Работа по театрализованной деятельности старшей группе. Открытое занятие в старшей группе по театрализованной деятельности. Материалы и оборудование к занятию


Дизайн бурятского головного убора «малгай»
для театрализованной деятельности
Проект «Театр сказок»
(старшая группа)

Вид проекта: ориентировочный

Продолжительность: 1 месяц.

Цель: развивать у детей интерес к бурятскому народному творчеству, формировать изобразительные навыки.

Задачи:
Развивать интерес к театральному костюму и головным уборам (познавательно - исследовательская, социально - коммуникативная);
Расширять знания о головных уборах, развивать умения изображать их различными выразительными средствами (чтение, продуктивная);
Воспитывать уважение и любовь к родному языку (развитие речи);
Развивать умения создавать изобразительными средствами выразительный образ сказочного героя для использования (игровая, продуктивная, художественно - эстетическая);
Расширять знания о бурятском .

Предполагаемый результат: сюжетно - ролевая игра «Театр сказок».

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Возраст детей, участников проекта: дети от 5 до 6 лет

Обеспечение проекта:
Материально-техническое: проектор, музыкальный центр, аудиодиски по УМК Амар мэндэ-э!,сказка Улаан Малгайхан часть 7, фото-видео аппаратура, ноутбук, бурятские национальные костюмы, бурятские национальные инструменты, микрофон, поделки, оформление зала.

1-й этап (целеполагание)
Беседа с детьми о театре
Воспитатель: Ребята, посмотрите на фотографии театральных постановок и ответьте мне на следующие вопросы.
· Знаете ли вы, что такое театр?
· Посещали ли вы когда-нибудь театральные спектакли?
· Какие это были спектакли?
· Как вы думаете, кто работает в театре?
(Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает о театре).

-Театр-это такое место, где артисты показывают на сцене спектакль для зрителей, сидящих в зале. Спектакли бывают разные: веселые и грустные, длинные и короткие, для взрослых и детей. На детские спектакли ребята приходят вместе со своими родителями. Каждый спектакль - это маленькая история или сказка со своими героями. Артисты, играя свою роль, переодеваются в костюмы и гримируются. Они очень много трудятся, чтобы подарить нам настоящий праздник. В каждом театре есть костюмерная, где хранится разнообразная одежда для спектаклей, парики, головные уборы. Ребята, а вы хотели бы превратиться в артистов и участвовать в спектакле? Как вы думаете, что нам для этого надо? (Придумать сказку, которую мы покажем и подготовить костюмы).

У нас в группе есть маленький театральный уголок, где находятся разные костюмы. Но, к сожалению, у нас мало головных уборов, а они являются главными атрибутами костюма. Хочется, чтобы их было много. Как вы думаете, что мы можем для этого сделать? Дети
предлагают свои варианты решения проблемы. Воспитатель выслушав, отбирает наиболее приемлемые ответы детей.

Ребята, давайте попросим родителей помочь нам сделать новые головные уборы. Кроме этого нам нужно будет хорошо подготовиться и собрать информацию о шляпах и других головных уборах. Как вы думаете, кто нам сможет помочь в этом? (Ответы детей). А ещё мы с вами будем читать сказки, в которых герои носят интересные шапочки. Мы проведем беседу о разнообразии головных уборов, устроим выставку малгайнууд, будем придумывать, и рисовать их, а также изготавливать их своими руками.

2-й этап (планирование)
· Познавательно - исследовательская деятельность «Головные уборы».
· Чтение книг «Русские сказки», «Улаан малгайхан», «Незнайка», «Белоснежка и семь гномов», «Кот в сапогах».
· Игра - викторина «Головные уборы сказочных героев».
· Сочинение сказки «Приключения Улаан малгайхан в сказочном лесу».
· Подвижная игра «Малгай».
· Дидактическая игра «Колпачки для гномов».
· Дидактическая игра «Малгай тааруула».
· Подвижная игра «Хэн т?рг??р малгай?мдэхэб».
· Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Минии малгай».
· Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайн гоёлто».
· Совместная работа с родителями «Шэдитэ малгай».
· Индивидуальная работа с детьми по изготовлению малгай - нюуса.
· Сюжетно - ролевая игра «Театр сказок».

3-й этап «осуществление проекта»
Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайнууд»
Задачи:
1. Развивать эстетический вкус в выборе головного убора;
2. Знакомить детей с головными уборами сказочных героев;
3. Учить детей различать головные уборы по сезону.

Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой у нас красивый сундучок, давайте его откроем. И кого мы там видим? Смотрите, это наш сказочный герой - Будамшуу! А рядом с ним лежат красивые головные уборы. Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Край её зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор - загадка
Есть у мамы нашей…….. (шапка).

(В сундучке также могут быть мужские, женские и детские головные уборы: летние, зимние, демисезонные.)
Воспитатель достаёт их и расспрашивает детей, кто может носить ту или иную шапку и в какое время года.

Кроме повседневных головных уборов в сундучке также могут находиться и сказочные герои. Воспитатель предлагает детям отгадать, каким героям они принадлежат, примерить те, которые понравились, и посмотреть на себя в зеркало.

- Ребята, давайте посмотрим выставку интересных головных уборов, расскажем о них, а также прочитаем стихотворения на эту тему. А теперь попробуйте отгадать загадки.

Ношу на голове поля, но это вовсе - не земля (Шляпа)
Я любой девчонке прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.
От солнца я защита - для того и сшита. (Панама)
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу соскочу - привечу. (Шапка)
(В конце образовательной деятельности дети рисуют различные головные уборы и рассказывают о них.)

Чтение художественной литературы
(Во время реализации проекта дети знакомятся со сказками, в которых герои носят характерные головные уборы: «Улаан Малгайхан», «Белоснежка и семь гномов», «Кот сапогах», «Приключения Буратино», «Бурятские сказки», «Приключение Незнайки»).

Игра - викторина «Головные уборы сказочных героев»
Задачи:
· закреплять знания о головных уборах;
· развивать умение рассказывать о различных головных уборах и аксессуарах.

Также интересный материал по театрализованной деятельности:

Материалы: карточки с изображением различных сказочных героев в головных уборах.

Ход игры
Воспитатель: Ребята, подумайте и ответьте на мои вопросы: «Какой головной убор носят?..»
· Буратино
· Незнайка
· Будамшуу
· Улаан малгайхан
· Крокодил Гена
· Гномики
· Баатор Гэсэр
· Дангина
(Дети должны уметь рассказать о головном уборе, описать внешний вид, форму, характерные детали, цвет, а затем подобрать карточку с его изображением. Если кто-то затрудняется, то воспитатель просит ребенка найти нужную карточку и рассказать по ней.)

Сочинение сказки
«Приключение Улаан малгайхан в сказочном лесу»
Воспитатель: Ребята, вы хорошо помните историю про Улаан Малгайхан? А давайте все вместе придумаем продолжение этой сказки.
Жила-была маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения бабушка подарила ей красную шапочку. С тех пор все стали звать ее Улаан Малгайхан.

Как-то раз испекла мама пирог и сказала дочке: «Сходи-ка, Улаан Малгайхан к бабушке, отнеси ей пирог и горшочек с маслом, и узнай, здорова ли она. Будь осторожна, по пути ни с кем не разговаривай».

Пошла Улаан Малгайхан к бабушке в другую деревню. Шла она через сказочный лес, а навстречу ей - Будамшуу.

Куда ты идешь, Улаан Малгайхан?
-Я иду к бабушке, несу ей пирожок и горшочек масла. Но, мне кажется, что я заблудилась. Подскажи мне, как найти дорогу?
-Иди по этой тропинке, она приведет тебя к юрте, где живет Дангина. Она тебе поможет.

Шла Улаан Малгайхан, не торопясь, рвала цветы и собирала букет пока не дошла до юрты. Постучала девочка в дубовые ворота, вышла оттуда Дангина и спросила:
- Куда ты идешь, Улаан Малгайхан?
- Иду я к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Только вот я заблудилась. Помоги мне, Дангина отыскать дорогу.

Дангина дала ей волшебный клубочек и велела идти за ним туда, куда он покатится. Улаан Малгайхан побежала за ним, пока не оказалась на полянке, где отдыхал Баатар Гэсэр.
- Куда ты идешь, Улаан Малгайхан? - спросил Баатар Гэсэр.
-Я иду к бабушке, несу ей пирожок и горшочек масла. Только я заблудилась и не найду дорогу. Помогите мне, Баатар Гэсэр.
Баатар Гэсэр показал ей дорогу к юрте Будамшуу, и вскоре она там очутилась.
Погостив у Будамшуу, и узнав у него, куда идти дальше, Улаан Малгайхан отправилась в путь и встретила на лесной дорожке Боро шоно.
(По желанию дети могут придумать свой конец этой сказке).

Подвижная игра «Малгай»
Материалы: 10 палочек и 5 шапочек (из расчета на 10 дней).

Ход игры
Игра проводится под бурятскую музыку.
У всех игроков в руках поднятые вверх палки: у половины участников на палки надеты бурятские шапки.
Под первую часть музыки дети гуляют, передавая друг другу шапки (с палки на палку).
Под вторую часть музыки: те, у кого в данный момент оказалась шапка, надевают ее и гуляют с важным видом, остальные же, гуляя, кланяются.

Дидактическая игра «Колпачки для гомиков»
Материалы : фигурки гномиков в разноцветных рубашках; цветные колпачки.
Ход игры: детям предлагается подобрать гномиков колпачки, подходящие по размеру и цвету.

Дидактическая игра «Малгай таарууула»
Материалы: карточки с мужскими и женскими портретами, головные уборы.
Ход игры: детям предлагается подобрать головной убор для каждого образа, учитывая его размер, цвет и стиль.

Подвижная игра «Хэн т ? рг ?? р малгай ? мдэхэб»
Материалы: 9 стульчиков с бурятскими шапками (из расчета на 10 детей).
Ход игры: Под музыку дети танцуют вокруг стульчиков. Когда музыка останавливается, детям нужно успеть взять шапку и сесть на стул.
В ходе игры ведущий убирает один за одним по одному стулу и одной шапке.

Непосредственная образовательная деятельность на тему:
«Минии малгай»

Задачи:
· Знакомить с портретным жанром;
· Учить рисовать выразительные образы сказочных героев и их головные уборы;
· Формировать умения передавать пропорции и детали предметов (шапок).

Материалы: бумага, маркеры, восковые мелки.

Предварительная работа: чтение сказки; обсуждение, какие герои нравятся детям.

Ход деятельности
Воспитатель: Ну что, ребята. Давайте в начале рассмотрим текст письма. О чем в нем говорится? О том, что у всех героев сказочного леса исчезли головные уборы, и просят о помощи. Чем же мы можем им помочь?

(Детям предлагают нарисовать для сказочных героев головные уборы).

Воспитатель расспрашивает у детей какие головные уборы, носили герои разных сказок - Улаан Малгайхан, Баатар Гэсэр, Дангина, Саhан Х??хэн, Будамшуу, Незнайка, крокодил Гена, гномики и т.д.

Дети описывают их внешний вид, цвет, характерные детали.
Воспитатель показывает карточки с изображением этих героев и уточняет описание.
Затем воспитатель предлагает детям выбрать наиболее интересного героя и нарисовать его в головном уборе.
Воспитатель демонстрирует детям прием рисования маркерами с использованием восковых мелков.
Во время практической работы воспитатель побуждает детей создавать выразительные образы и использовать гармоничные сочетания цветов.
В конце работы проводится анализ рисунков.
В свободное время дети завершают рисунок, и воспитатель предлагает изготовить некоторые головные уборы своими руками или обратиться за помощью к родителям.Театрализованная деятельность в старшей группе.

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Малгайн гоёлто»
Задачи:
· Развивать умения аккуратно выполнять работу;
· Знакомить с приемами изготовления украшений из бумаги;
· Учить детей использовать в работе коллажный материал.

Материалы: шаблоны головных уборов; цветная или гофрированная бумага, клей, ножницы, фольга, коллажный материал.

Ход деятельности
Воспитатель: Давайте рассмотрим самую обыкновенную - бурятскую шапку. Видите, она - без украшений. Послушайте стихотворение про бурятскую шапку.
Шапка висела, шапка вздыхала
Шапка жила, нелепо существовала
Шапку носили мама и дочка,
Но для нее не поставлена точка…
- Как вы думаете…
Почему грустит шапка?
Чего в ней не хватает?
Почему она выглядит скучно?
(Дети высказывают свои предположения и все приходят к выводу, что головному убору не хватает украшений.)

Воспитатель показывает детям образцы бурятских украшений для шапок и спрашивает, хотят ли они сделать такие же. Дети соглашаются.

Воспитатель показывает приготовленные материалы для ручного труда и демонстрирует детям приемы изготовления кисти из бумаги, цветов из полосок, броши из фольги и гофрированной бумаги.

Взрослый предлагает детям выбрать шаблоны понравившихся головных уборов и необходимый материал для работы. Дети приступают к практической работе. При этом педагог просит детей изготавливать украшение для головного убора очень аккуратно, ведь оно является важным элементом одежды.

В конце занятия дети показывают свои шапки и рассказывают о них.

4-й этап (презентация проекта).
Сюжетно - ролевая игра «Театр сказок»
Задачи:
· Развивать интерес к театральной деятельности;
· Учить использованию головных уборов игре.

Материалы : головные уборы сказочных персонажей; карточки с иллюстрациями сказки и сказочных персонажей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки со сказкой. Они обсуждают, каких героев будут изображать, переодеваются, надевая головные уборы, и устраивают мини - спектакль.

5-й этап (анализ результатов)
После проведения презентации проекта воспитатель проводит короткую беседу с детьми о том:
· Чему они научились и что они узнали в ходе проекта;
· Что им особенно понравилось и запомнилось (какие ролевые ситуации, фразы, игры и т. п.);
· Какие виды деятельности ими были освоены.
В ходе беседы воспитатель озвучивает некоторые результаты проекта, в частности, факты того, что дети:
· Обогатили словарный багаж, расширили знания о головных уборах и стилях одежды;
· Познакомились с различными элементами и аксессуарами костюма, сформировали интерес к созданию шапок и использованию их в театральной деятельности;
· Приняли участие в подготовке коллекции детской одежды и ее презентации.

Название: Театрализованная деятельность в старшей группе. Проект «Театр сказок».

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ Аршанский детский сад «Ручеек»
Месторасположение: поселок Аршан, Тункинский район, Республика Бурятия

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предшествующих группах, а именно:

1. Дети продолжают осваивать технические приемы работы с кукольным материалом.

2. Знакомятся и упражняются с приемами вождения персонажей театра би-ба-бо (театра Петрушек, театра пяти пальцев) и его основной атрибутикой, теневым театром, где на экранной плоскости ширмы при специальном подсвете дается плоскостное линейно-контурное изображение всех картин развертываемого действия. Дети улавливают причину появления теней на ширме и понимают особенности вождения плоскостных фигурок.

Этот вид театрализации требует со стороны воспитателя постоянного контроля и руководства. (Техника инсценирования - при помощи контурных персонажей подробно изложена в книге Г.В.Генова “Театр для малышей”).

Доводятся до уровня самостоятельного пользования - приемы работы (вождения и постановки) с куклами театра игрушек, плоскостного, пальчикового, перчаточного.

3. Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческого воображения, фантазии, критического, образного мышления.

Например, детям предлагается;

— самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состояний, движения через позу, походку, мимику. Окружающие должны по предложенной пантомиме догадаться кого ребенок представляет;

— представить и показать, как увидели впервые цветы (ягоды, мяч) сказочные героя: медвежонок, котенок, зайчик, и т.п.

— как делают зарядку Шустрик и Лежебока. (Двое детей договариваются между собой, кто кем будет);

— как хвалят (пугают, успокаивают) заяц, лиса, волк плачущую девочку; - как обращается голодный (сытый, веселый, грустный) заяц к Колобку;

Исполнить песенку (стихотворение), проговорить фразу голосом капризного (возмущенного, удивленного и т.п.) героя;

— представить и изобразить, как идет семейство медведей на прогулке. (Для этого дети должны самостоятельно объединиться, распределить между собой роди, обсудить и симпровизировать перед товарищами эту сценку).

4. Дети учатся быть в роли ведущего, режиссера-постановщика, художника-декоратора».

В старшей группе дети активно осваивают под руководством взрослого основные закономерности постановка спектакля: выбор хорошо знакомого детям сюжета, разбор (распределение) ролей, обсуждение каждого действующего лица, упражнения в возможных диалогах, решается вопрос о ведущем, подробно уточняются возможные атрибуты, костюмы, декорации, наконец, при помощи каких кукольных персонажей он будет поставлен.

При самостоятельной постановке детьми театрального представления взрослый является консультантом. Он незаметно для них, не снижая самостоятельности, творческой мысли детей, направляет их деятельность.

В этой группе дети учатся быть ведущими, рассказчиками. Для этого на занятиях по родному языку они упражняются в рассказывании повествовательных сюжетов, учатся говорить не торопясь, спокойно, с паузами.

Чуть позже дети старшей группы учатся быть режиссерами: предлагают варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяют роли, помогают “актеру” найти наиболее выразительные способы передачи образа, ведут обсуждение декораций, костюмов, реквизита.

5. Формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки и проведения театрализованных представлений. В книге Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр дошкольникам”, Г.В.Генова “Театр для малышей” представлены разнообразные виды кукольного театра и показана специфика каждого вида, дана упражнения для освоения техники кукловождения, легкие, небольшие сценки для работы с ними в более сложные пьесы для последующей работы, рассказывается о том, как работать над некоторыми спектаклями.

Елена Мудрецова

С 15.02 -20.02.16 г. в старшей группе № 14 были проведены разнообразные мероприятия по театрализованной деятельности детей .

Цель деятельности :

Развитие творческих способностей детей через

Задачи :

Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать своё состояние в игре;

Побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения) ;

Совершенствовать игровые навыки и творческую

самостоятельность через театрализованные игры ,

развивающие творческие способности дошкольников;

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой

деятельности ;

Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника

С детьми :

Беседа : "Что такое театр ?", "Театр – творчество-дети ", "Волшебный мир театра ", "Разновидности театра ", "Вся наша жизнь -игра", "Как вести себя в театре ". Цель : приобщать к театральному искусству и формировать положительное отношение к нему.

Обыгрывание : русских народных сказок – пальчиковый театр . Цель : вызвать у детей интерес к театральной деятельности .

Импровизации : по мотивам русских народных сказок "Репка", "Огородная".

Цель : Способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать артистичность и пантомимику.

Театр кукол "Бибабо" по сказке "Колобок".

Рассказывание знакомых сказок, рассматривание иллюстраций. Цель : развитие речи детей, памяти, внимания.

Подвижные игры : «Зверобика» , «Театральная разминка » , «Лиса на охоте", "Зайцы и медведь".

Д/и : «Узнай сказку по иллюстрации» , «Вспомни слова героя» , "Отгадай из какой сказки". Цель : продолжать учить детей внимательно слушать содержание сказки, определять свое отношение к героям.

Обыгрывание : на фланеллеграфе сказки К. Чуковского "Цыплёнок".

Цель : развивать воображение и способности к творчеству.

Работа с родителями :

Основными видами работы с родителями выступили :

Беседа – консультация;

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например : выставка рисунков «Сказка» , «Самая очаровательная шляпочка» , выставка «Мамины руки не знают скуки» , «Домашний спектакль» ).

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, в показе сказок.

Театрализованные игры использовали и на занятиях познавательного цикла, и даже математических.

Например : «Путешествие по галактике» (ФЭМП, «В страну сказок» (Развитие речи, «Кто живёт в лесу?» (Формирование целостной картины мира) и т. д. Таким образом, мы видим, что занятия театрализованной деятельностью , успешно интегрируются с любыми занятиями и в организованной образовательной деятельности .

С помощью театра у детей активизировался словарь, чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закрепляется произношение всех звуков. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.

Вывод :

Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей.




Публикации по теме:

«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.

План НОД в группе раннего возраста: театрализованная деятельность по мотивам сказки «Маша и медведь» Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: обогащение знаний детей о театре как виде искусства, создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной.

Театрализованная деятельность. Итоговое мероприятие по ПДД в подготовительной группе. Подготовили и провели: воспитатель Романченко Наташа.

Танец скоморохов (постановка хореографа) 1-й скоморох: Подходи, честной народ, Ярмарка гулять идет. 2-й скоморох: Ты на ярмарке бывал?.

В своей группе я веду кружок по театрализованной деятельности. Мне очень нравиться самой играть роли на утренниках, перевоплощаться в.

Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Тема : «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Цель :

Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Задачи:

Обучающие : Обучать правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Развивающие : Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации.

Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Предварительная работа:

Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка»;

Упражнения на развитие интонационной выразительности;

Обыгрывание и распределение ролей;

Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

Макет дерева;

Воздушные шары с прикрепленными на них записками- заданиями;

Костюмы героев сказки;

Декорации; стол, игрушечная посуда, угощение -пироги;

Музыкальное сопровождение

Игра «Волшебные превращения»

Презентация «Эмоции»

1. Организационный момент:

(Дети проходят под песню «Улыбка» заходят в группу, становятся полукругом)

ФОНОГРАММА №1

Воспитатель:

Ребята обратите внимание сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними, а мне скажите вы любите сказки (ответы)

Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)

А кто из вас хотел- бы сыграть роль в постановке какой- нибудь сказки (Ответы детей) .

Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры)

Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазии», в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры.

Как вы думаете, почему эта страна так называется?

(Там играют и поют, там все мечты сбываются)

Да, вы правильно думаете, а еще в этой стране много забавных, интересных игр. Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

(Дети отворачиваются к гостям и произносят слова)

Топни, хлопни

Вокруг себя обернись

в волшебной стране окажись!

ФОНОГРАММА №2

(Дети открывают глаза - звучит музыка, появляется чудо- дерево)

2. Основная часть:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Обратите внимание, как тут красиво. Смотрите какое- то дерево перед нами появилось (Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды (показывает на воздушные шары) На верхушке дерева плод с сюрпризом. А добраться до него очень не просто. Надо сначала собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Срываем первый плод

Задание: «Покажи мимикой и жестами».

Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.

Воспитатель:

И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,

А вы, настроение попробуйте показать

(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали?

Воспитатель:

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Дети изображают жестами действия.

Воспитатель:

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит мы можем подойти к чудо- дереву. Посмотрите на чудо- дереве ещё есть плоды с заданиями. Давайте сорвём второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?

… Чтобы было понятно)

А теперь послушайте чистоговорку:

«От топота копыт, пыль по полю лежит».

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)

Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.

Воспитатель:

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные) .Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ БЕЗ ЗВУКА МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

(Звучит музыка.Дети имитируют движения медведя, волка, лисы)

Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод.Давайте посмотрим. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете какие звуки могут издавать наши руки и ноги (Топать, хлопать,

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Сначала мы определим, кто будет хлопать в ладоши, кто будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами.

(Воспитатель распределяет детей)

Воспитатель: Приготовились, как только зазвучит музыка начинаем выполнять движения

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр»

Молодцы! Какой замечательный у нас с вами получился «Живой оркестр»

Оказывается, все эти задания были разминкой перед самым главным заданием.

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку».

Отгадаем какую? Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите. Как зовут ее?

(Красная шапочка)

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад».

Ребята, а что значит на новый лад?

(другие персонажи, меняется сюжет)

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки. Лягушки? Ну вот, роли мы определили, актёры пойдут в гримерную переодеваться

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

ФОНОГРАММА№7

Инсценировка сказки:

«Красная шапочка на новый лад»(Звучит фонограмма музыки начало сказки)

Сказочница:

Лес дремучий сладко спит

На холмах подушки,

Домик маленький стоит

На его опушке.

В доме девочка живет, и поверьте,

Что прелестнее её, нет на целом свете.

(Заходит красная шапочка с коляской и катает её, мама идёт к столу накрывает.)

Красная шапочка: Баю, баю, баюшок

Ляжет дочка на пушок

На пуховую кровать

Будет дочка крепко спать.

Доченька, иди сюда моя родная

Садись чайку попьём.

Садятся за стол пить чай.

Мама: Доченька, наша бабушка

Очень по тебе заскучала

Надо к бабушке пойти

Пирожков ей отнести

Красная шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу и гостинцы отнесу.

Встаёт, идёт к своей куколке и говорит ей.

Тут тихонько посиди

И меня здесь подожди

Мне надо к бабушке сходить

Дорогую навестить.

Возвращается к маме, берёт у неё корзинку с пирожками.

Мама: Вот, доченька возьми и бабушке отнеси,

В дороге будь осторожна.

Красная шапочка: Хорошо, мамочка, не волнуйся.

(Мама садится, а красная шапочка уходит.)

ФОНОГРАММА№8

(Выходит волк.)

Волк: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

До чего она глупа

Сейчас её поймаю и сильно напугаю

Ох, зачесались руки я весь чешусь от скуки!

ФОНОГРАММА№9

(Играет музыка входят белочки.)

(Уходит, выходит красная шапочка а навстречу ей белочки.)

Красная шапочка:

Ой, мои хорошие, здравствуйте, белочки

Как у вас тут дела?

Белочки: Хорошо мы живём и орешки всё грызём!

С ветки на ветку прыгаем

За порядком в лесу смотрим

Грибочки и ягоды собираем,

На зиму сушим!

Красная шапочка: Молодцы мои подружки белочки,

Вы - настоящие лесные хозяюшки

Рада встрече я была

А теперь идти пора.

(Уходит, выходит волк и идёт за красной шапочкой, белочки не пускают.)

Ах проказник, вон ступай

Красную шапочку не пугай

Мы тебя злодея знаем

Шишками закидаем!

Кидают в волка шишками и убегают.

Волк: Ой-ой-ой, как больно мне

Попала шишка по спине

Лучше сяду на пенёк

Отдохну один денёк

Шишки, раны подлечу

И девчонку проглочу.

ФОНОГРАММА№9

(Под музыку выпригивают лягушата)

Лягушки: Волка будем мы лечить

Микстурой горькою поить

Мухомором смажем шишки,

Злому серому волчишке

Лучше ты не болей,

Заведи себе друзей!

Волк: Уходите вы отсюда

Кабы не было вам худо р-р-р!

(Лягушата убегают)

Волк: Потерял я сон, покой

Я же волк я – очень злой!

Девчонку я поймаю и очень напугаю!

А вот кажется и она!

(Появляется красная шапочка волк крадётся за ней, подходят к домику бабушки.)

Бабушка: Внучка, моя милая рада видеть я тебя

Вижу здесь ты не одна

С собой друга привела?

(Красная шапочка оглядывается видит волка и говорит «ой»)

Проходите за ограду видеть вас я очень рада

Да за стол присядьте с нами

Ешьте пироги с грибами.

Садятся за стол все, едят,

потом волк встает и выходит на серединуи одновременно говорит слова:

Волк: Вот обида, вот досада

Съесть обеих? Нет, не надо!

Меня в гости пригласили

Пирогами угостили

Стыдно, стыдно мне друзья

Больше так не буду я!

(Выходит бабушка и красная шапочка и становятся рядом с волком.)

Будем мы теперь дружить

С другом веселее жить!

(Выходят артисты кланяются, зрители хлопают)

Рефлексия:

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Как поступил волк?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Сказок и фантазии» Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова

(Дети произносят волшебные слова

Хлопни, топни

Вокруг себя обернись

в детском саду окажись!

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в волшебной стране)

Какую сказку мы драматизировали?

Сложно вам было быть артистами?

(Проговаривать чистоговорку. Играть роль в сказке. Изображать животных)

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости.

– Когда у нас бывает радостное настроение?

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я– забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

– Что же дед хранит в шкатулочке?

– Театральные ложки.

– А сможете вы их оживить?

– Вспомните потешку.

«У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

Подошли к зеркалам.

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Дети прощаются с королевой зеркал.

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

– (Дети: Куклы с «живой рукой»)

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)

Кот: – Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка: – Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.