Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование


Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в детском саду

“Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

Это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная ситуация
  • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение гипотез
  • Подбор материала для проверки гипотез
  • Проверка гипотез
  • Формулирование и оформление вывода

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект

В рамках этого проекта мы:

  • рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о шоколаде;
  • читали «Шоколадную сказку» и стихи о шоколаде;
  • собирали разрезные картинки, отгадывали загадки;
  • исследовали свойства шоколада с помощью опытов

Цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

  • свойства какао-порошка - цвет, запах, вкус, растворимость;
  • беседовали о пользе и вреде шоколада;
  • узнали о том, как и из чего делают шоколад и шоколадные конфеты;
  • создали свой памятник шоколаду;
  • сами готовили шоколадные конфеты «Сладкоежка» по алгоритму мудрого филина;
  • лепили различные конфеты из пластилина;
  • выбирали к ним фантики;
  • придумывали названия;
  • сделали коллаж о пользе и вреде шоколада.
  • Дети вместе с родителями делали различные поделки из фантиков и шоколада.
  • Была проведена викторина о шоколаде с участием детей и родителей.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Подготовила учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 34 Садикова Елена Алексеевна Санкт-Петербург 2013 год

Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

Свойства воды

Свойства сухого и мокрого песка

«Воздух - невидимка»

«ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время

«Удивительное рядом»


Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1582 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

В подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад» Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи образовательные :...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Конспект познавательно- исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема : «Вода - бесценный дар природы» . Цель : актуализация знаний детей о воде, значении воды; активизация воспитанников на решение проблемы загрязнения водоёмов, влияния этого на окружающую...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег»

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей...» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему нельзя есть снег» Задачи: создать условия для ознакомления детей со способом очистки талой воды; создать условия для побуждения детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе «Юные защитники природы» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе Цель: формирование начал экологической культуры. Задачи: закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды; расширить знания детей о воде: познакомить со...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «В гостях у трех медведей» во второй группе раннего возраста Программное содержание: 1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький. 2. Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: мебель, животные. 3. Учить основам взаимодействия с природой. 4. Знакомить с доступными...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для положительного отношения детей к игрушкам. Задачи: - Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; -...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется...


Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по проводимым экспериментам; - дать возможность детям при помощи взрослого узнать о физических явлениях во время опыта; - развивать внимание,...

По доминирующей деятельности: исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: (среди детей одной группы)
По продолжительности: — среднесрочный 1 месяц
Заявитель: дети старшей « А» группы
Авторы проекта: воспитатели: Тохтиева В. О. и Козлова Н.В
2016 год

Структура проекта.

Проблема :

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Познакомить детей со способами обследования.
Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта
1. Организационный.

Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:
Почему лед бывает разной формы?
Что быстрее тает снег или лед?
Как определить прозрачность льда?
Что можно носить в сите?
Как сделать лед не скользким?
Можно ли лед согнуть, разделить на куски?
Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?
Как можно сделать ледяной вулкан?
Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование
Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:
Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:
Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.
Продумывание экспериментальной деятельности
Подбор репродукций художников
Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде
Художественная деятельность с детьми
Экскурсия в снежный городок
Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»
Подбор музыки « Звуки природы»
Разработка анкеты для родителей
Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом ([email protected])
Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.
Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
«Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)
Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

Реализация проекта
Социализация
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
Загадки о зимних видах спорта
Размышление: «Как лед человеку помогает?»
Познание
Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность
Надавливают, сжимают, сгибают лед
Стучат по льду и распиливают его
Держат, греют лед в руках
Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)
Сравнивают на вес (снег и лед)
Сравнивают на твердость (снег и лед)
Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)
Определяют, что можно носить в сите
Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)
Окрашивают воду для замораживания
Окрашивают лед красками
Украшают деревья и кусты цветными льдинками
Определяют, дружат ли соль и лед?
Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы
Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:
Алгоритм:
1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.
3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.
4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.
5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.
6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.
7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.
8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.
9.Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
10.Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.
11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.
13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?
14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.
15.Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи
Рассматривание картин:
«Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;
Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;
Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы
Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;
Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Безопасность
Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)
«Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

Художественно — эстетическая деятельность
Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;
Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;
Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);
Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

Физкультурно — оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Мороз — Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»
Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».
Развивающая среда : альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

Заключительный

Ожидаемые результаты
-Расширение представлений о льде.
— Расширение словарного запаса.
— Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
-Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь. Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

Презентация проекта.
Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».
Предложить родителям кроссворд «Секреты Снежной королевы» для проведения совместного досуга с детьми.

