Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) на тему: "Пасхальное яйцо". Материал по рисованию (средняя группа) на тему: Праздник светлой "Пасхи"


Хлебникова Ольга Геннадьевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – д/с 3 387»

Средняя группа

НОД

Декоративное рисование «Пасхальные яйца».

Цель: создание условий для формирования навыков декоративно-прикладного рисования, путем овладения приемами росписи яиц.
Задачи.

Развивающие : развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, воображение.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Обучающие: знакомить детей с пасхальными традициями, продолжать учить составлять узор из знакомых элементов на предложенной форме – силуэт яйца.

Оборудование:

Ваза с ветками вербы;

Пасхальные яйца из различных материалов (Бумажные – 2 шт., деревянные, пластиковые и т.д.), украшенные различными способами: (бисероплетение, вышивка, роспись, паетки и блестки, ленты и тесьма, и т.д.);

Заготовки бумажные в форме яиц белого цвета;

Краски гуашь;

Кисти разных размеров;

Ватные палочки;

Ленточки;

Клей;

Цветные бумажные яйца для рефлексии.

Предварительная работа : беседа на тему «Праздник Пасхи», рассматривание различных пасхальных яиц, просмотр презентации «Дорого яичко ко Христову дню»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель стоит около стола, перед ним ваза с ветками вербы, пасхальные яйца из различных материалов, украшенные различными способами. У него расстроенный, растерянный вид. После вопроса детей, что случилось воспитатель, рассказывает детям о своей проблеме:

Скоро праздник – Пасха. Я хотела украсить нашу группу к Пасхе и подумала, что веточки вербы хорошо подошли бы для этого. Но одни веточки не очень празднично выглядят. Чем бы их украсить? Не могу придумать!

Воспитатель выслушивает предложения детей и вместе с ними приходит к выводу, что можно украсить ветки пасхальными яйцами. Но все ли они подойдут для этого. Воспитатель предлагает детям повесить яйца на веточки и опытным путем определить, какие из них хорошо весят, а какие тяжелые для этих веток. Выясняется, что подходят бумажные расписанные яички. Они легкие, красивые, яркие и ветки под ними не гнуться и не ломаются, к ним легко можно привязать ленточку.

Спасибо за подсказку, ребята! Придётся мне расписать еще много бумажных яиц, потому что двух не хватит. Конечно, на это уйдет много времени, но что делать, надо украсить группу к празднику!

Если дети не предложат свою помощь сразу, воспитатель подводит их к этому решению.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно украсить пасхальное яйцо с помощью красок, как называются такие яйца (крашенка, писанка). Можно показать детям несколько образцов (иллюстраций, картинок).

Обращает их внимание на заготовки для яиц, вырезанные из бумаги, краску гуашь, различные кисти и ватные палочки. Педагог предлагает детям подсказать, какие из кистей подойдут для данного размера заготовок, чем можно рисовать различные элементы (например, точки удобно рисовать ватными палочками, тонкие линии – тоненькими кисточками и т. д.)

Ребята, у нас еще одна проблема. Чтобы украшение было красивым, ярким наши «яйца» надо украсить с двух сторон. Но краска долго сохнет и придётся ждать, перед тем как перевернуть заготовку. Наверно есть другой способ решения этой проблемы? (Разделиться на пары, склеить раскрашенные «яйца»)

Далее воспитатель помогает детям разделиться на пары (по желанию детей), подготовить рабочее место и приступить к работе. Во время рисования можно включить тихую спокойную музыку или звон колоколов. Напомнить детям о том, что когда человек красит пасхальные яйца, думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Когда все заготовки расписаны и подсохли, воспитатель помогает детям склеить их, привязать к ним ленточку и повесить на ветки вербы. Обратить внимание на творческие находки детей, технику и аккуратность.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники . Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста» , «от сердца к сердцу» . Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование в средней группе

« Пасхальное яйцо »

Задачи : воспитывать интерес к русским пасхальным традициям ;

создавать условия для формирования у детей умений расписывать объёмное деревянное яйцо , самостоятельно придумывать орнамент по представлению или по замыслу;

координировать движение руки и глаза;

развивать творческое воображение и фантазию.

Материал : декоративная корзина с расписными пасхальными яйцами ; учебно-методическое пособие « Пасхальные традиции на Руси » ; наглядное пособие «Писанки и крашенки» ; заготовки в виде деревянных яиц на каждого ребёнка; гуашевые краски; кисти разных размеров, ватные палочки; стаканчики с водой; салфетки и клеёнки;

фонограмма «колокольный звон» .

Ход занятия

I. Вводное слово педагога.

Воспитатель : Пасха - самый главный христианский праздник на Руси. К этому празднику тщательно готовятся и стар и млад. Пекут паски и куличи, а самое главное красят и расписывают, а вот что попробуйте отгадать…

Маленькое, кругленькое, беленькое,

Разобьется - никакой столяр не склеит.

Белый тулупчик, сшит без рубчика.

В доме еда, а дверь заперта.

Его дед бил-бил, не разбил

Баба била-била, не разбила,

А вот мышка бежала,

Хвостиком махнула.

Оно упало и разбилось.

Правильно, ребята, конечно же, яйцо !

II. Беседа педагога. Введение в тему.

Звучит фонограмма «колокольный звон» воспитатель ставит на стол декоративную корзину с расписными и крашенными пасхальными яйцами .

Воспитатель :

Как радостно опять звучат нам птичьи переливы,

Они тепло в себе таят, весенний звон игривый.

И купола опять блестят, и солнышко сверкает.

Волшебных куличей наряд, о Пасхе возвещает !

Ребята, предлагаю вам вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи , издревле передаваемых из глубины веков и дошедшие до наших дней.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит - Христосоваться? (ответы детей : целоваться, обниматься) .

Воспитатель : - Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих «писанками» или «крашенками» . Так уж повелось на Пасху яйца красить , а потом друг друга ими одаривать. Яйцо считается символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей) .

Конечно же, украсить. Так возникли «крашенки» , а позднее и «писанки» . Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанки - яйца с нанесённым на них символическим узором.

В нашей корзине лежат яйца двух видов, предлагаю рассортировать их в две корзинки : в одну – «Писанки» , а в другую – «Крашенки» . Молодцы!

Воспитатель : - Существовала и ещё одна традиция, которая дошла до наших дней, старинная забава - катание яиц :

Сооружалась невысокая горка, ставился желобок. Дети по очереди запускали свои пасхальные яйца . Чье яйцо укатывалось дальше всех, тот и выигрывал. Победитель мог забрать себе все «проигравшие» яйца.

Я хочу предложить вам другой вариант игры.

Обратите внимание, возле нашей горки для катания разложены небольшие призы : конфеты и небольшие сувениры. Сейчас, каждый из вас по очереди запустит своё яйцо с горки и если яйцо заденет какой-то приз, то хозяин яйца забирает этот приз себе. Проводится игра.

III. Практическая часть.

Воспитатель : - Мы с вами немножко отдохнули, поиграли, а теперь настало время раскрасить и расписать наши заготовки яиц.

Показ способов и приёмов росписи яйца :

1) окрашивание всего яйца одним цветом;

2) самый простой узор – точки и полоски, волнистые линии и крестики;

3) сложный узор - цветы и лепестки;

IV. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель : - Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что краски на кисть набирать надо немного, чтобы лишняя краска не стекала с кисточки на работу, будьте аккуратны. Всем кому потребуется моя помощь, я обязательно помогу. Можете приступать к выполнению творческого задания.

V. Рефлексия.

Воспитатель : Ребята, осмотрите свои работы.

Вам нравятся ваши сувениры? (ответы детей)

Какие краски вы выбирали для росписи яиц? (ответы детей)

С какими чувствами расписывали пасхальные яйца ? (ответы детей)

Мне очень нравятся ваши «Писанки» и «Крашенки» , они просто чудесно оформлены.

Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим самым близким людям – мамам и папам в праздник Пасхи .

(звучит Пасхальный колокольный звон )

Вот вам яйца расписные

Непростые, золотые

Кто яйцо друг другу дарит

Счастлив, целый год бывает!

До свидания. Желаю вам радости и мира.

Предварительный просмотр:

Праздник светлой «Пасхи»

Участники проекта : Дети средней группы , родители, педагоги группы .

Цель : Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями .

Задачи : Познакомить детей с православным праздником « Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

Развивать интерес к культуре предков.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником .

Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

Игровая деятельность

Пасхальные игры «Катание яиц» , «Кто найдёт больше яиц?» , «Эстафета с яйцами» , «Чоканье яйцами» .

Игры драматизации по сказкам «Курочка Ряба» , «Цыплёнок» .

Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко» , «Ты по кругу пройди, себе друга найди» .

Познавательное развитие

Занятие на тему «Что такое Пасха ?»

Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи » .

Печём весенние булочки Жаворонки.

Посадка травки для оформления пасхального яйца .

Готовим творожную пасху .

Речевое развитие

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху

Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, стихи о празднике Пасха .

Фольклорные произведения.

Продуктивная деятельность

Нетрадиционный способ рисование пальчиками на тему «Украшаем пасхальные яйца » .

Лепка из глины «Яички к празднику » .

Работа с родителями

Проект «Как вы дома с детьми празднуете Пасху

Консультации «Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник » , « Пасхальные обычаи на Руси » .

Выставка детских работ «Как мы дома праздновали праздник Пасхи » .

Презентация проекта

Праздничный утренник « Светлая Пасха » .

Выставка проектов «Как мы отмечаем Пасху » .

Выставка рисунков и поделок по данной теме.


Рисуем пасхальное яйцо с детьми: декоративное рисование, развитие мелкой моторики, символика орнамента.

Рисуем пасхальное яйцо с детьми

Пасха — самый большой христианский праздник. Приход Пасхи открывает дверь в новую возрожденную жизнь среди людей и в природе. Это светлый праздник радости и оживления!

Символ Пасхи — крашеное яйцо или писанка. Часть освященных яиц берегут в течение года. Яйцо символизировало всегда новую жизнь, пробуждение природы, солнца, земли. Писанкой называется куриное яйцо, раскрашенное орнаментом в особой технике — узор образуется с помощью резервирования воском и опускания яйца в краску.

Из этого мастер-класса Вы узнаете, как можно нарисовать с детьми дошкольного возраста к Пасхе небольшую открытку со старинными орнаментами писанок на пасхальном яйце. Сможете интересно рассказать детям об их древнем значении (символике). Это задание будет также очень полезно для развития мелкой моторики детей.

Рисуем с детьми орнаменты на пасхальном яйце (писанке)

Шаг 1. Обвести по шаблону форму яйца

Шаг 2. Провести в центре две параллельные горизонтальные линии. Прямыми горизонтальными линиями наши предки изображали землю.

Шаг 3. В полученной горизонтальной полосе провести наклонные линии в одном направлении, затем в другом, получая при этом ромбики или квадраты. В русском орнаменте такой знак — символ вспаханного поля.

Шаг 4. Поставить в ромбиках точки – это зёрнышки, символ засеянного поля. Проросшее зерно в вспаханном поле должно дать хороший урожай!

Шаг 5. Провести горизонтальную волнистую линию. Волнистая линия в орнаменте — символ воды.

Шаг 6. Нарисовать под волной треугольники – знак триединства: Отец – Бог, Отец – Сын и Святой Дух, или Отец, Мать и Дитя. Или единство трех стихий: Земли, Воды и Огня.

Шаг 7. Разноцветные точки, усыпавшие яйцо, считались символами плодородия. Предки верили, что такой подарок поможет женщине забеременеть и благополучно родить.

Шаг 8. Рисуем зигзаги – так изображали наши предки волчьи зубы на отпугивание злых сил от ребёнка.

Шаг 9. Зигзагообразной (меандр, безконечник, кривулька) линией изображали бесконечность, вечность жизни на земле, а также это символ воды. А еще этот знак на писанке обозначал Змея - бога воды и земли. Даря яйцо с таким знаком, желали приплода животных.

Шаг 10. Нарисовать сосенку – это символ земных растений, бараньи рожки — на достаток и благополучие.

Шаг 11. Символы Солнца – это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи, шести- и восьмилучевые звезды, цветочки. Писанки — яйца с такими узорами чаще всего дарили парням и детям. Этот символ в орнаменте означает приход весны, обновление жизни, освобождение от тьмы.

Шаг 12. Если Вы рисуете открытку, то под яйцом можно нарисовать бант. И оформить ее так:

Сочетание 4-5 цветов на писанке означает пожелание семейного счастья, уюта, мира, согласия, успехов и здоровья.

Существует поверье, что получив с утра первое пасхальное яйцо в подарок, нужно обязательно загадать желание. И если в сердце человека царит любовь и вера – оно сбудется. С Наступающим праздником, Светлым Христовым Воскресением! Пишите писанки – это обращение, письмо к Богу. А если Ваши малыши еще малы для росписи настоящего яйца, то рисуйте с детьми пасхальное яйцо — писанку на бумаге! И дарите близким! Всего Вам наилучшего в Вашем «письме»!

Рисование яиц к Пасхе может стать темой занятий с детьми от 3 лет. Конечно, это будут не тонкие филигранные узоры традиционной пасхальной писанки. Да и рисовать мы будем на плоской бумаге, а не на округлом яйце (что упрощает задачу). Традиционно при росписи яиц используют солярные (солнечные) символы. Именно такими знаками были обычные точки, спирали-завитки, простые цветы-солнышки. Именно такие примитивные, но живописные узоры мы и предлагаем вам нарисовать с детьми.
Для работы можно использовать акварельные или гуашевые краски. Если вы рисуете кисточками, то подойдут мягкие круглые кисти №1-3 (белка, пони, колонок, синтетика).

Бумагу можно брать и белую и тонированную. Причем если не просто делать , а, например, или , то после этого и роспись может не потребоваться.

Подготовка бумаги к рисованию с детьми пасхальных яиц.

Прежде чем приступить к росписи, нужно как-либо разметить контур будущего яйца. Вы можете предложить детям самим нарисовать контур-овал, но если у вас стоит задача, чтобы яйца были ровными, но нарисовать овалы-заготовки лучше взрослому, до начала работы. И, в любом случае, контур следует наметить для детей 3-4 лет.
Для разметки контура вы можете воспользоваться шаблоном, который приведен ниже. Если вы будете делать шаблон яичка самостоятельно, то лучше сложите лист пополам, нарисуйте половинку яйца, вырежьте и разверните. Тогда фигурка у вас получиться гарантированно симметричной.


Шаблон яйца для рисования с детьми от 3 лет.
Можно предложить три способа подготовки поверхности бумажного яйца для рисования с детьми. Первый – вырезать готовый шаблон из бумаги и рисовать уже на нем. Второй нарисовать контур шаблона на листе, но не вырезать до окончания рисования. В этом случае, стол останется чистым, и ребенок не будет бояться выйти за пределы шаблона.


Заготовки для рисования пасхальных яиц с детьми. Размер основы яйца для рисования с детьми не должен быть маленьким. Высота шаблона может варьироваться в пределах 10-17 см.
Третий вариант принципиально отличается. Таким способом мы пользовались для . Лист предварительно никак не готовиться, а из картона вырезается яйцо видоискатель. На листе рисуются узоры, а потом, с помощью картонного шаблона-видоискателя находятся и обводятся наиболее удачные части росписи.

Роспись точками. Рисование пасхальных яиц с детьми от 3 лет

Точка – самый простой мотив, который вы можете выполнить даже с малышами. Такое рисование происходит способом отпечатка. Самый простой штамп – ватная косметическая палочка. Малышам можно предоставить возможность просто ставить точки разных цветов, так, как им захочется. Но можно и создавать простенькие узоры орнаменты. Некоторые из них вы можете увидеть на картинке внизу.


Рисование яиц с детьми от 3 лет точками.
Кроме ватных палочек, вы можете использовать другие штампы. Например, колпачки от фломастеров, свернутую в трубочку бумагу.

Роспись примакиванием кисти. Рисование пасхальных яиц с детьми от 5 лет.

Рисование примакивание кистью – традиционный способ рисования цветов с детьми-дошкольниками. Делается это очень просто. Наберите краску на кисть, прижмите к бумаге и уберите. У вас останется яркий след-лепесток. Из таких отпечатков интересно составлять разнообразные узоры.


Узоры для рисования пасхальных яиц с детьми примакиванием кистью. От линии-пунктира постепенно до «цветочков».


Узоры для рисования пасхальных яиц с детьми примакиванием кистью. Можно наносить черточки прямо и под углом. А собранные в несколько ярусов, они создают интересный эффект «чешуи».


Узоры «колосок» для рисования пасхальных яиц с детьми примакиванием кистью.


А вот какое яйцо получилось из сочетания разных узоров.

Оформление рисунков пасхального яйца.

Нарисованные детьми яйца можно оформить по разному. Например, подвесит на атласные ленты. Или наклеить на сложенную вдвое плотную цветную бумагу – получиться пасхальная открытка.
Есть и еще один интересный вариант – оформить картинку как объемное пасхальное яйцо. Для этого надо нарисовать два одинаковых по размеру и форме яйца. Узоры могут быть и разные. В верхней части яиц прорежьте ножницами или ножом для бумаг отверстие. К обоим половинкам яйца с изнанки приклейте полоски бумаги и положите под пресс.


Затем склейте полоски между собой, формируя из полосок основание-подставку для яйца. В верхние разрезы протяните ленту и завяжите бантом.


Поделка к пасхе объемное яйцо готово!

Цель:
Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа
Задачи:
-Учить рисовать на объемной форме
-Совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком и ватной палочкой
- Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней
-Мотивировать детей к изучению народного творчества
- Расширить кругозор детей о народных обычаях и традициях
-Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа
Материалы:
Гуашь, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи

Ход занятия
Организационный момент
Педагог : Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?
Дети: Пасха
Педагог - Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.
Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.
(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)
- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы
Они тепло в себе таят весенний звон игривый
И купола опять блестят и солнышко сверкает
Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает


Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.
(Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!)
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит Христосоваться? (ответ: целоваться)
Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей)
-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки- это яйца окрашенные в один цвет.
Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.
Перед практической работой немного отдохнем.
Физминутка
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем (показ ладонями)
Из печи несем куличи
А от курочки – яички (пальцами рисуют по воздуху)
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем – будет золотое
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйца
в пасхальные одежды (руки на поясе, повороты туловища)
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька (машут руками как мотыльки)
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую все фасолью
Будет ей жених богатый (показ бровей, веснушек)
Симпатичный, конопатый
А соседским близнецам нарисуем солнце
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце! (Круговые движения руками)

Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.
Практическая работа
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
По окончании практической работы оформляется выставка.

Подведение итогов Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.
Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)
О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)
С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
(звучит Пасхальный колокольный звон)
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые
Кто яйцо друг другу дарит
Счастлив целый год бывает

Спасибо за занятия. Желаю вам радости и мира