Швейные швы виды ручные. Накладной шов с одним закрытым срезом. Стачной шов «в разутюжку»


Виды швов и их применение

Швом называют скрепление в определенном положении двух или нескольких слоев ткани ручной или машинной строчкой.

Существует много различных видов швов, и каждый из них имеет свое назначение. Одним швом сметывают детали изделия, другим - их накрепко соединяют, третьим - подшивают низ изделия и т. д.

Все швы по способу их исполнения делятся на две группы - ручные и машинные. Некоторые работы производятся только вручную, например сметка, прокладывание копировальных стежков - силков и т. д., другие можно производить как при помощи машины, так и вручную.

Рассмотрим виды и применение ручных швов.

Прокладочный шов (рис. 11). Выполняется обычными стежками. Игла вкалывается справа налево, нитка натягивается равномерно. Расстояние между стежками и длина их равны 2-3 миллиметра

Рис. 11. Прокладочный шов.

Прокладочный шов применяется для обозначения середины изделия и линий, исправленных булавками при примерке, а также для выполнения сборок.

Копировальные стежки - силки

Копировальные стежки - силки применяются для переноса линий на одинаковые, парные детали после раскроя изделия или для переноса с правой стороны на левую измененных при примерке симметричных линий.

Силки являются разновидностью прокладочных стежков. Игла вкалывается справа налево. Длина стежков и расстояние между ними не должны превышать 0,5 сантиметра. Однако стежки не затягивают, а оставляют в виде петли длиной 1-1,5 сантиметра (рис. 12а).

Рис. 12а. Копировальные стежки (силки).

Силки прокладывают двойной ниткой, имеющей длину не более 90 сантиметров. Нитки, используемые для этой цели, должны быть мягкими, немерсеризованными.

Рис. 12б. Копировальные стежки (силки).

После наложения силков детали раздвигают, нитки между деталями натягивают и разрезают (рис. 126). Таким образом получают одинаковый контур выкройки на правой и левой стороне изделия.

Сметочный шов (рис. 13). Применяется во всех случаях временного скрепления деталей между собой для подготовки изделия к примерке или утюжке.

Рис. 13. Сметочный шов.

Стежки выполняют справа налево с интервалами, сочетая короткие стежки с длинными. Длина сметочного шва зависит от его назначения и плотности ткани.

Обметочный шов (рис. 14). Употребляется для постоянного скрепления и заделки обрезного края, чтобы предотвратить осыпание ткани. Стежки делают небольшими. Иглу вкалывают справа налево через край.

Рис. 14. Обметочный шов.

Потайной шов. Применяется для закрепления подогнутых краев ткани низа блузки, юбки, платья, жакета, рукава и т. д.

При выполнении потайного шва иглу вкалывают справа налево, захватывая не более одной нити верхней ткани, а затем захватывая край верхнего сгиба подшивки. Нить натягивают не сильно (рис. 15а).

Рис. 15а. Потайной шов.

Потайной шов выполняют шелковой нитью одного цвета с основной тканью. На толстых тканях подгиб можно вырезать мысиками и подшить потайным швом (рис. 15б).

Рис. 15б. Потайной шов.

Петельный шов

Петельный шов. Применяется главным образом для обметывания петель и швов сыпучих тканей.

Петли изготовляют следующим образом.

Вокруг рамки (прорези) прокладывают толстую нитку, а затем обшивают петельным швом. Для этого нить кладут петлеобразно вокруг иглы или захватывают нитяную петлю иглой после выхода ее из ткани. Стежки должны быть мелкими, и располагать их следует густо.

В начале и в конце петли делают закрепки, прокладывая 2-3 продольные нитки, а затем обвивая их долевыми витками вплотную таким образом, чтобы получалось 10-20 витков в 1 сантиметре (рис. 16а).

Швов очень много, не все из них тебе надо знать, по крайней мере, на данном этапе освоения швейного мастерства. Некоторые швы выполняются на руках, и тогда они называются «ручными». Другие швы – «машинные» – делают на специальных швейных машинках.

