Рассказывание по картине в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по сюжетной картине "Зима". Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группеТема: Составление рассказа по картине «Снегоуборочная машина


Алёна Дзоблаева
Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Тема :Составление рассказа по сюжетной картине «Зима » .

Цели и задачи :

Образовательные :

Работа над связной речью.

Развитие внимания.

Развивающие :

Обучение детей последовательному пересказу с опорой на предметные.

Воспитательные :

Воспитывать дружеские отношения, умение оценивать свои действия и действия друзей.

Развивающая среда :

Предметные картинки ,сюжетная картинка по тем «Зима » .

Ход НОД

Ребята! А давайте отгадаем загадки?

1. Моет как синее стекло

Скользко, весело, светло. (лёд)

2. Скатерть бела,

Всё поле одела. (снег)

3. С неба звездой

На ладошку водой. (снежинка)

4. Растет вниз головой

Ни летом растет а зимой

Лишь солнце его прикрывает

Она и умрет. (сосулька)

5. Белый он пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится. (снег)

К какому времени года относятся эти загадки? (к зиме)

Эти загадки волшебные и красивые как сама зима .

Все мы её долго ждем а когда она приходит мы говорим

«Наступила (какая) долгожданная : зима .

Зимой очень холодно. Мы говорим : Зима (какая) холодная. Зимой сильные морозы. Мы говорим зима (какая) морозная. а что можно сказать про снег? Какой он? Снег белый? Снег пушистый. Снег липкий. Снег блестящий.

Из чего состоит снег ? (из снежинок)

Что можно сказать про снежинку? Какая она? (белая, узорная

Легкая) Вы любите зиму (да) Почему? (Зимой можно кататься на лыжах. Можно кататься на санках. Можно кататься на коньках.

Как приходится птицам зимой? Птицам холодно и голодно. Их нужно подкармливать.

Игра на внимание. я буду называть зимние слова. Если слова не относится к зиме дети хлопают.

Санки,лыжи, велосипед, белый, лучистый, жаркий,холодный, прозрачный, мелкий, горячий, скользкий, рыхлый.

На краю стола лежат картинки отгадки . Положите их перед собой. Я загадаю вам загадки--- вы их отгадайте. Но послушайте как нужно подробно ответить отгадку.

Вопрос : «У кого блестящие, скользкие, железы! У меня блестящие, скользкие,коньки.

1. У кого белый, пушистый, рыхлый…

У меня --- --- ---(снег)

2. У кого стройная, нарядная, зелёная…

У меня --- --- ---(ёлка)

3. У кого деревянные, длинные, быстрые?

У меня --- --- ---(лыжи)

4. У кого скользкая, ледяная, высокая?

У меня --- --- ---(горка)

Работа над предложениями

Каждому я раздала по картинке . (Дети кормят птичек и собаку. Вокруг зелёной нарядной ёлки танцуют дети)

Игра «Волшебный мешочек»

В одном мешочке снег (в ведре)

В другом вата

Зачитывается письмо с инструкцией.

«Я прислал вам два волшебных мешочка : один – салатовый, другой – красный, в мешочках что –то лежит. Вы должны угадать что там есть.

Условия : потрогайте, но не берите,угадайте, но не говорите. Дед Мороз.

Кто догадался, что лежит в салатовам мешке?

А почему? А в красном (Вата)

Сюжетная картина «Зима » какое время года наступила : ответ полным предложением. Наступила долгожданная зима .

Что лежит кругом? Кругом лежит пушистый снег

Чем укутаны ели? Зелёные ёлки укутаны снегом.

Кого кормит Андрей? Андрей кормит птиц.

Посмотрите ребята, кто катается с горы на санках? … катается с горки на санках.)

Кто катается на лыжах?

Кто лепит снеговика?

Кто лепит зайчика?

Ребята, получился рассказ . Давайте перескажем.

Кто расскажет о зиме , о снеге?

Кто расскажет о птичках ?

А кто хочет рассказать про зимнее забавы детей?

После пересказа по частям вызывается ребёнок и полностью пересказывает рассказ .

Как можно озаглавить рассказ Зима . «Зимнее забавы» .

И тог занятия

О чём мы сегодня говорили?

Что делали на занятиях?

Сегодня хорошо занимались. Молодцы!

Публикации по теме:

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло» Цели: активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине; развитие связной речи,.

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг» Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Познавательное развитие Учить детей логично, последовательно составлять.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень» Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень». Задачи: Продолжать формировать умение составлять рассказ по.

Конспект интегрированного НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Конспект интегрированного НОД в старшей группе. (интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество). Тема: «Составление.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая. Цель: воспитывать интерес и внимание к слову, обогащать.

Конспект НОД рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Семья» РАССМАТРИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ» Средняя группа. Цель: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной.

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «РАБОТА С СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКОЙ»

ПРОВЕЛА ОСИПОВА Г.В. МДОУ ДЕТСКИЙ САД №14 «СОЛНЫШКО» Г.АЛУШТЫ

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картинке, пользуясь планом. Развивать умения употреблять в речи прилагательные. Продолжать учить самостоятельно давать название картины. Воспитывать желание стать школьником, уважение к учителям.

Оборудование: сюжетная картина «В школу» из серии «Времена года»; запись песни «1 сентября»; школьный звонок, тетрадь, учебник, ранец, краски, альбом.

СОД:

Здравствуйте, дети. Приготовьтесь к занятию. Сели ровно.

Посмотрите на стол, какие предметы вы здесь видите, кому нужны эти предметы и для чего? (ответы детей)

О чем эта песня? (ответы детей)

Как вы, думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (ответы детей)

Правильно, о школе. Сегодня продолжим учиться составлять рассказ по картине. Внимательно рассмотрите картину, которая перед вами.

В.: Дети, какое время года изображено на картине?

О.Д.: Осень. Потому что на деревьях и на дорожке, по которой идут дети желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды.

В.: Куда идут дети?

О.Д. : Осенью дети идут в школу.

В.: Почему вы так решили?

О.Д.: Потому что у детей на спине ранцы.

В.: Зачем дети несут в школу цветы?

О.Д.:Дети несут в школу цветы, потому что праздник- день знаний.

В.: Ребята, обратите внимание во что одета девочка, во что одет мальчик?

О.Д. : Мальчик одет в костюм, девочка в белую блузку и юбку. Дети очень нарядные.

А теперь составим план нашего рассказа.

В.: С чего мы начнем рассказ?

О.Д.: Дети идут в школу.

О.Д.: Девочки и мальчики очень нарядные, у них в руках цветы, а на спине ранцы.

В.: О чем подробнее вам хочется сказать в середине рассказа?

О.Д.: Дети идут на праздник, а цветы они подарят учителям.

В.: Как следует закончить рассказ?

О. Д.: Дети рады празднику!

В.: Теперь послушайте мой рассказ:

«Наступил первый осенний день. На деревьях появились желтые листья. На ветках калины покраснели ягоды. Дети взяли ранцы, цветы и идут в школу на праздник-День Знаний. Девочки и мальчики очень нарядные. Девочка одета в белую блузку и синюю юбку. На мальчике красивый костюм. Цветы они подарят своим учителям. Дети рады празднику».

А теперь вместе придумаем название картине.

Оно должно быть кратким и отражать содержание картины.

В.: Молодцы, все названия подходят для нашей картины, давайте выберем одно из них.

О.Д.: «Школьный праздник»

Динамическая пауза:

«Дошкольникам на память»

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

Сели ровно. Продолжаем работать. Теперь я предлагаю вам самостоятельно составить свой рассказ по плану. Вспомните о чем мы говорили. Начать надо свой рассказ с названия картины. (ответы 3-4 детей)

Молодцы, вы все сегодня постарались, внимательно слушали, ваши рассказы получились интересными.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Перед вами школьные принадлежности, я буду называть предмет, а вы говорить для чего этот предмет нужен школьнику. (ручка, карандаш, тетрадь, краски, атлас, глобус и т.д.) (ответы детей)

Молодцы, все справились с заданием. Давайте повторим, что нового мы узнали на занятии? (ответы детей)

Рефлексия: поднимите кружочки того цвета как вы оцениваете свое настроение, свою работу на занятии. Занятие окончено.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение рассказыванию по картине.

Задачи:

1.Обучение составлению короткого рассказа по картине с опорой на мнемотаблицы.

2.1 Упражнение в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе к словам снег, мороз.

2.2Согласование прилагательных с существительными в роде.

2.3 Образование признаков и действий к словам мороз, снег, зима.

2.4 Обогащение лексики синонимами и действительными причастиями.

3. Воспитывать умения замечать ошибки в речи товарищей и доброжелательно исправлять их.

Предварительная работа:

Наблюдение примет с детьми в природе.

Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П.Кузнецова.

Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, И.С.Никитина.

Закрепление зимних месяцев.

Материалы и оборудование:

Сюжетная картина «Зима», мнемотаблицы; физминутки «Вьюга», «Снежок» (см. картотеку).

План:

1. Выделение примет зимы в отрывках из стихов о зиме:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, -и вот сама

Идет волшебница-зима!

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А.С.Пушкин)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.(С.Есенин)

2. Д/у «Подбери признаки»:

Зима – белая, серебристая, седая…….

Снег - пушистый, скрипучий, сверкающий…

Мороз - крепкий, сильный, трескучий…..

3. Д/у «Подбери действия»:

Мороз –крепчает, щиплет, морозит, трещит….

Снег – скрипит, тает, падает, кружится…..

4. Д/у «Образуй признак»:

Снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег.

Снег блестит на солнце-

Снег искрится под лучами солнца-

Снег серебрится на солнце-

Снег скрипит под ногами-

Снег хрустит под ногами-

Снег падает на землю-

5. Д/у «Скажи иначе»:

Снегопад-метель, пурга, вьюга, пороша,буран.

Стужа-холод, мороз, холодина.

Мерзнуть-зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, леденеть.

6. Д/у «Подбери слова-родственники»:

Снег - снежок, снежинка, снегопад, снегоход, снежинка, снегопад, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь, снегурочка….

Мороз - морозко, морозушко, морозилка, морозильник, отморозить….

7. Беседа по картине:

Сколько зимних месяцев в году? Назови по порядку.

Какого цвета больше всего на картине?

Хорошо или плохо когда зима снежная?

Для чего это хорошо? А для кого это может быть плохо?

Как можно назвать погоду, когда идет снег?

Почему зимующие птицы перебираются ближе к жилью человека?

Какие зимние развлечения придумали дети?

Из какого снега лепят снеговиков?

Подберите слова к слову лед (какой?)

Почему медведь заснул непробудным сном?

Какую загадку вы знаете про зайца?

Почему белка поменяла рыжую шубкуна серую?

Придумайте свое название картины.

8. Составление рассказов детьми с помощью мнемотаблиц.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели зимовать в теплые страны перелетные птицы. Зимующие - перебрались ближе к жилью человека. Переоделись в теплые шубки белка и заяц. В теплую, уютную берлогу залег зимовать медведь. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

Цель: развитие связной речи.

Задачи по образовательным областям :

Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речисловарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа;

совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах

Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Ход занятия

· Организационный момент.

Ребята, у вас есть друзья? (ответы).

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая.

Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова,сходные по звучанию,можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба,дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились).

А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии:

Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает).

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы!

Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин».

· Рассматривание картины и беседа по содержанию .

Воспитатель ставит картину на мольберт

Это картина «Мы играем в магазин».

Кого изобразил художник на этой картине?

Что они делают? (На картине нарисованы дети,они играют в магазин).

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком.- Кого изображает девочка?

Расскажите о том,как она одета, чем занимается.

(- Девочказа прилавком -это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям).

Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

(Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке, кофточке и в шляпке.Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка.

Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку).

Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке).

Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке.Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу,сейчас будет выгружать товар.)

Каким художник нарисовал магазин?(У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты).

Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

· Пальчиковая гимнастика «В магазине».

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику.

У метро стеклянный домДети идут по кругу, взявшись заруки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,Останавливаютсялицом в круг,

Луки перецзагибают по одному пальцу

очень вкусныйсначала на левой руке, потом на

Сок, бананы, апельсиныправой каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандариныфруктов.

Это место – просто складВновь идут по кругу, взявшись за

Витаминов для ребят.руки.

· Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру.

Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три!

Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми .

· Сообщениеплана рассказа по картине.

Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт .

Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану.

Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают?

А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

· Подготовкадетей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю.

· Составлениедетьми рассказа по частям.

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать

Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ».

(- На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

- Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

- Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке.

Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее.

- Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) Воспитатель убирает картину.

О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.)

Необходимо оценить деятельность каждого ребенка.

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Цель : учить составлять рассказ по картине, используя описание персонажей и их характеристику (по плану, предложенному воспитателем); образовывать слова, обозначающие людей какой-либо профессии; определять ударный слог в двухсложном слове.

Наглядный материал . Картины «Зайцы», «На рыбалке».

Ход занятия

1. Введение в тему.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть картину «Зайцы».

2. Работа по картине «Зайцы».

1) Б е с е д а - о п и с а н и ек а р т и н ы.

Воспитатель . Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Кто нарисован на картине? Чем занимаются зайцы? Почему они это делают? Что вы можете сказать
о зайце, какой он? (Белый, пушистый, серый, трусливый, пугливый.)

2) С о с т а в л е н и ер а с с к а з ап ок а р т и н е.

Воспитатель (дает задание составить рассказ по этой картине). Расскажите, когда и зачем зайцы вышли на полянку, какие они, что они делали. Не забывайте использовать те слова о зайцах, которые вы подбирали: «пушистый», «пугливый», «быстрый» и другие.

Поочередно рассказывают четверо детей (оценка проводится после первых двух рассказов).

Воспитатель предлагает придумать название к картине о зайцах. Напоминает, какие они пушистые, трусливые, пугливые, как быстро бегают, высоко прыгают. Предлагает свой вариант – «Ушастые трусишки». Выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто придумал интересное название.

Воспитатель . Как называют зайцев в сказках? (Побегайчик, трусишка и т. д.) Почему их так называют? (Зайцы очень быстро бегают.) А кто еще умеет быстро бегать? (Лошади, собаки, волки, люди.)

Как называют спортсменов, которые бегают на разные дистанции? (Бегуны.)

Как называют спортсменов, которые бегают на коньках? (Конькобежцы.)

3. Игра «Угадай профессию».

Воспитатель . Сейчас я буду загадывать необычные загадки, а вы постарайтесь узнать, людей какой профессии я изображаю.

Педагог жестом показывает, что опускает письмо в почтовый ящик. Если дети не догадываются, можно подсказать словами.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский… (почтальон) .

Правильно, это загадка о почтальоне. Он ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.

А это загадка о ком? (Изображает игру на фортепиано. Если дети не могут отгадать, подсказывает начало слова: «пиа… нист».)

Воспитатель . Придумайте сами такие же загадки. Вспомните, что умеют делать люди, чем они пользуются в своей работе, на каких музыкальных инструментах играют. Изобразите их, а я буду отгадывать.

Вариант игры: загадывает тот ребенок, который отгадал загадку товарища.

4. Работа по лексике.

Воспитатель показывает картину «На рыбалке». Четко по слогам произносит слова «рыба», «рыбак». Предлагает детям произнести эти слова медленно.

Воспитатель . Одинаково ли звучат слоги? Где слышится ударение в слове «рыба»? А в слове «рыбак»? Давайте еще раз вслушаемся в звучание частей в словах «рыба», «рыбак» и определим, на какую часть падает ударение.

5. Задание «Подбери слова, сходные по звучанию».

Воспитатель (начинает строчку, дети продолжают). Зайчик-зайчик, где ты был? (Рыбку вкусную ловил.) Рыбка-рыбка, где гуляла? (Я с ребятами ныряла.)