Праздники и события рима. Праздники Древнего Рима: названия и особенности


В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть их жизни. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II века до нашей эры государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников


Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — празднества, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (лат. «lupus»), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Луперкалии. Рисунок Адама Эльсхаймера

Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.


«Сатурналии» Эрнесто Бьонди. Бронзовая копия 1909 года

По преданию, Сатурн стал царем в Лацие, и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» (лат. «aurea aetas») не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях им прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Зажжение их было жертвоприношением богу. В эти дни обязательно следовало дарить подарки. Существовали даже своего рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — писал великий сатирик античности Лукиан.


Греки тоже устраивали праздники в честь богов, чтобы умилостивить их и убедить выполнить желания людей. Самым главным праздником в Афинах были Великие Панафинеи, проводимые в честь покровительницы города, мудрой воительницы Афины Паллады. Афину граждане почитали за то, что она подарила им оливковое дерево.


Бегуны — участники Панафиней. Ваза, ок. 530 года до нашей эры

Праздник длился пять дней. Его вершиной было шествие от городских ворот к месту на Афинском Акрополе, где находилось святилище богини. Там Афине приносили в дар новое платье из тончайшей ткани, изготовленное женщинами. Его везли, вывесив на мачте священного корабля, поставленного на колеса, чтобы все видели, какой наряд приготовили афиняне своей покровительнице. В торжественном шествии участвовали все жители города: старики несли оливковые ветви, молодые мужчины вели сто быков, которых приносили в жертву, девушки несли корзины с драгоценными сосудами. Процессия заканчивалась общим праздничным пиром.
Помимо праздников в честь богов, греки устраивали также общегосударственные торжества в память какого-либо выдающегося события, например, День освобождения в честь победы над персами при Платеях.

Самым главным праздником древних греков были Великие Панафинеи


Очень популярными у греков были спортивные состязания. Главными соревнованиями были Олимпийские игры. Игры начались в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу и проходили в Олимпии. К участию в них допускались только граждане Афин, а женщины не имели права находиться даже среди зрителей.

Во время проведения Олимпийских игр во всех греческих государствах прекращались войны. Участники будущих состязаний приезжали на месяц раньше, чтобы ознакомиться с местностью. Игры начинались с жертвоприношений Зевсу, на алтаре спортсмены давали клятву соревноваться честно.


Древнегреческая ваза. Три вида пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Поначалу в программу соревнований был включен только бег. В 708 году до нашей эры на Олимпийских играх было введено пятиборье — пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, метания диска, метания копья и борьбы. Греки прыгали в высоту и в длину, позже появились кулачный бой, состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей. Наградой для победителя был венок из оливковых ветвей.

Олимпийские игры в древности проводились 293 раза в течение 1170 лет. В 394 году римский император Феодосий I объявил христианство официальной религией и, считая Олимпийские игры языческим развлечением, запретил их.

Лишь в 1896 году благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена и его единомышленников стали снова проводиться Олимпийские игры. Местом проведения I-й Олимпиады стала столица Греции — Афины. С того времени каждые четыре года на алтаре Олимпии зажигают олимпийский огонь, который передают к месту проведения очередной Олимпиады.

Очень популярными у древних греков были спортивные состязания


У древних египтян тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их торжества с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир».


Царица Хатшепсут на празднике Сед

Фараон был не только сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему владыке охватывал всю страну и продолжался 90 дней.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хеб-сед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату — 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если правитель предчувствовал, что его дни сочтены, и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Одним из самых великих и радостных праздниках фараона был Хеб-сед


Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.
Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет — богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.
Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили их за помощь и просили не оставлять в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья — устраивало пиры, приглашало гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона — Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Праздник Опет начинался с того, что из Карнака — храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народа. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Свои праздники египтяне называли «пьянство» или «опьянение»


Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мина — очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что бог плодородия Мин сидел на своей ступени и принимал приношение — первый сноп нового урожая.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья.

Праздник Мина был не таким всенародным, шумным и веселым, как Опет. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

Праздники и фестивали

Говоря языком поэтичным, правда, может быть, немного высокопарным, праздники и фестивали – это своего рода оправа драгоценного камня под названием Рим. И действительно, праздник – это всегда праздник, так почему бы не попытаться подгадать свою поездку под какой-нибудь из них?

Для начала приведем список национальных праздников Италии; отметим, что в эти дни не работают не только учреждения и заведения в самой Италии, но посольства и консульства страны в других государствах.

апрель-май – Пасхальный понедельник (день после Пасхи) и Пасхальное воскресенье

Как в большинстве других европейских стран, период рождественско-новогодних праздников и каникул продолжается с 25 декабря по 6 января – от Рождества до Крещения. Новый год (Capodanno) – один из любимейших праздников, отмечается он повсеместно, в том числе и в Риме. Город приобретает праздничный вид, его улицы и площади украшаются соответствующей новогодней атрибутикой. На это же время приходится период школьных каникул, и естественно, что детям в период новогодних праздников уделяется особое внимание. Если вы путешествуете с детьми, то в Риме вам обязательно нужно посетить площадь Навона, где проводится традиционная ярмарка-фестиваль игрушек.

1 января в Италии также отмечается Международный день мира. Одним из главных событий этого дня является торжественная месса, которую Папа Римский служит в соборе Святого Петра.