Чаще других в рукоделии используют прямые швы, такие как шов вперед иголкой, шов за иголкой и строчной шов.

Шов вперед иголкой.

Это самый простой шов, и выполняется он следующим образом. Возьми 2 детали, которые тебе нужно сшить между собой. Соедини их таким образом, чтобы лицевая сторона одной детали смотрела на лицевую сторону другой детали. Это называется "лицом к лицу". Совмести края деталей, вдоль которых ты собираешься делать стежки. Начинай строчку в правом углу и веди ее справа налево.

Воткни иголку в ткань таким образом, чтобы она прошла через оба слоя ткани и вышла с противоположной стороны. Затем отступи влево несколько миллиметров и снова воткни иголку, на этот раз в обратном направлении. Продолжай в том же духе. Пусть иголка продвигается все вперед и вперед вдоль среза соединяемых деталей (рис. 41) . Величина стежков может быть самой разной – от 2 мм до 4 см. Чем больше будет стежок, тем менее прочным окажется шов.

Рис. 41. Шов иголкой вперед

Другое название шва вперед иголкой – «сметочный», так как его обычно используют для временного соединения деталей – сметывания.

Швом вперед иголкой легко сделать сборку. Для этого выполни один или два шва на всю длину сборки со стежками длиной не более 3 мм. Когда швы будут готовы, потяни за свободные концы ниток, чтобы собрать ткань до нужной длины (рис. 42) . Завяжи узелки на нитках, дабы фиксировать длину сборки, и равномерно распредели собранную ткань.

Рис. 42. Собирание ткани до нужной длины

Шов за иголкой (рис. 43).

Если тебе нужно не временно сметать, а сшить между собой насовсем две детали, тогда лучше выбрать шов за иголкой. В отличие от предыдущего шва тут иголка шагает не только вперед, но и назад. Шагнув на один стежок вперед и вытянув обратно нитку, воткни иголку между входом и выходом предыдущего шва. В результате на той стороне ткани, которая обращена к тебе, получатся небольшие стежки с перерывами, а на противоположной стороне – непрерывная строчка из перекрывающих друг друга стежков.

Рис. 43. Шов за иголкой

Шов строчной (рис. 44).

Строчной шов внешне похож на строчку, сделанную на швейной машинке, но выполняется на руках почти так же, как шов за иголкой. Отличие строчного шва – в том, что иголку вкалывают в место выхода предыдущего стежка. В результате получается, что стежки с обеих сторон образуют непрерывную строчку без промежутков. Выполняя строчной шов, старайся делать стежки одинаковой длины, не более 6 мм каждый. Тогда шов будет выглядеть аккуратным и красивым, как будто ты его прострочила на машинке.

Рис. 44. Шов строчной

Строчной шов используется для постоянного соединения деталей в том случае, если нет возможности сделать шов на машинке.

Шов из косых стежков (рис. 45).

Когда ручные стежки выполняются не прямо, а под углом, получаются швы из косых стежков. Они более надежны, чем прямые, и используются в нескольких случаях:

– для временного сметывания скользящих материалов или материалов с длинным ворсом (бархата, вельвета, искусственного меха);

– для временного сметывания или постоянного соединения деталей из сильно тянущихся материалов;

– для обработки краев; – для подшивания края низа изделия. Рассмотрим последний случай подробнее. Так как подол юбки имеет отвратительную привычку все время отрываться, его-то мы и пришьем при помощи косых стежков.

Сначала подол необходимо подготовить. Если край юбки обметан нитками, то его подгибают всего один раз. Если край не обработан, то сначала подогни его на 1 см, а потом – еще на 1–4 см, чтобы необработанный срез оказался спрятан внутри. После этого приметай подогнутый край швом вперед иголкой. Как его делать, ты уже знаешь. Сметочный шов прокладывай на расстоянии 2–3 мм от сгиба. Ну вот, подол приметан, можно приступать ко шву из косых стежков.

