Математические диктанты 6 лет. Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д


Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Польза математических диктантов

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

  • координация движений;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • воображение;
  • словарный запас;
  • мелкая моторика;
  • орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

Правила выполнения

Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например . Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.

Важно ! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его. Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.

Скачать задания

Примеры можно бесплатно скачать в Сети в формате Word, напечатать на цветном и черно-белом принтере. Так вы составите для себя целую картотеку, подходящую для любого возраста детсадовцев и школьников.

.

01. Слон.

02. Жираф.

03. Змея.

04. Ключ.

05. Кот.

06. Сердце.

07. Утка.

08. Дом с трубой.

09. Человек.

10. Елочка.

11. Кораблик.

12. Белка.

13. Верблюд.

14. Кенгуру.

15. Олень.

16. Маленькая собачка.

17. Собака.

18. Заяц.

19. Робот.

20. Поросенок.

21. Ежик.

22. Цветок.

23. Медведь.

Необходимые инструкции

Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:

  1. тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
  2. простые и разноцветные карандаши;
  3. ластик;
  4. бланк с образцом картинки;
  5. инструкция для педагога;
  6. линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
  7. картотека с рисунками.

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

  • Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
  • Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
  • Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
  • Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок.

После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.

Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.

Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков. Используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.

Способы выполнения

Методик проведения диктантов несколько:

  1. Слуховой .

Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.

Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.

  1. Рисование по образцу .

Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.

Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.

  1. Рисуем симметрию .

Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.

Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.

Временные рамки

Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ. Педагогам, родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:

  • С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.
  • С шестилетками – 15–20 минут.
  • Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.

Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.

В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

  • Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник . Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
  • Не спешите ругать за ошибки . Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  • Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков . Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  • Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии . Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
  • Следите за осанкой, положением рук . Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
  • Соблюдайте тишину , если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.
  • Радуйтесь положительному результату . Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
  • Делайте перемены . В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Приветствуем вас, друзья! Сегодня поговорим о графических диктантах - очень интересном варианте развивающих занятий для ребятишек старшего дошкольного возраста. Графические диктанты для детей 5–6 лет способны увлечь мальчишек и девчонок, дав мамам и папам насладиться законными десятиминутками покоя и тишины, которые редко выпадают в доме, где живут маленькие вечные двигатели, прыгатели и почемучки.

Кроме того, что такое времяпрепровождение действительно нравится практически всем деткам, вам предстоит узнать из этого материала:

  • что собой представляют графические диктанты;
  • в чём их польза для ребёнка;
  • как проводить графические диктанты с пятилетками и детьми постарше;
  • как усилить развивающий эффект занятия.

Графический диктант: рисование по клеточкам

Что такое диктант, понимают все: это вид письменной работы, который используется в процессе обучения для тренировки навыков письма, для закрепления и проверки приобретённых знаний.

Графический диктант подразумевает создание рисунков по клеточкам под диктовку.

Как это происходит:
  • Ребёнок получает лист в клетку с отмеченным стартом (жирная, хорошо заметная точка).
  • Взрослый не торопясь командует, сколько клеток и в каком направлении надо прочертить.
  • Шаг за шагом выполняя команды взрослого, ученик создаёт графическое изображение.

Рассмотрим простейший пример, чтобы вам стало окончательно понятно, что к чему:

Чтобы получить эту картинку, надо последовательно отчертить от точки старта:

  1. 3 клетки вверх;
  2. 2 клетки вправо вниз;
  3. 2 клетки вправо вверх;
  4. 2 клетки вниз.

При составлении и выполнении графических диктантов важно учитывать несложные правила:

  • Весь рисунок получается сплошной ломаной линией. Ручку от бумаги отрывать.
  • Дважды по одной линии не рисовать.

Иногда, чтобы занятие получилось интереснее, после создания картинки по графическому диктанту ребёнку предлагается доработать изображение: дорисовать элементы, придающие контуру более завершённый вид:

  • вихрастые волосы человечкам;
  • хвостики и глазки животным;
  • окна строениям и транспорту.
Польза графических диктантов: кому, зачем

Графические диктанты - эффективный инструмент в программе подготовки дошкольника к первому классу. Польза их для детей 5–6 лет огромна:

  • тренируют мелкую моторику;
  • тренируют орфографическую зоркость;
  • развивают внимательность и усидчивость;
  • стимулируют пространственное воображение и мышление;
  • приучают к самостоятельности;
  • благоприятно воздействуют на слух.

Выполняя графический диктант, ребёнок учится точно воспроизводить распоряжения, данные в устной форме. Согласитесь, это один из навыков, определяющих успешность обучения в современной школьной системе. Очень важно научить ребёнка слушать и слышать, правильно понимать и верно воспроизводить слова учителя.

Графические диктанты для дошкольников можно превратить в целую игру.

Сначала обсуждение задания, потом непосредственно рисование по клеточкам, затем обсуждение готового рисунка, его доработка и раскрашивание.

  • буквы;
  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • животные;
  • транспорт;
  • растения.

Рисовать таким способом можно очень разные объекты, а значит, и дополнительный развивающий элемент может быть разным. Вы можете использовать графические диктанты, чтобы учить ребёнка читать и считать, чтобы развивать его речь и расширять кругозор.