Заканчиваются рождественские праздники праздником св. Епифании, или же Бефаны. Епифания – это святая, в честь которой в римских церквях проходят торжественные богослужения. А Бефана – это добрая ведьма, волшебница, прилетающая в ночь с 5 на 6 ноября вместо Санта-Клауса и одаривающая итальянских детишек подарками. Несмотря на некоторые, так сказать, «противоречия», все довольны, к счастью, времена «охоты на ведьм» остались в прошлом. Праздник Бефаны продолжается целый день и заканчивается вечером на площадях, где жители сжигают чучела, символизирующие все плохое в их жизни.

Именно Бефана, как гласит легенда, надоумила итальянцев выбрасывать прямо из окон на улицу старую мебель и прочий хлам, и смотреть на реакцию прохожих. Правда, не так давно был издан закон, запрещающий подобные развлечения. И это, наверное, все же хорошо: праздник праздником, традиции традициями, но получить по голове какой-нибудь старой тумбочкой, мягко скажем, не слишком приятно.

9 марта отмечается День святой Франчески Римской. Праздник этот, надо сказать, весьма оригинален, ведь эта святая считается покровительницей водителей. 9 марта многие римские водители съезжаются к церкви Санта-Франческа Романа, чтобы получить благословение.

Весна – это время светлого праздника Пасхи. Естественно, что в столице католического мира этот праздник является одним из самых главных в году. Очень торжественно и мощно выглядит крестный ход в Страстную пятницу. Процессии, отправляющиеся в путь от каждой римской церкви, сливаются в единый поток у Колизея и далее идут к Палатинскому холму.

День города римляне празднуют 21 апреля, когда, согласно легенде, первый римский царь Ромул основал город. Пожалуй, это один из самых интересных дней для посещения Рима. Во-первых, город погружается в атмосферу древности, по украшенным цветами улицам торжественно проходят процессии облаченных в тоги «сенаторов» и «жрецов», а в Колизее и на подступах к нему «гладиаторы», потрясая мечами, копьями и огромными сетями, устраивают показательные бои. А во-вторых, в этот день вход в подавляющее большинство городских памятников архитектуры и музеи бесплатный.

Проходят в Риме весной и несколько цветочных фестивалей. Например, в начале апреля проходит Праздник азалий, Испанская лестница и ее окрестности украшаются цветущими азалиями. А в начале мая на виа ди Валле Мурсиа (via di Valle Mursia) проходит «Розовое шоу».

Не будут обделены любимыми развлечениями и любители спорта. В воскресенье свои матчи на Олимпийском стадионе Рима проводят «Рома» и «Лацио». Билеты можно купить в кассах стадиона (тел. 06 323 73 33), также в кассах спортивных клубов: ASS Rome Store (piazza Colonna, 360, в районе площади Испании); Lazio Club Point (via Farini, 34, в районе вокзала Термини). В первые две недели мая в Риме на кортах «Форо Италико» (viale dei Gladiatori, 31) проходит престижный теннисный турнир «Italian Open», в котором принимают участие лучшие теннисисты мира.

2 июня – День Республики. Одним из самых главных и интересных мероприятий, проходящих в этот день, является военный парад на виа дель Фори Империали. Более мирное, но не менее интересное мероприятие проходит во второе воскресенье июня в пригороде Рима Неми. Холмы вокруг этого города щедро усыпаны земляникой, которая, как говорят, придает неповторимый вкус воде из местного озера. Неудивительно, что в этом городе проходит фестиваль клубники и земляники, главным действом которого является парад, проходящий по центральной улице.

24 июня римляне празднуют День святого Джованни, центром которого становится площадь Сан-Джованни Латерано, где проходят ярмарка и уличные гуляния. Очень зрелищно выглядит ночная процессия со свечами, которую обычно возглавляет Папа Римский.

Еще один праздник, широко празднующийся в Риме, – 29 июня, День святых Петра и Павла, небесных покровителей города. Его кульминацией является торжественная месса, которую Папа Римский служит под сводами собора Петра и Павла.

5 августа в базилике Санта-Мария Маджоре проходит праздничная служба, во время которой на прихожан осыпаются лепестки белых роз. Эта красивая традиция – дань памяти о снегопаде, по легенде, случившемся в этот день в 352 году. Напоминаем, что столь необычное для лета явление было расценено как знак свыше и указание того места, где должен быть построен храм в честь Святой Марии.

15 августа итальянцы отмечают Феррагосто – Вознесение Богородицы. С этого дня в Италии начинается сезон отпусков.

В начале сентября в Риме начинаются «Notte Bianca», «Белые ночи» – под этим названием объединены различные театральные и музыкальные мероприятия. Также в этот период многие римские рестораны изменяют свои правила и работают и ночью, до последнего клиента.

Другой международный фестиваль под названием «Rome Europe Festival» также начинается в сентябре и продолжается до начала ноября. В рамках его в городе выступают итальянские и иностранные танцевальные и музыкальные коллективы.

Из осенних праздников наиболее значимыми являются День Всех Святых (1 ноября) и День Национального единства (4 ноября). Немногим раньше, в октябре, на виа деи Коронари (via dei Coronari) проходит антикварная ярмарка, особенно интересная ночью, когда прилавки освещаются светом мерцающих свечей.

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ…

Необходимые телефоны

Полиция – 113

Карабинеры (военизированная полиция) – 112

Дорожная полиция – 326781, 67691

Справочная -100

Техпомощь автомобилистам -116

Скорая помощь -118

Круглосуточный пункт врачебной помощи при несчастных случаях: 482-67-41, Via del Colosseo, 20.