Рис. 45. Шов из косых стежков

Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани у подгиба и столько же ниток на самом краю подгиба. Стежок должен быть как можно меньше и незаметнее с лицевой стороны юбки. Протяни нитку и сделай еще один стежок в нескольких миллиметрах от первого. Продолжай в том же духе. С изнаночной стороны у тебя получатся косые стежки, а вот с лица изделия ниток не будет видно.

Крестообразный шов (рис. 46).

Крестообразные стежки чаще всего используются в качестве отделки. В некоторых книгах ими советуют подшивать низ изделий, но это неправильно, так как они быстро протираются, и тебе придется подшивать подол снова и снова.

Крестообразный шов, еще его называют "козликом", выполняется следующим образом. Как и в предыдущем случае подогни край изделия на изнаночную сторону. Если речь идет о вышивке или декоративной строчке, то ткань не подгибается. Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани возле самого подгиба, протащи иглу на себя, откинь нитку назад и по диагонали параллельно линии подгиба захвати иглой 2–3 нитки на подогнутой ткани. Так и чередуй проколы на основной ткани и на подгибе, располагая их в шахматном порядке. Шов выполняется слева направо снизу вверх. Расстояние между стежками должно быть одинаковым, особенно если ты делаешь отделочную строчку на самом видном месте изделия.

Рис. 46. Крестообразный шов

Петельный шов(рис. 47).

Возьми ткань таким образом, чтобы ее срез смотрел от тебя. Воткни иголку сверху вниз перпендикулярно срезу и вытяни нитку. Отступив несколько миллиметров влево, сделай еще один стежок. Когда будешь вытягивать нитку, смотри, чтобы нитка предыдущего стежка оказалась под иглой.

Петельный шов используется для обработки срезов сыпучих и легко распускающихся материалов. Шов выполняют справа налево. Если же петельный шов сделать в обратном направлении – слева направо, то он получится более прочным и надежным. В этом случае его называют «шов за иголку» .

Машинные строчки.

Руками шить очень интересно, вот только долго и утомительно. Хорошо, если тебе надо всего лишь юбку подшить. А если сшить от начала и до конца целое пальто? На руках у тебя займет это несколько недель, если ни месяцев! Чтобы ускорить процесс шитья, в ХIХ веке была придумана швейная машинка. Сегодня, когда почти в каждом доме есть швейная машинка, на руках шьют очень мало: разве что дырку заделать, пуговицу пришить или вот оторвавшийся подол подшить. Во всех остальных случаях используют швейную машинку. Да и машинные швы сами по себе более прочные и аккуратные, чем ручные.

Если у тебя дома есть швейная машинка, достань ее и посмотри, какие швы она умеет делать. Во-первых, это прямой соединительный шов, внешне похожий на строчной. Это самый нужный в рукоделии шов. Во-вторых, это зигзагообразный шов, который используют и для соединения деталей, и для обметки краев, чтобы они не распускались, и даже для обработки петель. В-третьих, это несколько декоративных швов и своеобразных швов для обработки краев.

Рис. 47. Петельный шов

Для профессиональной обработки срезов существует специальная машина – оверлок. Стоит она дорого, и людям, которые не занимаются профессиональным пошивом одежды, не нужна.

Ручные швы и машинные работы. Виды и применение

Ручные швы и машинные работы, которые особенно незаменимы на начальном этапе изготовления изделия

Швы выполняются одной или несколькими строчками, и, помимо основной функции, используются также для отделки изделия.
Швы должны быть ровными, с одинаковым расстоянием между стежками, как на лицевой стороне, так и на изнаночной, с равномерно затянутыми нитками.

Виды ручных швов.

1. Наиболее распространенным швом на начальном этапе изготовления изделия является сметочный .
Его применяют для временного соединения деталей (наметка), создания сборок.
В зависимости от того, с какой тканью вы имеете дело, и для чего используете данный шов, длинна стежков составляет 0,2-5 см.

2. Прокладочный шов - разновидность сметочного. Его удобно использовать для пометок во время примерки, отметки середины изделия и т. п. Выполняется на одном слое ткани. Длинна стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Ручные швы. 1 - Сметочный, 2 - прокладочный, 3 - копировальный, 4 - круглый, 5а - переводной шов (лицевая сторона), 5б - переводной шов (изнанка), 6 - стачной, 7 - шов "за иголку".

