Рекомндации здорового питания для детей разных возрастов. Что следует считать запором у ребенка старше одного года


Здоровый ребенок к году должен иметь 8 молочных зубов, но пользоваться ими он научается постепенно, кроме того, эти зубы относятся к резцам и приспособлены у человека главным образом для откусывания.

Пережевывание (измельчение) пищи осуществляется коренными зубами, которые у ребенка выходят на протяжении второго года жизни; к концу второго года он уже имеет все 20 молочных зубов. Вот поэтому и приходится более плотную пищу, требующую пережевывания, вводить в рацион постепенно, считясь с физиологическими возможностями ребенка.

Продукты для питания детей старше одного года

Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка к году достигает значительного совершенства и поэтому набор продуктов для питания детей старше одного года становится более разнообразным и содержит:

  • различные сорта мяса и рыбы,
  • хлеб,
  • крупы,
  • бобовые,
  • макаронные изделия,
  • разнообразные овощи и фрукты.

Кулинарная обработка продуктов

С возрастом изменяется и кулинарно-технологическая обработка продуктов. Пюрированные полужидкие блюда постепенно заменяются более плотными, требующими большего участия жевательного аппарата. Мясной фарш заменяется пудингами , фрикадельками, а затем паровыми и жареными котлетами. После трех лет мясо дается уже кусочками в тушеном и жареном виде.

Пища детей должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания правильной деятельности кишечника.

Суточная потребность ребенка в основных пищевых веществах

  • 1-1,5 года (в граммах)
    • Белки - 44-56;
    • Жиры - 44-45;
    • Углеводы - 165-175;
    • Калории в единицах - 1300.
  • 1,5-3 года (в граммах)
    • Белки - 54-55;
    • Жиры - 52-55;
    • Углеводы - 225;
    • Калории в единицах - 1600.
  • 3-5 лет (в граммах)
    • Белки - 58-60;
    • Жиры - 58-60;
    • Углеводы - 258;
    • Калории в единицах - 1840.
  • 5-7 лет года (в граммах)
    • Белки - 66-68;
    • Жиры - 68-70;
    • Углеводы - 280;
    • Калории в единицах - 2060.
  • 7-11 лет (в граммах)
    • Белки - 78-80;
    • Жиры - 78-80;
    • Углеводы - 345;
    • Калории в единицах - 2425.
  • 11-15 лет (в граммах)
    • Белки - 100;
    • Жиры - 95;
    • Углеводы - 450;
    • Калории в единицах - 3100.

Пища ребенка должна быть разнообразна

Питание ребенка во все возрастные периоды должно быть разнообразным по набору продуктов и по кулинарной обработке. Однообразие пищи часто приводит к снижению аппетита и недостатку тех или иных важных составных элементов - белков, жиров, витаминов или минеральных веществ. Все эти недостатки могут нарушить обменные процессы в организме и привести к различным заболеваниям (рахит , малокровие, остановка веса и роста, повышенная восприимчивость к инфекционным и другим заболеваниям).

Стремясь к разнообразию в питании, не следует допускать и крайностей. Надо приучать ребенка к здоровой, простой пище, без избытка пряностей: горчицы, уксуса, острых соусов, перцев и т. д.

Очень полезно включать в детское меню комбинированные виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий в сочетании с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. К таким блюдам относятся: пудинги, фаршированные овощи, запеканки и другие изделия.

Очень важно приучить детей к различным блюдам из овощей, к блюдам из продуктов переработки овса - овсянке, геркулесу, толокну и др.

Полезно чаще использовать блюда из гречневой крупы. Эти продукты богаты лецитином, железом и другими минеральными солями.

Дети старше года должны получать не менее 500-600 мл молока в сутки (считая молоко, идущее для приготовления блюд). Часть молока целесообразно вводить за счет кисломолочных продуктов.

В весеннее время, когда свежих овощей еще нет, рекомендуется использовать в пищу детей ранние сезонные зеленые растения - зеленый лук, зеленый салат, молодую крапиву, изредка щавель, приготовляя из них салаты или супы. Кроме того, можно с успехом использовать фруктово-овощные консервы для детского питания.

Пюре в детском питании

Фруктовые пюре
используют как самостоятельные сладкие блюда без предварительного подогревания или добавляют к кашам, запеканкам, пудингам или к оладьям и блинчикам. Для улучшения вкуса можно предварительно подогреть такие, например, консервы как пюре из яблок с рисом, пюре из яблок с молоком.

Овощные пюре
обязательно подогревают перед едой. Их можно применять как самостоятельные блюда для завтрака, обеда, ужина или в виде гарнира ко второму блюду . Для приготовления из овощных пюре первых блюд достаточно их разбавить бульоном или горячей водой и прокипятить. Если овощные консервы не содержат сливочного масла, его можно добавить ребенку перед едой.

Пюре из моркови
представляет собой различные сочетания морковного пюре с манной крупой, маслом, сахаром, рисом. Пюре из моркови могут быть использованы как самостоятельное блюдо на завтрак, обед или ужин и для приготовления супов и вторых блюд (оладьи, запеканки, овощные котлеты и др.), а также как гарнир.

Консервы, соленья и полуфабрикаты

Для детей после года можно использовать некоторые виды консервов, выпускаемых промышленностью для взрослых:

  • тушеное мясо, паштет со сливочным маслом, консервы из куриного мяса, консервы из рыбы в собственном соку;
  • из овощных - зеленый горошек, томаты, кабачки, баклажаны, фаршированный перец, голубцы и др.;
  • из фруктово-ягодных - компоты, варенье, джем, повидло, соки, пюре.

При приготовлении различных блюд для детей можно использовать быстро замороженные, квашеные и соленые овощи. Можно также рекомендовать некоторые полуфабрикаты, например набор продуктов для первых блюд (щи, борщ, супы) и для вторых блюд (полуфабрикаты из говяжьего мяса - лангет, бифштекс, котлетное мясо, фарш).

Фруктовые соки

Фруктовые соки должны быть приготовлены из отборных свежих фруктов и ягод. В них сохраняются все ценные питательные вещества натуральных плодов и ягод. Виноградный сок пастеризован и не должен подвергается брожению, в нем сохраняется виноградный сахар, органические кислоты, минеральные соли, витамины и ароматические вещества винограда. Натуральный яблочный сок, в котором много фруктового сахара и солей железа, особенно нужен детям для их нормального развития. Абрикосовый сок содержит значительное количество каротина, превращающегося в организме ребенка в витамин А, мандариновый сок применять только из зрелых отборных мандаринов.

Сыр, яйца, селедка и икра

Цельные яйца детям, не страдающим экземами, можно вводить с 2-летнего возраста, желтки с 4-5 месяцев.

Детям после года допускается давать сыр, начиная с небольших количеств в тертом виде, а после двух лет - тонкими ломтиками.

Селедку дают в начале в виде паштета, затем в рубленом виде, а в дальнейшем и кусочками.

Икру кетовую и паюсную можно давать начиная с конца первого года жизни ребенка.

Колбасы в питании детей после 3-х лет

Вареные колбасы (любительскую, телячью, языковую, докторскую и др.), а также сосиски (предпочтительно молочные или сливочные) можно изредка разрешать на 3-м году жизни, эти же изделия после 3 лет используются чаще.