Срочная стоматологическая п о м о щ ь: 446-36-74, Ospedale Eastman, Viale Regina Elena, 287.

Если вы заблудились, то обратитесь в ближайший бар или кафе. Там практически точно вам помогут, дадут воспользоваться телефоном, телефонным справочником и картой города.

При утере или краже паспорта обратитесь сначала в полицию, а затем в консульство.

Если вы потеряли кредитную карточку, то в этом случае постарайтесь как можно скорее заблокировать ее, позвонив по указанным телефонам.

Eurocard/Mastercard: 800 87 08 66

Visa: 800 81 90 14

American Express: 800 86 40 46

Diners Club: 800 86 40 64

Если вы не обнаруживаете каких-либо своих вещей, то, перво-наперво, не впадайте в панику и подумайте, где вы могли их оставить. Если в ресторане, кафе, магазине, другом подобном заведении или учреждении, то вам, скорее всего, их вернут по первому требованию. Забытые и бесхозные вещи в транспорте сдают либо водителю, либо персоналу станции метро, а затем отправляют на специальный склад. Бюро находок забытых вещей в наземном транспорте находится по адресу: via N. Bettoni 1, 40, время работы: пн., ср. 8.30–13.00, 14.30–18.00, вт., пт. 8.30–13.00, чт. 8.30–18.00; телефон: 06 581 60. Бюро находок метро – линия «А»: 06 487 43 09, пн., ср., пт. 9.30–12.30; линия «В»: 06 575 42 95, пн. – вс. 7.00–18.00. Бюро находок на вокзале Термини: телефон – 06 47 30 66 82.

В случае, если у вас закончились деньги, то самый простой способ получить их из Украины – это система международных переводов Western Union, отделения которой есть во многих крупных банках и других местах.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, необходимо вызвать полицию по телефону 112 или 113, техническую помощь можно вызвать по телефону 116.

Если вы почувствовали себя плохо, то для начала попробуйте обратиться в ближайшую аптеку (многие из них работают круглосуточно). Итальянские фармацевты при получении образования проходят и курсы первой помощи, так что в несложных случаях они смогут вам помочь. Далее, для более серьезного осмотра, обратитесь в любую крупную больницу, благо первая помощь при наличии страховки будет бесплатной. В случае необходимости безотлагательной помощи – звоните 118 или в круглосуточный пункт врачебной помощи при несчастных случаях.

Платные туалеты-кабинки есть практически возле всех крупных достопримечательностей города. Бесплатные туалеты можно найти в крупных магазинах, заведениях типа «Макдональдса» и даже при некоторых церквях. В крайнем случае можно зайти в любой ближайший бар или кафе, заказав для приличия стакан воды или кофе. «Uomini» означает «мужчины», «Donne» – «женщины».

Забастовки, как мы уже упоминали, для Италии достаточно частое явление и, с точки зрения туриста, весьма неприятное. Подстраховаться можно, спросив о возможных забастовках у администратора гостиницы, таксиста и т. д., а знающие итальянский язык могут полистать газеты или посмотреть новости по телевидению.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

ФЕСТИВАЛИ Клангбоген («Звонкая Радуга», Klangbogen), летний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене». Тел. 58830-661. Остеркланг («Пасхальный звон», Osterklang), весенний музыкальный фестиваль. Продажа билетов в «Театре-на-Вене», тел. 58830660, или по адресу Stadiongasse, 9, 1-й

Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Фестивали, ярмарки и национальные праздники Январь-февраль: Шестидневные велогонки, сельскохозяйственная выставка «Зеленая неделя», Международный кинофестиваль.Март-апрель: Международная туристическая биржа, Музыкальное Биеннале.Май-июнь: Театральные встречи, German Open,

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

ФЕСТИВАЛИ В рамках Будапештского весеннего фестиваля (середина марта – середина апреля), кроме концертов звучащей в изобилии народной и классической музыки, организуется смотр танцевальных домов, а также рынок народных промыслов (www.festivalcity.hu).На Международном Дунайском

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

ФЕСТИВАЛИ В июне 1970 года под эгидой Русского дома в Мельбурне состоялся Первый фестиваль русских поэтов Австралии, в котором участвовал 21 автор, а в постфестивальный сборник вошли стихи 34 поэтов.В Мельбурне в конце 1983 года состоялся и Второй фестиваль русских поэтов.В

Из книги Как издать книгу. Советы литературного агента. (Пособие для начинающих писателей) автора Горюнова Ирина Стояновна

ФЕСТИВАЛИ Первый Республиканский открытый литературный фестиваль «Поэтический Баку» прошел в 2002 году. В нем участвовали 104 поэта. Второй Республиканский открытый литературный фестиваль «Поэтический Баку - 2004» был организован посольством России, обществом

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

ФЕСТИВАЛИ В сентябре 2001 года в Тбилиси прошел фестиваль АРТ-ГРУЗ, как ответная акция на фестиваль современного грузинского искусства АРТ-ГРУЗ, прошедший в Москве в сентябре 2000 года. Российскую литературу в Тбилиси представляли Александр Анашевич, Дмитрий Воденников,

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

ФЕСТИВАЛИ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ СЕВЕРНЫХ СТРАНДвухдневный международный фестиваль. Проходит в Таллинне ежегодно в начале мае начиная с 2001 года. Организатор: Эстонское представительство Совета министров Северных стран. Приглашается около двух десятков поэтов из

Из книги КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. От крепости к крепости автора Коллектив авторов