3. Силки или копировальный шов .
Используется для точного переноса контурных линий, контрольных знаков с одной симметричной стороны изделия на другую. Очень удобен, дает отличную возможность абсолютно точно сметывать, совмещать между собой изделия для дальнейшей работы.
Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям, мягкими нитками (лучше хлопчато-бумажными) прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3-1 см.
От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1-1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.
После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и натянувшиеся нитки разрезают по середине.

4. Переводной шов - разновидность сметочного, применяется для сметывания деталей с фигурными срезами и для подгонки рисунка.
Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывают и скрепляют булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани на нижней детали у сгиба верхней, на нее набирают 2-3 нити на сгибе верхней детали.
Расстояние между уколами 0,2-0,5 см. Детали вторично сметывают с изнаночной стороны по стежкам и прострачивают.

5. Для обработки края деталей (оборок, воланов и т.д.) используют круглый шов .
Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3-0,5 см, набирают 2-3 нити ткани около подогнутого среза и 2-3 нити на сгибе.
Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30-45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

6. Стачной шов - напоминает машинную строчку.
Применяется для постоянного соединения деталей в тех местах, где машинная строчка невозможна, или в тех случаях когда требуется получить шов повышенной растяжимости.
Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см. Укол делают в место выхода предыдущего стежка. Требует достаточно опытной руки.

7. Шов “за иголку” (разметочный) .
Выполняют также, как и стачной, но между стежками оставляют расстояние. Укол иголкой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Ручные швы. 1а - косой обметочный (в заутюжку), 1б - косой обметочный (в разутюжку), 2 - крестообразный обметочный, 3 - петельный обметочный, 4 - простой (открытый) подшивочный, 5 - потайной подшивочный, 6 - подготовка низа изделия к подшиванию, 7 - фигурный подшивочный.

8. Обметочный шов служит для предотвращения осыпания на краях ткани.

Существует несколько видов обметочного шва:
- Косой, делается через край. Снизу вверх строчку прокладывают справа налево. На 1 см - 2-3 стежка.
- Крестообразный, похож на косой. Как и в косом, иглу вводят сверху вниз, но только по двум направлениям. Нить при этом не открывают и изделие не поворачивают.
- Петельный. Им обрабатывают срезы в сыпучих тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

9. Подшивочный шов применяется для подшива края детали изделия.
Для того что бы использовать этот шов, необходимо подготовить срез изделия. Сначала подгибают весь припуск на подгиб, и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом. Потом уже подшитый срез еще раз подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба. Срез приутюживают.

Есть несколько видов подшивочных швов:
- Простой (открытый) . На сгибе иглой захватывают 2-3 нити основной детали, прокалывают под сгиб и выводят иглу с другой стороны (проталкивают).

- Потайной . Припуск на подгиб отгибается на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгибе изделия, под сгиб подшиваемого края вводят иглу, а при выходе набирают не менее 2-3 нитей основного изделия.
Строчка идет справа налево, нитка туго не затягивается. На 1 см ткани 2-3 стежка вполне достаточно.

- Фигурный или крестообразный. Применяется при использовании плотных несыпучих тканей (пике, коверкод, шотландка, репс, твид, бязь и других). Может использоваться и как отделочный шов.
При шитье иголку ведут слева направо и снизу вверх. Срез оставляют открытым, ткань подгибают только на припуск. Первый укол делают в основную ткань около среза, 2-3 нити набирают на иглу так, чтобы не проколоть лицевую сторону! Второй укол за припуск на подгиб. На 1 см ткани достаточно 2-3 стежка, длинна стежка 04-07 см.

10. Кроме тех швов, которые служат утилитарным целям: закрепляют, наметывают и т.д., есть еще швы, которые помогают сделать готовую вещь более привлекательной - отделочные швы.
Самые распространенные из них петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, “монашка” (треугольник).

Отделочные швы. а - петельный, б - тамбурный, в - елочка, г - крестик, д - козлик-крестик, е - мережка, ж - "монашка".