Если родители внимательно относились к питанию своего малыша на 1-м году его жизни, приучили его к определенному режиму, то и в питании ребенка более старшего возраста у них не возникнет особых затруднений. В питании детей большую роль играют режимные моменты. Прием пищи у детей старшего возраста, как и у малышей, должен производиться в установленные часы с определенными интервалами.

До 1,5 лет ребенка можно кормить 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Многие дети в этом возрасте сами отказываются от пятого кормления. Детям ослабленным и с плохим аппетитом следует постараться сохранить пятое кормление в виде кефира или молока. В возрасте 1 года 6 месяцев и старше, как правило, ребенок должен получать питание 4 раза в сутки, всегда в одни и те же часы. Важно, чтобы от кормления до кормления желудок успевал освободиться от пищи (в среднем через 4 часа). В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды и фруктовые соки следует давать во время основного питания.

Если у ребенка нет четкого режима дня, он ест на ходу, между основными приемами пищи, это приводит к снижению аппетита. Вредным является и более редкое питание.

В течение первого года жизни ребенка постепенно приучают к новым продуктам (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, овощи, крупы). Такое постепенное введение в питание ребенка ряда продуктов стимулирует отделение пищеварительных соков. В результате этого переваривающая способность желудочно-кишечного тракта к возрасту 1 года достигает значительного совершенства и набор продуктов, который можно использовать в их питании, становится еще более разнообразным.

С начала второго года жизни в питание детей можно включать молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядину, телятину, нежирную свинину), курицу, печень, мозги, нежирные сорта рыбы, различные крупы, муку и изделия из нее, сахар. Крайне важно, чтобы в меню входили разнообразные овощи, фрукты, ягоды, как подвергнутые кулинарной обработке, так и в свежем виде.

В Институте питания АМН СССР путем специальных расчетов составлены примерные суточные наборы продуктов для детей различных возрастов, при использовании которых можно покрыть потребность детского организма во всех необходимых веществах (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

Ниже приводятся эти наборы продуктов с тем, чтобы каждая мать могла проверить насколько правильно питается ее ребенок, в достаточном ли количестве он получает те или иные продукты. Часто приходится наблюдать, что излишек одних каких-либо продуктов в питании ребенка ведет к недостаточному использованию других, не менее ценных.

Набор продуктов, подлежащих обязательному включению в рацион детей от 1 года до 5 лет
Продукты 1-1,5 года 1,5- 3 года 3-5 лет
Хлеб пшеничный 40 70 100
Хлеб ржаной 10 30 30
Крупа, макаронные изделия, бобовые 25 35 40
Картофель 100 150 200
Овощи разные 100 150 200
Сахар и сладости 70 70 70
Мясо 55 60 75
Рыба 5 10 20
Яйцо 1/4 шт. 1/2 шт. 1/2 шт.
Масло сливочное 15 18 25
Масло растительное - 2 5
Молоко 700 700 600
Творог 35 35 45
Сливки 10 - -
Сметана - 5 10
Сыр 3 5 5

В суточных наборах продуктов не указывается количество фруктов, так как эго связано с сезоном года и материальными возможностями семьи.

Такие продукты, как молоко, масло, сахар, хлеб, овощи, крупы, включаются в питание ежедневно, а творог, сыр, сметана, яйца могут употребляться не каждый день. Пусть родителей не смущает, что суточная норма сыра, сметаны, икры для детей до 3 лет составляет 5 г. Эти продукты нет необходимости давать ежедневно, а можно ограничиться их использованием 2-3 раза в неделю, но в удвоенном или утроенном количестве. В этом возрасте полагается 1/2 яйца в день, целесообразно дать одно яйцо через день. Сыр можно дать примерно 3 раза в неделю по кусочку на хлеб в виде бутерброда и т. д.

Желательно, чтобы из сладостей употребляли варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, мед, сухое печенье и только с 2-3-летнего возраста можно разрешить в ограниченном количестве шоколадные конфеты и шоколад. Примерно 1/4 потребности в углеводах должна покрываться за счет хлеба и мучных изделий, крупы, картофеля, овощей и фруктов.

Жиры в пищевом рационе должны быть представлены главным образом жиром молока (масло, сливки). Необходимо, чтобы в рацион входило растительное масло. Сало, говяжий и бараний жир в питании детей раннего возраста использовать не следует.

Детям старше 2 лет можно разрешить употреблять в питание свежую вареную колбасу, сосиски, нежирную ветчину. Консервы, маринады, копчения детям раннего возраста давать не следует.

Важно, чтобы дети во все возрастные периоды получали необходимое количество молока и молочных продуктов. Дети до 5 лет должны получать в день около 600 мл, а старше 5 лет не менее 500 мл.

Недопустимо давать ребенку молоко вместо воды при жажде, так как это портит аппетит. Избыточное употребление молока приводит к отказу от другой пищи.

При составлении меню необходимо руководствоваться следующим построением питания. На завтрак можно давать разнообразные каши, овощи, яйца, творог и блюда из него, кусочек мяса или рыбы с гарниром, бутерброды. Как жидкое блюдо чаще употребляется кофе (не натуральное), но можно молоко, чай с молоком, изредка какао. Обед должен состоять из супа (мясного, овощного или молочного), второго блюда (мясного или рыбного, с гарниром), в отдельных случаях могут быть изделия из творога, пудинги, запеканки, лапшевники, крупяники и т. д.

На сладкое блюдо даются кисель, компот, мусс, свежие фрукты или ягоды. Желательно, чтобы перед первым блюдом была закуска в виде винегрета, салата из сырых и вареных овощей. На полдник рекомендуется давать жидкое блюдо, чаще всего простоквашу, молоко, компот или чай с различными изделиями из теста, печеньем, фрукты. Ужин строится по принципу завтрака, если утром было крупяное блюдо, вечером дети могут получить различно приготовленные овощи.

Важно, чтобы продукты, богатые белком и экстрактивными веществами, возбуждающими нервную систему (мясо, рыба, бобовые), употреблялись в питании в первую половину дня (завтрак, обед); на ужин следует использовать молочные, крупяные и овощные блюда.

Установлено, что усвоение пищи происходит более полно и с меньшей затратой энергии, если питание ребенка не будет односторонним не только в течение дня, во время каждого его приема.

Например, если мать решила приготовить на ужин кашу, то запивать ее следует не киселем, а молоком, и хорошо, если в этот же прием пищи ребенок получит бутерброд с сыром.

Таким образом, блюдо, богатое углеводами (каша), будет сочетаться с продуктами, богатыми белком и содержащими жир (молоко, сыр).

Во время каждого кормления обязательным условием является наличие горячих блюд, так как еда всухомятку нарушает процессы пищеварения.

Известную роль в процессе пищеварения играет и температура получаемого питания. Теплая пища, температура которой равна температуре тела, переходит в кишечник быстрее, чем горячая или холодная.

Количество пищи, полагающейся детям в зависимости от возраста
1-1,5 года 1,5- 3 года 3-5 лет
Завтрак
Каша, овощное блюдо 150 200 200
Кофе с молоком 150 150 150
Обед
Суп 100 150 150
Пюре мясное / Котлета 50 50
Мясо отварное, жареное 70
Гарнир (овощи или каша) 50 60 80
Кисель / Компот 100 100 150
Полдник
Молоко, кефир, чай 150 150 200
Творог 30 30 50
Фруктовое пюре 50 - -
Фрукты - 100 100
Ужин
Крупяное или овощное блюдо 150 200 200
Кефир, молоко \ Чай с молоком 150 150 150

В меню необходимо включать такое количество жидкости, чтобы по возможности обеспечить потребность растущего организма в воде (молоко, чай, кофе, суп, кисель, компот). Большей частью жидкое блюдо дают вместе с плотной пищей. При правильно построенном питании дети не должны испытывать жажду и это исключает беспорядочное питье в остальное время. В жаркую погоду потребность в воде может увеличиться. При пониженном слюноотделении можно перед едой или во время еды дать ребенку небольшое количество кипяченой воды.

Питание в течение дня обычно распределяется неравномерно. Наиболее калорийным является обед, он составляет в среднем 30-35% от суточного рациона, полдник - 15-20% и остальные 50% калорийности всего рациона делятся поровну на утренний завтрак и ужин.

Для детей различного возраста существуют определенные объемы питания, установленные в течение многих лет практическими наблюдениями и научными исследованиями. Это значит, что для большинства детей эти объемы соответствуют их потребности, но в отдельных случаях могут быть отклонения.

Если ребенок получит очень калорийное блюдо, которое удовлетворит его потребность в пищевых веществах, но будет иметь небольшой объем, ему снова скоро захочется есть. Для правильного питания ребенка важно не только то, чтобы он получил все необходимые ему питательные вещества, но и вызвать чувство насыщения, в известной мере связанное с объемом пищи. Поэтому калорийную творожную запеканку дают с киселем или фруктовым пюре или к яйцу добавляют винегрет и т. д.

Длительность чувства насыщения имеет известное значение и для других режимных моментов, например, если ребенок сыт, он спокойно играет, а школьник работоспособен. С другой стороны, чрезмерно большой объем порций снижает аппетит, нарушает нормальную функцию пищеварительных органов, ухудшает усвоение пищи.

Крайне важно, чтобы ребенок привык пережевывать пищу. Дети в возрасте до 1,5-2 лет недостаточно хорошо пережевывают пищу, так как первые зубы являются резцами, в основном приспособленными для откусывания. Поэтому до 1,5 лет дети получают пищу, механически обработанную (мясо в виде паровых котлет, фрикаделек, овощи в виде пюре или хорошо разваренные, каши тоже хорошо разваренные). Данная обработка пищи способствует более легкому ее усвоению и в то же время более плотные по составу блюда (мясные фрикадельки, паровые котлеты, черствый хлеб, печенье) постепенно приучают детей к более грубой пище. Иногда встречаются дети в возрасте 1,5-2 лет, которых не приучили к жеванию, и они отказываются от твердой пищи, а у некоторых даже маленькие комочки пищи вызывают рвоту. Начиная с 2-летнего возраста, овощи можно готовить тушеными, поджаренными и мелко нарубленными (салат, винегрет). После 3 лет мясо дают отварное, тушеное, жареное мелкими кусочками.

При приготовлении пищи для детей нельзя употреблять пряности. В качестве приправ очень полезно использовать зелень, овощи, фрукты, лук, чеснок, грибы.

Крайне важно постепенно, но в то же время терпеливо и настойчиво приучать малыша к новому виду пищи. Особенно это относится к блюдам из овощей и творога. В отдельных случаях нелюбимые овощи приходится маскировать (например, морковные котлеты готовят с клюквенной подливой и др.).

При разнообразном и полноценном питании с достаточным количеством овощей и фруктов потребность в витаминах полностью покрывается. Но в весеннее время, когда прошлогодние овощи и фрукты теряют значительную часть содержащихся в них витаминов, витамины необходимо давать ребенку в виде готовых аптечных препаратов (предварительно посоветовавшись с врачом о необходимой дозировке). Крайне желательно, чтобы дети старше 1 года продолжали получать рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А.

Рыбий жир следует принимать не вначале, а в конце еды, перед сладким.

Для правильного усвоения пищи большое значение имеет работа пищеварительных желез, поэтому очень важно создать условия, благоприятствующие их работе.

Пищу для ребенка нужно приготовить так, чтобы ее вид, запах и вкус вызывали аппетит. При плохом внешнем виде пищи, неприятном запахе выделение пищеварительных соков затормаживается.

Большое значение для сохранения аппетита имеет правильная организация других режимных моментов. Например, у возбудимых детей после шумных увлекательных игр снижается секреция пищеварительных соков. Поэтому перед приемом пищи следует устраивать спокойную паузу.

Детей следует приучать к аккуратности, мытье рук перед едой должно войти у них в правило. Во время еды за столом каждый ребенок должен иметь свое постоянное место.

Детей старше 1 года следует приучать есть самостоятельно, для этого в руки ребенка дают ложку, а мать в это время кормит его другой ложкой. Самостоятельная еда способствует улучшению аппетита, ребенка при этом интересует процедура еды. Если ребенок развлекается во время еды, ест, не замечая, что ему дают, то пищеварительных соков выделится очень мало и после приема пищи она долго будет задерживаться в желудке. Во время еды нельзя ни развлекать, ни уговаривать ребенка, а тем более угрожать или наказывать. Чрезмерное возбуждение и оживленные разговоры во время еды также мешают нормальному пищеварению.

Нельзя ставить одновременно на стол всю полагающуюся в данное время еду. Пока не съедено первое блюдо не рекомендуется подавать второе, а тем более третье. Не следует приучать ребенка к остаткам, на детскую тарелочку необходимо положить только то количество пищи, которое ему полагается. Если ребенок отказывается от еды из-за капризов, спокойно оставьте тарелку с едой и накормите его в следующее положенное время. Не задавайте ребенку вопросов, будет ли он есть то или иное блюдо, не высказывайте к этому блюду отрицательного отношения. Иногда разговаривая между собой, взрослые отмечают, что они не любят то или иное кушанье, этого бывает достаточно, чтобы ребенок тоже перестал его есть.

Нельзя допускать, чтобы дети ели неряшливо, наспех, плохо пережевывая пищу. Необходимо приучать ребенка есть не торопясь, но и не отвлекаясь. Длительное пребывание детей за столом (больше 30 минут) не рекомендуется.

Правильно организованное полноценное питание должно сочетаться с соблюдением режима дня, повседневным использованием естественных факторов природы - воды, воздуха, света, занятиями физкультурой, спортом, педагогическим воспитанием.

Вашему малышу исполнился 1 год. Возникает естественный вопрос: не пора ли приобщить егок общему «взрослому» столу? Можно ли давать ребёнку сосиски, варёную колбасу, творожные сырки, обжаренные котлетки, блинчики, омлет? Это самые распространённые вопросы, которые родители задают врачу-педиатру. Попробуем ответить.

Пища малыша с возрастом все больше приближается к пище взрослых, однако, его еще нельзя сажать за общий семейный стол.

С 1 года до 1,5 лет частота кормлений составляет пять раз в сутки. Пюре, полужидкие блюда постепенно заменяются более плотными. Давать их нужно с ложечки. Пользоваться соской, тщательно измельчать пищу блендером в этом возрасте вредно - может выработаться привычка к приему жидкой пищи.

Главные требования к питанию ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Очень полезно комбинировать виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребенок должен получать ежедневно. Сыр, творог, сметану, рыбу, яйца, крупы дают несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы.

Суточный объем пищи для детей до полутора лет равен примерно 1200 г, от полутора до двух - 1300 г, на третьем году - около 1500 г, то есть на один прием при пятиразовом кормлении в возрасте до полутора лет - 240-250 г, при четырехразовом кормлении в возрасте от полутора до двух - около 300 г, а на третьем - 350-370 г.

На первом месте в питании ребенка остаются молоко и молочные продукты (300-600 г в сутки с учетом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд).

Молоко не должно использоваться для утоления жажды. Излишнее количество молока снижает аппетит, появляются запоры, метеоризм (вздутие животика).

Полезны детям и кисломолочные продукты, особенно кефир , в составе которого легко перевариваемый (ферментированный) белок. Содержащиеся в кефире молочная кислота, углекислый газ, витамины и ферменты благоприятно действуют на аппетит, нервную систему. Ребенок должен ежедневно получать около 200 г кефира.

В питании детей этого возраста обязателен творог , который лучше готовить в домашних условиях. Детям после двух с половиной лет можно давать творог, сырки и творожную массу из магазина. Однако более 70-90 г в день ребенку 1-3 лет его давать не надо.

Неострый и нежирный сыр (по типу немецкого «Ольтерман») детям на втором году жизни используют для бутербродов или посыпают тёртым сыром макаронные изделия. Суточная норма сыра - 3 г. Исходя из недельной нормы (21 г), его включают в меню ребенка два раза в неделю.

Обязательный продукт детского питания - куриные и перепелиныеяйца . Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Сырые яйца детям противопоказаны. Суточная норма - 1/2 яйца. С 1,5 лет в питание детей можно включать паровой омлет из 1 яйца – 2 раза в неделю.

Ежедневно ребенок должен получать мясо . Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также индейку и мясо кролика. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше.

Из мяса (суточная норма до трех лет - 80-100 г) варят бульон, готовят вторые блюда к обеду. Ребенку до двух лет мясные блюда (суфле, фрикадельки, паровые котлеты) делают из фарша. На третьем году можно давать тушеное мясо, нарезанное небольшими кусочками. При тушении оно получается наиболее мягким, сочным, вкусным и, главное, легко переваривается. Очень полезна ребенку печень. Она богата высококачественными и легкоусвояемыми белками, животным крахмалом, веществами, стимулирующими кроветворение и пищеварение, минеральными солями, витаминами. Детям до двух лет лучше давать ее в виде паштета, старшим - тушить. С мясными блюдами хорошо сочетаются неострые густые соусы, подливы.

Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей второго года жизни не включаются. На третьем году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта вареных колбас («Докторская», «Молочная», «Останкинская», «Прима» и др.), постные сорта вареной ветчины. Однако увлекаться ими не следует. Блюда, приготовленные из мяса в домашних условиях, для детей и полезнее, и вкуснее. Гарниры к мясным блюдам готовятся овощные, так как экстрактивные вещества, содержащиеся в овощах, улучшают пищеварение.

Вместо мяса несколько раз в неделю нужно давать рыбу . Суточная ее норма - 25 г. Для приготовления блюд можно пользоваться недельной нормой (175 г), распределив ее на несколько приемов. Лучше употреблять рыбное филе или рыбу без мелких костей. Лучше использовать морскую белую рыбу: треску, хек, окунь и др. Форель, кету и горбушу детям, склонным к аллергии надо давать с осторожностью.Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком. После двух лет можно изредка давать в первой половине дня или перед обедом в качестве закуски вымоченную и обработанную сельдь с гарниром.

Растительное масло ( суточная норма 6 г) желательно использовать в сыром виде, добавляя овощное пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной (суточная норма 10 г) и сливочным маслом (суточная норма 17 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка.

Фрукты, ягоды и большинство овощей повышают обмен веществ и помогают избавиться от излишней жидкости. Продукты, богатые крахмалом (крупы, макаронные изделия, мука, отчасти картофель), наоборот несколько замедляют обмен веществ и задерживают жидкость в организме. Поэтому нельзя сводить овощные пюре только к картофельным. Суточная норма картофеля для детей этого возраста 150 г (примерно две картофелины среднего размера), других овощей - 200 г.

Можно готовить или сложные овощные пюре ежедневно, или более простые, но разные по дням недели. В набор овощей включают белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, репчатый лук. В летнее время добавляют редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу, квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры неравноценны свежим и могут применяться в зимнее время в ограниченном количестве.

Каши - очень сытное блюдо детского питания, их не стоит давать больше одного раза в день. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Масло кладут в уже снятую с огня кашу.

Блюда из макаронных изделий включаются в рацион ребенка 2-3 раза в неделю.

На третьем году жизни детей можно кормить блюдами из муки (блины, блинчики, оладьи), но не чаще 1 раза в неделю, так как это – очень тяжёлая пища для желудка.

В любое время года ребенок обязательно должен есть свежие фрукты . Их суточная норма 150 -200 г.

Обед - наиболее сложное кормление, состоящее из различных блюд. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов, которые хорошо возбуждают аппетит.

Для салатов лучше всего использовать сырую тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т. д. Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом или сметаной. В салаты желательно добавлять мелко нарезанную зелень. Майонез не разрешается использовать для детского питания.

Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус, другие специи).

Второе блюдо готовят обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже - из творога и яиц.

Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, иногда - киселя с натуральным фруктовым или ягодным соком. В летнее-осенний период детям после двух лет можно предложить кусочек арбуза или дыни.

Хлеба дается 100-150 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), лишь в обед можно съесть кусочек черного (30 г). Нужно избегать сдобных хлебобулочных изделий, пирогов, изделий из песочного теста.

Суточная норма кондитерских изделий - 10 г. Это может быть детское печенье, которое лучше дать с соком или кефиром.

Во избежание перекусов, и, как следствия, низкого аппетита, не советую держать в открытом доступе различное печенье, пряники, а тем более, конфеты.

Рациональное питание детей - важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие, адекватную имму- нологическую реактивность. Ребёнок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

Вскармливание ребёнка первого года жизни

В зависимости от того, получает ли ребёнок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Естественное вскармливание - питание детей грудного возраста материнским молоком с последующим введением прикорма с 4,5-6 мес. Содержание грудного молока в суточном рационе ребёнка составляет не менее 4/5.

Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как по количественному и качественному составу грудное молоко оптимально покрывает все потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и т.д. В первые 5 дней после родов из молочной железы родильницы выделяется молозиво, имеющее более высокую энергетическую ценность, чем грудное молоко, секретируемое в последующем. В молозиве больше белков, фосфора, кальция, витаминов А и Е, меньше жиров.

Наиболее важные преимущества грудного молока

По антигенным свойствам грудное молоко (в отличие от коровьего) менее чужеродно для ребёнка. Структура материнского молока, особенно молозива, близка белкам клеток ребёнка.

В грудном молоке преобладают мелкодисперсные белки (альбумины), размеры частиц казеина в несколько раз меньше, чем в коровьем, благодаря чему при створаживании в желудке образуются более нежные, легко перевариваемые хлопья. Состав грудного молока наиболее оптимально соответствует потребностям ребёнка. Общее количество белка в грудном молоке меньше, чем в коровьем. Поэтому при искусственном вскармливании возникает белковая перегрузка.

Грудное молоко (особенно молозиво) богато Ig. IgA играют важную роль в местном иммунитете ЖКТ новорождённых. IgG, попавшие в организм ребёнка, обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний. Кроме того, грудное молоко содержит факторы специфической и неспецифической резистентности.

Грудное молоко содержит оптимальный набор ферментов, витаминов и других необходимых ребёнку компонентов.

Концентрация жиров в грудном и коровьем молоке практически одинакова, но качественный состав различен: грудное молоко содержит в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, служащих необходимыми компонентами фосфолипидов и входящих в состав клеточных мембран. Расщепление жира в желудке у грудных детей начинается под влиянием липазы грудного молока.

Грудное молоко содержит большое количество углеводов (β-лактозы), в состав коровьего входит α-лактоза. β-Лактоза медленнее всасывается в кишечнике ребёнка, поэтому достигает толстой кишки, где вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры (преимущественно бифидобактерий), подавляющей размножение патогенных микроорганизмов и кишечной палочки.

Грудное молоко богато различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую активность ферментов у ребёнка и обеспечивает усвоение довольно большого объёма пищи.

Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но их соотношение наиболее физиологично для грудного ребёнка, усваиваются они намного лучше. Поэтому у детей, находящихся на естественном вскармливании, рахит развивается реже. Содержание таких элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и селен, в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребёнка.

При естественном вскармливании формируется психологическая связь между матерью и ребёнком, развиваются родительские чувства. Таким образом, отказ от естественного вскармливания - грубое

нарушение сложившейся в эволюции биологической цепи «беремен-

ность-роды-лактация». Грудное молоко - «золотой стандарт» питания младенца.

Гипогалактия

Основная причина отказа от естественного вскармливания - гипогалактия, т.е. секреторная недостаточность молочных желёз. Выделяют первичную и вторичную гипогалактию.

Первичная гипогалактия развивается вследствие нейроэндокринных нарушений, её наблюдают у 5-8% женщин.

В подавляющем большинстве случаев гипогалактия бывает вторичной, развившейся из-за отрицательного воздействия на организм матери комплекса биологических, медицинских, социальных, психологических и экономических факторов. Ведущая роль принадлежит социальным факторам и причинам ятрогенного характера.

По данным ВОЗ, только 1% женщин не способны кормить детей грудью. В нашей стране более 10% матерей не кормят ребёнка грудью с рождения. К 6 мес на естественном вскармливании остаются менее трети детей, причём около 66% матерей начинают самостоятельно вводить докорм с 2 нед жизни ребёнка. Основные причины гипогалактии следующие.

Недостаточная мотивация кормления грудью у беременной.

Для активной пропаганды естественного вскармливания необходимо тесное сотрудничество акушерской и педиатрической служб. Следует воспитывать положительную мотивацию грудного вскармливания среди беременных. Родителям необходимо знать о преимуществах естественного вскармливания для ребёнка и благоприятном влиянии его на здоровье женщины. Не следует забывать и о контрацептивном эффекте грудного вскармливания, что связано с ингибирующим действием пролактина на овуляцию. При лактационной аменорее и исключительно грудном вскармливании риск забеременеть в первые 6 мес после родов составляет 2-5%. Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребёнка к груди.

Нередко у женщин возникают «лактационные кризы», обычная их периодичность - около 1,5 мес, длительность - 3-4 дня (реже 6-8 дней). В это время необходимо увеличить число кормлений. Недопустимо сразу же докармливать смесями.

Иногда даже при достаточном наполнении молочных желёз может возникнуть «голодное» беспокойство ребёнка из-за ступен- чатого увеличения его энергетической потребности в силу роста

двигательной активности. Это наиболее типично в 3, 6 нед, 3, 7, 11 и 12 мес. Как правило, в большинстве случаев повышенная сосательная активность ребёнка приводит к увеличению объёма лактации.

Даже в жаркую погоду не нужно поить ребёнка водой - грудное молоко на 80% состоит из воды и поэтому утолит его жажду. При допаивании у него возникает ложное чувство насыщения, что угнетает сосательный рефлекс.

Нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая и психическая нагрузка, недостаточный сон) снижают лактацию.

Прочие причины (нарушение режима питания, различные заболевания, возраст кормящей женщины) играют незначительную роль в развитии гипогалактии.

Питание кормящей матери больше влияет на качественный состав молока, чем на его количество.

Заболевания матери угнетают лактацию. Однако, если женщина ещё во время беременности была настроена на кормление гру- дью, лактация у неё нередко сохраняется на удовлетворительном уровне.

Во всех странах реже всего кормят грудью слишком молодые и пожилые матери. У пожилых это объясняют биологическими причинами, у молодых - социальными и психологическими (отсутствие планирования семьи, часто случайное зачатие, отсутствие настроя на кормление грудью во время беременности и т.д.).

Коррекция гипогалактии. Необходимо перевести ребёнка на более частое кормление. Для стимуляции лактации можно назначить матери специализированные продукты, никотиновую кислроту, витамин Е, УФО, УВЧ, ультразвук, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Эффективен массаж молочной железы перед кормлением (продольные движения от основания железы к соску). Также применяют фитотерапию. Следует, впрочем, учитывать, что ЛС оказывают меньший эффект, чем методы физиологической стимуляции лактации.

Расчёт необходимого объёма пищи

Расчёт проводят, как правило, только при искусственном вскармливании и введении прикорма. Наиболее простой способ подсчёта суточного количества молока, необходимого новорождённому в первые 9 дней жизни, следующий: его возраст (в днях) умножают на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более 3200 г). С 10-го по 14-й день необходимый суточный объём молока остаётся неизменным (как для 9-дневного ребёнка).

С 2-недельного возраста необходимое количество молока вычисляют с учётом суточной потребности в энергии (в калориях) на килограмм массы тела или объёмным методом, когда необходимый объём пищи составляет определённую долю массы тела ребёнка.

Калорийный (энергетический) способ расчёта: в 1-ю и 2-ю четверти первого года жизни ребёнку необходимо 115 ккал/кг/сут, в 3-ю - 110 ккал/кг/сут, в 4-ю - 100 ккал/кг/сут. Зная возраст и массу тела ребёнка, рассчитывают количество молока, необходимого ребёнку в сутки (X). Например, ребёнок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 460 ккал/сут; 1 л грудного молока и большинство смесей содержит около 700 ккал, следовательно:

X = (460 x 1000) + 700 = 660 мл

Эксперты ВОЗ считают, что в современных рекомендациях энергетическая потребность грудного ребёнка в энергии, возможно, завышена на 15-30%, особенно после 3 мес жизни. По их данным, в возрасте 4-10 мес потребление энергии на 1 кг массы тела должно составлять 95-100 ккал.

Объёмный способ расчёта (табл. 3-1) более прост, но менее точен. Например, ребёнку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг необходимо 600 мл грудного молока в сутки (1/5 от 4 кг), т.е. нет полного совпадения с расчётом по калорийности. Все варианты расчёта позволяют лишь приблизительно определить необходимый объём питания. Суточный объём пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл (не учитывают соки и фруктовое пюре).

Качественный состав пищи

Соотношение между основными пищевыми ингредиентами (белками, жирами, углеводами) до введения прикорма должно составлять 1:3:6, после введения прикорма - 1:2:4. До 4-6 мес потребность в белках составляет 2-2,5 г/кг, жирах - 6,5 г/кг, углеводах - 13 г/кг, а после введения прикорма соответственно 3-3,5 г/кг, 6-6,5 г/кг и 13 г/кг.

Режим питания

Режим питания устанавливают в зависимости от возраста ребён- ка, его индивидуальных особенностей и количества молока у матери. В первые 3-4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят 7 раз в сутки, т.е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом (это правило касается преимущественно детей, находящихся на искусственном вскармливании). Если ребёнок выдерживает более длительные перерывы между кормлениями, его переводят на 6-разовое и 5-разовое кормление. С 4,5-5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки, пос- ле 9 мес - 4-5 раз в сутки.

Прикорм

К 4-6 мес жизни кормление только грудным молоком уже не может удовлетворить потребности организма ребёнка в питательных веществах, поэтому с этого возраста начинают вводить прикорм (табл. 3-2).

Таблица 3-2. Сроки введения и виды прикорма

Прикорм - введение новой пищи, более концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей одно грудное кормление. Прикорм необходим:

Для покрытия возникающего к этому возрасту из-за бурного роста дефицита энергии, белков, жиров, микронутриентов;

Для введения в питание растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах;

Для приёма более плотной пищи, необходимой для дальнейшего развития ЖКТ ребёнка.

К блюдам прикорма относят соки, фруктовое и овощное пюре, каши, творог, желток, мясное пюре, мясорастительные консервы, ке- фир, коровье молоко.

Главное правило прикорма - использовать блюда промышленного изготовления. Они гарантируют качество и безопасность для грудного ребёнка в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Их достоинством является гомогенизация (приготовление под давлением 200 атм), что позволяет измельчить пищевые волокна и значительно

увеличить поверхность контакта пищевых частиц с ферментами и тем самым ускорить переваривание пищевых веществ, длительный срок хранения, обеспечение потребности детей в широком ассортименте различных продуктов в течение всего года независимо от сезона, быстрота приготовления, и, самое главное, они обогащены всеми необходимыми для бурно растущего организма ребёнка микронутриентами. Как правило, дети с аллергической настроенностью переносят их лучше, чем продукты домашнего изготовления.

В нашей стране традиционно рекомендуют начинать прикорм с яблочного сока после 3 мес. Остальные соки вводят позже, не ранее 4-6 мес (суточный объём сока - возраст в мес, умноженный на 10). Рекомендации по назначению соков и фруктовых пюре при достаточной лактации у матери, её полноценном питании (в первую очередь речь идёт о приёме ею витаминно-минерального комплекса), неустойчивом стуле ребёнка, его аллергической настроенности не должны быть излишне категоричными. Соки прежде всего в данном возрасте следует рассматривать не как поставщик питательных веществ, а как стимулятор деятельности ЖКТ. Вполне допустимо их более позднее введение. В начале введения прикорма грудное молоко остаётся главным источником не только энергии, пищевых веществ, но и жидкости. В этот период никакие другие жидкости не нужны. В некоторых странах педиатры рекомендуют вводить соки в то время, когда ребёнок начинает получать мясо (не ранее 6 мес). Если мать готовит соки самостоятельно, их лучше разводить водой в соотношении 1:1. Но соки домашнего изготовления покрывают всего несколько процентов потребности ребёнка в витаминах.

Фруктовое пюре назначают через 2-3 нед после введения соков (объём такой же, как и для соков). Соки и фруктовое пюре дают непосредственно до или после кормления, иногда в промежутках между ними.

С 4,5-6 мес вводят овощное пюре или кашу. Обычно начинают с овощного пюре. Для снижения риска аллергизации вначале ребён- ку дают пюре, приготовленное из одного вида овощей (кабачок, тыква, капуста цветная, брокколи, морковь, позднее - картофель, шпинат, зелёная фасоль, свёкла, зеленый горошек), с постепенным переходом к смеси овощей. Суточный объём - 100 г. При склонности к запорам, избыточной массе тела можно увеличить суточную дозу овощного пюре до 200 г (в один или два приёма). Овощные пюре промышленного изготовления в зависимости от степени измельчения бывают 1-й ступени - гомогенизированные (для детей до 5 мес); 2-й ступени - в виде пюре (для детей 6-

9 мес); 3-й ступени - крупноизмельчённые (для детей 9-12 мес). Через 3-4 недели назначают молочную кашу - гречневую, ку- курузную, рисовую на основе молочных адаптированных смесей. Для разведения безмолочных каш лучше использовать грудное молоко или адаптированную смесь, а не цельное коровье молоко. Суточный объём каши - приблизительно 200 г. Такие каши, как овсяная, ячменная, манная, вводят позже, поскольку в этих крупах содержится глютен, который не всегда хорошо переносится грудными детьми. Если у ребёнка недостаточная масса тела, неустойчивый стул, склонность к срыгиваниям, лучше начать не с овощного пюре, а с молочных каш.

Творог вводят детям с 6-7 мес в количестве 10-50 г. Вначале его смешивают с небольшим количеством грудного молока. Предпочтительнее использовать фруктовые или фруктово-овощные пюре с творогом.

Масло (растительное, сливочное, топлёное) добавляют в блюда прикорма домашнего приготовления с 5-6 мес по 3-6 г в день. К овощным пюре и кашам промышленного производства масло не добавляют.

Мясо рекомендуют вводить с 7 мес, вначале в виде мясорастительных консервов (содержание мяса - приблизительно 10%); позднее можно вводить чисто мясные консервы (пюре на разной основе - 100-200 г в день, чисто мясные пюре - 60-70 г). Мясные бульоны для питания детей грудного возраста не используют.

Рыбные консервы (с овощами, кашей) вводят с 8-9 мес 1-2 раза в неделю вместо мясного прикорма.

Детские сухарики, галеты, печенье, обогащённые микронутриентами, в меню ребёнка вводят с 8 мес.

В настоящее время не рекомендуют использовать для питания детей грудного возраста цельное коровье/козье молоко. Вместо него желательно использовать специальное детское молоко, обогащённое микронутриентами, или частично адаптированные молочные смеси («переходные» смеси), в которых уменьшено количество белка и оптимизирован состав жирных кислот.

Ошибки при естественном вскармливании

При естественном вскармливании наиболее распространены следующие ошибки.

Позднее первое прикладывание к груди.

Излишняя регламентация грудного вскармливания.

Прекращение грудного вскармливания при транзиторной лактазной недостаточности.

Прекращение грудного вскармливания из-за приёма матерью любых лекарственных средств.

Отказ от кормления из здоровой груди при мастите.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Искусственным называют вскармливание детей грудного возраста заменителями грудного молока - специальными смесями, приготовленными чаще всего из коровьего молока.

В настоящее время при искусственном и смешанном вскармливании рекомендуется использование адаптированных молочных смесей, максимально приближенных по составу к грудному молоку. Предварительная обработка коровьего молока для получения адаптированных смесей направлена в первую очередь на снижение содержания в нём белка. В смесях по сравнению с необработанным коровьим молоком увеличено количество незаменимых жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Пищевая ценность адаптированных смесей приближается к женскому молоку, поэтому правила вскармливания ими близки к таковым при кормлении грудью (тот же расчёт по энер- гетической ценности, то же количество кормлений в сутки, те же сроки введения прикорма).

Молочные смеси подразделяются на «начальные» или «стартовые», предназначенные для вскармливания детей первых 4-6 мес жизни и «последующие» - для детей 2-го полугодия жизни. Существуют также смеси, которые могут использоваться на протяжении всего 1-го года жизни ребёнка.

Лечебные смеси

В последние годы появились смеси для лечебного питания. Основа их может быть разной - молоко, соя, гидролизаты белка. Их условно можно разделить на профилактические, лечебно-профилактические и лечебные.

Профилактические смеси применяют при лёгких формах пищевой аллергии. К ним относят смеси на козьем молоке, которое в значи-

тельной степени сходно с коровьим, но отличается по антигенной структуре. При отсутствии эффекта от смесей на козьем молоке или при их недоступности используют адаптированные кисломолочные смеси, которыми рекомендуют заменять не более 50% суточного объёма пищи. Кисломолочные смеси обладают меньшим аллергизирующим действием (по сравнению с пресными смесями), кроме того, они оказывают антиинфекционное действие, нормализуют моторику кишечника и стул ребёнка. Тем не менее кисломолочные продукты раздражают слизистую ЖКТ, поэтому в первые дни жизни, особенно у недоношенных, они могут вызывать эзофагит и усиливать срыгивания. Если ребёнку с пищевой аллергией 50% суточного объёма пищи заменили адаптированными кисломолочными смесями, то оставшиеся 50% лучше давать в виде физиологических пресных молочных смесей. При недостаточном эффекте от такого вида вскармливания можно перевести ребёнка временно только на кисломолочные продукты. При использовании кисломолочных смесей происходит частичное удаление белка коровьего молока из рациона ребёнка. Однако при более выраженной пищевой аллергии этого недостаточно. В этих ситуациях применяют лечебно-профилактические смеси. К ним относят безмолочные смеси на основе соевого белка (соевые смеси), а также специальные продукты на основе гидролизата молочного белка с низкой (частичной) степенью гидролиза. Несмотря на то что соевые смеси используют более 60 лет и каких-либо неблагоприятных последствий от их применения не зарегистрировано, следует учитывать, что соевый белок - растительный. Между тем на долю белков животного происхождения у детей первого года жизни должно приходиться не менее 90% от их общего количества. В настоящее время соевые смеси назначают не ранее 5-6 мес. По всей видимости, при пищевой аллергии и отсутствии эффекта от кисломолочных смесей лучше сразу переходить к смесям на основе гидролизата белка со слабой степенью гидролиза. При приёме этих смесей положительная динамика при среднетяжёлых формах пищевой аллергии наступает у 90% детей уже через 2-3 нед от начала их применения. Нередко рекомендуют использовать эти смеси длительно, не менее 3-6, иногда до 9 мес, тем не менее с учётом низкого содержания в них цельного животного белка целесообразно постепенно, но как можно раньше переходить на кисломолочные, а в дальнейшем и пресные физиологические смеси. Смеси с частичным гидролизом белка можно применять также для профилактики пищевой аллергии при переводе на смешанное или искусственное вскармливание детей из группы высокого риска с отягощённым аллергическим анамнезом.

При тяжёлых формах пищевой аллергии и отсутствии эффекта от применения вышеназванных смесей следует использовать смеси на основе высокой степени гидролиза (т.е. полного расщепления) белка. Эффект от них наступает, как правило, очень быстро, так как они практически лишены аллергенных свойств. В то же время в этих смесях практически нет цельного белка, длительное отсутствие которого у грудного ребёнка может привести к запаздыванию развития нервной системы. Они имеют горьковатый вкус, и некоторые дети отказываются от их приёма. Кроме того, отсутствие аллергенов в смесях на основе высокой степени гидролиза белка препятствует формированию пищевой толерантности у ребёнка, что не способствует снижению сенсибилизации и в дальнейшем. Наконец, они очень дороги. Поэтому после исчезновения симптомов заболевания нужно постепенно переводить ребёнка на лечебно-профилактические, затем профилактические и, наконец, физиологические смеси.

Ошибки при искусственном вскармливании

Слишком частые изменения в пище (замена одной смеси на другую).

Перевод ребёнка на другую смесь при малейшем ухудшении стула.

Назначение кисломолочных смесей в большом количестве, особенно недоношенным в первые дни жизни.

Перевод на лечебные (соевые, на основе гидролизата белка) смеси при незначительных проявлениях аллергии.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания продуктов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат.

К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хоро- шо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. Дифференцировка тканей печени и поджелудочной железы в раннем возрасте ещё не закончена, что требует должного подбора продуктов и их соответствующей кулинарной обработки. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. Блюда промышленного изготовления предпочтительнее.

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5- 4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжён- ной работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки.

Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Широко используют мясо и мясные продукты, которые содержат полноценные белки и жиры, в основном те же сорта, что и у грудных детей (свинина, мясо птицы, кролика, конина). При отсутствии аллергических реакций - телятина, говядина. Детям до 3 лет рекомендуют нежирные сорта рыб - треска, хек, судак, морской окунь.

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для созревания и функционирования центральной нервной системы, повышения иммунитета.

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат.

Для детского питания незаменимы молоко и молочные продукты. На втором году жизни вместо цельного коровьего молока целесооб- разно использовать частично адаптированные молочные смеси или специальное детское молоко, обогащённое витаминами и микроэлементами. Необходимое суточное количество молочных продуктов для детей 1-3 лет - 600 мл, в более старшем возрасте - 500 мл. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр. Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать широкий ассортимент круп (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов. Например, усвояемость белка мяса, хлеба, круп без овощей составляет 70%, а при использовании последних -

85%.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если их ассортимент достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно ухудшает состав микроэлементов.

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а после этого - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое корм-

ление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей (табл. 3-3).

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) включают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

Таблица 3-3. Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В это же время у детей и подростков в периоде

ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

Дети 2 —3-го года жизни могут выполнять более сложные и разнообразные комплексы гимнастических упражнений, но при этом важно помнить, что они еще не способны к большому и длительному мышечному напряжению: они легко утомляются, у них быстро пропадает желание выполнять упражнения. Поэтому родителям необходимо чаще менять упражнения, обязательно сочетать физическое воспитание с играми.

На втором году жизни интерес ребенка к окружающему миру возрастает, поэтому меняется содержание его игр, они производят большее впечатление на ребенка, дают ему много положительных эмоций. Игры нужно организовывать на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Место игр должно быть безопасным для ребенка, но в то же время хорошо, если на нем имеются естественные неровности, подъемы, спуски, предметы для обхода или перелезания. Это помогает развивать у малыша координацию движений, ловкость, смелость, уверенность и настойчивость.

Во время игры ребенок не должен перевозбуждаться, утомляться. От начала и до конца игрой должен руководить взрослый. Родителям нужно привлечь ребенка к активной игре, постоянно следить за тем, чтобы она включала элементы физического воспитания, способствовала совершенствованию основных двигательных навыков, в первую очередь ходьбы, бега, прыжков, лазания, развитию координационных движений. Хорошо, если в игре участвуют несколько детей одного или близкого с ним возраста. Групповые игры вызывают к себе большой интерес и позволяют использовать динамические упражнения, имеющие важное значение для общего развития ребенка.

На втором году жизни дети очень подвижны, много самостоятельно ходят, но походка у них еще несовершенна. Вначале ребенок мало устойчив, часто спотыкается и падает, у него плохо развито чувство равновесия. Во время ходьбы движения его неравномерны и нескоординированы. Ребенок вначале всегда пытается преодолевать участок быстрыми шагами, почти бегом, чтобы не упасть и, как правило, при этом отклоняется от заданного направления в ту или другую сторону. Ребенку, недавно начавшему ходить, родители должны помогать, но это не означает, что его нужно водить за руку и оберегать от возможности падений и неприятностей.

В период обучения ходьбе нужно предоставлять ребенку некоторую самостоятельность таким образом, чтобы он мог опираться руками на какой-нибудь движущийся предмет, например каталку, которую взрослый медленно передвигает в нужном направлении Постепенно ребенок научится самостоятельно возить каталку и ходить за ней. С этой же целью можно использовать гимнастическую палочку, один конец которой удерживает взрослый, другой — ребенок. Вначале длительность этих упражнений не превышает 1 мин. Для того чтобы выработан, у ребенка уверенность при ходьбе, взрослый должен отойти на расстояние не более 3—5 м и звать его к себе, показывая интересную игрушку.

Для совершенствования ходьбы в домашних условиях можно дать ребенку возможность ходить за мячом, перешагивать через лежащую палочку, обруч или переступать через кубики, лежащие на полу, с поддержкой и без нее, а также имитировать ходьбу некоторых животных или птиц, например, «как ходит косолапый мишка» (при этом ребенок должен ступать на внешний свод стопы), «как поднимает лапки аист» (ребенок высоко поднимает ноги) и т. д.

Как только ребенок начал самостоятельно ходить, нужно ввести в комплекс упражнения, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата стопы и предупреждающие развитие плоскостопия,— ходьбу по ребристой доске, в летнее время — ходьбу босиком по теплому песку. Для исключения возможных перегрузок на связочный аппарат стоп и предупреждения их деформации маленьким детям не разрешается прыгать с высоты.

Ребенок начинает бегать с 1,6 года, но развитие этого двигательного навыка тесно связано с индивидуальными характерологическими особенностями ребенка, его темпераментом. Более подвижные и активные дети часто бегают по собственному желанию, причем в быстром темпе, Мало подвижный ребенок, как правило, бегает в среднем или замедленном темпе и в большинстве случаев только по принуждению взрослых во время игры.

Бег имеет важное значение для здоровья ребенка: усиливает кровообращение и дыхание, укрепляет различные группы мышц, суставы и связки, способствует развитию быстроты и выносливости. Поэтому важно, чтобы ребенок, особенно малоподвижный, своевременно овладел разными видами бега; для этого ему нужно создать соответствующие условия, обучать основным элементам техники бега, организовывать игры и упражнения, включающие бег.

Очень важно подавать детям пример, принимая активное участие в физических упражнениях и играх. Например, предлагают: «будем бегать, как лошадка», взрослый берет концы двух палок с одной стороны, а ребенок — с другой (взрослый и ребенок стоят друг за другом) и начинают вдвоем бегать в течение 30 — 40 с.

Для этого можно использовать также игру «догони мяч, обруч»: взрослый отталкивает от себя один из указанных предметов и просит малыша догнать его. Можно это выполнять вместе: «кто быстрее догонит». Дети охотно бегают вокруг предметов; для этого нужно поставить стул или большую игрушку и дать возможность ребенку бегать вокруг них.

Родители должны следить за тем, как ребенок бегает, не опускает ли он низко голову, не наклоняет ли вперед туловище. Движения рук должны сочетаться с движениями ног.

Не менее важное значение для физического развития ребенка имеет овладение такими двигательными навыками, как прыжки, лазание и метание.

Большинство детей на втором году жизни самостоятельно обучаются прыжкам, охотно выполняют их, но у отдельных этот двигательный навык недостаточно развит и с трудом вырабатывается. Родители должны обращать на это внимание, поскольку прыжки способствуют развитию у ребенка ловкости, улучшают координацию движений.

Обучать ребенка прыжкам можно с помощью следующих упражнений.
1. Взрослый держит ребенка за кисти и определенными движениями заставляет его подпрыгивать на месте. Упражнение выполняется без поддержки.
2. Прыжки в длину через палочку или в обруч, лежащие на полу, отталкиваясь обеими ногами.
3. Прыжки двумя ногами вдоль лежащего коврика шириной 40 см и длиной 2 м.
4. Прыжки с невысокого стульчика на мягкую подстилку.

Все эти упражнения ребенок должен выполнять без особого наклона головы и туловища.

На первом году жизни у ребенка рано возникает потребность в ползании. Уже в 6 мес он умеет хорошо ползать. Лазанье способствует уменьшению нагрузки на позвоночный столб, оказывает благоприятное влияние на общее развитие.

Поэтому этот двигательный навык необходимо совершенствовать и в последующий период жизни ребенка с помощью следующих упражнений.


Рис. 80-83. Физические упражнения для детей старше одного года


1. Ползание на четвереньках по узкой дорожке, лежащей на полу.
2. Подползание под протянутую веревку (высота над полом — 25 — 30 см). Для этого взрослый показывает интересную игрушку по другую сторону веревки, и ребенок подползает под нее, выпрямляясь, достает игрушку. 4 — 5 раз.
3. Подползание под предмет — стол, стул (рис. 80).
4. Ползание через стоящий обруч (рис. 81).

5. Залезание на гимнастическую лесенку с помощью
взрослого (рис. 82).
6. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 83).
7. Влезание в ящик и вылезание из него (высота ящика — до колена).
8. Лазанье по стремянке.

У ребенка 2— 3-го года жизни важно развивать координацию движений, быстроту и ловкость. Этому способствует метание — бросание предметов вниз или в горизонтально расположенную цель. Для развития этого двигательного навыка ребенок бросает мяч в заданную цель вначале одной рукой, а затем двумя. Можно рекомендовать следующие упражнения с мячом.

1. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по маленькому мячу и поочередно бросает их вперед. 4 —
6 раз.

2. Подбрасывание мяча. Ребенок подбрасывает мяч вверх-вперед и поднимает его с пола (рис. 84).

3. Бросание мяча в вертикально расположенную цель.



Рис. 84-85. Физические упражнения для детей старше одного года


4. Взрослый держит обруч, а малыш, находящийся от него на расстоянии вытянутых рук, пытается попасть в него маленьким мячом. Ребенка побуждают бросать мяч в корзинку. 4—6 раз.

5. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках средней величины мяч, стоя на расстоянии 100—120 см от взрослого. Подняв мяч вверх-назад, он бросает его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает его обратно. 4—6 раз.
6. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

7. Бросание мяча двумя руками в вертикально расположенный обруч на уровне глаз ребенка на расстояние 80—120 см.

8. Бросание маленького мяча левой, а затем правой рукой в обруч, прикрепленный к стенке на высоте 80— 120 см, на расстояние 1 м.