Сценарий спортивно–музыкального развлечения «Наш весёлый Сабантуй! Сценарий "веселый праздник - сабантуй"


Для воспитания национальной гордости за свой народ, уважительное отношение к традициям, праздникам, играм, фольклорным произведениям башкирского народа проводится немало мероприятий в нашем садике МДОУ №22 деревни Яраткулова. Среди этих праздников – Детский сабантуй. Сабантуй – это исконно народный праздник. Этот праздник проводится 1 июня как завершение учебного года перед летними каникулами. Заранее оповещаем родителей, на занятиях готовим концертные номера, разучиваем национальные игры. На празднике проводятся национально – спортивные игры и соревнования. Праздник заканчивается награждением. Подарки предоставляет родительский комитет. После завершения праздника проводятся чаепития в группах. Родители приносят национальные блюда.

Детский сабантуй.

(сценарий национального праздника)

Цель: закрепить и уточнить знания о народном празднике сабантуй.

Задачи: 1. Воспитать любовь и уважение к культуре, традициям башкирского народа.

2 . Привить детям познавательный интерес к народным играм, музыкально-поэтическому наследию народа.

3 . Воспитать взаимопонимание, взаимовыручку, осторожность во время игр.

4. Воспитать у ребенка силу воли, выносливость, настойчивость, трудолюбие, внимательность.

5. Развить любознательность и спортивный интерес.

Оформление: Оформление центральной веранды (юрта, национальная утварь, дорожки (ручная работа), над входом в центральную юрту плакат

«Котло булhын, hабантуй! Ботабезга – изге уй!»); предметы для соревнования (палки-«лошадки» для скакунов, мешки, ведерки, деревянные ложки, яйца вареные, канаты, кегли, мячи, стенд «Балалар hабантуйы!»

Ход праздника

I. 1. Торжественная часть.

Ведущи й: Здравствуйте дети, родители, гости, сотрудники детского сада. Сегодня мы собрались с вами на праздник Сабантуй. Праздник Сабантуй проводился после весенних работ в начале лета и назывался праздником плуга. Раньше аксакалы отмечали место, где проводился сабантуй, а потом джигиты верхом на лошадях объезжали сельчан, жителей соседних деревень о празднике. Это праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погодных условий. Во время Сабантуя старики просили у природы доброго урожая, хорошей погоды, мира.

    Песня « Сабантуй». Слова М. Дильмухаметова, музыка С. Сальманова.

    Первый ведущий.

Ҡысҡыра ана һорнай,

Йыйылығыҙ тип һорай,

Һаумы, һаумы һабантуй,

Бөтә эшең бөгөн ҡуй.

Йыйылығыҙ аҡланға

Һабантуйҙы башларға.

Второй ведущий

Йырсылар,бейеүселәр,

Атта шәп сабыусылар,

Бағанаға менеүселәр,

Көрәшселәр, мәргәндәр,

Бөтәгеҙҙе лә көтәбеҙ,

Майҙан буйлап үтәбеҙ.

Йырлайбыҙ, һамаҡлайбыҙ,

Байрамсылап бейейбеҙ,

Изге теләктәр теләп,

Баҫа торған көйөбөҙ.

4. Младшая группа исполняет танец «Берёзка».

5. Воспитанники старшей группы.

Стихотворение С. Дильмухаметова «Сабантуй».

Если ты хороший друг,

Приходи в наш общий круг!

Мы погожим этим днём

Сабантуй сейчас начнём.

Если сердцем ты отважный,

Подходи и не робей

Здесь сейчас покажет каждый;

Кто сильней, а кто смелей.

Здесь награды есть для всех:

Наша дружба, добрый смех!

Получить желаешь их –

Победить сумей других!

Вон как борются мальчишки!

Что же ты, дружок, стоишь?

Если силы есть излишки

Можешь быть и победишь.

6. Средняя группа исполняет песню «Край родной», музыка и слова Р. Сальманова.

7.Ведущая

Күмәк йырҙар йырлайбыҙ,

Бейеп, өҙә баҫабыҙ.

«Егеттәр бейеүе» менән

Һабантуй дауам итә.

8.Мальчики средней группы исполняют «Танец джигитов».

9.Ведущая.

Собирайтесь в круг скорее!

Как здесь весело следить;

Кто сильнее, кто смелее,

Кто сумеет победить.

9.Проводится игра «Юрта» (с каждой группы набирается по пять ребят, четыре подгруппы).

10. Первая ведущая.

Һабантуй булҺын ҡотло,

Барыһы булһын йортло,

Көнөбөҙ торһон имен,

Ырыҫлы булһын тимен.

Вторая ведущая.

Выходите в круг, ребята,

Будем петь и танцевать,

С разноцветными платками

Вместе весело играть.

Младшая группа исполняет танец «Разноцветная игра».

11. Шуточное выступление ребят подготовительной группы (2 мальчика и девочка, одеты в национальные костюмы).

1 мальчик.

Кил әле, батыр егет,

Танышайыҡ тағы ла.