7 Литературные премии и фестивали Зачем нужны литературные премии и фестивали? Во-первых, писать нынче модно, как я уже говорила. Во-вторых, для поддержания имиджа толстых литературных журналов и издательств, ну и отчасти для реализации тиража последними. Уже в-третьих,

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Праздники и фестивали Особенностью Нью-Йорка являются частые у личные парады. Они как сопровождают праздники и фестивали, так и проводятся сами по себе. Ниже коротко расскажем об этих трех категориях событий жизни

Из книги Как заработать, если умеешь писать автора Горюнова Ирина Стояновна

Нью-йоркские фестивали В Нью-Йорке ежегодно проводится около полусотни фестивалей! Их полный перечень желающие смогут найти по следующему интернет-адресу: http://en.wikipedia.0rg/wiki/Categ0ry: Festivals_in_New_Y0rk_ City. С указанной веб-страницы открывается путь к их описанию. Однако, в отличие,

Из книги автора

Праздники и фестивали Говоря языком поэтичным, правда, может быть, немного высокопарным, праздники и фестивали – это своего рода оправа драгоценного камня под названием Рим. И действительно, праздник – это всегда праздник, так почему бы не попытаться подгадать свою

Из книги автора

Специальные экскурсионные программы, проекты, фестивали Полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости Международный карильонный фестиваль (август)Комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга, помимо Петропавловской крепости,

Из книги автора

Из книги автора

Литературные премии, конкурсы, фестивали, гранты Зачем нужны литературные премии, конкурсы и фестивали? Во-первых, писать нынче модно, как я уже упоминала. Во-вторых, для поддержания имиджа толстых литературных журналов и издательств, ну и отчасти – для реализации тиража

Общие понятия:

Календы - название первого дня каждого месяца. Так же, как ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх определённых для каждого месяца моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами и т. п.).

Ноны - 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев.

Иды - день в середине месяца. На 15-е число иды приходились в марте, мае, июле и октябре, на 13-е - в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем связь между длиной месяца и числом, на которые приходятся иды, была утеряна.

Январь. Ianuarius

1 - календы, посвященные Янусу. Жертвы приносились в виде медовых пирогов, вина, плодов. Все обменивались хорошими пожеланиями, дарили друг другу подарки, обычно сладости. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены в этот день законом. Жрецы приносили в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии государства. Праздник Юноны, Эскулапа. Праздник Ведийова

3-5 - Компиталии (Compitalia), посвященные компитальским ларам. Праздник Мира

8 - праздник Юстиции

9 - Агоналии, посвящённые Янусу

11, 15 - Карменталии (Carmentalia) - праздник в честь римской богини Карменты (имя которой, происходящее от слова «carmen», указывает на то, что она считалась богиней-прорицательницей), в котором главным образом участвовали женщины. Этот праздник касался не только самой Карменты, но также и её спутниц, Антеворты и Постворты, из которых первая вещала будущее, а вторая - прошедшее. Впрочем, быть может, эти имена - простые синонимы самой Карменты, указывающие на её дар предвидения

12 - Компиталии (Compitalia), посвящённые Ларам. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним и компитальным ларам

13 - празднование присвоения титула «Август» Октавиану

16 - праздник Конкордии (Согласия). Конкордия (богиня согласия и покровительница супружеского мира) способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов. Изображалась в виде женщины с рогом изобилия в одной руке, с оливковой ветвью или жертвенной чашей в другой. Конкордия соответствует богине Гармонии в греческой мифологии. На римском форуме в 387 году до н. э. был воздвигнут храм Конкордии в ознаменование наступившего мира между патрициями и плебеями

17 - праздник Фелицитас (Счастья)

24-26 - Паганалии или Сементивы (Sementivae). Празднество в честь богов охранителей пагов (округов?), относились к так называемым переносным праздникам и приходились на время окончания посева, т. е. на конец января. Это был сельский праздник, справлявшийся населением пагов и назначавшийся на базарные дни. В это время население совершало в особенных часовнях, которые считались центрами отдельных пагов, жертвоприношения в честь богини Земли или Цереры, приносило божествам медовые лепешки, украшало дома фигурками богов и устраивало игры и театральные представления

Февраль. Februarius

1,2 - праздник Юноны Соспиты

2 - праздник Цереры

5-17 - праздник Конкордии (Согласия)

7 - первый день весны

12 - праздник Каллисто

13 - иды, посвященные Юпитеру. Праздник Весты. Праздник Фавна. День поминовения погибших Фабиев. Фабии - знаменитый римский патрицианский род, родоначальником которого предание называло Геракла. Члены этого рода ранее назывались будто бы Фодиями (от fodere - рыть ямы), так как занимались ловлей зверей в ямах. Это был один из самых многочисленных и влиятельных римских родов. На берегах ручья Кремеры они устроили укреплённое убежище, откуда беспокоили этрусков; последние завлекли их в засаду, и Фабии все до последнего, в числе трёхсот шести, были истреблены в 477 г. до н. э.

13-21 - Паренталии (Parentalia), дни поминания и приношений умершим родителям. Старшая весталка (Vestalis Maxima) открывала Dies parentales 13 февраля в полдень жертвоприношением, а заканчивались празднества 21 февраля большим праздником feralia. Овидий описывает, что на дорогах и у могил оставлялись небольшие дары: венки, фрукты, хлеб, цветы фиалки. Во время паренталий все храмы были закрыты, было запрещено проводить свадьбы

15 - Луперкалии (Lupercalia). Место, где волчица по легенде выкормила будущих основателей Рима Ромула и Рема, считалось у римлян святым. Каждый год с 13 по 15 февраля здесь проводился праздник, называемый Lupercalia (от лат. lupa - волчица, латинский омоним - «блудница»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи, и после пира молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин. Главной частью Луперкалий были голые мужчины, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали эти записки в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивали из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Таким образом, у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом.

