Виды агрессивного поведения у детей. Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста


Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Данная статья будет полезна воспитателям, психологам, работающих с детьми дошкольного возраста, создающих условия для полноценной социализации детей.

Статья "Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

Слово "агрессия" (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", затем пришло существительное "агрессия", последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Из этой статьи вы узнаете чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста, ее проявления.

Проявления агрессии у детей

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Формы проявления агрессии у детей

Психологи отмечают, что существует две формы агрессии:

Доброкачественная агрессия - это настойчивое, не враждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессивность у детей дошкольного возраста может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

Злокачественная агрессия - это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачественная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Уже к концу первого года жизни ребенок может испытывать враждебность к кому-либо. Так, малыш, которого мама хочет оставить одного в манеже, бросает игрушки, кричит, сердито смотрит на маму. Такая агрессия вызвана дискомфортом, который испытывает ребенок. Это и есть причина, вызвавшая агрессивное поведение.

Помимо доброкачественной и злокачественной психологи выделяют физическую и вербальную агрессивность у детей дошкольного возраста.

При физической агрессии ребенок бросает в других предметы, кусает, бьет, толкает, щипает кого-то (взрослых, детей, животных).

При вербальной агрессии ребенок обзывает детей, взрослых, яростно спорит, выкрикивает какие-либо обидные слова, фразы, иногда повторяя какую-нибудь угрозу много раз подряд.

Агрессия может носить скрытый характер или, напротив, проявляться открыто.

Причины агрессии у детей

Результаты многих исследований говорят нам о том, что у большинства детей дошкольного возраста дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над агрессивным.

В то же время нередко можно наблюдать проявления агрессивности и агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Чаще всего они бывают в форме вербальной (выраженной словами) агрессии: прямой (оскорбления в адрес сверстников) или косвенной (в виде жалоб и агрессивных фантазий) вербальной агрессии. Отмечены и случаи проявления прямой (битье сверстников) и косвенной (ломанье чужих игрушек) физической агрессии.

Сложившаяся в младшем возрасте агрессивность детей может сохраняться и в последующие, уже взрослые годы жизни. И хотя проявления агрессии не носят в старшем дошкольном возрасте массовый характер (в одном из исследований устойчивые формы агрессии выявлены у 31 из 115 детей), ее возможные тяжелые последствия приковывают пристальное внимание родителей, педагогов и психологов.

Чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста?

Среди множества факторов, способствующих развитию агрессивности и агрессивного поведения, можно выделить две основные группы.

Первую из них составляют внутренние факторы, к которым обычно относят особенности нервной системы, темперамента (эмоциональность, импульсивность, тревожность), некоторые личностные черты, установки и т. п.

К другой группе относят внешние факторы: социальное воздействие, влияние окружающей среды и конкретной ситуации.

Сложилось устойчивое убеждение, что первая группа причин агрессивности у детей имеет большее значение в процессе становления агрессивного поведения. Следует сказать, что сегодня отсутствуют убедительные доказательства этого весьма распространенного мнения. Пожалуй, этому способствует существующая путаница между понятиями «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». А значит, сперва следует разобраться в том, что представляют собой агрессивность и агрессивное поведение.

Причины агрессивного поведения ребенка

Известно, что агрессивность в меньшей степени свойственна тревожным и эмоционально чувствительным детям. Считается, что проявление агрессивности сдерживается страхом наказания (неодобрения). Решающее влияние на проявление или блокирование агрессивности оказывает ситуация. Поэтому в определенных условиях даже очень мягкий и кроткий ребенок может проявить агрессивность.

Наблюдая за поведением разных детей, легко заметить, что некоторые из них заводятся, что называется, с пол-оборота, другие же оказываются весьма терпимыми к различным провоцирующим агрессивность факторам. Дети (как и взрослые) отличаются верой в свою способность влиять на последствия своих действий. При этом одни дети полагают, что все, что происходит с ними, зависит от них и они контролируют ситуацию, другие, напротив, уверены в своем бессилии как-то повлиять на происходящее с ними. Первых в психологии принято называть интерналами, а вторых – экстерналами, саму же способность контролировать события – локусом контроля.