Кейемең бигерәк матур,

Ҡараһаң күҙ сағыла.

2 мальчик.

Тула сәкмән, тула салбар,

Сарыҡ ҡуңысың тула.

Тула кәзәкейҙәр кейгәс,

Ҡыҙҙар һайлаған була.

Һандуғас һайраған була,

Тешен ҡайраған була.

Ат туғарып егә белмәй,

Ҡыҙҙар һайлаған була.

12.Воспитанник (старшая группа).

Майҙан тотһон бейеүсе,

Текә баҫып бейеүсе,

Нескә - нескә биллеләр

Бейегеҙ ҙә бейегеҙ.

13. Звучит курай.

Первая ведущая.

Мәргәндәргә, батырҙарға

Эләкһен беҙҙең бүләк.

Һөнәр күрһәтһен һөнәрле,

Беҙҙән һеҙгә шул теләк.

Вторая ведущая.

Һабантуй – ил йолаһы,

Кесеһе лә, олоһо ла

Был көндө көтөп ала,

Бүләк килтереп һала.

Һабантуйҙар гөрләһен,

Белгәндәре йырлаһын.

Һөнәрһеҙҙәр күңел асһын,

Һөнәрлене ҡараһын.

II . Игры. Вторая часть.

1. Борьба (көрәш)

2. Бег в мешке.

3. Перетягивание каната.

4. Конные скачки (игрушечные палки – лошадки)

    Ходьба по бревну.

    Лазание по шесту.

III .Третья часть.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Подведение итогов. Награждения.Чаепитие в группах.

Использованная литература.

    Е. С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал », стр.118, стр.27 – 28.

    Р. К. Мухамедьянова, Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду», стр.337 -338.

    Ф. Х. Губайдуллина «Наши праздники», стр.32 – 37.

    Р. Ураксина «Тәмле – тәмле тәмлекәс », стр.102 – 116.

    Азнагулов Р. Г. «Родной Башкортостан», стр. 183 (игра «Юрта»).

Составила и провела воспитатель МДОУ №22 д. Яраткулова Нигматуллина М.С.


Всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся именно в игре. Поэтому весь учебный процесс нужно строить так, чтобы им было просто интересно. Но также надо отметить, что и во время отдыха ребенок должен познавать мир и получать новые знания. В данной же статье хочется рассмотреть различные конкурсы в лагере для детей: веселые, подвижные, но самое главное - обучающие.

Конкурс «Кто лучше умеет считать»

Первая шуточная игра-конкурс расскажет о том, какая команда умеет лучше считать. Для этого надо создать две группы детей, в которых будет по 8 человек. Ребята выстраиваются в шеренгу, а на спину им прикрепляются номерки от 1 до 8, вразброс. Дети не знают, какой номер у них на спине, но могут видеть номер впереди стоящего игрока. Суть конкурса: как можно скорее выстроиться так, чтобы счет был верным.

Конкурс «Художник, или Как курица лапой»

Можно использовать также творческие конкурсы в лагере для детей. Вот, к примеру, отличный конкурс, который поможет раскрыть в ребенке нестандартного художника. Для этого с каждого отряда нужно взять по одному человеку. Суть игры: надо при помощи карандаша и ноги (не руки!) нарисовать рисунок (одинаковый для всех). К примеру, дом или цветок. У кого получится лучше, тот и выиграл.

Конкурс «Крокодил»

Нужно также помнить и о том, что конкурсы в лагере для детей должны быть еще и очень веселыми. Так почему бы не поиграть с детками в старого доброго «Крокодила»? Для этого нужно выбрать одного человека, который будет ведущим. Детки из разных команд садятся перед главным игроком и пытаются угадать, что тот показывает. При этом ведущий не должен использовать слов или же иных звуковых подсказок. Побеждает та команда, которая за весь конкурс наберет больше очков. Каждое угадывание члена команды - 1 балл.

Конкурс «Поварята»

Также надо помнить, что конкурсы в лагере для детей должны ребят еще и учить чему-то полезному. Именно таким и является этот конкурс. Для него дети делятся на две команды, одна из которых «варит» суп, другая - компот. То есть участники по очереди должны называть овощи или фрукты. И так, пока одна команда не будет знать, что сказать. Как вариант, это может быть конкурс капитанов, где называть овощи и фрукты будет не целая команда, а только лишь один человек.

В поиске сокровищ

Подбирая интересные конкурсы для детей в лагере, нужно не забыть организовать ребятам игру, который называется «В поиске сокровищ». Для этого надо на определенной местности спрятать клад и развесить подсказки, которые должны помогать игрокам двигаться вперед. В результате победителем становится та команда, которая раньше остальных нашла клад. Внимание: данный конкурс предполагает наличие также и взрослых. Ведь лучше всего сокровища спрятать где-то в лесу.

Животные

Какие еще бывают конкурсы для детей в лагере? Веселые! Так, можно просто подурачиться. Для этого ребята делятся на две команды. Игроки одной - мяукают, другой - хрюкают. Далее всем завязывают глаза, дети перемешиваются между собой. Цель игры: с закрытыми глазами найти всех членов своей команды, взявшись в результате за руки по цепочке.

Конкурс на внимательность

Это индивидуальный конкурс. То есть тут играет каждый сам за себя. Хотя в результате победитель также может представлять и всю команду. Так, все дети становятся в ряд. Когда ведущий говорит «море» - все должны прыгнуть вперед, «суша» - назад. Также ведущий может говорить «вода», «речка», «озеро» и так далее, то есть все, что относится к воде. И так же с сушей. Вариации: «берег», «земля», «песок». Те из детей, которые неправильно прыгнут, выбывают из игры. Остаться должен один человек, который и принесет выигрышный бал своей команде.

Портрет

Нередко бывает и так, что приходится некоторое время проводить в здании. Для этого нужно иметь про запас различные конкурсы для детей, в лагере в помещении которые можно провести без особого затруднения. Отличный конкурс в таком случае - на умение рисовать. Так, каждый игрок выбирает себе «жертву», то есть того человека, которого он рисует (из присутствующих). Далее же все остальные участники должны угадать, кто же изображен на портрете. Побеждает тот, чей рисунок узнает больше людей.

Приз

Рассматриваем далее конкурсы и игры для детей в лагере. Так, можно попросить детей поскорее достать приз. То есть на ящик или шкаф вешается большой амбарный замок. Детям же вручается связка ключей, среди которых как можно скорее надо найти нужный. Если нет возможности спрятать что-то интересное, надо просто попросить детей подобрать к замку ключик.

Юные скульпторы

Существуют еще и очень веселые конкурсы в летнем лагере для детей. К примеру, всем деткам точно понравится игра «Скульптор». Реквизит тут простые: шарики и скотч. Из надутых шаров нужно склеить мужчину или женщину так, чтобы максимально было похоже на оригинал. Далее же придется объяснить свое творение, так что самое веселое будет еще впереди.

Спортивный конкурс «Морской»

Играть в эту игру можно и в спортзале, что, к слову, будет даже лучше. Тут - каждый сам за себя. Выбирается адмирал, то есть главнокомандующий корабля. Он будет отдавать приказы, которым игроки должны подчиняться.

  • «Правый борт!» - все детки бегут к правой стене.
  • «Левый борт!» - ребята бегут к левой стене.
  • «Корма» - дети отправляются к задней стенке.
  • «Нос» - к передней.
  • «Поднять паруса!» После этой команды все должны тут же остановиться и поднять вверх руки.
  • «Драить палубу!» В данном случае все дети делают вид, что моют пол.
  • «Пушечное ядро!» После этой команды все дети приседают.
  • «Адмирал на борту!» В данном случае дети должны замереть и «отдать честь» главнокомандующему.

Из игры выходит тот человек, который неправильно выполнил команду или же последним прибежал к стене. И так пока не останется один или несколько игроков.

Завалить мамонта

Существуют еще и очень веселые и при этом спортивные конкурсы для детей в лагере. Данная же игра подойдет, скорее, младшим отрядам. Для этого нужно представить, что вся команда - это племя. Вожатый же выбирает мамонта, то есть того, кого нужно завалить на ближайшую кровать или мат. Победителей в принципе быть не может. Но можно попробовать засекать время, сколько тот или иной мамонт продержится.

Игра на меткость

Выбирать нужно те игры, конкурсы для детей в летнем лагере, которые малышам очень и очень нравятся. Так, ребята любят следующую забаву, которая еще и развивает меткость. Для этого на стульчик нужно поставить тарелку с песком или мукой. Все детки по очереди должны бросать туда, находясь на определенном расстоянии, монетку или крышку от бутылки. Побеждает та команда, в чьей миске окажется больше предметов.

Игры на бумаге

Если нет возможности отправиться на улицу и даже в спортзал, можно занять себя весьма веселой и простой игрой. Для этого всем участникам раздается по листику бумаги и ручке. Выбирается одно длинное слово, из которого участникам нужно сложить много маленьких. Победителей тут может быть двое. Один - кто сложил наибольшее количество слов. Другой - кто из длинного слова сложил наиболее длинное.

Также можно поиграть в старый добрый «Морской бой».

Если очень скучно

Какие еще могут быть конкурсы для детей в лагере дневного пребывания? Почему бы не начинать день с хорошего настроения? Для этого все детки садятся в ряд, и каждый своему товарищу говорит комплимент или желает чего-то хорошего. При этом также можно скорчить смешную рожицу.

Сделай мумию

Деткам также очень нравится игра-конкурс, цель которой - из человека сделать мумию при помощи туалетной бумаги. То есть нужно так обмотать игрока, чтобы он максимально был на нее похож. Побеждает тот, чья мумия больше понравится залу.

В качестве небольшого вывода хочется сказать, что, подбирая игры, викторины, конкурсы для детей в лагере, нужно учитывать не только возраст малышей, но еще и их интересы. Ведь с разными детками нужно работать совершенно по-разному. Кому-то больше нужно спортивных конкурсов, кому-то - веселых, а кому-то - интеллектуальных.