По другим сведениям праздник Луперкалий проводился в честь бога Фавна (Луперк - одно из его прозвищ). И это был праздник изобилия. За день до Луперкалий отмечался праздник Римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил.

Немного непонятно (мне), как эти празднества сочетались с паренталиями

17 - Квириналии (Quirinalia). Праздник в честь бога Квирина. Первоначально был богом войны, подобным Марсу. В более позднее время идентифицировался с Ромулом, первым римским царём. В начальный период истории Римского государства Квирин, вместе с Юпитером и Марсом, входил в триаду главных римских богов, каждый из которых имел своего Верховного жреца. Праздник Форнакс

21 - Февралии в честь манов, добрых покровителей семьи, в которых воплощались души умерших предков. Их умилостивляли возлияниями из воды, вина и молока. Торжественная трапеза в честь мертвых предков

22 - праздник Конкордии (Согласия), Каристии, во время которых забывали семейные ссоры (Cara Cognatio)

23 - Терминалии (Terminalia). Празднества в честь Термина, божества границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными

24 - Регифугий (Regifugium) - в память об изгнании Тарквиния Гордого. Старинная, имевшая свое начало еще при царях, церемония, в ходе которой Rex sacrificulus приносил жертву на месте комиций (народных собраний) и поспешно убегал после жертвы. В этом находили намек на бегство Тарквиния Гордого, случившееся 24 февраля 509 г. до Р. X. О настоящем значении церемонии мало известно. Эта была, вероятно, примирительная жертва. Уже при Августе этот религиозный обряд смешивали с другими - 24 марта и 24 мая, при котором Rex sacrificulus также приносил жертву на месте комиций и после поспешно уходил домой, т. к., пока он оставался на месте комиций, не могли происходить никакие политические или судебные совещания

27 - Эквирии, посвящённые Марсу

Март. Martius

1 - римский Новый год. Календы, посвященные Марсу. Матроналии в честь Юноны. Праздник замужних женщин. Шествие женщин, увенчанных цветами, к храму и жертвоприношение богине цветами. Мужчины дарили своим женам подарки, а женщины - своим рабыням. Праздник Весты

1-24 - Ферии марта (Feriae Marti), посвящённые Марсу

6 - воскурение ладана на алтаре Весты

7 - Матроналии, посвященные Юноне. Праздник Ведийова

8 - праздник Ариадны и Вакха

10 - праздник Венеры

14 - вторые Эквиррии (Equirria), посвящённые Марсу. День ковки щитов. Конные состязания. Мамуралии, посвященные Мамурию

15 - иды, посвященные Юпитеру. Праздник Анны Перенны

16-17 - Вакханалии, посвящённые Вакху

17 - Либералии (Liberalia) в честь Либера и Либеры, его супруги. В городах - торжественные жертвоприношения, театральные представления. На селе - веселые шествия, пляски, шутки и пирушки с обильными возлияниями. Приносились жертвы Церере. В этот день юноши надевали тогу взрослого. Агоналии, посвященные Марсу

19 - шествие салиев (по другим данным 1-го)

19-23 - Квинкватрии (Quinquatria) в честь Минервы и Марса. В первый день учащиеся освобождались от занятий и приносили учителям плату за обучение. Военные действия прерывались. Жертвоприношение - лепешки, мед и масло. На третий день проводились гладиаторские игры, а на пятый - Тубилюстриум - день освящения военных труб, символизировавшего окончательную готовность к началу войны

30 - праздник Салюс

31 - праздник Луны

Апрель. Aprilis

1 - календы, посвященные Венере Обращающей Сердца (Венералии). Жертвоприношения, молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья. Праздник Фортуны Вирилис (мужской)

2 - праздник Плеяд

4-10 - Мегалесции (Megalencia), посвящённые Кибеле

5 - праздник Фортуны

9 - Лемурии в честь Лемуров

11-19 - Цереалии (Cerealia) в честь Цереры. Особо отмечались плебеями. Люди наряжались в белые одежды, украшали себя венками, приносили жертвы: свиньи, плоды, медовые соты, после чего развлекались скачками в цирке. Устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих мимо дома

13 - иды, посвященные Юпитеру

15 - Фордицидии (Fordicidia) - праздник посевной. Принесение в жертву стельных коров в честь Матери Земли (Terra Mater)

21 - Парилии или Палилии (Palilia), посвященные Палес - в честь основания Рима

23 - Виналии Приория (Vinalia Priora), посвящённые Венере

25 - Робигалии (Robigalia), посвященные Робигу - праздник предохранения посевов от вредителей

28 - праздник Весты

Май. Maius

1 - календы в честь Фавны, супруги Фавна, покровительницы полей, садов, лесов, наделяющей их плодородием. Справлялся в храме Доброй Богини (Bona Dea) на Авентине. Толпы женщин шли туда на жертвоприношения. Праздник Амалфеи, принесение в жертву Ларам статуи собаки, поминовение освящения храма Доброй богине

3-4 - празднества Доброй Богини в сумерках. Праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла

7-15 - Лемурии (Lemuria) в честь мертвых - для умилостивления злых духов, бродящих в это время по земле. В каждую из ночей на 12, 13 и 14 мая глава семьи проводил обряд: ровно в полночь он вставал, босиком обходил все помещения и выходил за порог. Омывшись родниковой водой, он 9 раз бросал через плечо, не оглядываясь, черные бобы. Каждый раз он повторял: «Эти бобы я даю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Затем глава семьи вновь совершал омовение и, чтобы отогнать лемуров от дома, 9 раз ударял одним медным тазом о другой, каждый раз прося духов покинуть его жилище

8 - праздник Менс

10-11 - праздник Ориона

11 - Матралии, посвящённые Матуте

12 - поминовение освящения храма Марса Ultor

13 - Квинкватрии, посвящённые Минерве

14 - Тиберналии, посвящённые Тиберину. Праздник Быка (Taurus)

15 - иды в честь Юпитера. Меркуралии, посвящённые Меркурию. Праздник Весты

20 - праздник Кастора и Поллукса (Диоскуров). Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. С древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе

21 - Агоналии, посвящённые Вейовису

23 - Тубилустрий, посвящённый Вулкану

24 - Когда Царь Собирал Народное Собрание (Quando Rex Comitiavit)

Июнь. Iunius

1 - праздник Карны. Памятный день освящения храма Юноны Монеты. Праздник Марса. Праздник штормовой погоды

1-2 - праздник Юноны

1-3 - праздник Матери Земли (Terra Mater)

3 - праздник Беллоны

4 - праздник Геркулеса Охранителя

5 - праздник Санка

7 - день отдыха у рыбаков

7-15 - Весталии, посвященные Весте, хранительнице государства и семейного очага. Жертвоприношения: годовалые тёлки, плоды, вино, вода, масло

8 - праздник добрых чувств

9 - поминовение поражения Красса от парфян

11 - Матралии, посвященные Матер Матуте (Mater Matuta). Праздник Фортуны. Памятный день освящения храма Конкордии

13 - малые Квинкватрии, посвященные Минерве. Главный праздник флейтистов. Иды в честь Юпитера

15 - Когда Выносится Навоз (Quando Stercus Delatum). Все отходы от предшествующих празднеств выбрасывались в Тибр

17 - игры Рыбаков (Ludi Piscatori), посвященные Тиберину

20 - праздник Эскулапа и Ипполита

21 - праздник Хоры (Oraea)

22 - поминовение разгрома при Тразименском озере

23-24 - праздник Весты

24 - праздник Фаты. Праздник Силы Судьбы (Fors Fortuna)

27 - праздник Века (Aestas)

Июль. Iulius (Quintilius)

4 - праздник Мира

5 - Поплифугий (Poplifugia), посвященный Юпитеру

6-13 - Игры Аполлона

8 - праздник Юноны

15 - иды, посвященные Юпитеру

19 - праздник Венеры

19-21 - Лукарии (Lucaria) в память захвата Рима галлами и последующего разгрома армии галлов

23 - Нептуналии (Neptunalia), посвященные Нептуну и воде. Их проведение предохраняло от засухи в летнее время, верили римляне

25 - Фурриналии, посвященные Фуррине

Август.Augustus (Sextilius)

1 - праздник Цереры

9 - праздник Солнца Индигета (Sol Indigis)
10 - праздник Опс, богини плодородия, богатой жатвы, посевов. Её эпитет Консивия («сеятельница») и праздник связаны с близостью культа Опс культу римского аграрного бога Конса. Во время праздника ей приносили жертвы в доме царя - регии, куда имели доступ только весталки и великий понтифик
12 - праздник Геркулеса

13 - Вертумналии посвященные Вертумну, богу смены времен года и превращений, происходящих с земными плодами, а также празднество в честь Помоны, богини плодовых деревьев (особенно яблонь). Иды в честь Юпитера

13-15 - праздник Дианы

17 - Портуналии, посвященные Портунсу (Portunes). Тибериналии посвященные Тиберину

19 - Виналии, посвященные Юпитеру. Сельские Виналии (Vinalia Rustica), посвященные Венере

21 - Консуалии, посвященные Консу

23 - Вулканалии (Vulcanalia), посвященные Вулкану, Жертвоприношения и игры в Большом Цирке. Этот день также считался праздником жатвы, предохранявший от пожаров. Праздник Ютурны

24 - праздник Цереры

25 - Опиконсивии (Opiconsivia), посвященные Опс. Праздник урожая

27 - Волтурналии, посвященные Волтурну

Сентябрь. September

5-19 - Римские игры

13 - иды, посвященные Юпитеру

23 - праздник Цереры

Октябрь. October

1-5 - праздник Цереры

1 - праздник Фидес. Праздник возвращения. Прохождение воинов под «сестриным» брусом

9 - праздник Венеры, праздник Счастья (Felicitas)

11 - Медитриналии Meditrinalia посвященные Медитрине

12 - праздник Фортуны Возвращающейся (Fortuna Redux)

13 - Фонтиналии посвященные Фонту

15 - Эквиррии посвященные Марсу Equus October - окончание военных кампаний

19 - Армилустрий Armilustrium посвященный Марсу очищение оружия после войны

Ноябрь. November

4-17 - Плебейские игры

13 - иды, посвященные Юпитеру. Праздник Юноны

15 - праздник Феронии

18 - праздник Цереры

Декабрь. December

1 - праздник Посейдона

3 - праздник Доброй Богини (Bona Dea). Справлялся в доме одного из консулов или преторов. Мужчины должны были на всю ночь уйти из дома. Руководили таинствами жрицы Весты и хозяйка дома. Присутствовать могли только женщины. Известно, что шатер, где стояло изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля, и жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. Праздник Цереры