Хочу пояснить один шов - “монашка ”, все остальные более просты в исполнении и приведены на рисунке.

“Монашкой” закрепляют складки, карманы, строчки, разрезы. Наметкой наносят контур равностороннего треугольника. Первый стежок делают из одного угла у основания треугольника в его вершину, второй - из вершины в третий угол, следующий - из третьего угла в первый рядом с исходной точной шва и так далее.
Стараются, чтобы нить везде была натянута одинаково. Постепенно заполняется весь треугольник.
Для прочности с изнанки пришивают кусочек прокладочной ткани.

При изготовлении швейных изделий приходится встречаться с разнообразными видами ручных и машинных работ.

При ручных работах выполняют следующие операции.

Сметать - временно соединить срезы двух деталей вместе простыми сметочными стежками для примерки или подготовки к машинной строчке. При сметке косых срезов с прямыми косой срез следует держать наверху и следить, чтобы он не вытягивался, а при сметывании долевого среза с поперечным наверху должен быть последний.

Обметать - обработать края открытых швов изделия для предохранения их от осыпания.

Наметать - прикрепить декоративную деталь к изделию (карманы, складки и др.).

Вметать - соединить одну деталь с другой по скругленным линиям (например, рукава, воротник и др.)

Приметать - соединить детали, приготовленные к машинной строчке (приметать юбку к лифу, воланы и т.д.).

Подшить - закрепить потайными стежками подогнутые края к изделию (низ платья, края рукавов и пр.).

Пришить - прикрепить несколькими стежками пуговицы, тесьму, крючки, кнопки и др.

Проложить силки - стежки, образующие небольшие петли (в 0,5 - 0,7 см) с лицевой стороны изделия, которые применяются для перевода меловых линий с одноименной детали на другую (например, вытачку с правой полочки на левую, контрольные знаки и т.д.). Детали при этом складываются лицевыми сторонами внутрь.

Посадка - свободное расположение одной детали по отношению к другой при их соединении вместе, посадка оката рукава при вметывании его в пройму, посадка плечевого среза спинки при соединении его со срезами полочки и так далее.

К терминам работ, выполняемых машиной, относятся следующие:

Стачать - соединить срезы ткани простым швом. При стачивании косой детали с прямой косую деталь следует держать снизу; если стачивается долевая деталь с поперечной, то поперечную нужно держать снизу.

Притачать - соединить мелкую деталь с крупной, например, притачать клинья, манжеты, карманы.

Обтачать - обработать край детали простым швом (обтачка клапанов подкладкой, обтачка бортов подбортами).

Втачать - соединить рукава с проймой, воротник с горловиной и т.д.

Настрочить - нанести отделочную строчку по краю наметанной детали на лицевую сторону, например, настрочить кокетку на лиф, карман на юбку или блузку.

Подрубить - подогнуть край среза и застрочить, например, низ сорочки, блузу и пр.

Расстрочить - разутюжить шов и нанести две отделочные строчки около шва с лицевой стороны на желаемую ширину, как складки, вытачки и др.

Утюжильные работы

Сутюжить - устранить посадку на изделии, уменьшить размеры детали или отдельные участки ее.

Заутюжить - расположить шов или рельефы на одну сторону и приутюжить.

Приутюжить - уплотнить утюгом складки, швы и т.д.

Отутюжить - устранить помятости, придать красивый вид изделию.

Оттянуть утюгом - удлинить участки срезов детали, например отлет воротника или какую-нибудь деталь, увеличить отлетной край баски, бейки, воланов.

Инструменты, необходимые для шитья

При шитье в домашних условиях необходимо иметь следующие приспособления: иглы, резец, ножницы, наперсток, измерительную ленту, булавки. Иглы должны соответствовать толщине ткани, а следовательно, и номеру ниток. Резец применяют при перенесении контура выкройки на ткань, а также линии с одной стороны на другую. Ножницы для раскроя ткани обычно применяют среднего размера. Наперсток подбирают по размеру среднего пальца. Измерительной лентой пользуются для снятия мерок (измерений фигуры), а также при раскрое ткани. Булавки необходимы для выполнения примерки изделия на фигуре человека, иногда булавками прикалывают детали выкройки и ткани.