Исследования показали, что уровень агрессивности связан с локусом контроля. Оказалось, что интерналы более склонны к проявлению агрессивности в ответ на внешние стимулы агрессии, в то время как экстерналы в ответ на внешние стимулы, провоцирующие их собственную агрессию, не давали адекватной реакции. По-видимому, такое поведение объясняется убеждением экстерналов в том, что они не способны влиять на саму ситуацию.

Проявления агрессии у детей

Как проявляется агрессивность детей?

Агрессивность – это личностная черта, обусловленная особенностями нервной системы человека, его темперамента, эмоциональной сферы, тревожностью и т. п. Чаще всего мы отвечаем агрессивностью в ответ на возникшую угрозу (реальную или кажущуюся). Можно уверенно сказать, что проявление человеком агрессивности в «умеренной дозе» является необходимым условием эффективной деятельности в некоторых профессиях: военном деле, спорте, некоторых видах медицинской деятельности и т. д. Отсюда следует, что само понятие «агрессия» неоднозначно и с точки зрения своих последствий (к примеру, непреднамеренное убийство при попытке защитить себя вряд можно отнести к собственно агрессивному поведению), и с точки зрения корней, ее питающих (биологические и психологические механизмы). Поэтому агрессивность детей можно считать проявлением «доброкачественной», по определению Эриха Фромма, агрессии.

Что же касается агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, то следует определить его как преднамеренное, сознательное, целенаправленное поведение с целью нанесения ущерба другому человеку. Используя терминологию Э. Фромма, можно сказать, что агрессивное поведение – это проявление «злокачественной» агрессии в форме жестокого поведения в отношении других людей.

При анализе любого поведения, в том числе и агрессивного, нужно иметь в виду, что само поведение зависит от двух факторов: личностных особенностей человека и ситуации, в которой он находится. Поэтому сами по себе личностные свойства – это одна из предпосылок поведения. С этой точки зрения агрессивность как свойство личности – это всего лишь одна из возможных предпосылок.

Игры с агрессией у ребенка

Следует отметить, что сегодня детскую игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов). Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются между собой совсем не по-детски.

Нельзя оградить ребенка от реальности, нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями «плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически устойчивым, не «всеядным». И это тоже происходит в игре.

Какие игрушки должны быть у ребенка?

В доме, где растет малыш, обязательно должны быть «добрые» игрушки – с приятными лицами («мордочками»). Пусть, например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит заботу о лисичке. А родителям в поведении «кибера» можно отыскать и добрые намерения, если сильно потрудиться. Попробуйте спросить у ребенка, почему «кибер» такой? Добрый он или злой? Если он добрый, то почему он мешает другим ребятам играть? А если злой, то рано или поздно от него отвернутся все дети, и не только в игре.

Иными словами, современность требует разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть польза для ребенка.

Поскольку агрессивное поведение ребенка – это сознательно планируемый целостный поведенческий акт, то его совершение требует от индивида развитых механизмов регуляции. К ним относят познавательные механизмы, механизмы саморегуляции, в том числе развитую эмоционально-волевую сферу, сферу мотивов, наконец, самосознание, включающее Я-концепцию и самооценку.

Поэтому, когда мы говорим об агрессивности и агрессивном поведении дошкольника, нужно всегда иметь в виду степень развития всех этих параметров. Очевидно, что неразвитость познавательной сферы, произвольной регуляции поведения, Я-концепции, в целом самосознания препятствует проявлению агрессивного поведения как преднамеренного с целью нанесения ущерба. Поэтому, характеризуя агрессию в раннем и младшем дошкольном возрасте, следует, скорее всего, иметь в виду агрессивность ребенка, нежели собственно агрессивное поведение. В то же время поскольку дошкольный возраст – это возраст активного развития познавательных возможностей ребенка, становления системы мотивов, его Я-концепции, это не исключает возможности проявления агрессивного поведения. Поэтому имеет смысл охарактеризовать особенности проявления как агрессивности, так и собственно агрессивного поведения дошкольников, а также условия, способствующие их становлению, возможные модели агрессивного поведения, усваиваемые ребенком в дошкольном возрасте.

Почему кусаются дети?

С целью получить желаемое маленькие дети кусаются, дерутся и царапаются. Подобное поведение характерно для детей двух - трехлетнего возраста. В качестве примера мы остановимся на кусании, однако все представленные рекомендации относятся к любой форме физического насилия со стороны ребенка.

Если маленький ребенок кусается в приступе злости, говорит о том, что он не получает желаемого. Это вовсе не значит, что он желает причинить кому-то боль, просто малыш не знает, как ему выразить накопившуюся злость. Укусив, он на некоторое время успокаивается, поскольку точно уверен, что такой поступок не останется без внимания.

Многие родители приходят в ужас от подобных действий и инстинктивно шлепают ребенка, промывают ему рот с мылом или даже кусают его в ответ, чтобы «показать, каково это». Однако подобными действиями выдаете малышу понять, что родители тоже могут вести себя неразумно и терять контроль в трудных ситуациях. Вы обязаны повести себя как взрослый и здравомыслящий человек, чтобы ребенок видел в вас «хорошего босса», который может справиться с его неразумными поступками.

Из-за чего ребенок кусается и щипается?

Если ваш ребенок кусается, крайне важно предотвратить подобные поступки в будущем. Возьмите его на руки и отнесите подальше от окружающих. Твердо скажите: «Ты никогда не должен кусаться!» Можете добавить такой комментарий: «Кусаться - плохо и некрасиво. Ты делаешь людям больно, и я не позволю тебе так поступать, как бы сильно ты ни злился. Будешь сидеть рядом со мной, пока не успокоишься». Если из-за детского проступка вы нервничаете и не можете сидеть рядом с малышом, лучше отведите его в комнату и возьмите «тайм-аут».

Когда малыш успокоится, спросите, понимает ли он, что кусаться нельзя, и твердо заявите, что вы не потерпите подобного поведения. Попросите извиниться и признать, что он поступил неправильно и больше никогда так не сделает. Если ребенок все еще злится, предупредите, что придете позже, возможно, к тому времени он передумает. Повторяйте эти действия до тех пор, пока не добьетесь от ребенка желаемого поведения, после чего крепко обнимите его и скажите что-нибудь ободряющее: «Я люблю тебя и знаю, ты никому не хотел причинить боль. Можешь теперь пойти поиграть, но помни: не кусаться. Если что-то или кто-то тебя разозлит, можешь громко покричать, но кусаться нельзя».

Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество; другие считают, что это - результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления личности проявляется в деструктивных действиях либо ослабляет и не имеет враждебного оттенка.

Агрессивность у детей можно наблюдать уже у только что родившегося ребенка. Мы уже можем определить состояние малыша, когда он доволен и когда недоволен. Его недовольствие проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В 2 месяца легко выделить из общего состояния неудовольствие эмоционального гнева. По выражению лица (рот, брови, лоб) можно предположить, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движениями рук, ног. Например, в 6 - 7 месяцев ребенок злится на попытки мамы закапать капли в нос, он попытается оттолкнуть ее руки, вывертываться, при этом все действия будут сопровождаться криком и гневным выражением лица. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие формы проявления. (27)

По мнению И.А. Фурманова, агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, ближайших родственников ребенка, а позднее - от успешности и скорости полоролевой идентификации и социализации.

В первые годы жизни агрессивность проявляется в импульсивном приступе упрямства, сопровождающимся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в более приемлемых рамках. (26)

Возникает вопрос, откуда появляется протест у младенца? Одна из первых причин - боль. Боль на прививки, боль на колики и на многое другое. На неожиданную причиненную боль младенцы реагируют мимическим выражением гнева. Многие исследователи подтверждают предложение о том, что боль является врожденным пусковым механизмом гнева и возможного агрессивного проявления. Переживание создает побуждение к действию, а не само действие. А вот будет ли это действие агрессивным, зависит от ряда причин: это индивидуальные особенности ребенка (возбудимость нервной системы) и особенности социальной среды (его ближайшее окружение).

Также к причинам относятся - голод, холод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает. Ограничение физической свободы также является причиной агрессивной реакцией. Уже в 4 месяца, если не дать ребенку некоторое время шевелить руками, то он реагирует гневной мимической реакцией, а 7-месячный способен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к источнику.

Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий, он понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое взрослые говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый ему мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя».

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником протеста. Большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях, винит, например, брат, сестру или мать, то агрессия будет вызываться ими. (15)

Причинами агрессивности в дошкольном возрасте (в возрасте 4 - 7 лет) являются:

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);

4. Усвоение эталонов агрессивности в семье;

5. Косвенно стимулированная агрессивность (СМИ, игрушки);

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно, если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

организаторские способности;

широта кругозора;

позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники, по той или иной причине, не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Они стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Земцова Е. А. ,
старший преподаватель кафедры частных методик
ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка

Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб . Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.


Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей;
на животных;
на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).


Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты .

"Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта , а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычнымспособом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).


Характер агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.
Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев , если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками - то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии - упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности - на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно .
Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощрений , временная изоляция от сверстников , а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.


В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности . Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.


Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными . Отрочество - острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3-4 года , 6-7 лет и 14-15 лет .

В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций : оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации в мире взрослых.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

Просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);

Выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".


КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка . Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам). КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость . Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого , тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

"Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться " по-своему " , инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

Выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера") .

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения . Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

Игнорирование;
переключение внимания;
"изящный уход".

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе , развивается позитивная самооценка , укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка : "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка - хорошие ! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.


ИГРА " ДА И НЕТ "

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик. Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика - сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.


ИГРА " КЛЯКСЫ "

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход игры

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)


ИГРА " ПОВТОРИ ЗА МНОЙ "

Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши. Ход игры

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.


ИГРА " ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ "

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки. Ход игры

Предложите ребёнку принести 5-6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6-7 лет любят придумывать загадки.


ИГРА " РУБКА ДРОВ "

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход игры

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.


ИГРА " ТУХ-ТИБИ-ДУХ "

Цель: снять у детей негативные эмоции.
Ход игры

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".

Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

Пословицы:
"Семь раз отмерь, один - отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела - берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела - меньше слов"
"Горе есть - горюй, дело есть - работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться" Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции. Оборудование: старые газеты. Ход игры

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них. Ход игры

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

В отношениях между людьми проявляются самые разные качества их личности. Некоторые из них мешают взаимопониманию. Одно из них - агрессивность.

Агрессивность - это черта личности, которая выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

  1. Природа агрессивности.

Агрессивность свойственна и животным, и людям. Это врождённое качество. Древнему человеку, как и животным, агрессивность помогала выжить. Позже появились правила поведения, позволяющие людям мирно существовать. Но агрессивность продолжает дремать в каждом. Когда и в какой форме она может выплеснуться, зависит от обстоятельств. Некоторые люди умеют её подавлять. Другие остаются агрессивными, но проявляют агрессию более тонко: через словесные оскорбления, злословие. Третьи проявляют агрессию открыто, в том числе и физическую.

  1. Виды агрессии.

- Физическая: нападение и причинение физических страданий другому существу;

- раздражение: готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;

- вербальная: угрозы, крики, ссоры, ругательства;

- косвенная: сплетни, злобные шутки, битьё кулаками по столу, топанье;

- негативизм: отвергание общепринятых правил;

Обида, зависть, ненависть к окружающим.

  1. Направленность агрессии:

На окружающих людей вне семьи (сверстников, врачей, педагогов);

На близких людей без проявления агрессии вне семьи;

На животных - кошек, птиц, насекомых;

На себя - своё тело или личность: выдёргивание волос, сдирание кожи, кусание ногтей, отказ от еды в подростковом возрасте;

На внешние объекты - поедание несъедобного, порча имущества, разрушение предметов;

На символические или фантазийные объекты: коллекционирование оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания.

  1. Цели агрессивного поведения:

Причинение боли жертве, её страдания;

Месть за перенесённое страдание;

Причинение ущерба;

Власть над другим человеком. Для примера: когда я спросила мальчика из подготовительной группы, почему он любит играть в террористов, он ответил, что он, имея ещё и оружие, может сделать с человеком всё, что хочет, а он - ничего;

Получение материальных благ;

Разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

Самоутверждение;

Защита от реальной или воображаемой угрозы;

Привлечение внимания.

В дошкольном возрасте агрессивное поведение может проявиться в швырянии и порче предметов и игрушек, вызывающем поведении, а в младшем школьном возрасте - в драках, насмешках и ругательствах в адрес одноклассников.

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Мы привыкли считать, что агрессия несёт исключительно отрицательный заряд. Но в ней кроется и положительный потенциал. При правильном воспитании у ребёнка могут сформироваться такие положительные качества как целеустремлённость, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию. Можно предположить, как сложится дальнейшая жизнь агрессивного человека: неприятности и конфликты в семье и на работе. Отсюда нелюбовь окружающих. Такому человеку трудно найти своё место в жизни.

Работая психологом в школе, я сталкивалась со случаями, когда подростки не хотят жить. У них был выявлен повышенный уровень агрессивности. Замечено было, что у них существовали проблемы в семье. Отсюда возникает вопрос: а правильно ли мы воспитываем своих детей? Чем раньше мы задумаемся об этом, тем лучше.

  1. Причины агрессивного поведения.

- Врождённые факторы . Это родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, травмы и заболевания головного мозга (опухоль, эпилепсия, шизофрения). Из числа подростков, совершивших убийства, 12% были невменяемы.

- Окружающая среда .

- Воспитание в семье .

Многое в семье зависит от матери. Многие лица с криминальным прошлым не были привязаны к матери в младенческом возрасте. Напротив, младенцы, надёжно привязанные к матерям, позже проявляют больше дружелюбия и готовности к сотрудничеству.

Жестокое обращение и халатное отношение к своим родительским обязанностям приводит к к сильным страданиям младенца и формируют у него склонность к вспышкам гнева, а затем - трудности в социальной адаптации. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, то в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно- агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя (аутоагрессия): саморазрушительные фантазии, робость, идеи самонаказания.

«Спасибо родителям, что лупили - нормальным человеком вырос». Это часто приходится слышать от взрослых, которые бьют своих детей. Но гораздо чаще нормальные люди из забитых детей в таких семьях не вырастают, потому что боль, унижение - плохие воспитатели. На Востоке говорят: воспитывать битьём - всё равно, что носить воду в дырявом кувшине. Как ни старайся, всё равно прольётся.

Побои, нанесённые в детстве, никогда не забываются. Если ребёнок научится подчиняться, то его психика будет надломленной. Он будет безвольным, жестоким, озлобленным, научится хитрить, изворачиваться, сваливать вину на других. Ещё хуже, когда выросшие дети берут в руки топор или нож и мстят обидчикам за жестокое обращение.

Выявлено, что жестокое обращение с детьми вызывает у них повышение уровня агрессивности, а недостаточный присмотр за детьми- асоциальную направленность.

Причиной агрессивности у детей является социальная запущенность, судимость и плохое поведение родителей, частая смена ими работы, наличие друзей с отклоняющимся поведением.

7. Как наказывать детей?

Наказание будет эффективным, если оно последовательно, адекватно поступку и сопровождается доброжелательным объяснением. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

  1. Советы родителям

Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или «разорвать» портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

Показывайте ребёнку пример положительного поведения. Не допускайте в нём вспышек гнева или нелестные высказывания в адрес друзей, строя планы мести.

Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Документы для скачивания: