«воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения. Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников


А.М.Щеглова

МКОУ «Становская средняя

общеобразовательная школа»,

(Курская область, Тимский район, село Становое)

«ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровое развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Говоря о здоровом образе жизни у детей, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается недостаток движения на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача педагогов - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. На сегодняшний день тема актуальна, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Здоровый образ жизни – это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высочайшие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни-это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослые, окружающие ребенка, создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Сбережение здоровья может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико - гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Многие современные исследователи считают, что здоровье – это максимальная производительность органов, в полной мере сохранившихся свои функции, и оценивают его как состояние организма, обеспечивающего полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности человека.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

– Медико-гигиенические технологии (МГТ);

– Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

– Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

– Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

– Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Педагогические условия по формированию здорового образа жизни широко представлены в трудах педагогов Я.А. Коменского, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина и др. В настоящее время образование в области пропаганды здорового образа жизни ведется на основе преподавания учебных предметов (биология, химия, физика, физкультура и др.), внеклассной и внешкольной работы (факультативы, кружки и т.д.). Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Цель нашего общества – увеличение информированности и знаний школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления; укрепление отрицательного отношения школьников к употреблению вредных веществ; привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных веществ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001.

2. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971.

3. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

6. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

7. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3.

8. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003.

9. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4.

Лекция 1.21 Тема: Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников.

Вопросы:

1. Физического воспитания как основа развития личности.

2. Цель и основные задачи физического воспитания.

3. Основные средства физического воспитания.

4. Формы и методы организации физического воспитания.

5. Валеологическое воспитание (сущность, пути, функции, критерии).

Литература:

1. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М, 1999. С. 296-303.

2. Педагогика/ [под ред. Ю. К. Бабанского]. М., 1983. С. 468-481.

3. Степаненков, Н. К. Педагогика / Н. К. Степаненков. Мн., 1998. С. 313-330.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. В. Харламов. Мн., 2000. С. 445-454.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

6. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

1. Физическое воспитание как основа развития личности

Физическое воспитание исторически является одной из самых древ­них форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о един­стве физического и духовного в человеке.

Чтобы раскрыть сущность физического воспитания рассмотрим понятия «физическое развитие» и «физическая культура».

Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает область стимулирования личности к занятиям физкультурой и спортом.

Физическая культура – уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Сущность физической культуры личности заключается в ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, каждодневное физическое самосовершенствование. Необходимо понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.

В этом значении физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепления здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Функции физического воспитания:

Физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;

Физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном
труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение;

Физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Фи­зическое воспитание связано с другими видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом.

Прежде всего, физическое воспитание создает предпосылки для плодо­творного умственного воспитания , так как именно от общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи­вость, без чего невозможны успешные учебные результаты.

Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удо­влетворенности работой, физического и духовного комфорта. Общеизве­стно, что интеллектуальная деятельность учащегося будет результативнее, если она чередуется с занятиями физическими упражнениями, спортом. Кроме того, такая организация интеллектуального труда позволяет избе­жать переутомления и связанных с ним нарушений психических состояний.

В плане трудовой подготовки физическое воспитание облегчает инди­виду выполнение трудовых операций и процессов, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности силы с целью, помогает нахождению более экономных и рациональных приемов.

Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам, совершенствованию их двига­тельных возможностей, формированию таких волевых качеств, как выдерж­ка, настойчивость, ловкость, умение доводить начатое дело до конца, обеспе­чивая тем самым становление полноценного труженика, способного в полной мере самореализоваться в избранной профессии, достигнуть мак­симально высоких результатов в труде.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного вза­имодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений , которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств: коллективизма, товарищества, честности, справедливо­сти, требовательности к себе и другим, ответственности, дисциплиниро­ванности.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эсте­ тическом становлении школьников. Выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, придает им гармонию, четкость, строгость и целесообразность, формирует хорошую осанку, под­тянутость, свободное владение телом, внешнюю культуру, ловкость, быстро­ту двигательных реакций, а также развивает способность к эстетическим переживаниям, восприятию красоты гармонически развитого стройного человеческого тела, умелых, ловких, пластически выразительных движений.

Физическое воспитание тесно и непосредственно связано также с валео логическим воспитанием, призванным содействовать формированию валеологического мышления учащихся, в основе которого лежит осознанная потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание на­ходится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспи­тания учащихся и что вне физического воспитания невозможно достиже­ние общей цели воспитания - формирования гармонически и всесторон­не развитой личности растущего человека.

2. Цель и основные задачи физического воспитания

Цель физического воспитания - гармоническое развитие форм и функ­ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор­мулировать основные задачи .

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования по­требности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, зак­репление этой потребности направлено содержание не только физическо­го воспитания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитатель­ного учреждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ставят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценно­сти здоровья на уровне сформированного убеждения и вхождению ее в личностную систему ценностных ориентации школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побуди­тельным стимулом, без которых невозможна сформированность положи тельного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на ос­нове которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, полу­чаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в при­вычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в ус­тойчивую потребность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном,
общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физи­ческой культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологиче­ских механизмах влияния их на формирование личности и развитие физи­ческих задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физи­ческими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкого­ля, наркотиков и т. д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков. Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигатель­ные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, упражнения на гимна­стических снарядах и т. п.). Первые и вторые, дополняя друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно дей­ствовать в повседневной трудовой и спортивной деятельности. Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, лов­кости, быстроты, имеющих важное значение: не только в физическом вос­питании учащихся, но и в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществлением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоречий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении отдель­ных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью школь­ников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко заботятся только о достижении спортивных результатов любой ценой. Спорт становит­ся самоцелью, что противоречит его истинному предназначению.

3. Основные средства физического воспитания

Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы : солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы : режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения .

Природные факторы - солнце, воздух, вода не всегда осознаются как важ­нейшее средство укрепления и физического развития растущего организма.

Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнечные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутствовать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределе­ние времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, труда и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражне­ния наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических требований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптималь­но благоприятные условия для занятий физической культурой, содейству­ют укреплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение: приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованности, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чув­ство времени, самоконтроль.

По мнению известного физиолога И. П. Павлова, нет ничего более вла­стного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работа­ет и отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные не­рвные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы воз­буждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой орга­низмом для его нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения - дви­гательные действия, специально подобран­ные и сознательно выполняемые для ре­шения задач физического воспитания.

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12-16 ты­сяч (девочки) и 16-18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Максимальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если жизнедеятельность ребенка будет организована таким образом, что он со­вершает ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечи­вает удовлетворение естественной потребности организма в движениях. У таких детей развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое развитие. Наоборот, снижение уровня двигательной активно­сти в суточном цикле жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно влияет на ухудшение основных характеристик фи­зического развития (вес, рост, окружность груди), и функционального со­стояния организма - сердечно-сосудистой деятельности, жизненной ем­кости легких, обмена веществ, мышечной силы и т. д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны фи­зические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме, спорте. Это классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств воспитания.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с учебной программой по физической культуре) занима­ются преимущественно основной гимнастикой: построение, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалка­ми и др.), лазание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементар­ные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулату­ра, гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные каче­ства: сообразительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры сти­мулируют коллективные переживания учащихся, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или дли­тельные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, со­вершаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природны­ми, историческими и культурными памятниками нашей страны, расшире­ния общего кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения руководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответ­ственного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дости­жением максимально высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют луч­шие результаты в отдельных видах спорта, как командные, так и индивиду­альные. В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство ответственности за свои результаты, учащимся приходится пре­одолевать значительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию морально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как физические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в фор­мировании личности школьника.

4. Формы и методы организации физического воспитания

Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминут­ки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который составляет основу об­щей физической подготовленности учащихся. Развивающий и оздорови­тельный эффект урока достигается тщательным подбором гимнастиче­ских и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, уме­лой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий.

Структура урока физической культуры должна соответствовать как общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществ­лялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с этим требова­нием наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая:

Вводная часть урока (10-15 минут), назначение которой в том, чтобы подготовить учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие упражне­ния на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача, поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего максимума за счет разучивания и выполнения основных физических упражнений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спокойное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся, физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом раз­витии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор упражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соответствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач физи­ческого развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения пре­дусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, орга­низованное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учеб­ного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и про­водится в течение 10-15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, под­готавливает учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоя­щем учебном процессе, помогает быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет собой индивидуальной утренней гигиенической гимнас­тики (зарядки), смысл, значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учитель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы на уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на предупреждение переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической рабо­тоспособности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напря­женной работы, сохранение хорошей осанки, снятие отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учащихся.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и раз­жимания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц ниж­них конечностей и др.(4-5 упражнений с общей продолжительностью 1,5-2 минуты).

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной шко­лы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для других возрастных групп.

Организованное проведение перемен используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. С этой целью на большой перемене может быть организован активный отдых учащихся с помощью разумных движе­ний в форме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся та­кие мероприятия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешколь­ная воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений .

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумно­го режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочув­ствия, о здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигие­не тела, о способах закаливания организма и т. д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также воп­росы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед, докладов, лекций, встреч, вечеров спортивных династий, пресс-конферен­ций с участием выдающихся спортсменов и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а также метод положительного примера.

2. Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные сек­ции, физкультурные кружки. Основным методом при этом выступают физические упражнения или физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от приучения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрят­ности, чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в заня­тиях различными видами физической культуры и спорта, совершенствова­нию способностей в одном из них.

3.Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе.
К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады, спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т. д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически правильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную активность учащихся.

4.Использование естественных сил природы (солнца, воды, воздуха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, организу­ются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т. д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осуществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, детскими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортив­ными базами (стадионы, катки, бассейны и т. д.), добровольными спортив­ными обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворцами молодежи и т. д.

5. Валеологическое воспитание

Общественная и личностная значимость обеспечения здорового поко­ления обусловили активное развитие в последние годы науки об оздоров­лении организма человека - валеологии . «Валео» (лат.) - означает здрав­ствовать, быть здоровым. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезни или физических недостатков, но и сохранение единства телесного, интеллектуального, нравственно-психологического и духовного благосостояния человеческой личности.

Валеология – интегрированная наука о духовном и физическом здоровье человека и всего человеческого общества на новом этапе его духовно творческой эволюции в его неразрывной взаимосвязи с оздоровлением окружающей природы.

В связи с этим появилось и новое направление в воспитательной деятельности учебно-воспитательных учреждений - валеологическое воспитание . Физическое воспитание является важнейшим условием сохранения, укрепления здо­ровья и обеспечения здорового образа жизни.

Содержание воспитательной работы включает усвоение учащимися сути таких понятий как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей, формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное) воспитание; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье – безопасность уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой.

Валеология как наука о включении человека в формирование своего здоровья, находится в стадии становления. Непрерывное валеологическое образование является целиком инновационным и наиболее эффективным на современном этапе подходом к проблеме формирования здоровья каждого человека и содействия здорового общества в целом. Специфические особенности воспитания культуры здорового образа жизни проявляются в следующих принципиальных идеях и положениях:

Бережное отношение к своему здоровью является главной обязанностью каждого человека;

Каждый гражданин ответствен не только за свое здоровье, но и за здоровье
своих детей и внуков. Его образ жизни определяет здоровье будущих поколений;

Охрана здоровья здоровых является общегосударственной задачей и прямой обязанностью тех специалистов, для кого объектом их профессиональной деятельности является человек;

В условиях экологических отношений успеха в жизни и делах социального благополучия смогут достичь, прежде всего, психически и физически здоровые люди.

Пути осуществления валеологического воспитания учащихся

1. Организация необходимых санитарно-гигиенических условий оздоровления учащихся

- планирование учебной нагрузки учащихся в течение дня, недели, четверти и т.д. с учетом биоритмов развивающейся личности;

Создание базисных условий для полноценной жизнедеятельности учащихся в ходе учебного дня (режим и сбалансированность питания в столовой, соответствие размеров мебели возрасту учащихся, освещенность, проветриваемость и чистота учебных кабинетов и т.д.)

2. Физическое и нравственно-психологическое оздоровление учащихся в ходе учебной и внеклассной деятельности

1. создание благоприятного психологического климата в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

2. создание учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников;

3. организация консультаций и других видов помощи учащимся;

4. устранение монотонности и однообразия обучения;

5. физическое развитие в процессе внеклассных занятий (походы, игры, соревнования и др.)

Функции педагога в процессе валеологического воспитания

1.Диагностическая (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью, соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи).

2.Профилактическая (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдение правил личной гигиены и поведения на воде, влияние на здоровье пагубных привычек и т.д.).

3. Корректирующая (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдение режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.).

4. Консультативная (привлечение к валеологической пропаганде среди
учащихся психологов, психотерапевтов, врачей и т.д.).

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни : отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Валеологическое воспитание подрастающего поколения задача большой государственной важности. От учителя требуется воспитание не только образовательных функций, но и образовывать тело, психику, ум, нравы и духовную сферу учащихся. Учителю следует наблюдать за здоровьем учащихся, следить за отклонениями зрения, слуха и благосостояния каждой личности.

Для того, чтобы ребенок был умным и сообразительным, он должен быть, прежде всего, здоровым. Это один из базовых принципов, на которых основывается воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Именно состояние здоровья ребенка – это важный показатель, достояние, огромная ценность и неотъемлемое условие полноценного развития. К сожалению, данные статистики в последние годы не утешают и свидетельствуют о том, что здоровому образу жизни школьников уделяется недостаточно внимания. В результате чего с раннего возраста проявляют себя болезни и отклонения как в умственном, так и в физическом развитии. Стоит ли говорить о том, что к 25-30 годам о себе дают знать целые «букеты» различных заболеваний.

Кто должен заниматься воспитанием здорового образа жизни у школьников?

Сложно спорить с том, что первоочередную роль в формировании культуры здорового образа жизни играют родители учеников. Только на первый взгляд может показаться, что ребенок в семье учится только ходить, разговаривать, выполнять элементарные действия. На самом деле, у него с первых месяцев жизни формируется свой собственный образ жизни, а мама и папа в этом являются примером.

В школьные годы к воспитанию здорового образа жизни присоединяются учителя. Многие родители на этом этапе облегченно вздохнут и порадуются, что теперь воспитанием их детей займется профессиональный педагог, а по возможности – еще и различные кружки и секции. Все это только дополнительные помощники, и на них перекладывать функцию воспитания ЗОЖ школьника никак нельзя. Во-первых, апатию родителей и их отстраненность дети замечают сразу.

А во-вторых, после этого они подсознательно думают, что воспитание на этом окончено, и никакие учителя «не имеют права навязывать свои правила жизни». Все это приводит к печальным последствиям.

Здоровый образ жизни – это множество составляющих и целая совокупность взаимосвязанных факторов. Его формирование зависит от наследственности и биологических особенностей организма, условий окружающей среды и социального окружения, функционирования органов здравоохранения и режима труда и отдыха.

Основные принципы формирования культуры здорового образа жизни

Сбалансированное питание. Обращайте внимание на то, что принято кушать в семье, какие блюда приветствуются, а на какие накладывается строгое табу, соответствует ли режиму подача завтрака, обеда и ужина. Не показывайте своим примером, что можно употреблять полуфабрикаты и продукты фаст-фуда.

Физическое развитие. Самый элементарный минимум – это зарядка, утренняя и вечерняя. В качестве дополнительно развивающих мероприятий – занятия в фитнес-центрах и в спортивных секциях. И снова не забываем о том, чтобы показывать все на своем примере.

Закаливающие процедуры. Далеко не все родители приучают ребенка к закаливаниям. Начинать лучше с контрастного душа, а не с внезапного обливания холодной водой. Постепенно организм школьника привыкнет как к перепадам температур, так и к воздействию холодной воды, а это здорово укрепляет иммунную систему. Это значит, что простудные заболевания и вирусные инфекции будут обходить ребенка стороной.

Организация режима отдыха и сна. Если в младшем школьном возрасте еще не стоит проблема позднего засыпания, то в старших классах она наиболее распространенная. Склонность многих подростков к ночному образу жизни приводит к ослаблению организма и нарушению важных функций в его жизнедеятельности. Если интересы школьника сводятся только к времяпровождению в интернете, то никакой усталости к вечеру он не будет чувствовать. Если же в течение дня он занимается в секциях или проводит время на улице со сверстниками, то к вечеру организм, естественно, будет требовать отдыха. А значит, укладывание спать будет происходить вовремя.

Соблюдение личной гигиены. Это неотъемлемая составляющая процесса приучения к здоровому образу жизни. Чистка зубов и мытье рук после улицы и общественных заведений – элементарные правила соблюдения личной гигиены. Если родители правильно объяснят необходимость этих действий и приучат к их регулярному выполнению, проблем со здоровьем будет возникать гораздо меньше.

Недопустимость вредных привычек. Родители совершенно напрасно думают, что если на глазах у ребенка курить и выпивать по выходным, ему не захочется это повторить. Вероятность того, что ребенку захочется попробовать то, что делают взрослые, крайне велика. И потом будет гораздо сложнее объяснять, почему нельзя этого делать, чем с самого начала не показывать вредные привычки.

К здоровому образу жизни не так просто приучить, как это может показаться на первый взгляд. Школьники, в первую очередь обращают внимание на то, как ведут себя родители и ближайшие взрослые знакомые люди. Над этим нужно задумываться с самых первых лет жизни ребенка, чтобы потом не пытаться переубедить его в том, что он видит своими глазами.

Людмила, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

2. Воспитание здорового образа жизни студентов

Воспитание есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию (энтелехию) человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение, изменение и развитие генетических человеческих задатков. Воспитание в широком смысле слова является единственным универсальным средством развития. Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.

Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.

Самый главный порок современной образовательной системы состоит в том, что она фактически игнорируют требование научной педагогики о первостепенном обучении учащихся самопознанию и саморегуляции тела, личности и души. В ней господствует технократический формализм. Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов.

Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.

Много современных молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. Причем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.

Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих вузах проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья студентов. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: по качеству энтелехии они все разные. У них разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.

Диагностические тесты М. Люшера и Л. Бондс стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.

По существу, образ жизни человека и есть реальное объективное образование в действии, то, чем он является на самом деле. Это внутренний и внешний облик его тела, личности и души в самодвижении.

Следует отметить, что зачатки образа жизни, закладываются в раннем детстве. Из бесед с родителями студенты обнаруживают, что их отцы и матери никогда не задумывались над этими вопросами. Главным стимулом для зачатия было желание иметь ребенка. Большинство студентов желанные дети для своих родителей. Но нередко встречаются и зачатые случайно. Как правило, случайно зачатые дети получали неадекватное семейное воспитание, на них сильное влияние оказывает "синдром предков". О влиянии "синдрома предков" на образ жизни студентов узнают, составляя свое "генеалогическое древо" по методике А.А. Щунтценбергер.

Так, некоторые нежеланные дети, которые испытывают некоторые ущемления и внутреннюю тревогу для желания самовыражения, переходят на образ жизни, в котором бытует алкоголь и табак. Например, студентка испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя и чувства удовлетворенности. Понимает, что сама не может изменить ситуацию, однако не желает безоговорочно вверять свою участь в чужие руки, даже любимому мужу. Оказывает сопротивление обстоятельствам и отношениям, накладывающим на нее ответственность, в которой она видит помеху. Считает, что жизнь может предложить ей гораздо больше. Стремление выбраться из этого неудовлетворенного состояния приводит к беспокойству и неустойчивости.

В целях направления студентов на путь ведения здорового образа жизни во многих вузах со студентами проводятся индивидуальные и групповые консультации-тренинги по нормализации их состояния.


3.Основы здорового образа жизни студента

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

2. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.

Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Заработная плата, уважение коллег и т.д.). то нам необходимо быть здоровыми и сильными, морально устойчивыми к стрессам, закаленными, выносливыми. Поэтому я считаю тему: "Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья" наиболее актуальной в наше время. Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни Каждый человек стремится к полноценной и...

Умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Организация режима питания Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - это физиологически...

Самовоспитания, реализации здорового образа жизни. 2. задачи и методы исследования Задачи исследования: - изучить литературу

А.М.Щеглова

МКОУ «Становская средняя

общеобразовательная школа»,

учитель

(Курская область, Тимский район, село Становое)

«ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровое развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Говоря о здоровом образе жизни у детей, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается недостаток движения на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача педагогов - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. На сегодняшний день тема актуальна, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Здоровый образ жизни – это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высочайшие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни-это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослые, окружающие ребенка, создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Сбережение здоровья может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико - гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Многие современные исследователи считают, что здоровье – это максимальная производительность органов, в полной мере сохранившихся свои функции, и оценивают его как состояние организма, обеспечивающего полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности человека.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

Медико-гигиенические технологии (МГТ);

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Педагогические условия по формированию здорового образа жизни широко представлены в трудах педагогов Я.А. Коменского, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина и др. В настоящее время образование в области пропаганды здорового образа жизни ведется на основе преподавания учебных предметов (биология, химия, физика, физкультура и др.), внеклассной и внешкольной работы (факультативы, кружки и т.д.). Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Цель нашего общества – увеличение информированности и знаний школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления; укрепление отрицательного отношения школьников к употреблению вредных веществ; привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных веществ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001.

2. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971.

3. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

6. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

7. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3.

8. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003.

9. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4.