Алина Тихонова
Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй»

Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй »

Цель : Воспитание человеческих ценностей, патриотизма - любви к Родине, природе, людям, детям, уважение к ее истории, трудолюбия, честности, доброты.

Задачи :

Расширить представления детей о народном празднике “Сабантуй” .

Прививать любовь, уважение к национальным праздникам.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности. --КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ : (общая, мелкая, координация движений (произвольность, целенаправленность) ; пространственная ориентировка; удержание равновесия; быстрота двигательной реакции;

Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов.

Расширять пассивный словарь.

Работать над расширением зрительного восприятия.

Работать над ориентировкой в новой ситуации.

Участники : К участию в мероприятиях в рамках программы «Сабантуй » привлекаются все учащиеся школы – интернат для детей с ограниченными возможностями, учителя, воспитатели.

Место проведения : спортивная площадка школы.

Инвентарь : ложки, мешки, ведра, палки, деревянные лошадки, яйца, канат, ножницы, платки, гири, гимнастические палки

Ведущий 1 : Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй » уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

Ведущий 2 : Сегодня мы чествуем гордость нашей школы, нашу славу и надежду – учащихся, чьи успехи стали результатом упорного труда.

У всех народов свои традиции прославления героев. В нашей республике праздник Сабантуй стал поистине международной традицией, именно на сабантуе каждый год в преддверии лета чествуют людей труда, отмечают успехи и достижения всех, кто радеет за благо и процветание общества . Так и мы решили поддержать добрую традицию народов Башкортостана и объявляем "Школьный Сабантуй " открытым!

(начинается шествие парада)

Колонну нашей школы возглавляют школьники учащихся 1-х классов. Мы приветствуем вас! Старательными учениками, хорошистами и активистами класса показали они себя. За спортивные достижения награждены грамотами ФИО и ФИО 1 «А» класс по легкоатлетическому кроссу, ученики 1 «В» класса награждены грамотой за активное участие на празднике «Дары осени» . Ура товарищи, ура!

Вместе со своими воспитателями шествуют второклассники. Которые успешно завершили учебный год. ФИО из 2 «А» класса награждены грамотами за спортивные достижения. Ученики 2 «Б» класса ФИО и ФИО награждены грамотами за активное участие в конкурсе «Умники и умницы» и «Экологической эстафете» . ФИО награжден грамотой за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников идут третьеклассники. Отлично освоили программу 3-го класса, хорошие успехи в учёбе и активную жизненную позицию показали ребята. Ученики 3 «А» класса заняли первое место в школьном конкурсе «Минута славы» , ФИО удостоина грамоты за участие в Республиканском конкурсе «Созвездие талантов» в городе N. Ученики 3 «Б» класса завоевали гран–при в школьном конкурсе «Минута славы» , награждены грамотами ФИО за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

Мы приветствуем учеников 4-х классов. Надёжные и крепкие знания, творческую активность показали ребята. Ученики 4 «А» класса ФИО участвовали в Республиканском конкурсе, в городе N. Ученики 4 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награждена грамотами за активное участие в жизни школы. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников нашей школы идут учащиеся 5-х классов Принимающие активное участие в жизни класса и школы. Ученики 5 «А» класса ФИО, ФИО награждены грамотами за активное участие в школьных мероприятиях и в спорте . Ученики 5 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Встречаем учеников 6-х классов. Ни одно мероприятие в школе не обошлось без их активного участия, это ФИО и ФИО. Они заняли первые места и награждены грамотами за участие во всероссийском международном конкурсе, ФИО награждена грамотами за зональные, всероссийские, международные конкурсы, за спортивные достижения, за активное участие в школе. Молодцы девочки. Ура товарищи, ура!

Приветствуем учеников 7-х классов. Ученики 7 «А» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награжден грамотами за активное участие в учебе и в школе. Ученик 7 «Б» класса ФИО награжден грамотами за спортивные достижения и прилежное поведение. Ученица 7 «В» класса ФИО награждена грамотами за участие в школьной олимпиаде и в спорте. Награждена дипломом за исполнение песни в школьном конкурсе «Минута славы» .

На школьный сабантуй приглашаются ученики 8-х классов. Их хорошая учеба может стать залогом успешной жизни в том случае, если раскроются их творческие способности и проявится социальная активность. В следующем году их ждут серьезные испытания. Наша активистка ФИО, награждена грамотами за спортивные достижение и за активное участие в школе.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, в параде участвуют ученики 9-х классов. Мы рады приветствовать тех кто весь год старался сделать школьную жизнь насыщенной и красивой, это ФИО активистки, помощницы, спортсменки наши. Награждены грамотами и дипломами. Ура товарищи, ура!

Встречаем учеников 10-го класс. Мы приветствуем вас! Самый активный, спортивный, артистичный ученик ФИО, награжден грамотами за спортивное и активное участие.

Приветствуем учеников 11-х классов. ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, завершают парад- наша гордость, наши выпускники : это ФИО, ФИО награждена грамотами за музыкальные достижения, ФИО награжден грамотами за спортивные, музыкальные достижения. Награжден грамотами за участие в Республиканских конкурсах. ФИО награждена грамотами за хорошую учебу и за спортивные достижения и ФИО наш президент, помощник награжден грамотами за активное и спортивное достижения. Ура товарищи, ура!

Ведущий 1 : Внимание! Для поднятия флага Российской Федерации к флагштоку приглашаются… (называет фамилии лучших детей)

Смирно! Равнение на Государственный флаг Российской Федерации! Флаг поднять!

(Звучит Гимн России, флаг медленно поднимается) . Вольно!

Ведущий 1 :

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас .

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть призы.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Ведущий 2 : Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ведущая 1 : Эти звездочки вспыхнули ярко

Вы откроете рты от удивления

Встречаем звезд акробатического этюда :

ФИО и ФИО!

Желаем Вам отличного Сабантуя и приглашаем Вас , дорогие ребята, поиграть, посоревноваться в конкурсах.

Воспитатели разводят детей по секциям, специально оборудованным для тех или иных соревнований. Каждая секция обозначена табличкой, где нарисован вид соревнования.

Игры-соревнования :

1.«Бег в мешках»

Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

2. «Бег с ложками»

Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

3. «Бег с ведрами»

Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

4. «Подарок» (На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т. д.) . Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает)

А теперь, друзья, для вас

Важный конкурс есть у нас!

Кто самый меткий, выходи,

Мастерство здесь покажи.

Ножницы в руки, друзья, -

Отрежь подарок для себя!

5. «Разбей горшок»

Да, бороться вы умеете, это мы знаем! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

(Звучит татарская плясовая музыка, все дети собираются на площадку)

6. «Перетяни канат»

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй !

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

7. «Конные скачки»

Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки . Разрешите начать соревнования.

Ведущая 2 :

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй » удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Ведущая 1 : Прекрасны национальные песни, народные танцы, веселые игры и добрые традиции татарского народа. А сейчас мы увидим национальный татарский танец, в исполнении учениц нашей школы. Хореограф ФИО.

Ведущая 2 :

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

(Звучит татарская музыка. Дети танцуют.)


^ АТТРАКЦИОНЫ САБАНТУЯ

Организуя тематические смены для детей, празд­ники в них, не стоит увлекаться лишь заокеанской экзотикой, например разными «школами индейцев» и др. Такое увлечение, во-первых, дань ушедшему про­шлому, во-вторых, гораздо легче найти информацию о традициях, бытоустройстве, фольклоре и играх наро­дов, испокон веков населяющих Россию.

Праздники, восславляющие мать-природу, добрые отношения людей друг к другу, крестьянский труд, справляют и татары, и марийцы, и чуваши, и булгаре, и удмурты, и мордва, и казачество многих областей России. Хочется привлечь внимание к одному из наи­более ярких и веселых праздников. Это Сабантуй - любимый праздник татарского народа.

Он пришел из глубокой древности. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн-Фадлан с изумлением и восхищени­ем описал этот булгарский праздник в трудах. Слово «сабан» имеет два значения – и весенний сев. «Туй» - праздник. Соответственно сабантуй – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей. К этому дню расцветает природа, прихорашиваются деревни, города и люди. Сияют чисто вымытые окна домов, румянятся испеченные пироги. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

Все собираются к месту Сабантуя на большой зеленый луг. Праздник начинается символическим ритуалом: в деревянный плуг запрягают лошадь и прокладывается первая борозда. Далее идет чествова­ние умельцев, после чего организуются игрища с со­стязаниями, песнями и плясками, организуются ат­тракционы: догони и поцелуй невесту, сними петуха, ходьба по наклонному шесту, разбивание горшка, бой мешками, армреслинг, перетягивание каната или пал­ки, кислое молоко, бег с коромыслом, в мешках, бег с яйцами, татарская борьба и др. Победителям вручают­ся призы и сувениры.
^ Предлагаем вариант сценария Сабантуя

К участникам праздника выходит ведущий, одетый в татарский национальный костюм.

Ведущий.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь

На поляне- силачи!

Вот высокий шест стоит.

Всех людей к себе манит!

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронести

Или ложечку с яйцом

Пронести бегом.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Догони и поцелуй невесту

У многих тюркских народов жених должен был до­казать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать на скаку свою возлюбленную. Для ребят можно вместо коней использовать велосипеды или «скакуна-помощ­ника».

Как стрела метнулся с места,

Дымом стелется трава... -

Догоняй, жених, невесту! –

Ну, давай, джигит, давай!

«Сними петуха»

В центре луга возвышается высокий шест, на кото­ром сидит петух. Только самым ловким удается добраться до заветной верхушки и заполучить главный приз - живого петуха. Победитель в лазании определяется по лучшему времени. В лагере живого петуха можно заменить игрушечным.

«Подъем по наклонному шесту»

В землю под углом вкопан шест. При всяком дви­жении он раскачивается и как норовистый конь сбра­сывает с себя неудачников

«Разбивание горшка»

Это одна из излюбленных национальных забав. Уча­стник становится вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной полтора-два метра. По сигналу он должен сделать десять шагов вперед и затем по­вернуться кругом и двигаться обратно к горшку. Раз­бивший горшок получает приз. Если помните, такой приз получил президент Б.Н. Ельцин.

«Бой мешками»

Это состязание для тех, кто повыносливей. На сколь­зкое бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках которых увесистые мешки, наполнен­ные сеном. Необходимо уворачиваться от удара со­перника, и при этом стараться сбить его. Кто сумеет дольше удержаться на бревне? Проигравший выбыва­ет из игры.

«Перетягивание каната, палки»

Чаще это командное соревнование. Но состязаться можно и командой, и одиночно, закрепив канат на по­ясе или на шее. Можно перетягивать и палку.

«Кислое молоко»

Ставятся два стула, на каждом - тазик или блюдо, до краев наполненные кислым молоком или мукой. На дно тазика опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать ее зубами. Кто первым достанет монету, тот считается победителем. Монетку удалось достать президенту В.В. Путину, участвовавшему в Сабантуе.

«Бег с коромыслом»

С полными ведрами воды надо быстрее всех достигнуть финиша, меньше всех пролив воды. Участники, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бег проводится на определенную дистанцию. Победитель определяется по лучшему времени.

«Бег с яйцами»

Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.

«Татарская борьба»

В этом виде спортивных единоборств перед борца­ми стоит задача положить соперника на лопатки. Соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки полотенцами (кушаками).

«Срежь приз»

К двум шестам привязывается веревка, на которой закрепляются призы. Желающим поучаствовать плат­ком завязываются глаза и выдаются ножницы. Они должны срезать приз.

^ После аттракционов начинается гуляние с песнями, танцами, угощениями, сладостями!

Ведущий.

Сколько праздников помнит великая Волга!

Сколько радостных песен звучало над ней!

Каждый камень Казани запомнит надолго

Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Слова песни звучат, скачут кони, как прежде,

И батырам своим рукоплещет народ.

Сабантуй! Это праздник труда и, надежды.

Только в сердце открытом веселье живет!
Возможные этапы Сабантуя


  1. Бег в мешках по пересеченной местности

  2. Бой петухов (прыгая на одной ноге, надо вывести из равновесия соперника)

  3. Борьба (одна рука привязана к ноге)

  4. Боулинг

  5. Быстрый змей (пронести ракетку с шариком, ракетка во рту)

  6. Воротики (забей гол вожатому, который стоит в воротах)

  7. Дартс (использовать обычную игру дартс)

  8. Достань монетку (в чашке с кефиром или молоком)(вариант – с мукой)

  9. Кольцеброс (попасть колечками в цель)

  10. Нанайский бокс (участникам завязывают глаза, дают в руки свернутые спальники)

  11. Напои меня (сидят на одной ноге, правой рукой держат правую ногу, левой рукой держат стакан с водой, соком. Надо напоить быстрее своего соседа)

  12. Нарисуй нос (подойти с завязанными глазами к портрету и нарисовать (можно приклеить) нос (возможна любая часть тела)

  13. Перенеси воду на коромысле (палка, ведерки из-под майонеза, ведро, вода)

  14. Поднятие гири (вариант – поднимание и опускание скамейки всей командой)

  15. Пройти рукоход

  16. Прокатай бревно (один из участников встает на бревно ногами, двое держат его под руки (страхуют, чтобы не упал), надо прокатиться по дистанции)

  17. Силачи (перетягивание каната)

  18. Скакалка двойная (скакалки вращаются в разные стороны, вовнутрь)(необходимо попрыгать всей командой)

  19. Скамейки (прыжки через скамейки, скамейки стоят с разными интервалами)

  20. Снайпер (на поясе привязан карандаш. Попасть необходимо в бутылочку)

  21. Стрельба по шарикам

  22. Срежь приз (как в Новый год: глаза завязаны, в руках - ножницы)

  23. Укради невесту (на руках два саксаула проносят невесту)

  24. Эстафета (стулья, одежда с одеванием, мяч по кочкам, мяч в ведро, по дорожке, с прискоком)

^ МОЛОДЕЖНОЕ ТОП-ШОУ

«СТАРТИНЭЙДЖЕР»

(сценарий)

В зале темно. Открывается занавес. Включается очень ритмичная музыка, зажигаются бегущие огни, выходит суперубойный ведущий.

Суперведущий. Привет, девчонки, а также паца­ны! Сегодня мы представим программу на улет! Итак, мы начинаем» поехали вперед. Катушки закрути­лись, давайте танцевать! Вы будете смеяться, вы бу­дете кружиться... кружиться, кружиться и влюблять­ся, а я вас буду сегодня развлекать. Наш «Стартинэйджер» - это просто чума! На «Стартинэйджере» кружится голова! Забытый антиквар и клевые новинки! Крутые видеоклипы, а также все пластинки! Все это вам поможет немного поразмяться, просто поторчать или на ком-то оторваться! А если ты не знаешь, как надо танцевать, попробуй все движенья за мною повторять. Уверен, все получится, ждет тебя успех, ты удивишь друзей и будешь лучше всех! Все это очень просто никаких проблем: сегодня «Стартинэйджер», и он нам нужен врем!

«Паспорт команды»

Тинэйджеры должны интересно, оригинально и ос­троумно представить свою танцевальную команду.

«Танец тинэйджеров»

Это домашняя заготовка. Команды исполняют под­готовленный танец. Оценивается сюжет, своеобразие и синхронность движений.

«Построить буквы»

Играет музыка, и участники команд танцуют. Ве­дущий называет какую-либо букву (цифру) и останав­ливает музыку, а игроки каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (циф­ру). Например: Ц, Н, X, М или 4, 1, 0. Кто лучше других справится с заданием, объявляется победите­лем и награждается призом.

«Буквы на дискотеке»

Вызывается по одному участнику из каждой ко­манды. Под музыку они должны представить себя на­званной ведущим буквой и показать, как она могла бы исполнять дискотечный танец.

«Пойми меня»

Один участник из каждой команды получает от ве­дущего записку с названием песни. Он должен изоб­разить пантомимой содержание песни, а команда от­гадать ее.

«Стилевые перетанцовки»

Жокей ставит записи разных по жанру мелодий. Команды должны быстро отреагировать и показать ори­гинальные танцевальные движения, собранность груп­пы, синхронность исполнения и соответствие жанру.

«Собрать пирамиду»

Каждой команде выдается по 36 стаканчиков из-под йогурта (или одноразовые). Группа должна из них построить пирамиду, поставив в первый ряд 9 стакан­чиков, во второй - 7, в третий - - 6, в четвертый - - 5, затем - - 4 и т.д. Кто быстрее соберет пирамиду?

«Любимые цветы»

Каждой группе тинэйджеров называется цветок, который они должны изобразить в танце. Естествен­но, каждый цветок имеет свою форму, цвет и даже характер. После нескольких минут подготовки вызывается 1-я команда, включается мелодия песни, где упоминается именно их цветок. Команда изображает его. Далее выполняют задание другие команды, опре­деляется победитель.

«На одной ножке к чемодану»

Каждая команда (из равного числа участников) выст­раивается как можно дальше от своих чемоданов, где хранятся разная одежда и предметы гардероба. По зна­ку ведущего первые участники команд устремляются к чемоданам, прыгая на одной ноге. Игроки надевают одеж­ду и другие предметы (парики, шляпы и др.)» затем с чемоданами скачут обратно к линии старта. Там они снимают одежду и складывают ее обратно в чемоданы. После этого относят чемоданы на место и возвращаются к старту. То же самое проделывают следующие игроки. Побеждает команда, которая первой завершит игру.

«Кто кого перепоет»

Это аукцион песен на определенную тему, напри­мер «Армия». Побеждают те тинэйджеры, которые перепоют (по количеству) всех остальных.

«Передай апельсин»

Игроки каждой команды садятся шеренгой вплот­ную друг к другу, сняв обувь и вытянув перед собой ноги. Ведущий кладет по апельсину на лодыжку пер­вым игрокам каждой команды. Участники должны передать апельсин друг другу (с лодыжки на лодыж­ку), не прибегая к помощи рук. Если апельсин надает на пол, то ведущий подбирает его и возвращает перво­му игроку команды. Побеждает команда, опередившая все другие в передаче апельсина от первого игрока до последнего.

«Обуй всю команду»

Участники разуваются. Вся снятая обувь складыва­ется в кучу и смешивается. Участники сидят, как в предыдущем конкурсе. А вот капитану придется бежать к этой куче, находить обувь каждого члена ко­манды, бежать к нему и обувать. И так, до последнего, пока не будет обута вся команда.

«Парад шляп»

Команды получают несколько листов бумаги, нож­ницы, маркеры, клейкую ленту. За определенный пе­риод времени они должны сделать по шляпе и надеть их. Затем проводится «парад шляп». Побеждает та группа тинэйджеров, которая сделает самые оригиналь­ные шляпы.

«Видеокляпы»

Это заключительный, показательный конкурс. Каж­дая команда должна «снять» видеоклип на известную песню. У кого интереснее и оригинальнее? Пример: "Два веселых гуся».

Конкурсы могут быть самыми разнообразными: «Портрет» (коллективное выполнение портрета своей компании); «Замок» (из медных банок); «Худая ком­пания» (забраться в обруч, у какой из команд больше человек войдет - та и победитель); «Крик души» (кто громче крикнет что-то); «Яблоки раздора» (съесть яб­локо без помощи рук); «Веревка» (связать веревку из подручных средств); «В мире животных» (станцевать как животное); «Паровозики» (собрать из зрителей самый большой паровоз); «Танец на руках» (девушка на руках у юношей); «Портрет ногой» (ногой нарисовать интересный портрет) и др.
^ ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ

Подготовка

Каждый отряд получает задание перед началом игры: выбрать название племени, избрать Верховного вождя, присвоить ему имя, придумать каждому индейцу наряд и отличительный знак, который наносится всем членам племени, раскраситься в боевую раскраску, разучить свой танец.

В течение всей игры на территории лагеря функционирует «Черный Вигвам», куда отправляют всех «штрафников».

Ход игры.

В назначенный час в лагере звучит сигнальный рог для сбора всех племен. Племена собираются на Большой поляне, где будет проходить Совет старейшин племени, и приветствуют друг друга: «Я, Сильный ветер, вождь племени «Ирокезов», приветствую всех собравшихся здесь от имени своего племени и своих людей! Мы стоим на тропе Мира!». Затем Верховный Вождь объявляет, что бледнолицые похитили волшебный амулет, который оберегал все племя от несчастий. Его нужно срочно вернуть. Однако бледнолицые запутали свои следы. После них осталось несколько маршрутных карт, но верной является только одна из них. Каждое семейство получает по маршрутной карте и отправляется в путь. По дороге их встречают храбрые воины (вожатые), которые проверяют знания и умения соплеменников.

^ ЭТАПЫ
«Твердая рука»

Сбить мячом бутылку с песком (участвует все племя, за каждое попадание в бутылку – 1 балл).

«Сильный ягуар»

6 человек от отряда (3 девочки и 3 мальчика): мальчики – отжимаются, девочки – качают пресс. Учитывается общее количество, за каждое выполненное упражнение – 1 балл.

«Зоркий сокол»

На некотором расстоянии подвешен обруч. Задача каждого участника – попасть в обруч мячом. Попадание – 2 балла.

«Пещера хитрой лисы»

Отгадать головоломку. За каждую отгаданную головоломку – 10 баллов.

«Быстрый ветер»

Донести мяч, который лежит в ложке, до отметки и вернуться назад. Ложка держится не рукой, а находится во рту. Максимальная оценка – 50 баллов.

Дети делятся на команды. Игроки одной команды показывают маленькую сценку без слов, в которой зашифрована какая-то известная пословица, а игроки второй команды пытаются эту пословицу отгадать. Игра проходит на время. Если команда за 5 минут не смогла дать правильный ответ, то право «показать пословицу» переходит к другой команде.

Я знаю больше

Игроки делятся на команды. Ведущий называет какую-то определенную тему. Например, «виды спорта», «цветы», «хлебобулочные изделия», «женские имена» или другую. А команды в течение пяти минут пытаются вспомнить и записать как можно больше слов, относящихся к указанной теме. Побеждает та команда, которая смогла придумать большее количество подходящих слов.

Дрессировщики и хищники

Игроки делятся на две команды - дрессировщиков и хищников. В центре игровой площадки очерчивается круг. «Дрессировщикам» раздают наклейки. «Дрессировщик» должен догнать «хищника» и суметь наклеить на него наклейку, после этого «хищник» считается пойманным и отводится в круг. Команда «дрессировщиков» пытается поймать и привести в круг всех игроков из команды «хищников».

Воздушная указка

Игроки делятся на команды. Каждой команде выдаются воздушные шары и скотч. Участникам игры необходимо надуть как можно большее количество шаров и с помощью скотча соединить их в длинную цепочку-указку. Побеждает та команда, чья воздушная указка окажется длиннее.

Погадаем по руке

В комнате натягивается штора или занавес, в которой есть небольшое отверстие для руки. По одну сторону шторы становятся одна команда, а с обратной стороны - другая. Игроки одной команды просовывают по очереди руку в отверстие, а игроки другой пытаются угадать, кому именно принадлежит рука. Побеждает тот, кто даст больше верных ответов.

Словонос

Приглашается игрок одной из команд - «словонос». Ему озвучивают тему, например «космос», «магазин», «школа», «море» или др. По этой теме он называет слова, которые приходят ему в голову. Эти слова записывают. А затем приглашаются остальные игроки команды, им оглашают тему, и они пытаются угадать записанные слова. Побеждает та команда, которая угадала большее количество слов, названных «словоносом».

Неразрывная связь

Игроки делятся на пары. Один из пары называет слово, а другой придумывает к нему ассоциацию. Например, «слон - хобот», «хлеб - масло», «ключ - замок». Затем всем игрокам завязывают глаза и разводят в разные стороны. После чего они, выкрикивая только одно слово, именно то, которое назвал их партнер, пытаются найти друг друга и взяться за руки.

Индейское имя

Каждый игрок пишет на одном листочке любое прилагательное, а на другом - любое существительное. Все прилагательные опускаются в один ящик, а существительные - в другой. Затем содержимое ящиков перемешивается, и каждый игрок подходит к ящикам и вытаскивает одно существительное и одно прилагательное. Словосочетание из этих слов становится его именем на целый день. Словосочетания могут оказаться очень неожиданными и смешными. Например, «синий глаз», «веселый огурец» и т. д.