Рефлексия
Дети рассказывают: о том, что они узнали нового
Что их удивило при проведении опытов
Какой опыт понравился больше всего
Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить

Название: Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Любовь Евдокимова
Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду .

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется владение знаниями, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Как отмечал В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, воспринимать, наблюдать. В свою очередь наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире являются важнейшими чертами детского поведения , так как ребёнок по своей природе исследователь . А - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения . Причём активность ребенка должна быть направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Задача педагога – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов , задаваемых взрослому (почему, зачем, как) . Когда ребенок слышит, видит и делает сам, у него полученные знания усваиваются крепко и надолго. Как отмечал Н. Н. Поддьяков, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая познавательно- исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

И в моей педагогической деятельности организация методом экспериментирования занимает одно из важнейших мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том , что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Одним из условий решения задач по экспериментированию в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребенка уже с первых минут его жизни и оказывает на него влияние. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности .

В нашей группе оборудован экологический уголок, где имеется мини-лаборатория. При оборудовании мини-лаборатории старались учитывать такие требования, как доступность расположения, безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и разнообразность материала. И она у нас постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством описаний проведенных детьми опытов.

В мини-лаборатории имеются такие необходимые оборудования для проведения опытов и исследовательской деятельности :

– приборы-помощники : увеличительные стекла-лупы, зеркала, весы, песочные часы, компас, магниты, фонарик, микроскоп, свечи, термометр, рулетка, линейки, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл, резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, фартуки клеенчатые, щетки, совки, лопатки, грабли, лейки.

– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) - прозрачные и непрозрачные емкости разного объема и формы, цветные прозрачные стеклышки;

природный материал : камни, почва, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, желуди, кора деревьев, веточки, спил и листья деревьев, разные крупы и бобовые растения, тополиный пух, мох, различные семена, скорлупки орехов, мел;

бросовый материал : бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, кусочки различной ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина;

– муляжи овощей и фруктов, модели животных;

– пищевые материалы : сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

– растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни , пенка для ванн) .

– йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

– схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности ;

–правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах) : работа под наблюдением взрослого, все вещества эксперимента брать только ложечкой, грязными руками не трогать глаза, не брать руки в рот.

Кроме этого занятия познавательного цикла мы выстраиваем так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования . Отправными моментами могут стать :

Реальные события, происходящие данный период : например, яркое природное явление - листопад и общественные события : например, предстоящий праздник, знаменательная дата, о котором все говорят и к которому готовятся.

События, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

События, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись коллекциями кукол, динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Таким образом, радует, что участие детей в познавательно-исследовательской способствует повышению их познавательной активности. Они задают больше вопросов, активно проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему учатся дети - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Задачи:
1.Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
2.Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
3.Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
4.Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.

Материалы:
Проектор,фрагмент мультфильма «Маша и Медведь», сумка «Тысяча мелочей», книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия», инструкция по изготовлению йодного раствора, клеенки для столов, чаша под раствор, рабочие листы на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, акварельные краски, фен, яблоко, лимон, молоко, йод, миски, фартуки, бандероль, ручки-невидимки на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь».
Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения.
А вы знаете, что такое электронная почта?
Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (фрагмент, где у Маши вырастает длинный нос ), потом электронное письмо с просьбой о помощи (скриншот страницы с электронной почты: "Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите вернуть на место мой нос. Высылаю записку, которую написал мне Мишка. Я не могу ее прочитать". и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова ).
Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
Дети пытаются понять, что же там написано.

Воспитатель : Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)
Воспитатель : В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
Дети : Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
Воспитатель : Что такое раствор? Ответы детей.
Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
Воспитатель проявляет записку.
Текст записки:
«Фокус – покус – тру-ля-ля
Нос, вернись на место!»

Воспитатель : Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил.
Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится.
Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке.
Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.
Воспитатель : Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель.
Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы.
Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать.
У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился!
Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы.
После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание?
Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание .
Воспитатель : Итак, чем Миша написал свою записку?
Дети : Лимонным соком.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку.
Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
Электронное письмо от Маши: видеоролик, где у Маши снова прежний облик + электронное письмо (скриншот страницы с электронной почты: "Спасибо, ребята, за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться!Отправляю вам бандероль с подарками."
Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей.
Воспитатель : Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю.
Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.
Воспитатель : Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей.
Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.