Ручные швы

Детали изделия скрепляют при помощи швов. При изготовлении одежды наиболее распространен

с м е т о ч н ы й ш о в

(рис. 1,а). Он применяется в основном для временного соединения деталей (наметка) и для образования сборок. Длина сметочного стежка колеблется от 0,7 до 2,5 см. Сметочные стежки выполняют хлопчатобумажными нитками N 60-80 при обработке шерстяных, шелковых, тонких синтетических тканей и нитками N 30-40 при обработке фланели, вельвета, джинсовой ткани и др.

Прокладочный шов

(б) - разновидность сметочного. Он служит для пометок во время примерки, для обозначения середины детали и других линий. Выполняют на одном слое ткани. Длина стежков 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Копировальный шов

(силки) используется для точного переноса контурных линий и контурных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (в). Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками прокладывают сметочные стежки на расстоянии один от другого 0,3-1 см; нить при этом не затягивают с тем, чтобы она образовала петли величиной 1-1,5 см в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигают и натянувшиеся нити разрезают.

Рис. 1. Простые ручные швы:

а - сметочный, б - прокладочный, в - копировальный

Переводной шов

(рис. 2) применяют при сметывании деталей с фигурными срезами и при подгонке рисунка. Деталь с подогнутым срезом кладут на лицевую сторону другой детали, наметывая или скрепляя булавками. Обе детали сметывают. Иглу выводят из ткани нижней детали у сгиба верхней, набирают на нее 2-3 нити на сгибе верхней детали. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см. Детали сметывают вторично с изнаночной стороны по стежкам и затем прострачивают.

Рис. 2. Переводной шов

а - вид с лицевой стороны, б - вид с изнанки

Ручной стачной шов

(рис. 3, а) напоминает машинную строчку. Его применяют для соединения деталей взамен машинной строчки в тех случаях, когда строчка должна обладать большей растяжимостью (например, при соединении средних срезов брюк.

При выполнении стежка иглу вводят в ткань сверху вниз так же, как и при выполнении сметочного стежка, но при образовании второго стежка ее снова вводят в первый прокол и выводят дальше, чем при образовании первого стежка. Расстояние между входом и выходом 0,1-0,7 см. Такую цепочку стежков выполняют нитками N 30 и 40.

Шов «за иголку»

(разметочный) выполняют так же, как и стачной, но с расстоянием между стежками (б). Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.


Рис. 3. Соединительные швы:

а - стачной, б - шов «за иголку»

Обметочный шо в

предохраняет срезы деталей от осыпания. Бывает несколько видов.

Косой шов (рис. 4) делают через край. Иглу вводят снизу вверх, выполняя строчку справа налево. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Подобно косому шву выполняют и крестообразный, только в двух направлениях (рис. 5). Нить при этом не отрывают и изделие не поворачивают.

Для подшивки края детали изделия применяют

подшивочные швы .

Срез необходимо предварительно подготовить (рис. 6, а). Сначала подгибают весь припуск на подгиб и приметывают на расстоянии 0,5 - 1 см от сгиба сметочным швом. Затем срез подгибают на 0,5 - 1 см и приметывают на расстоянии 0,2 - 0,3 см от второго сгиба. Подогнутый срез приутюживают.

Пошивочные швы бывают нескольких видов.

Простой или открытый (б). Вышедшей из сгиба иглой захватывают 2 - 3 нити основной детали, делают укол под сгиб, и иглу проталкивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

В потайном шве (в) весь приметанный припуск на подгиб отгибают на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2 - 0,3 см подогнутого среза. Нитку закрепляют в припуске на подгиб, иглу вводят под сгиб подшиваемого края, и при выходе на нее набирают 2 - 3 нити основной детали. Строчку прокладывают справа налево. Нить туго не затягивают. Плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Фигурный (крестообразный) шов (г) применяют при подшивании низа изделия из плотных несыпучих тканей и как отделочный. Выполняют слева направо снизу вверх. Срез открыт, ткань подгибают только на припуск. Делают первый укол в основную ткань около среза, набирают на иглу 2 - 3 нити так, чтобы не приколоть на лицевую сторону, второй укол - за припуск на подгибе. Длина стежка - 0,4 - 0,7 см, плотность шва - 2 - 3 стежка на 1 см ткани.

