Психосексуальное развитие женщины. Психосексуальное развитие и половая социализация


Кто ставит вопросы, тот получает ответы. Но он должен ставить разумные вопросы..

У. Р а м з а й

Советские сексопатологи (Г. С. Васильченко, И. Л. Ботнева, В. М. Маслов) разработали и научно обосновали в психосексуальном развитии человека три этапа.

Рассмотрим первый этап психосексуального развития, который характеризуется формированием полового самосознания. Начинаясь с первых недель беременности, этот, этап проходит долгий и сложный путь. Неблагоприятное течение беременности, особенно в период с 6-й по 32-ю неделю, создает риск отклонений в сексуальном развитии ребенка, поэтому важно избегать инфекции и интоксикации.

В первые годы жизни у ребенка формируется речь, развивается способность сопоставлять и противопоставлять явления окружающего мира. Он учится не только различать и называть животных, людей, но и противопоставлять их по полу. «Дядя» и «тетя» к году определяются уже безошибочно.

Становление понятия «я» совпадает и с формированием полового самосознания, отождествлением себя с представителями своего пола. «Я - мальчик», «я - девочка» - для ребенка большое открытие. И вполне естественно, что он раздумывает над этой проблемой, внимательно рассматривает все части своего тела, в том числе и половые органы.

Нет оснований беспокоиться, что ваш 3-4-летний сын или дочь вместе со сверстниками рассматривали и демонстрировали друг другу половые органы. Эти игры лишь утверждают детей в понятии половых различий.

Напрасно многие родители и педагоги считают полное отсутствие интереса ребенка к строению тела и половых органов признаком благополучного развития. Наоборот, плохо, если половая осведомленность значительно запаздывает и впервые о строении и функции половых органов ребенок узнает в период полового созревания. Вот тогда-то эти знания приобретают возбуждающую, нездоровую окраску. И более того: задержка психосексуального развития, запоздалая информация могут создать почву для возникновения в будущем сексуальной патологии.

Однако это не надо понимать так, будто ребенка необходимо специально «просвещать». Природа мудро поработала на нас, вовремя создав у детей те интересы и импульсы, которые способствуют правильному психосексуальному развитию. И не надо мешать естественному ходу событий, а лишь при необходимости корригировать его.

В этом возрасте главным считается общий рост и развитие костно-мышечного аппарата, основное проявление которого заключается в активных движениях. В психическом плане характерно стремление к обществу детей независимо от половой принадлежности.

В норме такой этап заканчивается примерно к пяти - семи годам. К этому возрасту ребенок уже не только не сомневается в том, к какому полу он относится, но и знает все признаки половой принадлежности - внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов.

Второй этап психосексуального развития характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого доведения (7-13 лет). В течение этого периода происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. Мальчики предпочитают играть с мальчиками, девочки - с девочками, а сами игры резко отличаются, как бы программируют предстоящие роли мужчины и женщины. На этом этапе происходит формирование коллективного самосознания, обучение общению со сверстниками. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье. Стремясь копировать действия взрослых, «папа» и «мама», накормив и уложив «детей» и посмотрев телевизор, ложатся спать. У большинства детей на этом игра заканчивается, но более осведомленные могут имитировать (изображать) любую форму половой активности.

Если не фиксировать внимание ребенка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутным воспоминанием.

Внимание родителей должно привлечь другое: очень важно, чтобы мальчик имел мальчишеские интересы и увлечения, а девочке не было чуждо ничто девичье. Не так редко встречаем мы мальчиков, охотнее всего играющих в куклы. Такие мальчики растут робкими, послушными, ласковыми, иногда даже слащавыми, предпочитают тихие игры с девочками, любят помогать дома, на кухне, охотно занимаются музыкой, танцами. Не видят родители плохого в том, что девочка равнодушна к куклам, зато любит наравне с мальчишками играть в футбол и хоккей, лазать по деревьям, ввязываться в драки. Подобная трансформация ролевого поведения чаще всего проявляется в тех случаях, когда мальчика заласкивают, а к девочке относятся слишком рационально и даже сурово. Нередко это наблюдается в неполных семьях, Трансформация ролевого поведения - не такое безобидное явление. Она закладывает фундамент для различных отклонений в последующем сексуальном поведении, о снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.

Этому периоду свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность, подражательность. Родители воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых (семейных) играх, требующих выполнения определенной роли (жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д.), апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные.

