Что такое функция семьи. Определение понятия «функция» семьи. Понятие семьи в современном обществе
Функции семьи
- В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).
Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой - нет.
При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих - источник могущества и наследства.
Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.
Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.
Репродуктивная функция
Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция
Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.
Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция
Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция
Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая - позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция
Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция
Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция
Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
Экономическая функция
Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.
Статусная функция
Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.
Функция первичного социального контроля
Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
Функция социализации
Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
Защитная функция
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
Функция объединения усилий
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.
Литература
Андреева Т.В. Семейная психология
Определение понятия «функция» семьи
Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
1. Определение понятия «функция» семьи
2. Характеристика основных функций семьи
Вопросы для самоконтроля
Литература
Семья-социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Тем самым, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе.
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сосредоточено на закономерностях становления, функционирования и развития семьи как автономной целостности. Отсюда ее зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность.
Каковы основные функции семьи?
Под функциями семьи понимаются способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов.
Функция семьи - это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной гриппе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными процессами общества, регулируется определенными нормами.
Функции, которые выполняет семья, имеют как личностное, так и общественное значение. В научной литературе приводятся различные типологии функций семьи. А. Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков выделяют две основные группы функций семьи: специфические и неспецифические. Первые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, а вторые-это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических условиях 2 .
Семья в обществе выполняет множество функций: репродуктивная (рождение детей); воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная и др.
Обобщая исследования ведущих специалистов по проблеме, к числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня-сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая (дети-гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже XIX-XX вв. суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране приближался к 1,0-1,1. По прогнозам профессора А. И. Антонова после 2005 г. возможно падение этого коэффициента до 0,8-0,9. Данный прогноз, опубликованный в 1999 г. на страницах журнала «Социс», во многом обоснован. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем-те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться детьми не собирается. Установк5*на бездетность, к сожалению не просто имеется-она распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка в «предмет социальной роскоши», а с другой стороны-духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого-престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.
На выполнение семьей своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стоимость подобного лечения далеко не всем по карману.
Воспитательная функция обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него и оставляет в доме ребенка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма - комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
Семейная социализация- это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семейным ролям и, с другой-как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодых людей нужно готовить к семейной жизни так лес хорошо, как и к любой другой деятельности 1 .
Таким образом, важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей.
Экономическая функция - материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Материальное обеспечение зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов семьи.
Экономическая функция-одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса 2 .
Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).
На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой-субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.
Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяин, своей жизни.
Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.
В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:
1)участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;
2)это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.
Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией, социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения-эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.
Накопление богатства, приобретение собственности, движимого и недвижимого имущества ранее как бы не имело отношения к «советской» семье и было применимо лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. В 1986 г., например, советским людям принадлежало бытовых ценностей на сумму около 760 млрд руб., что было равно стоимости основных фондов промышленности или основных фондов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в Сбербанк составляли 275 млрд руб., что на 30 млрд руб. было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г.
Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.
В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т. д.) семья получала из общественных фондов потребления-то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.
Срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993-1994 гг., позволил дифференцировать население по социально-экономическому потенциалу следующим образом:
Крайне бедные-низкий доход, плохие жилищные условия, нет недвижимости;
Низкодоходные или относительно бедные-низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия;
Среднедоходные, но малоимущие-средний доход, но нет недвижимости, плохие жилищные условия;
Высокодоходные-высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
Богатые-высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних.
На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:
1)семьи первого уровня бедности (уровень нищеты)-душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;
2)семьи второго уровня бедности (малообеспеченные)-душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;
3)семьи обеспеченные-совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;
4)состоятельные семьи-совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.
Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались, не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.
Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40%.
Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душеных доходов.
Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним - двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.
К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли еще изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.
Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач:
1) установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи;
2) определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь, это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности;
3) проблемы прогнозирования уровня жизни общества. Спад производства, инфляция, обесценивание накоплений способствовали обнищанию очень многих семей. Семья с детьми повсеместно стала нуждаться в экономической и социальной поддержке государства. Но характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастаниями потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения.
В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствовании системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченности с учетом социально-экономического потенциала семей.
Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это имение то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента-самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.
С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.
В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.
Наиболее массово этот процесс происходит на селе. Это относится не только к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного, подсобного хозяйства.
В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.
Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция. Она должна изменяться в сторону обучения членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т. д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами.
Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение.
Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья членов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. С этой функцией тесно связана экономическая функция семьи, направленная на экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производительные функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной степени сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на «плечи» бытовой промышленности. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой промышленности 1 , экономический кризис делают семью относительным гарантом выживания, ибо нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план. Впрочем и число желающих вступить в брак, учитывая хозяйственно-бытовые трудности, сокращается.
Следующая функция семьи - коммуникативная. Она заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях-духовном общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни человек очень часто испытывает дискомфорт от необходимости" общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологически близкими людьми. Здесь удовлетворяется потребность, в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.
Функция семьи-эмоциональная, в результате которой удовлетворяются потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке ипсихологической; защите. В семье человек получает моральную и психологическую помощь, сбрасывает с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном и профессиональном функционировании. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества иактивно содействует сохранению их психического здоровья.
Важной для человека и всего общества в целом является социально-статусная функция. Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определенный социальный статус своим членам и осуществляет воспроизводство социальной структуры общества.
Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т. д. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают с тем, что «радость здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья-это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение «мой дом-моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья-наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в детские лагеря и учреждения отдыха недоступна для очень многих. Между тем доказано, что совместный отдых обоих супругов, а также взрослых и детей-это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей.
По мере гуманизации общества все более возрастает значение фелицитологической функции семьи . Она объединяет в себе) все вышеперечисленные функции, но в тоже время является самостоятельной. Эту функцию следовало бы осознать и целенаправленно осуществлять в каждой семье. Фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.
В итоге можно сделать вывод, что жизнь семьи весьма многогранна. С сущностью и спецификой семьи неразрывно связаны ее функции, основными из которых являются: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социального контроля, духовного общения, досуговая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и фелицитологическая. В последнее время происходит трансформация функций семьи в обществе, но не их полное исчезновение. Передав обществу некоторые социально-экономические и культурно-образовательные функции, семья сохранила другие. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, большую роль она призвана сыграть как надежное психологическое «укрытие» с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «функция» семьи.
2. Какие основные функции семьи вы знаете?
3. Что вы можете рассказать о воспитательной и репродуктивной функциях?
4. Что подразумевается под экономической функцией семьи?
5. Какие стороны жизни семьи охватывает хозяйственно-бытовая функция?
6. Назовите функцию, которая объединяет все функции семьи.
7. Какие еще функции семьи вы знаете? Расскажите о них.
Литература
1.Голофаст В. Б. Функции семьи//Семья и личность. М, 1974.
2.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
3.Пантелеева Т. С. Экономическая функция семьи. Сб. Социальная работа с семьей. М., 1995.
4.Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002,
5.Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003.
1.7. Семья: определения, типы, функции
Портрет благополучной семьи
Функции семьи.
Неблагополучные семьи
Семьи группы риска
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.
Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:
деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);
ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).
Характерными особенностями таких семей являются:
чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;
нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;
отношений и эмоциональное отвержение ;спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.
Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.
Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняется характер функций и их иерархия.
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова являются:
« - репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
Экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
Воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
Коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)»
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими:
« - хозяйственно-бытовой (она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы);
Эмоциональной (семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях, эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другого, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам);
Сферой первичного социального контроля (цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны));
Сферой духовного общения (она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи»1. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву: « специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.
Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье»1.
В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность: « Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения)»1. Таким образом, можно сказать, что способ реализации функций семьи зависит от ее структуры. Последняя включает в себя три подсистемы отношений: 1) структуру власти; 2) межличностные отношения членов семьи; 3) ролевую структуру, указывающую на то, какие роли выполняет каждый член семьи. Но нельзя забывать и о довольно важной роли семьи для социума - роль в социализации личности.
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:
§ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
§ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
§ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
§ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
§ Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.
§ Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
· наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
· стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
· порядок заключения брака (первичный, повторный);
· количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
· количество детей (многодетная, малодетная).
Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – социальный статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.
Компоненты соц. Адаптации:
1. материальное положение семьи : уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
2. психологический климат:степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
3. социокультурная адаптация . необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.
4. ситуационно-ролевая адаптация ,которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -- средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему-- низкий.
Типология семей:
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.
Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальные семьи -- те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Типология семей:
I. Патриархальная (традиционная) семья
, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.”
II. Нуклеарная (корневая) семья
представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная
, или сложная
, семья, включающая в себя два или более поколений.
III. Нестабильная семья
, этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:
ü Моногамное супружество
- это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
ü Полигамия
- брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния
- брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия
- брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
ü Экзогамные браки
относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные
браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
По критерию власти различают:
ü Патриархальные семьи
, где отец является главой семейного государства;
ü Матриархальные семьи
, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
ü Эгалитарные семьи
– равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
ü Партнерская семья
, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.
11. Проблемы семьи. Государственная семейная политика. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций.
Во-первых , большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Во-вторы х, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих , сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.