5 - Фауналии (Faunalia), посвященные Фавну - праздник пастухов и земледельцев. Справлялся под открытым небом. Жертвоприношения - вино, молоко и козлы - заканчивались веселым пиром. В этот день скоту позволялось бродить без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось веселиться на лугах и перекрестках дорог

9 - Опалии, посвященные Опс

11 - Агоналии, посвященные Янусу. Агоналии, посвященные Солнцу Индигету (Sol Indiges)

13 - Сементивы, посвященные Телу. Иды в честь Юпитера

15 - Консуалии, посвященные Консу

17-23 - Сатурналии (Saturnalia), посвященные Сатурну и его супруге Опс (Опе), богу посевов и богине богатой жатвы. Сопровождались беззаботным весельем, играми, плясками и пирами. Близким дарили подарки. Рабов сажали с собой за стол и угощали, причем хозяева им прислуживали

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Календарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Календарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Календарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами.

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Календарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

КАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Календарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

Из книги Счисление и календарь автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Счисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» - «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7

Из книги Газетный мир Московского университета автора Кузнецов Иван Васильевич

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Календарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях.

Новый год - первоначально 1 марта, затем -- 1 января. Официальные торжества, связанные с вступлением в должность консулов: торжественные процессии из домов обоих консулов, соединяющиеся на Капитолии; благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому; пиры в домах консулов и частных лиц; обмен новогодними подарками.

1 января - В этот день принимали присягу консулы. В знак благодарности Юпитеру за помощь римлянам в прошлом году в жертву ему приносили быков. Консулы торжественно обещали Юпитеру, что их преемники сделают то же самое в следующем году.

15 февраля - Луперкалии . Первоначально древний праздник пастухов, посвященный Фавну-Луперку, охранителю стад от волков (волк -- lupus). Очистительные жертвы в гроте Луперкал Палатинского холма; ритуальный бег жрецов-луперков, наносивших встречным удары специальными ремнями из козлиной кожи.

В этот день в Луперкале, пещере на Палатинском холме, собирались две команды римских юношей, устраивавших состязания в беге вокруг холма. Эти состязания собирали толпы зрителей. Бегуны были одеты в шкуры принесённых в жертву коз, а их тела были разбрызганы кровью. Пробегая мимо зрителей, юноши хлестали их ремнями из козьих шкур. Считалось, что это способствует повышению плодородия, и поэтому женщины, мечтавшие иметь детей, становились как можно ближе к тропе, по которой бежали бегуны.

В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, Матер Матута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

Уже в Древнем Риме существовал женски й день . В этот день матроны (свободно рождённые женщины), состоящие в браке получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облачённые в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Компиталии (начало января) - В сельской местности каждый земледелец возводил на границе своего надела небольшое святилище с алтарём. На алтарь он ставил свой плуг и деревянные куклы: по одной на каждого своего домочадца. Следующий день считался праздником. В этот день приносили особые жертвы богам, чтобы очистить дом и хозяйство от скверны на весь следующий год.

В городах владелец каждой инсулы приносил в жертву курицу на особых алтарях, устроенных на каждом перекрёстке.

13-21 февраля - Паренталии . Паренталии представляли собой торжественные церемонии в честь умерших родителей. Римляне навещали могилы предков за городской чертой, возлагали на них цветы и совершали возлияния молоком и вином на гробницах родителей. Считалось, что это не даёт покойным проголодаться и в гневе наслать чуму на живых.

22 февраля - Каристии . В этот день проводилась особая церемония, завершавшая паренталии. В честь этого римские семьи собирались за праздничным пиром. Замужние женщины ежегодно чтили богиню Конкордия на этом праздники. Конкордия - богиня согласия и супружеского мира. Конкордия способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов.

1марта - В этот день в храме Весты совершали ритуал обновления вечного огня. Этот день также служил началом танцев салиев (особой коллегии жрецов). Двенадцать молодых патрициев исполняли танцы вокруг всего Рима, держа при этом священные щиты. Это продолжалось 19 дней. Каждую ночь танцующие проводили в разных домах, пируя вместе с хозяевами.

Матроналии - празденства в Древнем Риме в честь богини Юноны, которые праздновались замужними женщинами ежегодно 1 марта. В матроналиях принимали участие лишь матроны, почтенные, замужние женщины, состоявшие в законном браке, рабыням присутствовать запрещалось. До реформ римского календаря эта дата совпадала с Новым годом. Дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эксвилинском холме в Риме или, возможно, заключение мира между римлянами и сабинами. Женщины получали подарки от мужей и дочерей, женщины также готовили еду для рабов в хозяйстве, которые в этот день имели «выходной».

14 марта - В этот день в честь Марса, бога войны, на Марсовом поле устраивались праздничные скачки на лошадях.

15 марта - В этот день совершались празденства в честь Анны Перенны - богини - покровительницы года. Римляне устраивали пикники на берегу Тибра. Некоторые римляне верили, что, сколько чаш вина они смогут выпить в этот день, столько лет проживут.

23 марта - Тубилустрий. В этот день на особой церемонии в честь бога Марса римляне совершали ритуальное очищение священных боевых труб. Это должно было принести им удачу в военных кампаниях в новом году.

4-10 апреля. Мегалезийские игры. В этот день проводились игры в честь Кибелы - Великой Матери.