Первый графический диктант с ребёнком: учитесь учить

Чтобы занятия по этой методике стали для вашего ребёнка одним из любимейших развивающих элементов, научитесь преподносить их правильно. Стоит отметить, что со вступлением дошкольника в ряды нарядных первоклашек графические диктанты не только не утратят своей актуальности, но и, напротив, однозначно пригодятся. В начальной школе ребятишкам предстоит выполнять их немало, но уже в обязательном порядке и на оценку. Так что, мамы и папы, дерзайте: учитесь учить своих наследников, а затем учите их учиться =)

Как правильно провести занятие с ребёнком дошкольного возраста:
  • Подготовьте всё необходимое: лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.
  • Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно, приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.
  • Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие занятия в домашних условиях.
  • Напомните, где правая сторона, где левая. Кстати, этот момент можно использовать для того, чтобы рассказать ребёнку о существовании левшей и правшей. Что оба варианта нормальны. Что все детки, все люди разные. В общем, поработайте над социализацией крохи - это никогда не будет лишним.
  • Проведите простую тренировку. Покажите, что значит нарисовать две клетки вправо. Пусть ребёнок повторит за вами. Выполните несколько таких начертаний.
  • Нарисуйте на листе в клетку несколько прямых линий разной длины в разных направлениях (направление укажите стрелочкой). Обсудите каждую линию: сколько клеток она заняла, в каком направлении нарисована, где её начало.
Начинайте с малого

Вовсе не обязательно начинать графические диктанты с создания сложных рисунков. Более того, не обязательно проводить их именно в форме диктанта - т.е. выполнения задания под диктовку. Сначала освойте технику рисования по клеточкам, создавая картинки по образцу, обводя пунктирные линии, дорисовывая картинки. Найти задания - не проблема. Можно рисовать их самостоятельно.

Итак, нарисуйте тоненькой линией в тетради ребёнка незамысловатый узор:

Пусть он сначала обведёт нарисованный фрагмент, а затем продолжит его до конца листа.

Обсудите, как узор создавался:

  • 1 клетка вниз;
  • 1 клетка вправо;
  • 1 клетка вверх;
  • 1 клетка вправо…

А теперь попросите нарисовать рисунок по такой же схеме, но везде брать по две клетки.

Варьируйте разные варианты создания аналогичного узора. Например, можно из стартовой точки начать движение не вниз, а вверх или в сторону.

От простейшего плавно переходим к заданиям посложнее. Например, используйте такие узоры:

Постепенно задания усложняйте, подбирая графические диктанты соответствующего уровня сложности.

Когда в этом занятии ребёнок достигнет впечатляющих высот, предложите ему поменяться ролями: пусть он создаёт узоры или картинки, а затем по клеточкам диктует вам, как повторить его шедевр. Нам не известно ни единого случая, когда такие «перевёртыши» не вызывали бы у мальчишек и девчонок неподдельного восторга.

Домашнее задание

А теперь мы предлагаем вам выполнить вместе с вашим малышом небольшое домашнее задание от «Эврики». Какая картинка спряталась за этими командами?

Старт на расстоянии 1 клетка слева, 6 сверху. Вниз должно быть не менее 5 клеток. Рисуем:

  1. 1 клетка вниз
  2. 3 клетки вправо
  3. 1 клетка вниз
  4. 1 клетка вправо
  5. 2 клетки вниз
  6. 1 клетка влево
  7. 1 клетка вниз
  8. 2 клетки вправо
  9. 1 клетка вверх
  10. 1 клетка вправо
  11. 1 клетка вверх
  12. 2 клетки вправо
  13. 1 клетка вниз
  14. 1 клетка влево
  15. 1 клетка вниз
  16. 3 клетки вправо
  17. 2 клетки вверх
  18. 1 клетка вправо
  19. 4 клетки вверх
  20. 1 клетка вправо
  21. 2 клетки вверх
  22. 1 клетка влево
  23. 1 клетка вниз
  24. 1 клетка влево
  25. 1 клетка вниз
  26. 6 клеток влево
  27. 3 клетки вверх
  28. 1 клетка влево
  29. 1 клетка вниз
  30. 2 клетки влево
  31. 3 клетки вниз
  32. 1 клетка влево

Что получилось? Ждём ваших ответов и отзывов в комментариях.

Эффективного развития и счастливого вам родительства! До новых встреч!

Для успешной подготовки к школьным занятиям родителям и воспитателям детского сада необходимо сформировать у дошкольников умения для таких важнейших навыков, как письмо и рисование. Интересной разновидностью методики является графический диктант, выполняемый по клеточкам , служащий для развития базовых школьных навыков у ребенка.

Графический диктант по клеточкам – это необычное дидактическое занятие, представляющее собой захватывающую игру , в которой по заданной инструкции дошкольник ручкой или карандашом проводит линии на клетчатом листе. Суть заключается в том, чтобы в соответствии с заданием пошагово построить из отрезков определенной длины схематичное изображение.

В результате правильного выполнения перед ребенком появляется созданный им образ. Нужно только внимательно слушать, правильно считать и выполнять задание педагога.

Для многих ребятишек такие задания являются веселым развлечением, но для некоторых представляют трудности, преодолевая которые ребенок запоминает и закрепляет пространственные понятия, учится слышать и точно следовать инструкции, отрабатывает навыки для письма.

Если ребенок отвлекается или ошибается, то картинка не складывается, что огорчает ребенка. Зато правильно выполненное задание, кроме радости от успеха награждает и интересной картинкой. Без какой-либо дополнительной мотивации дети быстро осознают всю важность правильного следования указаниям взрослых.

Плюсы методики развития для дошкольников

Минимум правил и умений является важным положительным моментом в освоении и проведении данных дидактических занятий с дошкольниками. Начинать обучение рисованию по клеточкам можно детей с четырехлетнего возраста. Если малыш уже умеет пользоваться карандашом, то уже можно начинать выполнять простейшие графические диктанты по клеточкам, постепенно усложняя задания.

Невозможно переоценить пользу данных увлекательных игровых заданий и для подготовки детей к школе:

  • развитие мелкой моторики способствует подготовке и тренировке руки к письму;
  • совершенствование навыка в счете;
  • изучение написания и запоминание цифр;
  • развитие внимания, памяти и усидчивости;
  • ориентирование в тетради и координация движения;
  • развитие воображения и графической зоркости;
  • улучшение абстрактного и логического мышления.

Рисуя неизвестное изображение по клеточкам под диктовку взрослых, ребенок приучается сосредотачиваться, внимательно слушать, обдумывать и выполнять сказанное.

Достаточно двух заданий в неделю, чтобы увидеть положительный результат у дошкольника: уменьшается рассеянность, улучшается память и концентрация внимания, повышается уровень обучаемости. И уже через несколько месяцев регулярных занятий у детей развивается воображение, расширяется словарный запас и кругозор.

В увлекательной игровой форме малыши незаметно овладевают очень сложными и нужными для успешного обучения умениями и навыками.

Польза графического диктанта для школьников младших классов

Главным преимуществом графических диктантов является их огромный интерес для ребенка. Причем интригу сохранить довольно просто, не называя цель рисования заранее: пусть сам догадывается о загаданном предмете в процессе создания изображения.

Это стимулирует детей к доведению начатого дела до конца, мотивирует к узнаванию нового, поддерживает интерес к учебному процессу. Еще один плюс - простота использования графических диктантов в работе с детьми. Не требуется никакого специального материала, только простая тетрадка в клеточку и ручка или карандаш.

Это значительно облегчает проведение занятия. Происходит ненавязчивое знакомство и отработка таких непростых для ребенка понятий, как вертикаль и горизонталь, параллельность. Что является подготовкой к успешному освоению в будущем геометрии, алгебры, черчения.

Графические диктанты по клеточкам можно использовать для развлечения детей в поездке, скрасить долгое и скучное пребывание в очереди или просто весело провести время и организовать досуг. Они одинаково хорошо подходят как для индивидуальных занятий, так и групповой формы, используя соревновательные элементы.

Виды диктантов

Графический диктант по клеточкам можно проводить в разных вариантах:

  1. Предложить ребенку образец геометрического орнамента или рисунка с просьбой самостоятельно повторить его в своей тетрадке.
  2. Взрослый поэтапно озвучивает инструкцию: громко и четко произнося количество клеточек и направление движения, а ребенок выполняет указания на слух.
  3. Самостоятельное выполнение задания по предложенному обозначению цифрами со стрелками.
  4. По начатой части симметрично дорисовать изображение по предложенной форме.

По уровню сложности такие задания подразделяются на следующие уровни:

  • Начальный — для начинающих (простая геометрическая фигура или повторяющийся орнамент).
  • Средний — с легкими небольшими картинками (фрукт, растение, небольшое животное).
  • Сложный уровень с объемными и трудными заданиями, требующими сложных подсчетов, длинных линий и движения по диагонали (транспортное средство, музыкальный инструмент, сказочный персонаж).

Кроме этого можно подобрать разные виды тематических картинок для диктантов:


Графический диктант по клеточкам различается по степени сложности в зависимости от возраста ребенка

Вариантов классификации может быть множество. Главное использовать все это разнообразие на пользу детям и взрослым.

Математические диктанты

Данная методика с успехом используется в современной начальной школе. Она совмещает в себе игровую, развивающую и образовательную функции. Графический диктант по клеточкам нацелен в большей степени на отработку математических навыков счета, состава числа, запоминание написания и обозначения цифр.

Это служит отличной подготовкой для проводимых в старших классах арифметических диктантов, когда школьники быстро решают задания на слух. Поэтому, чем раньше ребенок научается воспринимать и выполнять вербальные задания взрослого, тем лучше.

Кроме этого идет увлекательное знакомство с геометрическими элементами:

  • точка;
  • угол;
  • отрезок;
  • линия;
  • диагональ.

Школьники между делом могут изучить и закрепить знания о следующих понятиях:

  • длинный, короткий;
  • вертикальный, горизонтальный;
  • параллельный, перпендикуляр.

В ненавязчивой игровой форме тренируются пространственные ориентирования на листе:

  • верх, низ;
  • вправо, влево;
  • край, центр.

Математический диктант с заданиями на проведение длинных отрезков и линий в разных направлениях отлично готовит руку к письму и даже черчению.

Дидактические диктанты

Графический диктант по клеточкам хорошо использовать для поддержания интереса первоклассника к учебе, чему способствует интрига в процессе выполнения задания. Ребенок не догадывается о предмете изображения, что стимулирует его правильно без ошибок исполнить словесную инструкцию взрослого и получить интересующий результат.

Можно сочетать дидактические занятия по обучению графическим навыкам с упражнениями по развитию речи, использовать:

  • загадки;
  • скороговорки;
  • короткие запоминающиеся стихотворения;
  • считалки.

Такие задания улучшают речь и память ребенка, способствуют расширению словарного запаса , развитию логического мышления. Дети учатся умению читать и понимать схемы, мыслить абстрактно, акцентируя внимание на главных отличительных чертах.

Необходимо следить за временем выполнения задания. Для дошкольников продолжительность занятия не должна превышать 10 – 20 мин. Первоклассникам рекомендуется заниматься до 30 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и ребенок начнет отвлекаться и ошибаться.

Нельзя допускать переутомления и излишнего напряжения, как глаз, так и мышц кисти руки. Хорошо использовать физическую разминку или пальчиковую гимнастику.

Готовую картинку можно предложить детям раскрасить или дорисовать по своему вкусу. После рисования обсудить полученное изображение с ребенком, поговорить об отличительных чертах и особенностях схематично нарисованного предмета.

Попросить вспомнить знакомые сказки и песенки по соответствующей тематике, предложить составить историю самому.

Можно использовать изображения незнакомых животных или предметов, сопровождая задание интересным рассказом о них, вводя новые понятия и слова. Этот прием сделает занятие более разнообразным, расширит кругозор и словарь ребенка. Все это будет способствовать всестороннему развитию и интересному обучению детей.

Правила рисования по клеточкам

На подготовленном для выполнения задания листе клетчатой бумаги нужно обозначить начало движения в виде точки. На ознакомительном или начальном этапе она может быть поставлена воспитателем. Позднее можно просить ребенка сделать это самостоятельно, отступив от края листа заданное количество клеточек в ту или иную сторону.

Нужно объяснить малышу, что один шаг – это движение карандашом по листу на одну клеточку в указанном направлении. За два шага карандаш проходит две клеточки. Необходимо ознакомить детей с основными условными обозначениями в задании.

Это означает последовательное движение карандаша от начальной точки на одну клеточку вправо, далее продолжение вертикальной линии вверх на три клеточки, затем поворот влево на два шага, после чего двигаться вниз на четыре клеточки, а затем вправо на один шаг и закончить отрезок.

Диктовать задание нужно медленно и внятно.

Желательно убедиться, что ребенок успевает рисовать, следить за правильностью выполнения в детской тетрадке, вовремя дать подсказку или поправить неверные действия. Нельзя ругать ребенка. Нужно спокойно помочь и объяснить, где допущена ошибка, исправляя ее вместе с малышом при помощи ластика.

Стараться хвалить малыша за успехи и всячески поддерживать благоприятную доброжелательную обстановку.

Необходимо наблюдать за правильностью посадки и захвата пальцами карандаша. Смотреть, чтоб ребенок не затенял рабочую поверхность тетради, следить за освещенностью. Важно делать перерывы в работе. Можно использовать пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с кисти руки.

Полезно сделать и зарядку для глаз. Признаком хорошо проведенного занятия должно быть не только правильное выполнение инструкций и полученное изображение заданной в графическом диктанте картинки, но и хорошее настроение у ребенка и взрослого.

Что нужно для графического диктанта?

Важно правильно в соответствии с возрастом подобрать графический диктант по клеточкам: для малышей это должны быть крупные простые рисунки без угловых диагональных линий. Приобрести варианты диктантов можно в виде готовых подобранных по возрасту сборников в книжном магазине или найти подходящий вариант изображения в интернете.

Также можно придумывать картинки самостоятельно. Для первых занятий потребуется тетрадка в крупную клетку или отдельный листок клетчатой бумаги, простой карандаш и стирательная резинка для исправления ошибочно проведенной линии.

  1. Для начала нужно выучить или повторить с ребенком понятия: правый и левый, вверх и вниз.
  2. Также потребуется навык счета, на первых занятиях, в пределах трех, а лучше десяти единиц.
  3. Ну и, конечно, просто необходимо умение держать ручку или карандаш, уверенно проводить линию. Без этого научить малыша рисовать по клеточкам не получится.

Когда элементарные навыки ребенком получены и отработаны, можно приступать к освоению правил.

Необходимо усадить ребенка за рабочий стол с ровной твердой поверхностью. На правильно подобранный в соответствии с ростом стул. Правильная посадка очень важна при проведении занятия, необходимо обращать на это внимание ребенка. Также важно следить за освещением: свет должен падать на рабочую поверхность сверху или слева.

Нужно научить, как правильно держать карандаш, обратить внимание малыша на положение пальцев, наклон. Объяснить малышу, где верх и низ листа, научить отсчитывать заданное количество клеточек, продемонстрировать, что значит двигаться в указанном направлении.

Сюжет о том, как научить ребенка правильно держать карандаш:

Также на начальном этапе обучения, взрослому хорошо было бы показать и разъяснить на отдельном образце все этапы выполнения задание, проходя их одновременно с детьми на доске или на своем увеличенном листочке. Проследить, чтобы во время выполнения задания рука ребенка излишне не напрягалась.

В качестве отдыха и перерыва выполнять пальчиковую гимнастику.

Учитывая возраст и подготовленность ребенка, необходимо правильно подбирать изображения для заданий: от простых рисунков домика и геометрических фигурок к несложным элементам с фруктами и овощами. После освоения данного вида, можно переходить к более сложным и интересным рисункам животных, растений, техники.

Примеры и схемы диктантов

Пример графического диктанта по клеточкам «Бабочка» подойдет для малышей на начальном этапе обучения. Рисунок не требует больших подсчетов и длинных перемещений по листу. Хорошо подойдет для отработки понимания словесной инструкции.

Первую точку ставит взрослый, отступив от края листа 4 клеточки вниз и 8 клеточек вправо.

  1. Сделать первый шаг на одну клетку вправо.
  2. Провести линию вниз на 3 клеточки.
  3. Следующий шаг вправо на одну клетку.
  4. Подняться вверх на 2 клеточки.
  5. 1 шаг вправо.
  6. 2 – вверх.
  7. 2 клетки вправо.
  8. 1 – вверх.
  9. 2 клеточки вправо.
  10. 3 – вниз.
  11. 1 клеточка влево.
  12. 3 – вниз.
  13. 1 – влево.
  14. 1 – вниз.
  15. 1 клетка вправо.
  16. 2 – вниз.
  17. 1 – вправо.
  18. 3 клетки вниз.
  19. 2 клеточки влево.
  20. 1 – вверх.
  21. 2 – влево.
  22. 2 – вверх.
  23. 1 клетка влево.
  24. 1 – вверх.
  25. 2 – вниз.
  26. 1 – влево.
  27. 2 клеточки вверх.
  28. 1 влево.
  29. 1 вниз.
  30. 1 влево.
  31. 2 вниз.
  32. 2 влево.
  33. 1 клеточка вниз.
  34. 2 – влево.
  35. 3 клеточки вверх.
  36. 1 клетка вправо.
  37. 2 клетки вверх.
  38. 1 вправо.
  39. 1 – вверх.
  40. 1 клеточка влево.
  41. 3 – вверх.
  42. 1 – влево.
  43. 3 – вверх.
  44. 2 клетки вправо.
  45. 1 – вниз.
  46. 2 – вправо.
  47. 2 – вниз.
  48. 1 клетка вправо.
  49. 2 – вниз.
  50. 1 клетка вправо.
  51. 3 клеточки вверх.

Изображение должно замкнуться в исходной точке.

Графический диктант по клеточкам «Верблюд»

Перед началом рисования необходимо отступить две клетки слева и восемь сверху от края листа – поставить отправную точку. Далее продолжить процесс под диктовку взрослого.

Начало движения: 2 клеточки вверх, 1 шаг вправо, 1 – вверх, 2 клетки вправо, 1 шаг вверх, 2 клеточки вправо, 1 клетка вверх, 1 шаг вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вниз, 1 шаг вправо, 1 клетка вверх, 1 – вправо, 2 клеточки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 шаг вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 2 клетки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 4 клеточки вниз, 1 – влево, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 7 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, линия влево из 6 клеточек, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 5 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, на 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 2 клетки влево, 2 – вверх, 1 клеточка влево, вверх на 6 клеток, 2 – влево, 1 – вниз, 2 клеточки влево.

Произвольно дорисовать глаз и хвост. Можно раскрасить готовое изображение цветными карандашами.

Пример варианта графического диктанта по клеточкам «Паровоз»

Этот вид диктанта является более длинным и сложным, требует высокой концентрации внимания, поэтому подходит для первоклассников или хорошо подготовленных дошкольников.

Поставить начальную точку, отступив от верха листа – четыре клеточки вниз и пять клеток вправо, затем:

Сделать от первой точки шаг по диагонали вправо вверх, далее провести линию на 2 клеточки влево, затем снова движение по диагонали на 1 клетку вправо вниз, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клетка влево вниз по диагонали, 2 клеточки вниз, 1 – вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 1 клеточка вправо, линия из 6 клеток вверх, 4 клеточки влево, 1 клеточка влево вниз по диагонали, 4 клеточки вправо, 2 – вниз, 2 клетки влево, 1 – вверх, 1 клеточка влево вверх по диагонали, 2 клетки вниз, линией из 3 клеточек влево закончить изображение.

При индивидуальных занятиях важен правильный подбор задания по уровню сложности и интересам ребенка. Для мальчиков можно подобрать роботов, различные модели транспорта. Девочек заинтересуют цветы и орнаменты. Различные животные и растения подойдут для всех детей, поэтому годятся для групповых занятий.

Вариантов готовых диктантов существует великое множество. Найти их несложно, как в магазине, так и в интернете. Можно скачать и распечатать понравившийся рисунок любого уровня сложности. А можно придумать и составить схему изображения самостоятельно, или даже подключить к этому детей.

Графические диктанты по клеточкам для школьников можно дополнить соревновательными элементами: проводить в группе на скорость или ограничить время выполнения задания.

Ребенок должен остаться доволен результатом своей работы, чтобы ему снова захотелось позаниматься полезным рисованием. Важно суметь сохранить и не сломать атмосферу игры, не испортить положительных впечатлений от занятия и от общения ребенка с взрослым.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о графическом диктанте

Видеосоветы родителям, как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги:

Наталья Панферова
Путешествуем по клеточкам (примеры графических диктантов для детей 5–7 лет)

Проблема подготовки к школе актуальна всегда. Одной из важных задач в подготовке ребенка к школе – это развитие меткой моторики руки, усидчивости, произвольного внимания, умения ориентироваться на листе бумаги, считать в пределах 10. Рисование графических фигур – это отличный способ развития и тренировки всех перечисленных качеств.

К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты и элементы занимательности в процесс обучения детей, для того чтобы этот процесс познания был более продуктивным. Одним из эффективных средств развития интереса у дошкольников к образовательной деятельности является графический диктант. Графические диктанты следует подбирать, постоянно повышая уровень сложности – от простого к сложному.

На первом этапе педагог объясняет детям, что рисование узора производится от поставленной точки. Рисовать следует аккуратно, для того, чтобы узор получился красивым. Нужно внимательно слушать педагога. «Ребята, слушайте внимательно – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно вести линию от точки». Необходимо повторить с детьми направления: вправо, лево, вверх, вниз. Затем дети рисуют под диктовку простой узор.

На втором этапе можно предложить детям нарисовать простую замкнутую фигуру, а затем рядом самостоятельно нарисовать такую же, диктуя себе направления движения.

На третьем этапе детям предлагается выполнить творческие задания.

Например, педагог может предложить детям отправиться в путешествие: «Ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие? (ответ детей) На каком транспорте, вы бы хотели попутешествовать? (ответ детей: машина) Сегодня мы будем путешествовать на машине, а поедем мы с вами в волшебный лес. В волшебном лесу живут разные звери, а какие они вы узнаете из загадок:

Загадывается загадка: Зимой беленький,

А летом серенький,

прыгает ловко,

любит морковку. (заяц)

Как вы умаете, кого мы с вами встретили ребята (ответ детей:). Хотите с ним познакомиться?.

Диктант: 1 клеточка вправо, 3 вниз,2 вправо,2 вниз,1 влево,2 вниз,3 вправо,3 вниз,1 влево,1 вверх,1 влево,4 вниз, 2 вправо,1 вниз, 5 влево,3 вверх,1 влево,1 вверх, 1 вправо,10 вверх.

Теперь, ребята, вы увидели какой красивый зайчик у нас с вами получился. А хотите посмотреть какие звери еще живут в Волшебном лесу…»

Загадка : Дед в шубу одет,

Наружу мех,

Кто зимой все время спит,

А летом ульи ворошит. (медведь)

Диктант: 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо,1 вверх,1 вправо,1 вниз, 1 вправо,1 вверх,1 вправо, 9 вниз,1 вправо,1 вниз,8 влево,2 вверх, 3 вправо,1 вверх,3 влево,1 вверх,3 вправо,1 вверх, 3 влево,1 вверх,3 вправо,1 вверх, 2 влево.

Диктант № 2: 1 клеточка вправо, 1 вверх,1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вверх,1 вправо, 3 вверх.

Загадка: Этот зверь знаком тебе,

Ест мышей, пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (ёж)

Диктант: 3 клеточки наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх,1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 наискосок влево вверх.

Загадка: Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (олень)

Диктант: 2 клеточки вправо,1 вверх,1 вправо,2 вверх,1 вправо,1 вниз,1 вправо, 1 вверх,1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 1 вверх,1 вправо, 2 вниз,4 влево,1 вниз,1 влево,3 вниз,1 вправо,1 вниз,7 вправо,3 вниз,1 влево, 2 вверх,1 влево,6 вниз,1 влево,2 вверх,1 влево,2 вверх,3 влево,2 вниз, 1 влево, 2 вниз,1 влево, 5 вверх,1 влево,4 вверх,1 влево, 2 вверх.

Загадка: Потрудилась лучше всех,

набрала орехов сверх,

насушила впрок грибов,

целых десять коробов,

Дома сделана побелка –

зимовать готова … (белка)

Диктант: 2 клеточки влево, 2 клеточки наискосок вправо вверх, 5 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 наискосок влево вниз, 2 вниз, 1 наискосок влево вниз, 4 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 наискосок вправо вверх.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Не допустите промаха! Примеры типичных ошибок Родители хотят своему маленькому умнице всего самого лучшего. Он должен вырасти эрудированным, образованным, желательно, очень талантливым.

Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Рисунки по клеточкам — современный вид искусства, отличающийся легкостью процесса и красотой результата. Такое рисование позволит с интересом провести время, создавая при этом целые шедевры.

Особенности «пиксельных» изображений

Рисунок по клеткам в настоящее время стали не только хобби, но и частью современного искусства. Пришел данный стиль с 80-х годов прошлого века из компьютерных игр 8-битного разрешения.

Особенностями рисования в стиле пиксель-арт являются:

  • простота;
  • доступность;
  • отсутствие требований к художественному таланту;
  • мобильность;
  • четкие линии и прямоугольные формы.

Рисование по клеточкам - не только приятное времяпровождение, но и метод развития интеллекта. Данная техника отличается от других методик седативным воздействием на эмоциональное состояние рисующего человека.

Какие инструменты понадобятся для рисунков в клетчатой тетради

Рисунки по клеточкам легкие и красивые, они не требуют большого количества материалов. Чтобы создавать шедевры пиксельного рисунка, потребуются стандартные письменные принадлежности.

Шариковая ручка позволит заполнить клетку ровным, плотным слоем. Чернила в шариковых ручках более пигментированные и густые, поэтому не размажутся от прикосновения. Аналогом могут стать гелевые или капиллярные принадлежности, однако они пропитают бумажный лист насквозь и размажутся при неосторожном движении. Каждый из видов ручек представлен в широкой цветовой гамме.

Идеальный вариант для рисования ручками – это масляные чернила.

Фломастеры имеют большое разнообразие цветов, форм и толщины, поэтому делают рисунок ярким, четким и привлекательным. Тонкий гриф оставляет четкие, ровные линии, составляющие основу рисунка по клеткам.

Фломастеры подразделяются на 2 вида – водные и спиртовые. Вторые имеют специфический запах и заправляются исключительно спиртосодержащими материалами. Фломастер на основе воды не имеет запаха, однако менее долговечен, не заправляется и легко промачивает бумагу.

Карандаши для рисования представлены широким спектром цветов и материалов изготовления.

Карандаши различаются по:

  • твердости – мягкие (6В – В), средние (НВ), твердые (Н-9Н);
  • типу грифеля – восковые, пастельные сухие и масляные, графитные, акварельные;
  • корпусу – деревянные, пластиковые, корпусные, восковые, пастельные.

На первых этапах рисунка, когда контур прорисовывается простым карандашом, может потребоваться стереть ошибочные линии. Для этого применяют стирающие резинки.

Ластик подразделяется на 3 вида, в зависимости от материала:

  • Натуральный каучук – ластик средней твердости, с более выраженной абразивностью. Используется для стирания цветных карандашей и чернил.
  • Искусственный каучук – наиболее мягкий тип стирающей резинки. Предназначен для удаления линий от простого графитного карандаша.
  • Пластиковые резинки и винил – предназначены для различных целей. Отличаются более длительным сроком службы.

Способы рисования по клеточкам

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, создаются и раскрашиваются двумя способами: построчным и поочередным.

Построчный метод – картинка закрашивается строчка за строчкой, заполняя клеточки различными цветами. Поочередная методика – процесс закрашивания варьируется по цвету. Сначала закрашивается основной фон, затем добавляются другие оттенки.

Где уместны рисунки по клеточкам

Пиксель-арт применяется как в декоративных целях, так и для снятия напряжения, приятного времяпровождения.

Часто клеточный способ рисования используется для:

  • декора личных записных книжек и дневников;
  • основы аппликации;
  • подготовке схем для вышивки бисером или мулине;
  • оформления домашнего и офисного интерьера;
  • создания макетов облицовки зданий;
  • декорирования поделок;
  • украшения полей в тетрадях по творческим предметам;
  • создания коллажей.

Чем полезно рисование по клеточкам для детей

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, не требуют большого труда. А технология рисунка по клеткам – незаменимая методика для развития малышей.

Широкий спектр методов рисунка развивает:

  • Внимание ребенка – графические диктанты позволяют ребенку с интересом запоминать и сосредотачиваться на рисунке, тем тренируя способность концентрации на результате творчества.
  • Усидчивость – процесс рисования занимает длительное время, однако дети заинтересованы в результате своего дела и досидят до конца занятия, чтобы увидеть итоговую картинку.
  • Координацию при письме – ребенок оттачивает навыки написания букв и цифр, при этом формируется его почерк. При необходимости его можно корректировать во время рисунка.

  • Мелкую моторику – обведение по контуру и закрашивание мелких клеток получится лишь при методичной, мелкой работе. В процессе построения изображения, ребенок старается крепко держать пишущий инструмент и ровно вести линию.
  • Чувство ориентации в пространстве – симметричное рисование способствует более быстрому привыканию ребенка к понятиям верх, низ, право, лево. Таким образом, ребенок с интересом познает пространство и может с легкостью в нем перемещаться как на плоскости, так и в жизни.
  • Стрессоустойчивость. Создание изображения в ярких тонах способствует позитивному мышлению.
  • Запоминания цветов и оттенков – разнообразие изображений и их цветовое заполнение познакомит ребенка не только с основными цветами, но и их оттенками и сочетаемостью. В игровом процессе рисования дети быстрее запоминают названия цвета.
  • Эстетическое чувство. Самостоятельный подбор дизайна, способа рисования и цветов раскрашивания изображения научит ребенка правильно воспринимать окружающий мир, привьет ему чувство прекрасного и позволит развить воображение.
  • Фантазию и творческое мышление. Развитие способности мыслить творчески поможет человеку находить нестандартные решения поставленных задач.

Как научиться рисовать по клеточкам начинающему или ребенку

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, не требуют художественного таланта и специального образования. Этой технике способен обучиться каждый.

Научиться самостоятельно создавать пиксельные картинки помогут советы:

  • Для первого рисунка выбирают простейшую схему, на которой можно опробовать способы построчного и поочередного рисования. Это позволит определиться с наиболее удобной техникой создания рисунка.
Рисунки по клеточкам легкие и красивые следует начинать практиковать с простейших схем
  • На первых парах используют тетради или листы с клеточками крупного и среднего размера. По мере приобретения навыка рисунка, размер квадратов уменьшают, а их количество и цветовую гамму увеличивают;
  • На начальной стадии используют монохромный вид раскраски, состоящий из 1 или 2 цветов. Количество оттенков наращивают постепенно.
  • Общепринятой тактики рисования нет, каждый творец выбирает наиболее удобную для него методику. Профессионалы пиксель-арта советуют начинать рисунок в направлении слева направо, затем сверху вниз. При изображении окружностей стоит двигаться от центральной точки в стороны.
  • Чтобы научить ребенка пиксельному искусству, следует научить его ориентироваться в плоскостном пространстве. Этому способствуют графические диктанты различной сложности, в которых ребенок под диктовку взрослого ведет непрерывную линию в различных направлениях.

  • Для постижения искусства создания пиксельного изображения первоначально используют знакомые материалы и пишущие принадлежности, а также рисунок срисовывают с оригинала или схемы.
  • По мере освоения техники рисунка по клеточкам, усложняют изображение и его цветовое разрешение. Настоящие мастера пиксель-арта рисуют без опорной картинки.

Легкие рисунки для девочек 6-7 лет

Рисунки по клеточкам, на которых изображены легкие и красивые элементы, будут интересны девочкам подготовительной группы или возраста первого класса.

Примерами таковых могут стать:


  • Сердечки размером 19 на 18 клеток, цвета могут быть самыми разными – от монохрома до радуги;

  • Любимые мультипликационные персонажи.

Красивые черно – белые и цветные рисунки для опытных

Пиксельные схемы и способ их раскрашивания определяется уровнем опыта рисующего человека. Тематика рисунков представлена на любой вкус и цвет.

Основные направления схем пиксель-арта в черно-белой и цветной вариации:

  1. Животные

Размер полотна 55 на 55 клеток, цвет пишущего инструмента – черный.

Площадь 69 на 77 квадратов, цвета – черный, розовый, голубой. По желанию цвет глаз и фона можно изменить.

  1. Птицы

Размер – 39 на 77 клеток, цвет – черный.

Площадь – 77 на 77 клеток, расцветка – зеленый, салатовый, темно-зеленый, черный, красный, желтый, розовый, голубой или синий, фиолетовый или сиреневый.

  1. Пейзажи

Размеры – 281 на 150 квадратов, цвет – черный.

Площадь 96 на 67 клеточек, цветовой спектр – оттенки желтого, коричневого, серого и красного.

  1. Силуэты людей

Площадь – 66 на 74 квадрата, цвет – черный.

Размеры 140 на 75 клеток, цвета – синий, красный, изумрудный, телесный, коричневый.

Как создать собственный рисунок без схемы

Создать рисунок по клеткам без схемы сможет человек, имеющий за плечами опыт рисования.

Для этого потребуется разлинованная в клетку калька, белый лист бумаги, черный фломастер или ручка.

Процесс рисования разделен на несколько этапов:

  1. На белом листе рисуют контур понравившегося изображения, срисовав его с фотографии или картинки.
  2. На рисунок накладывают кальку и по клеткам создают пиксельный вариант контура.
  3. Заполняют клетки необходимыми цветами.

Видеоинструкция, как рисовать по клеточкам для начинающих:

Более простой вариант рисунка можно создать при помощи компьютерных программ, таких как Microsoft Paint, Photoshop или Corel. При помощи увеличения изображения рисунок заполняется сразу в виде пикселей-клеток. Для раскрашивания применяют метод заливки.

Идеи для рисунка в блокноте

Пиксельный вид рисования может быть не только приятным времяпровождением, но и своеобразным шифром. Такую шифровку можно использовать в переписке с друзьями.

Примерами шифрования могут стать изображения:

  • Сердечко со стрелой – безответная влюбленность;
  • Цветочек – радость;
  • Смайлик – эмоции;
  • Собачка – верность, друг;
  • Птичка – свобода;
  • Гитара – душа;
  • Лиса – хитрость;
  • Подарок – секрет;
  • Крестик – напоминание.

Идеи рисунков для личного дневника

Тайные рисунки, понятные только хозяйке дневника, позволят сохранить ее мысли в секрете от других людей.

Примерами рисунков могут стать:

  • Эмоджи, выражающие чувство девочки;

  • Животные, о которых заботится или мечтает ребенок;
  • Цветы со своим обозначением. К примеру, роза – любовь, нарцисс – самоуважение, клевер – удача;
  • Пейзажи. Изображения мест, где бы девочка хотела побывать – пляж, замок, море, река, лес.

Рисунки по клеточкам – любимое хобби человека вне возраста, а его результаты легки в изготовлении и красивы по окончании. В процессе рисования раскрываются таланты и креативность рисующего, а так же развивается мелкая моторика и абстрактное мышление. Эти способности помогают человеку с блеском выходить из любых жизненных ситуаций.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о рисовании по клеточкам в тетради

Видео про рисунки по клеточкам — легкие и красивые: