, три! Мы попробуем, мы попробуем, (легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки) Эту полечку станцевать.»

Воспитатель: «Куколке Маше очень понравилось наше занятие, и она хочет знать- знаете ли вы, что у каждой игрушки есть свое место, расставим их по местам?»

Ответы детей. (Да, конечно).

Воспитатель: «Ну теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно. Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть.»

Воспитатель: «Молодцы ребята, куколка Маша прощается с вами и желает вам, любить и беречь игрушки.»


Ирина Федорова
Интегрированное занятие по формированию логического мышления в средней группе «Предметный мир»

Интегрированное занятие по логике в средней группе ДОУ

Тема : Предметный мир .

Цель : Расширить представление об окружающих предметах .

Образовательные задачи :

1. Учить детей группировать предметы , необходимые для жизни человека.

2. Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов .

3. Закреплять умение детей классифицировать одежду по способу использования : зимняя, летняя, демисезонная.

4. Активизировать в речи детей обобщающее понятие «одежда» , «зимняя одежда» , летняя одежда», «осенняя одежда» , «демисезонная одежда» .

Развивающие задачи :

1. Развивать внимание восприятия.

2. Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру .

3. Закреплять умение рассуждать, объяснять.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать аккуратность, опрятность, любовь к чистоте.

2. Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Предварительная работа :

Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» .

Рассматривание иллюстраций на тему «Одежда» .

С/р игра «Одень куклу на прогулку.

Составление рассказов-описаний об одежде, используя схему : название, части, цвет, величина, материал, назначение.

Методическое и дидактическое обеспечение :

Герой сказки – мальчик неопрятный, грязный (кукла) ; книга К. И. Чуковского «Мойдодыр» ; панно, к нему предметные картинки с моющими принадлежностями (зубная щетка, мыло, мочалка, полотенце, расческа, одеждой (шорты, футболка, свитер, брюки, куртка, шапка, посудой (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, чайник) ;

Предметы одежды на каждый сезон; сюжетные картины на каждый сезон;

Столы, стулья, магнитная доска.

Глина. Детская легкая музыка.

Ход занятия:

Входит в группу мальчик – неопрятный, грязный, непричесанный.

Воспитатель :

Это кто к нам пришел? Дети! Этот мальчик вам никого не напоминает?

(Ответы детей : герой из сказки «Мойдодыр» )

Похвала детей. Воспитатель берет книгу, показывает детям картинки. Вместе с детьми вспоминают сказку, героев, эпизоды из сказки.

Воспитатель :

Ребята, что случилось с героем сказки? (Ответы детей : от него все убежали) .

Читает отрывок :

… «Боже, боже,

Что случилось?

От чего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?»…

Ребята, почему же от мальчика убежали все предметы , окружавшие его?

(Ответы детей : он грязный, не умытый, не опрятный)

Правильно, ребята, мальчик не умывался, не ухаживал за своими волосами, одеждой, вот окружающие его предметы и обиделись на него и убежали.

Детки, а давайте расскажем нашему герою почему на нас так приятно смотреть, что мы делаем, что от нас не убегают наши вещи?

Ответы детей : умываемся по утрам, чистим зубы, расчесываемся, моемся в бане, стираем одежду.

Герой сказки :

Ох, как много вы всего назвали! А как же назвать предметы которыми вы пользуетесь во время перечисленных действий? (Ответ детей : предметы личной гигиены ) .

Дети, я понял!

… «Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Мальчики и девочки!

А поможете мне разложить все предметы по полочкам ? Чтобы мне было удобно.

Предметы личной гигиены – на нижнюю полку, поближе; ведь я сейчас буду всегда ухаживать за собой.

Одежду – на среднюю полку ,

А посуду – на верхнюю.

Воспитатель :

Ну что, ребята, поможем? И ставит первую картинку.

Дети подходят к столу, берут по одной предметной картинке , рассматривают ее и раскладывают на панно, так, как просил их мальчик. По окончании задания дети садятся на стульчики и объясняют почему именно туда положили свою картинку, называют обобщающее слово, назначение предмета , изображенного на их картинке.

Воспитатель хвалит детей.

Герой сказки восхищается знанием детей, присоединяется к похвалам воспитателя и благодарит за помощь, а также обещает впредь всегда соблюдать личную гигиену, быть опрятным и чистым, а еще бережно относиться к вещам. А еще приглашает ребят на физкультминутку :

(Дети встают полукругом и показывают движения и части тела в соответствии со словами)

Мы проснулись, потянулись

Маме нежно улыбнулись

Умываться нам пора!

Волшебная водичка на розовое личико

Ручеек из сказки на носик и на глазки

Брызги из кадушки на щечки и на ушки

Дождичек из лейки на лобик и на шейку

Ливень с теплой тучки на маленькие ручки

Вот какой чистюля!

Целуй меня мамуля!

Звучат слова Мойдодыра :

… «Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил.»

Воспитатель :

Ой, ребята, вы слышите?

Изображает, что летит (возвращается) одежда к мальчику.

Воспитатель раскладывает одежду на стол и обращается к герою :

Посмотри как много здесь одежды лежит. А ты знаешь, как ее разложить в твоем шкафу? Какая из одежды тебе понадобиться в данное время года, а какую можно убрать на полки подальше?

Герой :

Ой, ребята, что-то я в замешательстве, что-то я растерялся, выручайте!

Воспитатель :

Ребята, выручим нашего героя? Поможем ему разложить его одежду?

А ориентиром вам будут служить сезонные картинки.

Итак, ребята, что из присутствующего здесь многообразия наш герой будет носить в ближайшие месяцы? (Ответ детей : брюки, свитер, куртку) . Верно, ребята! К какому времени года относятся эти месяцы? (К осени) Правильно! Как назвать одним словом названную вами одежду? (Осенняя) . Но эту же одежду можно одеть и в другое время года. Подскажите в какое! (Весной) Правильно! Поэтому, ее еще называют демисезонная. Дети выбирают стол с картинами - ориентирами соответственно осени и весны и уносят на тот стол выбранную одежду. Похвала.

А что же идет за осенью? Какую одежду мальчику убрать подальше? (Ответы детей : Зима. Шуба, варежки, шарф, валенки) (Зимняя) .

Выбирается картинка – ориентир.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим времена года и как называется одежда к каждому сезону. (Повторяют хором и индивидуально) .

Ребята! Назовите, какая одежда осталась на этом столе? Что нашему герою понадобиться еще совсем нескоро? (Дети перечисляют : шорты, майка, футболка, сандалии) . Как назвать эту одежду одним словом? (Летняя) . Дети находят стол с картиной – ориентиром, уносят туда перечисленную одежду. Воспитатель хвалит детей за работу, вместе и индивидуально повторяют еще раз времена года и как называется одежда к каждому сезону. Мальчик тоже благодарит ребят за помощь и обещает раскладывать одежду по полочкам в соответствии сезона.

Итог :

Ребята! Мы молодцы! Мы помогли мальчику, потому что мы были дружными, отзывчивыми, добрыми! Чем же мы помогли герою сказки? (Дети вспоминают : научили пользоваться предметами личной гигиены , научили раскладывать одежду по сезону). Если еще нужна будет помощь, можно к вам обратиться? (Да)

И на прощание воспитатель предлагает детям пройти за столы и слепить из глины для мальчика подарки – Дары осени. Во время лепки звучит веселая музыка.

Цель:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах - такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.