Общий уход за больным ребенком. Уход за тяжелобольными


Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

1) Поместите, если возможно, больного в отдельную комнату, а если нельзя, то выделите ему место у окна.

2) Кровать, по возможности, поставьте так, чтобы к ней был открыт доступ со всех сторон. Это поможет вам переворачивать больного, мыть его, менять постельное бельё.

3) Постель, не должна быть мягкой. Если это необходимо, застелите клеенкой матрац под поясницей. Простыня должна быть без складок; складки провоцируют пролежни.

4) Одеяло лучше использовать не тяжелое ватное, а шерстяное, легкое.

5) Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др.

6) В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер.

7) Чтобы больной мог в любую минуту вызвать Вас, приобретите колокольчик или мягкую со звуком резиновую игрушку (или поставьте рядом с больным пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри).

8) Если больному трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей.

9) Если больной не удерживает мочу и кал, а у Вас есть средства, чтобы купить памперсы для взрослых или взрослые пеленки, то приобретите их. А если нет, то сделайте много тряпочек из старого белья для смены.

10) Используйте только тонкое (пусть старенькое) хлопчатобумажное белье для больного: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены.

11) Проветривайте комнату больного 5-6 раз в день в любую погоду на 15-20 минут, укрыв больного потеплей, если на улице холодно. Протирайте пыль и делайте влажную уборку каждый день.

12) Если больной любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать - обеспечьте ему это.

13) Всегда спрашивайте, что хочет больной и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше Вас, что ему удобно и что ему нужно. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание больного.

14) Если больному становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно.

15) Спрашивайте больного, кого бы он хотел видеть и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его визитами друзей и знакомых.

16) Питание должно быть легко усваиваемым, полноценным. Желательно кормить больного небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и глотания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. Конечно, необходимы супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не старайтесь давать всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы больной находился в полусидящем положении (чтобы не поперхнуться). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой.

КОЖА требует самого пристального внимания, так как больше, чем у здорового человека нуждается в чистоте. Лежачего пациента необходимо обтирать влажным теплым полотенцем с последующим вытиранием насухо. Лучше смочить полотенце лосьоном для тела, разбавленным водой. Одной из самых частых проблем у лежачих больных являются пролежни. Они возникают в результате нарушения кровообращения. Обычно это область крестца, копчика, позвоночных отростков, лопаток, пяток и ягодиц. Лечить пролежни тяжело и долго, поэтому надо приложить все силы, чтобы не допустить их появления: меняйте положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивайте его. Простыня должна быть натянута, без складок. Швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Под крестец и копчик подкладывают резиновый круг, слегка надутый и покрытый мягкой пеленкой или скатанное в жгут полотенце. Мокрое, грязное белье немедленно меняйте (если его не копить, а замачивать и стирать сразу же, то можно избежать характерного запаха тяжелобольного в квартире). Места наибольшего давления на кожу необходимо протирать камфорным, нашатырным или салициловым спиртом, а также разведенным столовым уксусом не менее 3-4 раз в день. Каждый день смазывайте всю поверхность тела любыми питательными кремами, особенно ноги. При появлении покрасневших участков, после легкого массажа, прижигайте их крепким темно-фиолетовым раствором марганца. Используйте тальк, окись цинка и стрептоцид в виде присыпок, подойдут и детские присыпки. Если пролежень стал мокрым, самостоятельно не наносите никаких мазей, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте: сделаете только хуже. Пролежень должен "дышать". Пригласите соответствующих медицинских специалистов.

ВОЛОСЫ моют не реже 1 раза в неделю, расчесывать их нужно ежедневно. Ногти на руках и ногах подстригайте по мере их отрастания. Не забывайте мужчин брить. Делайте это аккуратно, избегая порезов.

ГЛАЗА И ПОЛОСТЬ РТА тоже нуждаются в уходе. Ежедневно промывайте глаза настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой, используя пипетку и ватный шарик. Протирайте язык, десны и зубы слабым раствором марганцовки или фурацилина, ромашки, шалфея, тоже ежедневно. Для профилактики стоматита смазывайте полость рта раствором буры в глицерине, медом или растительным маслом. Если больной может, то пусть чистит зубы зубной щеткой.

СТУЛ необходимо регулировать. Если у больного запоры, используйте слабительные и клизмы. Если запор длительный (больше 5-6 дней) и не помогает даже клизма, обращайтесь к врачу, равно как и в ситуации, если больной не мочится больше суток.

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра терапии и сестринского дела с уходом за больными

Утверждаю

Зав. кафедрой,

Профессор Назифуллин В.Л.

«___»____________2014 г.

Лекция по дисциплине «Сестринское дело-2»

Тема: «Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля»

Тема: Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.

Системный уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обеспечить успех лечения.

В ряде случаев больные нуждаются в применении специальных методов ухода, что зависит в первую очередь от характера заболевания.

На всех этапах деятельности медсестры при осуществлении сестринского процесса обязательными условиями являются:

Профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общение, анализ и интерпретация полученных данных;

Создание доверительной обстановки при общении с пациентом;

Соблюдение конфиденциальности;

Согласие и взаимодействие пациента, планирование и реализация сестринского процесса по организации ухода;

Организация сестринского системного ухода за терапевтическими больными взрослыми и детьми начинается с выяснения жалоб (т.е. расспрос анамнеза заболеваний, анамнеза жизни), выявление проблем пациента, нуждающегося в удовлетворении и оценки общего состояния здоровья.

При оценке общего состояния больного взрослого и ребенка терапевтического профиля медсестра определяет:

    Сознание пациента (ясное, адекватная реакция на окружающую обстановку), ступор (оглушение), сопор (глубокая стадия оглушения, беспамятство), кома (полная потеря сознания, утрата реакции на внешние раздражители).

    Положение больного в постели: вынужденное, пассивное, активное.

    Температура тела: нормальная, субфебрильная лихорадка(36,4-37⁰), гиперпиретическая лихорадка.

    Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата (цвет, развитие подкожно-жировой клетчатки, тонус, тургор кожи, сосудистый рисунок, отеки и.т.д.).

    Состояние сердечнососудистой системы, и органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей.

    Функции жизненно-важных органов.

    Характер заболеваний (легкой тяжести, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое течение).

Наблюдая за больными в процессе системного ухода, оценивается общее состояние. Различают:

Удовлетворительное,

Средней тяжести,

Тяжелое,

Крайне тяжелое,

Терминальное,

Состояние клинической смерти.

Системный уход – это поддержание санитарного порядка в помещении, где находится больной, забота о его удобной постели, чистоте белья и одежды, организация питания, помощь при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях и.т.д., выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за самочувствием, состоянием больного.

Специальный уход включает особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения.

Правильно построенный режим обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

Младшая медицинская сестра обязана следить за соблюдением в отделении тишины, своевременным отключением осветительных приборов, радио, телевизора во время дневного и ночного отдыха. Соблюдать правила внутреннего распорядка необходимо всем медицинским работникам. Четкий режим наряду с другими правилами способствует поддержанию лечебно-охранительного режима в лечебно-охранительном учреждении (отделении).

Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

Строгий постельный режим . Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

Полупостельный режим . Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

Общий режим . Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы.

Наблюдение за состоянием больного – важный элемент ухода. Лечащему врачу необходимо сообщать обо всех изменениях, происходящих с больными. Обращают внимание на психику: нет ли нарушения сознания, настораживающих отклонений в поведении, изменений в эмоциональной сфере. Положение тела больного может быть активным, вынужденным, пассивным. Активное – это обычная или достаточная подвижность больного, при пассивном положении отмечается его обездвиженность или малая подвижность. Для некоторых болезней характерно вынужденное положение больного; например, при согнутых в коленях и приведенных к животу ногах уменьшается боль у страдающих некоторыми заболеваниями органов брюшной полости; положения, сидя или полусидя облегчает дыхание при удушье. При ряде заболеваний отмечается судорожные подергивания определенных групп мышц или общие судорожные припадки, при их появлении нужно вызвать врача. Обращают внимание на изменение окраски кожи, повышение или понижение температуры тела, появление высыпаний, зуда, выражение лица, которые могут указывать на улучшение или ухудшение состояния. Бледность, легкую желтизну кожи и видимых слизистых оболочек лучше выявлять при дневном свете. При обнаружении на коже сыпи надо обратить внимание на ее цвет, вид, а также характер распространения. Ценной информацией для врача могут служить данные о резких изменениях цвета мочи и кала больного. Необходимо следить также за переносимостью лекарственных препаратов и при появлении кожных высыпаний, зуда, жжения языка, тошноты, позывов на рвоту надо воздержаться от очередного приема лекарства до консультации с врачом.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Многие заболевания у людей пожилого возраста протекают атипично, вяло, без выраженной температурной реакции, с присоединением тяжелых осложнений, что требует особого наблюдения.

Пожилые люди нередко проявляют повышенную чувствительность к нарушениям температуры окружающей среды, питанию, к изменению светового и звукового режима, к лекарствам. Подверженность их к инфекциям, воспалительным процессам обязывает к особому тщательному гигиеническому уходу. Эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость психики; а при сосудистых заболеваний мозга – резкое снижение памяти, интеллекта, самокритичности, капризность, беспомощность, а подчас и неопрятность, требуют особого внимания и терпения со стороны близких и медсестры.

Учитывая склонность пожилых и старых людей к застойным явлениям, сопровождающимся пневмонией, рекомендуется в пределах допустимого поддерживать их активность (чаще поворачивать и.т.п.). Нередко врач стремится ограничить постельный режим этим больным, назначает массаж, дыхательную гимнастику. Все это надо обязательно выполнять, несмотря на то, что такие процедуры и сокращение срока постельного режима иногда вызывают недовольство больных.

Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним.

Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться – постараться умерить его активность, например, удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается с рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей, заболевшего изолируют от них.

Уход за больным ребенком, помимо применении лекарств, включает соблюдение правил личной гигиен; содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление, доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное, и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой; мягкое полотенце, зубную щетку, зубную пасту и.т.д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом. Полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

Подмывание ребенка в зависимости от его состояния приводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде.

Особенно тщательно должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение.

Особенности ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля при различных заболеваниях.

Особенности системного ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными бронхитами, пневмониями, аллергическими заболеваниями (респираторные аллергозы), бронхиальная астма и др.

При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания, их помещают в светлые, хорошо приветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в баксы.

Основными симптомами (существующими проблемами) заболеваний органов дыхания являются кашель (продуктивный, непродуктивный), затруднение дыхания, повышение темературы тела (лихорадка) , боль в грудной клетке, одышка, слабость. Потенциальными проблемами являются – осложнение заболевания, переход в хроническую форму.

Наблюдение за дыханием пациента следует вести незаметно и считать число дыханий положив руку на конец грудины при одышке и приступах удушья (астмы) число дыханий возрастает. В этих случаях, чтобы облегчить состояние, следует освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелых одеял, придать ему полусидящее положение, создать доступ свежего воздуха, применять кислородо-терапию.

При кашле необходимо проследить за его характером и помочь больному придать такое положение при котором будет лучше отходить мокрота, медсестра должна определить цвет мокроты (гнойная, слизистая, кровянистая), пользоваться индивидуальной плевательницей с плотной крышкой.

При кровохарканье (выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле) обеспечить им полный покой, помочь пациенту принять удобное полусидящее положение с наклоном в пораженную сторону, во избежание попадания крови в здоровое легкое, на больную половину грудной клетки кладут пузырь со льдом.

При появлении боли в грудной клетке (чаще при плеврите), необходимо помочь выбрать удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники. Если боли не уменьшаются, то в результате отвлекающей терапии, тогда осуществляется обезболивающая терапия.

При повышении температуры тела, сопровождающейся ознобом, сестра обязана:

Положить теплые грелки к ногам;

Напоить теплым крепким чаем;

При появлении одышки или удушья специалист сестринского дела должен немедленно сообщить врачу свои наблюдения; за характером одышки, частотой дыхания и принять меры для облегчения состояния больного: создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить и помочь больному принять удобное возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушку; освободить от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха, при наличии назначения врача дать карманный ингалятор и объяснить, научить как им пользоваться, по показаниям ингаляции и оксигенотерапии.

В процессе ухода наблюдают за пульсом и артериальным давлением, чтобы своевременно предупредить развитие осложнений со стороны ССС (острой сосудистой и сердечной недостаточности).

При крупе – необходима безотлагательная помощь. Существующие проблемы при крупе: приступообразный лающий кашель, затруднение вдоха.

Сестринское вмешательство: немедленно вызвать врача, успокоить пациента, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые щелочные ингаляции), при развитии удушья немедленно проводят ИВЛ.

При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно-ингаляционная терапия, ИВЛ.

Одышка по происхождению:

Легочная;

Сердечная;

Центральная (черепно-мозговая травма и др.);

Психогенная.

Первая помо щь при одышке:

    Вызвать врача.

    Ограничить физическую активность.

    При тяжелой одышке усадить пациента в кресло или в кровать.

    Придать возвышенное (сидячее) положение, подложив подголовник или несколько подушек под спину, или приподняв верхнюю часть функциональной кровати.

    Успокоить пациента и объяснить ему, что после того, как начнется лечение, одышка уменьшится.

    Постараться переключить внимание пациента.

Астма, или удушье (греч. аsthma – тяжелое короткое дыхание) – общее название остро развивающихся приступов одышки различного происхождения. Приступ удушья лёгочного происхождения вследствие спазма бронхов называют бронхиальной астмой. При застое крови в малом круге кровообращения развивается сердечная астма.

При появлении у больного одышки или удушья медсестра должна немедленно сообщить врачу свои наблюдения за характером одышки, частотой дыхания, а также принять меры для облегчения состояния больного:

    Создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить его и окружающих.

    Помочь больному принять возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушки.

    Освободить от стесняющей одежды и тяжелых одеял.

    Обеспечить доступ свежего воздуха в помещении (открыть форточку).

    При наличии соответствующего назначения врача дать больному карманный ингалятор и объяснить, как им пользоваться.

Пользование карманным ингалятором при бронхиальной астме:

    Снять с мундштука баллончик с аэрозолем защитный колпачок.

    Повернуть баллончик вверх дном и хорошо встряхнуть его.

    Попросить пациента сделать глубокий выдох, взять мундштук в рот, зажав его плотно губами.

    После начала вдоха нажать на ингалятор.

    Продолжать медленно вдох до заполнения лёгких.

    Задержать дыхание на 10 секунд или долго, как пациент может вытерпеть без неприятных ощущений.

    После этого попросить пациента вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

Количество доз аэрозоля определяет врач. После вдыхания глюкокортикоидов больной должен прополоскать рот водой для профилактики развития кандидоза полости рта. Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников.

Боли в грудной клетке. При заболеваниях органов дыхания болевой синдром чаще всего связан с вовлечением в патологический процесс плевры (плеврит, плевропневмония, пневмоторакс, карциномитоз плевры и др.). Плевральные боли провоцируются дыхательными движениями, в связи с чем больные стараются дышать поверхностно.

Уход: придание больному удобного, ограничивающего дыхательные движения положения (на больном боку), выполнении по назначению врача простейших физиотерапевтических процедур (постановки горчичников и др.). При повышении у больного температуры тела выше 38 о С любые физиотерапевтические процедуры противопоказаны.

Необходимо по назначению врача обеспечить больному прием обезболивающих препаратов и лекарственных средств, уменьшающих кашель. При наличии у больного экссудативного плеврита (воспаления плевры с пропотеванием жидкости (выпотом) в плевральную полость) по назначению врача ему проводят плевральную пункцию.

Организация системного ухода за больными взрослыми и детьми при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Наиболее частыми симптомами заболеваний органов кровообращения являются боли в области сердца, отдышка и удушье (сердечная астма), головные боли, отеки и др.

Боли в области сердца – один из наиболее характерных признаков многих заболеваний. В одних случаях это проявление тяжелых органических заболеваний сердца и коронарных сосудов (стенокардия, инфаркт миокарда), в других – менее опасных болезней (кардионевроз). Боли в области сердца при острой коронарной недостаточности обусловлены спазмой или тромбозом коронарных артерий.

Запомните! При острой коронарной недостаточности характерны следующие признаки:

    Приступообразный характер боли;

    Локализация боли за грудиной (или несколько влево от нее);

    Иррадиация боли в левую руку, лопатку, плечо, шею;

    Быстрое прекращение или ослабление боли после приема нитроглицерина (за исключением случаев инфаркта миокарда, когда боли купируются только наркотическими анальгетиками);

    Однотипность условий, вызывающих боли (например, быстрая ходьба по лестнице, ночные боли и т.д.).

При инфаркте миокарда боли за грудиной с иррадиацией в левую руку и лопатку могут длиться от 20-30 минут до нескольких часов. Они более интенсивны, нередко купируются только после введения наркотических анальгетиков и часто сопровождаются страхом смерти.

Сестринское вмешательство: При возникновении у больного болей в области сердца следует немедленно вызвать врача, до прихода которого сестра должна оказать первую помощь.

Последовательность действий:

    Усадить или уложить больного, обеспечив ему полный психологический и физический покой.

    Дать больному нитроглицерин (1 таблетку под язык или 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина на сахаре или на таблетке валидола) и 30-40 капель корвалола или валокардина.

    Поставить горчичники в области сердца и на грудину.

При оказании больному неотложной доврачебной помощи следует помнить, что действие нитроглицерина наступает быстро – через 1-3 минуты. У некоторых больных нитроглицерин вызывает сильную пульсирующую головную боль, которую можно предотвратить или уменьшить, дав вместо нитроглицерина 3-5 капель ментолового спирта и нитроглицерина на сахаре. Легкая головная боль и головокружение, шум в ушах не являются противопоказаниями к назначению нитроглицерина.

Если купировать боль не удалось, то дальнейшее лечение приводится по назначению врача.

Медицинская сестра в критических для больного ситуациях должна проявить выдержку, работать быстро, уверенно, без излишней поспешности и суетливости.

Необходимо помнить, что больные, особенно с заболеваниями органов кровообращения, мнительны. Поэтому сообщать больному обо всех обнаруженных у него изменениях надо достаточно тактично и осторожно, иначе состояние больного может резко ухудшиться. Не следует перешептываться за спиной больного, так как это часто воспринимается как желание скрыть от него что-то опасное.

Головная боль может быть симптомом многих заболеваний, при которых необходимо оказание экстренной помощи. Пульсирующая, давящая боль, часто локализующаяся в области затылка, является одним из первых симптомов гипертонического криза. Гипертоническим кризом называют резкое повышение у больных гипертонической болезнью артериального давления, сопровождающееся головной болью, головокружением, шумом в голове, тошнотой, иногда рвотой, мельканием «мушек» перед глазами. Медицинская сестра должна уметь оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Уложить больного в постель с приподнятым изголовьем, обеспечив ему полный физический и психический покой;

    Обеспечить ему доступ свежего воздуха (можно ингаляции кислорода);

    Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы;

    Сделать горячие или горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, холодный компресс к голове;

    Приготовить необходимые лекарственные средства.

Удушье (сердечная астма) – один из грозных симптомов острой сердечной недостаточности. Приступ удушья появляется внезапно: дыхание становится частым (30-50 в минуту), клокочущим, слышимым на расстоянии, иногда выделяется пенистая розовая мокрота. Больные занимают вынужденное сидячее или полусидящее положение в постели, несколько облегчающее дыхание.

Возникновение приступа удушья требует оказания больному экстренной медицинской помощи.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Измерить артериальное давление;

    Придать больному полусидящее положение (при гипотензии) или сидячее (при гипертензии) положение;

    Если систолическое давление у больного не ниже 100 мм рт.ст., дать ему нитроглицерин;

    Начать оксигенотерапию с пеногасителем через маску или носовой катетер. Самым простым пеногасителем являются пары этилового спирта: 96% спирт наливают в дозиметр или специальный увлажнитель и пропускают через него кислород, идущий от баллона или по централизованной системе через носовой катетер. Более активным пеногасителем, который применяется тем же способом, что и спирт, является 10% спиртовой раствор антифомсилана;

    Через 5-10 минут после перевода больного в полусидящее (сидячее) положение наложить венозные жгуты на конечности (часть крови при этом депонируется в конечностях, уменьшается объем циркулирующей крови и облегчается работа левого желудочка).

В качестве жгутов можно использовать резиновые бинты или резиновые трубки. Накладывают их одновременно на три конечности: на ноги жгуты накладывают приблизительно на 15 см ниже паховой складки, на руку – примерно на 10 см ниже плечевого сустава. На руку вместо жгута можно накладывать манжетку от тонометра, нагнетая в нее воздух и одновременно используя ее для периодического контроля за уровнем артериального давления. Через каждые 15-20 минут один из жгутов снимают и накладывают его на свободную конечность.

Если приступ сердечной астмы или отек легких развился дома, больного госпитализируют в специализированной машине скорой помощи в кардиологическое отделение. При транспортировке больного головной конец носилок должен быть приподнят.

Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная остро возникшей недостаточностью кровенаполнения сосудов головного мозга. Обморок наступает обычно при сильных нервно-психических воздействиях (испуг, резкие болевые раздражения, вид крови), при переутомлении, волнении, в душном помещении.

Больной чувствует головокружение, тошноту, у него темнеет в глазах, он теряет сознание. Отмечается резкая бледность кожных покровов, холодный пот, похолодание конечностей, слабый частый пульс.

В неосложненных случаях обморок длится не более 20-40 секунд, после чего сознание полностью восстанавливается. Медицинская сестра должна уметь оказать больному помощь до прихода врача.

Последовательность действий:

    Уложить больного горизонтально (без подушки!) или приподнять ножной конец кровати;

    Открыть окно;

    Расстегнуть стесняющую больного одежду;

    Обрызгать лицо и грудь больного водой;

    Поднести в носу больного тампон или вату, смоченную нашатырным спиртом;

    Потереть им виски;

    Растереть виски и грудь больного руками;

    Похлопать больного по лицу ладонями или смоченными в холодной воде полотенцем;

    Положить грелки к конечностям и укрыть больного одеялом;

Коллапс – это клинические проявления остро развивающейся сосудистой сердечной недостаточности с резким понижением артериального давления и расстройствами периферического кровообращения. Наблюдается при инфаркте миокарда, острой кровопотере, травме и т.п.

В большинстве случаев коллапс развивается остро, внезапно: появляются выраженная слабость, головокружение, шум в ушах. Больные отмечают «пелену перед глазами», снижение зрения, похолодание конечностей. Сознание чаще всего сохраняется, но больные заторможены, безучастны к окружающему, почти не реагируют на внешние раздражители. В тяжелых случаях сознание постепенно затемняется и исчезает, могут наблюдаться судороги мышц лица и конечностей. Зрачки расширяются, сердечная деятельность ослабевает, это состояние может закончиться смертью.

При коллапсе кожные покровы и видимые слизистые оболочки вначале бледные, покрыты холодным липким потом. Вскоре губы, пальцы рук и ног становятся синюшными, затем цианоз распространяется на кисти рук, стопы. Черты лица больного заострены, глаза тусклые, запавшие, взгляд безразличный. Пульс на лучевых артериях учащенный, слабый, иногда с трудом ощутимый (нитевидный). Систолическое артериальное давление ниже 80 мм рт.ст., а диастолическое определить не удается.

Последовательность действий:

    Немедленно вызвать врача;

    Обеспечить больному полный покой, горизонтальное положение в постели без подголовника, с несколько приподнятыми ногами;

    Укрыть больного одеялом, к ногам положить грелки;

    Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляции кислорода;

    Подготовить необходимые лекарственные препараты.

Заболевания, связанные с недостаточностью кровообращения:

Одним из тяжелых осложнений многих органических заболеваний сердца является хроническая недостаточность кровообращения. Она обусловлена прогрессирующим снижением сократительной способности сердечной мышцы, застоем крови в малом и большом круге кровообращения и задержкой жидкости в организме.

Наиболее характерными симптомами хронической недостаточности кровообращения являются:

    Одышка и периодически возникающие приступы удушья (приступы сердечной астмы);

    Отеки на ногах и в области поясницы;

    Выраженный цианоз (синюшное окрашивание кожи) конечностей, губ, ушных раковин, кончика носа;

    В тяжелых случаях – скопление жидкости в полости плевры (гидроторакс), в брюшной полости (асцит), в полости перикарда (гидроперикард);

    Прогрессирующее снижение функции всех органов: легких, печени, желудка, кишечника, ЦНС, почек.

В зависимости от выраженности тех или иных симптомов уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения отличается некоторыми особенностями. Больные с преобладанием симптомов застоя в малом круге кровообращения (в легких) почти постоянно нуждаются в приподнятом положении верхней половины туловища, так как в этом положении несколько облегчается одышка или удушье.

Осуществляя уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения, следует помнить, что сердечные отеки на начальных стадиях заболевания могут быть скрытыми. В этих случаях задержка жидкости в организме проявляется быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.

Очень важно у больных с хронической недостаточностью кровообращения ежедневно определять количество выделенной за сутки мочи (суточный диурез), сопоставляя его с количеством выпитой и введенной парентерально жидкости (водный баланс). При подсчете количества выпитой жидкости учитывается не только чай, вода и т.п., но и супы, фрукты, овощи. Масса съеденных фруктов и овощей принимается целиком за количество поглощенной жидкости.

Для определения суточного диуреза пользуются специальными градуированным сосудом.

Последовательность действий:

    Мочу, выделенную больным в 6 часов утра, вылить (она не учитывается);

    Определять количество выделенной в течение суток мочи (до 6 часов утра следующего дня);

    В течение суток фиксировать количество выпитой жидкости (влючая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

    Данные, полученные при определении водного баланса, записать в температурный лист.

Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой больным за сутки жидкости. Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез ), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях (водянка полостей). Если моча выделяется за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе . Он наблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

Состояние водного баланса организма можно контролировать также путем взвешивания больного: увеличение массы тела свидетельствует о задержке жидкости.

Следует помнить, что в связи с необходимостью строгого соблюдения постельного режима и более частого мочеиспускания (прием мочегонных!) больные должны быть обеспечены мочеприемниками.

У больных с хронической недостаточностью кровообращения, как правило, отмечаются выраженные трофические изменения кожи, особенно в области развития отеков: на ногах, в области поясницы, крестца, лопаток и т.д. В этих местах легко возникают пролежни. Поэтому особенно важны для этих больных уход за кожей и профилактика пролежней.

Диета больного должна быть достаточно калорийной, легкоусвояемой, с включением растительной клетчатки, с повышенным содержанием витаминов и значительным ограничением соли и жидкости (диета №10, №10а). Лучше готовить пищу без соли, а соль выдавать на руки 3-5 г в сутки. Пища должна содержать продукты, богатые солями калия (картофель, капуста, курага, инжир) и кальция (молоко и молочные продукты), обладающие мочегонным эффектом. Целесообразно дробное питание: 5-6 раз в сутки. Режим питания и питья имеет большое значение в борьбе с отеками и застоем жидкости во внутренних органах.

Оказывая помощь больным с хронической недостаточностью кровообращения, медицинская сестра должна следить за работой кишечника : при запорах больному с отеками нужно ставить гипертоническую или масляную клизму.

При выполнении ежедневных плановых назначений врача может возникнуть необходимость в производстве срочной инъекции, во внутривенном капельном вливании или кровопускании и т.д. Умение выполнить все эти манипуляции является необходимым условием работы любой медицинской сестры, особенно обслуживающей больных с заболеваниями органов кровообращения.

Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения

Ведущая роль в структуре заболеваемости органов пищеварения принадлежит болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Болезни органов пищеварения у детей и взрослых широко распространены как в качестве самостоятельного заболевания, так и в качестве сопутствующего при других заболеваниях. В последние годы у детей в 2,5 раза увеличился удельный вес тяжелых форм гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни желудка. Чаще наблюдается у детей в возрасте 5-6 и 9-14 лет, что связано с периодами наиболее интенсивного роста и развития всех органов и систем. Также на рост частоты заболеваний органов пищеварения немаловажное значение оказывают ухудшения экологической обстановки, увеличения частоты аллергических заболеваний, режим повышенной нервно-психической нагрузки, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания.

Вот почему вопросы профилактики, ранней диагностики, лечения, организации ухода заболеваний органов пищеварения, особенно у детей, представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.

Основные симптомы (проблемы пациента):

Резкие боли различной локализации, чаще в верхней половине живота, в эпигастральной области;

Чувство тяжести в подложечной области;

Тошнота, отрыжка воздухом, может присоединиться неоднократная рвота (рвотные массы кислые с остатками непереваренной пищи); после рвоты, как правило, наступает облегчение;

Нарушение питания, сна;

Дисфункция кишечника (стул неустойчивый);

Общая слабость, вялость, снижение аппетита и др.;

Страх перед обследованием;

Риск возникновения осложнений.

Сестринский процесс:

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку больным и членам семьи.

Сестринское вмешательство:

До выявления причины, диагноза не следует давать болеутоляющие и слабительные средства, ставить клизмы, грелки, искусственно вызывать рвоту. Рвотные массы и испражнения лучше сохранить до прихода врача. При хронических заболеваниях ЖКТ (гастрита, колита, панкреатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки) рекомендуется строго соблюдать диету и назначения врача.

Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактики, возможных осложнениях.

При обострении гастродуоденита, язвенной болезни госпитализировать пациента в гастроэнтерологическое отделение.

Создать атмосферу психологического комфорта. Вовлекать ребенка и его родителей в планирование и реализацию сестринского ухода.

Определить пульс, АД, характер боли, рвоты, физиологических отправлений и др.

Соблюдать тишину и охранительный режим.

Успокоить ребенка, придать удобное положение.

После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды.

Обеспечить пациента лечебным питанием.

Ознакомить родителей ребенка с особенностями диеты, №1а, №1, №5, №10, с правилами приема минеральной воды.

Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

Обучать родителей, правильно оценивать, своевременно и качественно выполнять назначение врача и подготовить к инструментальным и лабораторным методам исследования.

Оценивать состояние ребенка, вносить изменения, в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния, заботиться и поддерживать у ребенка положительного эмоционального тонуса.

Оказать содействия по формированию и поддержанию здорового образа жизни всеми членами семьи.

Правильный уход за больным ребенком наряду со строгим выполнением врачебных предписаний помогает своевременному и полному выздоровлению больного, предупреждает появление осложнений.

Прежде всего надо тщательно соблюдать правила гигиены, поддерживать чистоту в помещении. Температура воздуха в комнате, где находится больной, должна быть не выше 18-20 °С. Зимой чаще проветривайте помещение, а в теплое время держите окна постоянно открытыми. Только для детей грудного возраста температура воздуха может быть несколько выше (21-22 °С). Более высокая температура, которой иногда добиваются родители, устанавливая в комнате обогревательные приборы, плохо сказывается на состоянии малыша, мешает его выздоровлению.

В помещении необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Постельное и нательное белье меняют по мере загрязнения, а если ребенок сильно потеет, то 2-3 раза в сутки. Одежда больного не должна стеснять его движений. Перед сном дневную одежду необходимо заменять на ночную рубашку из хлопчатобумажной ткани. Ежедневно утром и вечером необходимо мыть ребенку лицо, шею, руки, чистить зубы; полоскать рот следует после каждого приема пищи. За исключением случаев тяжелого состояния больного надо регулярно купать (не реже 1 раза в 5 дней).

Ребенку, находящемуся на постельном режиме, необходимо устроить удобную, чистую и теплую постель, придать возвышенное полулежачее положение. Время от времени меняйте положение маленьких детей в кроватке, чаще берите их на руки, не прижимая сильно к себе, чтобы не мешать свободному дыханию. Позаботьтесь о создании у ребенка положительного эмоционального тонуса, обеспечьте игрушками, почаще разговаривайте с ним, рассказывайте сказки, читайте книжки, окружите теплой, ласковой, сердечной атмосферой.

Лечебные процедуры и манипуляции надо выполнять осторожно, стараясь причинять малышу как можно меньше неприятных ощущений. В то же время иногда приходится проявлять некоторую настойчивость в выполнении назначенных врачом процедур, несмотря на негативное отношение к ним ребенка.

При уходе за заболевшим ребенком родителям рекомендуется вести краткий дневник, записывать в него температуру тела, основные жалобы, симптомы болезни, выполненные назначения и процедуры. Это поможет врачу, наблюдающему больного малыша, лучше оценить его состояние и наметить план лечения.

Измерение температуры тела у больного ребенка следует проводить утром после пробуждения (от 6.00 до 8.00) и вечером (от 17.00 до 18.00). Иногда по назначению врача температуру измеряют каждые 3-4 ч. Обычно детям измеряют температуру под мышкой, иногда - в паху или в прямой кишке (детям раннего возраста). Под мышкой и в паху термометр держат 10 мин, а прямой кишке 5 мин, при этом она обычно на 0,3-0,5 °С выше, чем при измерении под мышкой.

Закапывание лекарства в нос часто назначают детям при острых респираторных заболеваниях. Перед введением капель необходимо очистить нос. Старшие дети делают это самостоятельно, младшим очищают нос при помощи ватных жгутиков. Положите ребенка на спину, голову слегка поверните вправо, если лекарство будете вводить в правую ноздрю. Затем ладонь левой руки положите на лоб ребенка, фиксируя голову. Большим пальцем этой же руки приподнимите кончик носа и, стараясь не касаться пипеткой носа, закапывайте несколько капель лекарства таким образом, чтобы оно попало на слизистую оболочку наружной стенки носа. Через 1-2 мин лекарство закапывают в другую ноздрю, соблюдая те же правила.

Закапывание лекарства в ухо - достаточно распространенная медицинская манипуляция. Наружный слуховой проход необходимо предварительно очистить сухими ватными жгутиками, каплиподогреть до температуры тела. Ребенка укладывают на противоположный больному уху бок. Для выпрямления слухового прохода ушную раковину надо оттянуть кзади и кверху, после чего ввести несколько капель лекарства. Принятое положение малыш должен сохранять в течение 10-15 мин. Если назначены капли в оба уха, процедуру не рекомендуется проводить одновременно. Иногда после закапывания лекарства по совету врача на ухо ставится согревающий компресс.

Согревающий компресс на ухо ставится следующим образом. Кусок хлопчатобумажной ткани складывается вчетверо, в середине делается разрез по размеру уха ребенка, так же разрезается вощаная бумага, которая должна быть на 2-3 см шире ткани. Ткань надо смочить в теплой воде, отжать и приложить к коже вокруг уха (продеть в отверстие ушную раковину). Сверху кладут вощаную бумагу, затем все закрывают толстым слоем ваты и плотно фиксируют широким бинтом, обматывая его вокруг головы. Вместо воды можно использовать разведенный спирт (1:1), камфорное или подсолнечное (оливковое, кукурузное) масло. Компресс следует держать 3-4 ч. Ставить его на ночь нежелательно.

Горчичники чаще всего применяют при заболеваниях органом дыхания. Эта процедура вызывает расширение кровеносных сосудов, что уменьшает воспалительный процесс. Детям раннего возраста горчичники ставят через слой марли или льняной ткани только на неповрежденную кожу. Обычно используют аптечные горчичники. Предварительно следует тщательно осмотреть кожу ребенка, затем смочить сложенную вчетверо марлю или широкий бинт в теплом подсолнечном масле и приложить у телу ребенка, сверху плотно приложить подготовленные горчичники, зафиксировать их бинтом или полотенцем, ребенка тепло укрыть. Горчичники обычно держат 5-10 мин до появления легкого покраснения кожи. После того, как их снимут, кожу ребенка надо протереть теплой водой, насухо вытереть и смазать вазелином или кремом. Следите, чтобы горчичная пыль не попала на слизистые оболочки ребенка.

Горчичники можно приготовить в домашних условиях из сухой горчицы. Для этого берут по 1 столовой ложке горчицы и муки (пшеничной, картофельной), хорошо размешивают, добавляют немного воды и растительного масла до получения кашицеобразной массы. Полученную смесь наносят на ткань, края заворачивают на 1 см, покрывают сверху такой же тканью, чтобы горчица оказалась между тканевыми прокладками. Эти горчичники также держат 5-10 мин.

Ножные горчичные ванны обычно делают детям старше 1,5 лет. В ведро или другую глубокую емкость наливают теплую воду (37-40 °С) и профильтрованный раствор горчицы (из расчета 100 г горчицы на 10 л воды), опускают туда ноги ребенка и накрывают сверху одеялом. Периодически надо подливать горячую воду, поддерживая температуру на уровне 38-40 °С. Через 10-15 мин ноги ополаскивают, насухо вытирают, ребенку надевают чулки, укладывают его в кровать, тепло укрывают.

Горчичное обертывание рекомендуется детям более раннего возраста. Плотную (лучше бумазейную) пеленку смачивают в теплом растворе горчицы (2-3 столовые ложки на литр воды), хорошо размешанном и профильтрованном, затем отжимают. Ребенка обертывают пеленкой и тепло укрывают. Через 7-10 мин ее разворачивают, малыша тщательно обтирают теплой водой, вытирают насухо и одевают в согретую одежду.

Лечебная горчичная ванна проводится детям любого возраста по назначению врача. Для этого используется горчица из расчета 100 г на 10 л (ведро) воды. Температура воды в ванне должна быть постоянной - 38,5-39 °С, для этого периодически надо добавлять горячую воду. Длительность ванны 5-7 мин. Ребенка первого года жизни предварительно заворачивают в теплую пеленку, в уши закладывают ватные шарики, смоченные вазелиновым или любым растительным маслом, осторожно опускают на пеленке в воду, придерживая голову над водой. По окончании ванны его надо обмыть (особенно кожные складки) чистой водой температуры 38 °С, тщательно обсушить, одеть в согретую одежду, уложить в кровать, тепло укрыть.

Очистительная клизма детям первых 3 лет жизни делается с помощью резинового баллончика с мягким наконечником. Предварительно баллон для клизмы необходимо прокипятить. Вода для клизмы берется кипяченая, температура ее не выше 25-28 °С. Количество воды зависит от возраста ребенка: 1-3 мес - 60 мл, от 3 мес до 1 года - 90-150 мл, 1-2 года - 200 мл, 2-3 года - 250-300 мл. Воду набирают в баллон, наконечник смазывают вазелином, затем поднимая его кверху, выпускают воздух. Ребенка укладывают на левый бок на клеенку, покрытую пеленкой, ноги подтягивают к животу, затем, не применяя никакого насилия, осторожно вводят наконечник в прямую кишку на 3-5 см. Медленно сжимая баллон, вводят жидкость и, не разжимая баллона, вынимают наконечник из заднего прохода. Для удержания жидкости в кишечнике надо держать ягодицы ребенка сомкнутыми в течение 3-5 мин, а затем посадить его на горшок. Детям грудного возраста клизму делают в положении на спине с поднятыми вверх ногами. После использования баллон надо тщательно вымыть горячей водой и прокипятить.

Лечебная клизма рекомендуется обычно врачом. Лекарство вводится после очистительной клизмы и опорожнения кишечника. Для лучшего всасывания вводимого лекарственного вещества его необходимо подогреть до температуры тела (35-36 °С).

Уход за полостью рта при стоматите и молочнице у детей раннего возраста проводится с помощью резинового баллона или ватного тампона. При стоматите применяют слабый раствор перманганата калия и 2 % раствор перекиси водорода, проводя орошения растворами полости рта или осторожно вытирая ее ватным тампоном. Дети старше 1,5-2 лет могут самостоятельно полоскать рот этими растворами. После процедуры надо смазать слизистую оболочку рта 1 % водным раствором метиленового синего.

При молочнице важно поддерживать в полости рта щелочную среду, для этого ее орошают 2 % раствором пищевой соды (2 чайные ложки на стакан воды). Можно смазывать слизистую оболочку полости рта 20 % раствором буры в глицерине, 1 % водным раствором метиленового синего, 100 % сахарным сиропом.

Уход за кожей при экссудативном диатезе. При кожных проявлениях аллергии нередко назначают примочки, которые накладывают на пораженный участок кожи каждые 15-20 мин до уменьшения воспалительных явлений и мокнутия. Затем участок поражения покрывают мазью. На лицо иногда приходится накладывать маску из марли с вырезанными отверстиями для глаз, носа и рта, смоченную одним из указанных врачом растворов.

Дети с экссудативным диатезом часто страдают от зуда кожи. В таком случае врач обычно назначает мази или болтушки, содержащие успокаивающие и обезболивающие средства. Болтушки наносят на кожу ребенка ватным тампоном.

Чтобы предохранить кожу от расчесов, ребенку надевают на руки варежки, зашивают рукава кофточки.

Страдающим экссудативным диатезом нередко назначают лечебные ванны с отрубями, крахмалом, настоем трав (ромашка, череда и др.). Ванны делают ежедневно или через день. Температура воды в ванне поддерживается на уровне 36-37 °С. Длительность ванны 5-7 мин. После ванны необходимо ополоснуть ребенка более холодной (на 2 °С ниже) чистой водой.