12-19 апреля Цереалии . В этот день устраивались игры и представления в честь Цереры, богини - покровительницы зерна и урожая. Проводились с 12 апреля и продолжались восемь дней. В жертву приносились медовые соты, плоды, свиньи. Римляне устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру.

21 апреля - Парили. Парили возникли как деревенский праздник, целью которого было совершить обряд очищения над овцами для защиты их от болезней.

Позднее этот праздник стал широко отмечаться в Риме, так как считалось, что этот день является датой основания города. В каждом из районов Рима устраивались свои празднества. Во время них зажигались огромные костры, на которых сжигали жертвы. Римляне танцевали прямо у костров. Завершались парили большим праздничным пиром под открытым небом.

28 апреля - 3 мая - Флоралии. В эти дни римляне устраивали карнавал в честь Флоры - богини цветов, и праздник плодородия. Эти празднества носили название Флоралий. Римляне украшали свои одежды цветочными гирляндами и весело танцевали. На столах в этот день всюду лежали охапки цветов.

1 мая - Три тысячи лет назад древние римляне в этот день славили Майю - богиню земли и плодородия. В честь покровительницы земледелия устраивались массовые торжества. Чем не праздник труда? И май носит имя этой богини. За минувшие три тысячи лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе.

Лемурии - праздники мёртвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зёрна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

Праздник розы "розалия" засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в. и отмечался в зависимости от той или иной местности между 11 мая и 15 июля.

Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицыно воскресенье (domenica rosata - Розовое воскресение).

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. "Sub rosa", т. е. под печатью молчания, буквально означает "под розой".

Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны.

Римляне во время майских праздников Роз, названных "rosalia", жертвовали розы памяти умерших.

Была когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства, олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы - эта церемония называлась Розалией - и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

9 июня - Весталии. В этот день замужние римлянки приносили в храм Весты угощение для богини. Весталии считались праздником булочников, так как именно в этот день девы-весталки пекли особые хлебы из так называемой мола сальса - солёной муки.

24 июня - Форс Фортуна. В этот день устраивали праздник в честь богини Фортуны. День считался выходным. Горожане спускались на лодках вниз по Тибру, чтобы принести жертвы богини в двух святилищах, находившихся за пределами Рима. Остаток дня Римляне проводили за весёлым пиром и угощением.

6 - 13 июля - Аполлоновы игры . В эпоху республики этот праздник был связан с религиозными церемониями в честь бога Аполлона. В эпоху империи он превратился в традиционный повод для театральных представлений, различных зрелищ и цирковых скачек.

Нептуналии - праздник в честь бога Нептуна в Древнем Риме. Праздник проводился в средине лета, 23 июля, чтобы торжественно попросить бога воды предотвратить засуху. О церемониях почти ничего не известно, только то, что строились хижины из ветвей, в которых римляне, возможно, праздновали. Нептуналии был народным праздником, который также был в крестьянском календаре. В имперский период праздник проводился вместе с играми также в честь Нептуна.

Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Ещё в отдалённые времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали весёлые грубоватые песни, так называемые фесценницы. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись ещё при родовом строе, фесциннины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времён Августа Горация, Находила отражения и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесциннинские насмешки не щадили и знати, которая постаралась их обуздать - было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

12 августа . Бог Меркурий славился своей хитростью и изворотливостью. Особенно почитали его торговцы и коммерсанты, которые уплачивали десятую часть своих доходов святилищу Меркурия. На эти дни средства в честь бога устраивали официальный пир.

13 августа. Этот день считался праздником, посвящённым Диане. Рабы в этот день отдыхали, римлянки, по традиции, мыли головы.

5-19 сентября - Римские игры. Первоначально пятнадцатидневные праздненства, во время которых устраивались игры, скачки и театральные представления, были посвящены богу Юпитеру, но впоследствии религиозный смысл праздника отошел на второй план. 13 сентября в храме Юпитера в жертву приносили корову, и устраивали ритуальное угощение для сенаторов и всех магистров. Статуи Юпитера, Юноны и Минервы облачали в нарядные одежды и возлагали на застольные ложа, чтобы боги могли участвовать в пире вместе с людьми.

4-17 ноября - Плебейские игры. Эти празднества, включавшие в себя театральные представления, игры и скачки, были посвящены Юпитеру. 13 ноября устраивался особый пир для сенаторов и магистратов.

Начало декабря - Церемония в честь Бона Деа.

Этот праздник был посвящен Бона Деа («Доброй богине»), которая считалась в Риме покровительницей женщин. Ритуальные церемонии в честь богини держались в глубокой тайне, и мужчинам строго запрещалось присутствовать на них. По всей вероятности, участницы этих церемоний танцевали, пили вино и поклонялись священным предметам.

17 декабря - Сатурналии. В старину Сатурналии продолжались всего один день; впоследствии эти празднества занимали целую неделю. Их открывали жертвоприношения в храме Сатурна: в жертву приносили поросят, которых съедали на следующий день за обедом. В этот день господа прислуживали за столом своим рабам.

Вакханалия -- так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. -- по всей Италии и в Риме.Празднества эти соединялись с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

У римлян было множество разных праздников, каждый из которых имел своё общественное или религиозное значение. Общегосударственные праздники устраивались часто, но работать, и вообще заниматься делами было запрещено только в наиболее торжественные из них. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. При некоторых последующих императорах число праздничных дней достигло более 200 в год. Во время праздников устраивались различные игры, скачки и театральные представления.