Наука о цвете: радужные перспективы. Общие сведения о цвете


ʼʼОсновательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело меня к твердому убеждению, что всœе они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение. В случае если мы хотим освободиться от субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цветаʼʼ

Цвет - одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздей­ствия. Им занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изу­чает цвет с интересующей ее стороны.

Физику интересует энер­гетическая природа цвета и воз­можность его измерения, физиологию – процесс восприятия светового излу­чения человеком и превращения его в цвет, психо­логию – проблема воспри­ятия цвета и воздействия его на психику, его способ­ность вызывать различные эмоции. В измерении цвета большую роль играет психофизика – наука, изу­чающая взаимоотношения между физически измеряемыми стимулами* и ощу­щениями, вызываемыми этими стимулами. Анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта͵ причины и закономерности существования цве­товых значений, правила их порождения и функционирования являются пред­метом психосœемантики цвета .

Историю классификации цвета можно подразделить на 2 больших пе­риода – с доисторических времен до ХVI века и с ХVII века до наших дней (детально см. по книгам Мироновой Л.Н. ).

Первобытные и нынешние примитивные народы отождествляли цвета с наибо­лее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Это – огонь и кровь, молоко, земля и соответствуют им красный, белый и черный цвета. Эта триада нужнолго сохранила значение основной. Знаменитый английский этно­граф, ис­следователь культуры африканских народов Виктор Тэрнер заявил: ʼʼ… к числу древнейших символов, созданных человеком, принадлежат три цвета – красный, черный и белый, ассоциирующиеся с продуктами человеческого тела …Три цвета͵ связанные с сильнейшими и древнейшими переживаниями чело­веком боли и наслаждения, являются основой первичной классификации мираʼʼ.

Затем к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китай­цев), синий цвет неба (у китайцев и египтян) и зелœеный цвет растительности (у всœех народов). В эллинистическую пору античной культуры появляются другие способы классификации – цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие.

Развитие культуры привело к усложению классификации цвета. В сред­невековой Европе, где основой жизни являлась христиан­ская религия и её догматы – цвета подразделялись на божественные и богопро­тивные. В христианском мистицизме рай выражен синим, ад – красным, земля – желтым. Серый и коричневый – презираемы. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной, так и средневековой классификациями цвета.

Развитие науки о цвете. Ренессансная наука о цвете вобрала в себя всœе, что было добыто предшествующими веками: учения материалистов Древней Греции, метафизику Аристотеля, мистику Платона, средневековую символику света и цвета͵ оптику Альхазена и Вителло. В это же время возникли зачатки объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении, понятые и развитые лишь века спустя. Это работы Леона Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Филесия, Телœезио, Фичино, Райма, Лаплаццо.

Ученые, внесшие вклад в науку о цвете. В развитие науки о цвете внесли вклад ученые – физики, химики, физиологи, ма­тематики, психологи, а также практики, занимающиеся окраской тканиили гравировкой, худож­ники, поэты, философы, этнографы, лингвисты.

Фундамент современных представлений о физической природе цвета и точной терминологии по цвету заложил Исаак Ньютон (1643–1727 гᴦ.), объяснив физическую при­роду цвета с использованием точной терминологии. Открыв зависимость между преломлением света и цветом, он первым попытался систематизировать мир цветов. Ньютон обнару­жил, что луч белого света можно разложить на составляющие цвета (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Эксперимент Ньютона

Получен­ную непрерывную серию цветов он назвалспектром ,описал порядок следо­вания цветов в нем идал им наименования: красный, оранжевый, желтый, зелœеный, голубой, индиго, фио­летовый . Следует обратить внимание на то, что это не отдельные цвета͵ а цветовые области . Считают, что Ньютон ввел семь наиме­нований по аналогии с семью нотами в музыке. Этот порядок мы запомнили со школьных времен как:к аждыйо хот­никж елаетз нать, г дес идитф азан (при замене наименования индиго на принятое в русском языке синий) . Он был первым, кто расположил цвета спектра в форме цветового круга (рис. 2.2) .

Понятие цветового круга оказало огромное воздействие на развитие науки о цвете (систематизации цвета) и ее применения на практике.

Рис. 2.2. Цветовой круг И. Ньютона

До середины XIX столетия противоречивые теории учения о цвете соеди­нить не удавалось. Ньютон утверждал, что соединœение всœех спектральных цве­тов дает белый цвет, художники ссылались на то, что соединœение пигментов разных цветов дает темно-серый цвет.

Но в 1852 ᴦ. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821 – 1894 гᴦ.) – крупнейший немецкий ученый в области физиологи, физики и математики на­шел причину этого несоответствия взглядов. Белый свет ему удалось получить смешением не всœех цветных лучей, а всœего двух световых потоков: пары жел­тый-синий или пары красный-зелœеный. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он пришел к понятиям ʼʼаддитивноеʼʼ и ʼʼсубтрактивноеʼʼ смешение цветов.

Процесс сложения разноцветных потоков света он назвал ʼʼаддитивным смешениемʼʼ. Аддитивное смешение цве­тов можно продемонстрировать на базе смешения (сложения) световых пото­ков трех базовых цветов: красного , зелœеного и синœего . Это первичные аддитивные цвета.

Рис.2.3 Аддитивное сложение цветов

Рис. 2.4 Субтрактивное сложение цветов

Первичными субтрактивными цветами являются: желтый , пурпурный и голубой . Две триады цветов (именуемые по первым буквам английских наименований цветов, соответственно, RGB и CMY ) образуют полный шестицветный цветовой круг, который нашел широчайшее применение в современной технике. Оказалось, что он соответствует цветовому кругу, предложенному Гете (см. ниже рис. 2.5). Этот круг в силу объективной природы цвета не должна быть составлен из других цветов.

Открытие двух видов смешения оказало огромное влияние на всœе последующее развитие науки о цвете и на практическое применение цвета в современных компьютерных технологиях. Мониторы и сканеры могут применять аддитивную систему цветов, потому что это эмиссионные, или излучающие, устройства – они могут добавлять к темноте красный, зелœеный и синий свет. Принтеры и типографские машины воспроизводят цвета на бумаге и других материалах, то есть имеют дело с отраженным светом. По этой причинœе в принтерах применяются субтрактивные цвета – голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета являются дополнительными* к аддитивным. В модели аддитивного синтеза сочетания первичного аддитивного и первичного субтрактивного: синœего и желтого, зелœеного и пурпурного, красного и голубого цветов, подобранных в определœенном соотношении, дают белый цвет.

Возникновение последовательного образа, уменьшение насыщенности ярко-красного цвета после длительного наблюдения Гельмгольц объяснил утомлением сетчатки. Для точной характеристики цвета он предложил использовать цвето­вой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Гельмгольц использовал мысль Томаса Юнга о том, что цветовое зрение обусловлено возбуждением в зритель­ном нерве 3-х типов рецепторов и довел её до идеи кривых сложения. Знание функций цветового сложения сделало возможным то, что в настоящее время на­зываем "спектрофотометрическим методом цветовых измерений". Впоследствии работы Кёнига, Кольрауша, Шредингера, Лютера, Геринга, фон Криса, Рёша, Дитеричи привели к возможности измерений цвета.

Одними из первых исследований замечательного физика Джеймса КларкаМаксвелла были работы по физиологии и физике цветного зрения и колоримет­рии (1852–1872 гᴦ.). В 1861ᴦ. Максвелл впервые продемонстрировал цветное изо­бражение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зелёного и синœего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонент­ной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Он создал один из первых приборов для количественного измере­ния цвета.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918 гᴦ.) внес огромный вклад в учение о цвете, разделив его на физическую, физиологическую и психоло­гическую области. Сам он занимался исследованием процессов адаптации и опыта при оценке цвета в меняющихся условиях, цветовой памятью и констант­ностью цвета. В отличие от своих предшественников Геринг считал, что основными цветами являются не три, а четыре цвета. Он оперировал парами дополнитель­ных цветов: желтый – синий и красный – зелœеный и полагал, что в сетчатке имеются три вещества, каждое из которых вызывает впечатление дополнитель­ных цветов. Ощущение желтого и красного возникает в процессе разложения цветочувствительного вещества, а зелœеный и синий – в результате его восста­новления. К этим двум парам добавляется пара черный-белый.

Химика Вильгельма Оствальда (1853–1932 гᴦ.) вспоминают в первую очередь в связи с теорией цвета͵ хотя он был химиком, и ему была присуждена Нобелœевская премия по химии за 1909 год. Он заложил фундамент методологии (исследований по проблеме развития науки и планирования научной работы с целью сделать ее более интенсивной) и зани­мался нормализацией организации науки в международном масштабе. На свои средства он основал институт организации умственного труда. Из его 45 книг 16 посвящены учению о цвете, а 5 – живописи. А ведь цветом он начал заниматься в 61 год. Он был основателœем журнала ʼʼDie Farbeʼʼ. Его цветовая система (он был создателœем "Руководства по гармонии цвета") широко использовалась в довоен­ной Германии.

Для характе­ристики цвета͵ в отличие от характеристик Гельмгольца, Оствальд предложил использовать долю абсолютного (полного, чистого) цвета͵ долю белого и долю черного. В сумме эти значения для каждого цвета составляют единицу. Эти характеристики впоследствии были использованы в других цветовых системах.

Цветом занимается наука и искусство . В течение двух последних столетий научные аспекты восприятия цвета являлись предметом интереса не только ученых, но и художников, музыкантов и писате­лей. Как сказал . Одним из самых замечательных основоположников науки о цвете был Давид Л. Мак Адам ʼʼПочти всœе, кто внесли вклад в науку о цвете, были одержимы интересом к цвету в искусстве. Использование объек­тивных методов...вытекало из трудностей, свойственных проблемам цвета и его применения, решением которых они были увлеченыʼʼ.

Иоганн Вольфганг Гёте – ученый, поэт, гуманист, автор труда ʼʼУчение о цветеʼʼ (1810 ᴦ.), один из непримиримых противников теории Ньютона. Научный интерес Гёте к цвету вдохновлен естественными оптическими явлениями и колористическими традициями Ренессанса в живописи, с которыми он столкнулся во время своей первой поездки в Италию (1786-1788 гᴦ.). Гёте рассматривал всœе явления, связанные с цветом, с позиций воздействия цвета на человека. Он различал воздействие на организм человека (физиологическое) и воздействие на его внутренний мир (психофизиологическое). Изучение воздействия различных цветовых впечатлений на психику позволило ему первым представить их в виде четкой системы. Основой его теории и системы стало наличие двух противоположных полюсов – света и тьмы. Гёте заметил, что по­сле длительного восприятия какого-нибудь цвета в глазу вызывается дополни­тельный цвет в виде последовательного образа. Он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод – равновесие, гармония достигается при помощи дополнительных цветов. Сочетание противоположных в круге цветов он назвал гармоничным, сочетание родственных (сосœедних) – негармоничным, а сочетание отдаленных сосœедних цветов – характерным. Он построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем - ϶ᴛᴏ не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а цветовая взаимосвязь, состоящая из двух треугольников, или трех пар дополнительных цветов. Он считал, что ʼʼрадугу не­правильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности: ей ведь не хватает главного цвета͵ чистого красного цвета͵ пурпура " . Его цветовой круг состоял из шести цветов: желтого, го­лубого, пурпурного, зелœеного, синœе-фиолетового, желто-красного (рис. 2.5). ʼʼС этими тремя или шестью цветами, которые удобно располагаются в виде круга, единственно и имеет дело элементарное учение о цвете. Все остальные, до бесконечности меняющиеся оттенки относятся уже скорее к прикладной об­ласти, относятся к технике художника, маляра …ʼʼ . Гете предложил объединить цветовые явления единым кругом, связи в котором оказались не случайными, а закономерности – устойчивыми. Не в каждом круге такая закономерность реализуется. Противолежащие цвета в круге выбирались таким образом, чтобы быть дополнительными друг к другу. Гете говорил, что диаметрально противоположные цвета являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя.

Эмпирический подход Гёте вынудил признать крайне важно сть включения в полный цветовой круг неспектрального пурпурного цвета. Пурпурный цвет занимает свое законное место во всœех современных цветовых системах.

Рис. 2.5 Цветовой круг Гете

Гете относился к цветам как к видимому выражению чувств – эмоциям и подразделял их в отношении друг к другу следующим образом: характерные, гармоничные, бесхарактерные и слабые. Самые гармоничные цвета - ϶ᴛᴏ те, которые расположены напротив друг друга, на концах диаметров цветового круга. Именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.

В отличие от его симметричного круга, цветовой круг Ньютона с семью цветами и неравными углами, не показывал симметрию и взаимозависимость, которые Гёте расценивал как существенные особенности цвета.

К ошибкам в смеше­нии пурпурного цвета с красным и долгое использование в практике обучения в качестве трех первичных цветов – красного, синœего и желтого мог привести тот факт, что Гете привычный нам ʼʼкрасныйʼʼ называл ʼʼжелто-краснымʼʼ, а пурпурный – ʼʼкраснымʼʼ (ʼʼНужно представить себе вполне чистый красный цвет, совершенный, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли данный цвет, вследст­вие его высокого достоинства, пурпуром... это высшее из всœех цветовых явле­ний возникает из встречи двух противоположных концов (спектра), которые постепенно сами подготовились к соединœению" .

Теория индукции, созданная Гете, впервые объяснила научным методом феномен цветовой гармонии. Он заметил, что всякий цвет порождает в органе зрения реакцию сопротивления этому пришедшему извне раздражителю. Происходит феномен автоиндукции: возникновение цвета͵ противоположного наблюдаемому. Так, красный порождает в органе зрения зелœеный (требует зелœеного), желтый требует фиолетового, синий - оранжевого. Теперь стало ясно, почему в живописи красный требует зелœеного, а синий требует желтого.

Гете рассматривает и другие атрибуты цвета͵ связывая их с человеческими эмоциями. Он ввел список ʼʼплюсʼʼ, куда входят такой цвета͵ как желтый и желто-красный, несущие свет, силу, тепло и ʼʼминусʼʼ, к примеру, синий, который отождествляется с тенью, холодом, слабостью, тоской.

То, что ставилось Гете в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. В его учении правильные положения, касающиеся психологического воз­действия цвета͵ уживаются с неверными представлениями о физической при­роде света. Так, он считал, что белый свет представляет собой единое целое и неразложим.

Филипп Отто Рунге (1777 – 1810 гᴦ.) – выдающийся живописец романтиче­ской школы, современник Гёте. Их взгляды совпадали. Он предложил всœе многообразие цветов представлять не в виде цветового круга, а в виде шара (подробнее см. в разделœе ʼʼСистематизация цветаʼʼ).

У. Тернер (1775-1851 гᴦ.) интересовался работами Исаака Ньютона, изучил книгу Гёте о цвете и на ее базе создал некоторые композиции.

Проблемами цвета и его законами Эжен Делакруа (1798-1863 гᴦ.) активно занимался всю свою жизнь. Делакруа в своих работах применял принципы, почерпнутые из книг ʼʼЗакон одновременного контраста цветовʼʼ ("De la loi du contraste simultane des couleurs et de l"assortiment des objets colores considere d"apres cette loi dans ses rapports avec la peinture"), 1839 ᴦ. и "Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов" ("Des couleurs et leurs application aux arts industriels a l"aide des cereles chromatique"), 1864 ᴦ., Мишеля-Эжена Шёвреля (1786-1889 гᴦ.) – известного французского химика, члена Парижской академии наук, управляющего красильным производством на гобелœеновых мануфактурах в Па­риже.

Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Один из базовых принципов его теории: яркие, контрастирующие цвета͵ взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространяются по поверхности, в результате получается практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный. Работа с красителями и крашением навела его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким образом следует смешивать цвета? Когда краски гармонируют и когда контрастируют? Результаты его исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелœена, но и на других фабриках Франции. Благодаря достижениям Шевреля улучшилось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство.

На принципах его теории импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всœей гаммы красок без смешивания, отделœение локального цвета от цвета͵ окрашенного светом и расположение мельчайших точек чистого тона друг подле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Этот химик разработал законы цветовой гармонии, принятые и в настоящее время. Οʜᴎ послужили основой развития пуантилизма. Его интересовали проблемы, возникающие при взаимодействии цветов на поверхности. Он установил, что эффект одновременного цветового контраста и цветовые сдвиги тем больше, чем ближе по размеру сравниваемые цвета и чем ближе они находятся друг к другу.

Позже интерес к книгам Шеврёля проявил художник Йозеф Альберс и представители школы оп-арт, искавшие пути повышения яркости цвета.

Многие художники ознакомились с теорией цвета по книгам авторов, которые упростили труд Шевреля и включили в них понятия, применимые в живописи. Одним из таких авторов был Огден Николас Руд (1831-1902 гᴦ.) американский физик, художник, преподаватель, который стремился навести мост между наукой и искусством. В своей книге ʼʼModern Chromaticsʼʼ, 1879 ᴦ., он объяснил многие понятия, которые были еще неизвестны многим художникам: различные типы смешения цветов, цветовые характеристики и т.п.

Неоимпрессионисты Жорж Сёра (1859-1891 гᴦ.) и Поль Синьяк (1863-1935 гᴦ.) оказались под глубоким влиянием книги Огдена Руда и применили свои знания при создании своих полотен.

Иоханнес Иттен (1888-1967гᴦ.), швейцарский художник, теоретик нового искусства, крупней­ший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателœей зна­менитого Баухауса, разработал теорию о цветовых контрастах. В своей книге ʼʼИскусство цветаʼʼ он разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового проектирования. Она написана на базе на­блюдений за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов.

Йозеф Альберс (1888-1976 гᴦ.), художник и теоретик цвета͵ один из лидеров геометрической абстракции, член школы искусства и индустриального дизайна Баухауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что исходя из определœенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка. В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд ʼʼВзаимодействие цветовʼʼ, где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как крайне важно й первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.

Кандинский В.В. (1866 –1944 гᴦ.), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в., преподаватель Баухауса. Особенно известным стал его курс ʼʼЦветʼʼ, в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый – треугольник, красный – квадрат и синий – круᴦ. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с ʼʼне-цветамиʼʼ - черным и белым.

Альберт Х. Манселл (1858-1918 гᴦ.), художник и преподаватель Массачу­сетской художественной школы, заинтересовался методом для обучения детей цвету. Исходя из того, что му­зыка оснащена системой, с помощью которой каждый звук определяется высо­той тона, интенсивностью и длительностью, для обозначения цвета использовал систему, основанную на цветовом тоне, светлоте и насыщенности. В течение многих десятилетий эта система, носящая его имя, широко использо­валась в США, где ее обозначения были включены в государственные стан­дарты США и Американского общества испытания материалов (ASTM). На обо­значениях Манселла основаны всœе японские стандарты по цвету, а Британский институт стандартов использует ее в стандартах для обозначения цвета красок. До настоящего времени систему Манселла используют в научных исследованиях как образец равномерного цветового пространства.

Следует отметить работы российских ученых в области цвета. Первые идеи трехкомпонентности цветового зрения высказаны нашим великим ученым Ломоносовым М. В. в его ʼʼСлове о происхождении света͵ новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 ᴦ. говорен­номʼʼ.

Причиной света͵ по Ломоносову, является ʼʼзыблющеесяʼʼ (колебательное) движение частиц эфира. Эфир состоит, как думал Ломоносов, из частиц троя­кого рода, отличающихся друг от друга своим размером. Три рода частиц эфира могут совмещаться и приводить в ʼʼколовратноеʼʼ (вращательное) движение три рода частиц материи. При этом ʼʼпервой величины ефир совмещается с соляною, второй величины со ртутною, третьей величины с серною... материеюʼʼ

Из этих же материй состоит и ʼʼдно окаʼʼ. Посредством ʼʼдна окаʼʼ мы видим цвета͵ благодаря тому, что ʼʼефирные частицы сцепляются с совместными себе частицами первоначальных материй, тела составляющихʼʼ. Итак, по Ломоно­сову, разная степень возбуждения трех различных цветоощущающих ʼʼматерий дна окаʼʼ лежит в базе видения нами всœех цветов окружающего мира.

ʼʼНаконец, нахожу, – формулирует Ломоносов основную идею своей теории цветов, – что от первого рода ефира происходит цвет красной, от второго жел­той, от третьего голубой. Протчие цветы рождаются от смешения первыхʼʼ. То есть, по его мнению, основными цветами являются красный, желтый и голубой.

Российские ученые XX века – колориметристы и светотехники: Н.Д. Ню­берг, С.В. Кравков, Г.Н. Раутиан, Л.И. Демкина, Н.Т. Федоров, М.М. Гуревич, В.В. Мешков, С. О. Майзель, Е. Б. Рабкин и множество специалистов, зани­мающихся цветовыми измерениями в различных отраслях промышленности, внесли большой вклад в науку о цвете и ее применение.

Глава российской школы колориметрии – Юстова Елизавета Николаевна. Всю свою жизнь (97 лет) до самых последних дней она посвятила колориметрии. Автор фундаментального исследования и определœения основной физиологиче­ской системы RGB зрительных приемников глаза и характеристик их спек­тральной чувствительности. Разработала новые оригинальные таблицы для об­наружения дефектов цветового зрения, комплекс метрологических средств для организации службы цвета в стране, образцовое колориметрическое оборудо­вание. Решение фундаментальной задачи определœения спектральной чувствительности человеческого глаза, блестяще ею выполненное, приведено в знаменитом курсе физики Ричарда Фейнмана. Ее девиз: ʼʼЛюбовь в жизни - ϶ᴛᴏ вектор.
Размещено на реф.рф
Взаимодействие между приемником и излуча­телœем. Один человек излучает любовь, а другой принимает ее. Колориметрия это тоже любовь. Любовь глаза к цвету! ... что касается колориметрии, то я сейчас не представляю себе жизни без нее. Такая наука одна на свете: она не может без живого человека, ведь главный измерительный прибор, изначаль­ный инструмент колориметрии - ϶ᴛᴏ наш глазʼʼ.

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.

Общие сведения о цвете

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, химии, физиологии, эстетики и психологии .

Физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.

С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.

Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов.
Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.

Цветоведение изучает основные характеристики цвета, основные, составные и дополнительные цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний и многое другое.

Наука о цвете возникла давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.

В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Выдающиеся художники и теоретики эпохи Возрождения: Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Джорджо Вазари (1511 – 1574), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Альберти и Леонардо да Винчи открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции (это изменение цвета под воздействием другого цвета), предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий – желтый, красный – зеленый. Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 – 1727), Ломоносов (1711 – 1765), Гельмгольц (1821 – 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749 – 1832) написал специальный труд «Учение о цветах».

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.

Глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят и все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить вос- приятие цвета, нам нужен источник света.
Отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза,

Рисунок 2 – Трехкомпонентность цветового зрения

информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра .

Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время – работники кино, специалисты в области рекламы, фотографы и многие другие.

Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности.

Изучение цветоведения дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

Историю классификации цвета можно подразделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по 16 в. и второй - от 17 в. до наших дней.

Первобытные (и нынешние «примитивные») народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными (по их понятиям) стихиями – кровью, молоком, огнем, землей; им соответствуют красный, белый и черный цвета. Эта триада надолго сохраняет значение основной.

В основе отношения первобытного человека к цвету был мифологизм. Следует заметить, что одной из важных черт мифологического мышления первобытных народов является амбивалентность (т. е. обозначение одним и тем же словом, термином противоположных понятий) и полисемантичность.

В примитивных культурах белый цвет – это цвет добра, образ блага, святости, очищения, удачи; используется в похоронных обрядах (покойник, переходя в потусторонний мир, становится богом), белые животные и птицы считаются священными.

Не менее почетное место в культуре первобытных народов принадлежит красному цвету. Красный цвет – символ энергии, жизни, силы; цвет царей, богов, жрецов; самый употребительный в медицинской магии (амулеты, птицы и животные); цвет защиты и устрашения (раскраска воинов). Красный цвет наряду с позитивными чертами, характеризуется и негативными моментами (амбивалентность); так красная кровь может быть чистой, когда речь идет о жизни, добре, и нечистой, если она ассоциируется с убийством, колдовством и т. п.

Позитивным и жизнеутверждающим (в основном) белому и красному противостоит черный цвет, изображающий мрак, распад и смерть, а значит зло, несчастье, болезнь. В то же время черный цвет у некоторых «примитивных» народов (ндебу) является символом любви и счастливого брака, так как последние ассоциируются с ночью и темнотой, при этом брак понимается как своеобразная смерть, когда мужчина связав себя с женщиной, погружается в преисподнюю, но результатом является новое рождение.

Безосновательной является гипотеза о неполноценном цветовом зрении древних и «примитивных» народов. Так аборигены архипелага Бисмарка обладают исключительно изощренным цветовым зрением, они различают, к примеру, следующие оттенки черного: коткот – блестящий черный, цвет вороны; ликутан – просто черный до черноты; товоро – черный цвет обугленного ореха мучного дерева; лугуба – черная грязь болот в зарослях манговых деревьев; деп – черная краска, получаемая от сожжения смолы канареечного дерева; утур – цвет обугленных листьев бетеля, смешанных с маслом.

В первый период древности, когда основным источником материальных благ стало земледелие и скотоводство, а главными богами – солнце (или небо), а также земля и произрастающие на ней растения, к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян). У древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей; все самое ценное и значимое отмечалось каким-либо цветом, и эти цвета считались основными.

В древнем Китае замечательным памятником мудрости является «Ицзин» – «Книга перемен». Она состоит из 64 гексограмм – сочетаний шести линий (черточек), расположенных одна над другой, причем таких линий имеется два типа: сплошные и прерванные. В каждой гексограмме закодирована определенная космическая или жизненная ситуация, характеризующая какую-либо стадию или этап мирового процесса (творчество, восход, сосредоточенность, упадок, конец и т. д.). В целом последовательность всех 64 гексограмм (дополненных краткими текстами) воспроизводит грандиозную и сложную драму бытия мироздания, в которой главные герои – небо, земля и человек; главные силы – свет и тьма, активность и пассивность, мужское и женское начало; главные стихии – вода, ветер, огонь, гром. В Китае гексограммы «Ицзин» и их составные части – триграммы – считались началом живописи.

В древнем Китае всем стихиям, временам года, сторонам света, планетам и веществам соответствовали их собственные цвета. Основных цветов насчитывалось пять: зеленый/синий, красный, белый, черный, желтый.

Белый цвет в Древнем Китае и Японии символизирует сбор риса, смерть, траур. Красный цвет предназначался для высшего сословия; черный и желтый – для простого люда. При этом колорит императорских дворцов отличался многообразием: здесь можно было видеть и «слепящие» насыщенные цвета, и утонченные изящные серые, древесные, терракотовые с яркими включениями.

Под влиянием учения Дао («Дао дэ цзин») красочность и полноцветие уступает место монохромии и ахроматической живописи тушью («пять цветов притупляют зрение»), четкость сменяется туманностью, бесформенностью («великое совершенство похоже на несовершенство»).

Не менее развитое и последовательное, чем в Китае, учение о цвете было создано в Древней Индии. Оно излагается главным образом в Упанишадах, а также в эпических поэмах «Махабхарата», «Рамаяна» и в обширной буддийской литературе. В классификации цветов выделяются три основных цвета: красный, белый и черный; в эти цвета окрашены главные стихии и жизненные начала. Даже пища (съеденная) разделяется на три субстанции: красная – тепло, физическая энергия; белая пополняет духовную энергию, черная – шлаки, подлежащие удалению из организма.

В Махабхарате изложены нормы женской красоты. Одно из положений канона гласит: у красивой женщины пять вещей должны быть красными:

Ладони и мочки, подошвы и губы,

Следы твоих ног, что поклонникам любы.

Кроме того, белизна лица и тела, чернота волос и глаз, золото украшений составляют обязательный «колористический стандарт» восточной женщины (и не только в Индии).

Философия Вед и буддизм осуждали роскошь, богатство и красочность одежд и украшений. Адепты некоторых родственных буддизму учений (джайны, аджвики) вообще отрицали одежду и ходили «одетыми воздухом» или в белых одеждах. «Антиэстетизм» монахов и отшельников не оказал большого влияния на изобразительное искусство, он лишь оттенял и подчеркивал роскошь и блеск индийской культуры.

Ближний и Средний Восток – родина первых цивилизаций, источник культуры Европы и Азии. В культуре народов региона сложилась устойчивая символика цветов.

Белый - это везде божественный цвет. Ближайший к белому золотой – символ сияния и нетленности, подобен солнцу.

Священным также был красный. У египтян почитался красный лотос – символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта. У персов, саков (скифов) и других народов красный цвет почитался как цвет плодородия и любви.

Черный цвет символизирует тьму, зло и грех, является цветом дьявола.

На Ближнем Востоке к числу основных любимых цветов относится синий (или голубой). Синий и голубой были цветами неба, обиталища верховного бога – Солнца. Не менее ценился и зеленый – цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

В эпоху античности наука о цвете переживает свой «философский» этап. В эллинскую пору античной культуры мифологизм мышления понемногу изживается, наука начинает вытеснять религию, общественные отношения становятся все более сложными, появляются другие основания классификации цветов.

Цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие; вводится также деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Античные ученые классифицируют цвета еще на основе мифологической традиции (по цветам стихий, света и тьмы), однако античная наука впервые ставит проблему физической сущности цвета, пытается объяснить процесс зрения и восприятия цвета. Античные ученые продолжают и развивают возникшую на Востоке идею о причастности глаза к внешнему свету и цвету. Были замечены и описаны такие явления, как зависимость цвета от освещения (Лукреций, Аристотель), рефлексы, два способа смешения цветов, влияние цветов друг на друга (Аристотель). Но закона дополнительности греки еще не знали, а причиной образования цветов считали форму атомов вещества (Демокрит, Лукреций) или смешение света и тьмы в различных пропорциях (Аристотель).

Средневековая культура на Ближнем и Среднем Востоке развивается под знаком ислама, введенного арабами в начале 7 в. В главной книге ислама Коране изложены не только догматы веры, но и начала философии, этики и эстетики, отражены взгляды на свет и цвет, их место и значение в жизни.

На арабском Востоке мышление правоверного мусульманина целостно, не имеет четких антиномий (кроме «верующий» - «неверующий»), в Коране не разделяется земное и небесное, материальное и духовное. Свет в Коране рассматривается как творение единого бога Аллаха и вместе с тем как его зримое воплощение и символ.

О цветовых предпочтениях народов Ближнего Востока свидетельствуют многочисленные описания рая. Рай – идеал и конечная цель мусульманина, награда за труды и тяготы земной жизни. Ни христианский, ни буддийский рай не обладают такой четкой «планировкой», такой конкретной наглядностью и пластичностью. Там скорее радуется дух какими-то потусторонними радостями, здесь же ублажается тело и органы чувств. Райская жизнь для мусульманина не многим отличается от «роскошной» жизни на земле. Арабы не редко создавали большие и маленькие модели – подобия рая; можно сказать: все, что создала их культура, ориентируется на образец – райский сад – и воспроизводит все его существенные признаки.

Люди в раю одеты в шелковые одежды: «украсившись… браслетами из золота и жемчугом», они возлежат на ложах, «подкладка которых из парчи». Четыре темно-зеленых райских сада орашаются двумя источниками, в этих садах – «плоды, не истощаемые и не запретные, и пальмы, и гранаты; лотосы, лишенные шипов, и талх, увешенный плодами», праведники и райские гурии возлежат на прекрасных коврах и зеленых подушках.

Ковер – это метафора райского сада. Ковровость – универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость – основной признак ковровости. Этот признак можно видеть в полихромии Каабы (главного храма Мекки), в затейливо орнаментированных страницах Корана, в металлических кувшинах и тканях.

Белый цвет – знак божественности, чистоты, духовности; в тоже время седина – символ приближения смерти, цвет савана покойника, цвет проказы и лишаев, бельма на глазу.

Золото символизирует свет, блеск, солнце, нетление, жизнь и здоровье (первой жертвой Аллаха была желтая корова); вместе с тем желтая – «страдающая от колик», ржавчина на меди, пища с дерева заккум (мифическое адское дерево, раскаленными плодами которого кормят грешников).

Красный – цвет солнца и огня, цвет крови, а значит жизни. Сам бог является пророку Мусе из огня на горе Тур (Синай). Святой Ибрагим был «крещен» в огне. Он вошел в пылающий костер, который тут же превратился в цветущий алыми розами сад.

Белый, красный и желтый – это священные цвета, причастные к свету. Но и тьма, сотворенная Аллахом – благо; поэтому на Востоке ценимы и любимы цвета тени: синий, голубой, фиолетовый.

Синий – это цвет ночи, «когда она густеет»; синий дает отдых зрению после яркого солнечного дня, скрывает в себе тайну божественной небесной субстанции. Восточный человек готов помещать «синее в синее и снова синее в игре синевы, с тонкими ритмическими узорами выявляющими божественный цвет повсюду, на всех поверхностях стен» (Ф. Райт). Синий и голубой цвета ценились за эффект их успокаивающего действия на психику (легенда, повесть К. Петрова-Водкина «Самаркандия»).

Фиолетовый цвет – более мистический, чем синий, близок к концу спектра, свет в нем вот-вот готов погаснуть; в фиолетовом цвете соединяются две противоположности – синева и краснота, это самый сложный и «двусмысленный» цвет.

Черный – цвет самой земли, «первой из планет», «в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха». В средние века на Востоке черный цвет ценили гораздо выше, чем в Европе. Черный имеет негативные оттенки, если связан со злыми делами, с грехом.

Зеленый цвет находится посередине спектра, в нем нет яркости света, глубины мрака, жизненного жара и смертного холода, он как бы промежуточный, срединный (зеленые растения корнями уходят в землю, а листьями – в небо). Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений.

Полностью негативными на Востоке являются серый и коричневый цвета; представляют собой заглушение и затемнение соответственно белого и желтого. Счастливый мир для мусульманина ассоциируется с зеленым, несчастливый – с серым цветом. Коричневый цвет в Коране – цвет гибели и распада (Аллах «вывел пастбище», а затем «сделал его коричневым сором»).

В отношении цветовой культуры особое место среди других стран средневекового Востока занимает Япония. Основные и самые значимые цвета в Японии – белый, красный, зеленый, пурпурный, фиолетовый, черный. В ритуальной одежде, культовой архитектуре и утвари они берутся в относительно чистом виде, но в светской придворной культуре усложняются и приглушаются.

Примечательно, что в колористике средневековой японской культуры мало синих и голубых цветов. Не смотря на то, что в соседнем Китае издавна любили и почитали синий цвет (цвет мужского начала янь), японцы любовь к синему не переняли.

Только начиная с 17 в. в японской живописи появляются насыщенные синие краски (в 19 в. Хокусай как бы берет реванш за тысячу лет воздержания и вводит очень много синего в свою графику). В театре Кабуки, возникшем в 17 в., синий – это цвет злодеев, призраков и дьяволиц.

В средневековой Европе проблемы классификации цвета рассматривались через призму христианской религии и ее догматы. Цвета подразделяются на «божественные» и «богопротивные»; первые – это главные, почитаемые и прекрасные, остальные – второстепенны или вовсе презираемы (например, серый и коричневый).

Белый цвет – символ света, святости, чистоты… В иконографии белый – это цвет одежд святых, апостолов, ангелов (позднее ангелы изображались голубыми). Белый саван покойников – это знак приобщения человека к божественному чину.

Красный или огненный символизирует божественную энергию, животворное тепло, кровь Христа, любовь Бога к человечеству, любовь верующих. В одеждах красный обычно сочетается с синим или белым.

Символические значения красного и пурпурного близки, однако красный считается более «земным»; в пурпурном к красному добавляется синее (т. е. божественное, трансцедентное), что делает его более «небесным», изысканным, сложным.

Золото и желтый – это «застывший солнечный свет»; золото также знак богатства и власти. Упомянутые цвета использовались в иконографии в основном для писания фонов, света, нимбов. Примечательно, что с 12 в. желтый трактуется как цвет измены, лжи, продажности, бесстыдства, дурных намерений (Иуда одет в желтое).

Синий – самый «трансцедентный», нематериальный, мистический цвет, символ непостижимой тайны, вечной божественной истины, неба как обиталища горних сил. В христианской цветовой символике синий лишен амбивалентности.

Зеленый – символ земной жизни Христа, его гуманной миссии (в древних культах символизирует воскресение, весеннее обновление), противостоит «царственным» – пурпурному, золотому, голубому. Однако зеленый цвет имеет и негативные моменты: это цвет глаз дьявола и его чешуи.

Из упомянутых ранее основных цветов самым непопулярным является черный цвет – противоположность свету, символ мрака, смерти и ада, неверия и греха, «знак скорби» (зачастую заменялся темно-синим и темно-коричневым). В тоже время черный символизирует умерщвление плоти, знак смирения и отказа от мирских радостей, цвет одежд духовенства и монашества (прелаты Римской церкви облачены в фиолетовое).

Полностью негативными являются серый и коричневый цвета. Серый – это цвет нищенского рубища, символ отверженности от христианского мира, не цвет, а его отсутствие. Коричневый трактуется богословами как «самый отвратительный цвет». В сером и коричневом нет ни божественности, ни антибожественности (как в черном).

Культура средневековья в целом антиномична, построена на противопоставлениях и контрастах. В средневековой живописи часто цвета «берутся попарно»: золото с синим, красный с зеленым, красный с синим, белый с черным.

Ренессансная наука о цвете вобрала в себя все, что было открыто в предшествующие века: учения греческих философов, средневековую символику света и цвета, достижения оптики.

Общая ренессансная картина учения о цвете пестра и эклектична. Из обширной литературы эпохи Возрождения особый интерес представляют работы Леонардо да Винчи (1452-1519), тесно связанные с практикой изобразительного искусства. Художник не разделял искусство и науку: «Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не уверены, куда идут… Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением».

Леонардо да Винчи вводит «практически-живописную» систему цветов, исходя из минимальной палитры живописца. Художник выделяет шесть простых цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный.

Основой гармонии для Леонардо является контраст, т. е. сопоставление противоположных цветов, вместе с тем художник ввел в живопись «sfumato» - приглушенность всех цветов как бы мягкой атмосферной дымкой, объединяющей их.

Вплоть до начала 17 в. классификация цветов строилась на основе культовой мифологии, а также некоторых частно-практических моментах.

В 17 в. положение в корне меняется: Исаак Ньютон вводит естественно-научную (физическую) основу классификации цветов, а именно спектр белого света, в котором выделяются семь «простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра. На основе спектра был построен цветовой круг, оказавшийся очень удобной системой для технических и научных целей, в частности для расчета результатов смешения цветных лучей (слагательное смешение).

Ньютон показал, что цвета различных предметов или сред зависят от их способности отражать, поглощать или пропускать те или иные «лучи».

Феномен цвета обрел физическую почву, но утратил непосредственную связь с космическими сущностями. Теперь воссоединение цвета с космосом нуждается в философской рефлексии, распавшиеся связи нужно восстанавливать путем построения «объединительных теорий». В этом смысле интересна эстетическая теория Ньютона о связи цвета и музыки. Семи цветам спектра, согласно его учению, соответствуют семь нот музыкальной октавы, поэтому в спектре содержится такая же внутренняя гармония, как и в музыкальной октаве, а между отдельными цветами существует родство, позволяющее получать гармонические сочетания цветов («цветовой орган» Луи Кастеля).

Спектральная система цветовой классификации, введенная Ньютоном, стала основой систематики цвета вплоть до наших дней.

Достижения 18 в. в области физических основ света и цвета скромны, но зато в этот период возникают две самостоятельные отрасли цветоведения: физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) вошел в историю физиологической оптики (наука о закономерностях зрения) как автор гипотезы о трехкомпонентности цветового зрения. Суть ее сводится к тому, что в органе зрения имеются всего три цветовоспринимающих аппарата, дающих возбуждения трех родов – красное, синее и желтое; от смешения этих основных возбуждений получают ощущения всех цветов (равное их смешение дает ощущение белого; отсутствие возбуждений воспринимается как черный цвет).

Идея возникновения всех цветов из трех исходных была подсказана Ломоносову опытом живописцев, получающих все необходимые оттенки красок из трех основных, а именно красной, синей и желтой.

В конце 18 в. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) предложил новый способ классификации цветов – по физиологическому принципу; построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов, но это не цвета спектра, а самые употребительные краски художников – красная, синяя и желтая.

Таким образом, в систематике цвета Гете исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений (явления цветовой индукции), отчасти из обобщения практического опыта живописцев (смешение красок).

Благодаря трудам Филиппа Отто Рунге цветовая система приобрела третье измерение и вышла в пространство. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета. Цвет образовал свою автономную и замкнутую «вселенную».

В 19 в. благодаря трудам Г. Гельмгольца уточняется вопрос об основных цветах – ими оказались красный, зеленый и синий, дающие в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду в качестве основной. Эти же цвета оказались основными во всех случаях, где имеет место слагательное смешение цветов: в полиграфии, пуантилистической живописи, ткачестве, позже в цветном кино, телевидении, театрально-декоративном освещении.

Но не утратила своего значения и триада основных красок – красной, желтой и синей. Они составили основу цветового круга, которым продолжали пользоваться живописцы, полиграфисты и все те, кто получает цвет путем смешения красок. Цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства.

В 20 в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются новые цветовые системы, пространственные тела в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидной фигуры (Манселл), многогранников со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс); строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Цвет в науке и технике в 20 столетии порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел: современная колориметрия не «смотрит» на цвет, она его вычисляет. Подразделение на главные и второстепенные цвета почти всюду потеряло актуальность. Лишь в некоторых областях деятельности, где требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета (геральдика, сигнализация, кодирование), главные цвета сохранили свои позиции.