Самые красивые девушки афганистана. Жизнь без паранджи


Постоянные проявления разных форм насилия в отношении женщин, низкий уровень здравоохранения и отчаянная нищета сделали Афганистан самой опасной страной в мире для женщин.

На втором места находится Демократическая республика Конго из-за ужасного уровня изнасилований и сексуальных преступлений, жертвами которых становятся женщины.

Пакистан, Индия и Сомали заняли, соответственно, третье, четвертое и пятое места по результатам глобального исследования, направленного на изучение всевозможных угроз для женщин в разных странах мира.

В число таких угроз входят домашнее насилие и экономическая дискриминация, умерщвление плода женского пола (уничтожение плода в матке), принудительное изменение половых органов и многое другое.

Обзор, составленный обществом Thomson Reuters Foundation, размещает Афганистан в верхней части списка самых неблагоприятных и опасных в мире стран для женщин.

Специалисты программы TrustLaw попросили 213 экспертов по гендерным вопросам оценить страны по общему уровню опасности, а также по шести категориям риска.

В потенциальные риски входили угрозы для здоровья, сексуальное насилие, несексуальное насилие, культурные или религиозные факторы, отсутствие доступа к ресурсам и торговля людьми.

1. Женщины в Афганистане - это практически полное отсутствие экономических прав, что представляет серьезную угрозу для жизни и благополучия. Афганский солдат использует деревянную палку для поддержания порядка среди женщин, которые стоят в очереди в ожидании гуманитарной помощи в гуманитарном центре Всемирной продовольственной программы в городе Кабул, 14 декабря 2001 года.

ООН начала свою крупнейшую в мире программу распределения продовольствия в афганской столице, раздавая мешки пшеницы более чем трем четвертям населения разрушенного войной города. 2

2. «Продолжение конфликта, авиаудары НАТО и практически полное отсутствие гуманитарной программы сделали Афганистан очень опасным местом, для женщин», рассказывает Антонелла Нотари, глава ассоциации «Women Change Makers» - группы, которая оказывает поддержку женщинам по всему миру.

На фотографии - женщина проходит мимо полиции спецназначения на стадионе Кабула, 23 февраля 2007 года.

3. Пострадавшую женщину увезли с места взрыва в Кабуле 15 декабря 2009 года. По крайней мере, четверо гражданских лиц были убиты при взрыве бомбы террориста-смертника, находившегося в автомобиле неподалеку от отеля, в котором останавливаются преимущественно иностранцы, в главном дипломатическом районе Кабула и через дорогу от дома бывшего вице-президента.

4. Афганская женщина рядом с постелью дочери в больнице города Чарикар, 11 мая 2009 года. Почти 50 афганских подростков находились в больнице после попадания неизвестного газа в школу для девочек в северном городе Чарикар, это уже второй случай массового отравления учащихся женского пола за месяц. Нападения на школы для девочек участились, особенно на востоке и юге страны.

За год до этого, группе школьниц в Кандагаре плеснули кислотой в лицо мужчины, которые возражали против их права посещать школу.

5. Почти полное отсутствие экономических прав подвергает опасности жизни жительниц Афганистана. На фотографии: женщины просят милостыню на дороге в Кабуле, в то время как падает снег, 13 января 2009 года.

6. “В Афганистане, у женщин есть один из одиннадцати шансов умереть при родах.” Афганские матери посещают клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

7. Семнадцатилетняя Шамсия, в лицо которой плеснули кислотой талибы, лежит в госпитале в Кабуле, 15 ноября 2008 года.

8. Родственница афганского заключенного плачет за пределами Пули-Чархи на восточной окраине Кабула, Афганистан, 28 февраля 2006 года.

Осада в Пул-и-Чархи, крупнейшей тюрьмы в Афганистане, продлилась несколько дней, но правительство до последнего выражало надежду на мирное разрешение конфликта, вопреки кровавым восстаниям сотен заключенных.

9. Женщины, посмевшие выделиться или претендовать на какую-то значимость, подвергаются постоянной угрозе насилия и смерти.

На фотографии - поврежденный плакат афганской женщины, решившей баллотироваться в депутаты парламента, на стене в Герате, западной части Афганистана, 8 сентября 2010 года.

10. Афганская женщина в традиционной парандже-бурке на дороге на фоне броневика с вооруженными солдатами Северного Альянса на окраине Джебель ус Серадж, приблизительно в шестидесяти километрах к северу от афганской столицы Кабула, 4 ноября 2001 года.

Северный альянс, группировка в основном этнических узбекских и таджикских бойцов на севере страны, воспринимается с подозрением и враждебностью этническими пуштунами, которые живут в других областях.

11. Афганские женщины ждут своей очереди в распределительном центре Всемирной продовольственной программы (в Кабуле, 10 февраля 2011 года.

12. Афганская девочка трогает протез ее матери в ортопедическом центре Али Абад в Кабуле, 12 ноября 2009 года. Центр, которым руководят основном инвалиды, направлен на обучение и реабилитацию жертв противопехотных мин и людей с любым типом физического уродства или неполноценности, чтобы помочь их более эффективной интеграции в общество.

Они также обеспечивают пациентов беспроцентными микрокредитами на суммы до шестисот долларов сроком до восемнадцати месяцев.

13. Афганская мать держит своего ребенка, в то время. как она посещает клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

Женщины умирают во время родов, каждый день в Афганистане, стране с одним из самых высоких уровней в мире материнской смертности.

14. Афганская женщина в парандже со своим сыном, чьи ноги были ампутированы, просит милостыню на одной из улиц Кабула, 4 августа 2008 года

15. Женщины, которые делают попытку высказаться или взять на себя общественные роли, которые бросают вызов укоренившимся гендерным стереотипам того, что является приемлемым для женщин, в том числе, женщины, осмеливающиеся работать полицейскими или ведущими новостей, часто подвергаются запугиванию или насилию.

Женщина на фотографии приняла участие в мероприятии, чтобы обсудить кандидатов в президенты в Кабуле, 11 августа 2009 года.

16. Ошеломляющий уровень сексуального насилия на востоке Демократической республики Конго делает эту страну вторым наиболее опасным местом для женщин.

Одно из недавних исследований, проведенных американскими специалистами, утверждает, что более 400.000 женщин насилуют там каждый год. ООН признала Конго столицей изнасилования мира.

На фотографии - женщина, которая недавно перенесла операцию, лежит на больничной койке в больнице общего профиля в Дунгу на северо-востоке Конго, 17 февраля 2009 года.

17. “Правозащитники говорят группы боевиков и солдаты выбирают в качестве объектов насилия женщин всех возрастов, в том числе девочек в возрасте трех лет и пожилых женщин”, гласят данные проведенного исследования. ” Женщины подвергаются групповому изнасилованию, изнасилованию с помощью штыков, а также были случаи того, как после совершенного насилия, женщинам стреляли в половые органы.

На фотографии - люди бегут после возобновления боевых действий в деревне Кибати, 7 ноября 2008 года. Боевые действия между повстанцами и правительственными войсками вспыхнули на востоке Конго, также лидеры африканских стран призвали к немедленному прекращению огня, чтобы положить конец конфликту.

18. Мать кормит грудью своих двух истощенных детей в католическом центре гуманитарной миссии в захваченном повстанцами Рутшуру, в 70 километрах (50 милях) к северу от Гома на востоке Конго, 13 ноября 2008 года.

19. Женщина, лишившаяся крова над головой в результате войны, молится во время воскресной службы в церкви в центре Дон Боско в Гома на востоке Конго, 23 ноября 2008 года.

20. Женщина, оставшаяся без крова над головой в результате войны, находится в палатке с ребенком во временном лагере в Кибати возле Гома на востоке Конго, 13 февраля 2009 года.

Военные власти Конго утверждают, что более сорока руандийских повстанцев хуту погибли при воздушном налете По информации правозащитников в ходе военных действий погибли около ста мирных жителей.

21. Женщины из церковного хора сидят на скамейках на фоне потоков застывшей лавы, образовавшейся вследствие извержения вулкана в 2002 году в восточном конголезском городе Гома 14 августа 2010 года. 22

22. Солдат правительственных войск несет младенца на спине в Мушаке на востоке Конго, 26 января 2009 года.

23. Перемещенные в результате войны 71-няя Элен Намикано, семидесятипятилетняя Ребекка МартаКаниги, 65-няя Венанция Ндамкунзи 74-няя Атия Юджиния Мобато сидят вместе на ступенях здания в деревне Мугунга, к западу от восточного конголезского города Гома, 24 августа 2010.

Все четыре женщины уже не раз бежали от боевых действий в провинции Северное Киву на протяжении последних четырех лет, несмотря на усилия по установлению мира в Демократической Республике Конго.

24. Умирающая женщина из Руанды пытается кормить грудью ребенка рядом с сотнями трупов, ожидающих похорон в братской могиле недалеко от лагеря беженцев Муниги, в двадцати километрах к северу от Гома.

25. Пакистан занимает третье место на основе культурной, племенной и религиозной практики, которая наносит ущерб женщинам. “К числу угроз относятся нападения с применением кислоты, детский и принудительный брак и наказание или возмездие путем забивание камнями, а также другое физическое насилие”.

На фотографии женщину утешает ее мать во время ожидания медицинского обследования в госпитале в регионе Сват, расположенном в беспокойном районе на северо-западной границе Пакистана 21 марта 2010 года.

26. Дочери пакистанской христианской женщины, Азии Биби, с фотографией своей матери у своего дома в Sheikhupura в провинции Пенджаб в Пакистане 13 ноября 2010 года.

Азия Биби, христианская мать четверых детей, была приговорена к смертной казни за богохульство.

27. Мукхтаран Май дает интервью в школе в Меервала, расположенной в районе Музаффаргарх в центральной провинции Пакистана Пенджаб, 22 апреля 2011 года.

Май, пакистанка, ставшая жертвой коллективного изнасилования, санкционированного сельской общиной, стала символом угнетенной женщины страны.

28. “Пакистан имеет один из самых высоких коэффициентов убийств из-за приданного, так называемых убийств чести и ранних браков.” По словам комиссии по правам человека в Пакистане, по меньшей мере тысяча женщин и девушек умирают из-за так называемых «убийств чести» ежегодно.

На фотографии - школьники поют национальный гимн Пакистана во время репетиции в мавзолее Мухаммеда Али Джинна, основателя Пакистана в Карачи, 13 августа 2009 года, накануне Дня Независимости.

29. Индия является четвертой самой опасной для женщин страной. “Центральное бюро исследований в Индии отмечает, что в 2009 году около 90% оборота в торговле людьми произошло в стране и, что на тот момент в стране было около трех миллионов проституток, из которых около 40% составляли дети.

На фотографии - женщина плачет, сидя возле своего дома после того как полиция арестовала всех членов ее семьи мужского пола в деревне Бхатта Парсаул в районе Гаутама Будда Нагар северного индийского штата Уттар-Прадеш, 8 мая 2011 года.

30. Женщины работают на луковых полях в Pimpalgaon, около 215 силометров (133 миль) к северу от Мумбаи, 23 января 2011 года. Лук является основным ингредиентом для почти всех индийских блюд.

Резкий рост цен на продукты растительного происхождения часто вызывает уличные протесты в стране, где более 40 процентов из 1,2 миллиарда населения, живет на менее чем 1,25 доллара в день.

31. Принудительные браки и принудительный труд также добавляют опасности для женщин. “До 50 миллионов девочек, как считается, ” пропали без вести” в прошлом веке из-за убийства новорожденных девочек и абортов”, рассказывают представители Фонда народонаселения ООН.

В этой стране родители предпочитают иметь мальчиков, а не девочек. На фотографии мусульманская женщина в парандже держит плакат во время акции протеста в Нью-Дели, 16 мая 2007 года.

32. Женщина несет пустые кувшины, в то время, как вторая женщина заполняет кувшин питьевой водой из пересыхающей реки в деревне Банас Сукфур, к северу от западного индийского города Ахмедабад 12 мая 2011 года.

34. Сомали, государство, находящееся в состоянии политической дезинтеграции, отличается высоким уровнем материнской смертности, изнасилования, нанесения увечий женским гениталиям и ограниченным доступом для женщин к образованию и здравоохранению.

На фотографии - сомалийские беженцы, прибывшие в лагерь Дагахали, строят временные убежища, в Дадаабе, недалеко от Кении, граница Сомали, 3 апреля 2011 года.

35. “Изнасилования случаются на ежедневной основе, а нанесение увечий половым органам, является обязательным для каждой девушки в Сомали. Добавьте к этому голод и засуху. Добавьте к этому постоянное вооруженное противостояние… и все это означает, что вы можете умереть в любую минуту, в любой день”.

На фотографии - жители Могадишо несут женщину, получившую ранения в ходе боев между миротворцами Африканского союза и исламистскими силами в столице Сомали, 28 октября 2009 года.

37. Самое опасное, с чем может столкнуться женщина в Сомали, - это забеременеть.. Когда женщина становится беременной шансы выжить у нее пятьдесят на пятьдесят, потому что дородового медицинского наблюдения нет. Нет ни специализированных больниц, ни системы здравоохранение, нет ничего.

На фотографии - женщина держит на руках своего страдающего от истощения ребенка в больнице Банаадир в столице Сомали Могадишо, 5 мая 2009 года.

Медицинская статистика свидетельствует о том, что в 80% случаев попытки самосожжения совершают молодые женщины в возрасте от 15 до 25 лет. Как отмечают врачи, основными причинами, побуждающими женщин свести счёты с жизнью, являются браки по принуждению и другие виды семейного насилия, а также безработица, нищета и наркозависимость. В результате самосожжений самоубийцы либо погибают, либо становятся пожизненными инвалидами от полученных ожогов. В 2010 году в провинции Герат на данный момент зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц.

Афганская провинция Герат. 21-летняя Захра позирует фотографу в комнате, в которой она живет вместе со своей матерью. Шесть лет назад Захра пыталась сжечь себя, поскольку не хотела выходить замуж за человека, которого выбрали ей ее родные. С тех пор как Захра подожгла себя, жених пропал и больше не появлялся. В афганской культуре обручение имеет такую же силу, как и брак, и поэтому Захра не может найти другого мужа, пока не разорвет помолвку.

15-летняя Ганифэ кричит во время первой смены бинтов, наложенных после операции по пересадке кожи в ожоговом центре Региональной больницы города Герат. Ганифэ призналась, что пыталась покончить жизнь с собой, после того, как ее избила свекровь.

Медсестра Фатима Мохаммади успокаивает Ганифэ во время перевязки. Ганифэ вышла замуж около шести месяцев тому назад. Она жила одна с родителями мужа, который уехал на заработки в Иран.

Медсестра успокаивает Ганифэ. Жизненный выбор афганской женщины максимально ограничен: у нее мало шансов получить какое-либо образование, еще меньше шансов выйти замуж по любви и практически нет шансов стать хозяйкой в собственном доме. Ее основная задача – служить семье мужа. Покинув свою собственную семью, она навсегда становится изгоем.

Мать Ганифэ поит дочку соком. «Источником насилия в жизни афганки может стать любой член ее семьи: отец, брат, муж, свекр, свекровь или золовка», – говорит доктор Шафика Эанин, пластический хирург ожогового центра.

17-летняя Фарзана и ее мать у себя дома в Герате собираются идти в частную клинику. Фарзана была помолвлена в восемь и вышла замуж в двенадцать. Девушка решила сжечь себя, после того, как ее свекор заявил, что ей не хватит храбрости сделать это.

Фарзана морщится от боли во время перевязки. В тот день униженная и подавленная она вышла во двор. Отдала мужу их девятимесячную дочь, чтобы ребенок не видел, как горит ее мать. А потом она облила себя керосином.

Фарзане меняют бинты после пересадки кожи в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Смышленая девочка, которая любила поэзию и изучение языка Дари, Фарзана мечтала стать учителем.

32-летний Джума Гюль плачет у постели своей 45-летней матери Гюль Зада, примерно за час до ее смерти в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Сын рассказывает, что за день до того, как его мать совершила самосожжение, она вместе со своими детьми пошла к сестре на семейный праздник. Казалось, что все было в порядке. Однако позже выяснилось, что женщина не принесла подарок, и родственники выругали ее за это. «Бедность – это одна из причин, по которой женщины поджигают себя,» - говорит доктор Ариф Джалали, старший хирург Региональной больницы Герата. Они наивно полагают, что смерть от самосожжения мгновенна.

Мария Жозе Брюнель, французская медсестра международной неправительственной организации Humaniterra закрывает глаза покойной Гюль Зада. «Она уже шла на поправку» – утверждал ее сын. Но на самом деле у женщины началось заражение, а у ее семьи не было денег на покупку необходимых сильнодействующих антибиотиков. В считанные дни инфекция убила женщину, пока Джума пытался наскрести необходимую сумму.

Родственницы Гюль Зада оплакивают покойную. Она всегда все делала для своих родных. «Стоило мне что-нибудь захотеть, она сразу же исполняла мой каприз» – говорит ее старший сын Джума, разнорабочий на стройке, который зарабатывает 140 долларов в месяц. «Она украшала вышивкой нашу одежду, чтобы мы не чувствовали себя хуже других»

21-летняя Ферух во время сеанса физиотерапии, основная цель которой – предотвратить атрофию мышц. Самосожжение особенно распространено в Герате и на западе Афганистана.

Марьям оплакивает свою 13-летнюю дочь, Наджибу. Девочку отдали замуж полгода тому назад, и она говорит, что свекровь облила ее бензином и подожгла. Хотя ее мать и медсестры в госпитале скептически отнеслись к этой истории, и пришли к мнению, что девочка пыталась покончить жизнь самоубийством.

Пустая кровать Наджибы. Доктора, медсестры и правозащитники полагают, что самые ужасные случаи сожжения женщин представляют собой умышленные убийства, которые лишь маскируются под самоубийства.

Лет 10 назад в парикмахерской, куда я периодически наведывалась, появилась новая мастерица. У нее были огромные черные глаза, великолепные волосы и великолепные руки: она стригла и делала прически быстро, легко и красиво. Смуглая кожа подсказывала, что она приехала издалека. Однажды мы разговорились, и она сказала, что ее родина - Афганистан. Вместе с мужем она уехала, а точнее, сбежала оттуда после прихода в власти движения "Талибан". "Нас хотели убить". В прежней жизни парикмахерша была учительницей, а ее муж - врачом. Она призналась, что очень тоскует по родине, но вряд ли туда вернется - до сих пор слишком страшно.

Тогда я не успела расспросить парикмахершу поподробнее, а потом она куда-то уехала и я позабыла о ней. Тоненькая смуглая женщина с огромными грустными глазами вспомнилась мне лишь тогда, когда на глаза попались материалы о положении женщин при режиме талибов - режиме, создавшем самую изощренную систему угнетения женщин в 20 веке.

Т.наз. Исламский Эмират Афганистан, он же государство талибов, был создан в 1996 году, а к концу 2000 года движение «Талибан» контролировало около 90 % территории страны. Талибан взял власть в руки в стране, изрядно потрепанной войной и разрухой, но еще помнящей рухнувшую в 1992 году Демократическую Республику Афганистан. Можно как угодно относиться к социалистическому режиму, но факт остается фактом: 13 октября 1978 года правительством был принят декрет о предоставлении женщинам равных прав с мужчинами, в дальнейшем были введены запрет принудительных браков, возрастные ограничения при их заключении и отменён обычай калыма. Социалистическое правительство ввело единую бесплатную 10-летнюю трёхуровневую систему школьного образования для всех детей независимо от пола. Поощрялось обучение женщин в вузах, и к концу существования ДРА в стране появилась прослойка женщин-специалистов, прежде всего врачей и учителей. (В королевском Афганистане, несмотря на известную возможность встретить на улице Кабула женщину в короткой юбке, женщины с высшим образованием были редкостью).


Директорка базово-экспериментальной школы имени Мухаммеда Эти-бара в Шахре-Нау Махмуда Азиз и заведующая учебной частью Парвин Расули. Декабрь 1981 года.

Конечно, идеализировать тогдашнюю афганскую действительность бессмысленно: в провинции, особенно в горных кишлаках, все оставалось по-прежнему, но в городах и особенно в столице процесс эмансипации женщин медленно, со скрипом - но все же пошел. Гражданская война, начавшаяся после падения ДРА, его приостановила. А потом пришли талибы, исповедовавшие, по их мнению, самый чистый ислам. Религиозная доктрина, положенная в основу государственной идеологии, создала чудовищного монстра - государство, практиковавшее гендерный апартеид.

Гендерный апартеид означал вытеснение женщин из всех сфер общественной жизни, включая банальное передвижение по улицам. В число лиц, подвергаемых комплексной дискриминации, входили все лица женского пола, начиная с 8 (восьми) лет. С этого возраста им запрещалось входить в любой контакт с мужчиной, если это не муж или родственник; учиться чему бы то ни было (да и до этого им позволяли изучать лишь Коран); выходить из дому без сопровождения мужа/родственника. Им запрещали работать вне дома (исключением стали лишь женщины-медики, и то по необходимости, т.к. мужчинам-врачам лечить женщин запретили). В результате, как свидетельствует Википедия, в одном Кабуле 7793 учительницы были уволены, а 63 школы закрылись из-за острой нехватки кадров. Но талибов данное обстоятельство не смутило: зачем школы и книги, если есть Коран?

Разумеется, суровые сторонники "чистого ислама" не могли пройти мимо внешнего вида женщин. Сначала запретили яркую одежду, потом облегающую одежду, потом каблуки, потом косметику с парфюмерией, и в конце концов остановились на обязательном ношении паранджи - мешка тусклого цвета с сеткой для глаз, в которой очень "комфортно" в летнюю жару. Как заявил пресс-секретарь талибов, открытое лицо женщины может ввести мужчину в порок, даже если он «морально чист».


Стандартный внешний вид женщины при режиме талибов.

В этом заключалась одна из главных проблем режима: как минимизировать вред, причиняемый женщинами? Ведь они так и норовят ввести в грех истинного мусульманина. Положим, их почти нет на улицах, но ведь в домах за толстыми стенами они есть! И если подойти к окну и заглянуть... о, можно увидеть женщину с непокрытым лицом! Как тут не впасть в соблазн? Чтобы облегчить мужские страдания, все окна первых этажей зданий должны были быть закрашены/заделаны, чтобы женщин внутри не было видно с улицы.

Отлично, живых женщин уже не видно. Но правоверный мусульманин может случайно увидеть фотографию или портрет женщины! А это двойной грех, поскольку пророк запретил изображать людей. Потому не позволялось фотографировать/снимать на видео, их изображения были запрещены в газетах, книгах, журналах и даже дома.

Женщин заперли в домах с законопаченными первыми этажами, им запретили свободно передвигаться, работать, учиться, читать, присутствовать на любых мероприятиях, заниматься спортом, посещать бани и больницы; им запретили даже громко разговаривать в присутствии мужчины; их больше не фотографировали и не рисовали, но зато могли продать в 10 лет, как овцу, могли насильно выдать замуж; могли избить за "неподобающую" одежду или посещение подпольной парикмахерской, за попытку научиться грамоте, за попытку выжить. Известность получил случай с женщиной по имени Латифа, которую жестоко избили за то, что она одна ходила по улице. У Латифы не осталось ни одного мужчины в роду, и она вынуждена была нарушить закон, чтобы заработать на хлеб. "Мой отец был убит в сражении… у меня нет мужа, нет брата, нет сына. Как мне жить, если я не могу ходить в одиночку?». Из-за запрещения врачам-мужчинам лечить женщин и существенного сокращения женского медперсонала смертность женщин, особенно при родах, резко пошла вверх. Женщин забивали камнями и расстреливали за "подпольную" работу; отрезали пальцы за то, что ногти на них были покрыты лаком, избивали плетьми за одежду не того цвета или фасона.

Окончательно решить "женский вопрос" все же не удалось: женщины нужны были для продолжения рода, но зато получилось вытеснить их из информационного пространства и даже из языка. Все словосочетания, где присутствовало слово "женщина", изменялись, например, "женский двор" на "весенний двор". Женщины исчезли как гражданки, как специалистки-профессионалы, как горожанки, как читательницы и зрительницы, собеседницы и соседки, как пациентки и медики, учительницы и ученицы, оставшись лишь в качестве домашней прислуги и носительниц маток. Если говорить совсем коротко и нецензурно - это был полный пиздец.

Однако не стоит думать, что афганские женщины согласились на роль безмолвных жертв. В тех условиях любое банальное действие приобретало характер акта сопротивления. Накрасить губы. Украдкой прочитать старый журнал. Выйти на улицу. Некоторые женщины-учителя продолжали преподавать в «подпольных школах» в своих домах, обучая местных детей или других женщин. За это им угрожала виселица - но они не могли иначе. А где-то в горах для женщин продолжался тот же кошмар, что и в средние века. И продолжается по сей день.

Примечательно, что апартеид талибы оправдывали заботой не только о мужчинах, но и о самих женщинах. Это так знакомо, не правда ли - оправдывать угнетение заботой об угнетаемом. Так и талибы вовсе не хотели обидеть женщин, наоборот: им создавали совершенно безопасную среду, где они могли сохранить своё достоинство и целомудрие. И еще одно: осуществлением режима угнетения занималась не только религиозная "полиция нравов", но и куча добровольных помощников. Как пишет Википедия, "многие женщины подвергались публичному наказанию без участия талибов, сами же талибы выступали против того, чтобы их члены принимали участие в наказании, описывая это так: мы не можем напрямую наказывать женщин за их проступки и поэтому возлагаем эту задачу на таксистов и продавцов, которые могут удачно давить на женщин и подавлять их, чтобы те не забывали, кто является главным в патриархальном обществе".

Не стоит думать, что с падением Исламского Эмирата Афганистан все закончилось. В настоящее время Талибан фактически контролирует около 70% территории Афганистана, в том числе провинции Гильменд, Кандагар, Пактия, Урузган, Нуристан, Кунар, Бадахшан, Забул, Газни и другие. Там по-прежнему женщины лишены прав, школы взрывают, а непокорных убивают. Да и в самом Кабуле ситуация отнюдь не радует - насилие над женщинами процветает. И конца этому пока не видно:(.


В 2010 году фотография этой афганской девушки появилась на обложке журнала "Time". Нос и уши, с одобрения одного из талибских командиров, ей отрезал ее собственный муж - в качестве наказания за попытку убежать. Ее выдали замуж в 12 лет в качестве расплаты за кровную месть - отдали против воли в семью мужа – боевика-талиба.


Женщина держит на руках ребенка перед приемом у врача в поликлинике на западе Афганистана. Она по-прежнему не смеет обнажить лицо.

Международному дню солидарности трудящихся женщин всего мира посвящается этот пост.

До конфликта и гражданской войны положение женщин в Афганистане было неплохим. Афганские женщины получили право голоса в 1919 году, в 1950-х отменили ношение паранджи, а в 1960-х годах женщины добились равенства, которое было закреплено законодательно - в Конституции Афганистана.

Два либеральных правителя

«Женский» вопрос возник в Афганистане около 120 лет назад. В 80-х годах XIX века страной правил эмир Абдур Рахман-хан, и он первым предпринял попытки запретить ранние и насильственные браки, законодательно закрепить права женщин. Жена эмира подавала собственный пример: не носила чадру, представляла мужа на заседаниях суда, каталась на лошади, участвовала в политической жизни. Абдур Рахман-хан хотел дать право женщине инициировать развод.

В 1920-е годы, после англо-русского соглашения, который гарантировал независимость Афганистана, правящий эмир Аманулла-хан, внук Абдур Рахмана, начал модернизировать Афганистан. Он провел политические и социальные изменения, которые расширяли личную свободу и гарантировали равные права всех афганцев. Социальные реформы дали возможность женщинам и мужчинах носить западную одежду.

Его жена, королева Сорайя, призвала женщин стать свободнее, и подавала свой пример. В 1926 году Сорайя обозначила свое мнение о положении женщин: «не думаю, что наши женщины созданы только для того, чтобы служить мужчинам. Женщины также должны принимать участие в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие Афганистана, и этот вклад невозможно сделать без знаний. Поэтому я считаю, что необходимо давать женщинам знания».

Амануалах Серадж аль Банет, участница борьбы за права женщина, была согласна с Сорайей: «знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными».

В 1920-е эмансипация женщин идет по всему миру, и афганки принимали участие в этом движении. В 1921 году была открыта первая школа для девочек «Мастурат». Среди выдающихся выпускниц были будущие министры, члены правящего совета и профессора университетов. В 1923 году женщинам юридически предоставили права на свободу в выборе супруга.

В 1928 году первая группа афганских женщин покинула страну, чтобы посещать школу в Турции. Одна из них была матерью основательницы афганской женской организации в Торонто, Адины Ниязи. Адина вспоминает: «Моя мать чувствовала, что ей очень повезло, ведь она одна из первых афганских женщин получила образование за рубежом».

Положение женщин в 1960-х

После того, как женщины получили право получать высшее образование, в 40-х и 50-х годах появилось много учителей, врачей и медсестер. Много женщин училось на юридическом факультете Кабульского университета. К 1960-м годам женщины могли свободно двигаться без паранджи по улицам Кабула без сопровождения мужчин.


Женщины получали высшие государственные посты, первые женщины-сенаторы были назначены 1965 году. В период 1966-1971 году 14 женщин получили пост судей исламской юрисдикции. В этот период появилось много технических специалистов-женщин, административных работников-женщин, афганки работали в Министерстве здравоохранения и образования. Были женщины и в полиции, армии, они работали в авиакомпаниях и в промышленности: текстильной, керамической и пищевой. Были даже афганки-частные предприниматели.


В 1973 году Мухаммед Дауд стал во главе Афганистана. В это время фундаменталистские экстремисты начали работать против Дауда и его реформ.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Работали программы по борьбы с неграмотностью среди женщин.


Для них создавались специальные образовательные и профессиональные курсы, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом. Афганки могли устроиться на работу в государственные структуры, при равной с мужчинами оплате труда. Все эти мероприятия способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь.

Книжный магазин в Кабуле в годы "советской оккупации":


Мода в Афганистане

В 1960-е больше двух третей женщин Кабула одевались на западный манер. Афганское пальто стало визитной карточкой модного Кабула. Одной из культовых фигур афганской моды стала Жанна Бичер. Бичер создала швейную школу при поддержке Vogue Pattern Services - это одна из немногих компаний, которая имеет право копировать модели известных дизайнеров.

В 1969 году молодой дизайнер Сафия Тарзи привлекла внимание журнала Vogue.


Тарзи помогла размыть границы между мужской и женской одеждой, «мешала» западный и восточный стиль в одежде. Разрабатывала тюрбаны и жилеты на западный манер, чтобы их можно было носить с юбками и чулками. В 1969 году был выпущен знаменитый номер Vogue, в котором представили историю афганской моды и назвали «Афганской авантюрой». Помимо моделей и древних руин в номере появилась Сафия Тарзи.

Жанна Бичер после выхода журнала заметила интерес кабульских женщин к западной моде. Она создала план по организации швейной школы в Кабуле, чтобы научить женщин жить одежду по западным лекалам. Жанна Бичер смогла договориться с Vogue Pattern Services, чтобы кампания пожертвовала 200 моделей для школы. Курсы окончили 32 афганки, которые учились шить под руководством дух американских инструкторов. В школе подготовили 15 модельеров, что для того времени было прорывом в области Высокой моды Кабула.

Гражданская война

Однако начавшаяся гражданская война приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.

Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.

В 1994 году талибы появились в Кандагаре, а затем пришли к власти в Кабуле в 1996 году. Они сразу же навязали свои понятия и жизнь женщин по «законам Шариата», хотя это больше напоминало «гендерный апартеид». Женщинам запретили работать, закрывались школы для девочек. Женщины лишись всех прав, которых добивались и над которыми работали в последние десятилетия. Теперь им даже не разрешалось покидать свои дома, они могли это сделать только в сопровождении родственника мужского пола и полностью окутанные в паранджу. Женщины были заключены в тюрьму, подвергнут пыткам и казнены за «моральные преступления», такие как «проституция» и «неверность», их часто избивали талибанские полицейские за то, что был видны лодыжки или запястья. Департамент талибов по поощрению добродетели и предотвращению порока становился все более мощным, и находил новые способы наказания за несоблюдение правил в отношении женщин и девочек.

Стали положение женщин в Афганистане и помощь, которую может оказать им мировое сообщество. Форум организован Фондом Первого президента РК - Елбасы и казахстанским Министерством иностранных дел. На конференцию прибыла представительная делегации афганских женщин, которые обсудили пути взаимодействия с представительницами деловых кругов нашей страны. Накануне конференции в столице Афганистана побывал корреспондент сайт и поговорил с женщинами, которые каждый день отстаивают свои права.

Большинство женщин в Афганистане полностью зависимы от мужчин / Фото Григория Беденко

Сколько людей сегодня проживает в Афганистане, точно не знает никто. Предполагается, что население этой крайне нестабильной азиатской страны насчитывает около 34 миллионов человек. Из них более половины - а это 17 миллионов - составляют женщины. Их права, а точнее, полное отсутствие каких-либо прав во время правления в стране теократического режима талибов стало одной из главных мировых гуманитарных проблем начала XXI века. Сегодня афганские женщины постепенно возвращают себе утраченную социальную роль, но это весьма непросто.

Главное занятие афганцев - торговля / Фото Григория Беденко

Говорить о мире в Афганистане, спустя почти 17 лет после свержения "Талибана", не приходится. Мира в стране как не было, так и нет. Население подвергается постоянным террористическим атакам. Относительно хрупкое благополучие установилось в городах, но и то благодаря присутствию иностранного военного контингента и активной помощи из-за рубежа в различных сферах. Самостоятельно себя поддерживать и обеспечивать хотя бы элементарную безопасность Афганистан сегодня не в состоянии. На этом фоне возникают серьёзные опасения за будущее самой незащищённой части афганского общества - женской.

Кабул сегодня / Фото Григория Беденко

Что же говорят сами афганские женщины относительно своей дальнейшей жизни в этой стране?

Лия Джавад, руководитель правозащитной организации афганских женщин / Фото Григория Беденко

Лия Джавад

Лия Джавад возглавляет женскую правозащитную организацию. Живёт и работает в Кабуле.

Я родилась и выросла в Кабуле. Когда мне было 15 лет, моя семья уехала в Пакистан, где мы прожили в статусе беженцев 20 лет, - рассказывает Лия. - После событий 2001 года мы вернулись на родину и сейчас живём в Кабуле.

Житель Кабула на горе Раббани / Фото Григория Беденко

Всё моё детство для меня было очень радостным, потому что у меня была большая дружная семья. Мы жили вместе с родственниками отца. Нас, детей, было много в доме. Семья наша очень образованная. Мой отец был на тот момент профессором Кабульского университета. В 7 лет я пошла в школу, но не смогла полностью закончить 12-летнее образование, так как тогда было принято выдавать девочек замуж в раннем возрасте. Я вышла замуж, а потом мы переехали в Пакистан.

Государственный флаг Афганистана развевается над Кабулом / Фото Григория Беденко

В Пакистане я закончила вуз по специальности "Экономика". 12 лет я преподавала в университете. Возможности задумываться о том, чем я занимаюсь сейчас, тогда не было. В 2002-м году, когда режим талибов был свергнут, мы переехали в Афганистан, и тогда я начала думать о том, что необходимо поднимать некоторые проблемы, которые на протяжении долгих лет замалчивались. Первым нашим шагом было открытие школы в провинции Лагар. Мы открывали учебные заведения подпольно, в домашних условиях, в подвалах. Обучали детей грамоте, не разделяя мальчиков и девочек. В моей семье были большие сомнения, смогу ли я работать, выдержу ли. Очень сильно переживали отец, муж. Они помогли мне выстоять, потому что поступали угрозы и было очень сильное противодействие со стороны фундаменталистов в отношении нашей работы.

Афганские мальчишки на скотном рынке / Фото Григория Беденко

В период правления талибов все школы были закрыты, - продолжает далее г-жа Джавад. - Книги для детей мы привозили на лошадях через горы, нелегально. С приходом правительства Хамида Карзая в 2002-м году мы начали работать официально. Я училась на специальных курсах в Англии в течение трёх месяцев. Там получила небольшой теоретический опыт общественной деятельности. Затем, это был уже 2006-й год, я поняла, что мне необходимо открыть свой офис.

Лии Джавад постоянно угрожают представители движения "Талибан", которое в Афганистане сегодня считается оппозиционным / Фото Григория Беденко

Потом, когда я находилась на конференции в Мазари-Шарифе, на наш офис напали. Позднее я получила угрожающее письмо о том, что я должна прекратить свою деятельность. Нам пришлось переехать в другой, отдалённый район Кабула под названием Кош-Кархан. Там мы вели свою деятельность уже подпольно.

Боевики на улицах Кабула / Фото Григория Беденко

Мне рекомендовали максимально ограничить все передвижения, а также те обращения, которые мы публиковали, призывая к справедливости в отношении тех или иных событий. Целый год мы никуда не выезжали, очень сложно было добираться до работы, домой. Дома была напряжённая обстановка. Корни моей семьи из провинции Лагар. Мы не виделись с родными.

Пожилая жительница афганской столицы / Фото Григория Беденко

Тем не менее мы продолжали свою деятельность, так как в Афганистане всегда есть люди, которым нужна помощь, в первую очередь психологическая. Работа нашего офиса началась с того, что мы начали помогать женщинам, которые овдовели, мужья которых погибли во время войны. Основной нашей задачей было показать, что они могут нормально жить, и вернуть их в общество. Мы помогали этим женщинам получить работу, организовали курсы кройки и шитья. На небольших швейных фабриках, которые есть в Кабуле, мы искали вакантные места, договаривались с хозяевами и устраивали этих девушек на работу. Они могли заработать деньги, содержать детей, - возвращались в общество.

Афганцы не теряют оптимизма / Фото Григория Беденко

Очередную угрозу мы получили в конце 2015 года, - продолжает рассказ афганская правозащитница. - Я и ещё 9 мужчин получили письма от движения "Талибан" с требованием прекратить нашу деятельность. В наш адрес была вынесена фетва. За полгода до этого в одном из домов Кабула мулла убил девочку. Мы собрали пресс-конференцию и призвали власти к тому, чтобы мечеть, из которой был тот мулла, закрыли. При мечети работало медресе. Но никакой поддержки от государства мы не получили. Нам лишь порекомендовали какое-то время пожить за пределами страны. На протяжении шести месяцев мы всей семьёй жили в Индии.

В афганской провинции царят средневековые нравы / Фото Григория Беденко

Я периодически приезжала в Кабул. Старалась поддерживать работу. Мы получали угрозы теперь уже постоянно. Мужу звонили по телефону и требовали, чтобы он на меня повлиял. Мы думали о том, чтобы даже живя в Индии нанять телохранителей себе и детям. Спецслужбы предложили мне приобрести оружие, чтобы я его носила с собой.

Парни возвращаются домой после работы в поле / Фото Григория Беденко

Основа нашей работы состоит в том, чтобы изменить систему предвзятого отношения к женщинам, - рассказывает Лия Джавад. - Я неоднократно посещала Америку, Англию, Голландию. Мне много раз предлагали оформить статус беженца и остаться в этих благополучных странах. У меня есть много друзей, которые использовали эту возможность - уехали. Они постоянно меня уговаривают уехать, чтобы не подвергать опасности семью. Но моё решение работать на благо народа остаётся неизменным. Моя семья оказывает мне моральную поддержку. Все понимают, что Афганистан - это наша родина и мы должны помочь нашей стране.

Вооружённые люди встречаются в Афганистане повсеместно / Фото Григория Беденко

Если считать то, как живут женщины в столице Афганистана, нормой для нас, то можно сформировать неверное представление о ситуации в стране. Даже то, что показывают сейчас средства массовой информации, - это лишь маленькая толика того, что на самом деле происходит сегодня. Удручающая экономическая ситуация, отсутствие хоть какой-то работы в регионах. Нет необходимости говорить, в каком положении находятся наши женщины.

Совсем недавно в уезде Баграми в провинции Кабул была сожжена молодая женщина. Виновным в преступлении оказался её муж. Как стало известно, муж этой женщины является государственным служащим. И врач, лечивший эту женщину, обратился к начальству мужа с предложением подать в суд, чтобы были какие-то юридические последствия этого преступления. Однако ответ был такой: "Если вы не замолчите, мы убьём всю вашу семью!"

Фото Григория Беденко

Сегодняшняя ситуация такова, что в стране очень много разводов, несмотря на то что Афганистан - исламское государство. Есть даже случаи, когда супруги разводятся через месяц после свадьбы. Для исламской страны это нонсенс, - продолжает Лия. - Далеко не все женщины могут спокойно жить дальше после развода. Такие женщины находятся под мощным давлением окружающих. Лишь единицы - достаточно состоятельные или образованные - могут повторно выйти замуж, родить детей. Но, как правило, женщина у нас после развода остаётся одна до конца жизни. Менталитет нашего народа таков, что вся вина за развод ложится на женщину. Согласно законам, дети до восьми лет должны оставаться с матерью и только после этого могут перейти под опеку отца. Но реальная ситуация такова, что детей забирают. В настоящее время мы помогаем таким женщинам. В нашем МВД есть специальное подразделение по борьбе с насилием против женщин. Туда очень часто обращаются, и мы помогаем пострадавшим довести дело до суда, чтобы официально оформить развод, и чтобы дети по возможности остались при матерях.

В сельской местности Афганистана существуют традиции, которые могут показаться дикими жителю цивилизованной страны / Фото Григория Беденко

Есть у нас такая традиция "бача-пуш". К счастью, она не получила широкого распространения. В силу нашей ментальности афганский народ очень любит мальчиков в семье. Когда рождается мальчик - это большая радость, родители делятся ею со своими близкими, друзьями и соседями. Когда рождается девочка, многие воспринимают это как трагедию. Традиция "бача-пуш" получила развитие в тех семьях, где много девочек. Если положение не позволяет взять вторую, третью жену, чтобы они родили мальчиков, семья принимает решение переодеть одну из девочек в мужскую одежду, дают ей другое имя. И она становится мальчиком. Все соседи в округе видят, что в этой семье есть мальчик. Всё меняется с возрастом. Когда у девочки появляются отчётливые женские черты, многие семьи запирают этих детей дома, никуда не пускают. И такие дети потом вырастают с больной психикой.

Рождение мальчика - большая удача для афганской семьи / Фото Григория Беденко

По словам правозащитницы, с 2001-го года в Афганистане отмечаются положительные изменения. Но только в крупных городах. Если смотреть на ситуацию с правами женщин, то можно сказать, что женщинам удаётся реализовать около трети своих прав. Но во многих провинциях, уездах и по сей день нет даже элементарных школ, где могут обучаться дети, не говоря уже о девочках.

Афганские бойцы в кишлаке Гузар / Фото Григория Беденко

Я сама каждый день молюсь за будущее Афганистана, - говорит Лия Джавад. - Но, к сожалению, реалии таковы, что мне оно видится сейчас достаточно смутным. И ожидания достаточно пессимистичные. В первую очередь из-за того, что Афганистана сегодня не может обеспечить свою безопасность. У нас нет налаженного производства, мы вне экономического рынка. Мы не можем существовать без иностранной помощи. Американское руководство вынесло на рассмотрение вопрос о полном выводе иностранного контингента из страны. Причина в том, что ежегодно тратится порядка 48 миллионов долларов на его содержание. Исследования показали, что если ввести в страну частные военные компании, расходы сократятся до 8 миллионов долларов.

Если иностранные силы выйдут из нашей страны, не исключено, что Афганистан столкнётся с мощнейшим кризисом. В настоящее время, несмотря на то, что в Афганистане есть крупные месторождения полезных ископаемых, страна не способна их самостоятельно разрабатывать. Нам необходима международная помощь, в первую очередь - в обучении специалистов. К сожалению, сейчас большая часть нашей молодёжи, которая получила образование в стране или за рубежом не может найти работу. Уровень безработицы растёт, и несмотря на официальные заявления властей, большая часть населения находится за чертой бедности. Я уверена в том, что если иностранная помощь перестанет поступать в Афганистан, ситуация серьёзно усложнится. И в самом ближайшем будущем Афганистан столкнётся с крупным кризисом, - убеждена правозащитница.

Кабульский пейзаж / Фото Григория Беденко

Супруг Лии Джавад - преподаватель Кабульского медицинского университета. У неё шестеро детей - двое мальчиков и четыре девочки, а также восемь внуков. Две дочки живут за рубежом. Одна из них окончила американский университет по специальности "Финансы и бухгалтерия". Все дети получили образование. Младший учится на пятом курсе медицинского университета. Первое образование Лии было экономическое. Но сейчас работа требует знания права, поэтому она изучает юриспруденцию.

Хасина Маджиди, афганская предпринимательница / Фото Григория Беденко

Хасина Маджиди

Хасина Маджиди работает в местном представительстве ООН, а также владеет собственной швейной мастерской.

Я родилась в провинции Парван, - рассказывает девушка. - Семья моя по местным меркам считается интеллигенцией. Живу с матерью и отцом. Практически всё своё детство я провела в Иране в связи с тем, что талибы захватили мою страну. Там я закончила начальную среднюю школу. Когда власть "Талибана" свергли, мы вернулись, и я закончила школу уже в Афганистане. Конечно, любое детство имеет свои яркие воспоминания, у меня их тоже немало, но, к сожалению, всё у меня связано со статусом беженца в чужой стране. Мы постоянно переезжали из одного города в другой.

В швейной мастерской Хасины / Фото Григория Беденко

Хасина не замужем, живёт с родителями, младшими братьями и сёстрами. В семье шестеро детей.

Хасина обеспечила работой шесть афганских женщин / Фото Григория Беденко

В 2010 году я закончила школу, потом поступила в вуз по специальности "Английская литература", - рассказывает Хасина. - В 2016-м году закончила вуз, но, к сожалению, не работаю по этой специальности, а занимаюсь своим небольшим бизнесом.

Девушки шьют на заказ одежду и различные изделия для дома / Фото Григория Беденко

Идея открыть свой бизнес пришла в 2014-м году. Так сложилось, что надо было зарабатывать деньги. После окончания обучения я переквалифицировалась, открыла свой небольшой швейный цех. Основная идея была в том, чтобы не только я, но и другие женщины могли иметь работу. В настоящее время я также являюсь сотрудником местного представительства ООН, но это не мешает мне работать здесь. Ко мне приходят женщины, которые хотят работать, но по каким-то причинам не могут устроиться где-то в другом месте. Лично моя цель - расти дальше, чтобы показать обществу, на что способна афганская женщина.

Девочки также учатся работать в мастерской / Фото Григория Беденко

Конечно, в частном бизнесе очень много сложностей, - продолжает Хасина Маджиди. - К сожалению, сейчас мы не чувствуем поддержки государства. Было бы неплохо получить какую-то организационную помощь. С 2017 года я невольно стала основной опорой в семье. Помогаю родителям, братьям и сёстрам. Мы понимаем, что сейчас роль и место женщин в афганском обществе незначительная. Но мы стремимся исправить это.

Хасина считает, что главное для афганской женщины - это образование / Фото Григория Беденко

Сейчас по сравнению с прежними годами статус женщины в Афганистане значительно изменился. Женщины представлены и в государственном, и в частном секторах, и в международных организациях. Это большое достижение для нас. Необходимо и дальше расширять такие возможности. Афганистан - это моя родина. Очень хотелось бы верить, что страна выйдет из того кризиса, в котором мы пребываем сейчас. В первую очередь надо менять менталитет самих женщин. Многие наши женщины сами уверены в том, что их место дома. И здесь выход прежде всего - образование, в том числе и с иностранной помощью. Образованная женщина сама выберет, что ей интересно и в какой сфере она может дальше развиваться, - считает Хасина Маджиди.

Адела Раз, заместитель министра иностранных дел Афганистана / Фото Григория Беденко

Адела Раз

Адела Раз занимает должность заместителя министра иностранных дел Афганистана по экономическим вопросам.

Если говорить о женщине в нашей стране сегодня - она сильна и очень серьёзно вовлечена в общественную жизнь, - рассказывает Адела . - Когда я впервые выехала за границу из Афганистана на учёбу, тогда действовал режим "Талибан". В те годы женщина не то что учиться или работать - из дома не могла выйти. Если бы меня тогда спросили, будет ли афганская женщина представлять интересы своей страны в мире, я бы однозначно сказала "нет". Но сегодня всё изменилось, есть поддержка женщин со стороны афганских властей в политике, общественной жизни. Сегодня женщины представлены не только в государственном, но и в частном секторе. Но тем не менее мы сталкиваемся с серьёзными вызовами, о которых вы хорошо знаете. Главный из них - неприятие растущей роли женщины определённой частью общества.

Министерство иностранных дел Афганистана - здание советской постройки / Фото Григория Беденко

У нас есть некоторые положительные изменения в различных сферах - в образовании, медицине и т.п. Я уверена, что борьба за свои права, которую ведут наши женщины и которая будет продолжаться, принесёт положительные результаты. Но на это необходимо время. Хочу также отметить, что права женщин сегодня ущемляются не только в Афганистане, но и в регионе Южной Азии в целом. Существуют определённые вызовы в политике и в экономике.

Мальчик из Кабула / Фото Григория Беденко

Очень важную роль играет экономическая независимость женщины, - продолжает г-жа Раз. - В Афганистане женщины сильно зависимы от мужчин, которые содержат семьи. Наши власти концентрируют внимание на развитии частного сектора для наших женщин. К счастью, в этом отношении у нас развитие идёт неплохо. Женщины сегодня имеют собственный бизнес и поддерживаются правительством.

Фото Григория Беденко

Наш президент Ашраф Гани всегда подчёркивает, что женщины являются важнейшей составляющей афганского общества, - говорит Адела Раз. - Главной темой конференции в Астане является экономическое развитие женщин Афганистана. Практически на всех подобных мероприятиях, которые проходили ранее, не учитывались мнения афганских женщин. Но на этот раз всё по-другому. Хочу поблагодарить за это правительство Казахстана.

Вертолёт над зданием американского посольства в Кабуле / Фото Григория Беденко

Хотелось бы ещё поблагодарить правительство Казахстана и за предоставление образовательных грантов для афганской молодёжи, в том числе для афганских девушек. Я надеюсь, что эта программа будет продолжена. В состав нашей делегации входит директор независимого департамента профессионально-технического образования. Она будет разговаривать уже конкретно о том, по каким специальности необходимо будет предоставлять гранты в перспективе. Мы сегодня остро нуждаемся в профессиональных кадрах, в том числе, женщинах, имеющих хорошее образование. Афганистан - развивающая страна, нам необходимо все, прежде всего специалисты в сфере медицины и образования, - считает Адела Раз .

Представляем вниманию наших читателей документальный фильм о борьбе афганских женщин за свои права, часть материала для которого наш корреспондент Григорий Беденко снимал во время командировки в Кабул. Оператор Эдуард Галеев .

Strana media team по заказу Фонда Первого Президента РК - Елбасы.