Третий этап психосексуального развития включает пубертатный период (12-18 лет) и период становления сексуальности (16-26 лет).

Пубертатный период - самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (полового влечения).

В этот период продолжается формирование половых органов, меняется форма гортани, выделяется адамово яблоко, ломается голос, появляется оволосение лобка, рост волос в подмышечной ямке. К 16 годам наблюдается рост усов и бороды, еще более укрепляется костно-мышечная система, в яичках образуются сперматозоиды. Появляются ночные самопроизвольные семяизвержения - поллюции.

В раннем детстве представления о собственной женственности или мужской роли еще очень расплывчаты, неопределенны. Но с началом менструации девочка должна знать, что отныне, становится возможной беременность. Ей должно быть понятно и то, насколько это было бы сейчас для нее опасно. А мальчику следует знать, что с появлением поллюций природа идет ему на помощь, но по всем остальным параметрам, кроме биологического, он пока не мужчина.

Для подростка характерна неустойчивость настроения, сочетание противоречивых черт - развязности и застенчивости, стремления к самостоятельности и повышенная внушаемость. Главная его забота - доказать себе и всем окружающим, что он уже не ребенок, что ему должно быть дозволено и доступно все, что доступно взрослому. Если подросток не встречает понимания дома, не привык обсуждать здесь волнующие его проблемы, он идет на улицу, в компанию, где чувствует себя вольготно и раскованно. В подобных группах под влиянием старших лидеров нередко формируются весьма нежелательные эталоны мужского и женского поведения, а внушаемость подростка, его подверженность влияниям среды создают благоприятную почву для формирования сексуальных нарушений.

Рассмотрим формирование либидо по стадиям: платоническое, эротическое и сексуальное.

Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер. На данном этапе вполне достаточно совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, занятия в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и коллективы. Значение платонической стадии очень велико: именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. При редукции платонического компонента возникает опасность соскальзывания в примитивную похоть. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувства с элементами сладострастного трагизма, убежденность в неповторимости я вечности переживаемого, самоотречение и жертвенность. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка.

Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер. В один прекрасный день юноша слышит, как в его сердце начинает звучать самая сладостная и нежная музыка. Это пробуждение молодости, торжествующий зов бытия, расцветающей природы человека. Это первая, чистая, юношеская любовь. Юношеская любовь нуждается в защите, сочувствии, понимании, в мягком, благоприятном климате. И когда ее прелестный румянец начинает окрашивать лица, это должно стать сигналом для окружающих, должно прозвучать как предупреждение, продиктованное заботой о несовершеннолетнем человеке: внимание, рождается любовь!

Вообще платоническая любовь представляет собой один из следующих вариантов: а) дружбу бессильных в половом отношении людей, лишенных полового влечения; б) неразделенную любовь с естественным нежеланием интимных контактов у одной из сторон; в) сильную взаимную любовь при отсутствии объективной возможности сближения; г) любовь при наличии у обоих или одного из влюбленных предрассудков, исключающих удовлетворение полового влечения.

Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви и т. д. Даже описания, в которых взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает. к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии. Наряду с этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом (петтинг). Под петтингом принято понимать всевозможные любовные ласки, вызывающие резкое возбуждение, а иногда доводящие обоих партнеров или одного из них до оргазма.

В эротическую стадию тесно вплетается сексуальное фантазирование, и четкой границы между эротической и сексуальной стадиями становления либидо провести невозможно.

Сексуальная стадия либидо протекает на фоне специфических эмоций нижнего порядка, которые, возникнув в период полового созревания, испытывают затем постоянную стимуляцию продуктами внешней секреции. Изменения, происходящие в пубертатном периоде, нередко достигают такой высокой напряженности, что сопровождаются рядом неконтролируемых и непроизвольных феноменов (спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, мастурбаторные эксцессы).

Период становления сексуальности характеризуется окончательным формированием половой системы с устойчивым созреванием сперматозоидов. Рост костной и развитие мышечной системы в этот период завершаются. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье, обществе, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции, формируется общественное представление и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.

Половое чувство проявляется влюбчивостью, стремлением к ухаживанию, началом половой жизни, мастурбациониой практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции. Вступление в брак в этом возрасте можно рекомендовать в том случае, когда юноша достигает полной психологической и социальной зрелости, то есть будет способен обеспечить материальное благосостояние своей семьи.

И. М. Сеченов указывает, что половая любовь имеет три естественные фазы развития. Сначала юноша и девушка создают себе абстрактный идеал. Это фактически необходимая предпосылка индивидуальной любви, томление в царстве мечтаний. Юноша как бы во сне видит образ «принцессы», который сияет в небесных просторах, девушка ждет днем и ночью своего рыцаря. Но вот настает долгожданный миг. Юноша внезапно встречает женщину, которая действительно очень походит на его прекрасный идеал.

Вторая фаза - это фаза страсти и пламенных чувств. «И вот мужчина начинает обладать своим идеалом. Страсть его вспыхивает еще живее, ярче, потому что место тёмных, неопределенных половых стремлений заменяют теперь яркие, трепетные ощущения любви, да и сама женщина является в небывалом дотоле блеске».

Проходят месяцы, годы. Бурная, пламенная страсть неизбежно теряет свою прежнюю силу даже в «счастливы» случаях», когда мужчина и женщина вполне подходят друг другу. Любовь оказывается в третьей фазе своего развития. Чувства становятся более спокойными.

«Отчего это? - пишет Сеченов. - Да на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два, при жизни, очень близкой друг к другу, сумма возможных перемен и с той и с другой стороны давным-давно исчерпалась и яркость страсти исчезла. Любовь, однако, не уничтожилась: от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого. Это любовь по привычке - дружба».

Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером, вхождение в полосу условно-физиологического ритма (УФР) половой активности: 2-3 половых сношения в неделю.

Инволюционный период (51-70 лет) характеризуется снижением половой активности и ослаблением интереса к сексуальной сфере, сочетающимися с регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадии.

Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной.

При описании половой социализации человека используют понятия "половой" и "сексуальный". Термины "пол", "половой" (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины "род", "родовой") отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины "сексуальность", "сексуальное" описывают только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы (сексуальное влечение, сексуальные переживания, сексуальное поведение и пр.), т. е. все то, что связано с инстинктивной потребностью в продолжении рода.

Другими важнейшими категориями половой социализации являются половое самосознание (половая идентичность, половая аутоидентификация) и полоролевое поведение. По определению J. Money (1972), половая идентичность есть осознанная принадлежность индивида к определенному полу, а полоролевое поведение есть публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обеспечивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих.

Приведенные выше дефиниции основных категорий половой социализации личности разделяются не всеми специалистами, что отчасти связано с широким использованием понятий "половой", "сексуальный", "полоролевое поведение" не только в медицине (генетика, эмбриология, сексология, психиатрия), но и в общей и социальной психологии, антропологии, этнографии. Переходим к изложению основных этапов психосексуального развития.

Психосексуальное развитие является одним из компонентов весьма сложной системы детерминации пола человека в целом. Основные этапы процесса становления пола человека представлены Г. С. Васильченко (1977) в схеме, согласно которой первичным звеном становления системы пола является хромосомный (генетический) пол организма, формирующийся при оплодотворении яйцеклетки и определяемый кариотипом. Генетический пол обусловливает формирование гонадного (истинного) пола, идентифицируемого по гистологическому строению половых желез. Под влиянием продуцируемых гонадами гормонов (гормональный пол) происходит дифференцировка внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол), на основании которого при рождении ребенка ему определяют акушерский (аскриптивный, т. е. приписанный) пол. Таковы основные этапы пренатального формирования пола человека. В постнатальном периоде, главным образом в пубертате, гонады под контролем гипоталамо-гипофизарной системы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие половые гормоны - это пубертатный гормональный пол, под влиянием которого у подростков появляются вторичные половые признаки.

Следует отметить, что даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации. Проследим основные этапы этого процесса.

Почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное "я", - это половая принадлежность [Кон И. С., 1981].

По мнению большинства исследователей, первичная половая идентификация (знание своей половой принадлежности) складывается к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. По данным G. Gesell (1930), большинство детей 2 1 / 2 лет не могут правильно отнести себя к тому или иному полу, тогда как в 3 года 2 / 3 детей делают это верно. Однако уловить точное время возникновения половой идентичности сложно, так как единственным способом ее определения становится ответ ребенка на такой казалось бы простой вопрос: "Кто ты мальчик или девочка?". Естественно, что на определяемое таким образом время становления половой идентификации влияет общее интеллектуальное развитие ребенка, нередко зависящее от множества факторов, в том числе социальных. По смене пола в течение первого года жизни ребенка требуется переадаптация только родителей, а подобная процедура для ребенка старше 1 1 / 2 лет представляет собой задачу чрезвычайно сложную, не редко просто невыполнимую. В связи с этим некоторые авторы делают вывод о формировании половой идентификации к 1 1 / 2 годам .

С возрастом понятие половой идентичности, сохраняясь в своей сути, изменяется по объему и содержанию. Так, 3-летние дети знают, как уже отмечалось, свой пол, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К 4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его детей, хотя и ассоциирует его с внешними, часто случайными признаками. Дети 3-4 лет допускают принципиальную возможность изменения пола, хотя на вопрос: "Кем ты хочешь быть - мальчиком или девочкой?" большинство детей 3-4 лет отвечают, что хотят остаться в своем поле . Это свидетельствует о том, что в 3-4 года половая аутоидентификация дополняется таким важным понятием, как полоролевое предпочтение. Примечательно, что на всех возрастных этапах развития человека предпочтение своей половой роли больше выражено у мальчиков .

В 6-7 лет большинство детей окончательно осознают необратимость (константность) своей половой принадлежности. Этот момент становится одним из основных этапов формирования половой аутоидентификации. Следует отметить, что на протяжении всего периода становления полового самосознания ребенок в играх и при расспросе взрослых или сверстников накапливает достаточно знаний о строении гениталий у представителей своего и противоположного пола, механизмах деторождения и т. д. По-видимому, эти знания необходимы для формирования половой идентификации, поэтому в возрасте 2-5 лет усиливается интерес детей к своим гениталиям. По данным R. Sears и соавт. (1965), половина детей этого возраста манипулируют гениталиями. В возрасте 4-5 лет весьма часты игры с раздеванием, изучением гениталий (игры в "папу-маму", "доктора"), которые по существу представляют собой исследование (доступным ребенку способом) половых различий.

К моменту осознания необратимости половой принадлежности достаточно подробные сведения о различии в строении мужских и женских гениталий имеют 61% девочек и 52% мальчиков [Исаев Д. Н., 1984]. Представления о деторождении, включая родовой акт, имеют в этом возрасте около 30% детей, причем каждый 5-й мальчик и каждая 10-я девочка учитывают роль отца в этом процессе .

Следует также отметить, что становление необратимости половой принадлежности совпадает с бурным усилением половой дифференцировки деятельности и установок: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и соответствующих партнеров, в чем проявляются неодинаковые интересы, стиль поведения и т. д. [Кон И. С., 1981]. Эта стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

Одним из важнейших периодов становления половой социализации человека является пубертат, когда развивается такая составляющая психосексуального развития, как психосексуальные ориентации. Хотя пубертат во многом определяется гормональными факторами, сексуально-эротические переживания и связанное с ними поведение (мастурбация, генитальные игры, сексуальное экспериментирование) и эмоционально-романтические привязанности и влюбленности развиваются в значительной мере автономно, гетерохронно и в различном соотношении у разных людей [Кон И. С., 1978]. Содержание сексуальных интересов и эротических фантазий подростков в значительной мере определяется их детскими переживаниями и образцами культуры.

Таковы основные этапы формирования полового самосознания, стереотипов полоролевого поведения и психосексуальных ориентаций.

Весь процесс формирования пола в целом можно условно разделить на два периода.

В первом периоде, от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. В основе этого биологического процесса лежит эмбриогистогенез, достаточно подробно описанный в ряде специальных публикаций [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980, и др.].

Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу. Представления о детерминирующих механизмах, лежащих в основе этого периода полового онтогенеза, на протяжении последних 20-25 лет претерпевали существенные изменения. Ранее считалось, что в процессе формирования полового самосознания основная роль принадлежит биогенетическим и гормональным механизмам, действующим хотя и не столь жестко (процесс уже не только биологический, но и биосоциальный), как в пренатальном периоде, но все же достаточно сильно. Однако проведенные в конце 50-х годов исследования половой аутоидентификации лиц с гермафродитизмом существенно поколебали эту точку зрения. У людей с одинаковым диагнозом гермафродитизма, но с неодинаково определенным полом и вследствие этого с различным полом воспитания половая идентичность и полоролевое поведение формируются соответственно" полу воспитания, а не генетическому полу .

Кроме того, в серии межкультурных исследований было показано, что структура половых различий является универсальной для всего человечества. В некоторых этнических общностях; построена своя структура полового самосознания, нередко противоречащая всем биологическим основам в нашем понимании . В результате в науке о дифференцировке пола вообще отрицалось значение биологических факторов в генезе психосексуального развития и основная роль отводилась факторам социально-психологического порядка. Крайнее суждение по этому поводу высказывал американский сексолог Д. Мани (1965), который уподоблял психосексуальное развитие становлению языка: "Генетические, врожденные и другие факторы предопределяют лишь саму возможность развития и дифференцировки языка, но никак не предопределяют, будет ли этот язык английским, арабским или каким-либо иным. Точно так же в психосексуальной сфере генетические и другие врожденные факторы предопределяют лишь саму возможность дифференцировки половых ролей и сексуальной аутоидентификации, но никак непосредственно не предопределяют, будет ли направление этой дифференцировки мужским или женским". Однако подобный подход отражал скорее эмоции при ломке устоявшегося мировоззрения, чем строгий научный анализ. Вскоре большинство исследователей, в том числе и сам Д. Мани (1969), отказались от противопоставления врожденных факторов приобретенным, биологических (психологических, генетических) - средовым и тем самым признали их неразрывное диалектическое единство.

В настоящее время психосексуальное развитие рассматривают как сложный биосоциальный процесс, в котором генетическая программа и предусмотренная культурой половая социализация проявляются в непрерывном единстве, преломляясь в самосознании индивида.

В специальных исследованиях основное внимание уделяется биологическим факторам в психосексуальном развитии: морфизму в строении некоторых отделов ЦНС, регулирующих функционирование половых желез и некоторые стороны полового поведения, вследствие их различной чувствительности к так называемым пубертатным гормонам, генитальной внешности и др. [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980].

Значительно меньше (особенно в литературе по клиническим дисциплинам) освещены участие психологических факторов в психосексуальном развитии детей и подростков и основные механизмы этого воздействия. Между тем правильная оценка этих механизмов, как уже отмечалось, необходима для лечебно-профилактических и педагогических мероприятий в плане предупреждения аномалий психосексуального развития. Эти аномалии, как правило, закладываются в детском и подростковом возрасте.

Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. В настоящее время психологические механизмы половой идентификации и развития половой роли в онтогенезе наиболее активно обсуждаются в рамках теорий идентификации, социального научения и когнитивно-генетической теории.

Теория идентификации , уходящая корнями в психоанализ, особенно выделяет роль эмоций и подражания в генезе психосексуальной дифференцировки, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего родителя. Согласно этой теории, ребенок спонтанно и без прямого подкрепления (вознаграждения) усваивает не дискретные акты поведения, а комплексный интегрированный образец, модель полоролевого поведения. Важным фактором формирования идентификации является интимная эмоциональная связь между ребенком и родителями; нормальному течению этого процесса способствуют внимание взрослых к ребенку, забота о нем.

Теория социального научения (половой типизации), вытекающая из бихевиоризма, утверждает, что поведение человека, в том числе половое, формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды . По этой теории родители или другие взрослые поощряют мальчиков за поведение, которое в данном обществе принято считать мальчишеским (маскулинным), и осуждают их тогда, когда они ведут себя "женственно"; девочки, напротив, получают положительное подкрепление за фемининное поведение и отрицательное - за маскулинное. В связи с этим дети предпочитают вести себя согласно модели своего пола, так как за это их больше вознаграждают и меньше критикуют. Установлено, что мальчики предпочитают типичное для своего пола поведение и отвергают нетипичное, а девочки, также предпочитая типичное для своего пола поведение, не отвергают поведение нетипичное. В частности, мальчики описывают "мужское" поведение в отрицательной форме ("чтобы быть мальчиком, нельзя плакать, не надо играть в куклы" и т. д.), т. е. как не следует поступать, а девочки определяют образец своего поведения в положительных понятиях, говорящих о том, что нужно делать. В процессе половой типизации индивид сначала учится различать образцы поведения людей разного пола, а затем начинает следовать им сам. Сторонники теории социального научения считают, что родители начинают "тренировать" ребенка сразу после рождения, задолго до того, как сам ребенок окажется способным наблюдать и различать образцы поведения . Большая роль в этом процессе отводится выбору имени, различиям в одежде, наборам игрушек - все это достаточно четко указывает самому ребенку и окружающим на его пол. При исследовании механизмов половой типизации получено много интересных данных, имеющих определенное значение не только для доказательства этой теории, но и для воспитания в целом. В частности, было замечено, что с первого дня жизни новорожденного родители ведут себя неодинаково с детьми разного пола. Так, в течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, зато с девочками больше разговаривают. Приблизительно после 6-го месяца у матерей увеличивается физический контакт с девочками, а мальчиков они начинают отучать от физического контакта, что способствует большей самостоятельности сыновей . Интересно, что сразу же после рождения родители воспринимают девочек как более мягких, миловидных, больше похожих на мать, мальчики кажутся более радостными, активными .

С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения - первичной половой идентификации - ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает в нем положительные чувства, благодаря которым происходит самоутверждение [Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X., 1985]. Психосексуальное развитие путем самокатегоризации включает 3 процесса:: ребенок узнает, что существует два пола; он включает себя в одну из двух категорий; на основе самоопределения ребенок руководит своим полоролевым поведением . В когнитивно-генетической теории подчеркивается такой важный, на наш взгляд, факт, что с возрастом объем и содержание первичной половой идентификации ребенка меняется соответственно изменению основных форм познавательной организации ребенка. Изменение содержания половой идентичности включает усвоение ребенком половой идентичности, открытие неизменности пола во времени и, наконец, становление понимания константности (необратимости) пола. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода.

Во-вторых, необходимо затронуть психологию различий, связанных с полом. Многие исследователи пытаются выяснить, каковы в строго научном плане (в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания) психологические различия между полами, какие признаки маскулинности и фемининности являются универсально биологическими, а какие прививаются в ходе половой социализации.

Исследования касались особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, мотивации, темперамента, уровня активности, самосознания, когнитивного стиля, эмоциональности и т. д. Твердо установленных фактов оказалось значительно меньше, чем представлений. Можно считать, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее в визуально-пространственных представлениях, у них выше математические способности и они более агрессивны . Сообщения о различиях между полами в тактильной чувствительности, предрасположенности к страху и тревожности, в уровне общей активности, соревновательности, доминантности, внушаемости, подчиняемости требуют дальнейшей проверки. Не доказано также, что мальчики лучше девочек справляются с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает ранее усвоенные реакции, что их познавательный стиль более аналитичен..,

Анна Фрейд
Зигмунд Фрейд
Карен Хорни Эрих Фромм
Карл Густав Юнг
Мелани Кляйн
Хайнц Кохут
Жак Лакан Отто Ранк
Гарри Стек Салливан

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development ) - теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом , объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии психосексуального развития

Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  • 1. Оральная фаза (0 - 1.5 года) - первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии (либидо) в области рта.

В это время, младенец испытывает явное наслаждение при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (со́ска, пальцы, игрушки).

Рот - первая область организма, которой ребёнок может управлять.

Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, то есть ассоциируются ребёнком с процессом кормления (удовольствия).

  • 2. Анальная фаза (1.5 - 3.5 года) - вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации , испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом , умению сдерживать позывы к испражнениям . Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности , педантичности и перфекционизме .
  • 3. Фаллическая фаза (3.5 - 6 лет) - третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы ; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс , что во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами. Характеризуется повышением интереса к гениталиям , что, в частности, выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода - мужской половой орган, фаллос , основная задача - половая самоидентификация . Мальчик преодолевает бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс), девочка - к отцу (комплекс Электры). Таким образом, мальчик стремится к идентификации с отцом, девочка - с матерью. Фаллическая фаза сменяется латентной.
  • 4. Латентная фаза (6 - 12 лет) - четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  • 5. Генитальная фаза - пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность.

См. также

Литература

  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри»,1999., - 608с. ISBN 985-438-121-8 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Психосексуальное развитие" в других словарях:

    Психосексуальное развитие - См. Фрейд. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    Психосексуальное развитие - (Psychosexual development). Теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде… … Теории личности: глоссарий

    Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2 3 года жизни; б) при описании развития всех … Психологическая энциклопедия

    Половое и поведенческое созревание личности. Половая идентификация, половое поведение и выбор полового партнера являются тремя основными областями этого развития. Данный термин иногда используется специально применительно к последовательности… … Медицинские термины

    РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ - половое и поведенческое становление индивида, включающее в себя половое самосознание, половое поведение и выбор полового партнера … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ - (psychosexual development) половое и поведенческое созревание личности. Половая идентификация, половое поведение и выбор полового партнера являются тремя основными областями этого развития. Данный термин иногда используется специально… … Толковый словарь по медицине

    Процесс формирования половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность. Неотъемлемо связано с физическим, психическим, духовным и другими аспектами индивидуального развития. Главные первичные признаки пола половые железы … Сексологическая энциклопедия

    Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

Книги

  • Сексуальные отношения: Секс и семья в точки зрения теории объектных отношений , Шарфф Дэвид Э.. Эта книга - подробное, ясное, хорошо выстроенное введение в психодинамику любви и сексуальных отношений. В ней осуществлена интеграция идей классического психоанализа и теории объектных…

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development ) - процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций .

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом , психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы - этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера . В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы . Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Психосексуальное развитие ребенка

    ✪ Учение Фрейда. Стадии психосексуального развития. Часть 3

    ✪ Возрастная психология. Стадии психосексуального развития по Фрейду.

    Субтитры

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет - первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения , но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие - недоверие, зависимость - независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей.

Анальная фаза

(1,5 - 3,5 года) - второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации , испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом , умению сдерживать позывы к испражнениям . Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид .

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста - «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 - 6 лет) - третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы . Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс - желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина - его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

У девочки проявляется любовь к отцу - комплекс Электры .

Латентная фаза

(6 - 12 лет) - четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 до смерти) - пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные .

Генитальный характер

Генитальный характер - это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности - это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго . Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

Рождение человеческой особи с набором мужских или женских первичных половых признаков не означает, что в процессе развития сформируется мужчина или женщина с присущими психологическими и социальными чертами. Мужчиной или женщиной человек становится в процессе психосексуального развития. Современные научные представления о психосексуальном развитии сформулированы В. А. Холодным в медико-сексологической модели . Постулаты этой модели:

Примечание. Медико-сексологическая модель сформулирована исключительно для нужд медицинской сексологии. Реальные процессы сексуального онтогенеза намного сложнее, поэтому любые другие модели могут заслуживать внимания.

Медико-сексологическая модель психосексуального развития (В. А. Холодный, 2014)
Составляющая психосексуального развития Компонент полового влечения Фаза психосексуального развития
Половое самосознание – способность осознавать себя представителем определённого пола. Понятийный ‒ осознание раздельнополости и отнесение себя к одному из полов. Выработка установки
Реализация
Стереотип полоролевого поведения – модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. Выработка установки
Реализация
Психосексуальные ориентации – направленность полового влечения и способы его реализации. Платонический ‒ способность к переживанию любви и к поведению, обеспечивающему реализацию любви. Выработка установки
Реализация
Эротический ‒ стремление к ласкам и поцелуям. Выработка установки
Реализация
Сексуальный ‒ желание совершить половой акт. Выработка установки
Реализация

Понятие о фазах психосексуального развития

Формирование составляющих психосексуального развития и компонентов полового влечения проходит следующие фазы:

  1. Фаза выработки установок, в которой соответствующая информация накапливается, усваивается, перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и социальными нормами, формируется готовность к реализации сформированных тенденций.
  2. Фаза реализации, в которой опытным путём в процессе научения апробируются и закрепляются установки, выработанные в предыдущей фазе.

Если в процессе реализации оказывается, что выбранные установки не соответствуют внутренним потребностям личности, её ценностям, убеждениям, мировоззрению , противоречат традициям , не одобряются социумом, то осуществляется «возврат» от второй фазы к первой. В этом случае человек уже имеет опыт, запас информации, а потому это уже возврат к прошлому на качественно новом, более высоком уровне. Такие «возвраты» могут быть неоднократными.

Чем меньше временной разрыв между фазами, тем гармоничнее формируется соответствующая составляющая или компонент. Если фаза реализации своевременно не пройдена, то под действием сформировавшейся физиологической зрелости, гормональных изменений и социальных факторов всё равно происходит переход к формированию следующей составляющей или компонента. Чем выше уровень нереализованных установок, тем больше вероятность формирования отклонений психосексуального развития.