Как провести выходные с ребенком? Родительская газета. Как организовать досуг ребенка правильно


Консультация для родителей:

«Как проводить с ребенком досуг»

Досуг – это свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг – показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг – средство всестороннего развития личности человека. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портятся у него и голова, и сердце, и нравственность».

Досуг может быть разным: интересным и скучным; ярким и не очень. Организация досуга целиком зависит от каждого челна семьи, а от родителей – в большей степени. Если просто пролежать выходные у телевизора или просидеть перед компьютером, а дети будут предоставлены сами себе, то такой досуг вряд ли будет способствовать полноценному отдыху и сплочению семьи.

Досуг – это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение. Это деятельность, осуществляемая по интересам и целям, которые ставит перед собой человек.

Чтобы в вашей семье досуг был интересным, полезным и запоминающимся, предлагаем несколько советов.

В выходные дни увеличьте продолжительность прогулок. Гуляйте с детьми и проводите прогулки с пользой. Прогулки в парк, на озеро, в лес будут способствовать физическому оздоровлению, насыщению новыми впечатлениями. Пешие прогулки – отличный способ понаблюдать за птицами, животными, насекомыми, деревьями, цветами, а в зимнее время – попробовать найти самый высокий сугроб или самую длинную сосульку, покормить птичек. Осенью можно собрать опавшие листья, объяснить ребенку, почему деревья сбрасывают свой наряд. Весной интересно понаблюдать за журчащими ручейками, набухшими почками, первыми цветами мать-и-мачехи. Можно поиграть в подвижные игры, поискать грибы, цветы, листья, шишки, камешки и др. Зимой хорошо прокатиться на лыжах, на коньках. Да и вообще покататься с горки на санках – эта забава придется по душе даже родителям. Летом можно прокатиться на велосипеде, освоить роликовые коньки.

Во время совместных прогулок нежелательно решать конфликты, так как это создает некую напряженную среду, которую дети непременно почувствуют.

Если погода на улице не позволяет гулять, можно сходить в музей, на выставку или сходить в гости. Ребенок активно развивается тогда, когда приобретает новый чувственный опыт, обогащается яркими впечатлениями и интересным общением.

Если же вы остались дома, то здесь тоже много вариантов. Можно рисовать, лепить, собирать пазлы, спеть караоке, поиграть в магазин, устроить домашний кукольный театр. Если ребенок постарше, можно вовлечь его в процесс приготовления обеда. Натереть на терке вареные овощи для салата, почистить яйца, слепить пирожок, наконец, помочь в сервировке стола – это вполне под силу детям с 5-6 лет.

Большинство праздников справляется в выходные дни: дни рождения, крестины, свадьба и др. Праздник – это день, посвященный отдыху по случаю какого-либо события. Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из его членов. По-особому нам, родителям, конечно же, хочется отмечать дни рождения детей. Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, его родители сумеют правильно организовать его. Конечно, можно раскошелиться на клоунов и артистов. Но можно взять смелость попробовать организовать праздник самим. Немного времени, минимум затрат – и комната украшена шарами и плакатами, гостей именинника с порога ждут разные игры и конкурсы. Даже отмечая дни рождения на природе, можно придумать разные забавы. Например, поиски клада по карте. Или разные эстафеты на 2 команды. Если ваша фантазия «молчит», на помощь всегда придет Интернет.

На протяжении всего периода взросления ребенка за организацию его свободного времени отвечают именно родители, которым нужно учесть несколько простых советов по поводу того, как организовать досуг детей.

Для того чтобы ребенок всегда чувствовал любовь и привязанность родителей, им нужно хотя бы час или два проводить вместе с детьми. Это положительно скажется на укреплении семейных отношений, и на построении взаимопонимания между поколениями. Когда родители найдут достаточно времени для своих детей, только тогда будет происходить правильная организация детского досуга.

Лучший досуг для детей - интересные увлечения

Для того чтобы ребенок с утра и до самого вечера не портил себе зрение возле монитора, постарайтесь занять его интересными увлечениями. Для этого не нужно предлагать современному ребенку собирать различные фантики или марки, такие способы проводить время остаются уже в прошлом, но Вы можете предложить ребенку заняться каким-нибудь видом спорта. Любой малыш проявит интерес к видам спорта , которые имеют очень интересное название и времяпровождение. Таким видом спорта может быть айкидо - борьба, которая может подойти и для мальчиков , и для девочек.

Все это касалось спортивного досуга ребенка. А как же быть с интеллектуальным досугом? Для каждого малыша умственный отдых - основа получения большого багажа знаний, и всестороннего развития. Можно попробовать заинтересовать ребенка игрой в шашки или шахматы, которые помогут развить у него математические наклонности и стратегические способности. Если ребенок не проявляет желания к шахматам или к шашкам, то можно попробовать организовать его досуг за игрой в монополию, или собрать мозаику.

Время суток играет важную роль в досуге детей

Если подходить серьезно к этой задаче, то может возникнуть вопрос: Как организовать досуг детей в зависимости от времени суток? Для того чтобы досуг ребенка был организован правильным образом, нужно уделить особое внимание распределению всех развлечений по времени, то есть для каждого вида досуга должно быть свое время и место.

Например, для интеллектуального досуга больше подходит день, с трех до пяти часов дня. В этот промежуток времени у ребенка, по словам специалистов, наблюдается особая концентрация внимания и стремление развиваться в умственном плане, а спортом предпочтительнее всего заняться с ребенком в вечернее время суток. Подобное распределение пассивного и активного досуга, положительно скажется на развитии вашего ребенка, и тем самым будет способствовать Вашему сближению с ним и поможет ему стать здоровым и умным человеком.

Инструкция

Парки и водоемы.
Самый простой вариант организации досуга на «каждый день» - это выход из привычного двора и района в парк. Прекрасно, если парк будет с водоемом. Дети очень любят воду. В парке с ребенком можно наблюдать за растениями, может быть, даже посадить свое собственное дерево и ухаживать за ним. Собирать листья деревьев для гербария или просто большой букет полевых цветов. Также вы можете предложить ребенку взаимодействия с – вашими собственными, если в парке позволено гулять с ними или, например, с утками, плавающими в водоемах. Можно рассказать ребенку о них, заинтересовать, а позже даже подарить ему книжку о них, приучая не только к заботе о братьях наших меньших, но и к чтению.
Опасности: дети у открытых водоемов требуют постоянного внимания, так что расслабиться вам не удастся, все время придется быть начеку. Кроме того, не смотря на заверения эпидемиологических служб о том, что парковые зоны обрабатываются, по возвращению домой все же осмотрите ребенка на предмет укуса клеща.

Море и пляж.
Жарким днем можно отправиться на пляж. Не забудьте игрушки, формочки, ведерки и совки. Все, что может пригодиться для того, чтобы построить целый удивительный песчаный замок. Это поможет развить у ребенка пространственное воображение и моторику пальцев. Научите ребенка плавать, это не только укрепит его мышцы, сделать бодрым, но и усилит иммунитет. Возможно, ребенку так понравится это занятие, что в зимнее время он будет заниматься плаванием в , борясь со сколиозной осанкой, наблюдаемой практически у абсолютного большинства .
Опасности: немного другой температурный режим, нежели у взрослых. Не оставляйте ребенка на солнце без головного убора. Обрабатывайте кожу лосьонами, предохраняющими от ожогов, и следите за чадом во время купания.

Поход.
Недорогой вариант для тех, кто обладает свободным временем и необходимым оборудованием – сходить в поход в пригороде. Для детей это будет настоящее приключение, полное тайн и опасностей. А если вы еще и придумаете какую-то историю с сокровищ, это будет очень ярким воспоминанием на всю жизнь. Дети очень любят строить маленькие домики и шалаши, ставить палатки, готовить еду на костре. Не поленитесь, устройте для ребенка настоящее приключение.
Опасности: отправляясь на природу, предусмотрите все необходимое. Обязательно возьмите репеллент от комаров, мелки от клещей. Не доверяйте самостоятельно делать опасные вещи – рубить дрова или воду из реки, разжигать костер контролируйте процесс.

Выезд за .
Если вы можете себе позволить всей семьей отдохнуть за границей, не упускайте своего шанса. Это прекрасная возможность не только насладиться отдыхом у моря вдали от всех проблем и забот, полностью посвятить время друг другу, но и увидеть новые страны, побывать на экскурсиях, попрактиковать иностранный язык. Такой отдых будет полезен как детям, так и взрослым.
Проводите больше времени с детьми, ведь время и ваша любовь – самое ценное, что вы можете им дать!

Видео по теме

Источники:

  • Правильная организация досуга детей Воспитание детей в семье

Многие мамочки задаются вопросом: "Чем занять ребенка? Чем разнообразить его досуг?" Современные дети очень много смотрят различные мультфильмы. И родители совсем забывают о массе различных других интересных занятий и подвижных игр.

Инструкция

Если ваш ребенок ходит в детский сад, тогда вы наверняка знаете об его любимых занятиях. А когда ребенок сидит дома, многим мамам сложно сориентироваться и понять, чем же занять свое чадо. Первое, чем можно занять ребенка, это рисование. Рисовать любят все дети. В 3 года малыш уже большой, и может рисовать кисточкой. Может уже стараться рисовать определенный рисунок, помощь мамы, конечно, будет подбадривать малыша.

Многие молодые родители совершают ошибку, бросая все на самотек и предоставляя своему чаду возможность организовывать свой досуг самостоятельно. Поскольку современные дети отдают предпочтение компьютерным играм и всевозможным гаджетам, что в большинстве случаев отрицательно сказывается на психо-эмоциональном развитии ребенка, его социализации, способствует неверному восприятию ребенком окружающего мира, а также приводит к нарушениям зрения и формированию неправильной осанки. Конечно, в строго ограниченных количествах компьютерные игры безвредны, но нужно помнить, что родителям следует учитывать возрастные ограничения при покупке игры.

Досуг ребенка обязательно должен включать в себя прогулки на свежем воздухе и общение со сверстниками.

Прогулки, особенно в лесопарковых зонах и других местах, где воздух чище, чем в центре города, благотворно влияют на общее самочувствие и на настроение. Повышается иммунитет, клетки мозга насыщаются кислородом. Под воздействием солнца в организме вырабатывается серотонин – гормон, который играет большую роль в процессах свертываемости крови и влияет на настроение (иначе его называют «гормон счастья»), а также вырабатывается витамин D.

Пребывание на улице полезно в любое время года. Однако, конечно, не следует забывать, что долгое нахождение на улице в морозную погоду может привести к переохлаждению, а на солнце следует обязательно надевать головной убор и солнцезащитные очки.

Прогулки детей можно сделать разнообразнее и веселее с помощью подвижных игр. Популярные раньше игры в «Догонялки», «Прятки», «Салочки», «Резиночки» и другие, среди современных детей потеряли актуальность. Взрослым следует больше рассказывать детям о таких играх, объяснять им правила игры, так как подвижные игры – это отличный способ коммуникации между детьми разных возрастов и разного пола. Также легкие физические нагрузки (бег, прыжки) оказывают благотворное влияние на детский организм.

Приносят огромную пользу и спортивные игры, которые при наличии инвентаря можно устроить и не в рамках спортивной секции. Это могут быть игры с мячом: футбол, волейбол, баскетбол, а также настольный и большой теннис, бадминтон.

В зимнее время года дети получают огромное удовольствие от катания с горки на санках (в безопасных местах), игр в снежки и лепки снеговика.

Безусловно, большинству деток интереснее во время прогулок взаимодействовать со сверстниками, но что делать, если ребенок гуляет со взрослым? Всегда можно занять дитя изучением окружающего мира, рассказать о природе, животных и растениях, встречающихся на улице. Можно гулять на детской площадке, где есть качели и песочницы. При наличии финансовых возможностей можно отправиться с ребенком в зоопарк, парк аттракционов.

Родители могут приобрести роликовые коньки , велосипед или самокат, что также способствует разнообразию досуга ребенка при прогулке на свежем воздухе. Предварительно нужно рассказать ему о технике безопасности. Малыша же можно катать в коляске, на специальном детском велосипеде с ручкой, а в зимнее время на санках. Детки во время таких прогулок с интересом наблюдают за происходящим вокруг.

Не менее важно уметь организовать досуг ребенка дома. Малышам необходимо читать познавательные книжки и сказки. Школьники могут читать самостоятельно, однако любовь к чтению и книгам должны прививать взрослые с самого раннего детства. Также популярно прослушивание аудиокниг, но не стоит полностью заменять ими чтение.

Следует показывать ребенку добрые красивые мультфильмы.

У малыша должны быть краски, карандаши и раскраски, а также чистая бумага для рисования. Рисование оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние человека. Ребенок должен рисовать то, что он хочет, это поможет ему выразить свои эмоции и мысли, которые он, порой, не может высказать вслух, а держать все в себе – вредно, что является общеизвестным фактом.

С ребенком можно петь, лепить из пластелина, делать гербарий, поделки из бумаги, вырезать бумажных кукол. С девочками постарше можно готовить, также полезно научить их шить, вышивать или плести из бисера. Последнее время стало популярным такое хобби как скрапбукинг.

Обязательно нужно, чтобы ребенок принимал участие в уборке по дому, чаще дети не любят помогать родителям, однако в любом случае это пойдет на пользу. Ребенку старшего возраста можно поручить уход за домашним животным.

Дети очень любят ролевые игры, например «Дочки-матери», «Доктор-пациент» и другие. Зачастую у взрослых нет времени на это, поэтому по возможности можно разрешить ребенку пригласить домой друга или сразу несколько друзей. При этом следует позаботиться о том, чтобы родители вашего маленького гостя были в курсе того, где он находится.

Детки очень любят ходить в гости друг к другу. Вместе намного интереснее играть в куклы и машинки. Также ребята любят собирать пазлы, слушать музыку, заполнять дружеские анкеты, которые предварительно можно научить ребенка делать своими руками.

Просмотр телевизора может принести пользу, если ребенок смотрит познавательные каналы, программы о путешествиях, о культуре, искусстве. Также есть хорошие молодежные фильмы для детей старшего возраста и подростков, которые могут помочь ребенку сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо во взаимоотношениях с окружающими. Просмотр не предназначенных для подростков каналов должен быть под контролем взрослых или ограничиваться в поздние часы.

С детьми дошкольного возраста следует заниматься. Следует научить ребенка читать и считать, развивать навыки письма, однако, если малыш не посещает детский сад, такие занятия скорее должны стать обязательными, проводиться в определенное время суток и должны восприниматься чадом как нечто обязательное, потому что такие занятие дисциплинируют и вырабатывают усидчивость, терпение.

Итак, ребенок должен проводить свое свободное время с пользой. От занятий он должен получать удовольствие, пищу для ума. Правильно организованный досуг принесет пользу для самочувствия и интеллекта. Следует показать детям все возможности правильного и полезного времяпрепровождения и дать ему самому сделать выбор в пользу того, что ему интересно.

Как организовать досуг ребенка

Статья для родителей и воспитателей группы продленного дня

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №371 с углубленным изучением русского, английского и французского языков

Московского района

Санкт-Петербурга

Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка.

В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою организации досуга ребенка исчерпанной в связи с появлением в последнее время компьютеров, большого количества разнообразных развивающих современных игр, различных новомодных школьных предметов. Но они глубоко заблуждаются, это совсем не так. Именно родители несут ответственность за интересный, а главное правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности. Чтобы правильно организовать отдых ребенка и в дальнейшем избежать проблем отцов и детей, нужно знать основные простые правила.

Чтобы ребенок не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям, им нужно хотя бы два часа в день посвящать время непосредственно ребенку. По утверждениям психологов, дети и их родители, вместе проводящие досуг (прослушивание музыки, совместные игры, просмотр телевизора), поддаются чувству всепоглощающей любви и семейственности. В итоге внутрисемейные отношения укрепляются , а взаимопонимание младшего и старшего поколения увеличивается. Так вот, организация правильного досуга для ребенка начинается именно тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. Если ваш ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это совсем неправильно. И это не есть показатель домашности ребенка, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени заниматься своим собственным ребенком.

Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием . Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием каких-то фантиков или марок. Современным детям такие устаревшие занятия могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно и интересно . Любого ребенка наверняка заинтересует какой-либо вид спорта с интересным названием и времяпровождением. Это может быть, к примеру, айкидо. Такая борьба успешно подойдет и для мальчиков и для девочек. Это, наверное, один из всех видов борьбы, в котором любой ребенок может достичь самовыражения и достойного результата, так как основное обучающее направление айкидо – умение постоять за себя и в итоге достичь внутренней гармонии.
Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, бальными танцами. Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку. Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия вы должны все согласовать со своим ребенком.
Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта сможет создать именно правильный досуг . А если ваш ребенок, например, любит музыку, а вы заставляете его плавать, это ни к чему хорошему не приведет.

В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых.
Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что
умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний . Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), игра монополия, собирание

мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев).

Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей наблюдается самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. А вечер – самое подходящее время для занятий спортом. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут вашему ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане.

Чем можно заняться с ребенком дома

Организуйте веселый пикник в столовой.
Расскажите детям, как летом вы всей семьей поедете за город, установите палатку, будете готовить еду на костре. Объясните им, как интересно можно провести время на природе, и предложите отрепетировать будущую прогулку прямо в доме: расстелите на полу покрывало, расставьте стаканы с соком и бутерброды. Затем пригласите всех усесться на подушки или просто на пол и устроить веселый пикник.

Предложите детям всем сообща замесить тесто.
Конечно же, в доме всегда найдется мука, соль и вода. Замесите тесто и предложите детворе вылепить из него кренделя, булочки, рогалики и все, что подсказывает им фантазия. Малышам это занятие доставит огромное удовольствие. И какой простор для воображения! Если малыш случайно и проглотит кусочек теста, нет причин для волнений, ведь все ингредиенты вполне съедобны!

Приближается праздник!
Посмотрите на календарь - что за праздник впереди - Новый год, День Святого Валентина, 8-ое марта, Пасха или какое-нибудь семейное торжество? Сначала напомните детям, что это за праздник, и как его обычно празднуют в вашей семье, и предложите начать подготовку к нему, изготовив своими руками нехитрые поделки. К Новому году можно вырезать из бумаги цветные гирлянды, ко Дню всех влюбленных - картонные сердечки с наклеенными на них бусинками или палетками. К пасхальным праздникам можете вместе с детьми научиться делать крашенку - расписное декоративное пасхальное яйцо. Для этого сделайте с обоих концов яйца дырочки и аккуратно выдуйте содержимое, затем протрите яйцо спиртом, просушите и, вооружившись яркими красками и своей фантазией, вместе с малышами начните его разукрашивать орнаментом и узорами.

Игра в речку.
Попросите детей представить, что ковер в комнате - это река, и если они наступят на него, то промочат ноги. Затем предложите им перебраться на другой берег - противоположную сторону комнаты - не замочив ног, то есть ни разу не наступив на ковер. Это занятие доставит детям массу удовольствия, они часами могут играть в эту игру, карабкаясь по мебели, переставляя стулья, чтобы выстроить «мосты через речку». Внимание! Во время этой игры вы должны находиться рядом, чтобы уберечь детей от возможных травм.

Возведение крепости.
Постройте вместе с детьми неприступную крепость. Для этого принесите в общую комнату как можно больше подушек, одеял, пледов и возведите крепостную стену, которую ваши детишки с удовольствие будут атаковать.

Танцевальная вечеринка.
Поставьте диск с веселой танцевальной музыкой и потанцуйте вместе с вашими детьми. Если долго находитесь дома то танцы - это наилучший способ освободить лишнюю энергию и всем поднять настроение.

Есть диски с аудио сказками , которые, кстати, в отличие от мультиков развивают воображение. Любимый детьми пластилин и акварельные краски, настольные игры, лото и пазлы. Поручите малышу вытереть пыль с игрушек или помыть пол (не обязательно наливать воду в ведро, достаточно просто влажной тряпки).

Учить детей играть в шахматы шашки, нарды и просто проводить с ними время с какой-нибудь развлекательной игрой.

Готовка вместе с детьми – тоже прекрасный вариант. Во время приготовления любого рецепта можно найти что-то, что сделает ребенок: он может отмерить муку или сахар (дайте чайную ложку и пусть насыпает целый стакан), почистить яйца или размешать тесто. Или намазать маме бутерброды (мой сын обожает это делать). Загляните в раздел , наверняка найдете, что можно приготовить вместе с детками.
Если подходить к вопросу «Чем занять детей дома?» творчески, всегда найдется вариант.

Просмотр мультфильмов.

Посмотрите с вашим ребенком какой-нибудь мультик, разберите его, чтобы он еще научился анализировать.

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень: (Развивающая программа!)

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  • То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
  • Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
  • Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
  • Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.
  • Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
  • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
  • Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".
  • Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
  • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
  • Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
  • Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
  • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
  • Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.
  • Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
  • Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
  • На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
  • Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
  • Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".
  • Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
  • Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
  • Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
  • Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
  • Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
  • Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
  • Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
  • Изготовление гирлянд, бус.
  • Продевание тесьмы в дырочки.
  • Игра "поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.
  • Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию, посвященную одной теме.
  • Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.

Сюжеты сказок для проигрывания их с детьми при помощи настольных игрушек

Для начало хотелось бы отметить, что через моделирование и проигрывание сказок ребёнок наиболее полно выражает себя, приближается к взрослому и открывает ему свой внутренний мир. Подобная деятельность с детьми дошкольного возраста, помимо всех названных аспектов, открывает логопеду широкие возможности для арттерапии в различных её видах: имаготерапии, куклотерапии, сказкотерапии.

Настоящий профессионал, при определённых психологических знаниях, имеет возможность:

Выявлять скрытые, травмирующие психику ребёнка, факторы,

Помогать ребёнку освобождаться от ϖ агрессии, враждебности и других деструктивных импульсов в безопасной, социально приемлемой форме,

Находить и закреплять способы конструктивного ϖ взаимодействия ребёнка со сверстниками,

Учить ребёнка различать свои переживания, оценивать своё эмоциональное состояние,

Углублять самопонимание ребёнка, адекватность самооценки.

Для наглядности хочу привести пример:

Возраст: 4-10 лет.

Направленность : Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза : "Я некрасивая и плохая".

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?

Что могут дать такие истории детям?

Во-первых , ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых , он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих , истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают .

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Занятие длится около часа.

Очень важно посещать с ребёнком различные парки, музеи, парки аттракционов и другие досуговые места. Расскажите всем, куда в последний раз вы ходили со своим ребёнком? Какие ещё досуговые места вы знаете? Мы тоже подготовили небольшой список мест с адресами, куда можно сходить с ребёнком, возможно вам это пригодится.

1. Парк Инструментальщиков

Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, д.15

2. Ботанический сад

Профессора Попова ул., 2, Аптекарская наб., Аптекарский просп., набережная реки Карповки

3. Нижний парк

Петергоф

4. Сад у Египетских ворот

Пушкин, между Октябрьским бульваром, Школьной ул. и Академическим пр.

5. Крытый парк аттракционов HAPPYLON

ТРК «Галерея» Лиговский пр., 30 а

6. Дино-Парк

М. «Пушкинская», ул. Марата 86, ТРК «Планета Нептун» 2 этаж

7. "Игродром"

ТРК "Норд" пр. Просвещения, д. 19

8. Аквапарк Родео Драйв

Культуры пр., д. 1

9. Детский парк развлечений ДИНОЗАВРиЯ

ТРК Лидер пр. Энгельса, д. 154

10. Fun City

в «Невском центре» Невский проспект, д. 114

11. Гулливер-парк

Торфяная дорога, 7 (торговый комплекс «Гулливер», 4-й этаж)

12. Музей живых тропических бабочек

ул. Ропшинская, 17. ст. м. Чкаловская

13. Музей «Вселенная воды»

м. Чернышевская, ул. Шпалерная, 56

14. Музей Метро

м. "Приморская", ул. Одоевского д. 29

15. Музей гигиены

Итальянская ул., 25