Коляда.doc - рождественские колядки (сценарий). праздник " рождество ". Сценарий праздника«Приди Коляда накануне рождества


«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики»).

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.)

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,


«Приходила коляда, накануне рождества»

(сценарий для старших дошкольников.)

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Создать радостное праздничное настроение. Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки. Совершенствовать актерские навыки.

Ход праздника:

(Ведущий входит одетый в русский сарафан.) Ведущий: - В этот зимний вечерок Вьется над трубой дымок, Месяц светится над ней, А в избе полно гостей. Здесь и красные девицы Раскрасавицы - сестрицы. Добры молодцы кругом. И хозяйка за столом. Посиделки здесь у нас. Мы сюда позвали вас Поиграть, повеселиться. В русский пляс с душой пуститься. - А что за торжество узнаете когда отгадаете загадки: Средь зимы- большое торжество. Великий праздник -Христово… РОЖДЕСТВО Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось- На земле родился …. ИИСУС ХРИСТОС Где родился наш Спаситель- Место вам известно всем Ну, скорее назовите. Это город… ВИФЛИЕМ -Что за праздник вы узнали? (Рождество) -Рождество Христово Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славьте! » Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали на покути - под образами (иконами) в красном угле хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец. Святочные колядки Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова. Песня «Веселого Рождества вам» Группа колядующих, одетых в русские костюмы, идут колядовать. В руках одного из участников-солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный летами и бумажными цветами, символ коляды. Стучатся в дверь избы и говорят: -Дома ли хозяин? Разрешите коляду пропеть. Хозяин: -Заходите, гостям рады. Поют «Колядки» (подходят к первому дому)
Дети :- Коляда, коляда, отворяй-ка ворота. – (ПОГОТОВИТ.гр.№11) Пришла коляда накануне Рождества, С пышками, с лепешками, со свиными ножками. Коляда, коляда подай пирога! Подавай не ломай, а по целому давай. Кто даст пирога - тому скот, живота, Кто не даст пирога - уведем корову за рога. Все вместе:
Хозяин и хозяйка с праздничком! Наделите, подарите кладовщиков! Самбару решетом или с печи пирогом!

Колядовщиков дарят гостинцами-сушками, печеньем. Они складывают все в мешок или в корзину. Кланяются, благодарят, желают благополучия.

Ведущий:
-Колядовщики не только пели песни, но и играли в игры.

Дети играют в подвижную игру «Ручеек» Ведущая : Поиграли ребятки у одних хозяев,пошли к другим. (подходит ко второму дому)

(Колядующие стучатся в двери следующего дома и поют коляду.) 1.Пришла коляда! (ГР.№8) Открывайте ворота! Доставайте злато! Будете богаты! 2. Песенка-Колядка для козочки (костюм): Бе-е-е, ме-е-е, не приснилось во сне! Пришла к вам козочка! Дайте ей молочка! По двору пойду! Подавайте меду! Когда бодаться начну! Подадите казну! Успокоит козочку, Только добра толечка! ************************ 3. Тетенька добренька, Дай кулички сдобненькой. Коляда-моляда, Накануне Рождества, Подавай, не ломай, Все по целой подавай. Если крошечку уронишь, То и Бога не замолишь. Не подашь лепешки - Разобьем окошки. Не подашь пирога - Уведем корову за рога. Хозяева: (Даша)-Ух, хорошую коляду спели. (Саша) - Вот вам на потешки-конфетки и орешки. (Колядовщики складывают все в мешок или в корзину.)
Ведущая: Чтобы наша козочка весь год была добренька нужно с нею поиграть.

Игра: «Шла коза по лесу»

Частушки -Колядки

3. Мы частушки на колядки (гр.№8, гр.№11)

Развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

4. Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом

5. Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

6. Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

7. Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

Ведущий: -Пошла коляда по улице гулять! Э-эх!

Дети исполняют колядные частушки: (гр.№11)

1 Коляда, коляда,
Покатилася звезда,
К нам сюда на Святки,
Подпалила пятки.
2 Коляда, коляда,
Подавай еду сюда,
Конфет коробок,
Иль получишь вилы в бок!
3 Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок,
Носит красный гребешок.
4 Коляда, коляда,
На столе стоит еда:
Каша овсяная,
Голова свиная: «Хрю-хрю».
5 Коляда, коляда,
С горки покатилась.
И на праздник святой
Вместе: В гости к нам явилась!

Ведущий:
-Повеселили, колядовщики, много всего нажелали. Давайте, теперь хоровод водить.

Плясовая «Зайка» (Ой, заинька, ой,серенький)
(Все рассаживаются выходят поводырь с медведем- роли играют дети)

Поводырь: Мишенка, покажи нам, как бабы ходят по воду.

(Медведь берет коромысло с ведрами, идет зачерпывает воду, несет, падает).

Поводырь: Мишенка, как девушки на гулянку собираются?

(Медведь берет зерколо, помаду, красит губы.Берется за юбочку кружится).

Поводырь: Мишенька, как ребятишки воруют чужой горох?

(Медведь ест оглядываясь, гладит живот).

Поводырь: А как, Мишенька? животы у них болят?

(Медведь охает, схватившись за живот).

Поводырь: Молодец Мишенька, вот тебе пряник !

Ведущая: В Рождество, на святки самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

1 гадание –на профессии

(В мешочек кладут карточки с профессиями.)

Вед. А давайте погадаем- под горшочки мы заглянем!

(выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать.

Дети водят хоровод и поют:

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

Хлеб – житье в достатке.

Колечко – колечко, сей мать муку, пеки пироги.

Вата – кому станется, мягкая жизнь достанется.

Монетка – к достатку, жить будешь богато.

Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.

Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

Пуговица- Жить тебе в большой семье, счастливой жизнью!

Ведущая: . Ну что ж ребята, наш праздник продолжается а теперь мы пойдем по саду колядовать, да со святками прославлять!

(дети расходятся по группам д/с.)

Рождество Христово

Звучат рождественские колокола. Выходит ведущая, 1-й ребенок и вокальная группа.

1-й ребенок:

В полях сугробы снеговые,

Но брось же, колокол, свой крик -

Родился Иисус; - Мария

Над ним склоняет милый лик.

Узорный полог не устроен

Дитя от холода хранить,

И только свесилась с устоев

Дрожащей паутины нить.

Дрожит под лёгким одеяньем

Ребёнок крохотный - Христос,

Осёл и бык, чтоб греть дыханьем,

К нему склонили тёплый нос.

На крыше снеговые горы,

Сквозь них не видно ничего…

И в белом ангельские хоры

Поют крестьянам: «Рождество!»

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей Рождественской елке.

Презентация № 2

Тропарь Рождеству Христову исполняет вокальная группа…

Ведущая: В ноябре месяце прошел районный конкурс «Рождественская открытка», в котором приняли участие учащиеся из 29 образовательных учреждений Рыльского района. На конкурс было представлено 250 работ.

По сложившейся традиции мы чествуем победителей и призеров конкурса. На празднике присутствуют:……..

Слово для приветствия предоставляется……..

Ведущий.

Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

Чтец №1:

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц вынырнул из тени,

Гладил лён его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прижавшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!» -

И заплакал звонко - звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей»

Ведущий:

Есть в Рождестве особенная прелесть:

В любой столице и в любом селе

Считают все (перечить не осмелюсь),

Что этот праздник – лучший на Земле;

В нем нет греха, в нем ничего пустого…

Так пусть, заглядывая в каждый дом,

Идет по миру Рождество Христово!

И я Вас поздравляю с Рождеством!

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. Традиционно на Руси еще до принятия христианства на конец декабря приходились языческие праздники. «Дабы отвратить христиан от богомерзких языческих игрищ» отцы церкви приняли решение праздновать Рождество 25 декабря. Но всем известно, что Россия - это страна, где возможно соединение несоединимого. И до сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи и обряды практически невозможно. Каждый из праздничных дней расписан по минутам.

Ведущий.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и раздавали милостыню.

Ведущий.

В канун Рождества - Сочельник - пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после - скоромное, начинался великий Мясоед. Рождественским блюдом считают индейку с яблоками. Но это не совсем так. А вы знаете, блюда, которые употребляли на Рождество?

Зрители отвечают.

Ведущий.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Ведущий.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мне нужно два участника (ведущий выбирает двух участников из зала). У меня в коробке волшебные снежки. Сейчас я их рассыплю, а вы их должны собрать по одному. У кого больше будет снежков, тот и выиграл.

Игра «Снежки».

Ведущий.

В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет - приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…

Ведущий зажигает свечу, в это время раздается стук в дверь. Появляется Солоха.

Солоха.

Здравствуйте, гости дорогие! Я пришла к вам на рождественские посиделки. Хочу поздравить вас с этим волшебным, чудесным, необычным праздником! Пусть исполнятся все ваши желания! Вы ведь знаете, что в праздник Рождества могут происходить чудеса, появляться необычные гости

Стук в дверь. Входит мальчик с мешком, наполненным овсом.

Мальчик.

Сею, вею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами.

На столе - пирогами.

Сею, вею, посеваю,

Овсом, рожью,

Милостью божьей!

При словах «сею, вею, посеваю» мальчик бросает из мешка 3 горсти зерен. Солоха дает ему подарок. Мальчик уходит.

Солоха.

Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы собрали, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.

Солоха.

А вот и гости с колядками к нам пожаловали!

Входят ряженые, впереди мехоноша с бородой и с усами, в надетом наизнанку полушубке, смешком для сбора даров.

Солоха.

Заходите, гости дорогие!

Все выходят в центр зала, поют колядку.

Все вместе:

Пришла коляда

Отворяй ворота,

Ой, коляд. Коляда,

Колядица моя..

Пришла коляда

Накануне Рождества…

Ой, коляд, коляда,

Колядица моя…

Снежок сеем,

Сеем, засеваем…

С Рождеством вас

Поздравляем!!!

Ой кляд, коляда,

Колядица моя!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла -

Рождество принесла!

1. А дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

2. Ему с колосу осьминка,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

3. И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

1. Дай вам, Господи,

Скота, живота,

корову с теленочком,

овцу с ягненочком,

2. Лошадь с жеребеночком,

свинью с поросеночком!

Хором:

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

Хоть блина, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья.

Нам на угощенье!

Солоха.

Да, попели

вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок!

И бараночки, и конфеточки,

И гривенник на прянички.

(Солоха одаривает ряженых, приглашает на посиделки)

Солоха: Спасибо вам большое! Приглашаем вас к нам на праздник…

Ведущая:

Считается, что елка - неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.

Ведущая:

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное - чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Ведущая: Переходим к награждению.

Награждение.

Музыкальный номер.

Чтец №2:

Светлый день Рождества.

Светлый праздник в окошко стучится,

Мирный шорох шагов за окном

Словно мягким покровом ложится,

Белым снегом - мирским серебром.

И уйдут все душевные муки,

И печали покинут ваш дом,

Только радость - спасенье от скуки,

Эту радость зовём Рождеством!

В этот славный и искренний праздник

Вся природа на миг ожила.

И как будто какой - то проказник

Теплоту в каждом сердце зажгла.

И не чуждо простому народу

За обедом собраться семьёй,

Проявить теплоту и заботу

И познать мирной жизни покой.

Музыкальный номер.

Ведущая: Предлагаю всем присутствующим ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА

Мать Святого Младенца носила имя … (Мария)

Спутником Матери Иисусу Христа был праведный … (Иосиф)

Первым глашатаем, возвестившим о рождении Спасителя, стал … (Ангел)

Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)

Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались … (Волхвы)

Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, назывался … (Золото)

Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось … (Смирна)

Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)

Город, в котором родился Мессия, назывался … (Вифлеем)

Музыкальный номер.

Ведущая:

Желаю Вам в этот вечер святой,
Чтоб всё вам всегда удавалось!
Чтоб в жизни вашей путеводной звездой
Удача всегда загоралась!
Пусть Бог день и ночь оберегает
Своим добрым взором отцовым!
От чистого сердца тепло поздравляю
Я вас Рождеством Христовым!

Музыкальный номер.

Ведущая:

Наш праздник подошел к концу.

Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому.

До новых встреч, до новых праздников.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Приложение к Конспекту развлечения "Коляда, коляда, накануне Рождества".

Пояснительная записка

Мероприятие проводится в период новогодних каникул в музыкальном зале или групповой комнате оборудованной интерактивной доской и проектором. Показ презентации и использование интерактивной доски позволит усилить эмоциональное восприятие. Образовательное пространство необходимо распределить на три зоны: перед экраном (с учётом требований СанПиН); рабочая зона, которая включает в себя столы, стулья и оборудование для работы с тестом; свободное пространство для игровой деятельности. Структура непрерывной образовательной деятельности хорошо продумана, каждая часть направлена на решение определённых задач и достижения цели.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Расширение представлений о традициях и праздниках русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить с приёмами изготовления рождественских козуль.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из пряного сдобного теста.
  3. Способствовать формированию эмоционального отклика на русские народные песни, хороводы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей с рождественской традицией русского народа – гадание.
  2. Уточнить знания детей о новогоднем празднике и Рождестве, об их главных символах и о подготовке к празднику.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, внимание, глазомер.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к традициям русского народа.
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие свободного общения и взаимодействия с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации, интерактивная игра, художественное слово, мотивирование детской деятельности.

Предварительная работа для педагога: подбор дидактического материала, создание флипчарта и презентации.

Предварительная работа для детей: участие детей в подготовке к новогоднему празднику; разучивание рождественских колядок; просмотр мультфильма «Рождество Христово»; беседа «Что такое Рождество?», разучивание песни «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова, разучивание танца «Русский перепляс», музыка Г. Гладкова.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, флипчарт; проектор, ноутбук; глиняные горшочки по количеству детей для гадания, наполненные любым зерном; предметы и игрушки: шприц, расчёска, указка, кисть, машинка, половник, значок полицейского, скрипка, мастерок, весы; готовые козули; противень.

Оборудование для детей: пряное тесто, скалки, доски, формочки для вырезания козуль.

Планируемый результат (целевые ориентиры): ребёнок принимает активное участие в развлечении, проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет; владеет приёмами работы с тестом.

Ход развлечения

Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Чистота кругом и свежесть.
Как же хорошо зимой!
Воздух чистый и морозный,
И не хочется домой.

Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова.

Воспитатель: Ребята, в этом году выдалась снежная, морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники. Какой самый долгожданный зимний праздник вы знаете?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Молодцы! А всё ли вы знаете о Новогоднем празднике мы сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не бывает Нового года?»

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Игра проводится на интерактивной доске.

Задание

Воспитатель загадывает загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.

Дети отгадывают загадку и на экране появляется ёлочка.

Задание «Украсим ёлочку»

С помощью маркера детям необходимо развесить игрушки на ветки ёлочки, самые большие игрушки на нижние ветки, игрушки поменьше на средние ветки, самые маленькие на верхние веточки. Если задание выполнено правильно, звучат аплодисменты.

Задание

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка...

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Дед Мороз.

Задание «Колокольчики Деда Мороза»

На ладони у деда Мороза лежат 3 колокольчика. Ребёнок с помощью маркера выбирает один любой колокольчик - звучит мелодия известной детской песенки. Ребёнку нужно спеть отрывок песни. За правильный ответ Дед Мороз хвалит ребёнка.

Воспитатель: Какие вы молодцы!Со всеми заданиями справились!Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Как вы думаете, почему он так называется? А, что вы знаете об этом празднике?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

2 ребёнок:

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

3 ребёнок:

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Воспитатель: Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения! Хотите я вам расскажу, как праздновали день рождения Христа в старину на Руси?

Просмотр презентации:

Чтение стихотворения:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Дети исполняют «Русский перепляс» , музыка Г. Гладкова.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю испечь обрядовое угощение в форме животных, символизирующие плодородие, которое называется козули. Хозяйки пекли их в больших количествах, а потом угощали детей и гостей. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите за рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Прежде чем мы начнём работать с тестом, нам необходимо подготовить пальчики к работе. Пальчиковая игра «Тесто»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Разгибают пальчики обеих рук.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Козули пекутся из пряного теста, понюхайте, как вкусно оно пахнет. Помните его в руках. Какое оно на ощупь?

Дети: Мягкое, тёплое, липкое.

Воспитатель: Для изготовления козуль нам необходимо пряное тесто, скалка, формочки для вырезания теста в форме животных (коровы, бараны, петухи). Воспитатель показывает предметы оборудования, а дети называют.

Воспитатель: Раскатываем тесто с помощью скалки. Вырезаем с помощью формочки пряник и кладём его на противень.

Показ выполнения работы воспитателем. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Во время работы детей звучит песня «Рождество» слова: О. Сазонова, музыка: А. Варламов в исполнении шоу-группы «Улыбка».

Младший воспитатель относит выпекаться пряники.

Воспитатель: А пока наши козули пекутся я познакомлю вас с ещё одной рождественской традицией русского народа. На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья. А вы, хотите погадать? Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Гадание «Профессии»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят глиняные горшочки, в которых насыпано зерно. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут в хороводе вокруг стола и произносят слова:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с зерном предметы и по ним называют профессию (врач, повар, продавец, строитель, музыкант, учитель, полицейский, водитель, парикмахер, художник), которая им предначертана гаданием.

Воспитатель: А вот и наши козули готовы!

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Воспитатель:

С Рождеством всех поздравляли!
Добра, счастья всем желали,
А теперь пришла пора угостить вас, детвора!

Воспитатель угощает детей козулями.