Детали одежды соединяются в одно целое при помощи швов. Для этого используется иголка. С ее помощью на ткани или ином материале делаются ниткой стежки, их законченная совокупность образует шов.

До изобретения швейных машин все работы производились вручную. В домашних условиях и в кустарном производстве такая практика существует и сейчас. Шов ручной незаменим и на начальном этапе создания моделей одежды. Различные техники шитья используются для декоративной отделки ткани.

Принципы шитья

Шовное соединение образуется за счет переплетения одной или нескольких нитей в определенной последовательности. Отдельные элементы выкроек целесообразно на начальном этапе крепить временно. Такое соединения обычно делается вручную. После примерки и окончательной доводки шов ручной заменяется машинной строчкой.

В зависимости от конечной цели, детали одежды могут соединяться различными способами. Швы при этом будут существенно отличаться по плотности стежков, крепости и т. п.

В отдельных случаях на первое место выходит не качество соединения, а декоративные свойства укладки нитей на лицевой поверхности. Такие швы называют декоративными и служат они для отделки готового изделия.

Законченное движение иглы с ниткой образует на материале стежок. Последовательность таких действий называют строчкой. Соединение участка материала, выполненное в одну или несколько строчек, образует шов.

Вне зависимости от техники выполнения, стежки на лицевой и изнаночной стороне должны быть положены ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга, и иметь равномерное натяжение нити.

Виды ручных соединений

Для временного соединения деталей и пометок во время примерки применяют сметочный, прокладочный и переводной шов. Так называемые силки используют для переноса линий контура с одной симметрической части изделия на другую.

Края материала обрабатывают круглым швом. Его удобно использовать для подготовки оборок, воланов и прочих деталей. Ручной шов-строчка, напоминающий машинную, называют стачным. Он применяется для постоянного крепежа деталей одежды.

Разметочный шов выполняется, как и стачной, но не с такой плотностью. Расстояние между соседними стежками делают равное половине их длины. Для предотвращения «осыпания» краев ткани их обрабатывают обметочным швом. Он может быть косым, крестообразным или петельным по технике исполнения.

Подшивочный шов применяют для обработки подвернутых краев. По технике исполнения он может быть простым (открытым), потайным или фигурным.

Стачные соединения

До изобретения швейных машин шов ручной применялся для крепления деталей одежды. Отличие сметочного соединения от стачного заключается в том, что иголка продвигается не постоянно вперед, но с каждым новым уколом возвращается назад.

Стежки при этом образуются не поочередно, то на лицевой, то на изнаночной поверхности, а перекрещиваются. Этим достигается повышенная прочность и эластичность соединения.

С лицевой стороны стежки получаются короткие, на одинаковом расстоянии друг от друга. В то же время на изнанке они в три раза длиннее, заходят друг за друга, не имеют просветов и образуют сплошную линию.

Так называемый машинный ручной шов, или «строчка», отличается особой прочностью. При качественном исполнении возникает сомнения, что он выполнен вручную. Стежки на лицевой части одного размера без просветов, на изнанке они заходят друг за друга и вдвое длиннее.

Техника выполнения стачных соединений

Эти швы еще называют «назад иголку». И это оправдано, потому что с каждым выходом на лицевую часть она возвращается на шаг назад. Расстояние может быть равное половине изнаночного стежка или его одной трети. В зависимости от целей соединения промежуток может быть от 1 до 7 мм.

Выполняется шов справа налево. Иголка вводится сверху вниз, проводится под тканью и выводится на лицевую часть с образованием с изнанки стежка необходимой длины. Затем она возвращается на шаг назад. Укол производится снова в первое отверстие, после повторяется цикл и с изнанки, и на лицевой части. В этом случае образуется ручной шов «строчка».

Если после вывода нитки на лицевую часть повторный укол делается не в первое отверстие, а посередине между входом и выходом иглы, то такой ручной стачной шов называют «за иголку». Он не образует сплошную линию стежков на лицевой части, не такой крепкий, как «строчка», но выполняется быстрее.

Отделочные швы

В отдельных случаях при монтаже деталей одежды или закреплении отдельных ее частей на поверхности образуются приятный глазу узор. Такое соединение называют отделочным.

Для подшивки трикотажа и сшивания толстых несыпучих тканей применяют ручной декоративный шов «козлик», образующий простой крестообразный узор.

Соединением «монашка» отделывают края карманов, разрезы и складки. Такой крепеж выполняется в виде Петельные стежки в виде ветвей и цепочек характерны для и соединения «елочка». Их используют для подшивания краев материала.

Такие виды отделки могут применяться и для крепления деталей одежды, и использоваться отдельно, лишь для придания готовому изделию декоративных отличительных особенностей.

Вышивание

Массовое фабричное производство одежды отодвинуло ручное шитье на дальний план. Занимаются серьезно этим ремеслом только настоящие ценители оригинальной одежды или художественной вышивки. Иногда фантазия таких портных поражает, когда появляются просто уникальные вещи с отделанными декоративным шитьем лацканами, шлицами, петлями и карманами.

Монастырская сестра и ручной шов при отделке одеяний священнослужителей - это обязательная практика. Особая тщательность и аккуратность требуется при подготовке архиерейского облачения. Рукотворные вышитые иконы - это уникальная техника, требующая одновременно и усидчивости, и особых навыков, и чистоты помыслов.

Особое место занимает золотое и шелковое шитье, а также ковровая и объемная техники. Удивительные по красоте работы, отделанные пайетками, зеркалами, бисером и золотом. Вышивка крестом известна с древности, ею украшали и рукодельные картины, и предметы декора, и одежду.

Ручной декоративный шов гладью - это серия плоских стежков на ткани. В процессе работы они полностью заполняют контур нанесенного декоративного узора. В этой технике применяют различные по исполнению швы: «владимирский», «стебельчатый», «узелок», «узкий гладьевой валик», «петля вприкреп» и другие. Различают несколько видов глади: художественную цветную, белую, атласную, китайскую, японскую, русскую александровскую и мстерскую.

Он применяется для соединения частей меховых шкурок и при их мелком ремонте. Для шитья используют иглы и нити в соответствии с толщиной мездрового слоя шкурки. Чем он толще и длиннее мех, тем диаметр нити и величина иголки больше. Для соединения тонкомездровых шкурок частота стежков должна увеличиваться.

Шов выполняется справа налево. На конце нити узел не делается, крепится она несколькими стежками в одном месте. Перед началом работы ворс нужно уложить таким образом, чтобы он не мешал шитью. Для этого шкурки складываются мехом внутрь. Отдельные волоски заправляются иголкой на лицевую сторону.

Выполняется ручной скорняжный шов движением иголки от себя. Прокалываются сразу две шкурки, нить протягивается, перебрасывается через кромку и снова вводится в то же самое отверстие. После плотного натяжения нити петля затягивается. Иголка перебрасывается снова через кромку, и процесс повторяется со вторым отверстием.

Секреты мастерства

Шов ручной начинается с втягивания в ушко иголки нитки. Чтобы она в работе была послушной, не путалась и не скручивалась, ее следует обрезать с катушки уже после вдевания.

Откусывание нитки портит зубы и выглядит совсем не профессионально. Лучше сделать аккуратный рез острыми ножницами не поперек ее, а под углом, тогда легче будет попадать в ушко.

Узелок на конце нити лучше не вязать, а закрепиться несколькими обратными стежками. Опытная мастерица знает, что любое уплотнение на ткани при проглаживании может отпечататься на поверхности или будет просвечиваться.

Шить длинной нитью (более 70 см) неудобно. В старину о мастерицах, практикующих такой способ, говорили как о ленивых девках, не желающих сделать лишнего движения.


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx